Демпфер что это в экономике простыми словами
Экономист рассказал, как работает демпферный механизм в России
В ходе совещания под руководством вице-премьеров Александра Новака и Дмитрия Григоренко было принято решение привести индексацию заложенных цен на нефтепродукты в соответствие с уровнем фактического роста в рознице. Об этом 11 марта сообщило издание EVO-RUS.
Налоговое регулирование отрасли не предполагает снижения цен на бензин, только умеренный рост. Артем Голубев, доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук, рассказал ФАН о работе демпферного механизма и объяснил, как государство может регулировать цены на топливо.
«Демпферный механизм действует в России с 2019 года. Он нацелен на сдерживание внутри страны роста цен на моторное топливо. Его суть состоит в следующем: если экспортные цены на нефть высокие, то государство доплачивает нефтяным компаниям, чтобы они не повышали цены на бензин и дизельное топливо внутри страны», — поясняет экономист.
По данным Forbes весной 2018 в России резко возросли цены на бензин и дизельное топливо. В условиях рыночной экономики никто не может обязать нефтяников держать те или иные цены. Таким образом, демпферный механизм стал платой за соглашение, которая при нормальной конъюнктуре рынка позволяет нефтяникам получать дополнительные средства из бюджета.
«На протяжении двух десятков лет мы наблюдаем одну и ту же картину, когда цены на нефть растут, растут цены и на моторное топливо — вроде вполне объяснимые рыночные условия. Когда же цены на нефть падают, цены на моторное топливо на розничном рынке не снижаются, поскольку основные игроки на топливном рынке компенсируют выпадающие доходы от снижения цен на нефть выгодной ценой топлива на внутреннем рынке», — поделился своими наблюдениями эксперт.
Начиная с марта 2020 года нефтяники понесли значительные потери в связи с сокращением экспортных доходов от низких цен на нефть, обратил внимание Артем Голубев. Проблема в том, отметил он, что в нынешнем сценарии потребитель оплачивает поступления в бюджет, не получая от ситуации на внешнем рынке никакой выгоды.
«Суть корректировки демпфера со стороны правительства пока не ясна, однако любые попытки искусственного сдерживания роста цен дают лишь краткосрочный положительный эффект. В результате расширение конкуренции через создание благоприятных условий со стороны государства и регулирования акцизов не только в пользу постоянного их роста позволило бы рыночными методами сдерживать рост цен на моторное топливо более эффективно», — заключил Артем Голубев.
Ранее аналитики ФБА «Экономика сегодня» рассказали, чем грозит резкий рост цен на нефть. Рубль пытается укрепиться, но опасения новых санкций не дают ему это сделать в полной мере, уверены эксперты.
В России заработал механизм зернового демпфера
2 июня 2021 г. правительство РФ ввело в действие механизм зернового демпфера, который станет основным инструментом регулирования отечественного рынка зерна на ближайшие годы. Власти рассчитывают, что это стабилизирует продовольственные цены и привлечёт дополнительные инвестиции в сельское хозяйство.
Что такое зерновой демпфер
Механизм зернового демпфера разработан и утверждён правительством РФ в начале 2021г. и включает в себя несколько компонентов.
С июня 2021 г. ведена «плавающая» пошлина на вывоз из России основных зерновых культур (пшеницы, ячменя, кукурузы). Её размер теперь привязан к ценам на мировых рынках. Для пшеницы она определяется по формуле: при мировой цене до 200 долл. за тонну пошлина не взимается, при цене более 200 долл. – взимается 70% от суммы, превышающей названный уровень. Для кукурузы и ячменя отметка отсечения – 185 долл. за тонну. Конкретные размеры пошлины рассчитываются Минсельхозом РФ еженедельно на основе котировок Московской биржи. К примеру, с 16 по 22 июня 2021 г. вывозная пошлина на пшеницу равнялась 33,3 долл. за тонну при цене экспорта в 248 долл. Сами параметры формулы (отметка отсечения, % пошлины) могут корректироваться не чаще одного раза в год в зависимости от ситуации на рынке и урожая.
Вторая часть механизма зернового демпфера – возврат уплаченных экспортёрами пошлин на зерно обратно в сельское хозяйство. По решению правительства, все полученные таким образом средства будут распределяться между регионами пропорционально собранному урожаю. Власти субъектов РФ направят их на выплату субсидий производителям пшеницы, ржи, кукурузы и кормового ячменя, которые смогут компенсировать из этих денег до 50% понесённых затрат.
