Деловое администрирование что это

Что такое MBA и почему набирает популярность Digital MBA: ключевые особенности обучения

Повсеместная диджитализация диктует бизнесу новые правила. Чтобы выдерживать конкуренцию, важно грамотно использовать digital-технологии и владеть цифровым инструментарием. В этом управленцам помогает бизнес-образование, в частности обновлённые программы MBA — Digital MBA.

Рассказываем, кому и зачем нужно MBA-обучение, как получить диплом бесплатно или со значительной скидкой, чем отличается Digital MBA от классического MBA, какие навыки и умения (и не только) приобретают выпускники — всё это с комментариями экспертов.

Деловое администрирование что это. Смотреть фото Деловое администрирование что это. Смотреть картинку Деловое администрирование что это. Картинка про Деловое администрирование что это. Фото Деловое администрирование что это

Редактор Нетологии. Разобралась в тонкостях популярного бизнес-образования

Как устроены традиционные программы MBA

Что такое MBA

MBA — Master of Business Administration, в переводе «мастер делового администрирования». Программы MBA преподают в бизнес-школах для подготовки управленцев среднего и высшего звена в коммерции, государственном и муниципальном управлении. Обычно обучение длится два года.

На программах MBA обучаются эффективному управлению бизнесом: новым техникам и приёмам для роста. Также MBA помогает расширить деловые связи, что нередко приводит к созданию новых проектов.

Основа обучения — методика «кейс-стадис» (case-studies), или бизнес-кейсов. Представляет собой разбор конкретных примеров из реальной жизни, проработку возможных действий с аргументированным решением по рассматриваемой ситуации. Метод разработан в Гарвардской бизнес-школе в начале ХХ века.

Студенты опираются на личный опыт, предлагая кейсы из собственной практики. Групповое рассмотрение и совместный поиск решения доказали свою эффективность — в результате появляются не только новые идеи, но и новые бизнесы.

Для обучения на MBA нужно иметь диплом о высшем образовании и стаж практической деятельности не менее 2–3 лет. Также бизнес-школы попросят:

Выпускник получает квалификационную степень MBA, диплом о профессиональной переподготовке, а также диплом MBA бизнес-школы.

Степень MBA позволяет претендовать на высокооплачиваемые управленческие позиции. В некоторых компаниях без её наличия в принципе нельзя попасть на руководящую должность.

Ряд глобальных инвестиционных банков даже выпускников университетов рассматривает в разрезе заветной степени: если нет МВА из ведущего университета, то могут предложить только начальную должность аналитика, а если есть — сразу более высокую позицию associate.

Всё это ежегодно привлекает в бизнес-школы десятки тысяч человек.

Источник

Что такое MBA. Объясняем простыми словами

Программа МВА заточена на подготовку управленцев среднего и высшего звена в коммерческих компаниях. Студентов учат прикладным навыкам в бизнесе, а именно: управлению корпоративными финансами, экономическим дисциплинам для руководителей, стратегическому менеджменту, управлению персоналом, soft skills — навыкам для менеджеров и профильным знаниям по ведению бизнеса (в зависимости от специализации программы).

Диплом МВА повышает шансы на высокооплачиваемую работу. В том числе потому, что в ходе обучения может сформироваться сеть профессиональных контактов, благодаря которым в дальнейшем можно получить привлекательное предложение по работе.

Пример употребления на «Секрете»

«Мне кажется, что сегодня слишком много компаний управляется людьми со степенью MBA. Происходит MBA-изация Америки, и это, на мой взгляд, не очень хорошо».

(Илон Маск — о том, почему экономическое образование может быть проблемой для бизнеса.)

Нюансы

Помимо обычной программы MBA есть еще несколько видов:

(EMBA) Executive MBA. Это продвинутый курс для руководителей высшего звена — генеральных директоров и их заместителей с большим опытом управленческой деятельности.

(DBA) Doctor of Business Administration. Программа предназначена для собственников бизнеса, акционеров, членов совета директоров.

История

Впервые в мире степень МВА получили выпускники Дартмутского колледжа в США в 1901 году. Студенты прошли обучение по программе Master of Commercial Science — это прообраз современных курсов MBA. Уже в 1906 году в Бостоне появилась первая Гарвардская бизнес-школа. После нее в США появились Уортонская, Стэнфордская и другие известные школы. В России бизнес-образование пришло в 1988 году, когда открылась Высшая коммерческая школа Минэкономразвития России — ВАВТ.

Цифры

В российских бизнес-школах двухгодичный курс программы МВА стоит от 140 000 до 5 млн рублей. Например, в РАНХиГС стоимость обучения в 2021 году составляет около 1 097 000 рублей.

Критика

«Большинство тех, кто получил такое образование, признаются, что, несмотря на очень насыщенный и интересный процесс обучения, самое ценное, что дают эти школы, — связи», — писал в колонке для «Секрета» управляющий партнёр Leta Capital Александр Чачава.

По его словам, кейсы MBA практически не пересекаются с российской действительностью. Диплом бизнес-школы не только не гарантирует успехов в карьере, но иногда даже усложняет трудоустройство — амбиции выросли, как и запросы по зарплате, отмечает Чачава.

Источник

Бизнес-администрирование: профессия нового времени

Требования времени как нельзя более заметно сказались на появлении потребности во многих специальностях, которые еще пару десятков лет были редкостью на просторах нашего отечества. Рыночный тип экономических взаимоотношений, давно достигший практического совершенства в развитых странах мира, наглядно подтверждает важность регулирования бизнес-процессов и востребованность экономического менеджмента.

На сегодня бизнес-администрирование – профессия как целый спектр направлений развивается и требует от специалистов этой сферы глубоких теоретических знаний, многообразных практических навыков, развитого интеллекта и способности логического построения мыслительных виртуальных моделей определенных процессов и явлений. В этой области должны работать исключительно профессионалы, которых сегодня готовят отечественные ВУЗы различного уровня аккредитации.

Что такое бизнес-администрирование как профессия?

