Демаркация и делимитация что это

Делимитация и демаркация государственных границ

Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается госу­дарством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их разграничения между смежными или расположенными друг против друга государствами).

Режим государственной границы.Он определяется совокуп­ностью международно-правовых и внутригосударственных норм.

Международные договоры, касающиеся режима Государст­венной границы РФ, разнообразны: о прохождении государст­венной границы, о системе обозначения линии границы, об уточнении ее прохождения на определенных участках, о режи­ме границы в целом или об отдельных элементах режима, в том числе об уходе за пограничными знаками, об использовании приграничной территории (например, пограничных вод), об ох­ране границы и обеспечении стабильного положения на ней.

Режим государственной границы включает следующие во­просы.

1. Содержание государственной границы, т. е. порядок сохра­нения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров, проверок прохождения государствен­ной границы.

Государства обязаны содержать государственную границу в таком состоянии, чтобы ее прохождение было ясным и види­мым, а пограничные знаки и пограничные просеки соответст-

вовали требованиям демаркационных документов. Обязанности по уходу за пограничными знаками распределяются на основе соглашения между сопредельными государствами. Устанавли­ваются сроки совместных осмотров пограничных знаков и по­граничных просек. В случае повреждения или утраты пограничных знаков немедленно принимаются меры по их восстановле­нию.

2. Пересечение государственной границы лицами и транспорт­ными средствами и перемещение через нее товаров, грузов и жи­вотных.

Переход (переезд, перелет) государственной границы лица­ми и пересечение ее транспортными средствами может осуще­ствляться только в пунктах перехода (пересечения) границы, открытых для международного и двустороннего движения. Пункты перехода (пересечения) границы устанавливаются и могут быть изменены по договоренности между сопредельными государствами При пересечении государственной границы должен соблю­даться порядок следования от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и в обратном направлении. Не допускаются высадка людей, выгрузка това­ров, грузов, животных или прием их на транспортные средства.

Иностранные невоенные суда и военные корабли заходят в территориальное море (т. е. пересекают государственную гра­ницу на море) с целью осуществления права мирного прохода.

Для пересечения государственной границы воздушными су­дами выделяются специальные коридоры полета. Пересечение государственной границы вне выделенных коридоров допуска­ется только с разрешения компетентных органов соответствую­щего государства.

Не является нарушением правил вынужденное пересечение государственной границы в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ледовых ус­ловий, угрожающих безопасности судна, либо в целях букси­ровки поврежденных судов, доставки спасенных людей, оказа­ния срочной медицинской помощи членам экипажа или пасса­жирам, а также по другим вынужденным причинам.

Перемещение через государственную границу товаров, гру­зов и животных осуществляется в определенном порядке и мес­те, которые также устанавливаются международными договора­ми и внутригосударственными правилами.

3. Пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и жи­вотных.

Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и жи­вотных через государственную границу предполагает осуществ­ление пограничного контроля, а при необходимости — тамо­женного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветери­нарного, фитосанитарного и других видов контроля.

Пропуск осуществляется в пунктах пропуска через государ­ственную границу и заключается в признании законности пере­сечения государственной границы. Основанием для пропуска является наличие действительных документов на право въезда (или выезда), документов на транспортные средства, грузы, то­вары и животных.

Въезд на территорию России и выезд регламентируется Фе­деральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также международными договорами РФ

4. Ведение на государственной границе хозяйственной, промы­словой и иной деятельности (охота, рыболовство, лесное, сель­ское или горное дело и т. д.).

Такая деятельность вблизи границы не должна причинять ущерб территории сопредельного государства, наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности, соз­давать помехи обеспечению сохранности государственной гра­ницы.

По обе стороны государственной границы могут оставаться полосы определенной ширины (как правило, до 20 м), в кото­рых хозяйственная деятельность запрещается или допускается в исключительных случаях. Государства могут договориться о за­прещении на отдельных участках государственной границы оп­ределенных видов работ и промысла.

5. Разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Лица, воздушные суда, морские и речные суда, другие транспортные средства, пересекающие государственную грани­цу в нарушение правил, признаются нарушителями границы и должны нести ответственность.

В зависимости от ситуации и характера правонарушения на­рушители границы могут быть привлечены к уголовной или ад­министративной ответственности либо переданы властям госу­дарства, с территории которого они пересекли границу, либо выдворены.

Для решения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной границы, и разрешения пограничных инци­дентов государства назначают пограничных представителей (пограничных комиссаров, пограничных уполномоченных) и их заместителей. Места их официального пребывания, полномо­чия и порядок деятельности определяются соглашениями. По­становлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. утверждено Положение о пограничных представителях Российской Федера­ции.

Пограничные представители принимают необходимые меры для предотвращения случаев нарушения режима государствен­ной границы. Они обязаны провести расследование и принять

надлежащие меры в случае обстрела через границу или совер­шения насильственных действий в отношении лиц, находящих­ся на территории другого государства, убийства, ранения или иного нанесения вреда здоровью граждан в результате действия через границу незаконного перехода (пересечения) границы и других нарушений режима границы.

Решения совместно принятые пограничными представите­лями по поводу того или иного случая нарушения режима гра­ницы, вступают в силу с момента подписания протокола.

Любой вопрос имеющий важное значение, может быть пе­редан на разрешение по дипломатическим каналам.

Пограничный режимпредставляет собой особый правовой статус прилегающей к государственной границе территории го­сударства. Он определяется законами и иными правовыми ак­тами государства.

Законом «О Государственной границе Российской Федера­ции» пограничный режим устанавливается в пограничной зоне, в российской части пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ.

Пограничная зона РФ устанавливается в пределах террито­рии административного района, города, прилегающей к грани­це на суше, морскому побережью РФ, российским берегам по­граничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территории острова на указанных водоемах (ч. 3 ст. 16 Закона).

Пограничный режим включает правила:

а) въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне, которые осу­ществляются по документам, удостоверяющим личность, инди­видуальным пропускам, выдаваемым пограничными органами и пограничными войсками. Устанавливаются место и время въезда и выезда из пограничной зоны, маршруты передвиже­ния, продолжительность и иные условия пребывания транс­портных средств. Право граждан на свободу передвижения, вы­бор места пребывания и жительства в пограничной зоне может быть ограничено;

б) хозяйственной, промысловой и иной деятельности, про­ведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне. В пределах пятикило­метровой полосы вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и на островах на указанных водоемах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений погра­ничных войск, если он расположен за пределами пятикиломет­ровой полосы, такая деятельность осуществляется на основа­нии разрешения;

в) учета, содержания и использования российских маломер­ных судов и средств передвижения по льду. Российские мало­мерные самоходные и несамоходные суда и средства передви­жения по льду подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования;

г) ведения промысловой, исследовательской, изыскатель­ской деятельности в территориальном море и внутренних мор­ских водах РФ.

Источник

О новой части 2. 1 статьи 67 Конституции РФ

О поправках в Конституцию РФ. О новой части 21 статьи 67.

Действующая часть 2 Статьи 67 Конституции РФ:

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Проектом закона РФ о поправке в Конституции РФ предлагается:

б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.»;

В действующей Конституции РФ нет слов, понятий, норм и положений, использующих понятие «федеральные территории». Это новый термин, понятие и новые слова – «федеральные территории». В случае принятия данного закона и этой новой поправки придётся законодательно определять, формулировать, узаконивать, разъяснять и толковать это новое понятие, и это придётся делать вне Конституции РФ, за пределами конституционных норм.

Первое предложение части 2.1 не имеет никакого правового смысла, кроме информационного сообщения и констатации даже не факта, а некоего обобщения. Толку от этого положения Конституции никакого. То, что Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности – это аксиома, то есть истина, не требующая доказательства.

