Демпфер рулевой что дает

Демпфер – спасительный круг для рулевого

06.08.2018 Автор: Master Service 16772

Как уберечь рулевое управление от поломок? Ответ – никак. Неисправности все равно появятся, однако есть способ как отсрочить поломки и увеличить срок службы рулевого управления – речь идет о рулевом демпфере.

Рулевой демпфер – что это такое и зачем он нужен?

Автомобильный рулевой демпфер (с немецкого Dämpfer – глушитель, буфер, амортизатор) – устройство, которое поглощает часть колебаний, ударов и вибраций от колес на элементы рулевого управления. Второстепенная задача демпфера – возвращает руль в нейтральное положение и удерживает прямолинейное движение автомобиля.

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Телескопический автомобильный рулевой демпфер

Помимо автомобильных рулевых демпферов, существуют также мотоциклетные демпферы, которые стабилизируют переднее колесо и руль, когда мотоциклист едет с большой скоростью, быстро разгоняет или выводит мотоцикл из поворота. Как и автомобильный, демпфер мотоцикла также гасит вибрации и колебания от переднего колеса на руль.

Каталог демпферов рулевых реек

По конструкции демпферы бывают двух типов – телескопические (штоковые) и роторные. В автомобилях телескопические модели встречаются гораздо чаще роторных. Исключение – спортивные, а особенно раллийные автомобили, на которые устанавливают роторные демпферы. На мотоциклы также чаще всего ставят узлы роторного типа.

Телескопические демпферы работают и на сжатие, и на растяжение – чтобы минимизировать любые колебания и возвращать руль в нейтральное положение. По принципу работы они повторяют обычные масляные и газомасляные амортизаторы с постоянной или переменной степенью демпфирования. В узлах с переменной степенью демпфирования автомобилист сам может настроить силу сжатия и растяжения амортизатора, чтобы приспособить демпфер под особенности рулевого управления автомобиля и свои личные требования. Будьте внимательны: чтобы правильно выставить силу демпфирования, нужно понимать, что и где крутить, поэтому лучше обратиться к профессионалам.

Телескопические демпферы бывают одностороннего и двухстороннего действия. Модели одностороннего действия дополнительно оборудованы внешней пружиной и по виду очень напоминают амортизаторные стойки подвески. Демпферы двухстороннего действия работают на сжатие и растяжение без дополнительных внешних пружин.

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Автомобильные рулевые демпферы с возвратными пружинами

О роторных автомобильных демпферах мы говорить не будем – слишком редко они встречаются, да и использовать их целесообразно только на гоночных автомобилях, предназначенных для бездорожья. А вот мотоциклетные роторные демпферы встречаются гораздо чаще, и такой стабилизатор можно поставить даже на дедовский «Сатурн».

Роторные демпферы мотоциклов по конструкции совсем не похожи на телескопические модели. В масляной камере роторных моделей вместо пружины стоит лопатка. В корпусе демпфера есть два отверстия, через которые по узлу циркулирует вилочное масло. Давление масла на лопатку демпфера гасит часть колебаний и защищает мотоциклиста от вобблинга (на сленге мотоциклистов «вобблинг» – неконтролируемая болтанка руля). При этом лопатка прикреплена к раме мотоцикла и неподвижна, а вращается сам корпус демпфера вместе с рулем.

Раньше роторные демпферы регулировались вручную, что было неудобно и не слишком надежно. Поэтому от моделей с ручной регулировкой со временем отказались. В современных роторных демпферах работу узла контролирует бортовой компьютер мотоцикла. На низких оборотах ДВС отверстия для масла максимально открыты и руль свободно крутится. Чем сильнее разгоняется мотоциклист, тем больше компьютер сужает отверстия для масла и увеличивает жесткость руля. Таким образом на высоких оборотах двигателя руль становится гораздо тяжелее и туже, чтобы минимизировать хайсайд (на сленге мотоциклистов «хайсайд» – падение с мотоцикла).

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Принцип работы роторного демпфера для мотоцикла

С классификацией, конструкцией и принципами работы демпферов разобрались – перейдем к преимуществам и недостаткам стабилизаторов, чтобы понять, нужны они или нет.

Плюсы и минусы автомобильных телескопических рулевых демпферов

Преимущество №1: Смягчает удары, колебания и вибрации

Во время езды самая большая нагрузка приходится на колеса, а от них – на элементы рулевого управления и подвеску. Демпфер на 30% смягчает любую отдачу от колес на рулевое управление и сам руль. Теперь, когда вы будете ехать по брусчатке, переезжать через трамвайные или железнодорожные пути, трещины и ямы в асфальте, руль не будет болтаться, как одержимый, и выбивать вам руки.

Кроме того, демпфер продлевает жизнь элементам и агрегатам рулевого управления. Неважно, стоит у вас редуктор или рейка, рулевой демпфер:

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Собрались покорять горные вершины на автомобиле? Демпфер вам в помощь

Проще говоря, если поставил демпфер, то и ездить станет проще и комфортнее, и ремонтировать рулевое управление придется реже (если, конечно, демпфер поставили правильно и рулевое управление не было угробленным до этого).

Преимущество №2: Демпфер защищает подвеску от стуков

Логично, что если рулевое управление болтается меньше, отдача на подвеску тоже уменьшается. Размусоливать особо нечего – погнали дальше.

Преимущество №3: С демпферов ход руля становится более плавным

Этот положительный эффект особенно заметен во время езды на высокой скорости по трассе. Руль крутится более плавно, поэтому управлять автомобилем на высокой скорости станет гораздо проще.

Недостаток №1: «Ватность» и тяжесть руля

Многие водители, после того как установили на рулевое управление демпфер, заметили, что руль стал более ватным и тяжелым. Эффект особенно заметен на низких оборотах двигателя и старых автомобилях с рулевым управлением без усилителей. Однако однозначно назвать этот момент недостатком нельзя, так как эффект незначительный и водители быстро к нему привыкают.

Недостаток №2: Демпфер может засориться

Да, как и любой подвижный узел, демпфер может засориться. Если внутрь демпфера попала грязь или мусор, он закисает и не будет гасить колебания. Наоборот, закисший демпфер будет сильно мешать во время езды и может спровоцировать серьезные неисправности в рулевом управлении.

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Демпфер с пыльником и проходит дольше, и смотрится эстетичнее

Но вы можете легко защитить демпфер от засорения – просто поставьте на него пыльник. Главное, учесть величину хода демпфера, диаметр корпуса и подвижного вала. Пыльник защитит демпфер от засорения и увеличит срок службы узла. Вам останется просто периодически проверять состояние и вовремя менять изношенный пыльник.

Недостаток №3: Демпфер с возвратной пружиной возвращает руль в нейтральное положение, даже когда вы этого не хотите

Если на автомобиле стоит слабенький и старенький гидроусилитель, демпфер с возвратной пружиной будет перебивать работу ГУРа. В таком случае он будет пытаться вернуть руль в нейтральное положение, даже если водитель еще не закончил поворачивать. И если вы не будете прикладывать дополнительное усилие к рулю, демпфер постепенно «победит» ГУР и вернет руль в исходное положение.

Благо, автомобили с такими слабыми гидроусилителями встречаются крайне редко. Мы советуем перед установкой демпфера посоветоваться со специалистами – от вас не убудет, да и уверенности прибавит.

Ставить демпфер на автомобиль или нет?

Само собой, ответ зависит только от вас. Если вы часто ездите по бездорожью, в вашем городе ужасные дороги и вы хотите уберечь рулевое управление от постоянных поломок, тогда демпфер вам точно не помешает. Многие автомобилисты сейчас начнут шутить, что «в нашей стране все дороги ужасные» и значит демпфер нужен на каждом автомобиле. Так, да не так.

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Демпфер – именно то, что нужно вашему внедорожному монстру

Если серьезно, рулевой демпфер не сделает практически никакой погоды в легковых и малогабаритных автомобилях. А вот на внедорожниках, кроссоверах и габаритных автомобилях телескопические демпферы будут как нельзя кстати. Также демпфер не помешает на тяжелых и «мускулистых» легковушках – Dodge Charger SRT 10, Chrysler C300 и Porsche Panamera. Конечно, на таких автомобилях по бездорожью вы носиться не будете, но с общим состоянием наших дорог лучше перестраховаться – автомобили не дешевые и ремонтировать их накладно.

Некоторые производители ставят демпферы даже на обычные легковушки. К таким компаниям относятся немецкие концерны Audi, BMW и Mercedes, которые ставят демпферы на модели в топовых комплектациях. Для автомобилей Audi демпферы в рулевом управлении уже давно стали визитной карточкой марки.

Как и куда ставить рулевой демпфер на автомобиле?

Решили ставить демпфер на свой автомобиль? Хорошо. Тогда вам нужно знать, как и куда его ставить. Ответы на вопрос «Как установить демпфер?» довольно простые – обратитесь к профессионалам на специализированное СТО или воспользуйтесь инструкцией, которая вложена в коробку с демпфером.

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Не знаете что, куда и как лепить – обратитесь к специалистам

Если вы пошли простым путем и обратились в автосервис, париться не о чем – за вас все сделают специалисты. Если же вы легких путей не ищете и решили установить демпфер самостоятельно, внимательно ознакомьтесь с инструкцией и только потом начинайте что-то крутить и ставить. Но бывает, что в коробке с демпфером нет инструкции. В таком случае просто зайдите на сайт производителя узла и найдите инструкцию там.

Предупреждаем сразу: чтобы установить демпфер, вам понадобится приличный набор фигурных, гаечных и накидных ключей, несколько насадок и удлинителей и ровные руки. Размеры ключей подбираются по модели и размеру демпфера. Так что, когда покупаете демпфер, сразу уточните, какие именно ключи вам понадобятся, чтобы потом не носиться по городу в поисках нужных инструментов.

Куда ставить демпфер? Есть 6 вариантов позиций для демпфера – 3 для рулевого управления с рейкой и еще 3 для рулевой трапеции с редуктором. Начнем с реек:

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Рулевой демпфер на рейке с тягами по бокам

С редукторами ситуация немного иная – положение демпфера зависит не от конструкции редуктора, а от конструкции рулевой трапеции и подкапотного пространства. 3 способа установить демпфер на рулевую трапецию с редуктором:

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Демпфер на длинной тяге рулевой трапеции

Некоторые автомобилисты, которые хотят максимально защитить рулевое управление автомобиля от преждевременного износа и непредвиденных поломок, ставят сразу два демпфера. Один амортизатор стоит на длинной тяге, второй – на короткой. Этот вариант конструкции чаще всего встречается на рулевом управлении крупных внедорожников, водители которых любят месить грязь, форсировать реки и взбираться на горные гряды. Проще говоря, два демпфера ставят любители экстремальной езды.

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Демпфер на короткой тяге рулевой трапеции

Важная информация для всех водителей, которые решили самостоятельно установить демпфер на рулевое управление автомобиля. При установке стоит учитывать один нюанс, общий для всех описанных выше вариантов местоположения демпфера. Оба крепления демпфера защищены специальными втулками, чтобы узел отходил положенный срок и не сломался раньше времени. Во время установки демпфера защитные втулки креплений должны находиться в нейтральном положении.

Как вы уже поняли, чтобы установить демпфер, нужно серьезно подготовиться и выбрать правильное место для его установки. Если вы не уверены, что справитесь самостоятельно, обратитесь за помощью к специалистам.

С автомобильными демпферами закончили, теперь немного поговорим о демпферах мотоциклов.

Общая информация по демпферам для мотоциклов

Как мы уже сказали выше, на мотоциклы чаще ставят роторные демпферы, однако некоторые мотоциклисты предпочитают привычные телескопические модели. Конструктивные отличия двух видов демпферов мы уже разобрали, теперь давайте определим, какой мотоциклетный демпфер круче, а также как и куда правильно устанавливать оба вида узлов.

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Роторный демпфер мотоцикла

В надежности с небольшим отрывом побеждают роторные демпферы. У них и конструкция надежнее, и нагрузки они выдерживают побольше, чем телескопические аналоги.

Телескопические модели чаще всего ставят параллельно верхней траверсе – над или под скобой. Реже демпфер крепят сбоку вдоль продольной оси мотоцикла.

Большой выбор демпферов рулевых реек

Роторные демпферы ставят на или под верхнюю траверсу передней вилки. Особенность роторного демпфера заключается в том, что корпус узла вращается вместе с рулем, а неподвижной остается только внутренняя лопатка, которую соединяют с рамой.

Однако главное отличие мотоциклетных демпферов от автомобильных не связано с конструкцией или местоположением. Если в автомобиле демпфер нужен, чтобы уберечь рулевое управление от поломок, то на мотоциклы демпферы ставят, чтобы уберечь от «поломок» себя любимого – какая разница, в каком состоянии будет мотоцикл, если вы будете не в состоянии на нем ездить?

Источник

Зачем нужен рулевой демпфер в автомобиле: что даёт и почему важен

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Рулевой демпфер – важный элемент безопасности управления автомобиля и мотоцикла, наиболее часто встречающийся на последнем, но который также можно увидеть на внедорожниках. В частности, используется на внедорожниках, оснащенных неразрезной передней осью, подготовленных для преодоления сложного рельефа направлений, на которых нет дорог. Впрочем, демпфер руля может ставиться и на легковые автомобили, например, он стоит на Лада Гранта и некоторые другие легковые модели.

Зачем нужен рулевой демпфер?

Цель этого демпфера – гашение поперечных колебаний элементов рулевого управления, которые могут привести к опасным последствиям.

Если широко взять необходимость использования устройства на некоторых типах автомобилей (мы говорим про подготовленные для серьезного внедорожья джипы), то можно сказать следующее: элемент способен поглотить резкие, внезапные, а оттого крайне нежелательные колебания рулевых тяг в плоскости, которые могут возникать после проезда автомобиля по неровностям дороги (бездорожья), которые могут передавать значительные ударные нагрузки на элементы рулевого управления и фронтальную ось.

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Как видно на фото выше, демпфер рулевого управления установлен между передними колесами поперечно и горизонтально, что полностью отличается от обычного амортизатора. Принцип его работы точно такой же, как и у каждого амортизатора на колесе, но задача у него другая.

Для чего используется рулевой демпфер?

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Таким образом, рулевой демпфер можно представить как своеобразный амортизатор, работающий в горизонтальной плоскости (которым он является с технической точки зрения). Но зачем он нужен?

В частности, если мы берем основную цель применения горизонтально расположенного демпфирующего элемента, можно сказать следующее: основным предназначением демпфера является гашение нежелательных колебаний элементов рулевого управления, которые могут сильно мешать управлению машиной из-за накопления водителем усталости, а также влиять на износ элементов подвески и рулевого управления, а также других частей автомобиля, в частности шин.

Особенно актуально его применение на неровностях, которые во время их проезда на автомобиле откликаются подергиванием, перемещением рулевого колеса из стороны в сторону. С ними приходится бороться водителю, зачастую ставя под угрозу безопасность движения на автомобиле.

Также частью работы рулевого демпфера является возвращение руля в исходное положение с целью удержания автомобиля в прямолинейном движении.

Но, пожалуй, самая важная часть работы демпфера – это повышение курсовой устойчивости автомобиля при движении по асфальтированным дорогам и избежание такого явления, как шимми (он же воблинг, на сленге – «расколбас»), – самопроизвольных колебаний передних колес при рулении, возникающих из-за люфтов крепления, деформации опоры колеса и боковых колебаний транспортного средства – явления негативного и крайне опасного:

Видео взято с YouTube-канала «Rare Parts Inc»

Как видите, при этом явлении колеса, рулевое, подвеска начинают бесконтрольно ходить в горизонтальной плоскости, наращивая амплитуду и норовя развернуть автомобиль вокруг своей оси. Управлять машиной, попавшей в такое состояние, практически невозможно.

Вызывается явление шимми при наезде на препятствие или после попадания одного из передних колес в яму. Исключить или минимизировать отрицательное поведение передней подвески может как раз установка рулевого демпфера, который также называют демпфером шимми. Именно он будет гасить все колебания, которые будут в последующем возникать между рулевыми тягами и мостом.

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Отсюда можно сделать несколько важных выводов, чтобы ваш внедорожник не попадал в подобные ситуации:

1. Джиперам важно следить за исправностью передней подвески и рулевого управления;

2. Следить за исправностью рулевого демпфера;

3. Не производить несанкционированных изменений в элементы рулевого и подвеску автомобиля (тюнинг).

Принцип действия рулевого демпфера

Источник

МОЙ МОТОЦИКЛ

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Практически каждый мотоциклист сталкивается с проблемой стабильности своего байка на высоких скоростях, при интенсивных разгонах на прямых и на выходе из поворотов. Колебания управляющего колеса при этом в лучшем случае затухают сами собой, а в худшем приводят к потере контроля над байком. Итог этого «расколбаса» — неизбежный хайсайд.
В идеальной среде (абсолютно гладкое покрытие, отсутствие движения воздуха) мотоцикл мог бы ехать ровно бесконечно долго. Но в реальных условиях все обстоит иначе: байк даже на прямой делает небольшие подруливания, корректирующие его траекторию, которая изменяется под действием внешних факторов.
На вращающееся колесо при движении действуют две основные силы. С одной стороны — это гироскопический эффект, который стремится выровнять колесо в вертикальное положение и повернуть в сторону наклона, если наклонить колесо. С другой стороны — это силы, возникающие при сцеплении профиля покрышки с неровностями дороги и стремящиеся повернуть колесо по направлению своего действия. Именно последние создают первоначальный импульс, с которым начинают бороться выравнивающие колесо силы. Эта борьба приводит к колебаниям управляющего колеса, известным как «вобблинг».
Кроме гироскопического эффекта, за стабильность траектории движения байка борются такие параметры геометрии шасси, как вынос и угол наклона вилки. Чем больше их величина, тем больше сопротивление внешним воздействиям. Массивный круизер с вынесенной далеко вперед вилкой однозначно стабильнее на дороге, чем короткий спортбайк. Однако увеличение этих параметров негативно сказывается на способности шасси менять направление. Поэтому приходится искать компромисс между стабильностью и управляемостью.
Спортбайки, кроме небольшого угла наклона вилки и выноса, имеют большую жесткость вилки на скручивание, жесткие пружины и короткий ход подвесок. Все это вместе с лучшим сцеплением спортивной покрышки с дорогой делают внешние воздействия на управляющее колесо спортивного мотоцикла особенно заметными.

Виды демпферов

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Телескопический(штоковый) демпфер

Для того, чтобы сделать байк более контролируемым, были разработаны специальные устройства — рулевые демпферы (англ. damper — гаситель). Демпфер представляет собой емкость, заполненную маслом и разделенную подвижной перегородкой на две части, соединяет вилку с рамой и действует по принципу амортизатора. Подвижные относительно друг друга его части (корпус и перегородка) закреплены с одной стороны на вилке, с другой — на раме. Где именно — зависит от крепежного набора конкретного производителя и конструкции демпфера.
Демпферы бывают регулируемые и нерегулируемые. В нерегулируемых масло перетекает с одной стороны подвижной перегородки в другую через специальное отверстие (пропускной клапан) постоянного сечения. В регулируемых пропускная способность перегородки задается изменением сечения пропускного клапана либо количеством отверстий, через которые протекает масло.

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Роторный демпфер

Сейчас распространены два вида демпферов: телескопические (они же штоковые) и роторные. Телескопические демпферы по принципу действия напоминают обычные масляные или газомасляные амортизаторы с постоянной или изменяемой степенью демпфирования. Среди них выделюят демпферы с прогрессивной характеристикой — т.е. чем больше угловая скорость вращения вилки, тем выше степень демпфирования.

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Самые продвинутые демпферы – с прогрессивной характеристикой работы

По способу крепления демпферов возможны различные варианты. Чаще всего их устанавливают параллельно верхней траверсе — над или под ней, или же сбоку вдоль продольной оси мотоцикла. Известные производители штоковых демпферов — Ohlins, Arrow, WP, HyperPro, Matris, Toby, LSL. Наиболее популярны Ohlins, хорошо зарекомендовавшие себя в жестких условиях эксплуатации. Газомасляный вариант штокового демпфера изготавливает итальянская компания Arrow, больше известная своими выпускными системами. Демпфер с прогрессивной характеристикой ты можешь получить от голландского производителя HyperPro. Неплохо зарекомендовали себя также демпферы Matris.
Роторный демпфер отличается от телескопического как внешне, так и по способу крепления. Он напоминает скорее коробочку, которая крепится на верхней траверсе или под ней. Корпус демпфера вращается вместе с рулем, а рычаг, соединенный с перегородкой, крепится к раме.
Роторные демпферы по сравнению с телескопическими отличаются большей надежностью и наличием массы регулировок. Известные производители роторных демпферов — Scotts, WSC, W.E.R., GPR и все те же Ohlins.
Устройства от Scotts дают возможность изменять степень демпфирования в зависимости от угла поворота вилки, а также имеют отдельные регулировки высокоскоростного и низкоскоростного демпфирования. Интересную разработку представила в 2004 году Honda: на серийном CBR1000RR был установлен роторный демпфер, регулирующий степень демпфирования в зависимости от скорости и ускорения мотоцикла. Электронные «мозги» обрабатывают показания спидометра и задают соответствующее скорости сечение пропускного отверстия.

Демпфер-тест

Демпфер рулевой что дает. Смотреть фото Демпфер рулевой что дает. Смотреть картинку Демпфер рулевой что дает. Картинка про Демпфер рулевой что дает. Фото Демпфер рулевой что дает

Демпфер отлично вписался в интерьер CBR600F Sport

Протестированный демпфер HyperPro выполнен по технологии RSC (Reactive Safety Control) – проще говоря, имеет прогрессивную характеристику. Это означает, что при увеличении угловой скорости поворота руля степень демпфирования возрастает по прогрессивной зависимости.
Демпфер изготовлен по двухтрубной схеме, что позволяет выжить поршню даже при самых сильных нагрузках. Газо-масляная система не дает появляться пузырькам воздуха в масле, таким образом, можно рассчитывать, что демпфер выручит даже на длинных дистанциях с плохим покрытием. Диапазон регулировки широк — 22 клика.
HyperPro также изготавливает демпферы с линейной характеристикой CSC (Constant Safety Control), которые стоят дешевле. Зачем платить больше? Ответ можно найти как в повседневной жизни городского райдера, так и на треке. Пробираясь в потоке машин, приходится активно крутить рулем, и в этом случае демпфер настроен соответствующим образом – на минимум. Затем, вырывавшись на свободный участок, хочется прострелить до следующего скопления машин у светофора… но при этом не забыть покрутить рукой в перчатке колесико регулировки на более жесткие настройки демпфирования. И так постоянно. То же и на треке: быстрое руление на входе в поворот с плохим покрытием становится сложной задачей, так как демпфер затянут для того, чтобы обеспечить быстрый, но при этом безопасный выход. При прогрессивном демпфировании проблема решается поиском оптимальной настройки в начальном диапазоне жесткости – оптимальной с точки зрения руления на невысоких скоростях. Остальное решит за тебя прогрессивная характеристика.
Для тестирования демпфер HyperPro RSC был установлен на мотоцикл Honda CBR600F Sport. Крепежный кит оказался достаточно интуитивным и простым в установке. Все болты были посажены на герметик во избежание неприятных сюрпризов в дороге. Недостаток в креплении демпфера выявлен в том, что при максимальном вывороте руля вправо нижняя часть кронштейна упирается в пластик крышки воздуховода около бака.
Благодаря прогрессивной характеристике HyperPro RSC начинает помогать уже на минимуме демпфирования. Опытным путем был установлен универсальный диапазон настроек – 8-11 кликов, позволяющий комфортно рулить в потоке. На 8 кликах остаются лишь небольшие подергивания на неровностях, на 11 демпфер полностью предупреждает внешние воздействия. Характерно, что в этом диапазоне особо не ощущается разница в усилиях при рулении. Заметное изменение усилий проявляется при разнице не менее чем 10 кликов. 11 кликов с головой хватает, чтобы бороться с расколбасами после приземления с вилли.
Максимальное демпфирование стоит использовать разве что на скоростных автомагистралях. Даже полностью затянутый демпфер не мешает перестраиваться, но при этом дает возможность полностью расслабиться на прямых. Минимальные значения есть смысл использовать только при парковке.
Вывод таков: рулевой демпфер должен быть обязательно установлен на каждом современном спортбайке. Протестированный экземпляр оставил хорошее впечатление, и его можно рекомендовать райдерам, исповедующим агрессивный стиль вождения. Тем не менее, демпфер – это не панацея от «шимми», а лишь неплохой помощник. Особенно хочу предостеречь от максимально жестких настроек, при которых теряется чувство переднего колеса и возможность понимать собственные ошибки в управлении. Владельцам спорттуристов и неоклассиков, а особенно больших туристов, у которых регулярно возникают проблемы с вобблингом, я скорее порекомендовал бы заняться настройкой подвески и анализом собственной техники управления мотоциклом

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *