Деловые радиостанции это что
«Business FM – не просто радиостанция, а площадка для развития бизнеса и поиска партнеров»
Два года назад в казанском эфире зазвучали позывные радио Business FM (BFM). Радиостанция делового формата начала вещать на волне 93.5 FM и сразу же прочно поселилась и в «избранных» кнопках мультимедиа представительских авто, и в радио на кухнях интеллигентных казанских семей. Почему у аудитории качественного информационного вещания «золотые» уши и какой канал сегодня предпочтителен в глазах рекламодателей, мы обсудили с создателями Первого делового накануне дня рождения BFM в Казани.
Илья Копелевич — главный редактор радиостанции «Bussiness FM Москва»/«BFM Москва»
«АУДИТОРИЯ BUSINESS FM — ЛЮДИ УМНЫЕ И ОБРАЗОВАННЫЕ»
«При создании наших программ задача номер один — быть интересными целевой аудитории, высокопоставленной, влиятельной, деловой, — подчеркивает главный редактор «BFM Москва» Илья Копелевич. — Слушатели Business FM — это в первую очередь люди образованные. Нас включают те, кто имеет широкий кругозор, интересуется тем, что происходит в экономике, мире, стране, и готов воспринимать эту информацию на „взрослом“ языке. Я знаю, что наряду с людьми, которые занимаются непосредственно бизнесом, управлением, имеют серьезные должности, на нашу волну настраивается огромное количество людей искусства, культуры, учителей и врачей».
Как отмечают аналитики медиаотрасли, в нестабильное время в обществе закономерно растет спрос на новостную и аналитическую информацию. Разные СМИ подают ее под определенным углом, на который часто влияет редакционная политика и фактическая принадлежность издания. Профессиональное кредо журналистов BFM — вне зависимости от личного отношения к происходящим событиям представлять публике максимально объективную картину, оставаясь «над схваткой». Копелевич называет такой подход «информационной этикой»: «Один из наших главных принципов — мы не настраиваем слушателя в одну из сторон, подчеркнуто уходим от однозначных оценок исторического масштаба. Пусть слушатель сам делает свой выбор. Но также наша публика не любит, когда ей что-то не договаривают. Поэтому мы всегда коротко и по делу даем мнение людей не случайных. И мы поставили своей главной задачей, чтобы во всех темах и отрезках нашего эфира мы выполняли вот эти базовые требования публики. Мне кажется, наш стиль осознается слушателем и нашел у него признание».
Генеральный директор некоммерческой микрокредитной компании «Фонд поддержки предпринимательства РТ» Айдар Салихов и шеф-редактор «Business FM Казань» Елена Новгородцева на конкурсе «Предприниматель года. Золотая сотня – 2018»
BUSINESS FM ПОСТОЯННО УДИВЛЯЕТ КЛИЕНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ
По мнению коммерческого директора радиостанции «Business FM Москва» Даны Гайдебуровой, первична аудитория. Главная цель — чтобы тебя услышали и твой эфир был интересен. «На BFM аудитория в Москве жестко таргетирована: более 72% — мужчины, возраст 29+, менеджеры высшего и среднего звена и, конечно, владельцы бизнеса. Мы продаем радиостанцию для премиальной, высоко доходной аудитории, которой в общем охвате страны, к сожалению, не высокий процент. В силу того, что радиостанция имеет устойчивые аудиторные показатели и Business FM — яркий бренд, у нас широко представлены финансовый сектор, недвижимость, автомобили, связь, IT. Плюс ретейл, который стоит в топе премиальной аудитории. В зависимости от ситуации в макроэкономике, доли рынка меняются незначительно: в какой-то год больше недвижимости, в 2017-м, например, превалировали банки, но в целом ключевые сегменты все задействованы. Что касается сегмента медицины, размещение происходит у нас по индивидуальному запросу, мы оставляем за собой право отказать после просмотра предварительных текстов роликов. Мы («Business FM-Москва» — прим. ред.) — один из лидеров в создании и реализации спецпроектов, причем как радио, так и кросс-медиа спецпроектов. У нас есть площадка BFM.ru, мы начали ее делать 10 лет назад и не перестаем удивлять наших клиентов и слушателей. „Придумайте то, чего нет у других“, — ежедневный запрос нам от рекламодателя. И, конечно, мы в тренде. Уникальность радиостанции Business FM — сам бренд, формат. Мы дорожим репутацией, входим в число немногих, кто вещает от третьего лица, что есть основа журналистики. BFM — деловое информационное СМИ, у которого не может быть эмоционального окраса», — отметила Гайдебурова.
