Деньги что это такое 8 класс финансовая грамотность
Презентация по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 8 класса на тему «Деньги: что это такое?»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ГБОУ школа-интернат № 67 Деньги: что это такое? Курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 8 класса Болотчева Екатерина Викторовна – учитель истории и обществознания
* Мотивация. «Я знаю, нельзя иметь всего сразу, поэтому я начну с малого — с денег.» Януш Васильковский «Не почитай денег ни больше, ни меньше, чем они того стоят; это хороший слуга и плохой господин.» Александр Дюма «Конечно, существуют люди, для которых деньги превыше всего. Обычно это люди, которые никогда не станут богатыми. Только тот достигает богатства, кто талантлив, удачлив и не думает постоянно о деньгах.» Стив Джобс «Есть вещи важнее денег, но без денег эти вещи не купишь.» Проспер Мериме Человечество всегда неоднозначно относилось к деньгам. Наша задача – расширить и обобщить знания о деньгах.
* Товарный обмен первоначально осуществлялся в форме обмена товара на товар (ТТ). Появление денег изменило форму обмена: товар продается за деньги, затем на вырученные деньги приобретается необходимый ему товар (ТДТ).
Так на так. Решили два Ивана Меняться без обмана. А что менять — Не в этом суть, Хоть что-нибудь На что-нибудь. Игрушечного зайку На гвоздики и гайку, А гвоздики и гайку Потом опять на зайку. Друзья не ищут выгод, Им пошуметь, попрыгать, Кричать: — Меняю кошку На сломанную брошку, А сломанную брошку Потом опять на кошку! Решили два Ивана Меняться без обмана. А что менять — Не в этом суть, Хоть что-нибудь На что-нибудь. Так целый день менялись И при своем остались. А. Барто
Деньги должны обладать определенными свойствами: редкость золото и серебро, в отличие от всех прочих видов денег, являются редкими товарами и поэтому одинаково высоко ценятся во всем мире; сохранность если в качестве денег используется рыба, то как бы хорошо ее ни солили или коптили, она все равно может испортиться довольно быстро. Драгоценные же металлы не подвержены порче, так как не окисляются; портативность т. е. высокая стоимость в небольшом объеме; известно, что на некоторых островах Тихого океана использовали каменные деньги, которые было нелегко перетаскивать с места на место; экономическая делимость слиток золота, поделенный на две равных по весу части означает, что стоимость каждой половины слитка ровно в два раза меньше. Если роль денег выполняли меха, то десятая часть шкурки отнюдь не стоила десятой части целой; однородность нельзя, чтобы одна единица денег отличалась от другой, как, например, упитанная овца отличается от тощей; стабильность тем сравнительно постоянная стоимость; стоимость денег не должна зависеть от случайных факторов. Этими свойствами не обладают ни меха, ни скот, ни жемчуг, ни зерно.
Объем добычи золота в тоннах за период 1900-2010 годы
Методическая разработка урока по финансовой грамотности. Тема: «Деньги-что это такое»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Баландышская основная общеобразовательная школа Тюлячинского муниципального района РТ
Методическая разработка урока по финансовой грамотности
Тема урока : Деньги-что это такое
Цель урока: удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование представлений о видах денег, способах распознавания фальшивых банкнот, правил поведения при выявлении фальшивых банкнот, формирования активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности.
Используемые формы: фронтальные, групповые, индивидуальные.
1. Словесные, наглядные, практические.
2. Продуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.
Планируемые результаты обучения:
• владение базовыми предметными понятиями: бартер, товарные деньги, символические деньги, ликвидность, купюра, монета, покупательная способность, номинал, платежеспособная купюра;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли и видах денег; умение объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения, а также функции Центрального банка Российской Федерации в управлении денежной системой страны;
• умение объяснять, какие современные разновидности денег существуют;
• использование приёмов работы с простой финансовой информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях,
проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах;
· выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах.
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий.
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи,
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание).
Ключевые слова: бартер, товарные деньги, символические деньги, ликвидность, купюра, монета, покупательная способность, номинал, платежеспособная купюра.
Проверяет готовность к занятию
—Добрый день, ребята. На прошлом уроке мы говорили об умении оценивать свое финансовое поведение и получили домашнее задание: Напишите эссе на тему «Почему невыгодно быть финансово неграмотным человеком». Приведите примеры финансово неграмотного поведения и выразите своё отношение к проблеме.
Проверка домашнего задания. Учащиеся по желанию зачитывают свое эссе
Задание на оценку предметных и личностных результатов. Предмет контроля: осознание негативного влияния неграмотного финансового поведения на благосостояние семьи. В ответе учащегося должны быть использованы знания, полученные в ходе изучения темы; должен быть отражён личный опыт и выражено личное отношение к неграмотному финансовому поведению. Оценка. Если в ответе учащегося содержатся все три составляющие, его работа зачтена.
Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности
Учитель начинает урок с зачитывания рассказа о нравственном воспитании.
— Как Вы оцените поступок Павлика?
— Почему мама с бабушкой не могут купить Павлику дорогой телефон? Запишите тему урока «Деньги-что это такое»
Дают следующие ответы:
у них не хватает денег, чтобы купить новый телефон
Записывают тему урока
Представляется слайд 2
Постановка учебных задач. Планирование
Что вы уже знаете о деньгах? Чему хотите научиться на этом занятии?
Какие учебные задачи мы должны решить? Что мы должны сделать, чтобы ответить на эти вопросы?
Учитель записывает на доске задачи
Ответы учащихся: о том, что такое деньги и для чего они используются в современном мире, о наличных деньгах и банковских карточках, о фальшивых деньгах.
Обговаривают план работы.
Изучение новой темы, формирование новых понятий.
Предлагаю посмотреть видеоролик, подготовленный по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию.
Во время просмотра делаются остановки для ответов обучающихся на звучащие вопросы:
Почему людям было необходимо меняться? Почему со временем меняться становилось все сложнее? Что может служить деньгами?
Дети дают ответы на звучащие в ролике вопросы.
Дети делают записи в тетрадях.
Пока дети делают записи в тетрадях, демонстрируется раздаточный материал, упомянутый в ролике (медные 5 копеек, 3 копейки Советского периода, серебряная копейка, «Катенька», советские рубли)
Первичное закрепление. Физминутка
А теперь немного подвигаемся.
2 колонка – на ваших столах лежат карточки с названием и видами денег, соберитесь в «семьи» по видам денег
3 колонка – на ваших столах лежат карточки с различными видами денег. Выстройтесь в линейку по степени роста ликвидности.
Объясните ваш выбор
Дети собираются в группы, объясняют свой выбор. Возникает проблема со 2 колонкой, поскольку в символические деньги входят и наличные и безналичные денежные средства
в) а имей сто друзей.
г) куда хочешь, туда и день.
д) а деньги для беды.
2 колонка (проблемная ситуация)
2. Символические деньги
4. Безналичные деньги
а) шкуры б) коровы в) какао-бобы г) монета древняя д) монета современная е) купюра старого образца ж) купюра современная з) банковская карта
3. 3. Золотое кольцо
6. 6. Банковская карта
Продолжение изучения новой темы
А каким образом вы расплачиваетесь за нужные вам товары?
Верно, сегодня мы можем расплачиваться двумя разными способами: наличными, то есть купюрами (монетами), и безналичным способом.
Деньги – это универсальное средство обмена различных товаров и услуг между собой, а также мера измерения. Как в килограммах измеряют вес, в литрах жидкости, количеством денег (стоимостью) измеряют ценность того или иного товара и услуги.
Оплачивая покупки наличными, нужно уметь быстро и правильно рассчитать сумму покупки и размер сдачи. Особенно это актуально для покупок в местах, где продавец может обмануть покупателя, или по невнимательности выдать неправильную сумму сдачи: на рынке, при покупке товара с рук, а также при подготовке денег для оплаты товара курьеру.
Дети дают ответы (терминал мгновенной оплаты, мобильный телефон, банкомат, банковской картой, наличными деньгами)
Решение задач со слайдов 6,7,8
Продолжение изучения новой темы
Вы получили сдачу купюрой, на которой что-то написано, да еще и надорван уголок и очень расстроились, что не заметили вовремя, ведь теперь ее никто у вас не возьмет. Какую купюру считают платежеспособной?
Предлагаю посмотреть ролик, подготовленный Банком России.
Ролик очень короткий, а случаев повреждения денег может быть очень много, поэтому Банком России подготовлен буклет, который я Вам раздала. Буклет можно взять с собой.
В магазине Саша дал кассиру крупную купюру. Кассир сказал, что купюра фальшивая, и вернуть ее отказался. Саша потребовал позвать администратора. Администратор назвал его фальшивомонетчиком, угрожал судом и тюрьмой, а затем предложил уйти, но без купюры.
В подобной ситуации лучше всего или постараться договориться и забрать купюру (расплатиться другой или вовсе отказаться от покупки), или самому вызвать полицию, можно позвонить взрослым (например, родителям), или попросить других взрослых в магазине вызвать полицию. Нужно иметь в виду, что сотрудники полиции имеют право задержать владельца купюры для выяснения всех обстоятельств, изъять купюру для проверки, а владельцу купюры выдать справку об изъятии.
Какой вывод можно сделать из приключений ребят?
Как отличить настоящую купюру от фальшивой?
Конспект урока по финансовой грамотности «Деньги. Что это такое?»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя школа № 1» г.вилючинск
Управление денежными средствами семьи Урок 1. Деньги. Что это такое?
Финансовая грамотность 9 класс
Цель: выяснить суть денег и денежного обращения.
характеризовать роль денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной
экономики; раскрыть понятие денежной массы, характеризовать её структуру, различать виды денег;
определить роль Центрального банка РФ, аналогичных финансовых учреждений в других странах в формировании и управлении денежной массой
сформировать навыки пользования дебетовой картой
анализировать экономическую информацию, участвовать в дискуссии, формировать навыки рационального экономического поведения.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием технологии развития критического мышления, ИКТ.
Форма урока: лекция – беседа с элементами практикума.
Основные этапы урока:
Изучение нового материала.
Обсуждение домашнего задания.
Оценивание работы учащихся.
Оргмомент. Приветствие, проверка готовности учащихся и класса к уроку.
Слайд 1. Формулировка проблемы.
Представим, что родители оставили вам деньги купить продукты (по списку) на свой день рождения, который состоится в ближайшее воскресенье. Все гости уже приглашены, и сценарий праздника придуман.Но, пока вы собирались в магазин, ваш пёс Бобик/кот Васька забрался на диван и разорвал все до одной купюры, от которых остались одни клочки!
Проблема: То, что осталось, это просто клочки бумаги или всё ещё деньги?
Ответы учащихся.( Как правило, находятся учащиеся, которые говорят, что можно обменять
Почему клочки «цветной бумаги» все ещё сохраняют свойства денег, и на определенных условиях будут приняты банком?
Изучение нового материала.
Слайд 2. Тема урока: Деньги. Что это такое? (запись темы урока).
Слайд 3. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить само понятие «деньги», их виды; выяснить суть денег и денежного обращения.
Слайд 4. План урока:
Понятие, функции денег.
Слайд 5. 1. Из истории денег.
Торговля зародилась в глубокой древности, однако, правильнее было бы назвать процесс приобретения необходимых продуктов и вещей товарообменом или бартером. Организовать
Например, у женщины есть глиняные горшки, которые она хотела бы обменять на ткань для платья. Человеку, у которого есть такая ткань, не нужны глиняные горшки. Он хотел бы получить поросёнка. Однако торговец поросятами не заинтересован ни в ткани, ни в глиняном горшке. Он хотел бы новое колесо для повозки. Таким образом, ни у кого обмен не состоялся и все недовольны. Со временем проблема была решена. Каким образом? (ответы учащихся).
На ранних этапах развития человеческого общества наиболее типичными предметами, игравшими роль всеобщего эквивалента, были скот, меха, зерно, соль, морские раковины, зубы акулы, пластинки из черепах и т. д. Каждый народ, как правило, имел собственные деньги.
Слайд 8. Деньги стали «общим знаменателем» для сложных пропорций обмена. В процессе развития обмена определились свойства, которыми должны были обладать вещные деньги, чтобы быть деньгами:
способность к длительному хранению
Слайд 9. На смену вещным денежным знакам пришли металлические деньги.
Слово «монета» происходит от названия римского храма Юноны-Монеты, в котором помещался во времена Римской республики монетный двор.
Слайд 10. В Киевской Руси с XI в. в обращении были киевские гривны шестиугольной формы весом около 140-160 г, служившие единицей платежа и средством накопления до монголо-татарского нашествия. В XIII в. наряду с гривной стали употреблять слово «рубль».
У металлических денег есть как достоинства, так и недостатки. Подумайте и определите основное достоинство и недостаток металлических денег. (Ответы учащихся)
Слайд 11. Первыми бумажные деньги изобрели китайцы. Они называли их летающими деньгами. Торговцы оставляли тяжёлые железные монеты у купцов и взамен брали расписки, приезжая в другой город, они обменивали эти расписки обратно на железные деньги. Это обусловливалось прежде всего тем, что бумага была намного легче в транспортировке, и тем, что можно было не опасаться разбойников, которые на эти расписки не могли ничего приобрести, так как в большие города, где можно было обменять эти расписки, для них вход был закрыт.
Это продолжалось в течение IX—X вв., пока в XI в. функцию по печатанию расписок-квитанций не взяло на себя государство, запретив купцам делать это.
Слайд 12. В Европе аналогом бумажных денег были расписки, которые получали рыцари ордена тамплиеров, отдавая на хранение ордену свои средства, когда отправлялись в Крестовые походы. В любой стране, где было отделение ордена, такой рыцарь мог прийти, предъявить бумагу и получить указанное в ней количество золота. После того как в начале XIV в. орден тамплиеров был разгромлен королём Филиппом IV о бумажных деньгах надолго забыли и они не получили особого распространения вплоть до XVIIIв.
Слайд 14. Задание: проанализируйте текст приложения №1. Заполните таблицу «Функции денег».
Слайд 15. Проверка выполнения задания.
Какая функция денег отличается особенным содержанием по сравнению с другими, почему? (средство сбережения).
Слайд 16. 3. Виды денег.
Слайд 19. В ХХ в. с развитием технологий стали использоваться банковские карты. ХХ век породил новые виды взаимодействия между покупателем, продавцом и банком. После того как появились телефонная и телеграфная связь, соединившая в одну информационную сеть крупные торговые точки и банки, а потом компьютеры и Интернет, появилась возможность при покупках вообще обходиться без наличности, снимая деньги непосредственно со своего банковского счёта. Для того чтобы расплачиваться в магазине, кафе, за услуги через Интернет, используют банковские карты. На пластиковой карте содержится информация о банковском счёте.
Дальше этой карточкой можно расплачиваться за мелкие покупки в магазине, на бензоколонке, в транспорте, в Интернете. Для этого нужны специальные платёжные терминалы, позволяющие расплачиваться электронными деньгами. Электронные деньги не персонифицированы, т. е. на таких карточках нет имени и фамилии их владельца. В этом смысле электронные деньги похожи на наличные, только удобнее. Процесс платежа электронными деньгами осуществляется быстро, не возникает очередей, не надо выдавать сдачу, деньги переходят от плательщика к получателю быстро. Однако использовать электронные деньги, так же как и банковские карты, далеко не безопасно. Появилось много мошенников, которые придумывают всё новые и новые способы украсть деньги с электронных носителей. Поэтому говорить о том, что пластиковые карты и электронные деньги полностью защищены от воров, пока ещё рано.
Слайд 22. Подведем итог урока. Мы познакомились с различными видами денег, некоторые из них уже не используются. Комментарии к схеме:
1.Что делать с порванными купюрами?
Порванные купюры можно обменять на новые в любом банке. Главное, чтобы от старой купюры сохранилось не менее 55% площади. Это можно сделать, т. к. современные деньги символические и сама банкнота не имеет ценности, а её ценность обеспечена ответственностью государства в лице центрального банка.
2. Можно ли банковские карты считать деньгами?
Нет, банковская карта, конечно, не деньги. Это всего лишь новая (электронная) форма кошелька, которую обслуживает банк, эту карточку выпустивший. С помощью банковской карты человек со своего счёта снимает деньги (или, наоборот, пополняет счёт) через банкомат, расплачивается в кафе, магазинах и т. п. Банковская карта позволяет осуществлять взаимодействие между продавцами и банковским счётом.
Слайд 23. Домашнее задание.
Составить алгоритм действий операции по снятию наличных через банкомат. Учтите возможность непредвиденной ситуации
Подготовить ответ на вопрос: Где, когда и какие деньги целесообразно использовать?
* Подготовить сообщения на темы:
Занятие по теме «Финансовая грамотность. Деньги- что это такое» 8-9 класс
Пенкина Людмила Николаевна — учитель технологии, черчения, изо
МБОУ СОШ р.п. Многовершинный Николаевский район Хабаровский край
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Н И Е
Финансовая грамотность 8-9 класс
Занятие 1. Деньги: что это такое
1.1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАНЯТИЯ
Товарные и символические деньги
Частные и государственные деньги
Денежная масса и её структура
– различать виды денег (наличные и безналичные);
– пользоваться дебетовой картой
– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики
– материалы для учащихся (занятие 1)
– компьютер с выходом в Интернет
1. Обсуждение базовых понятий
Беседа с учащимися, в ходе которой объясняется суть основных понятий изучаемой темы.
1. Обсуждение практической проблемы, предложенной в начале занятия: «Что делать в такой ситуации».
Учитель даёт возможность учащимся высказать свои предположения
о том, что можно делать в описанной ситуации. Если учащиеся формулируют приблизительно правильные ответы (говорят, что можно обменять деньги в банке), то учитель спрашивает, почему это можно сделать, подводит их к пониманию необходимости изучения самого понятия «деньги», их видов и обсуждению различия современных (символических) и первых (товарных) денег. В результате лекции — беседы учащиеся должны овладеть основными понятиями и прийти к пониманию сути денег и денежного обращения.
Деньги — это общепризнанное средство платежа, которое безусловно принимается к оплате при совершении любых сделок купли- продажи, любых платёжных операций, служит в качестве средства образования и накопления сбережений.
Деньги в экономике исполняют три основные функции :
1. Средство обращения (средство содействия обмену)
2. Средство измерения (учёта)
3. Средство сбережения и накопления богатств
Первый вид денег — товарные деньги — товар, выполняющий функции денег.
На смену товарным деньгам в результате длительной эволюции
пришли символические деньги (средство платежа, чья стоимость или покупательная способность в качестве денег превосходит издержки их изготовления или ценность при использовании на иные цели).
Символические деньги могли быть эмитированы ( эмиссия денег — это их выпуск) как частными лицами, например банками, так и государством. Таким образом, существовали частные и государственные деньги.
Современная модель выпуска денег — выпуск, т. е. эмиссия, бумажных денег разрешается только центральным банком государства.
Центральный банк — это главный банк государства, осуществляющий эмиссию денег, обеспечивающий стабильность функционирования банковской и денежной систем.
В ХХ в. с развитием технологий стали использоваться банковские карты.
Новое явление — электронные деньги. Электронные деньги не персонифицированы, т. е. на них нет имени и фамилии владельца.
2. Учитель организует обсуждение, направленное на решение проблемы (что делать, если деньги были испорчены). В ходе обсуждения важно научить учащихся находить способ решения практической проблемы, опираясь на полученные в ходе лекции-беседы знания.
Учащиеся должны сформулировать ответ примерно так: если деньги потрепал пёс, нужно их заменить: прийти в любой банк (но должно сохраниться не менее 55% площади купюры) и обменять купюры на новые. Это можно сделать, так как современные деньги символические и сама банкнота не имеет ценности, а её ценность обеспечена ответственностью государства в лице центрального банка.
2. Формирование умения различать виды денеги пользоваться дебетовой картой
1. Учитель организует выполнение заданий, предложенных в материалах для учащихся под заголовком «Потренируемся».
Также он может актуализировать имеющиеся знания учащихся о том, где, когда и какие деньги удобно использовать. Цель данного шага — научить различать виды денег и сформировать понимание, где и в каких ситуациях удобнее использовать именно эти деньги.
2. Чтобы научить пользоваться дебетовой картой, можно показать детям документальный фильм об этом (учитель может заранее найти его в Интернете). В ходе обсуждения фильма учащиеся должны усвоить несколько действий:
– вставить карту в банкомат;
– выбрать в меню необходимую операцию (если ошиблись, вернуться на главную страницу);
– внимательно ввести сумму (для снятия или внесения, оплаты телефона или других платежей);
– подтвердить выполнение операции;
– завершить выполнение операции;
Должны быть обсуждены важные правила:
– не хранить пин-код и карту вместе;
– не забывать карту в банкомате и других местах;
– если у вас украли карту или вы её потеряли, заблокировать карту;
– хранить чеки до подтверждения операций (а лучше какой-то длительный срок);
– при возникновении проблем обращаться в банк (по телефону или лично).
3. Обсуждение домашнего задания
1. Освоить понятия, обсуждаемые на занятии.
2. Подготовиться к дискуссии по выбранной теме.
3. Обсудить важные вопросы с родителями (предложены в материалах для учащихся).
4. Организация дискуссионного клуба
Если время позволяет, организовать дискуссионный клуб и обсудить одну из проблемных тем:
• Каковы достоинства и недостатки символических (кредитных) денег?
• Чем сегодня обеспечены деньги?
• Почему в некоторых регионах мира сохранились товарные деньги?
• Сколько денег нужно государству, чтобы благополучно развиваться?
4.1. Объяснение правил дискуссии
Учитель объясняет, как нужно вести себя в ходе дискуссии, как обращаться к собеседнику, как отстаивать свою позицию.
4.2. Проведение дискуссии
Учитель выступает в качестве организатора коммуникации между учениками. Его задача заключается в том, чтобы научить учащихся культурной дискуссии. Поэтому учитель поддерживает дисциплину, показывает, как отстаивать свою позицию, закрепляет удачные дискуссионные моменты. ЗАНЯТИЕ 1
4.3. Проведение рефлексии
Учитель организует рефлексию с целью закрепления способа культурной дискуссии, задавая вопросы: что делали? что получилось? что не получилось? почему? В результате рефлексии необходимо подвести учащихся к тому, как «правильно» проводить дискуссию, отстаивать своё мнение, слушать собеседника, генерировать собственные мысли.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Как зарождались и развивались деньги и денежные отношения
Занявшись ещё в глубокой древности обменом, люди поняли, что дело это сколь полезное, столь же и трудное. Ведь организовать даже прямой обмен одного блага на другое — бартер — весьма непросто. Для этого надо найти того, кто готов отдать (уплатить) за принадлежащее тебе благо другое благо — то, которое нужно тебе самому. В старину по-
добный обмен называли взаимством: само слово напоминало о необходимости найти партнёра по обмену, взаимно заинтересованного именно в том благе, которое предлагаешь к обмену ты сам.
Например, женщина имеет глиняные горшки, которые она хотела бы обменять на ткань для платья. Человек, у которого есть такая ткань, не нуждается в глиняном горшке. Он хотел бы получить поросёнка. Однако торговец поросятами не заинтересован ни в ткани, ни в глиняном горшке. Он хотел бы новое колесо для повозки. Таким образом, ни у кого
обмен не состоялся и все недовольны.
Рассмотренная ситуация была типична до того времени, пока люди не придумали деньги, т. е. договорились вести обмен с помощью товаров-посредников. Поначалу в роли таких посредников выступали те или иные блага. Это были предметы, которые ценились всеми и за право обладания которыми люди были готовы расплатиться любыми другими благами. А поскольку вкусы и обычаи у всех народов различны, то разнообразны были и товарные (вещные) деньги. На ранних этапах развития человеческого общества наиболее типичными предметами, игравшими роль всеобщего эквивалента, были скот, меха, зерно, соль, морские раковины, зубы акулы, пластинки из черепах и т. д. Каждый народ, как правило, имел собственные деньги. Так, население, занимавшееся земледелием, использовало в качестве денег зерно, те, кто был связан со скотоводством, — скот, а те кто занимался промыслом в лесах, — меха. Древнейшим денежным товаром у восточных славян, как и у многих других народов, ещё до формирования полноценной государственности был скот.
В России товарными деньгами в старину чаще всего служили меха — благо, нужное при суровом климате абсолютно всем, но не всем доступное. Такие «меховые» деньги в старину назывались кунами — от меха куницы. Кроме того, в том же качестве использовались и кожи. «Меховые» и «кожаные» деньги были в обращении ещё во
времена Петра I. Деньги стали как бы «общим знаменателем» для сложных пропорций обмена. Люди теперь должны были найти покупателя с деньгами и суметь продать ему свой товар. Если же это удалось сделать и деньги на руках, то проблема получения нужных тебе самому благ решается куда проще — лишь бы на покупку хватило.
В процессе развития обмена определились свойства, которыми должны были обладать вещные деньги, чтобы быть деньгами: делимость, прочность, износоустойчивость, узнаваемость, способность к длительному хранению, высокая стоимость, редкость. Совокупность перечисленных свойств и создаёт из товаров, обладающих ими, деньги.
Такими товарами в результате длительной эволюции стали металлы. На смену вещным денежным знакам пришли металлические деньги. Слово «монета» происходит от названия римского храма Юноны- Монеты, в котором помещался во времена Римской республики монетный двор. Начали чеканить монеты лидийцы примерно в первой четверти VII в. до н. э. Затем из Лидии они распространились в Грецию. Весовое содержание первых монет совпадало с отчеканенным на них номиналом, поэтому наименование весовой единицы повторялось в названии денежной — гривна, фунт.
Е 1 В Киевской Руси с XI в. в обращении были киевские гривны шестиугольной формы весом около 140—160 г, служившие единицей платежа и средством накопления до монголо- татарского нашествия. В XIII в. наряду с гривной стали употреблять слово «рубль». Русский историк И. К. Кондратьев в кн. «Седая старина Москвы» (1893) указывает: «Рубли были частями гривны или кусками серебра с зарубками, означавшими
их вес. Каждая гривна разделялась на четыре части; название же “рубль”
произошло от слова “рубить”, потому что прут серебра в гривну весом разрубался на четыре части, которые и назывались рублями».
Чеканкой монет занималось только государство, однако оно же начало их портить. Главная причина уменьшения содержания благородных металлов в монетах правительством финансовая. При том же количестве, например, серебра или золота можно было выпустить больше монет, и казалось, что это может решить государственные проблемы — оплата чиновников, наёмных войск, другие государственные траты. Приведём следующие цифры: серебряный динарий при Августе (последняя четверть I
в. до н.э. — начало I в. н.э.) весил 3,89 г и содержал практически чистое серебро. При Нероне (середина I в. н. э., т. е. примерно через 35 лет) его вес снизился до 3,41 г и в нём появилось 15% примесей (лигатуры). Ко второй половине III в. содержание серебра составляло всего 2 % и монету стали просто серебрить. «Золотые» монеты в этот период содержали 82,7 % меди, 16 % серебра и лишь 1,3 % золота. Сначала правители, портившие монеты, не понимали, что если товаров остаётся столько же, а монет становится больше, то это приводит к тому, что растут цены, т. е. к инфляции. Приведём только один исторический пример. Царь Алексей Михайлович, отец Петра Великого, остро нуждаясь в
деньгах для ведения войн с Польшей и Швецией, решил поправить дело.
Он обязал чеканить целые рубли из иностранных серебряных монет, «йохимсталеров». В народе их называли ефимками и ценились они до этого в 42 к. К тому же царь пустил в обращение медные полтинники.
Наибольшее значение в денежном обращении на Руси имели новгородские гривны,
известные сперва на северо-западных русских землях, а с середины XIII в. — на всей
территории Древнерусского государства. Это были длинные серебряные палочки весом
Полтинник – полрубля, 50 к.
Первыми бумажные деньги изобрели китайцы. Бумажные деньги называли летающими деньгами. Торговцы оставляли тяжёлые железные монеты у купцов и взамен брали расписки, приезжая в другой город, они обменивали эти расписки обратно на железные деньги. Это обусловливалось прежде всего тем, что бумага была намного легче в транспортировке, и тем, что можно было не опасаться разбойников, которые на эти расписки не могли ничего приобрести, так как в большие города, где можно было
обменять эти расписки, для них вход был закрыт. Это продолжалось в течение IX—X вв., пока в XI в. функцию по печатанию расписок-квитанций не взяло на себя государство, запретив купцам делать это. Однако китайские правители попали в ту же ловушку, что и римские императоры, занимавшиеся порчей монет. Соблазн выпуска всё большего и большего количества бумажных денег привёл к тому, что началась страшнейшая инфляция: бумажные деньги превратились в простые бумажки, на которые ничего
нельзя было купить. В результате китайским императорам пришлось отказаться от использования бумажных денег и вернуться к металлическим. Но это произошло значительно позже, так как в XIII в. о «летающих деньгах» писал великий путешественник Марко Поло, бывший в то время в Китае. В Европе аналогом бумажных денег были расписки, которые получали рыцари ордена тамплиеров, отдавая на хранение ордену свои
средства, когда отправлялись в Крестовые походы. В любой стране, где было отделение ордена, а орден имел очень разветвлённую сеть, такой рыцарь мог прийти, предъявить бумагу и получить указанное в ней количество золота. После того как в начале XIV в. орден тамплиеров был разгромлен королём Филиппом IV, который, кстати, за активную порчу монет, с тем чтобы поправить финансовое положение Франции, был
прозван Фальшивомонетчиком, о бумажных деньгах надолго забыли и они не получили особого распространения вплоть до XVIII в.
В начале XX в. практически все основные мировые валюты были свободно конвертируемы в золото. Биржевой крах 1929 г. в США, последовавшая за ним Великая депрессия, затем Вторая мировая война привели к тому, что начиная с 1933 г. США, а за ними и европейские страны отказались от золотого стандарта. Сейчас ни одна мировая валюта свободно на золото не обменивается. АНЯТИЕ 1
ХХ век породил новые виды взаимодействия между покупателем, продавцом и банком. После того как появились телефонная и телеграфная связь, соединившая в одну информационную сеть крупные торговые точки и банки, а потом компьютеры и Интернет, появилась возможность при покупках вообще обходиться без наличности, снимая деньги непосредственно со своего банковского счёта. Для того чтобы расплачиваться
в магазине, кафе, за услуги через Интернет, используют банковские карты. На пластиковой карте содержится информация о банковском счёте. Когда нужно осуществить платёж, происходит «диалог» между магазином, рестораном, железнодорожной кассой и твоим банковским счётом, который уменьшается на величину сделанной покупки. По мере развития компьютеризации даже самые небольшие ма-
газины стали принимать к оплате пластиковые банковские карты. Тогда человек получил возможность жить без наличных, причём не только в своей стране, но и переезжая из страны в страну. Наиболее широко распространённые сегодня в мире типы банковских карт — VISA и MasterCard. Их выпуск осуществляют банки, объединённые в международные платёжные союзы. Именно это и позволяет переезжать из страны в стра-
ну без наличных денег и либо получать эти наличные в банкоматах, либо вообще платить международными картами везде, где это необходимо. Прогресс не стоит на месте. Теперь, сидя у себя дома, человек может управлять своим банковским счётом, осуществлять необходимые платежи, переводы. Такая операция называется интернет-банкингом.
Новое явление — электронные деньги. Часто их путают с банковскими картами или с интернет-банкингом. На самом деле это продукт похожий, но не совсем идентичный. По виду это может быть карточка, которую покупают за наличные или расплачиваясь банковской картой. Дальше этой карточкой можно расплачиваться за мелкие покупки в магазине, на бензоколонке, в транспорте, в Интернете. Для этого нужны специальные платёжные терминалы, позволяющие расплачиваться электронными деньгами. Электронные деньги не персонифицированы, т. е. на таких карточках нет имени и фамилии их владельца. В этом смысле электронные деньги похожи на наличные, только они удобнее. Процесс платежа электронными деньгами осуществляется быстро, не возникает очередей, не надо выдавать сдачу, деньги переходят от плательщика к
получателю быстро. Однако использовать электронные деньги, так же как и банковские карты, далеко не безопасно. Появилось много мошенников, которые придумывают всё новые и новые способы украсть деньги с электронных носителей. Поэтому говорить о том, что пластиковые карты и электронные деньги полностью защищены от воров, пока ещё рано.