Деловое администрирование что это. Смотреть фото Деловое администрирование что это. Смотреть картинку Деловое администрирование что это. Картинка про Деловое администрирование что это. Фото Деловое администрирование что это

Рассматриваемую специальность на сегодня по праву называют одной из наиболее популярных, распространенных, востребованных на мировом рынке труда. Профессия администрирования бизнеса требует от специалиста значительного образовательного уровня, который при сочетании всех факторов позволяет мыслить широко и разносторонне. Профессионал данной сферы должен отвечать следующим требованиям:

Главная черта бизнес-администрирования как профессии – это гармоничное объединение современных знаний экономической теории и принципов административно-хозяйственного права, наиболее прогрессивных приемов, которыми на сегодняшний день располагает менеджмент и маркетинг.

Обычно специалисты, отвечающие всем требованиям к этой широко востребованной профессии, трудятся не только в области менеджмента экономики узкого направления в качестве управленцев. Профессионалы этой области заняты в более широко направленных сферах. Они проводят работу по экономическому обоснованию, трудятся в бизнес-проектировании, осуществляют организацию и комплексное деловое администрирование субъектов предпринимательской деятельности, являются руководителями малых и средних производственных предприятий, компаний, фирм.

Кроме этого, управленцы данной категории возглавляют проекты по планированию, разработке выпуска и внедрению нового продукта или услуги на региональный или международный рынок.

Задачи и обязанности бизнес-администратора

В процессе подготовки специалиста проводится ориентирование на проведение мероприятий исключительно практической направленности. Это как нельзя более точно соответствует решению профессиональных задач при факторах индивидуального совершенствования посредством выявления и всестороннего развития навыков и способностей принимать решения, работать в команде, быть лидером и при необходимости брать инициативу в свои руки.

Особо важно для менеджера-администратора первого эшелона вести переговорный процесс, владеть коммуникациями общения и осуществлять презентации с достижением положительного эффекта. Немаловажным преимуществом при выборе специалиста для работы в области делового администрирования является свободное владение английским языком или несколькими в общедоступном объеме.

Объем профессиональных обязанностей специалиста данной категории достаточно велик, куда входят следующие позиции:

Деловое администрирование что это. Смотреть фото Деловое администрирование что это. Смотреть картинку Деловое администрирование что это. Картинка про Деловое администрирование что это. Фото Деловое администрирование что это

Немаловажными задачами в профессии делового администратора-экономиста является качественное управление инструментами маркетинга на предприятии любого уровня, а также проведение систематических маркетинговых исследований с полноценным анализом полученных данных.

Права и ответственность профессии

Основные права и обязанности администратора бизнеса прописаны в отечественном законодательстве, должностных инструкциях общего характера и индивидуального порядка. В перечень должностных обязанностей входят:

Деловое администрирование что это. Смотреть фото Деловое администрирование что это. Смотреть картинку Деловое администрирование что это. Картинка про Деловое администрирование что это. Фото Деловое администрирование что это

Процесс управления, которым обязан заниматься администратор, заключается в выработке моделей по взаимодействию между подразделениями, обозначении целей субъекта и обеспечении их реализации. Необходимо эффективно распределять функции между работниками, планировать методологию управления, разрабатывать элементы поэтапной реализации.

Ответственность сотрудника данного порядка определяется положениями законодательства России, в частности – уголовным, уголовно-процессуальным, гражданским и административным Кодексами Российской Федерации. Применение того или иного законодательного документа отличается особенностями в соответствии со сферой профессиональной заинтересованности работника, допустившего те или иные нарушения в работе. Это связано с тем, что администратор весьма сильно зависим от того, какими полномочиями ограничен спектр его деятельности согласно стандартной должностной инструкции или документа, определенного данным субъектом предпринимательства.

Востребованность и оплата

Профессиональные кадры в сфере делового руководства теми или иными подразделениями на предприятиях и в компаниях пользуются огромным спросом. Они востребованы в качестве функциональных менеджеров, руководителей небольших фирм без управленческого аппарата в сфере производства, ведущие управляющие проектов и программ, в подразделениях различных государственных служб.

Наиболее популярна специальность для экономических советников, консультантов по экономическим проблемам, членов наблюдательных советов, правлений акционерных обществ.

Учитывая, что это специалисты высшего звена, оплата труда на фирмах и предприятиях позволяет вести достойный трудозатрат способ жизни. Управленцы на сегодня по праву являются наиболее высокооплачиваемыми сотрудниками в компаниях различного уровня.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник

MBA — что это, зачем нужно и что даёт?

Деловое администрирование что это. Смотреть фото Деловое администрирование что это. Смотреть картинку Деловое администрирование что это. Картинка про Деловое администрирование что это. Фото Деловое администрирование что это

Сокращение MBA произошло от английского «Master of business administration», что переводится как: «Магистр делового администрирования» или «Мастер бизнес-администрирования». Такую квалификацию получают выпускники бизнес-школ, прошедшие одноименную программу в сфере менеджмента и управления.

Отличительной особенностью управленческого менеджмента по MBA является его практическая значимость. Обучающая программа строится на кейсах и примерах из жизни, что позволяет учащимся получить не только теоретические, но и практические навыки, помогающие действующим руководителям повысить эффективность выполняемых работ, а специалистам подготовиться к карьерному росту и получить необходимые компетенции.

Деловое администрирование что это. Смотреть фото Деловое администрирование что это. Смотреть картинку Деловое администрирование что это. Картинка про Деловое администрирование что это. Фото Деловое администрирование что это

История MBA

Прародителем MBA считается Дартмутский колледж, где выпускники 1901 года обучились по программе «Master of Commercial Science», овладев научным подходом к управлению. Всего через 5 лет, в 1906 году, в Бостоне открыли Гарвардскую бизнес-школу — первую в стране. Позже также появились Стэнфордская, Уортонская и другие популярные школы.

Среди европейских стран идею MBA первыми подхватили в Англии в 1960-х годах. На сегодняшний день бизнес-школы распространены по всей Европе, а самыми старыми и значимыми считаются:

Несмотря на распространенность бизнес-школ, не существует единого стандарта квалификации MBA. Внимательно изучите предлагаемую программу обучения, а также отзывы о ней и самой школе и оцените, поможет ли данный курс достижению стоящих перед вами целей.

В Россию программа MBA пришла в 1988 году с открытием Высшей коммерческой школы Минэкономразвития России (ВАВТ). Проведя 10-летний эксперимент по подготовке менеджеров высшей квалификации, с 2004 года ряд ВУЗов страны лицензирует обучение по программам как дополнительное образование. Также ряд учебных заведений России имеет партнерские соглашения с международными бизнес-школами и позволяет получать диплом иностранного университета, что актуально для желающих трудоустроиться за рубежом.

Деловое администрирование что это. Смотреть фото Деловое администрирование что это. Смотреть картинку Деловое администрирование что это. Картинка про Деловое администрирование что это. Фото Деловое администрирование что это

Программы MBA

Хоть в MBA и отсутствует единый квалификационный стандарт, программы все же можно классифицировать по отдельным критериям, например:

Full time — это очная форма обучения, как в традиционных учебных заведениях, при которой невозможно совмещение с работой.

Part time — «очно-заочная» форма, при которой учащийся посещает занятия, но может совмещать их с работой. На сегодняшний день это самая распространенная форма.

Distance-learning — дистанционная форма обучения, которая не требует отрыва от работы.

Классические программы MBA General

MGeneral — универсальная программа для топ-менеджеров и руководителей среднего звена, собственников малого и среднего бизнеса и руководителей с опытом работы от 3-х лет. Она развивает практические навыки по основным бизнес-процессам, применимых в любых отраслях. В MBA General применяется модульный формат обучения, позволяющий совмещать учебу и работу и применять полученные знания на практике. Существует несколько наиболее популярных вариантов учебных курсов этой категории:

Отраслевые MBA — это ориентированные на практические умения программы, для действующих или потенциальных владельцев предприятий различных сфер:

Программа совмещает в себе курс MBA General, который обеспечивает общее понимание законов бизнеса и управления, а также отраслевой блок, развивающий экспертные компетенции в выбранном направлении. После обучения выпускник готовит и защищает дипломный проект, в котором или описывает бизнес-план нового бизнеса, или программу усовершенствования существующей компании.

Помимо изложенных выше программ существуют также специализированные направления вроде Executive MBA (EMBA) — программы для топ-менеджеров. Ее отличительной особенностью является то, что в основе программы лежит личный рабочий опыт участников группы.

Также существует подготовительная программа MBA для бакалавров делового администрирования — BBA.

Деловое администрирование что это. Смотреть фото Деловое администрирование что это. Смотреть картинку Деловое администрирование что это. Картинка про Деловое администрирование что это. Фото Деловое администрирование что это

Кому нужно MBA?

Программа управленческой подготовки менеджеров актуальна в случаях, когда руководитель или специалист нацелен на карьерный рост и / или укрепление своих позиций внутри компании, хочет систематизировать знания о ключевых бизнес-аспектах и оптимизировать бизнес-процессы компании, а также стремится к развитию личных и профессиональных компетенций.

Диплом MBA актуален для:

Диплом MBA — не волшебная таблетка. Он бесполезен, если у человека нет четкой цели развития, отсутствует желание работать над собой и над развитием компании, а также нет практического опыта работы. Это не те знания, которые можно получить «впрок» и отложить в долгий ящик без применения в реальной жизни.

Деловое администрирование что это. Смотреть фото Деловое администрирование что это. Смотреть картинку Деловое администрирование что это. Картинка про Деловое администрирование что это. Фото Деловое администрирование что это

Чему учат на MBA?

В MBA основной упор делается на практическую подготовку, поэтому при обучении используется множество кейсов и разборов личного опыта слушателей. Цель программы — не просто предоставить теоретические знания, а научить управлять и применять новейшие технологии для улучшения работы компании, поэтому отдельное внимание уделено «прокачиванию» soft skills.

Но понимание бизнес-структур невозможно без знаний в ключевых аспектах бизнеса, поэтому в учебном курсе содержатся занятия по следующим дисциплинам:

После прохождения обучения магистры имеют необходимые знания для управленческой деятельности, мотивации персонала, долгосрочного перспективного планирования и оптимизации текущей деятельности, а также получают бонусы в виде:

Стать слушателем программы MBA можно имея законченное высшее образование и опыт работы не менее 2 лет. Также зачастую требуется знание английского языка, т.к. многие материалы написаны на нем, а также могут быть лекции от приглашенных иностранных профессоров. Помимо этого, кандидата также могут проверить на личностные качества, необходимые для управленческих должностей.

После обучения и защиты дипломного проекта выпускникам выдаются дипломы, подтверждающие их квалификацию:

Деловое администрирование что это. Смотреть фото Деловое администрирование что это. Смотреть картинку Деловое администрирование что это. Картинка про Деловое администрирование что это. Фото Деловое администрирование что это

Что дает MBA?

Выпускники MBA называют полученные знания главным результатом обучения. «Коллективный разум» позволяет получить новую информацию даже менеджерам с большим управленческим опытом.

С учетом особого упора на практические знания для слушателей, планирующих строить карьеру за рубежом, будет актуально обучение в предпочтительной для проживания стране — ведь во время учебы можно познакомиться с будущим работодателем.

Отличие MBA от второго высшего образования/магистратуры

Задумываясь о получении дополнительных знаний в сфере бизнеса, многие люди встают перед выбором: MBA, магистратура или второе высшее образование? По большому счету, у всех направлений есть общее стремление вложить новые знания в головы студентов, различия же заключаются во времени обучения и охвате программы.

Выбирая тот или иной способ обучения, стоит исходить из целей, которые вы планируете достичь — если ваша задача стать топ-менеджером, тогда стоит обратить внимание на MBA. Если же требуется получение более глубоких знаний в той сфере, в которой вы развиваетесь в настоящее время, стоит рассмотреть вариант получения второго высшего образования или магистерской степени.

Отличие MBA от курсов и тренингов

Сегодня популярность набирают различные тренинги для руководителей, за короткий срок предлагающие обучить основам управления. Как правило, цель подобного рода семинаров — развить и улучшить какой-то конкретный управленческий навык: ораторское искусство, тайм-менеджмент, контрольную функцию, лидерские качества. Также на подобных обучающих мероприятиях отсутствуют входные требования к опыту и навыкам слушателей, а обучение строится по принципу лекций с небольшим вовлечением участников, из-за чего многие даже не успевают познакомиться друг с другом.

Если перед вами не стоит глобальной задачи по модификации бизнеса, и вам хватает нынешней квалификации для управления и продвижения, то тренинги и курсы смогут помочь в восполнении отдельных пробелов в знаниях за короткий срок. Тренинги помогают в решении точечных задач, когда нецелесообразно тратить большие суммы и длительное время, если же требуется комплексный подход к ситуации, то лучше все же обратить внимание на MBA и сформировать единое информационное поле в своем сознании.

Деловое администрирование что это. Смотреть фото Деловое администрирование что это. Смотреть картинку Деловое администрирование что это. Картинка про Деловое администрирование что это. Фото Деловое администрирование что это

Где получить MBA?

Выбирая бизнес-школу для получения степени, стоит заранее продумать, в какой стране Вы планируете работать после окончания обучения, ведь знания должны быть применимы на практике. Например, разница в законах, способах управления и даже менталитете может помешать менеджеру с европейским взглядом запустить успешный проект в России. Если же, живя в России, вы планируете переезд в другую страну, лучше заранее погрузиться в ее культурную среду, а также подтянуть языковые навыки в ходе обучения.

Большое количество предложений способно поставить в тупик даже опытных управленцев, но есть несколько критериев, на которые стоит обратить внимание, выбирая учебное заведение:

Деловое администрирование что это. Смотреть фото Деловое администрирование что это. Смотреть картинку Деловое администрирование что это. Картинка про Деловое администрирование что это. Фото Деловое администрирование что это

Как получить MBA бесплатно?

Степень MBA — мечта многих менеджеров и специалистов, но не все могут безболезненно включить его в личный бюджет и откладывают обучение в долгий ящик. Для таких людей есть хорошая новость: сегодня поддерживая идею, что компания — это прежде всего люди, все больше организаций готовы финансировать обучение своих сотрудников с целью вырастить команду из лояльных и компетентных кадров. В этих случаях организация полностью или частично оплачивает обучение, а сотрудник обязуется выполнить встречные условия, например, отработать после прохождения программы несколько лет (как правило, 3-5) или возместить ее стоимость при увольнении. Такой подход широко распространен в Европе, но и среди российских компаний взаимовыгодные отношения набирают популярность.

Если на данный момент вы находитесь в поиске работы, обсудите условия обучения с потенциальным работодателем. С предложением можно выйти и на руководителя по текущему месту работы, если вы хорошо себя зарекомендовали и планируете карьерный рост в компании.

Как уже говорилось ранее, MBA — это не волшебная таблетка. Это концентрат знаний и практических советов, которые можно применить на практике здесь и сейчас. Если вы чувствуете, что готовы к дальнейшему развитию и хотите карьерного роста, но текущих знаний и связей не хватает для того, чтобы выйти на новый уровень, вам стоит рассмотреть возможность получения квалификации. Обратите внимание, что престижность диплома MBA намного выше дипломов ВУЗов, особенно если речь идет о региональных учебных заведениях, а значит и карьерных перспектив у выпускников MBA будет больше.

Moscow Business School — одна из крупнейших бизнес-школ России, которая передает самые современные знания и открывает новый взгляд на управление бизнесом. В основе работы школы лежит индивидуальный подход к каждому ученику, качественный сервис и практические знания по бизнесу и управлению. Работая по 43 тематическим направлениям, Moscow Business School предлагает большой выбор программ MBA для менеджеров самых разных сфер.

Список используемой литературы

С уважением, команда Moscow Business School

Источник

Бизнес администрирование

Нестеров А.К. Бизнес администрирование // Энциклопедия Нестеровых

Управленческая деятельность, как часть профессиональной деятельности в современных организациях, является трудно программируемой, связана со значительной степенью ответственности и может быть сопоставлена с работой в экстремальных условиях, так как большое количество информации, поступающей в различном порядке и с разной интенсивностью, требует быстрых решений и ответов в зависимости от возникающих ситуаций. Поэтому в современных условиях особое значение приобретает организация эффективного бизнес администрирования посредством интегративного подхода к данному процессу.

Понятие и содержание бизнес администрирования

Бизнес администрирование, как составная часть науки управления, принадлежит категории административно-управленческой деятельности. Методология бизнес администрирования и применение рассмотренных моделей его организации в условиях работы предприятий и учреждений позволяет профессиональным управляющим принимать эффективные административные решения в рамках осуществления ими функций управления.

Деловое администрирование что это. Смотреть фото Деловое администрирование что это. Смотреть картинку Деловое администрирование что это. Картинка про Деловое администрирование что это. Фото Деловое администрирование что это

Вопросы эффективности деятельности управляющего и проблематика рационального бизнес администрирования имеют высокое значение в контексте специфики их методологии. Необходимость создания эффективных моделей организации делового администрирования вызвана развитием содержательно-технологического обеспечения предприятий в сфере профессионального управления.

Основной проблемой в данной области является тот факт, что даже опытные руководители, не всегда пользуются знаниями и умениями, адекватными тем задачам, с которыми они встречаются в своей профессиональной деятельности. Особенно явно данная проблема проявляется при попытках решения нестандартных управленческих задач. Это означает, что имеющиеся у руководителей знания формальны, умение эффективно применять их в практической деятельности не сформировано, а наличие трудового опыта не определяет однозначно высокого уровня управленческой компетентности.

Содержание бизнес администрирования определяется фундаментальными особенностями категории управления, которое представляет собой «особый вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов, функций и методов» [1]. Основным фактором управления является профессиональный подход к его осуществлению, т.е. соответствие определенный внеиндивидуальным требованиям. Бизнес администрирование с точки зрения его внутреннего содержания определяется соответствием системе требований, которая является сущностной характеристикой данной категории.

