Демпфер что это такое в экономике
Чем важен демпфер для российских нефтяников
В начале марта стало известно, что правительство решило скорректировать демпферный механизм для нефтяной отрасли. Рассказываем о том, что такое демпфер и как изменения могут отразиться на нефтяных компаниях.
Если говорить упрощенно, то цепочка поставок нефтепродуктов к конечному потребителю следующая:
— Нефть, которую добывает нефтяная компания, может быть отправлена на экспорт или поставлена на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) внутри страны.
— На НПЗ из нефти получают нефтепродукты: бензин, керосин, дизельное топливо и другие виды топлива. На этом этапе топливо также может быть экспортировано или поставлено по оптовой цене, формирующейся на бирже, на внутренние розничные точки продаж, в том числе на сети АЗС.
— Далее, топливо продается конечным потребителям по розничным ценам.
Когда мировые цены на нефть растут, маржинальность НПЗ оказывается под давлением. В результате рост мировых цен по цепочке приводит к росту оптовых и розничных топливных цен внутри страны. Для населения рост внутренних цен означает дополнительную финансовую нагрузку за счет транспортных и иных расходов, связанных с ценами на топливо. Для бизнеса волатильность цен затрудняет прогнозирование, ухудшаются условия для деятельности в отдельных отраслях.
Чтобы сгладить влияние мировых нефтяных котировок на внутренние цены в России в 2018 г. был придуман регуляторный механизм, получивший название демпферного, или просто демпфер. Стимулом для этого стали резко выросшие цены на нефть, отреагировавшие на возобновление американских санкций в отношении нефтегазового экспорта Ирана.
Вступивший в силу с 2019 г. демпфер был основан на разнице между экспортной ценой топлива и условной внутренней ценой, которая была закреплена в соответствующем законопроекте и подлежала ежегодной индексации на 5%.
Если экспортная цена выше условной, то бюджет компенсирует нефтяным компаниям часть разницы, чтобы нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) могли поставлять топливо на внутренний рынок по прежним ценам и при этом сохраняли комфортный уровень маржинальности.
Одной из проблем, с которой столкнулась отрасль в ходе реализации механизма, это отсутствие связи условной цены с реальными рыночными ценами. Так, например в 2020 г. оптовые цены были значительно ниже условной. В результате за счет выплат по демпферу в апреле 2020 г. продажи бензина на внутреннем рынке в какой-то момент стали убыточными для компаний. Так как компании связаны нормативами поставок на внутренний рынок, они были вынуждены работать в минус.
В 2021 г. ожидался обратный эффект. Индикативная цена была проиндексирована на 5% и составила 56,3 тыс. руб. за тонну бензина и 50,7 тыс. руб. за тонну дизельного топлива. В то же время розничные цены на топливо выросли в среднем на 2%. Из-за этого нефтяники могут недополучить компенсацию.
В начале марта 2021 г. правительство объявило о решении скорректировать демпфирующий механизм и сделать индикативную цену более близкой к рыночным реалиям. Ожидается, что новые условия могут заработать уже с 1 мая.
Изменения могут благоприятно сказаться на маржинальности нефтепереработки российских интегрированных нефтяных компаний. Наибольший позитивный эффект могут испытать Газпром нефть, у которой соотношение внутренней нефтепереработки и внутренней добычи составляет около 75%. Также ощутимый позитивный эффект могут испытать Роснефть и Лукойл, у которых аналогичное соотношение близко к 55%. Все это должно благоприятно сказаться на финансовых показателях компаний и динамике их акций. Более точно эффект можно будет оценить после того, как будут представлены конкретные условия нового демпферного механизма.
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
Главное за неделю. Будем качать посвистывая
Итоги торгов. Распродажи могут усилиться на следующей неделе
Идеальные фишки: дают максимум доходности на единицу риска
Наиболее подходящие акции США для активных трейдеров на декабрь
Внимание, Snap!
Агрегатор такси уезжает в Гонконг. Китайские бумаги поехали вниз!
Небольшой биотех потеснил Apple в топе по оборотам на СПБ Бирже
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Хитрая схема: почему бензин в России не дешевеет даже при ценах на нефть, как в 2000-х
Почему цены на бензин не снижаются вслед за нефтяными котировками. Если вкратце, то таковы особенности налогового регулирования отрасли, они не предполагают снижения цен на бензин — только умеренный рост. С 2019 года в России заработал так называемый демпферный механизм. Его суть в том, что он помогает государству компенсировать или изымать доходы нефтяников от продажи топлива в зависимости от рыночной конъюнктуры. Так, если за рубежом цены на бензин высокие, бюджет выплачивает компаниям часть премии, которую они теряют, не поднимая цены на внутреннем рынке. В обратном случае, если цены на бензин на внутреннем рынке выше экспортных, нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет. При этом размер выплат зависит не от реальных цен на внутреннем рынке, а от расчетной цены, установленной правительством, — в 2020 году она составляет 53 600 рублей за тонну бензина.
Зачем понадобился демпфер. Весной 2018 года на фоне роста нефтяных котировок в России резко взлетели цены на бензин и дизельное топливо. Правительству пришлось договариваться с нефтяными компаниями о фактической заморозке цен на топливо. В условиях рыночной экономики никто не может обязать нефтяников держать те или иные цены. В результате совещаний нефтяников с правительством возникло джентльменское соглашение — нефтяники не будут повышать стоимость бензина на заправках быстрее, чем растут темпы инфляции в стране, говорит аналитик Reuters Максим Назаров. По его словам, компании подтверждали такую договоренность. Джентльменское соглашение закончилось в 2019 году, тогда и заработал демпферный механизм. Фактически он стал платой за это соглашение, которая при нормальной конъюнктуре рынка позволяет нефтяникам получать дополнительные средства из бюджета, если цены на мировых рынках выше внутренних. Но в текущей ситуации демпферный механизм начинает работать против нефтяников.
Как сейчас работает демпферный механизм. Расчетная цена на тонну бензина в 2020 году составляет 53 600 рублей. Для подсчета демпфера она сравнивается с расчетной экспортной альтернативой — нетбэком. Нетбэк рассчитывается как экспортная цена на тот или иной вид топлива за вычетом транспортных расходов и налогов. Если разница между нетбэком и расчетной ценой положительная, она умножается, в случае с бензином, на 68% — это то, что компании получают из бюджета за упущенную выгоду, которая возникает из-за того, что они не повышают цены на внутреннем рынке. Если разница отрицательная, то она также умножается на 68% — эту сумму уже платят компании бюджету за то, что они продают бензин дороже, чем на зарубежных рынках.
В январе 2020 года величина экспортной альтернативы составила 53 773 рубля — разница 173 рубля, компании получали по 117,6 рубля из бюджета за тонну бензина, объясняет старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. В апреле же величина экспортной альтернативы упала, по подсчетам Кокина, примерно до 27 400 рублей — компаниям предстоит заплатить в бюджет порядка 17 800 за тонну.
Таким образом, у нефтяников нет стимула снижать цены на бензин, наоборот — сохранение цен позволяет им за счет конечного потребителя делать бюджетные выплаты.
Почему дешевеет бензин на бирже. Оптовые цены просели из-за дисбаланса спроса и предложения. Из-за ограничений на передвижение россиян, связанных с пандемией коронавируса, спрос на топливо упал почти в два раза. Планы компаний по биржевым продажам существенно превышали потребности покупателей, говорит Максим Назаров. Сейчас компании сократили планы по суточным продажам топлива в два раза — с 12 600 тонн в апреле до 6 400 тонн в мае. Двадцатого апреля цена на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже составила 35 770 рублей за тонну, а издержки компаний (акциз плюс выплаты по демпферу) — 38 070 рублей за тонну, приводил подсчеты экспертов «Аналитика товарных рынков» РБК. Оптовые цены сделали производства бензина нерентабельным, говорит Назаров, и сейчас компании говорят, что продолжают продавать бензин из соображений социальной ответственности.
Кому нефтяники продают бензин. В 2019 году порядка 9% произведенного бензина уходило за рубеж, на внутреннем рынке реализовывалось свыше 90%, говорит Максим Назаров. Что касается внутреннего спроса, то, согласно требования ФАС, компании должны продавать не менее 10% на товарной бирже (этот показатель до 30 июня снижен до 5%), который покупают независимые АЗС. В 2019 году на бирже продавалось около 20% от всего производимого в стране бензина, еще 20% уходило нефтебазам и 60% — аффилированным АЗС.
Получается, что независимые заправки, удерживая розничные цены, должны получать хорошую маржу? Сейчас на заправках средняя цена составляет 42-43 рубля за литр, оптовая — 29,5 рубля, если вычесть издержки в районе 7,5 рублей за литр, то заправкам остается по 5,5 рублей с литра, подсчитал Максим Назаров. Текущая маржа почти вдвое больше той, что АЗС получали до кризиса. Могут ли заправки поделиться частью этой маржи с потребителем, снизив цены? Увы, нет. Если до кризиса среднестатистическая заправка прогоняла около 10 000 литров бензина, то сейчас этот объем снизился до 5000 литров, соответственно снизился и денежный поток, говорит Назаров. Расходы же остаются прежними — никто не отменял аренду, плату за электричество, охрану и выплаты зарплат сотрудникам. К тому же заправки в целом не любят снижать цены во время флуктуаций на рынке, так как ФАС очень строго следит за повышением цен, и при стабилизации ситуации у АЗС может появиться дополнительная головная боль, добавляет Назаров.
Стоит ли отменять демпфер. Механизм демпфера изначально не был настроен под действие при таких низких ценах на нефть, говорит главный экономист «ФК Открытие» Максим Петроневич. Но сейчас государство находится куда в более худших условиях, чем нефтяники, считает он. Если нефтяники могут позволить себе снижение расходов, то государству, наоборот, надо наращивать сейчас этот показатель — финансировать и нацпроекты, и антикризисные меры. Тем временем нефтегазовые доходы бюджета резко снижаются, ненефтегазовые налоговые поступления — тоже.
С одной стороны, в сложившихся условиях демпфер действительно неудобен нефтепроизводителям, с другой – сейчас в неудобной ситуации оказались все участники рынка: население, бизнес и государство, говорит Петроневич. А консенсуса о том, как именно будут профинансированы расходы государства, пока что нет. Один из путей финансирования дефицита бюджета без масштабного использования средств Фонда национального благосостояния — выпуск ОФЗ на 3-4 трлн рублей. Но очевидно, что в текущих условиях занимать будет все труднее, поэтому государству важны любые доходы, в том числе и от нефтяников за бензин. Поэтому, с высокой вероятностью, существенных уступок от правительства в вопросе перечислений от реализации нефтепродуктов на внутренний рынок ждать не стоит, резюмирует Петроневич.
Проблема, что в нынешнем сценарии потребитель по сути оплачивает поступления в бюджет, не получая от ситуации на внешнем рынке никакой выгоды. Но правительство не может в срочном порядке отменить демпфер — на поправку к налоговому кодексу уйдет минимум полгода, полагает старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. К тому же даже если демпфер и будет снижен, не факт, что эти деньги дойдут до конечного потребителя и конвертируются в снижении цен на заправках — они вполне могут «застрять» где-то в структуре нефтяной компании, опасается Максим Назаров. Тогда вопрос – зачем это делать.
По мнению аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука, если правительство вводит какие-то налоги, то они должны работать системно и иметь постоянную формулу на протяжении длительного времени. Постоянно менять правила игры нельзя. Но в текущей ситуации конечный потребитель сильно проигрывает от демпфера, а значит снижается конкурентоспособность для таких отраслей, как, например, сельское хозяйство. Раньше у России было преимущество, связанное с низкой стоимостью топлива, сейчас оно ушло, говорит Полищук.
Чиновники и сами не демонстрируют готовности менять сложившееся регулирование. Министр финансов Антон Силуанов в интервью «Ведомостям» заявил, что нефтяники не обращаются к министерству с просьбами пересмотреть правила демпфера. «Идея с демпфером себя оправдала. Мы вводили демпфер в период достаточно высоких цен, и жалко было платить нефтепереработчикам деньги из ФНБ. Но сейчас ситуация обратная. Все по-честному. Во времена высоких нефтяных цен все равно надо было думать о будущем, готовиться к разным временам», — сказал Силуанов. Новак также говорил в начале марта, что никаких изменений в инструмент вносить не планируется. А замминистра энергетики Павел Сорокин назвал демпфер очень важным элементом поддержки бюджета для борьбы с коронавирусом.
Бюджет впервые заработал на механизме сдерживания цен на бензин и дизель
Российские нефтяные компании в марте впервые осуществили выплаты в бюджет в соответствии с демпферным механизмом, свидетельствуют опубликованные данные Минфина.
Демпферный механизм, действующий с 2019 года, призван удерживать цены на моторное топливо (бензин, дизельное топливо) внутри России на стабильном уровне. Упрощенно он действует так:
Нефтяники уже выплатили в бюджет примерно 10,5 млрд руб. в рамках демпферного механизма за бензин в феврале 2019 года, но одновременно получили выплаты из бюджета за дизельное топливо: в сумме получилось 0,7 млрд руб. в пользу нефтяных компаний. Минфин учитывает общие поступления (выплаты) от демпфера по бензину и дизелю.
Демпфер сокращает траты резервов
Благодаря демпферу российский бюджет сможет частично компенсировать выпадающие доходы от снижения экспортных пошлин на нефть и газ, а также налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении углеводородов. Это позволит уменьшить расходование резервных средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на покрытие этих выпадающих доходов.
В марте нефтяные компании поднимали вопрос об огромных ожидаемых выплатах по демпферу в 2020 году из-за низких цен на нефть и предлагали изменить формулу расчета, сказал РБК федеральный чиновник. По его словам, им объяснили, что формулу, конечно, поменять можно, но в этом случае правительство просто поднимет на ту же сумму НДПИ — «бюджету в трудные времена надо помогать».
РБК направил запросы в «Роснефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ, а также в пресс-службу Минфина.
В марте нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились в годовом выражении:
В марте 2020 года (к январю) сильнее всего по сравнению с другими углеводородами снизились доходы бюджета от добычи и экспорта природного газа — более чем на треть (до 72 млрд руб.), показывает статистика Минфина. Экспорт газа в январе–феврале сократился в стоимостном выражении примерно на 51% год к году, в физическом объеме — на 25%, следует из данных ФТС (.xlsx). Это произошло на фоне теплой зимы в Европе и увеличенных закупок газа в конце 2019 года, сделанных еще до того, как «Газпром» договорился о продлении контракта на транзит газа через Украину.
Сколько резервов потратят в этом году
По действующему в России бюджетному правилу, если цена нефти опускается ниже базовой отметки ($42,4 в 2020 году), недополученные нефтегазовые доходы бюджета финансируются за счет средств ФНБ. Для этого Минфин продает валюту на открытом рынке. В предыдущие три года Минфин покупал валюту для пополнения ФНБ за счет сверхдоходов от нефти и газа.
В 2020 году расходование средств ФНБ для покрытия дефицита нефтегазовых доходов составит от 1 трлн до 1,7 трлн руб., прогнозируют экономисты. По оценке Deutsche Bank, из ФНБ будет профинансировано около 1,5 трлн руб. При этом на 1 апреля ликвидные резервы ФНБ, доступные для компенсации недополученных нефтегазовых доходов, составляли в рублевом эквиваленте чуть более 11 трлн руб.
Финансисты используют демпферный механизм для давления на нефтяников
МОСКВА, 11 июл — ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Госдума перенесла рассмотрение вопроса о корректировке демпферного механизма, направленного на предотвращение роста цен на моторное топливо на внутреннем рынке. Разработчик демпферного механизма Минфин РФ считает, что это не окажет негативного влияния на ситуацию на внутреннем рынке бензина и дизельного топлива.
Однако многие участники рынка уверены, что демпферный механизм не является эффективным инструментом для сдерживания цен на моторное топливо и наносит вред отечественной нефтяной отрасли.
ЖЕЛАННАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
По данным агентства «Прайм», с 1 июля, когда перестало действовать соглашение о «заморозке цен», по 10 июля оптовые цены на моторное топливо изменились незначительно. Бензин 92 Класс 5 и дизельное топливо Класс 5 подорожали на 47 руб./т и 12 руб./т – до 50 799 руб./т и 50 976 руб./т соответственно. Оптовая цена на бензин 95 Класс 5 даже снизилась на 48 руб./т, составив 51 651 руб./т.
Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Козак заявил, что стабильность на рынке нефтепродуктов является «чрезвычайно важной социальной задачей». Для обеспечения стабильности и недопущения роста цен на моторное топливо в правительстве был разработан демпферный механизм – система компенсации потерь, которые несут нефтяные компании, реализующие нефтепродукты на внутреннем рынке вместо поставок за рубеж.
Демпферный механизм является частью обратного акциза для отдельных НПЗ и предполагает выплату из бюджета компенсации, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и стоимости бензина Аи-92 или дизельного топлива на внутреннем рынке. Это позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть на внутреннем рынке.
Сейчас правительство доплачивает нефтяникам 60% разницы между экспортной и установленной внутренней ценой на бензин и дизельное топливо – 56 тыс. руб./т и 50 тыс. руб./т соответственно. Однако установленные Минфином параметры не устраивали нефтяников, о чем неоднократно заявляли топ-менеджеры ВИНК.
По словам заместителя министра финансов РФ Ильи Трунина, компенсации нефтяникам в рамках демпферного механизма в январе-мае 2019 года составили 120 млрд руб.
Несмотря на введение демпферного механизма с 1 января 2019 года, правительство перестраховалось и продлило соглашение о «заморозке» цен на первое полугодие. В конце прошлого года власти были вынуждены пойти на крайние меры по отношению к нефтяникам и заставили их «заморозить» цены, после стремительного подорожания бензина и дизеля в середине прошлого года.
Козак: Рынок топлива пережил первую неделю без соглашения с нефтяниками
Для обеспечения ценовой стабильности на внутреннем рынке нефтепродуктов после прекращения соглашения о «заморозке» пришлось скорректировать параметры демпферного механизма на второе полугодие 2019 года. С 1 июля установленные ценовые параметры были снижены до 51 тыс. руб./т для бензина и 46 тыс. руб./т для дизеля с целью увеличения компенсации, выплачиваемой нефтяникам за поставки.
По предварительным подсчетам, дополнительно из бюджета во втором полугодии нефтяники могут получить 25-30 млрд руб.
С 2020 года планируется компенсировать нефтяным компаниям 68% и 65% разницы между экспортной и установленной ценой.
ОПАСЕНИЯ ОСТАЮТСЯ
Однако опасения, что ситуация на внутреннем рынке моторного топлива может выйти из-под контроля, остаются. Особо тревожная ситуация складывается на Дальнем Востоке. Данный регион является удаленным, где расположены только два НПЗ — в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске, контролируемые «Роснефтью» и «Нефтегазхолдингом» соответственно. Эти два завода обеспечивают топливом огромную, но малонаселенную территорию от Приморья до Чукотки.
Для недопущения подорожания бензина и дизеля на Дальнем Востоке предлагалось даже использовать стратегические запасы Росрезерва. Однако Козак считает, что необходимости в использовании топлива из Росрезерва сейчас нет, поскольку на Дальнем Востоке будет введена надбавка к демпфирующему акцизу. Курирующий ТЭК вице-премьер не уточнил размер надбавки и порядок ее начисления.
В правительстве считают, что принятые меры не позволят розничным ценам на бензин и дизель в этом году повыситься в пределах инфляции – 4,6%.
Более того, Козак выразил уверенность, что ситуация на внутреннем рынке стабильна, поэтому лицензирование экспорта нефти и нефтепродуктов, как один из вариантов сдерживания цен, не потребуется. Однако это не означает, что лицензирование экспорта исключается полностью. Оно может стать последним инструментом для удержания ситуации под контролем.
ОБЪЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ СНИЖАЮТСЯ
Ситуация на внутреннем рынке может обостриться из-за сокращения предложения на внутреннем рынке после остановки ряда НПЗ на сезонные работы. В мае российские НПЗ даже сократили переработку до минимального объема за последние пять лет.
Первичная переработка нефти в первом полугодии снизилась на 2,8% по сравнению с тем же периодом годом ранее – до 137,44 млн тонн. При этом, в июне переработка сократилась на 3,8%, составив 23,2 млн тонн.
Производство бензина в России в июне 2019 года снизилось на 4,8% по сравнению с тем же периодом годом ранее – до 3,24 млн тонн. Но в первом полугодии выпуск бензина в годовом исчислении увеличился на 0,2%, составив 19,3 млн тонн.
Производство дизельного топлива в январе-июне 2019 года снизилось на 0,2% относительно января-июня прошлого года – до 37,7 млн тонн. Дизельного топлива в России производится значительно больше, чем потребляется на внутреннем рынке, поэтому более половины его поставляется за рубеж.
Мощностей российских НПЗ достаточно, чтобы полностью обеспечить потребителей на российском рынке, но эти продажи менее прибыльны по сравнению с экспортом или даже приносят убытки нефтеперерабатывающим предприятиям.
ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Сокращение предложения моторного топлива также может произойти из-за банкротства Антипинского НПЗ – крупнейшего независимого НПЗ мощностью до 9 млн тонн. Завод перешел под контроль финансистов из Сбербанка. Остается надежда, что НПЗ возобновит работу, для чего Сбербанк привлек специалистов из азербайджанской государственной компании SOCAR.
Банкротство грозит также другим независимым НПЗ в России, до которых компенсации доходят в усеченном виде или не доходят вовсе.
Демпфирующий механизм не может решить проблему налогового маневра и стремления Минфина постоянно увеличивать налоги на нефтяников под благородным предлогом «наполнения бюджета».
Цена на бензин в РФ в результате налогового маневра может составить 51 руб в 2024 г
В этом году в России начался завершающий этап налогового маневра, который предполагает сокращение и полную отмену экспортной пошлины на нефть в 2024 году одновременно с повышением НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых). Налоговый маневр повышает привлекательность экспорта по сравнению с внутренним рынком, особенно когда монетарная политика правительства и ЦБ сводится к ослаблению национальной валюты.
Из-за налогового маневра и неэффективного демпферного механизма ВИНКи не стремятся создавать новые перерабатывающие мощности. На НПЗ продолжаются только те проекты по модернизации, в которые ранее были вложены немалые средства.
Более того, региональные дочерние структуры ВИНК, включая предприятия нефтепереработки, стали хуже выполнять свои финансовые обязательства перед подрядчиками: оплата за проведенные работы задерживается, растет количество неплатежей.
Неплатежи – тревожный симптом, свидетельствующий о непростой ситуации в «денежной» нефтяной отрасли, которая испытывает проблемы с оборотными средствами (денежным потоком).
ФИНАНСИСТЫ ДАВЯТ НЕФТЯНИКОВ
Демпферный механизм, порожденный в закоулках Минфина, должен был – хотя бы частично – компенсировать потери нефтяных компаний, которых заставили продавать бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке по «замороженным» ценам. Неэффективный демпферный механизм при «замороженных» ценах на моторное топливо и высоких налогах сделал нефтепереработку нефти в России убыточной, о чем неоднократно заявляли представители многих ВИНК.
Коррекция демпферного механизма потребовалась в связи с отменой с 1 июля соглашения о «заморозке» цен между нефтяниками и правительством.
Однако увеличивая выплаты нефтяникам в рамках демпферного механизма, Минфин не забывает о своих интересах. Компенсировать потери бюджета Минфин намерен за счет увеличения НДПИ на нефть на 75 руб./т. Внеплановое повышение НДПИ намечено на 1 сентября 2019 года, что может дестабилизировать ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов. Повышение НДПИ удорожает сырье для российских НПЗ, что может стать дестабилизирующим фактором на внутреннем рынке моторного топлива. При этом, потребности в увеличении НДПИ не существует. Профицит бюджета РФ в январе-июле составил 3,1% ВВП, или 1,561 трлн руб. При этом, в 2019 году профицит бюджета был утвержден в размере 1,8% ВВП.
Среди нефтяников растет недовольство Минфином, который обвиняют в присвоении права определять, кто получит компенсацию и в каком размере. Используя демпферный механизм, Минфин взял под контроль большие денежные потоки, а финансисты получили рычаг давления на нефтяную отрасль – реальный сектор и становой хребет экономики России.