Ляля Наговицина — PR-директор радиостанции «Business FM Казань» на конкурсе «Предприниматель года. Золотая сотня – 2018»
«МЫ ПЛОЩАДКА, ГДЕ МОЖНО И НУЖНО ИСКАТЬ БИЗНЕС–ПАРТНЕРОВ, ИНВЕСТОРОВ ДЛЯ СТАРТАПА»
Как рассказала PR-директор «Business FM Казань» Ляля Наговицина, радиостанция стала официальным постоянным радиопартнером одного из самых известных проектов в сфере бизнес-обучения в регионе — «Фабрики предпринимательства». При информационной поддержке радиостанции в минувшем году прошли такие значимые деловые события, как российский венчурный форум, международный экономический форум «Россия — исламский мир: KazanSummit», конкурс «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан» и одна из самых значимых бизнес-премий республики «Предприниматель года. Золотая сотня – 2018». Это престижное звание, и получить его стремятся многие бизнесмены.
Интервью главного редактора Ольги Шиновниковой с министром труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмирой Зариповой
«Церемония награждения традиционно состоялась под конец года, а организатором данного конкурса выступило министерство экономики РТ совместно с фондом поддержки предпринимательства РТ. Отдельно хотелось бы отметить сотрудничество с фондом — ведь мы имеем схожую аудиторию и схожие цели и задачи, в которые входит помощь предпринимательству. Так, например, уже более 7 лет фонд курирует работу центра поддержки экспорта Республики Татарстан, где предприниматели получают все услуги по технологии „одного окна“. Специалисты центра бесплатно сопровождают предпринимателя на всех этапах его экспортной деятельности. Подробнее об этом проекте можно будет узнать в эфире Business FM, где в скором времени эксперты ЦПЭ расскажут о всех мерах поддержки предприятий», — отметила Наговицина.
Для главного редактора «Business FM Казань» Ольги Шиновниковой лучший показатель качественного вещания региона — когда слушатель, включая радио, не сразу понимает, Москва это или Казань, и узнает местный эфир лишь по знакомым именам и улицам, упоминанию частоты.
Ольга Шиновникова — главный редактор радиостанции «Business FM Казань»
«В нашем эфире, разумеется, есть региональные новости, но только коротко и по существу. Есть главные темы дня — информационные сюжеты о резонансных событиях с эксклюзивными комментариями, есть спецпроекты с авторами-экспертами. Business FM — это уникальная площадка, радиостанция формата b2b**, где можно и нужно искать партнеров по бизнесу или инвесторов для стартапа, — считает руководитель редакции «Business FM Казань». — Если необходимо заявить о своей компании, редакция найдет правильный путь к аудитории».
На одной волне: зачем нужно корпоративное радио
В офисы компаний радио пришло не одно десятилетие назад, получив развитие в западной среде. Перед крупными и даже средними фирмами стояли две задачи: вещать для клиентов (например, посетителей торговых центров или бизнес-центров) и использовать радио как инструмент корпоративного HR. Сегмент развивается и в России: в разных форматах аудиотрансляции ведут МТС, «Газпром нефть», дочерние компании Сбербанка, некоторые госкорпорации.
Корпоративное радио способно решать широкий круг задач: от утилитарных, как информирование сотрудников компании и формирование у первых лиц навыков публичных выступлений, до содействия формированию единой корпоративной культуры. Пригласить подрядчика профессиональной радиостанции, компанию с радиооборудованием и фонотекой или попробовать сделать радиостанцию силами энтузиастов внутри компании — выбирайте сами.
Важное достоинство канала — радио доносит информацию подспудно, поскольку работает в фоновом режиме и не препятствует выполнению производственных обязанностей. Если несколько лет назад говорили о том, что корпоративное радио скоро сменится корпоративным телевидением как информационным средством с большим числом каналов воздействия на реципиента информации, то теперь эти разговоры поутихли. Ведь радио в отличие от телевидения ненавязчиво.
Часто радиоэфиры приурочены к какому-то корпоративному событию, они могут проводиться также в более или менее регулярном режиме. Они состоят в большинстве случаев из деловой, информационной и развлекательной частей. Применяются разные способы интерактивного общения, в том числе общение в прямом эфире с помощью IP-телефонии, а также чат. Как правило, эфир длится не более пяти-шести часов.
Прямое включение
Существует несколько форматов корпоративных радиопрограмм. Один из них — прямые линии с первыми лицами — призван информировать сотрудников о текущем состоянии и планах компании со стороны руководства и руководителей с возможностью задать им вопросы в прямом эфире. При этом сотрудники могут обсуждать услышанное в чате.
Для того чтобы выступления первых лиц были успешными, информативными и вдохновляющими, а общение производило на слушателей (сотрудников) позитивное впечатление, руководителей нужно готовить к эфирам. Такая подготовка может занимать не одну неделю, и это важная часть работы в рамках корпоративного радиовещания.
Зажигая звезды
Для привлечения внимания к эфиру можно пригласить знаменитость, но лучше находить таланты внутри коллектива, представлять лучших специалистов, эффективных менеджеров, тех, кто добивается наивысших результатов в работе, — с возможностью интерактивного общения. Корпоративные звезды должны выступать в качестве вдохновляющих примеров для других и делиться опытом. Важно, чтобы другие сотрудники могли наладить контакт с «передовиками», задать вопросы о пути к успеху, продолжить общение за пределами эфира.
В корпоративном радиоэфире одной из российских IT-компаний участвовала одна из звезд российского театра и кино. А вслед за ней в студию были приглашены ведущие разработчики, специалисты отдела продаж, самые эффективные менеджеры. Они рассказывали не только о своей работе, но и о жизненном пути. «Передовиков» отобрали заранее, пригласили людей с наиболее интересной, яркой биографией. Опрос, проведенный HR после эфира, показал резкий рост мотивации к достижениям. Больше 50% сотрудников захотели стать такими же корпоративными звездами.
Внешние знаменитости важны для того, чтобы показать, что «наши ребята не хуже». Но, чтобы они были интересны слушателям, важно помочь подготовиться к эфиру: провести тренинги публичных выступлений, пробные эфиры, в рамках которых имитировать вопросы слушателей и т. д.
Среди прочих форматов для эфиров корпоративного радио может быть аудиоконференция с обсуждением корпоративных проблем или беседа с несколькими экспертами в студии. Развлекательные форматы — викторины, конкурсы и музыкальные сеты — призваны привлечь внимание к радиоэфирам.
Радио в сложное время
Корпоративное радио позволяет решить целый ряд управленческих проблем. Во-первых, сотрудники получают информацию из первых рук, имеют возможность уточнить все интересующие их вопросы, особенно это важно для компаний, переживающих периоды трансформации. Один межрегиональный банк, проходящий период слияния, столкнулся с тем, что в коллективе постоянно возникали слухи по поводу сокращений и реструктуризации выплат бонусов (даже на уровне среднего менеджмента) — нормальная работа была фактически парализована. HR-специалисты банка, с которым происходит слияние, начали программу корпоративного радиовещания: в еженедельном режиме председатель правления и его заместители отвечали на вопросы сотрудников в радиоэфире. Кроме того, в эфир выходили программы о корпоративной культуре нового банка, в которых выступали как старожилы, так и опытные сотрудники, работники присоединенных подразделений могли с ними общаться в прямом эфире. Благодаря корпоративному радио удалось более мягко провести слияние.
Радио для общения
Радиовещание тренирует способность выступать публично. Это отличный опыт для первых лиц компании, ведь лидерство не только место в бюрократической иерархии, но и способность вдохновлять и направлять сотрудников. Радио создает канал для этого, хотя, конечно, необходимы и ораторские способности, и умение публично общаться с сотрудниками.
В одной крупной технологической компании, где сформировалась довольно жесткая корпоративная культура, пресекались отвлечение от работы и релаксация на рабочем месте, хотя для решения творческих задач она необходима. Кроме того, весьма далеки от «корпоративного народа» были и топ-менеджеры. Радиоэфиры (вместе с пересмотром прежних корпоративных правил) сделали атмосферу в компании более дружелюбной, понимание внутренней политики четким, а менеджеров более доступными и готовыми к диалогу.
Радио для единства
Корпоративное радио способствует формированию в компании ощущения единства. Это особенно важно для структур, региональные офисы которых когда-то сами были самостоятельными. Регулярное корпоративное радиовещание не дает им вариться в собственном соку и формирует общее информационное пространство, позволяет транслировать общие корпоративные ценности. Оно может быть использовано также для решения специфических корпоративных задач.
Строительный холдинг с широкой географией (Северо-Запад, Юг, Сибирь, Дальний Восток) создал систему, при которой над каждым из проектов одновременно работают несколько офисов. Радиоэфир позволил удачно дополнить информационное поле, созданное в компании, дружеским общением, в том числе общением с близкими, оставшимися дома, музыкой. Оно дало возможность переключения с рабочего процесса, релаксации. Систематическое использование радио в течение года стало одним из факторов повышения производительности труда и роста удовлетворенности персонала.
Гендиректор РУМЕДИА: «Business FM приносит нам 70% дохода»
Глава медиахолдинга Михаил Бергер о развитии, экономии и продвижении в кризис
Холдинг «Румедиа», управляющий медиаактивами владельца НЛМК Владимира Лисина, один из самых интересных с точки зрения позиционирования активов и их монетизации. Как переживает непростые для рынка времена владелец радиостанций «Business FM» и «Шоколад», в интервью Sostav.ru рассказал гендиректор группы Михаил Бергер.
— Что представляет собой сегмент деловых радиостанций и каково ваше место в нем?
Безусловно, в сегменте вещания на деловую аудиторию, на аудиторию бизнеса мы лидеры по многим показателям. В общем рейтинге информационных станций нас обгоняют «Эхо Москвы» и «ВестиFM». Но по ряду ключевых качественных параметров аудитории мы выглядим предпочтительнее. Соответственно и продается наша аудитория по более высокой цене.
Михаил Бергер
— Как у вас с аудиторией?
— В наших рейтингах было несколько существенных колебаний. Конечно, у нас был пик год назад, в конце декабря 2014-начале 2015 года, связанного с событиями на Украине, санкциями и кризисом. Тогда наш рейтинг (daily reach) держался на позиции 6,5-6,6. Сейчас наш рейтинг в интервале 5,5-5,6, что, на мой взгляд, является очень высоким показателем для разговорной радиостанции.
Я хочу сказать о том, что аудитория чуть-чуть подсела, может быть, как раз на очень правильный размер, так как 6,5, как мы считаем, неестественный ее уровень. У нас в Москве просто по статистике нет такого числа обеспеченных и высокообеспеченных слушателей. А в какой-то момент наша аудитория составляла более 700 тысяч по среднесуточному измерению. Так что когда мы вернулись на уровень 500-600 тысяч, мы вернулись в свою логичную новую нишу.
Мы понимали, что всплеск интереса к отдельным новостям и темам не будет вечным, и что мы вернемся к предыдущим показателям, просто точно не предполагали, к каким именно. Мы прогнозировали стабилизацию аудитории на уровне в 4,5-5, а в итоге оказались даже выше. Теоретически дальнейший рост возможен, но не думаю, что он будет сильным.
— Сейчас СМИ, которые позиционируют себя как деловые, в погоне за трафиком тяготеют к политике и происшествиям. Для вас этот путь возможен?
— Это действительно один из способов увеличить аудиторию, но только не всем такое лекарство помогает, судя по рейтингам. Что касается нас, то мы остаемся деловой радиостанцией. При этом у нас есть некий принцип, прекрасно сформулированный нашим главным редактором Ильей Копелевичем: мы радиостанция для делового сообщества, а этих людей интересуют не только валютные курсы или индекс PMI. Им важно знать, какое решение приняло правительство по субсидиям, по той или иной индустрии и так далее. Также их интересуют спорт, политика, геополитика и многое другое. Мы этот интерес стараемся удовлетворить, подавая новости об этом с точки зрения интересов бизнес-сообщества.
— А как аудитория слушает вашу радиостанцию? Московские пробки помогают?
Попутно замечу, что в структуре рекламодателей, правда, произошли некоторые изменения. По объективным причинам – часть банков просто перестала существовать. Кстати, финансовый сегмент большой, но не первый, и никогда не был первым в нашем эфире. Недвижимость и автомобили – вот два крупнейших по объему сегмента рекламодателей. Они растут и себя неплохо чувствуют. Проявляют активность страховой бизнес, туризм и отдых.
Но кризис есть кризис и в нашем деле он выражается в том, что горизонт планирования резко сократился. Раньше мы легко могли сформировать индикативный план по доходам на год, так как имели существенную часть годовых контрактов, плюс внятно сформулированные намерения крупных рекламодателей на предстоящий год. Ситуация также позволяла нам иметь тактическое планирование – 3 месяца, когда мы в феврале знали, что у нас будет в мае.
Нет, конечно, мы имеем четкий годовой бюджет, но это наш план, наше задание нам самим. Многие наши клиенты сократили горизонт планирования до 1 недели практически сейчас. Рынок стал «коротким», стал нервным, но мы уже привыкли к этой нервозности. В принципе, это говорит о том, что фактор неопределенности высок, все ждут постоянных встрясок, катаклизмов, и, даже если есть деньги, все держат их при себе на всякий случай. Но даже в этих агрессивных кислотных условиях нам удается добираться до этих показателей, которые мы уже обозначили. Это заслуга нашей команды, эфирной, коммерческой и вообще всей структуры.
— В расходах пришлось урезаться?
— Могу признаться, что мы со страху и перепугу, если можно так сказать, зажали расходы настолько, что получили очень неплохой операционный результат. То есть чистая прибыль у нас в прошлом году была практически сопоставима с лучшими годами вне кризиса. Это не может не радовать, но мы понимаем, что нельзя бесконечно эксплуатировать «урезанный» штат и терпеть отсутствие инвестиций в обновление оборудования, в маркетинг, в персонал.
Ясно, что в кризис отказываются от всего, что не считается критически важным. Мы, к сожалению, отказались от крупных вложений в продвижение. Отказались от закупок наружной рекламы,– это самое дорогое средство продвижения, отказались от BTL акций, с телевидением мы вообще редко имеем дело.
Понятно, что в кризис всегда в первую очередь страдают маркетинговые бюджеты, и мы не исключение. Нам пришлось сильно пересмотреть всю нашу маркетинговую концепцию, и чтобы не потерять позиции на рынке применить принципиально новые механизмы, инструменты и форматы. Результат налицо.
— Каков размер дохода радио Business FM в структуре группы РУМЕДИА?
— Примерно 70%, если мы учитываем еще региональные станции, как дочерние, так и работающие по франшизе.
— А как регионы себя чувствуют?
Вот пришла к нам более двух лет назад на питерскую станцию новый генеральный директор, Тамара Баева, которая работала на BusinessFM в Екатеринбурге, и она сразу выбрала верную стратегию, которая состоит в том, чтобы резко увеличить локализацию эфира. То есть объем и качество местных новостей выросли, интерес соответственно тоже, и это немедленно сказалось на аудиторных показателях и на показателях продажи рекламы. Мы пошли на некоторые расходы по производству контента в Питере, в первую очередь, потому что если ты в два раза увеличиваешь объем вещания, нужно поменять лицензию, и если ты увеличиваешь объем местного вещания в два раза, то тебе нужно во столько же раз больше его производить… Правда, редакция выросла всего на одну штатную единицу.
Одно тянет за собой другое. Высокопрофессиональная локализация контента приводит к целой цепи косвенных результатов. Во-первых, растет аудитория. Вместе с этим растут вес и влияние бренда. А это, в свою очередь, тянет за собой внимание и любовь рекламодателей. С Питером все хорошо, а Екатеринбург неожиданно для нас в прошлом году рухнул. А ведь это третий по объему рынок. Но неплохи дела, например, в Новосибирске.
— А на какие-то еще регионы собираетесь выходить?
— У нас довольно сдержанная стратегия по экспансии. Она, может быть, нетипична для нашего рынка. Мы видим себя только в крупных городах с населением 1 млн и больше. На других рынках нет бизнес-сообщества в аудиторном понимании этого слова, нам не с кем общаться. У нас было несколько предложений от потенциальных франшизеров из городов, условно говоря 500тыс+, или даже с населением в 300-400 тысяч, но мы не шли на это, хоть и затраты для нас никакие. Мы себе отдаем отчет в том, что мы на этих рынках не уместны. Как Maybach на улицах деревенских.
Люди же следят за нами, видят по Москве, что у Business FM высокие рейтинги, радиостанция очевидно успешна. Вот они и думают, что сейчас они выйдут с нашим контентом в их областном центре с населением 300 тысяч, и там смогут повторить московскую историю. Вероятность этого, мягко говоря, невысока. Во многих городах даже среднего размера – 300-500 тысяч – нет бизнес аудитории в достаточном количестве, нет бизнес среды, нет необходимых денег на рынке. Через полгода-год наши партнеры в таком городе почувствуют, что промахнулись. И начнется болезненный процесс развода. Для нас из-за этого возможны репутационные потери, в которых мы абсолютно не заинтересованы. Мы двигаемся по большим городам с развитой бизнес-средой, таким как Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск
— Как относитесь к большим скидкам, которые сейчас практикует рынок?
— Мы последние два года испытываем колоссальное давление со стороны рекламных агентств и клиентов. Все хотят получить какие-то экстра скидки. Но у нас коммерческая служба просто железобетонная, мы не увеличивали глубину скидок. Это было очень тяжело и рискованно, но мы знаем, что на дороге скидок обратного пути нет.
Ну а с другой стороны, конечно, бюджеты сокращаются, жизнь тяжелая, все требуют скидок. Но мы выстояли, поэтому у нас объем продаж за прошлый год такой, как если бы кризиса не было.
— Что вас отличает от конкурентов?
— Сложный вопрос. Один из главных двигателей, факторов, которые удерживают нашу аудиторию и заставляют ее расти, это наша объективность. Звучит пафосно, наверное. Мы считаем, что наша аудитория достаточно умна и образованна и мы просто предлагаем ей информационную картину дня. В соответствии с концепцией, у нашей радиостанции нет собственного мнения. Выглядит странно, но это так. Журналистам запрещено говорить «я так думаю», они этого и не говорят. Мнение высказывают люди, которых мы берем в эфир. Вот они высказывают точки зрения, и они разные. Наш эфир это площадка. Это важно. Мы не становимся центром какой-то, группы, партии и т.д. Мы сообщаем важную для нашей аудитории информацию, не обслуживая никаких других интересов, кроме интересов аудитории. Полагаю, что слушатели это понимают и ценят.
— А обратная связь как осуществляется?
— Она нам не нужна. Шутка. На самом деле, она через портал BFM.ru осуществляется. Там можно писать, высказываться, там можно поскандалить, прокомментировать что-то. Но эфир – исключительно наша территория. Мы ее формируем, исходим из того, чего, как мы понимаем, хочет наша аудитория. Мы же общаемся. В нашей базе есть тысячи телефонов: экспертов, спикеров, бизнесменов, чиновников, которым мы задаем вопросы, с которыми мы общаемся. Да и, медиа измерения нам показывают, что мы делаем правильно и неправильно.
Моя журналистская карьера начиналась во времена, когда еще не было мобильников и интернета. Я работал в разных газетах. Помню, что мой кабинет в «Известиях» был завален письмами. Я их измерял не в штуках, а в метрах – на подоконнике лежали огромные стопки. Конечно, чтение этих писем укрепило во мне мнение, что письма в редакцию пишут люди специфические и иногда не совсем адекватные. Сейчас стало проще общаться – взял и позвонил или e-mail отправил. Но нас слушают серьезные люди, вряд ли они хотят передать привет Маше или попросить поставить «Владимирский централ». Я не хочу осуждать классический формат общения с аудиторией и бросать камень в сторону тех, кто строит на этом эфир. Это полезно и хорошо, но мы выбрали другую форму и ее пока придерживаемся. И это нас отличает от других.
— В рамках группы у вас есть и музыкальная радиостанция «Шоколад98FM», и недавно в СМИ появилась информация о продаже ее частоты. Это правда?
— Это забавная история. Слухи о продаже частоты возникли в связи с тем, что на сайте ФАС появилось сообщение об удовлетворении заявки некой компании на покупку. Но что это означает? Только то, что кто-то написал заявку в ФАС с вопросом: а можем ли мы в принципе купить такую-то радиостанцию. Им, как я понимаю ответили: в принципе можете. Не более того. По большому счету мы сейчас можем отправить запрос в ФАС о покупке любой компании. ФАС рассмотрит и, если по формальным признакам не найдет препятствий, вывесит свое решение на сайте. Мы может при этом и не собираться никого покупать, но слухи о продаже пойдут немедленно со всеми вытекающими последствиями.
Мы исходим из того, что мы занимаемся бизнесом. У нас нет политических или групповых задач. Мы – самостоятельный бизнес-проект. На рынке всегда ходят какие-то разговоры о том, что кто-то хочет что-то купить или продать. Люди, которые подавали прошение в ФАС, не находятся с нами в переговорах. Нам тоже это показалось немного странным. Может быть, люди хотели прийти на переговоры с уже готовым уже решением ФАС… Никто же не запрещает подавать такие прошения. В любом случае, «Шоколад» с нами, никаких сомнений в этом быть не должно.
Мы долго, не один год, нащупывали форматы, нишу. Как нам кажется, в последние 2-3 года сформировалось представление о том, что это за станция, на кого она рассчитана. Условно говоря, когда вы работаете для вас есть Business FM, а когда отдыхаете то для вас радио «Шоколад». Мы развиваем эту станцию, продвигаем ее, и наш маркетинг проявляет чудеса изобретательности.
— Как продвигаетесь? Выше вы сказали, что бюджеты на маркетинг порезали?
Проводя наши евенты для партнеров, слушателей и рекламодателей (а это более 20 мероприятий в год) мы научились в оффлайне давать то, что невозможно купить за деньги в этом городе. Например, специальные кинопоказы, где можно посмотреть до выхода в прокат последний фильм о Джеймсе Бонде или как недавно мы показывали новый фильм братьев Коэн, открывший Берлинский кинофестиваль «Да здравствует Цезарь!», и новую постановку «Безымянной звезды» в Табакерке. Это говорит об очень хороших взаимоотношениях с брендами и уважении к торговой марке.