В рамках данной статьи будем придерживаться подхода, что понятия «деловое администрирование» и «бизнес администрирование» являются синонимами.

В качестве общего определения делового администрирования как специфической деятельности можно привести следующее: «администрирование – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления, которые разработаны и применяются с целью повышения эффективности управления организацией» [2]. Данный подход основывается на использовании категорий, определяющих внутреннее содержание делового администрирования как особого вида деятельности, и вполне соответствует определению понятия «управление». Однако, в данном случае не затрагивается необходимость профессионального осуществления административной деятельности.

Предлагается использовать иной подход, который сводится к внутреннему содержанию понятия:

Бизнес администрирование – это профессиональное осуществление управленческой деятельности через систему организационных инструментов, компетенций и подразделений с использованием совокупности принципов, функций и методов управления, при котором ответственность за выполнение управленческих решений спускается сверху вниз.

В данном случае, комплексный подход к определению сущности администрирования позволяет характеризовать данную деятельность в качестве системного явления, без которого не функционирует ни одна организация. В то же время, затрагивая аспекты ответственности, компетенции и методологии управления в целом, данное определение акцентирует внимание и на профессиональном характере бизнес администрирования.

Учитывая специфику делового администрирования, как особого вида профессиональной деятельности, следует учесть, что оно представляет собой деятельность профессиональных управляющих по осуществлению и реализации организационной политики в рамках управления организацией с целью обеспечить максимальную эффективность использования имеющихся у нее ресурсов.

Специфика бизнес администрирования в том, что это именно профессиональная деятельность.

Ориентация на конечную результативность позволяет предположить возможность использования любых управленческих инструментов для реализации задач, которые стоят перед профессиональным управляющим в рамках осуществления им делового администрирования.

Методика делового администрирования имеет в современных условиях важное значение и занимает существенное место в вопросах развития организаций и предприятий. Наряду с вопросами карьеры, трудоустройства, реализации внутреннего потенциала систематически обновляются и требования к управлению организацией с учетом экономического роста в целом и динамикой развития конкретных компаний.

Деловое администрирование органически сочетает в себе прямую управленческую деятельность, руководящие посты, ответственность, управленческие решения и документальное закрепление предпринимаемых действий с учетом профессиональной компетентности и компетенций управляющего. В результате, бизнес администрирование предполагает наличие в организации класса сотрудников, которые составляют бизнес-планы, занимаются разработкой стратегических и операционных решений, проводят специальные исследования и прогнозируют цели развития компании, работая таким образом на опережение конкурентов. Фактически, данные сотрудники, занимая руководящие посты на среднем и верхнем уровня организации, являются администрацией компании и выполняют функцию планирования и развития организации. Следовательно, деловое администрирование является исполнительной функцией системы управления организацией в целом, осуществляя распределение ресурсов, кадров, информационных потоков, финансовых средств и выполняя функции контроля за выполнением обязанностей подчиненными.

Структура бизнес администрирования на предприятии

Бизнес администрирование на предприятиях имеет несколько ветвей административной деятельности:

Для проектно-производственного или технического уровня характерно состояние, когда руководящие и административные должности занимают эксперты в той области, в которой работает организация, а непосредственное управление проектами осуществляется специалистами, которым делегированы соответствующие полномочия. Например, если организация занимается автомобилестроением, то основную часть административных должностей занимают техники, инженеры и специалисты в этой области. На данном административном уровне продвижение по карьерной лестнице происходит за счет добросовестной работы, учитывается инициативность специалиста и профессиональный вклад в деятельность организации.

Административный уровень человеческих ресурсов связан с управлением персоналом. Поскольку развитие карьеры в одной организации и пути достижения высоких должностей во многом зависят от масштаба компании и возможности повышать квалификацию работникам, то на данном административном уровне руководитель должен иметь высоко развитые управленческие и лидерские качества. Продвижение административного персонала происходит за счет оценки показателей управления персоналом и практики подбора, отбора и эффективного использования кадров.

Коммерческий уровень бизнес администрирования представляет собой особую ветвь управления, где работник может достичь карьерного роста до административного уровня начиная с низких позиций. Например, сотрудник без специального образования, поступив на должность продавца, в течении нескольких лет безупречной работы, имеет возможность в продвижении карьерного роста, от рядового сотрудника сбыта до руководящей должности этого отдела. Сотрудникам, демонстрирующим высокий уровень профессиональных навыков предоставляются возможности повышения квалификации, участия в семинарах, тренингах и т.п. за счет работодателя. В результате, продвижение административного персонала на данном уровне происходит за счет добросовестного труда, когда обычный работник имеет возможность приобрести образование, диплом и высокую должность, демонстрируя навыки коммерческой работы.

Административный уровень, связанный с маркетингом, рекламой и PR-деятельностью, является специфической ветвью исполнительной власти. Бизнес администрирование здесь могут осуществлять как профессионально подготовленные специалисты по управлению маркетингом, рекламой и PR-деятельностью, но не имеющие непосредственных навыков, как в случае с техническим уровнем, так и сотрудники, проработавшие в данных отделах несколько лет. В первом случае администрирование осуществляется профессиональными управляющими, которые, к примеру, подготовлены непосредственно для управления маркетингом. Во втором случае специалисты по маркетингу занимают руководящие должности, что часто сопряжено с дополнительным получением образования в сфере управления. В обоих случаях продвижение в рамках административного уровня осуществляется за счет эффективного использования управленческих навыков.

Планово-экономический уровень делового администрирования сопряжен с финансовой деятельностью, планированием, управленческим учетом и т.д. Административные должности в данной ветви исполнительной власти занимают специалисты в определенной сфере, а продвижение административного персонала происходит за счет повышения эффективности отдельных участков экономической деятельности организации.

Модель бизнес администрирования

Организация делового администрирования строится и функционирует по замкнутому управленческому циклу.