Как Конституция РФ или Российская Федерация будут «не допускать» указанные действия и «призывы»? Препятствовать? Становиться на пути? Затыкать рот призывающим?

Почему только действия, направленные на отчуждение, то есть «утрату, утрату собственности»? Почему только «призывы», то есть обращения с предложениями или с просьбами? Почему не «любые действия по отчуждению»?

Кроме этого, предложенная формулировка части 2.1 имеет существенное исключение из данной императивной нормы Конституции РФ – «за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами». Никто и ничто не может быть выше Конституции в правовых нормах, поэтому, по определению, не может быть никаких исключений из Конституции, чтобы кто-то или что-то был вместо Конституции, выше Конституции. Эти кто-то или что-то могут только в соответствии с Конституцией уточнять и регулировать правовые отношения или действия.

Делимитация границы (лат. delimitatio — установление границ) — определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров.

Демаркация границы (лат. demarcatio — разграничение) — проведение линии государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками.

Редемаркация – проверка установленной ранее государственной границы с восстановлением или заменой пограничных знаков на местности.

Разве могут эти указанные действия («делимитация, демаркация, редемаркация государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами») быть исключением из норм Конституции РФ?

Кстати, вы обратили внимание на то, что действующей Конституцией РФ установлены суверенные права и юрисдикция на континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права? Однако о правовом статусе государственной границы РФ в данной статье ни слова (только упоминание в части 3 о том, что «Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия».

На основании изложенного, предлагается другая формулировка новой части 21 статьи 67 Конституции РФ

б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. Территория и государственная граница Российской Федерации обеспечиваются всеми средствами и силами государства для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, неприкосновенности её границ. Любые действия направленные на насильственное или незаконное отчуждение какой-либо части или всей территории Российской Федерации решительно пресекаются в порядке, установленном федеральным законом. Делимитация, демаркация и редемаркация государственной границы Российской Федерации с присоединившимися к России государствами, самопровозглашёнными государственными образованиями и сопредельными государствами осуществляется в порядке, определяемом федеральным законом и соответствующими международными (межгосударственными) договорами».

С уважением и надеждой на разумное и ответственное отношение к данному предложению, Александр Сергеевич Суворов.
Калуга, 07.03.2020 10:38

Источник

Государственные границы. Делимитация и демаркация. Договоры о режиме границ. Законодательство РФ о государственной границе.

Понятие государственной границы

Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.

Легальное закрепление понятия государственной границы получило в ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе РФ»: «Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ». Приведенное определение применимо к границе любого другого государства.

Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.

В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница, которой называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.

Границы государства устанавливаются в договорном порядке. Международное право допускает изменение государственных гра­ниц, а значит и принадлежности государственной территории путём под­писания соответствующего международного договора.

Принцип нерушимости государственной границы сформировался по­сле окончания Второй мировой войны в связи с желаниями государств при­знать сложившиеся границы. Он нашёл своё воплощение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в ряде других последующих международно-правовых документов.

Принцип неприкосновенности территории государства означает за­прет насильственного присоединения территории страны, что выражается в обязанности государства:

В соответствии с основополагающими принципами международного права — нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств — границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.

Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы :

Делимитации и демаркации границ

Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.

Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.

Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.

Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.

Российское законодательство о государственной границе

Вопрос о границах имеет важное значение для каждого государства. Особенно велико его значение для России, имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью более 60 тыс. км. Российское законодательство о государственной границе основывается на Конституции РФ и ее международных договорах и включает прежде всего упомянутый Закон «О Государственной границе РФ», а также принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В этой связи можно привести Основы пограничной политики РФ, утвержденные Президентом России 5 октября 1996 г.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.

Законом установлены следующие принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:

РФ сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

Режим государственной границы включает правила:

С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств некоторые из вышеуказанных правил могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

Источник

Делимитация и демаркация государственных границ

Государственные границы. Принцип нерушимости границ

Государственная граница – это обозначенная на картах и закреп­ленная путем маркировки на местности линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, определяющая внешние пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного простран­ства) соответствующего государства, то есть пространственный пре­дел действия его государственного суверенитета (территориального верховенства).

Границы разделяются на сухопутные, водные и воздушные.

Делимитация границы– договорное определение линии грани­цы и нанесение ее на карту с подробным описанием ее прохождения по конкретным естественным или искусственно выбранным ориен­тирам и характерным признакам рельефа местности.

Демаркация границы– обозначение (установление специаль­ных пограничных знаков) линии границы на местности в соответст­вии с договором о делимитации. Возникающая иногда необходимость при демаркации отступать от договора о делимитации решается с помощью смешанных межгосударственных комиссий или прове­дения дополнительных переговоров между соседними государст­вами (и соответствующего дополнения или изменения договора о делимитации). Результаты демаркации оформляются протоколом о демаркации.

На сухопутной границеоборудуется пограничная полоса(шири­ной около 6 м) с установленными пограничными столбами и другими знаками, подробное описание каждого из которых (вид знака, его размеры, цветовая раскраска, материал изготовления и др.) содер­жится в протоколе о демаркации. Иногда пограничная полоса отсут­ствует, что характерно в отношениях между дружественными сопре­дельными государствами.

Водные границыподразделяются на речные границы, озерные границы, границы других водоемов, морские границы. Границы на ре­ках устанавливаются по договору между прибрежными государства­ми: на судоходных реках – по тальвегу (линии наибольших глубин) или главному фарватеру, на несудоходных – по середине реки или ее главного рукава (если рукав не один). Поскольку линия границы на реке нередко изменяется из-за различных намывов, наносов и дру­гих природных явлений, в таких договорах, как правило, определяет­ся, является ли установленная таким образом линия неизменной или меняется в зависимости от естественных изменений реки.

На прохождение линии границы по реке и в особенности на ре­жим пользования пограничной рекой вследствие изменения уровня воды непосредственное влияние оказывают такие действия и деятель­ность, как сооружение, переоборудование или снос плотин, дамб, мостов и подобных сооружений. Считается неправомерным осуще­ствление таких мер каким-либо из приречных государств в односто­роннем порядке. Если же таких государств не два, а более, то подоб­ные меры не может осуществлять и группа приречных государств без согласования своих действий со всеми другими приречными государ­ствами. В договорах, касающихся режима пограничных рек, и в нормах, определяющих конкретный режим государственной речной границы, обычно содержатся специальные предписания по данному вопросу.

На приграничных озерах и иных подобных водоемах (например, Чудское озеро между Россией и Эстонией, Великие озера между США и Канадой), к которым выходят два сопредельных государства, граница проводится по прямой линии, соединяющей точки выхода сухопутной границы указанных государств на берега такого озера или водоема. Пограничный режим указанных озер устанавливается по договору между приозерными государствами.

Специфичен режим озер-морей, к берегам которых выходят не­сколько государств. Уникальным на сегодня в этом отношении яв­ляется Каспийское море, по берегам которого расположены Рос­сия, Казахстан, Иран, Азербайджан, Туркменистан.

Морские границыгосударства проходят по внешним линиям его территориальных вод, которые согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, составляют ширину не более 12 морских миль от линии наибольшего отлива или прямых исходных линий. Между противолежащими и смежными государствами такие границы на море считаются установленными по срединной линии, если толь­ко между такими государствами не заключено соглашение об ином или действуют исторически сложившиеся или другие специальные нормы.

Боковые (или вертикальные) воздушные границыгосударства проходят по вертикальной плоскости, проецируемой вверх от линии сухопутной, водной и морской границ государства до границы с условным космическим пространством (100-110 км над уровнем моря). Не существует специальных договоров или норм националь­ного законодательства по данному вопросу. Территориальное разгра­ничение в данном случае имеет обычно-правовую природу.

Если границы проводятся по специфическим характеристикам рельефа местности (долинам, герам, рекам и т.п.), они называются орографическими.Границы, устанавливаемые по прямой линии между двумя избранными в этих целях точками, именуются геомет­рическими.Границы, проходящие по меридианам или параллелям, носят название астрономических.

Сопредельные государства в своем законодательстве и в двусто­ронних договорах устанавливают специальный пограничный режимв целях обеспечения: неприкосновенности границы, ее содержания в надлежащем порядке, охраны, пересечения, проживания и ведения определенной деятельности в районе границы, расследования при­граничных инцидентов и конфликтов и пр.

Иногда государства по взаимным договорам устанавливают специ­альный режим своих государственных границ. Это могут быть «про­зрачные границы» со свободным их пересечением и даже (чрезвы­чайно редко) без пограничных знаков.

Режим прозрачности границ действует в отношениях между го­сударствами – участниками СНГ, в соответствии с Декларацией о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и непри­косновенности границ государств – участников СНГ 1994 года и Концепцией охраны внешних границ Пограничными войсками го­сударств – участников СНГ (принятой главами государств СНГ в 1995 г.). Последним документом введены в оборот два специальных понятия: внешние границы СНГ и внутренние границы СНГ. К числу первых отнесены границы СНГ по общему внешнему периметру границ государств-участников с сопредельными государствами – не­участниками СНГ или с международной территорией общего пользо­вания (открытым морем). Внутренними в данном случае являются границы между самими государствами-участниками.

Демаркация и делимитация что это. Смотреть фото Демаркация и делимитация что это. Смотреть картинку Демаркация и делимитация что это. Картинка про Демаркация и делимитация что это. Фото Демаркация и делимитация что это

Вдоль государственной границы на местности (как на суше, так и на воде), как правило, устанавливается пограничная зонашириной до 5 км, в пределах которой пограничные войска обладают особыми правами в отношении обеспечения пограничного режима.

В целях урегулирования пограничных инцидентов правительства многих государств назначают специальных пограничных предста­вителей, именуемых (как, например, в Российской Федерации) по­граничными комиссарами или пограничными уполномоченными. Последние взаимодействуют с аналогичными представителями сосед­них государств на основе двусторонних договоров. В практике до­говорных отношений по данному вопросу встречаются примеры, когда и сам институт пограничных представителей как таковой, и порядок их назначения, а также права и обязанности таких предста­вителей, правила их сношений между собой, иммунитеты и т.п. изначально определяются договорами о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов.

Случаи нарушения границы, которые не получают решения на уровне пограничных представителей или столь серьезны, что выхо­дят за рамки их компетенции, разрешаются дипломатическим путем.

Режим государственной границы России определен Законом о государственной границе Российской Федерации от 4 мая 1993 г., с изменениями и дополнениями от 29 ноября 1996 г.

Договоры о границах принципиально отличаются от других дого­воров тем, что заключаются не на временный срок, а имеют целью окончательное установление границ, их стабильность и по этой при­чине не содержат положений об их денонсации и отменительных условий (даже в случае войны или коренного изменения обстоя­тельств).

Государство-преемник обязано соблюдать договоры о границах, заключенные своим предшественником, если по новому договору не достигнуто согласие заинтересованных сторон об изменении границ в соответствии с международным правом. Это вытекает из смысла ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года.

Существуют три основания изменения границ. Все они связаны с изменением принадлежности территории и состоят в следующем: 1) осуществление народами и нациями права на самоопределение, результатом чего является выделение новой государственной терри­тории в составе прежней, разделение существующей территории или воссоединение (присоединение) различных территорий; 2) обмен участками территории между государствами или их уступка на ос­новании международного договора, подлежащего ратификации; 3) редемаркация границы на основе двустороннего протокола.

Свидетельством непризнания границы или владения территорией является официально заявленный протест одной стороны в адрес Другой по поводу действий последней в отношении спорного участка границы или границы и/или территории в целом.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *