Дельфин символ чего в христианстве
«Новый Геродот»
Дельфины в христианстве
Дельфины в христианстве
Analogopotom писал(а): Библейский Змей-искуситель, между делом, является хранителем тайны бессмертия.
В Эдеме два дерева росло.
«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла », (Быт.2:9).
Им, кажется, не все принадлежит
В Раю. Здесь роковое где-то есть
Познанья Древо; от него вкушать
Нельзя. Познанье им запрещено?
Нелепый, подозрительный запрет!
Зачем ревниво запретил Господь
Познанье людям? Разве может быть
Познанье преступленьем? Ужель
Неведенье — единственный закон
Покорности и веры и на нем
Блаженство их основано? Какой
Отличный способ им наверняка
Погибель уготовать!
Re: Амулеты-змеевики Древней Руси
Re: Амулеты-змеевики Древней Руси
Re: Амулеты-змеевики Древней Руси
Вы не знаете, что культ омфалов (омфал-пуп земли) был распространен по всему Средиземноморью, то есть, безо всякой связи с Левантом и Ближним Востоком.
Люди поклонялись тому, что падало с неба, и это неудивительно.
Древнеегипетский бенбен (священным камнем в храме солнца в Гелиополе), ставший прообразом пирамидонов, предположительно, был метеоритом.
Черный камень. Пафос, Кипр. Размеры 130 х 90 см, весит около тонны.
Известны другие священные камни, не только женских божеств, но и Зевса с Аполлоном.
К сожалению, доказать, что священные черные камни “байтилиа” действительно были метеоритами очень сложно, поскольку почти все они утеряны. Единственным исключением является Черный камень города Пафоса на острове Кипр. Ему поклонялись, как воплощению богини Афродиты, по крайней мене с 1300 г. до н.э. Вот что по этому поводу в 2005 г. написал член Международной ассоциации коллекционеров метеоритов (IMCA) Мартин Альтман (Martin Altmann), когда эта тема обсуждалась на сайте Meteorite Central Mailing List.
“Да, сохранился один камень в Пафосе на Кипре. Этот священный камень помещенным в храм, изображался на многих классических монетах (Траяна, Веспасиана, Друсуса, Каракаллы и др.). Он был обнаружен во время раскопок на месте храма более ста лет назад и долгое время хранился в подвале запасников Национального музея Никосии, пока не был доставлен в местный археологический музей в Куклии (Kouklia), где он сейчас и выставлен. Анализ образца никогда не проводили. Если этот камень действительно является метеоритом, то это будет сенсацией, доказывающей, что культ “байтилиа” в храмах классического греческого и римского периодов, а также эпохи Селевкидов, был поклонением метеоритам. Тогда метеоритами являлись и камень в храме Эфеса, и Омфалос в Дельфах, и камень Астарты (Astarte) в Сидоне, Эмесский камень, а также камень в храме Зевса Касиоса в Селевкии. И даже, если окажется, что камень из Пафоса не метеорит, попробовать его изучить стоит в любом случае.”
Re: Амулеты-змеевики Древней Руси
Вы не знаете, что культ омфалов (омфал-пуп земли) был распространен по всему Средиземноморью, то есть, безо всякой связи с Левантом и Ближним Востоком.
Люди поклонялись тому, что падало с неба, и это неудивительно.
Древнеегипетский бенбен (священным камнем в храме солнца в Гелиополе), ставший прообразом пирамидонов, предположительно, был метеоритом.
Черный камень. Пафос, Кипр. Размеры 130 х 90 см, весит около тонны.
Известны другие священные камни, не только женских божеств, но и Зевса с Аполлоном.
К сожалению, доказать, что священные черные камни “байтилиа” действительно были метеоритами очень сложно, поскольку почти все они утеряны. Единственным исключением является Черный камень города Пафоса на острове Кипр. Ему поклонялись, как воплощению богини Афродиты, по крайней мене с 1300 г. до н.э. Вот что по этому поводу в 2005 г. написал член Международной ассоциации коллекционеров метеоритов (IMCA) Мартин Альтман (Martin Altmann), когда эта тема обсуждалась на сайте Meteorite Central Mailing List.
“Да, сохранился один камень в Пафосе на Кипре. Этот священный камень помещенным в храм, изображался на многих классических монетах (Траяна, Веспасиана, Друсуса, Каракаллы и др.). Он был обнаружен во время раскопок на месте храма более ста лет назад и долгое время хранился в подвале запасников Национального музея Никосии, пока не был доставлен в местный археологический музей в Куклии (Kouklia), где он сейчас и выставлен. Анализ образца никогда не проводили. Если этот камень действительно является метеоритом, то это будет сенсацией, доказывающей, что культ “байтилиа” в храмах классического греческого и римского периодов, а также эпохи Селевкидов, был поклонением метеоритам. Тогда метеоритами являлись и камень в храме Эфеса, и Омфалос в Дельфах, и камень Астарты (Astarte) в Сидоне, Эмесский камень, а также камень в храме Зевса Касиоса в Селевкии. И даже, если окажется, что камень из Пафоса не метеорит, попробовать его изучить стоит в любом случае.”
Re: Амулеты-змеевики Древней Руси
Есть ссылка на почитание дельфина в христианстве? Как-то это сомнительно. Или какое-то местечковое явление.
Гипотеза с метеоритом, который перевезли из Фригии в Рим, понятна. Но никаких свидетельств о его особых свойствах нет. Значит, это просто атрибут.
Для политеизма нормально заимствование божеств из чужих пантеонов или признание через отождествление.
Культов с камнями было много, и никакой прямой связи между ними нет.
Re: Амулеты-змеевики Древней Руси
Re: Амулеты-змеевики Древней Руси
Есть ссылка на почитание дельфина в христианстве? Как-то это сомнительно. Или какое-то местечковое явление.
Гипотеза с метеоритом, который перевезли из Фригии в Рим, понятна. Но никаких свидетельств о его особых свойствах нет. Значит, это просто атрибут.
Для политеизма нормально заимствование божеств из чужих пантеонов или признание через отождествление.
Культов с камнями было много, и никакой прямой связи между ними нет.
Поскольку дельфинов часто видели вместе с кораблями, они стали представлять Христа, который защищает и направляет мореплавателей через бездонный океан
Re: Амулеты-змеевики Древней Руси
Re: Амулеты-змеевики Древней Руси
Re: Амулеты-змеевики Древней Руси
Re: Амулеты-змеевики Древней Руси
Присутствие дельфина в изображениях Афродиты и Эрота ничего не доказывает. Связь еще надо обосновать.
А Высоцкий вовсе не имеет отношение к христианской символике.
Эта альтернативная гипотеза о камне Кибелы и связи Богоматери с Афродитой из пальца высосана.
Гораздо больше параллелей можно найти в культе Изиды и митраизме.
Re: Амулеты-змеевики Древней Руси
Присутствие дельфина в изображениях Афродиты и Эрота ничего не доказывает. Связь еще надо обосновать.
А Высоцкий вовсе не имеет отношение к христианской символике.
Эта альтернативная гипотеза о камне Кибелы и связи Богоматери с Афродитой из пальца высосана.
Гораздо больше параллелей можно найти в культе Изиды и митраизме.
Re: Амулеты-змеевики Древней Руси
Re: Амулеты-змеевики Древней Руси
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Химчистка организма по методу Валентины Кондаковой Лет 10 назад мне посчаст.
Привет! Привет… Ну, здравствуй, как живёшь? Да как всегда, гоню вперёд на красный. А как сама.
Потеряла свой пост, теперь цитирую:)) (Мнение специалиста по биоэнергетике) Почему пете.