Зерновой демпфер будет работать вместе с квотой на экспорт зерна, которая вводится во второй половине сельскохозяйственного года (с января по июнь). В частности, размер действующей с 15 февраля по 30 июня 2021 г. квоты – 17,5 млн т. Он распределен между 234 экспортёрами. При превышении этого уровня вывоз зерна будет автоматически облагаться заградительными пошлинами (50% от таможенной стоимости, но не менее 100 евро за тонну).
Задачи механизма
Основная заявленная правительством цель зернового демпфера – сдерживание внутренних цен на продовольствие (муку, крупы, хлебобулочные изделия и др.), которые быстро росли в конце 2020 – начале 2021 гг. Как ожидается, гибкая вывозная пошлина на основе биржевых контрактов позволит в режиме реального времени реагировать на колебания мировых рынков и быстро сокращать возникающие разрывы между стоимостью зерна в стране и доходностью его экспорта.
С другой стороны, средства от зерновых пошлин не останутся в бюджете, а будут реинвестированы в аграрный сектор. Это должно создать дополнительные стимулы для частных капиталовложений непосредственно в сельхозпроизводство, а не в сбыт и торговлю зерном, которые теряют сверхдоходы от экспорта.
Демпферный механизм также призван закрепить долгосрочные и понятные правила функционирования зерновой отрасли России. Он приходит на смену прежним временным решениям, в частности внеочередным пошлинам в ответ на рост мировых цен на зерно. К последним можно отнести действовавшие в феврале–мае 2021 г. фиксированные пошлины на вывоз пшеницы в размере 25 (с 15 февраля) и 50 (с 1 марта) евро за тонну.
Реакция участников рынка
Сельхозпроизводители и экспортёры зерна пока настороженно относятся к инициативе зернового демпфера. В феврале 2021 г. Российский зерновой союз (РЗС), участники которого обеспечивают 20% производства и 90% экспорта зерна, направил обращение президенту России В. Путину с предложением воздержаться от запуска нового механизма. По оценкам РЗС, введение постоянной «плавающей» пошлины на фоне роста цен на удобрения, ГСМ и семена приведёт к падению доходов производителей пшеницы на 4-4,5 тыс. руб. на тонну и стагнации отрасли. В качестве альтернативы РЗС предлагает вернуться к использованию интервенционного фонда и оказывать целевую продовольственную помощь населению с низкими доходами.
Эксперты ЦБ РФ указывают также на существующий риск несправедливого распределения субсидий в регионах, где они могут выделяться убыточным или обладающим административным ресурсом хозяйствам. Кроме того, по мнению ряда отраслевых специалистов, некоторые растениеводы захотят перейти на культуры, меньше затронутые регулированием (например, масличные).
Тем не менее Минсельхоз РФ считает, что зерновой демпфер не помешает российским аграриям собрать в новом сезоне высокий урожай зерна (127 млн тонн) и сохранить лидирующие позиции на международном рынке. С учётом переходящих остатков ведомство прогнозирует в очередном сельскохозяйственном году (с 1 июля 2021 г. по 30 июня 2022 г.) экспорт зерна в размере не менее 51 млн тонн, что выше показателей текущего года (48 млн тонн).
Что такое демпфер. Объясняем простыми словами
Представьте, что вы производите уникальный и нужный всем продукт. Вы можете, как и аналогичные производители, поднять цену так, как вам будет выгодно. Но правительство вам говорит: «Нет, так не пойдёт. Давайте вы не будете поднимать цены, а мы вам за это заплатим?»
Примерно так работает в России демпфирующий механизм в нефтеперерабатывающей отрасли. Он сдерживает цены на бензин на российском рынке. В 2019 году правительство и нефтяники договорились: если за рубежом цены на бензин высокие, то из российского бюджета нефтяникам компенсируют сумму, которую они теряют, не поднимая цен в России.
А если цены на бензин в стране становятся выше экспортных, то тогда наоборот: нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет.
Пример употребления на «Секрете»
«Благодаря работе демпфера наблюдающаяся волатильность оптовых цен на топливо не приведёт к опережающему росту розничных цен на АЗС и сохранит его в пределах инфляции».
(Замглавы Минэнерго Павел Сорокин — о ситуации на топливном рынке.)
Мнение
Российская экономика нуждается в демпфере на бензин, потому что снижения цен в этом секторе вообще не предполагается — так устроено налоговое законодательство, объясняет Forbes. Как в анекдоте, где глава «Роснефти» Игорь Сечин докладывает президенту Владимиру Путину: «Цены на нефть падают, Владимир Владимирович. Но есть и хорошие новости — цены на бензин удалось удержать».
Критика
У демпферного механизма есть серьёзный недостаток. По сути, россияне оплачивают поступления в бюджет, но не получают от ситуации на внешнем рынке совсем никакой выгоды. Отменить его быстро нельзя. Более того, при отмене демпфера велика опасность, что деньги могут не конвертироваться в снижение цен на заправках и «застрять» внутри нефтяных компаний.
В 2021 году в России заговорили не только о топливном демпфере, но и о зерновом. Он призван защитить россиян от подорожания цен на хлеб и будет работать аналогично нефтяному.
Демпфирующий механизм: в России цена бензина не зависит от стоимости нефти
На совещании правительства РФ, которое 28 января 2021 года проводил вице-премьер Александр Новак, присутствовали представители Минфина, Минэнерго, ФАС и нефтяных компаний страны.
Нефтяники безуспешно попытались договориться с властями об экономическом стимулировании выпуска бензина и других видов топлива, чтобы заинтересовать игроков рынка в росте объёмов производства.
Министерство финансов отказалось пересмотреть размеры демпфирующих выплат, посоветовав нефтяным компаниям вместо этого активнее работать с нефтеперерабатывающими заводами.
Как работает демпфер
Принцип работы демпфирующего механизма основан на том, что существует разница между экспортной и индикативной внутренней ценой топлива. При этом она может быть как положительной, так и отрицательной. Когда разница положительна, экспортировать нефтепродукты выгоднее, чем продавать их внутри страны, а если отрицательная, то наоборот.
В России используют демпфер, чтобы не допускать резких колебаний цен на бензин и другое топливо. Когда мировые цены выше внутренних, государство компенсирует часть потерь нефтяной отрасли. Если цены ниже, нефтяные компании платят часть разницы в ценах в госбюджет.
Нефть, бензин и кризисы
Когда весной прошлого года разразился кризис, а цены на нефть резко рухнули, простые автомобилисты были почти уверены, что бензин и дизтопливо станет гораздо дешевле, но этого, к их глубокому сожалению, не произошло. В это время в европейских странах топливо тут же стало дешеветь.
Но обычные российские автолюбители не знали, что, в отличие от европейских стран, розничная цена бензина в России никак не зависит от нефтяных котировок. Впрочем, на наших отечественных заправках в определённый момент цены также снизились, но падение не превышало 5%.
Вообще, из-за особенностей ценообразования и налогообложения в России удешевление горючего на опте и в рознице не предусмотрено. Теоретически цены на топливо у нас могут лишь медленно расти.
Бывает и так, что падение цен на нефть сопровождается заметным удорожанием бензина и дизтоплива. К примеру, так случилось в 2014 году, когда падение цены на нефть марки Urals составило около 30%, а бензин на заправках поднялся в цене в среднем на 10%. Эксперты комментировали «РБК», что тот феномен был связан с ослаблением российской национальной валюты.
Нефтяники требуют откорректировать демпфирующий механизм
С начала 2021 года после серьёзного прошлогоднего обвала цены на нефть потихоньку начали восстанавливаться. Это привело к повышению привлекательности экспорта.
Чтобы избежать роста оптовых цен на топливо на внутреннем рынке, нефтяные компании предложили скорректировать механизм демпфирования. Главной претензией нефтяников к существующей системе является то, что индикативная внутренняя цена абсолютно оторвана от реальной рыночной ситуации.
Если бы правительство согласилось снизить размер индексации по предложению представителей нефтяного бизнеса, бюджет получил бы в этом году на 70 млрд рублей меньше. Они мотивируют свою просьбу тем, что существующий демпферный механизм делает невыгодной загрузку сырьём отечественных НПЗ.
Несмотря на это, Минэнерго РФ рекомендует увеличить объёмы переработки сырой нефти, чтобы довести запас бензина и дизтоплива до 1,6-1,7 млн т. Компании вроде бы согласились последовать рекомендациям министерства.
Следует отметить, что наиболее сложная обстановка сложилась с автомобильным бензином, оптовая цена которого внутри страны значительно ниже экспортной. Если она вырастет, в непростой ситуации окажутся АЗС, которые связаны ограничениями и поднять цены не могут.
Это означает, что демпферный механизм нуждается в корректировке. То есть, если рыночная ситуация в ближайшее время не изменится, правительству всё же придется пойти навстречу нефтяным компаниям.
Новак: Стоимость бензина не зависит от мировых цен на нефть
Глава Минэнерго Александр Новак считает демпфер действенным инструментом регулирования энергетического рынка России, о чём сам высказывался неоднократно.
«Правительством был создан очень эффективный инструмент в середине 2018 года, который эффективно работает уже 1,5 года. Цены у нас в основном стабильны и не превышают уровень инфляции», — говорил он в эфире телеканала «Россия 24» весной 2020 года.
А в начале 2021-ого он опять подтвердил свою позицию по этому вопросу, выступая на Гайдаровском форуме в дискуссии «Будущее энергетики», где описал собравшимся принцип действия демпфирующего механизма и его эффективность.
«В 2020 году цены на нефть очень сильно колебались от 20 до 50 долларов за баррель, а на заправках бензин АИ92 вырос только на 2%. Для сглаживания эффекта колебаний цен на мировом рынке на розничные цены эффективно действует демпфирующий механизм. В результате его действия в 2021 году темп роста цен на нефтепродукты в рознице также сохранится в пределах инфляции», — заявил вице-премьер.
По данным Росстата, в 2020 году рост инфляции составил 4,9%, то есть инфляция в России в прошлом году росла значительно быстрее, чем цены на бензин. И хотя в высших эшелонах власти утверждают, что всё под контролем, отмечается рост оптовых и розничных цен на топливо.
Или всё-таки зависит?
По данным издания Finanz, опубликованным 28 января 2021 года, в России отмечается дефицит бензина, а цена на него достигла наивысшей отметки за последние 2 года. Значительный рост отмечен в промежутке между 20-ыми числами декабря и серединой января, составив 20-22%. Чтобы притормозить его, было решено сократить экспорт нефти.
Поэтому в феврале в европейские страны через западные российские порты отгрузят на 20% меньше нефти, чем в январе. В частности, через порты Усть-Луга, Приморск и Новороссийск в январе отправили около 6 млн т, то на февраль запланирована отгрузка лишь 4,3 млн т.
Источники издания Bloomberg утверждают, что нефтяные компании России принесли в жертву выручку от экспорта ради того, чтобы насытить внутренний рынок и преодолеть дефицит сырья для НПЗ.
Это особенно неприятно, так как чиновникам из высшего эшелона и так трудно объяснять, почему дорожают продукты, а тут ещё и бензин, подорожание которого, кстати, повышает себестоимость практически любых групп товаров. Правда, в Минфине успокаивают, что увеличение оптовых цен на горючее будет сглажено за счёт действия демпфирующего механизма.
Без надежд на снижение: как демпфер убьет падение цен на бензин
Простой и убойный механизм роста цен за слоем «сложных» формул.
На прошлой неделе в СМИ бодро отрапортовали о том, что в России образовался профицит производства бензина. Несмотря на это, автомобилисты на себе эту радость ощутить не смогли: цены в ряде регионов снизились на несколько копеек, а вице-премьер Козак и вовсе заявил, что «задача снижения цен недостижима в условиях рыночной экономики».
Действительно, вполне возможно, что это будет последнее снижение цен на многие годы вперед. С 1 января 2019 года в рамках так называемого «завершения налогового маневра» в России действует особый демпфирующий механизм, который сделает рост цен на топливо медленным и вечным. Во всяком случае, если его не починить.
Мы* в Аналитическом центре НТС разобрали механизм работы демпфера, заданный Налоговым кодексом, и обработали его на ретро-данных. Результат, мягко говоря, удивил.
До 2014 года вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) платили отраслевые налоги по следующей схеме:
Этот механизм был простым и понятным. Не без недостатков (о них в другой раз), но все хотя бы знали, откуда что вообще берется.
