Демередж и детеншен что это такое
Что такое демередж и детеншн контейнера?
Рассмотрим понятие демередж — детеншн применительно к морским контейнерным перевозкам.
Все судоходные компании после выгрузки контейнера в порту назначения предоставляют своим клиентам свободный (бесплатный) период времени для таможенного оформления груза, доставки контейнера с товаром от порта до склада получателя и возврата порожнего контейнера обратно в порт.
В случае превышения клиентом свободного периода морская линия взимает дополнительные сборы за сверхнормативное использование контейнерного оборудования.
Эти сборы бывают 2-х видов и называются «демередж» и «детеншн»:
Демередж (Demurrage) — дополнительная плата за превышение свободного времени нахождения (простой) контейнера в порту выгрузки.
Детеншн (Detention) — сборы применяются к клиентам, которые держат контейнер за пределами терминала (задержка) дольше срока, предусмотренного на возврат контейнера в линию.
По сути детеншн и демередж — это штрафы за использование контейнерного оборудования свыше срока, заранее оговоренного с морским перевозчиком.
Отличие детеншн от демереджа только в размере собираемого сбора и величине свободного периода.
У каждой морской линии свой размер ставки демередж-детеншн и величина свободного периода, которые также зависят от типа морского контейнера.
Перед заказом перевозки следует заранее выяснить у судоходной линии сроки свободного периода и тарифы по демередж-детеншн, чтобы избежать ненужных расходов.
Demurrage and Detention линейного контейнера
В публикации рассматривается тема платы за простой и использование линейного контейнера – Demurrage and Detention. Эти понятия очень важны в контейнерных перевозках и могут стать причиной больших незапланированных расходов. Если еще не читали, то стоит обратить внимание на статью об…
В публикации рассматривается тема платы за простой и использование линейного контейнера – Demurrage and Detention. Эти понятия очень важны в контейнерных перевозках и могут стать причиной больших незапланированных расходов.
Если еще не читали, то стоит обратить внимание на статью об участниках морской перевозки.
Простой линейного контейнера (Demurrage)
Простой (Demurrage) – плата, взимаемая линией за нахождение контейнера в порту. Период исчисляется с момента выгрузки контейнера с судна, до момента вывоза с территории порта. Обычно линия предоставляет 3-7 дней бесплатного периода, а далее взимает плату за каждый последующий день.
Не стоить путать Demurrage с портовым хранением – Storage. Это плата, взимаемая портом за хранение контейнера на своей территории. Бесплатный период зависит от конкретного терминала и стандартно составляет 5 дней. По факту истечения свободного периода порт также начинает взимать ежедневную плату.
Таким образом, основное отличие Demurrage и Storage – кто выставляет счет за нахождение контейнера в порту. Также стоит упомянуть, что портовое хранение не зависит от принадлежности контейнера (SOC или COC контейнер). Например, контейнер выгружается с судна 5 числа. Допустим, что линия дает 7 дней свободного простоя, а порт только 5 дней бесплатного хранения. Контейнер вывозится 15 числа, то есть находился на территории порта 11 дней. Следовательно, получатель или номинированный экспедитор получит 2 счета. Первый счет от линии за 4 дня сверхнормативного простоя (с 12 по 15 число включительно). Второй будет от порта за 7 дней сверхнормативного хранения (с 9 по 15 число включительно).
Использование линейного контейнера (Detention)
Использование (Detention) – плата, взимаемая линией, за использование контейнера вне порта. Период определяется с момента вывоза контейнера из порта, до возврата его линии. В случае использования линия предоставляет более длинный свободный период – 10-15 дней.
Рассмотрим пример, в котором линия дает 15 дней свободного периода использования. Контейнер вывезли из порта 15 числа и вернули 31, то есть получилось 17 дней использования. За это период линия выставит счет только за 2 дня (30 и 31 число).
Комбинированное использование линейного контейнера (Combined Demurrage and Detention)
Некоторые линии, например Maersk Line, могут совмещать плату за простой и использование контейнера. В таком случае, будет рассматриваться один период и будет одна ставка за день задержки. Линия обозначает количество бесплатных дней с момента выгрузки с судна до момента возврата контейнера. Портовое хранение (Storage) в таком случае взимается и рассчитывается независимо от линии. То есть, экспедитор может получить счет за портовое хранение, независимо от бесплатного периода комбинированного использования.
Причины возникновения Demurrage and Detention
В данном вопросе существует две стороны отношений – линия и получатель. Линия взимает плату, так как не может использовать контейнер в перевозке, пока он у получателя. Это означает, что актив, который должен приносить доход, простаивает. В связи с этим, линии важно, чтобы получатель оперативно вывез и вернул контейнер. Получатель может столкнуться со следующими проблемами, которые повлекут за собой сверхнормативный простой или использование контейнера:
Демередж и детеншн контейнера: что это и как рассчитывается?
Сфера международных морских грузоперевозок жестко привязана к срокам – каждая судоходная линия тщательно просчитывает время пребывания транспорта в порту, необходимую длительность погрузки и разгрузки. Любые отклонения от дедлайнов приводят к убыткам, которые должны быть покрыты виновником «простоя».
Именно поэтому участникам ВЭД важно понимать, какие штрафы на них могут быть наложены в случае нарушения установленных сроков. Чаще всего речь идет о демердже и детеншне. Рассмотрим эти понятия детальнее, разберемся в особенностях начисления и уплаты.
Что такое демередж
Понятие «демередж» употребляется в сфере контейнерных перевозок. Оно имеет двойное толкование в зависимости от того, идет речь о судне или о грузовой таре. Оба варианта определения приведены в Кодексе торгового мореплавания РФ и «Инкотермс 2010».
Во-первых, необходимо понимать, что такое демередж судна. Это время задержки водного транспортного средства в порту сверх расчетного периода (сталийное время) по причине затянувшейся погрузки. Такой сверхнормативный срок (контрсталийное время) отражается в днях, часах и даже минутах. Демереджем также называют штраф, который выплачивает виновник простоя (отправитель или владелец содержимого контейнера).
Во-вторых, следует знать, что существует демередж контейнера – превышение срока использования грузовой тары и соответствующая плата за это. Учитывайте, что речь идет о модулях, которые не покидали пределов порта.
Важно знать! Сталийное время – период, отведенный на пребывание судна в порту и выполнение всех сопутствующих операций.
Пример расчета демерджа
Размер такого взыскания может быть определен сторонами заранее или выведен в соответствии с тарифами конкретного порта, судоходной линии (если речь о контейнере). Если указанные значения не установлены, расчет производится на основании ряда факторов. Определим неустойку для задержанного судна на гипотетическом примере:
суточная ставка 1000 долларов;
сталийное время 10 часов;
на погрузку/разгрузку фактически затрачено 15 часов;
груз не требует специальных условий хранения, не является опасным.
Контрсталийное время составило 5 часов. Используем простую формулу:
Что такое детеншн
Понятие «детеншн» относится исключительно к морским грузовым контейнерам и означает сверхнормативное время использования модуля за пределами порта. Точно так же называется штраф за эту задержку. Владелец груза должен выплатить неустойку собственнику тары – обычно судоходной линии. Ставка, по которой рассчитывается штраф, зависит от условий компании, которая предоставляет контейнер, и типа модуля (обычный, рефрижератор и т.д.).
Важно знать! Помните о разнице понятий демереджа и детеншна!
Совместное использование штрафов двух типов
Иногда демередж и детеншн могут быть начислены одновременно. Такое происходит, когда контейнер задерживается вне порта, что приводит к простою судна. Плата начисляется за один период, а базовая ставка штрафа устанавливается за каждый лишний день (без учета часов и минут).
Дополнительно владелец груза может столкнуться со штрафом, который называется сторедж. Им обозначается неустойка, связанная с длительным сроком хранения загруженного контейнера в терминале. Штраф выставляется портом владельцу тары, а он перекладывает это взыскание на собственника груза, по вине которого произошла задержка.
Причины простоя. Как избежать штрафов
Неправильно заполненные документы. Желательно привлекать к оформлению логистов или пользоваться консультациями экспертов.
Утеря документов. Рекомендуется составлять все бумаги в двух и более экземплярах или делать их заверенные копии.
Задержка при оформлении на таможне. Чтобы не допустить ошибок в определении ТН ВЭД, не бояться отсутствия информации, которая нужна для заполнения деклараций и получения сертификатов, обратитесь к опытному таможенному брокеру.
Задержка груза при доставке получателю. Чтобы избежать этого, можно заручиться поддержкой квалифицированных логистов, согласовать действия складов и перевозчиков.
Выводы
Демередж – это штраф, накладываемый за задержку контейнера в порту. Когда тара простаивает вне терминала, начисляется детеншн. Избежать подобных издержек в транспортном сообщении и сопутствующих штрафов помогут специалисты компании «Калипсо»! Мы готовы полностью взять на себя таможенное оформление, логистику и другие вопросы, из-за которых чаще всего и возникают простои.
Детеншен и демередж в контейнерных перевозках. Что это такое
Морские перевозки всегда были удобным вариантом транспортировки коммерческих грузов на дальние расстояния. Современные контейнерные системы сделали их еще удобнее. На таких перевозках сейчас специализируются судоходные линии – компании, которые функционируют на определенных маршрутах по предварительно составленному и согласованному графику заходов судов в порты. Такие фирмы также предоставляют контейнеры для транспортировки коммерческих грузов и личного имущества.
Каждая судоходная линия устанавливает собственные условия фрахта – аренды судов с предоставлением экипажа. Заранее рассчитывают сроки пребывания контейнеров в порту, на судне и после отгрузки с него. Нарушение установленных сроков хранения и перевозки с точки зрения терминала представляет собой нарушение договора и влечет предъявление контрагентами в адрес судоходной линии неустойки. В зависимости от оснований предъявления различают две ее разновидности: демердж и детеншен.
Демередж – неустойка за нарушение срока хранения
Термин происходит от французского demurrage, которое означает «простой» или «задержка» и происходит от глагола demeurer со значением «пребывать», «оставаться на месте», «простаивать». Контейнер с грузом может находиться на территории порта какое-то время – как минимум то, которое необходимо для проведения таможенных действий (растаможивания). По договору между портом, владельцем груза и судоходной линией может быть оговорено разное время бесплатного пребывания товаров на складах порта.
В течение указанного периода компания-перевозчик, то есть судоходная линия, обязана выполнить все формальные мероприятия, необходимые для отправки контейнеров из порта по маршруту следования. Нарушение этого срока и дает основание порту выставить транспортной компании претензию с неустойкой, которую и называют демередж (как и сам срок хранения). Если фактически сроки хранения нарушены по вине владельца груза, то судоходная компания в порядке регресса вправе взыскать с него выплаченную сумму.
Термин применяется не только в морских контейнерных перевозках, но и в торговом мореплавании. Там он означает примерно то же самое, а именно денежное возмещение убытков, причиненных компании-перевозчику в связи с простоем судна свыше времени, оговоренного законом и договором для ожидания в порту судна под погрузкой. То есть демередж – это оплата пребывания груза или судна в порту в течение срока, превышающего нормативный или оговоренный сторонами по условиям их договора.
Размер демереджа (сумма неустойки) определяется обычно соглашением сторон: порта и судоходной линии, иногда – владельца груза. Если эта сумма не оговорена в договоре, то она исчисляется по ставкам, принятым в данном порту. Если же и порт не имеет четких сумм, сложившихся исходя из практики применения демереджа, неустойку рассчитывают по фактически понесенным убыткам. К ним относится стоимость аренды места, занятого простаивающим судном, содержание этого судна и его экипажа, иные расходы порта.
Детеншен – неустойка за нарушение срока перевозки
Термин также происходит от французского слова detention, означающего «задержка» (в английском языке есть такое же слово с таким же значением). Как и в случае демереджа, у термина есть два значения. Первое – период, в течение которого владелец товара может использовать контейнер вне порта. Этот срок исчисляется от момента его отправки из портового терминала до момента возвращения туда в пустом виде. Как правило, такой период исчисляется сутками, редко – неделями и не подлежит дополнительной оплате.
Стоимость детеншена входит в сумму, уплаченную владельцем груза судоходной линии. Она определяется соглашением сторон и фиксируется в договоре. Нарушение данного срока и влечет выставление неустойки, которая также называется детеншен. По сути, это денежная компенсация убытков компании-перевозчика, возникающих из-за того, что она не может извлекать прибыль из контейнера, который не возвращен ей вовремя. То есть виновник задержки просто оплачивает дополнительное время использования им тары.
Кто именно из участников контейнерной перевозки должен платить детеншен, указано в договоре. Если же этот момент там не определен, необходимо установить, по чьей вине произошло превышение сроков возврата тары. Ответчиком может быть владелец груза и/или автомобильный либо железнодорожный перевозчик, транспортирующий пустую тару в терминал судоходной линии. Размер детеншена, если он не указан в договоре, исчисляется аналогично демереджу – по ставке компании или по фактическим убыткам.
Демередж и детеншен: сравнение и заключение
Два этих термина часто путают, хотя разница между ними вполне очевидно. Демередж – это срок хранения груза в порту и неустойка за превышение этого срока. Детеншен – это время использования контейнера в пути и неустойка за превышение этого времени. То есть демередж относится к грузу и ограничивается портом, а детеншен – к контейнеру и действует за пределами порта. Демередж затрагивает владельца груза, порт, судоходную линию, а детеншен – владельца груза, судоходную линию и наземного перевозчика.
Демередж и детеншен часто называют штрафами. Применение такого термина в данном случае не вполне корректно. Штрафом обычно называют разновидность уголовного или административного наказания, наступающего вследствие нарушения закона. Нарушение же условий договора влечет гражданскую ответственность, имеющую иную правовую природу. Неустойки вызваны необходимостью компенсации второй стороне по договору убытков, вызванных несоблюдением этого договора одной из сторон, тогда как штрафы, как любое наказание, имеют своей целью создание для нарушителя затруднительных условий, которые должны удержать его от новых противоправных действий в будущем.
Что такое демередж и детеншн в контейнерных перевозках?
Если вы собираетесь работать с контейнерными грузоперевозками, то столкнетесь с понятиями демередж и детеншен. Важно разграничивать их и понимать основные отличия. Рассмотрим каждый из аспектов.
Особенности и различия понятий
При работе с морскими перевозками контейнеров потенциально нужно платить сборы. Обычно судоходным контейнерам предоставляется бесплатный период, свободный от них. Он необходим для того, чтобы оформить продукцию на таможне, перевезти контейнер на склад, проверить его, принять решение о приеме или возврате.
Продолжительность свободного времени может различаться. Однако если вы превышаете его, предстоит оплатить дополнительные сборы. Они и называются «демередж» и «детеншн»:
Главные различия между этими понятиями
Перечисленные понятия часто путают. Между ними есть несколько различий:
Демередж и детеншн в контейнерных перевозках взимаются как при импорте, так и при экспорте. Они различаются:
Тарифы могут различаться. Они зависят от порта, особых условий, отличий в оборудовании. Так, если вы выполняете перевозки с рефрижераторами и дополнительной техникой, предстоит заплатить больше.
Также стоит определиться и с еще одним понятием – это сторедж (Storage). Эта выплата относится к расходу терминала порта.
Особенности начисления сборов для COC и SOC
Если ваш контейнер относится к категории COC и им владеет морская линия, то предстоит выплачивать все три вида сборов.
Если оборудование находится в собственности отправителя, то единственным необходимым к выплате сбором остается сторедж.
Понимание особенностей разных видов сборов позволит вам ориентироваться в работе с портом и разными категориями перевозчиков, не допустить ошибочного начисления.