Демпферы что это такое
Что такое демпфер. Объясняем простыми словами
Представьте, что вы производите уникальный и нужный всем продукт. Вы можете, как и аналогичные производители, поднять цену так, как вам будет выгодно. Но правительство вам говорит: «Нет, так не пойдёт. Давайте вы не будете поднимать цены, а мы вам за это заплатим?»
Примерно так работает в России демпфирующий механизм в нефтеперерабатывающей отрасли. Он сдерживает цены на бензин на российском рынке. В 2019 году правительство и нефтяники договорились: если за рубежом цены на бензин высокие, то из российского бюджета нефтяникам компенсируют сумму, которую они теряют, не поднимая цен в России.
А если цены на бензин в стране становятся выше экспортных, то тогда наоборот: нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет.
Пример употребления на «Секрете»
«Благодаря работе демпфера наблюдающаяся волатильность оптовых цен на топливо не приведёт к опережающему росту розничных цен на АЗС и сохранит его в пределах инфляции».
(Замглавы Минэнерго Павел Сорокин — о ситуации на топливном рынке.)
Мнение
Российская экономика нуждается в демпфере на бензин, потому что снижения цен в этом секторе вообще не предполагается — так устроено налоговое законодательство, объясняет Forbes. Как в анекдоте, где глава «Роснефти» Игорь Сечин докладывает президенту Владимиру Путину: «Цены на нефть падают, Владимир Владимирович. Но есть и хорошие новости — цены на бензин удалось удержать».
Критика
У демпферного механизма есть серьёзный недостаток. По сути, россияне оплачивают поступления в бюджет, но не получают от ситуации на внешнем рынке совсем никакой выгоды. Отменить его быстро нельзя. Более того, при отмене демпфера велика опасность, что деньги могут не конвертироваться в снижение цен на заправках и «застрять» внутри нефтяных компаний.
В 2021 году в России заговорили не только о топливном демпфере, но и о зерновом. Он призван защитить россиян от подорожания цен на хлеб и будет работать аналогично нефтяному.
Что такое демпфер: устройство и применение
Хотя слово демпфер каждый человек слышал в жизни не один раз, но мало кто полностью представляет, о чем идет речь. Разновидностей подобного устройства достаточно много, они окружают людей буквально повсюду.
Чтобы разобраться в применении приспособления, с ним нужно познакомиться поближе, рассмотрев принцип работы, каждый сделает вывод для себя, полезная это вещь или нет. Не менее интересно будет узнать все возможные сферы применения демпфера, ведь их немало.
Общая информация
В переводе с немецкого языка слово означает «заглушить» или «глушитель», что объясняет его применение. Устройство предназначено для своеобразной амортизации, не менее важной функцией будет устранение всяческих колебаний, которые возникают во время работы таких приспособлений как:
Демпфером можно смело назвать любое оборудование, способное успокаивать и смягчать нагрузку, действие достаточно востребованное и применяется людьми повсеместно.
Использование демпферов позволяет увеличить КПД двигателей за счет снижения колебаний и потери энергии.
Разновидности устройств
Существует огромное количество типов изделий, направленных на смягчение какого-либо процесса, обычную прокладку из резины также можно назвать демпфер, ведь функция выполняется по максимуму, а строение составляющей очень простое.
Приспособления делятся на группы, принято различать гидравлические и пневматические устройства, которые делятся на виды, первый тип подразделяется на:
Гидравлические приспособления могут выступать в виде мембранных, поршневых и баллонных аккумуляторов, направленных на смягчение какого-либо действия.
Общепринятые сферы применения
Увидеть демпфер в работе можно довольно часто, нужно лишь обращать внимание на мелочи, которые подскажут, что это именно это устройство.
Демпферы различных видов могут стать незаменимой составляющей для измерительных приборов, регуляторов с автоматикой. С его помощью можно существенно снизить риск возникновения колебаний токов, оградить технику от резкого увеличения напряжения и многого другого.
Автомобилестроение уже давно внедряет демпфера в различные участки конструкции, без амортизаторов подвеска транспортного средства не сможет долго прослужить, а сама езда покажется невыносимо напряженной как водителю, так и пассажирам.
Авиационные технологии
Модели современного типа невозможно представить без демпфера, который отвечает за устранение аэроупругих колебаний. Такое явление можно встретить в любом летательном аппарате, устройство довольно хорошо гасит кратковременные эксцессы даже в автоматическом режиме, без прямого участия человека.
Роль такого приспособления очень важна, говорить о максимальной безопасности полета нельзя, если в самолете отсутствует неотъемлемая деталь. Демпфер включает в себя целую систему гироскопических датчиков, без устройства аппарат попросту разрушится или возникнут перегрузки, а они представляют большую опасность при покорении внушительных высот.
Наглядные примеры применения
Демпфер можно увидеть в акустических колонках, эти системы представлены в виде ободка из металла, который закреплен на мембранной раме. Если оборудование высокочастотное, то для изготовления приспособления берут полимерные материалы, для низких частот могут использоваться поролон или резина.
Целью детали является устранение остаточных колебаний, которые исходят из звуковой мембраны, тогда звук не будет смешиваться.
Музыкальные струнные инструменты также нельзя представить без успокаивающего устройства, натяжные элементы нужно вовремя глушить, чтобы звук стал четким, ведь своеобразных колебаний не избежать.
Некоторые детали музыкальных инструментов обклеивают, чтобы достичь максимального результата, такое исполнение можно заметить в фортепиано, если заглянуть внутрь.
Свойства приспособления в рулевой системе
Владельцы мотоциклов точно могут описать, что такое демпфер, ведь он ярко выражен на руле такого транспортного средства. Выйти из строя элемент может при езде по неровной местности, его основная задача состоит в том, чтобы глушить неприятные удары при попадании в яму или на бугор развивая высокие скорости.
Детали наполняются маслом и оборудуются специальным поршнем, существуют также воздушные образцы, которые считаются устаревшими. Профессиональные байкеры знают, что существуют довольно практичные и надежные модели, такими конструкциями принято считать:
Демпферные устройства для важной системы также можно встретить на четырехколесном друге, его называют рулевой рейкой.
Амортизатор такого типа способен работать в двухстороннем действии, его зачастую крепят особенным образом. При езде по камням или ямам рулевое колесо не выскакивает из рук водителя, тем самым предотвращая несчастные случаи.
Мебельная промышленность
Любая современная конструкция снабжается демпфером, ведь с такой составляющей вещи могут стать намного практичнее и удобней.
Устройство специально разрабатывается для каждой модели мебели, подгоняется размер и нагрузка. Двери в помещениях могут открываться плавно, стук от закрытия максимально сглаживается именно за счет такого современного приспособления.
Откидные створки уже невозможно представить без меблированных образцов, ведь они не только предотвращают шум, но и способны сделать использование комфортным. Все детали изготавливают из высококачественных материалов, срок службы достаточно большой, если вещь была произведена с учетом технологических требований.
Демпфер
Де́мпфер (нем. Dämpfer — глушитель,амортизатор от dämpfen — заглушать) — устройство для гашения (демпфирования) или предотвращения колебаний, возникающих в машинах, приборах, системах при их работе.
Де́мпфер в общем смысле — кто-либо или что-либо, действующее успокаивающе, смягчающе, угнетающе.
Содержание
Применение
Физика процесса
Важным свойством демпфера является уменьшение добротности той колебательной системы, к которой он подключён. Принцип действия демпфера заключается в необратимом переводе полученной им энергии в тепло или разрушение материала. Например, масло в амортизаторе предотвращает его паразитные колебания после проезда колесом препятствия. Масло при этом нагревается.
Очень хорошим демпфером является песок: при поглощении им энергии, песчинки трутся друг о друга (происходит нагрев) и измельчаются (механическое разрушение).
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Демпфер» в других словарях:
демпфер — глушитель, амортизатор, тормоз; удароглушитель, модератор, катаракт Словарь русских синонимов. демпфер сущ., кол во синонимов: 7 • амортизатор (3) • … Словарь синонимов
ДЕМПФЕР — [дэ], демпфера, муж. (нем. Dempfer) (спец.). Приспособление разного вида для задержки ослабления колебаний посредством увеличения трения, напр. в электрических машинах, в рояле, в смычковых струнных инструментах (сурдина). Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
ДЕМПФЕР — 1) стрелочный буфер (амортизатор), устраиваемый на отжимных стрелках для предохранения от износа стрелочных остряков. Д. задерживает возвращение остряка в нормальное (прижатое) положение до прохода по стрелке всего состава поезда. По проходе… … Технический железнодорожный словарь
Демпфер — Демпфер: устройство или приспособление, предназначенное для поглощения энергии колебаний либо уменьшения их амплитуды. Источник: ГОСТ Р 53961 2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие … Официальная терминология
Демпфер — устройство для уменьшения или предотвращения вредных механических колебаний в машинах, механизмах, некоторых музыкальных инструментах, а также электрических колебаний в электрических сетях, приборах и устройствах путем поглощения энергии… … Российская энциклопедия по охране труда
демпфер — демпфер, мн. демпферы, род. демпферов и в профессиональной речи демпфера, демпферов. Произносится [дэмпфер] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
демпфер — [Лугинский Я. Н. и др. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике. 2 е издание М.: РУССО, 1995 616 с.] Тематики электротехника, основные понятия EN retarder … Справочник технического переводчика
демпфер — dash pot Dämpfer пристрій для зменшення розмаху (амплітуди) механічних, електричних та ін. коливань … Гірничий енциклопедичний словник
Демпфер — – вибр. виброзащитное устройство или его часть, создающая демпфирование вибрации. [ГОСТ 24346 80] Рубрика термина: Вибротехника Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги, Автотехника … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
ДЕМПФЕР — устройство для уменьшения (см. ) или устранения вредных колебаний в механической или электрической системе путём рассеяния и поглощения энергии … Большая политехническая энциклопедия
Демпфер — 64. Демпфер Виброзащитное устройство или его часть, создающая демпфирование вибрации Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Значение слова «демпфер»
1. Тех. Устройство для успокоения или предотвращения вредных механических колебаний звеньев машин и механизмов.
2. Муз. Приспособление в многострунных музыкальных инструментах для прекращения колебания струн.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Де́мпфер в общем смысле — кто-либо или что-либо, действующее успокаивающе, смягчающе.
ДЕ’МПФЕР [дэ], а, м. [нем. Dempfer] (спец.). Приспособление разного вида для задержки ослабления колебаний посредством увеличения трения, напр. в электрических машинах, в рояле, в смычковых струнных инструментах (сурдина).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
де́мпфер
1. техн. устройство для успокоения или предотвращения вредных колебаний в машинах, механизмах, приборах
2. муз. приспособление в многострунных музыкальных инструментах для прекращения колебания струн
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: брауни — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Демпфер: излишество или необходимость
Вполне возможно, что немалая часть наших читателей даже не догадываются о значении этого слова. Действительно, этот термин в обиходе встречается крайне редко, если не считать такие места, как СТО или автосервисы.
А вот слово амортизатор знакомо все автовладельцам. Разумеется, ассоциируется оно исключительно с ходовой частью машины. Между тем тряска и вибрация вредна не только для деталей и узлов ходовой. Учитывая качество российских дорог, можно представить, каким нагрузкам подвергается силовой агрегат. И хотя у него имеется штатная защита от таких неприятностей, её в некоторых случаях явно недостаточно.
То же самое можно сказать о руле – органе, который для водителя является тем самым местом, посредством которого он непрерывно контактирует со своим автомобилем. И такой контакт далеко не всегда приносит удовлетворение – если руль трясётся, то причиняет шофёру вполне ощутимый дискомфорт.
Специальные демпфера позволяют избежать возникновения таких ситуаций. По существо это миниатюрные амортизатора, позволяющие демпфировать (сглаживать) вертикальные и другие виды колебаний и вибраций.
Что такое демпфер, его функции
Существует немало подобных устройств, но чаще всего используют демпферы, защищающие от ненужных нагрузок силовой агрегат и органы рулевого управления.
Впрочем, на многих спортивных и гоночных автомобилях такие амортизационные устройства устанавливают штатно. Обычные же легковушки такими демпферами не комплектуются, поэтому их нужно приобретать отдельно и устанавливать самостоятельно или с помощью специалистов автосервиса.
Конструктивно, а в некоторой мере и технологически демпфер – устройство универсальное, позволяющее установку на любой тип транспортного средства. Главная задача – обеспечение надёжного крепления, и здесь нужно будет проявить немало смекалки. В некоторых случаях прибегают даже к сварке, прикрепляя таким образом к днищу или кузовным элементам крепёжные детали, требуемые для фиксации демпфера.
В автомагазинах такое амортизирующее оборудование, как правило, продаётся вместе с минимальным комплектом крепёжных деталей, благодаря которым выбор способа монтажа существенно упрощается.
В каких случаях демпфер будет действительно полезным и даже необходимым приобретением? Если в зоне ваших ежедневных поездок дорога идеальная или близка к этому – потребность в этой детали будет минимальной или близкой к нулю. При отсутствии чрезмерных нагрузок на автомобиль с небольшими и редкими выбоинами и горбами будет прекрасно справляться штатный амортизатор. Но если в силу обстоятельств вы вынуждены часто ездить по бездорожью или по дорогам с твёрдым покрытием, но находящимся в ужасном состоянии – амортизационная система будет не в состоянии справляться с гашением постоянно возникающих с разной частотой и амплитудой колебаний. Вот здесь и пригодится дополнительный демпфер, действие которого будет суммироваться с работой подвески.
Демпферы для авто – это устройства, специально разработанные для того, чтобы поглощать те колебания, с которыми не справились амортизаторы. Будь то рулевое управление или корпус двигателя вместе со всем навесным оборудованием.
Поскольку ни один, даже самый дорогой и качественный амортизатор, не в состоянии полностью устранить вертикальные и иные колебания, главная задача, стоящая перед демпфером – максимально погасить амплитуду таких колебаний. Качественное устройство хорошо справляется с этой проблемой, имея при этом компактные габариты. Задача автовладельца – правильно его установить. Крайне желательно, чтобы они при этом был незаметным, а ещё лучше – невидимым.
Демпферы оснащают односторонним (в таких случаях обычно он поставляется вместе с пружиной) и двусторонними амортизаторами. Внешне такое устройство очень похоже на классическую амортизационную стойку, характерную для подвески любого транспортного средства. Принцип работы демпфера тоже аналогичен современным амортизаторам.
В продаже можно встретить и бюджетные версии, у которых роль демпфирующего элемента выполняет жидкость (чаще всего – масло), помещённая в специальном резервуаре с перегородкой.
Конструкция демпфера предусматривает наличие клапанов или разгрузочных отверстий, посредством которых водитель может осуществлять регулировку степени сглаживания колебаний.
Все современные демпферы конструкционно подразделяются на две категории:
Мы уже отмечали, что в автомобилях демпферы чаще всего устанавливаются на рулевой рейке или двигателе, но промышленные устройства активно применяются и в других отраслях – в различных регулирующих приборах и устройствах, в измерительной технике, причём распространены как гидравлические, так и пневматические устройства.
Используются они и для гашения колебаний стационарных двигателей и генераторов, есть модификации, применяемые в музыкальных инструментах, авиационной отрасли, в компьютерной технике. Независимо от сферы применения, основной задачей демпфера является гашение разнонаправленных колебаний, включая низкочастотные вибрации, снижение нагрузки на объект применения, его тонкая балансировка. Демпфер на автомобиле обеспечивает более стабильную и плавную работу защищаемых узлов, увеличивая степень комфорта для водителя и тем самым увеличивая безопасность езды.
Рассмотрим особенности дополнительных амортизационных устройств, применяемых на современных авто.
Демпфер двигателя
Демпфирующее устройство для гашения колебаний силового агрегата впервые появилось в тюнинговых ателье, как один из важных атрибутов спортивных авто. Но, как это часто случается со многими новшествами, используемыми в автоспорте, они постепенно перекочевали в серийные автомобили. Сегодня это всё ещё редкость, а вот встретить двигательный демпфер в самом захудалом автомагазине – уже давно не проблема.
Хорошо известно, что вибрации с максимальной амплитудой на моторе возникают в моменты переключения передач. Особенно характерным является такое поведение на высокооборотистых двигателях, устанавливаемых на элитные и спортивные авто. Этому во многом способствует и агрессивный стиль езды, когда вслед за резким изменением величины крутящего момента следует «острое» вдавливание сцепления и столь же стремительное переключение передачи. Итог в большинстве случаев – весьма ощутимый и как минимум неприятный рывок. На обычном авто в городском режиме такие переключения редки, а вот на гоночной трассе это вполне заурядное явление. Против него бессильны штатные подушки, независимо от их конструкции. К тому же частые рывки, сопровождающиеся тряской, провоцируют ускоренный износ подушек. Избежать всех этих неприятностей и помогает демпфер двигателя.
Так что если вас спросят, что такое демпфер двигателя – можете смело отвечать: это миниатюрный дополнительный амортизатор, функционирующий точь-в-точь как его большой собрат, и заточенный конкретно под силовой агрегат. То есть гашение колебания происходит за счёт того, что шток вместе с верхним креплением передвигается в камере, заполненной маслом под приличным давлением, по обратно экспоненциальной зависимости: вначале быстро, а затем стремительно замедляясь.
Принцип монтажа демпферов двигателя одинаков для всех моделей, хотя размеры и форма креплений несколько различаться. Обычно эти устройства крепятся к шпилькам кузовных чашек, в месте монтажа опорного подшипника. Верхний конец демпфера закрепляется на блоке, чаще всего – в районе подушки.
При покупке такого мини-амортизатора следует учитывать, что они изготовляются, ориентируясь на конкретную модель или серию, что позволяет учесть параметры, форму, размеры и особенности расположения мотора. Но можно встретить и универсальные изделия, оснащаемые регулировочными болтами, позволяющими настраивать демпфер «под себя».
Поскольку монтаж демпферного узла – операция, выполняемая единоразово, лучше всего сделать это на СТО. Но при желании и наличии соответствующих навыков ничто не мешает сделать это самостоятельно. Степень жёсткости настраивается после установки в соответствии с индивидуальными предпочтениями водителя. Задача монтажа упрощается, если в комплекте имеются крепёжные детали – такие наборы не редкость.
Насколько необходима установка демпфирующего устройства на ваш автомобиль – решать только вам. Если проблема вибраций вас практически не беспокоит, если вы не любитель тюнинга ради тюнинга, то и заморачиваться его покупкой и монтажом не стоит. Но когда вы часто совершаете поездки по бездорожью – стоит задуматься.
Важно! Перед установкой демпфера двигателя следует убедиться, что подушки находятся в удовлетворительном состоянии. Если это не так – стоит для начала заменить именно их – возможно, проблема тряски сразу уйдёт, и тогда установка демпфера не принесёт ощутимой пользы.
Рулевой демпфер
А для чего нужен рулевой демпфер? Причины те же: гашение тряски рулевой колонки при проезде неровностей дороги. Такое буферное устройство способно эффективно поглощать и колебания, и удары, которые передаются на рулевое управление благодаря жёсткой привязке к подвеске автомобиля. Чем разболтаннее руль, тем ощутимее предаётся вибрация и удары на пальцы и кисти, удерживающие баранку. Рулевой гаситель в состоянии справиться с этой проблемой.
Второстепенная функция такого устройства – возврат рулевого колеса в нулевое положение, что способствует сохранению прямолинейной траектории движения автотранспортного средства. Именно после попаданий в ямы обычно и происходит сход машины с колеи. Демпфер в этом плане упрощает задачу водителя, но в то же время без наличия рулевого усилителя (вне зависимости от типа) быстро крутить руль станет определённо тяжелее.
Как и в случае демпфирующего устройства для силового агрегата, рулевой гаситель колебаний конструкционно представляет собой уменьшённую копию амортизатора. Если это устройство одностороннего действия, он обычно комплектуется пружиной. В сборе такой комплект напоминает амортизационную стойку, но с намного меньшими габаритами.
Целевая аудитория рулевого демпфера понятна – это автомобили, часто курсирующие по откровенно плохим дорогам (возникает справедливый вопрос, а где у нас хорошие дороги?). Джипы и другие достаточно тяжёлые автомобили характеризуются повышенной утомляемостью рук, поэтому для этих категорий транспортных средств рулевые амортизаторы также будут нелишними.
Преимущества и недостатки автодемпферов
Если вы ещё не определились, нужно ли вам такое устройство или можно обойтись и без него, следует ознакомиться с их достоинствами и недостатками.
Но идеальным этот узел тоже назвать никак нельзя, и вот почему:
Тем не менее, согласно статистическим опросом, свыше 80% водителей, установивших на свои автомобили дополнительные амортизационные узлы, довольны их работой.
В то же время есть риск, что вы попадёте в противоположный лагерь – каждый пятый автовладелец либо не почувствовал разницы до и после монтажа демпфера, либо оказался неудовлетворённым его работой.
Насколько необходим дополнительный демпфер
Сразу отметим, что это оборудование относится к дополнительному, его установка на транспортное средство не обязательна. Оно позиционируется как средство увеличения комфортности нахождения в автомобиле, способствующее уменьшению утомляемости водителя (если это рулевой мини-амортизатор) и уменьшению нагрузки на двигатель (гаситель колебаний двигателя). Можно отметить и более равномерный износ протектора покрышек, и лучшее сцепление с дорожным полотном, но все эти «ништяки» скорее косметические, чем реальные.
Так что вопрос, насколько необходим такой элемент остаётся открытым – каждый автолюбитель должен сам решить, много ли он приобретёт по сравнению с тем, что потеряет.