Ближе к 2014 году власти задумались о том, что ВИНКи не очень шустро модернизируют свои НПЗ, и этот процесс необходимо стимулировать. Вдобавок, с нарастанием кое-каких событий у властей вырастало закономерное желание обеспечить (или хотя бы усилить) налоговую независимость бюджета от экспорта нефти, точнее — от возможных санкций. Поэтому в правительстве решили экспортную пошлину постепенно обнулить, акцизы — снизить, а НДПИ — повысить. В общем, перенести налоги с экспорта на скважину. Эта схема тоже не нравилась многим — но, опять же, была логичной.
С самого начала «завершения налогового маневра» (ЗНМ) в каждой новой редакции НК РФ планировалось снижение акцизов на топливо на последующий год, аналогичные положения содержались и в трехлетних федеральных бюджетах. И уже здесь что-то сломалось: с 2015 года акцизы только росли, в последний раз — 1 января 2019.
А дальше начался цирк, результатом которого стала пересадка рынка на такие костыли, как акциз на нефтяное сырье и демпфирующий коэффициент (уже сложнее, да?).
Мы понимаем, что авторы демпфирующего механизма пытались сделать хоть что-то полезное, исходя из весьма и весьма плохих рамок, которые установлены на самом верху. Акцизы понижать нельзя, розничные цены отпускать нельзя, пусть растут в формате «инфляция минус». Еще и в послании Федеральному собранию Президент отметил, как важно строить больше заправок и вообще развивать топливную инфраструктуру.
Напоминает шуточный рассказ «Совещание» Алексея Березина про семь строго перпендикулярных красных линии, две из которых зеленые, две красные, а остальные прозрачные. Конечно, демпфирующий механизм не идеален в первую очередь в силу условий задачи. Однако в итоге из всех возможных был выбран далеко не лучший, еще и сопряженный с серьезными рисками вариант.
(если будет сложно, мотайте сразу к гифкам)
Сейчас мы покажем весь механизм работы демпфера на примере самого популярного вида моторного топлива в стране — АИ-92.
Основным бенчмарком, который отвечал на вопрос «продавать на экспорт или в стране?», являлся нетбэк. Нетбэк, если упростить — это цена экспортной поставки, приведенная к российским реалиям.
Если нетбэк растет, то топливо выгоднее экспортировать. Когда увеличиваются поставки на внешние рынки, внутри страны предложение падает, а это уже подталкивает биржевые цены на нефтепродукты вверх. Если нетбэк снижается — то наоборот. Корреляция между нетбэком и биржевой ценой колеблется в районе 0,8. Именно это и позволяет рынку воспринимать нетбэк как весьма надежный бенчмарк.
Кстати, чем выше акциз, тем выше нетбэк (посмотрите на формулу выше). В прошлом году нетбэк вырос сразу по двум причинам: а) рост цен на мировом рынке; б) повышение акцизов. Плюс, рост нетбэков совпал с высоким сезоном внутри России. А за ростом нетбэка выросла и биржевая цена. В общем, в правительстве задумались, как сделать так, чтобы и акциз не понижать, и резкого скачка избежать. Поэтому демпфирующие механизмы должны были касаться именно нэтбэка.
Теперь давайте посмотрим, как это должно работать сейчас. Налоговым кодексом вводятся понятия «средняя расчетная цена» (Ц абвр ) и «верхняя планка» (Цабвр + 10%).
Цабвр (расчетная средняя цена) — это условная расчетная цена за тонну бензина. Правительство установило ее так: берем пиковое значение из среднемесячных биржевых цен за 2018 год и индексируем на 5%. Не среднюю по году, а именно пиковую от средних значений. Т.е., рынок 2019 года будет зависеть от пика цен 2018 года. А потом каждый год уже это значение индексируется на 5%.
Верхний предел, устанавливается как +10% к расчетной, т.е. Цабвр. Таким образом, у нас как бы устанавливается ценовой коридор для формирования демпфирующих выплат.
Тремя ключевыми «столпами» механизма налоговых вычетов выступают
Право правительства повышать пошлину на нефтепродукты до 90%.
Третье обстоятельство мы пока опустим. Пока лишь продемонстрируем взаимосвязь первых двух переменных на расчетном примере.