Деловое администрирование что это. Смотреть фото Деловое администрирование что это. Смотреть картинку Деловое администрирование что это. Картинка про Деловое администрирование что это. Фото Деловое администрирование что это

Цикл бизнес администрирования

В соответствии с данным циклом, управляющий инициирует реализацию конкретного административного указания, ставя определенную цель перед отделом организации или конкретным сотрудником. Далее реализуется комплекс действий, который приводит к конкретному результату. В зависимости от того, был этот результат положительным или отрицательным, следует вознаграждение или наказание за проделанную работу отдела или конкретного сотрудника. Поскольку деятельность организаций носит непрерывный характер, управленческое воздействие повторяется после завершения каждого цикла.

Модель бизнес администрирования основана на совокупности принципов администрирования, функций и методов управления, на основе которых вырабатываются правила, обеспечивающие эффективный процесс управления организацией.

Организация делового администрирования опирается на три базовых фактора, которые определяют административно-управленческую деятельность на любом уровне: власть, дисциплина и ответственность.

Данные факторы составляют первый уровень бизнес администрирования. Результатом реализации данных факторов является регламентированная административно-управленческая деятельность. Осуществление данной деятельности с учетом принципов администрирования и на основе использования методов и функций управления ведет к организации бизнес администрирования, что составляет второй уровень модели.

Деловое администрирование что это. Смотреть фото Деловое администрирование что это. Смотреть картинку Деловое администрирование что это. Картинка про Деловое администрирование что это. Фото Деловое администрирование что это

Модель бизнес администрирования

Факторы первого уровня бизнес администрирования

Наделение властными полномочиями означает закрепление за управляющим прав принимать решения, которые являются обязательными к выполнению его подчиненными. В соответствии с этим разрабатываются и реализуются управленческие решения, направленные на достижение поставленных целей.

Административные работники должны соблюдать управленческую дисциплину, не допуская отклонений от поставленных целей и следуя поставленным задачам. Фактически, это означает, что все принимаемые решения должны быть направлены на достижение целей организации, без рассредоточения имеющихся ресурсов на выполнение задач, имеющих меньший приоритет для организации или вообще не относящихся к интересам организации.

Ответственность принимать решения выражается в необходимости разработке обоснованных, логически объяснимых, ясных, последовательных и рациональных решений, направленных на достижение цели, а в случае неудачи отвечать перед вышестоящими сотрудниками исполнительных органов организации. Таким образом, решения должны приниматься на основе рациональных суждений человека, занимающего ответственную должность в организации, которая также дает возможность оценить все факторы, влияющие на достижение поставленной перед организацией целей.

Методы управления в бизнес администрировании

Классификация методов управления, применяемых в деловом администрировании, приведена в таблице.

Классификация методов управления, применяемых в деловом администрировании

Описание методов управления

Общие – распространяются на всю организацию.

Частные – применяются к внутренним отделам организации.

Внешние – ориентированы на внешнюю среду (покупателей, поставщиков и т.д.).

Отрасль и сфера применения

Федеральное управление, торговля, промышленность, образование и т.д.

Этап жизнедеятельности организации

Методы вывода из кризиса, стабилизирующие, развивающие и т.д.

Уровень применения управленческих знаний

Решения общего характера на основе теории и практики управления.

Методы прогнозирования, планирования, организации, координации, мотивации, контроля и т.п.

Конкретные объекты управления, характер поставленной организационной задачи

Методы финансового, производственного, маркетингового, рекламного, коммуникационного управления и т.п.

Методы управления рисками, сбытом, качеством, персоналом и т.п.

Наибольшее значение в рамках организации делового администрирования имеют административные методы, которые сводятся к организационному и оперативно-распределительному воздействию.

Организационное воздействие включает в себя:

Оперативно-распорядительное воздействие выступает в виде прямых указаний, планов направленных на выполнение конкретных поручений исполнителями, системы контроля.

Функции управления в бизнес администрировании

Функции управления были впервые разработаны родоначальником административной школы управления Анри Файолем, который выделил пять исходных функций: «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Существуют и иные перечни функций управления (см. таблицу).

Функции управления

Предвидение и планирование – «изучение будущего и набросок плана действий».

Планирование – постановка целей, стандартов и разработка планов.

Организация – «выстраивание структуры предпринимательства как материальной, так и человеческой».

Организация – постановка задач перед подразделениями и сотрудниками.

Распорядительство – «поддержка активности в среде персонала».

Координация – «работа вместе с тесной взаимосвязи, объединив усилия и гармоничного действия».

Контроль – «наблюдение за тем, чтобы все происходило в соответствии с установленными правилами и распоряжениями».

Однако для бизнес администрирования наиболее удобным является подход, основанный на объединении существенных видов управленческой деятельности в четыре функции, каждой из них соответствуют определенные операции административной деятельности.

Функции бизнес администрирования

Анализ среды. Прогнозирование. Определение миссии и целей. Выбор стратегии. Разработка тактики, политики организации и программы действий. Установление сроков выполнения, определение источников финансирования.

Разработка и построение организационной структуры. Персонификация должностных обязанностей для каждого структурного элемента. Делегирование полномочий.

Реализация (руководство и координация)

Разработка процесса принятия решений. Использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений. Мотивационные действия. Организация системы коммуникаций. Взаимодействие между подсистемами в организации. Поиск, отбор и обучение кадров. Оценка деятельности.

Разработка стандартов. Определение, оценка и информирование об отклонении действительных значений от заданных или их совпадениях. Анализ результатов. Корректирующие действия.

Данный подход позволяет существенно упростить с методической точки зрения систему функций административно-управленческой деятельности. Это вызвано тем, что часть составляющих административно-управленческой деятельности, которые другие исследователи выделяют в отдельные функции, представлены в виде операций, т.е. определенных действиях, которые управляющий должен выполнять в процессе реализации этих функций. В то же время данный подход, упрощая методическую основу функций бизнес администрирования, нисколько не «облегчает» практическую деятельность профессионального управляющего, так как означает необходимость выполнять те же действия, что и в других классификациях.

Принципы администрирования

Принципы администрирования также были впервые сформулированы Анри Файолем, который выдвинул следующие принципы, остающиеся актуальными и сегодня:

Принципы администрирования

Специализация является естественным порядком вещей. Цель разделения труда – выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях.

Власть и ответственность.

Власть есть право отдавать приказы, а ответственность – ее противоположность. Где дается власть – там возникает ответственность.

Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

Рабочий должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

Каждая группа, действующая в направлении к одной цели, должна быть объединена одним планом и иметь одного руководителя.

Подчиненность личных интересов общим.

Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов компании или организации большего масштаба.

Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Эта проблема определения меры которая обеспечит лучшие возможные результаты.

Это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке до руководителей низового звена (линии власти).

Это место для всего и вся на своем месте.

Это сочетание преданности персонала и справедливого отношения к нему администрации.

Стабильность рабочего места для персонала.

Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

Единение – это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Управление и правила бизнес администрирования

Результатом комплексного применения принципов администрирования, функций и методов управления является эффективная организация бизнес администрирования, направленного на достижение поставленных целей посредством непрерывного управленческого воздействия. При этом организация делового администрирования подчиняется строгим правилам, которые обусловлены его внутренним содержанием.

Правила бизнес администрирования:

Организация бизнес администрирования на предприятиях

Организация делового администрирования основана на совокупности факторов и условий, определяющих данный процесс в рамках функционирования организации в целом, и персональных особенностей управляющего, который, являясь звеном исполнительной власти в организации, использует свои полномочия для реализации управленческого воздействия. В соответствии с этим, можно выделить объективные и субъективные детерминанты, т.е. фактор или элемент, обуславливающий то или иное явление, организации бизнес администрирования.

Деловое администрирование что это. Смотреть фото Деловое администрирование что это. Смотреть картинку Деловое администрирование что это. Картинка про Деловое администрирование что это. Фото Деловое администрирование что это

Схема объективных и субъективных детерминант бизнес администрирования

Объективные детерминанты принадлежат к объекту бизнес администрирования и не зависят от его субъекта, т.е. управляющего, который осуществляет процесс бизнес администрирования. Субъективные детерминанты относятся непосредственно к управляющему, который выступает носителем всех действий, совершаемых в рамках процесса бизнес администрирования и направленных на объект бизнес администрирования.

В таблице приведены объективные характеристики организации бизнес администрирования.

Особенности организации бизнес администрирования

Особенности административной системы

Главный регулятор в получении результата

Приказ, распоряжение, инструкции, планы, положение, регламент, экономические показатели, отчетные данные.

Роль первого руководителя

Гарант неотвратимости наказания или поощрения, инициатор управленческих действий, управление деятельностью подчиненных.

Принцип формирования структуры

Четкое определение сферы ответственности обязанностей и результатов, строгое соблюдение выполнения должностных обязанностей.

Жесткая иерархия подчиненности и соблюдения исполнительской дисциплины, функциональное соответствие обязанностей и выполняемой работы.

Принцип оценки работы

Оценка результатов работы, исходя из выполнения установленного сверху задания и динамики роста.

Специальное контрольное подразделение, выделенное в структуре управления.

Четкое выполнение поставленных целей.

Объективно, организация делового администрирования направлена на обеспечение единства поставленных перед предприятием целей и задач с действиями руководства и распоряжениями, отдаваемыми структурным подразделениям. Учитывая возможности конфликтов, координация осуществляется посредством регламентирования всех решений на основе определенных показателей. При этом координатором выступает первый руководитель, который следует принципам целевой ориентации, должностным обязанностям, используя свои властные полномочия. Деловое администрирование подразумевает, что ответственность должна быть распределена для обеспечения эффективной деятельности организации. Сбалансированность единоначалия и персональной ответственности обеспечивается организационной структурой, которая должна быть ориентирована на рациональное, научно-обоснованное и эффективное функционирование организации. Контроль и проверка исполнения принятых решений должны осуществляться на постоянной основе, обеспечивая универсальность оценки деятельности подразделений в зависимости от объективных условий. Формальным контрольным органом должен выступать не сам управляющий, а специализированный отдел внутри организации.

Результатом воздействия объективных детерминант организации делового администрирования выступает эффективная административно-управленческая деятельность, позволяющая достичь всех поставленных задач за счет рационального использования имеющихся у предприятия ресурсов.

Решение задач и проблем управления определяется дихотомической природой регулярной управленческой деятельности, которая обуславливается достижением поставленных целей и преодолением возникающих препятствий.

«Задача управления – это ситуация наличия нормы и требований к ее реализации в конкретных условиях» [3]. Управленческая задача состоит в наличии управленческого решения и объективной необходимости его выполнения. Следовательно, решение управленческих задач в рамках делового администрирования сводится к реализации поставленной нормы в конкретных условиях работы организации.

В случае возникновения затруднений в рамках административной деятельности управляющий будет иметь четкое представление о том, что и как требуется сделать, чтобы деятельность из затруднения. Кроме того, в случае отсутствия готового решения управляющий располагает набором разработанных типовых регламентов, инструкций, положений, указаний и норм, который можно использовать для того, чтобы сформулировать управленческое решение.

Деловое администрирование в таких ситуациях носит регулярный характер, за счет чего обеспечивается выполнение задач общего плана, применимых к конкретным ситуациям внутренней и внешней среды организации. Таким образом, данный фактор организации делового администрирования напрямую влияет на обеспечение текущей административной деятельности, что позволяет решать стандартные задачи, которые стоят перед предприятием.

«Проблема управления – это отсутствие необходимой нормы при наличии требования получения необходимого результата» [3]. Управленческая проблема состоит в отсутствии готовых управленческих решений при отсутствии у административного работника представления о том, как нужно выйти из сложившейся ситуации.

Таким образом, проблема управления соответствует такому состоянию дел в организации, когда есть поставленная задача, есть конкретная деятельность, направленная на ее решение, но изменились условия деятельности. В результате, возникает отсутствие ясности в том, что нужно сделать для достижения конкретного результата.

Следовательно, решение управленческой проблемы в рамках делового администрирования заключается в нахождении такого управленческого решения, т.е. формировании новой нормы деятельности, которое позволит получить требуемый результат в изменившихся условиях. Фактически, решение проблемы состоит в ее сведении к задаче управления.