—Музыка
—Ссылки
—Метки
—Рубрики
—Фотоальбом
—Видео
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Дельфин как символ
Дельфин как символ
«Стремясь сквозь зеленые воды, символизируя радость, вы прыгаете из глубин, чтобы прикоснуться к небу, разбрасывая брызги как горсти драгоценностей»
Хорас Доббс
Дельфин — существо, живущее в двух стихиях, морской и воздушной. Он служит связующим звеном между земным и небесным и является царем рыб, спасителем людей, потерпевших кораблекрушение, провожатым душ в потустороннем мире. Дельфин — это аллегория спасения, вдохновленная древними легендами, которые изображают его как друга человека. Он символизирует море, морскую силу, безопасность и скорость, свободу, благородство, любовь, удовольствие.
Два дельфина, смотрящие в разные стороны, олицетворяют двойственность природы, космические потоки инволюции и эволюции, два дельфина вместе — золотую середину между крайностями, символ равновесия. Дельфин с якорем означает рассудительность.
В шумеро-семитской мифологии дельфин связан с Энки — богом мудрости, хозяином подземного мирового океана пресных вод. Согласно преданию, люди жили как животные, пока из моря не вышел первочеловек, культурный герой Оаннес (эпитет бога Энки) в образе полудельфина (по другой версии — полурыбы-получеловека). Он научил жителей Вавилонии письму, наукам, строительству, земледелию. Кроме того, дельфин является атрибутом богини Иштар и посвящен Атаргатис, богине плодородия и благополучия в западносемитской мифологии.
У египтян Изида, богиня плодородия, ветра, воды и мореплавания, может изображаться с дельфином.
В индуизме дельфин — конь Камы, бога любви.
В минойской культуре он олицетворяет власть на морях. Почти четыре тысячи лет назад древние художники запечатлели дельфинов на фреске Кносского дворца на острове Крит: словно морские божества, огромные животные, плавно скользя, совершают свой танец в прозрачных водах, охраняя мир и покой подводного царства.
В греческой мифологии дельфины часто сопровождают богов — Афродиту, Посейдона, Аполлона, Диониса. Дельфин может обладать как лунными, так и солярными признаками: рядом с Аполлоном Дельфийским он символизирует свет и солнце, если же изображается с Афродитой или Эросом, то имеет лунный символизм.
По своему происхождению Афродита близка к финикийской Астарте, ассирийской Иштар, египетской Исиде и часто, подобно им, изображается с дельфинами. Дельфин — одна из ипостасей Посейдона. По преданию, один из дельфинов сочетал браком бога морей и Амфитриту. После схватки с чудовищным Пифоном Аполлон в образе дельфина догоняет корабль критских мореходов и приводит его к пристани города Крисы.
Оттуда через плодородную долину моряки приходят к подножию Парнаса, где расположена главная святыня эллинского мира — Дельфийский оракул и храм Аполлона, — и становятся первыми дельфийскими жрецами.
Согласно легенде, в дельфинов были превращены тирренские морские разбойники, не разглядевшие в плененном ими прекрасном юноше могущественного бога Диониса. С тех пор им предначертано вечно служить в его свите. Диониса в древних мистериях сравнивали с волшебным дельфином, ныряющим в пучину и поднимающимся на поверхность воды. Он бессмертен и существует вне границ пространства и времени, то появляясь, то исчезая в бесконечной цепи воплощений.
У этрусков и римлян дельфин символизирует путешествие души через море смерти в страну обетованную. В митраизме дельфин связан с Митрой, символом света.
В христианской символике дельфин отождествляется с Иисусом Христом как творцом и спасителем, с воскресением и спасением. Дельфин с якорем или кораблем олицетворяет церковь, ведомую Христом. В христианстве этот символ иногда заменяет ковчег спасения и возрождения. Дельфин, пронзенный трезубцем или прикованный к якорю, означает распятого Христа.
Мифы многих народов говорят о дельфине как о существе божественном, обладающем даром пророчества, способном одним прыжком вылететь из воды и достичь неба, чтобы занять свое место среди созвездий.
Арион
Навстречу дню в яснеющем просторе
Плывет он, на дельфине восседая;
Стихает ветер, и волна седая
Чуть плещет, сладостной кифаре вторя.
И нереиды с ним в согласном хоре
Поют, чертог подводный покидая,
И множат эхо, голоса сплетая
В торжественном амфитеатре моря.
Нерей с Доридою, и сам великий
Нептун, и старый Главк, чудесным пеньем
Пробуждены, всплывают из пучины.
О власть необоримая музыки!
Тебе внимают с равным восхищеньем
Ветра и волны, боги и дельфины.
Когда танцуют дельфины,
Когда танцуют дельфины,
Так птицы щебечут на зорьке,
Уставшее сердце судна
Блаженства сигнал подает,
И видит впередсмотрящий,
веселый и дальнозоркий,
Зеленые всполохи молний
Над пенной громадой вод.
Когда танцуют дельфины,
Раскованно, самозабвенно
Выпрыгивая и взлетая
Над самой большой волной,
Все остальное сразу
Становится второстепенным,
Как будто бы перерождение
Происходит со мной.
Когда танцуют дельфины,
Душа отделиться от тела
Стремится свободной птицей,
В пучину морскую летя,
И желтый тропический ливень,
Пролившийся оголтело,
Обмоет живою водою,
Как мать обмывает дитя.
Когда танцуют дельфины,
Одолевая теченья,
И океан, взрываясь,
Ломается пополам,
Тогда появляется радуга
И, обретя вдохновенье,
Искрящийся колокол неба
Передает его нам.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Дельфин как символ
«Стремясь сквозь зеленые воды, символизируя радость, вы прыгаете из глубин, чтобы прикоснуться к небу, разбрасывая брызги как горсти драгоценностей»
Хорас Доббс
Дельфин — существо, живущее в двух стихиях, морской и воздушной. Он служит связующим звеном между земным и небесным и является царем рыб, спасителем людей, потерпевших кораблекрушение, провожатым душ в потустороннем мире. Дельфин — это аллегория спасения, вдохновленная древними легендами, которые изображают его как друга человека. Он символизирует море, морскую силу, безопасность и скорость, свободу, благородство, любовь, удовольствие.
Два дельфина, смотрящие в разные стороны, олицетворяют двойственность природы, космические потоки инволюции и эволюции, два дельфина вместе — золотую середину между крайностями, символ равновесия. Дельфин с якорем означает рассудительность.
В шумеро-семитской мифологии дельфин связан с Энки — богом мудрости, хозяином подземного мирового океана пресных вод. Согласно преданию, люди жили как животные, пока из моря не вышел первочеловек, культурный герой Оаннес (эпитет бога Энки) в образе полудельфина (по другой версии — полурыбы-получеловека). Он научил жителей Вавилонии письму, наукам, строительству, земледелию. Кроме того, дельфин является атрибутом богини Иштар и посвящен Атаргатис, богине плодородия и благополучия в западносемитской мифологии.
У египтян Изида, богиня плодородия, ветра, воды и мореплавания, может изображаться с дельфином.
В индуизме дельфин — конь Камы, бога любви.
В минойской культуре он олицетворяет власть на морях. Почти четыре тысячи лет назад древние художники запечатлели дельфинов на фреске Кносского дворца на острове Крит: словно морские божества, огромные животные, плавно скользя, совершают свой танец в прозрачных водах, охраняя мир и покой подводного царства.
В греческой мифологии дельфины часто сопровождают богов — Афродиту, Посейдона, Аполлона, Диониса. Дельфин может обладать как лунными, так и солярными признаками: рядом с Аполлоном Дельфийским он символизирует свет и солнце, если же изображается с Афродитой или Эросом, то имеет лунный символизм.
По своему происхождению Афродита близка к финикийской Астарте, ассирийской Иштар, египетской Исиде и часто, подобно им, изображается с дельфинами. Дельфин — одна из ипостасей Посейдона. По преданию, один из дельфинов сочетал браком бога морей и Амфитриту. После схватки с чудовищным Пифоном Аполлон в образе дельфина догоняет корабль критских мореходов и приводит его к пристани города Крисы.
Оттуда через плодородную долину моряки приходят к подножию Парнаса, где расположена главная святыня эллинского мира — Дельфийский оракул и храм Аполлона, — и становятся первыми дельфийскими жрецами.
Согласно легенде, в дельфинов были превращены тирренские морские разбойники, не разглядевшие в плененном ими прекрасном юноше могущественного бога Диониса. С тех пор им предначертано вечно служить в его свите. Диониса в древних мистериях сравнивали с волшебным дельфином, ныряющим в пучину и поднимающимся на поверхность воды. Он бессмертен и существует вне границ пространства и времени, то появляясь, то исчезая в бесконечной цепи воплощений.
У этрусков и римлян дельфин символизирует путешествие души через море смерти в страну обетованную. В митраизме дельфин связан с Митрой, символом света.
В христианской символике дельфин отождествляется с Иисусом Христом как творцом и спасителем, с воскресением и спасением. Дельфин с якорем или кораблем олицетворяет церковь, ведомую Христом. В христианстве этот символ иногда заменяет ковчег спасения и возрождения. Дельфин, пронзенный трезубцем или прикованный к якорю, означает распятого Христа.
Мифы многих народов говорят о дельфине как о существе божественном, обладающем даром пророчества, способном одним прыжком вылететь из воды и достичь неба, чтобы занять свое место среди созвездий.
Арион
Навстречу дню в яснеющем просторе
Плывет он, на дельфине восседая;
Стихает ветер, и волна седая
Чуть плещет, сладостной кифаре вторя.
И нереиды с ним в согласном хоре
Поют, чертог подводный покидая,
И множат эхо, голоса сплетая
В торжественном амфитеатре моря.
Нерей с Доридою, и сам великий
Нептун, и старый Главк, чудесным пеньем
Пробуждены, всплывают из пучины.
О власть необоримая музыки!
Тебе внимают с равным восхищеньем
Ветра и волны, боги и дельфины.
Когда танцуют дельфины,
Когда танцуют дельфины,
Так птицы щебечут на зорьке,
Уставшее сердце судна
Блаженства сигнал подает,
И видит впередсмотрящий,
веселый и дальнозоркий,
Зеленые всполохи молний
Над пенной громадой вод.
Когда танцуют дельфины,
Раскованно, самозабвенно
Выпрыгивая и взлетая
Над самой большой волной,
Все остальное сразу
Становится второстепенным,
Как будто бы перерождение
Происходит со мной.
Когда танцуют дельфины,
Душа отделиться от тела
Стремится свободной птицей,
В пучину морскую летя,
И желтый тропический ливень,
Пролившийся оголтело,
Обмоет живою водою,
Как мать обмывает дитя.
Когда танцуют дельфины,
Одолевая теченья,
И океан, взрываясь,
Ломается пополам,
Тогда появляется радуга
И, обретя вдохновенье,
Искрящийся колокол неба
Передает его нам.
Дельфин
Дельфины — небольшие, обладающие исключительными гидродинамическими свойствами, морские животные. С давних времен известно было, что дельфины обладают интеллектом, любят играть и дружелюбны по отношению к человеку. Об этом не раз повествовалось в трудах Эзопа, Геродота, Аристофана, Плиния Старшего и многих других. В искусстве античного ваяния, и вообще в искусстве, изображение дельфина стало одним из самых любимых. И хотя дельфин никогда не трактовался, как некий «царь» морской стихии, именно он и стал общепринятой эмблемой моря.
Дельфин, как самый быстрый, по мнению древних, морской зверь, становится и символом скорости.
Дельфин, обвивающий якорь, символизировал остановку движения корабля, надежность якоря; а также предусмотрительность. Проявляемая дельфинами симпатия к человеку, тоже далеко не безынтересна. Рыбаки очень давно встречались с проявлениями этой симпатии, когда дельфины загоняли рыбу в их сети, и называли это «взаимностью», ибо какую-то часть пойманной рыбы отдавали обычно добровольным «помощникам». Тут любопытно кашубское присловье: «не был бы дельфин слишком прожорливым, так имел бы полную свободу».
Наличие таких свойств, как скорость движения, хитрость и осторожность, и стало поводом для того, чтобы сделать дельфина символом навигации, судоходства (это ведь намного проще и конкретнее, нежели изображение Посейдона — с трезубцем и якорем). Дельфин символизировал водную стихию. Так дельфин стал покровителем судоходства, мифическим перевозчиком богов.
Перед изменением погоды к худшему, к приближению периода штормов, дельфины уходят в глубину моря, прячутся от непогоды. Поэтому античные мореходы одарили дельфина свойством провидца. Причем, не только метеорологического, но и предчувствующего иные виды опасностей. Данте в «Божественной комедии» («Ад») писал: «Дельфин, выныривая из морской волны, дает плывущим знак, чтобы себя хранили». Кстати, морякам в те далекие времена помогало определяться в плаванье именно созвездие Дельфина.
Кроме всего прочего, дельфинам приписывается музыкальный слух, любовь к музыке.
Образ дельфина связан и с праздником, радостью. С IV века до позднего Средневековья было принято делать масляные светильники именно в форме дельфина. Эта форма продиктована еще и ее практичностью — ведь еще древнекитайские и древнеегипетские светильники делались в виде некоего соусника с длинным носиком, из которого торчал кончик фитиля.
Спаситель и психопомп, провожатый душ в подземном мире, спаситель людей, потерпевших кораблекрушение, царь рыб.
Символизм дельфина происходит напрямую из природного дружелюбия, игривости и сообразительности этого морского млекопитающего.
умное и преданное человеку морское млекопитающее животное, с давних пор привлекавшее внимание в Средиземноморье.
Изображение дельфина можно увидеть на многих аллегориях и эмблемах; иногда оно парное. Когда два дельфина или какая-то рыба указывают в одном направлении, парное изображение, возможно, подчиняется закону двусторонней симметрии чисто как украшение, или служит символом равновесия. Но обратный порядок расположения, то есть с одним дельфином, указывающим вверх, и другим — вниз, всегда символизирует двойственные космические потоки инволюции и эволюции; это то, что испанский писатель XVII века Сааведра Фахардо подразумевал под «либо вверх, либо вниз». Сам дельфин — это аллегория спасения, вдохновленная древними легендами, которые изображают его как друга человека. Изображение дельфина ассоциируется с якорем (другим символом спасения), с языческими, эротическими божествами и с другими символами (20).
Символизирует морскую власть, безопасность и скорость. Два дельфина, смотрящие в разные стороны, олицетворяют двойственность природы. Дельфин с якорем означает скорость и медлительность, два дельфина вместе — середину между крайностями («поспешай медленно»). Спасение, превращение, скорость, мощь моря, любовь.
Содержание
В шумеро-семитской мифологии дельфин использовался вместо рыбы в презентациях Эа-Оаннеса. Является атрибутом Иштар и посвящен Атаргатис.
У египтян является атрибутом Изиды.
В Древних Греции и Риме его изображение высекается на столбах—метах в местах, где проводились гонки колесниц, а также на обоих концах стены, которая обычно делила полосу для гонок на две линии. Достигнув меты, кони должны были поворачивать на полном скаку. Кстати, кони, как и дельфины, согласно мифам, являлись слугами бога моря Посейдона (Нептуна), упряжку которого и влекли на его изображениях. Возле «мет» всегда толпились многочисленные зрители, и убогим женщинам из простого народа разрешалось здесь гадать по ладони, на чашке. Ведь дельфин считался существом как бы волшебным, а значит, и все связанное с ним, имело «колдовское» поле.
Он доставил на берег рожденную из морской пены Афродиту, и тут же сподобился стать и символом любви, плодовитости. Молодой бог Дионис, будучи покровителем всех плавающих под парусом, превратил в дельфинов тирренских разбойников-пиратов, которые хотели захватить Диониса в плен. Раскаиваясь в содеянном, преступники ставшие морскими жителями, начали помогать всем, кто терпит бедствие в море. Так что дельфин — еще и символ искупления прежней вины. Правда, в одной из басен Эзопа дельфины топят в море обезьяну, которая пыталась выдать себя за человека…
Аполлон, бог искусств, недаром получил прозвище: «Delphinios», ибо не раз появлялся в образе дельфина, а также ездил на этом морском звере, как и Афродита. Когда корсары заставили божественного артиста Ариона петь для них, а после исполнения последней арии, выбросили его за борт, то певца подхватили дельфины и в полной безопасности доставили в Коринф.
Согласно пифагорейской теории, душа умершего человека переходит в тело дельфина. Существует и легенда о том, что в дельфинах возрождаются души погибших в море моряков.
В Древней Греции — психопомп, сопровождающий души к Островам Блаженных. Обладает как лунными, так и солярными признаками: в связи с Аполлоном Дельфийским символизирует свет и солнце; будучи созвучным со словом утроба — лунное начало. Имеет эротический символизм, если изображается с «женщиной моря» Афродитой или Эросом. Атрибут морского владыки Посейдона и Диониса. Обнаженная Тетис плывет по морю на дельфине. В минойской культуре олицетворяет власть на морях.
Рыба в представлениях первых христиан символизировала их веру. Это часто был дельфин, поскольку рыба, поглотившая ИОНУ, была «большой рыбой» (по русской Библии — кит). В этом сюжете видели прообраз смерти и Воскресения Христа и, вероятно, по этой причине дельфин стал символом этого.
В сюжетах из классической мифологии дельфин является атрибутом НЕПТУНА; родившейся из пены морской BEНЕРЫ; персонифицированной воды (одного из ЧЕТЫРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ). Дельфин везет колесницу нереиды ГАЛАТЕИ, Персонифицированная ФОРТУНА, подобно морской Венере, может ехать верхом на дельфине, как и АРИОН (юноша с лирой). Моряки прыгая за борт, превращаются в дельфинов (БАХУС, 3). См.т.ж. ЯКОРЬ.
В греческой, критской и этрусской мифологиях сами боги путешествуют на дельфинах. Считалось также, что дельфины спасают тонущих героев или доставляют души на Острова Блаженства (что повлияло впоследствии на их значение в христианском символизме). Они были атрибутом Посейдона (в римской мифологии Нептуна), Афродиты (Венеры), Эроса (Купидона) и Деметры (Церцеи). Дионис (Бахус) превращал пьяных и нечестивых моряков в дельфинов и сам превращался в дельфина, чтобы доставить критских пилигримов в свое святилище в Дельфах.
По преданию, дельфин спас греческого певца Ариона, вынеся его после кораблекрушения на берег. Согласно легенде, Аполлон принял образ дельфина, чтобы доставить критян в Дельфы, где они соорудили храм. Имя Аполлон Дельфийский (господин дельфинов), по-видимому, обозначает, что Аполлона чтили в минойских областях с символом дельфина. Неясно только, отсюда ли происходит наименование «Дельфы». В остальных случаях дельфин был атрибутом владыки моря Посейдона, и один из дельфинов, по преданию, сочетал браком бога морей и его супругу Амфитриту. Поскольку, по преданию, Посейдон создал первую лошадь из скалы и иногда сам превращался в жеребца, то в числе его атрибутов имеется и лошадь. Поэтому на ипподромах часто изображались фигуры дельфинов для указания количества пройденных кругов. Согласно легенде, бог винотрадарства и виноделия Дионис превратил пиратов в дельфинов. Родившаяся из морской пены Афродита (Венера) также часто изображается с дельфинами. На надгробиях этрусков можно видеть дельфинов, которые несут души усопших в страну обетованную; лишь в значительно более позднее время укоренилось мрачное представление о потустороннем мире типа Аида.
У римлян символизирует путешествие души через море смерти к Островам Блаженных.
В кельтском эпосе дельфин связан с поклонением источникам и с силами вод.
В митраизме связан с Митрой, символом света.