Анс — базовая величина налогового вычета. Ее смысл в том, чтобы компании не злоупотребляли экспортными поставками нефти, а отправляли её на переработку и дальнейшую реализацию. Он всегда положительный, но может быть и равен нулю, если компания не выполняет нормативов по производству и реализации топлива через биржу.
Кдемп — субсидия нефтяникам, которая будет положительной, если нетбэк выше расчетной цены и отрицательной — если ниже. Это следует из формулы расчета демпфера. Однако компенсироваться будет не вся разница, а только часть по нормативам. В 2019 году норматив равен 60%.
Дальше следуют чисто бухгалтерские операции. Налоги, выплачиваемые ВИНК, действительно огромные, они точно не перекроют сумму вычетов, поэтому эти операции будут попросту отражены в бухгалтерском учете. Реальных трансфертов из бюджета не будет.
Таким образом, сначала акциз на нефтяное сырье начисляется в размере отправленной на переработку нефти, а уже потом из общей суммы налогов вычитается следующим образом: а) умножается на 2; б) вычитается с поправкой на Кдемп. Если Кдемп положительный, сумма вычета увеличивается, отрицательный — уменьшается.
Теперь построим модель. Примем в качестве условий следующее:
При нетбэке внутри ценового коридора (предположим, он равен 60 000 ₽ на тонну АИ-92) Кдемп будет равен 5 760 ₽. Вычитаем из нетбэка, получаем 54 240 ₽. По идее, именно на этот показатель должна ориентироваться фирма, продавая топливо, так?
Да ничего подобного. Потому что на самом деле вычет в 5 760 ₽ на тонну компания получит при любой цене ниже верхней границы коридора. А значит, для максимизации прибыли компании выгоднее при любых обстоятельствах держать цену ближе к верхней границе коридора.
Но может, ситуация изменится при нетбэке ниже ценового коридора? Да, изменится. Будет еще хуже.
Таким образом, рациональная стратегия любой фирмы — это всегда держаться коридора. А стимулов ронять цену попросту нет. И ценовой коридор для формирования цен выглядит крайне печально. Вот так:
Мы здесь не учли размер выплаты по дизельному топливу. Если, например, демпфер по автомобильному бензину отрицательный, а по дизелю положительный, в итоге у нас минус на плюс дает итоговое значение. При обнулении же возникает проблема: обнуляется и положительная часть демпфера. Но общую логику, думается, это не слишком нарушает. Если не обнуление, то в любом случае компенсация за счет внутреннего рынка.
Конечно, это все в модели. Мы с вами не знаем, как именно будет работать демпфер, потому как не знаем, какие еще вводные будут на рынке. Зато у нас с вами есть ретро-данные за прошлые периоды. Давайте теперь посмотрим: как бы выглядел рынок раньше, если бы демпфер уже работал? Желтым выделен ценовой коридор, фиолетовым — реальные цены на топливо.
Реальные цены на топливо в прошлом всегда были ниже, чем границы демпфирующего механизма. Кто знает, что было бы, если бы работали указанные выше стимулы?
1. Демпфер создает принципиально не те стимулы, которые бы пошли на благо рынку. Он рушит прежнюю картину, пытаясь вывести на рынок искусственный маркер.
Раньше мы говорили: на рынке работают два механизма цен. Розничные цены формируются по принципу «инфляция минус»: мол, делай что хочешь, но не обгоняй. Характерно, что это было просто телефонное право, не зафиксированное в нормативно-правовых актах.
Оптовые цены формируются почти по рыночным принципам, с тем лишь нюансом, что биржевых объемов на всех регулярно не хватает. А теперь и они будут формироваться с привязкой к границам ценового коридора. Заодно этот самый коридор год к году будет только повышаться — чтобы уж точно никаких вам колебаний вниз. Возможно, это противоречит реальному замыслу авторов идеи. Но все стимулы созданы именно для постепенного роста цен. Зачем? Гипотез много.
2. Противодействовать этим стимулам можно будет только благодаря заградительным экспортным пошлинам. В переводе с канцелярского на русский — телефонному праву, когда регуляторы будут звонить и требовать понизить цену под угрозой введения экстренных мер.
3. Демпфер неудобен для принятия решений. Нетбэк можно рассчитать в моменте, все данные для этого есть. Демпфер рассчитывается исходя из средних значений. Значит, возникает проблема временного лага. Представьте: вы весь месяц принимаете решения. А только в начале следующего месяца понимаете, какой будет демпфер. Это попросту нерабочий индикатор.
4. Механизм демпфера закрепляет рост цен на топливо и окончательно превращает регулирование отрасли в ручное. Роль биржи в формировании оптовых цен снижается до минимума. А платить за весь этот карнавал будем мы с вами, заправляя тачку или же покупая товары.
5. Судя по обработанным данным, слишком резкого и быстрого роста цен больше не будет. Он будет постоянным и медленным.
6. Возвращаясь к налоговому маневру: экспортная пошлина уже сейчас мала и не сказывается на нетбэке. Прирост к нетбэку в основном могут давать только ослабление рубля и прирост акциза. Таким образом, в сам механизм демпфера «вшиты» отсутствие перспектив в российской экономике и постоянный рост налоговой нагрузки.
7. Мы защищаем интересы независимых АЗС, и судя по всем данным, которые у нас есть, им демпфер не особо опасен. Свою маржу они скорее всего получат. Во многом именно для этого демпфер и был придуман. Совсем другое дело — водители, которые будут вынуждены с течением времени все больше и больше тратить на заправку.
Ключевых рисков, таким образом, можно выделить три:
Риск №1. Искусственный бенчмарк.
Риск №2. Оппортунистическое поведение.
Риск №3. Телефонное право и войны нефтяных компаний с регуляторами.
Скажем честно, сама по себе идея демпферов нам не симпатична. Что мы предлагаем? Наша повестка доступна вот в этом видео. Но, если считать, что демпферы — это принятое решение, а вопрос заключается только в их настройке, то мы хотели бы исходили из преодоления рисков и соответствующим образом настраивали бы демпферы.
Как можно преодолеть указанные риски?
Есть два ответа. Первый – консервативный, второй – альтернативный.
Консервативный ответ исходит из действующих параметров демпфера предполагает их донастройку по следующим принципам:
1. Расчёт демпфера каждый торговый день. Итоговый же вычет должен учитываться, как сумма ежедневных значений. Это позволит преодолеть риск №1.
2. Раздельный учет демпфера по автомобильному бензину и по дизельному топливу, обнуление Фаб и Фдт и возвращение нижнего порогового значения демпфера. Тогда появляются стимулы ронять цену до уровня нижних значений, чтобы обнулить вычет в случае отрицательного демпфера. Это так просто потому, что не будет обнулен положительный демпфер по другому продукту (например, по ДТ), но не будет и отрицательного вычета (например, по АИ-92).
3. Привести параметры расчетных цен в соответствии с текущими реалиями. В настоящий момент они завышены.
Пункты 2 и 3 помогают преодолеть риск №2.
Есть ещё проблема телефонного права. Как её преодолеть? Тут, к сожалению, у нас простого ответа нет. Нужно решать проблему с доминирующими игроками. И поправками тут не отделаешься.
Альтернативный ответ предполагает полное изменение формулы расчета демпфера. Но он решает проблему со всеми рисками разом.
Если в качестве базы для расчета демпфера взять netback, умноженный на 10%, и оптовый индекс СПбМСТБ и представить демпфер, как половину их разницы, решается и вопрос с работоспособностью бенчмарка (просто считать), и с оппортунистическим поведением (падает netback, падает цена, хочешь больше выплату – падай больше от базы расчета), и с автоматичностью (нет телефонного права).
Но все это в совокупности – костыли. Рынок должен быть рынком, а не монстром доктора Франкенштейна. Как некогда выразился профессор MIT Лорен Грэхем, отвечая на вопрос Германа Грефа о проблемах инновационного развития России: «Вы хотите молока без коровы».
И в нашем случае это верно, как никогда.
Ну и ключевое. Мы отправили в ФАС, Минэнерго, Минфин и Правительство России письма с запросом о комментарии. Ответы ведомств мы обязательно прочитаем и отрецензируем на нашем YouTube-канале. Подписывайтесь, в общем.
А если вы настолько зануда, что доскроллили до этого места, вам полагается бонус в виде таблиц со всеми расчетами и формулами. Изучайте, играйтесь, задавайте вопросы, критикуйте.