Субъективные детерминанты организации бизнес администрирования обусловлены организацией труда управляющего, его личными качествами и выполняемыми им функциональными ролями в системе административно-управленческой деятельности.

Организация труда управляющего основана на пяти принципах.

Деловое администрирование что это. Смотреть фото Деловое администрирование что это. Смотреть картинку Деловое администрирование что это. Картинка про Деловое администрирование что это. Фото Деловое администрирование что это

Принципы организации труда управляющего

Делегирование означает, что управляющий, осуществляя административную деятельность, передает своим подчиненным право самостоятельно решать определенные задачи. Фактически, данный принцип является определяющим в построении эффективно действующей организационной системы. Вместе с этим, он имеет субъективное значение, так как решение, какие именно полномочия делегировать своим подчиненным, руководитель принимает на основе собственных суждений, а не основе документов, регламентирующих распределение должностных обязанностей в организации.

Специализация предполагает разделение труда по функциям управления. Реализуя данный принцип, управляющий добивается повышения эффективности решения поставленных задач и реализации управленческих решений. В зависимости от принятых управляющим решений, процесс делового администрирования должен быть результативным, в противном случае, компетентность управляющего следует поставить под сомнение.

Параллельность направлена на одновременное выполнение рядом исполнителей различных операций процесса в рамках процесса делового администрирования. Реализация данного принципа позволяет распределить организационные ресурсы между подчиненными для диверсифицированного выполнения задач и решения проблем управления. В противном случае возникает ситуация концентрации подчиненных на выполнении одной задачи, что может быть использовано управляющим в рамках делового администрирования для реализации наиболее приоритетных управленческих решений, требующих срочного выполнения.

Пропорциональность позволяет осуществлять одновременное равномерное распределение объема работ с учетом их сложности для каждого работника. С точки зрения делового администрирования данный подход может также применяться для регламентирования ответственности за достижение отдельных целей, стоящих перед предприятием, за разными сотрудниками исполнительных органов организации. Данный принцип позволяет использовать компетентность не одного конкретного управляющего, а всех сотрудников администрации организации для осуществления наиболее рационального процесса делового администрирования.

Ритмичность сводится к качественному выполнению функций управления административными управляющими в пространстве и времени. За счет этого обеспечивается рациональное использование управленческих возможностей управляющих и не допускается злоупотребление административными полномочиями.

Личные качества управляющего, оказывающие субъективное влияние на организацию бизнес администрирования, рассматриваются с точки зрения профессиональной важности, что позволяет выделить организаторские, интеллектуальные, коммуникативные и мотивационно-волевые качества.

Профессионально важные личные качества управляющего, оказывающие субъективное влияние на организацию бизнес администрирования

Первичные организаторские качества

Психологическая избирательность, критичность, самокритичность, требовательность, склонность к организаторской деятельности.

Вторичные организаторские качества

Целеустремленность, гибкость, работоспособность, настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность, инициативность.

Способность анализировать, делать выводы, формировать решения, корректно ставить проблему, общая эрудированность и осведомленность об объекте управления.

Способность к кооперации и групповой работе, навыки разрешения конфликтных ситуаций, способность к субординационному, службено-товарищескому и социально-психологическому общению.

Стремление к успеху, осторожность, самооопределение, социальная компетентность, готовность к обсуждению и сила убеждения.

Совокупность личных качеств управляющего предопределяет характер делового администрирования, осуществляемого в организации. Учитывая, что субъективно в каждом человеке рассмотренные качества преобладают в разных пропорциях, «организация делового администрирования во многом зависит от личностных особенностей административных работников». В результате развивается особый стиль управления, характерный для конкретного управляющего. При низком уровне развития каких-либо качеств будет наблюдаться диспропорция в сторону регламентированного выполнения абсолютно всех решений, либо чрезмерного демократизма в субординационных отношениях.

Функциональные роли управляющего [4] распределены в трех областях: межличностные, информационные и роли принятия решений.

Функциональные роли управляющего в рамках делового администрирования

Официальный руководитель, выполняющий обычные обязанности правового или социального характера

Действия, обусловленные положением

Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор и подготовку сотрудников

Все управленческие действия с участием подчиненных

Обеспечивает работу сети внутренних и внешних контактов и источников информации

Переписка, сторонние совещания, другая работа с внешними организациями и лицами

Осуществляет поиск и получение разнообразной информации, выступает как координационный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию

Осуществление контактов, связанных с получением информации

Распределяет информацию по членам организации для исполнения, проработки или анализа

Контакты (вербальные, виртуальные) для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы)

Передает информацию для внешних контактов о планах, политике, действиях организации. Действует как эксперт в своей области

Внешние заседания, выступления устные, через почту и СМИ

Роли принятия решений

Изыскивает возможности внутри организации и за ее пределами, контролирует разработку проектов

Заседания по обсуждению стратегии, инициирование или разработка проектов по усовершенствованию деятельности

При возникновении важных и неожиданных проблем отвечает за необходимую корректировку планов и действий

Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы

Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации – принятие (визирование) всех значительных решений

Составление графиков, запросы полномочий, составление и выполнение бюджетов, программирование работы подчиненных

Представление организации на всех значительных и важных переговорах

Функциональные роли управляющего в рамках делового администрирования представляют собой набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретной должности или конкретному сотруднику административного аппарата организации. При этом отдельный управляющий как самодостаточная личность может влиять только на характер исполнения функциональной роли, но не ее содержание.

Межличностные роли административного управляющего вытекают из его полномочий и статуса в организации и охватывают всю сферу взаимодействий с людьми. Информационные роли позволяют управляющему определять приоритетность информации в рамках делового администрирования. Только после принятия межличностных и информационных ролей, управляющие способен выполнять роли, связанные с принятием решений.

Отметим, что важность конкретных ролей управляющего зависит от специфики управленческих задач и проблем, с которыми он сталкивается в повседневной работе. В результате формируется структурная система ролей для каждого конкретного управляющего, что влияет на характер организации делового администрирования.

Выводы

Таким образом, можно сделать следующие выводы,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *