Деньги ушли на закрытый счет что делать

Неизвестные перевели деньги на карту и просят вернуть. Что делать?

Деньги ушли на закрытый счет что делать. Смотреть фото Деньги ушли на закрытый счет что делать. Смотреть картинку Деньги ушли на закрытый счет что делать. Картинка про Деньги ушли на закрытый счет что делать. Фото Деньги ушли на закрытый счет что делать

В чем опасность внезапных поступлений денег?

Во-первых, нельзя забывать, что это не ваши средства. К вам может обратиться их владелец с просьбой вернуть деньги. Если оставить их себе, то на вас могут подать в суд и обвинить в присвоении чужих средств.

Однако стоит быть бдительным: перевести средства на вашу карту мог мошенник. И не из благотворительности, а потому, что хочет использовать вас. Например, он может потребовать вернуть деньги и прислать их на другой счет — не тот, с которого их отправил. И таким образом использовать вашу карту для отмывания денег.

Мошенники могут прибегнуть и к угрозам привлечения к гражданско-правовой и даже уголовной ответственности, рассказал «РБК Инвестициям» заместитель директора департамента информационной безопасности банка «Открытие» Анатолий Брагин.

Деньги ушли на закрытый счет что делать. Смотреть фото Деньги ушли на закрытый счет что делать. Смотреть картинку Деньги ушли на закрытый счет что делать. Картинка про Деньги ушли на закрытый счет что делать. Фото Деньги ушли на закрытый счет что делать

В пресс-службе Промсвязьбанка также предупредили, что в таких схемах мошенники «будут всеми силами торопить клиента совершить транзакцию».

Мошенник может оставить номер вашей карты на фишинговом сайте или дать его человеку, который хочет что-то у него купить, не подозревая, что перед ним преступник.

В некоторых случаях, когда вы являетесь «подсадной уткой», мошенник может предложить вам «вернуть» ему часть денег. А себе — оставить какую-то сумму за беспокойство. Это нужно, чтобы как-то вас убедить поучаствовать в его схеме, хотя вы этого не подозреваете, отметила Александра Краснова.

Другой вариант: мошенник подделал СМС-ку и пересылает ее вам якобы от банка. А затем — требует вернуть средства. Если вы не заметите подвоха, то на самом деле отправите ему свои деньги.

В планах у мошенника может быть и желание нажиться на вас. Он может попытаться выяснить секретные данные вашей карты, чтобы потом списать с нее и ваши деньги, рассказал Брагин.

Так что неожиданно пришедшие от незнакомца деньги — это далеко не повод для радости. Вот что можно сделать, если вы оказались в такой ситуации.

Деньги ушли на закрытый счет что делать. Смотреть фото Деньги ушли на закрытый счет что делать. Смотреть картинку Деньги ушли на закрытый счет что делать. Картинка про Деньги ушли на закрытый счет что делать. Фото Деньги ушли на закрытый счет что делать

Шаг 1. Не тратить деньги

Нужно запомнить, что тратить отправленные вам случайно деньги нельзя, как и переводить их на другой счет. Необходимо разобраться в ситуации.

«Оставлять эти деньги ни в коем случае нельзя, потому что это уже будет нарушением закона. С вас могут потребовать возврата этих денег через суд. Если это какая-то мошенническая схема, то вас вообще могут счесть соучастником. А там уже может быть уголовное преследование», — предупредила Александра Краснова.

Шаг 2. Проверить номер, с которого пришла СМС о переводе

Посмотрите на номер телефона, с которого пришла СМС. «Мошенники могут прислать вам сообщение с любого мобильного номера и внутри подделать его текст, чтобы вам показалось, что оно пришло от банка», — рассказал Владимир Бакулин, сотрудник управления «Сбера» по противодействию кибермошенничеству.

Если номер кажется вам подозрительным и не совпадает с привычным номером банка, проверьте свой счет. На нем может не оказаться тех средств, которые якобы вам перевели. Отправленные на карту деньги иногда отображаются с опозданием, но все равно на это стоит обратить внимание.

Шаг 3. Обратиться в банк

Если вам пришла подозрительная СМС якобы от банка, то об этом тоже стоит сообщить сотрудникам банка. Так они смогут постараться пресечь деятельность мошенников. Кроме того, таким образом вы сможете на всякий случай обезопасить себя.

Источник

Личный опыт: я закрыла вклад через интернет, и деньги пропали

Копирайтер Венера Габитова открыла вклад в одном из крупных госбанков. Когда срок его действия подошёл к концу, она закрыла счёт, но деньги ей не вернулись. Вот как она решала эту проблему.

Деньги ушли на закрытый счет что делать. Смотреть фото Деньги ушли на закрытый счет что делать. Смотреть картинку Деньги ушли на закрытый счет что делать. Картинка про Деньги ушли на закрытый счет что делать. Фото Деньги ушли на закрытый счет что делать

Как пропали деньги

Я доверяла своему банку. Четыре года постоянно открывала там вклады через мобильный банк. Последний раз оформила депозит в феврале 2020 года. Он предусматривал пополнения, но нельзя было снимать часть денег досрочно. Доходность вклада — 4,7% годовых. Сумма — несколько сотен тысяч рублей.

В начале декабря 2020 года срок вклада подошёл к концу, и он автоматически пролонгировался по ставке «до востребования». Я решила его закрыть и сделала это через приложение банка. На экране появилась надпись: «Вклад закрыт». В личном кабинете информация о нём пропала, но на карточный счёт деньги не поступили. Это случилось в пятницу, около 16 часов дня.

Я ждала примерно 30 минут, постоянно обновляя мобильный банк, но деньги на счёт не приходили. Позвонила на горячую линию банка. Там у меня приняли обращение и пообещали, что всё будет «Ок». Но для ускорения решения проблемы предложили обратиться в ближайшее отделение и отменить операцию. Тогда я поехала в офис банка. Там был какой-то абсурд. Сначала мне намекнули, что я сама виновата, что закрыла вклад вечером, когда не происходят денежные переводы. Вторым предположением было то, что я не забрала из офиса карту банка. Третье — что я закрывала вклад в мобильном банке, а надо было это делать на компьютере.

Рабочий день у службы поддержки банка заканчивался. Мою проблему так и не решили.

Пришлось ждать до понедельника. В понедельник я ещё раз позвонила в службу поддержки. Там сказали, что моё заявление всё ещё на рассмотрении. Посоветовали не звонить, а писать все запросы через мобильный банк. Такие запросы рассматриваются в течение 10 дней.

Когда истёк срок ответа на моё первое обращение, я снова написала в службу поддержки. Они ответили, что не успели его обработать, поэтому зарегистрировали новое. И нужно снова ждать до 10 рабочих дней, пока его рассмотрят. Меня это сильно возмутило, и я поехала в отделение банка, где открывала счета.

Там я просидела около трёх часов. Общалась с управляющим и операционистами. В отделении нашли мой вклад, и у него был статус «К закрытию». Я попросила выписку по счёту. Мне дали распечатки и копию договора. Расходных операций по вкладу не было, то есть на счёт деньги поступали, но никуда не уходили.

Я нашла в личном кабинете свой закрытый счёт (в приложении есть функция «Показать закрытые счета»). Денег на нём не было.

В отделении честно признались, что ничего не могут сделать, в том числе и отменить операцию. Никто не видел моих денег в системе. Мне предложили написать претензию.

Спросила у управляющего о сроке решения вопроса. Он сказал, что эту претензию они будут рассматривать в течение 30 дней. При этом по закону деньги мне должны вернуть по первому требованию.Я подумала, что стоит обратиться в Центробанк с жалобой, чтобы они помогли мне вернуть деньги. Но на это управляющий заметил, что толку не будет, и предложил просто ждать.

Решение проблемы

Я вышла из отделения и снова позвонила на горячую линию банка, чтобы узнать решение по предыдущему обращению. Мне ответили, что первое обращение на горячую линию было закрыто с пометкой «Проблема решена».

Услышав это, я поехала в головной офис банка. Управляющий был занят, и меня направили к обычной операционистке. После рассказа о моей ситуации она ответила, что сейчас всё решит. Сотрудница просто написала служебную записку и отнесла на подпись руководителю. Через пять минут деньги вернулись ко мне на текущий счёт.

Из-за чего пропали деньги

Операционистка сказала, что у банка был технический сбой. Из-за него счёт закрыть не удалось, и деньги зависли. Для их возврата нужно было написать служебную записку в техотдел, который моментально решил проблему.

Процесс возврата денег с онлайн-вклада занял 11 дней. Никаких извинений и компенсаций я не получила.

Выводы

Эта ситуация была неприятной, но всё-таки в будущем я также буду открывать вклады через интернет в случае необходимости. Просто это удобно. Если возникнет похожая проблема, то я лучше сразу буду обращаться в головной офис банка, где более компетентные сотрудники. На мой взгляд, самая главная ошибка банка в том, что он не донёс до своих сотрудников информацию о такой проблеме и не сообщил рядовым специалистам, как решать такие вопросы.

Мои советы другим людям, у которых пропал онлайн-вклад

1. Надо всегда хранить документы об открытии счёта и движении денег. Можно сделать скрины с личного кабинета. Или обратиться в отделение банка, чтобы взять выписки со счёта и копию договора с печатью.

2. Если не получается найти ответ на свой вопрос в службе поддержки, лучше обращайтесь в головной офис банка.

3. Пропажа денег со счёта неприятна, но не стоит сильно переживать. Если это был технический сбой, то деньги всё равно найдут и вернут.

Расскажите свою историю, если есть проблемы

Источник

Блокировка счета судебными приставами

Как не допустить списания самого ценного

«Списали всю зарплату!», «Сняли деньги с кредитки, и теперь я должен банку!», «Верните алименты на карту!» — это самые частые претензии, которые я слышала и решала на службе.

Я работала судебным приставом-исполнителем, и взыскание денег с должников было моей обязанностью. Поэтому я знаю, с какими проблемами должники могут столкнуться. В своей статье я отвечу на самые частые вопросы и расскажу, что пристав взыскивать вправе, а что нет. И что делать, если с карты списали деньги.

Кто вообще дал право приставам лезть в мои счета?

По закону приставы взыскивают долг с должника принудительно, если он не погасил его добровольно. Это делается в процессе исполнительного производства.

Исполнительное производство начинается с заявления взыскателя — того, кому задолжал должник. Взыскатель вместе с заявлением передает в отдел судебных приставов исполнительный документ, на основании которого судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство. О начале производства пристав письменно сообщает взыскателю и должнику.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства пристав:

Пять дней, которые даются должнику на погашение долга, отсчитываются со дня, когда должник получил постановление о возбуждении исполнительного производства. Постановление пристав отправляет заказной почтой с уведомлением о вручении.

Когда должник забирает письмо на почте, он расписывается в уведомлении и ставит на нем дату получения. Почта передает это уведомление судебному приставу, который начинает отслеживать сроки.

Если должник письмо не забрал, оно пролежит на почте 30 дней и вернется приставу. В этом случае считается, что письмо доставлено и должник уведомлен о возбуждении производства. Это общее правило по закону.

Иногда у должника вообще нет пяти дней на добровольное погашение долга. Например, если речь идет о конфискации имущества или об отбывании обязательных работ. Это значит, что судебный пристав вправе применять меры принуждения сразу, не дожидаясь, пока должник получит постановление.

Чтобы понудить должника вернуть долг, пристав вправе, например:

То есть в процессе исполнительного производства пристав вправе запросить у банков информацию о счетах должника и дать им поручение списать деньги в счет долга.

Но почему сразу карточки? Я же могу погасить долг иначе!

Обычно первое, что делает пристав, — обращает взыскание на деньги, которые лежат на банковских счетах. Этому есть разумное объяснение с точки зрения закона и логики.

Закон предписывает приставу обращать взыскание в первую очередь на деньги, в том числе на безналичные. Уже потом — на имущество, доли в компаниях и ценные бумаги.

Списание со счета — быстрый и эффективный способ забрать деньги у должника и передать их взыскателю. Если изымать имущество, цепочка получения денег удлиняется: вещи выставляются на торги, потом кто-то должен их выкупить. А если вещь дороже 30 тысяч рублей, то для определения ее точной стоимости необходимо еще и привлечь оценщика.

С банковским счетом работать намного проще.

Должник может предложить, на что судебному приставу обратить взыскание в первую очередь. Но последнее слово остается за должностным лицом.

А как же банковская тайна?

В законе есть оговорка: сведения, которые составляют банковскую тайну, могут предоставляться самим клиентам, их представителям, бюро кредитных историй, госорганам и должностным лицам.

Госслужащие, в свою очередь, хранят служебную тайну. Информация о счетах за пределы службы судебных приставов не выйдет никогда, поэтому банковская тайна не нарушится.

Информацию о счетах и остатках на них банки предоставляют по электронному межведомственному запросу пристава.

О том, что это за счета — сберегательные, зарплатные или какие-то еще — и какие на них деньги, банки электронно не сообщают. Рассказать обо всем этом должен сам должник: такое требование содержится в постановлении о возбуждении исполнительного производства.

Если такие документы должник не представил, то с пристава снимается вся ответственность. Все его действия по списанию средств становятся законными.

Разве пристав не обязан предупредить о взыскании? Как я должен узнать, что он планирует снимать деньги с моих счетов?

Вообще, пристав предупреждает должника о своих намерениях. Он выносит постановление об обращении взыскания на денежные средства должника и отправляет его по почте должнику и банку в качестве поручения.

Но пока письмо дойдет до владельца счета, банк уже выполнит поручение пристава и спишет деньги.

На практике о списании сумм со счета должники узнают так:

А бывает так, что деньги взыскивают без постановления?

Это происходит тогда, когда взыскатель сам подал исполнительный документ в банк, не обращаясь в службу судебных приставов. Такая возможность предусмотрена ст. 8 закона об исполнительном производстве.

Как убедиться в том, что деньги списали именно приставы?

Сначала, конечно, нужно позвонить или сходить в банк и узнать, почему были списаны деньги.

Банковский работник должен сообщить должнику реквизиты документа, на основании которого банк списал деньги: номер исполнительного производства, исполнительного документа и фамилию пристава, который подписал постановление. Такой информации не может не быть: без исполнительного документа или постановления пристава банк деньги не спишет.

Останется сопоставить реквизиты: по такому-то исполнительному документу такой-то пристав возбудил производство и в рамках этого производства списал такую-то сумму.

Но разве можно сразу списать деньги? Есть же блокировка!

Пристав может просто арестовать счет, это тоже входит в его полномочия. Но на практике он редко пользуется таким инструментом.

Незачем замораживать счет, если можно и нужно просто забрать деньги и передать их взыскателю. Конечная цель судебного пристава — сделать то, что сказано в исполнительном документе. На то он и сотрудник органа принудительного исполнения.

И как долго я не смогу пользоваться счетом?

Если денег на счете достаточно, то вся нужная сумма спишется сразу и должник сможет дальше спокойно пользоваться счетом.

А если денег не хватает, счет замораживается. Все поступающие на него суммы будут списываться автоматически. Так будет продолжаться до тех пор, пока приставы не взыщут весь долг по исполнительному производству.

Сумма долга и сумма исполнительского сбора за работу пристава, который тоже взыскивается с должника, указана в постановлении об обращении взыскания на денежные средства должника.

Как только спишется последняя копейка долга, блокировку счета снимут. Но на это нужно время.

И что, вот так любой счет можно заблокировать? А как же пенсия или алименты?

В ст. 101 закона об исполнительном производстве перечислены доходы, на которые нельзя обращать взыскание. Это, например:

Если пристав списал что-то из этого перечня, нужно сообщить ему об этом и представить документы, которые подтверждают происхождение денег. Повторюсь: в постановлении о возбуждении исполнительного производства есть требование принести документы на имущество, на которое нельзя обращать взыскание.

Отговорки кредитных должников

Банки не сообщают, откуда и зачем на счет поступают средства. Для пристава все деньги обезличены. Поэтому если должник не принес документы сразу, то это его ошибка.

Как только пристав получит документы, которые доказывают неприкосновенность сумм, он вынесет постановление об отмене обращения взыскания. Это постановление пристав отправит в банк по почте, и банк отменит списание.

А зарплату могут списать?

С зарплаты судебный пристав может удерживать не больше 50%. Если с должника взыскиваются алименты на детей или, например, возмещение вреда здоровью, то пристав может удерживать до 70% зарплаты.

Поэтому, если пристав списал деньги с зарплатной карточки, необходимо принести ему документы, которые подтверждают, что это была зарплата, а не что-то еще.

Для этого в бухгалтерии на работе нужно взять справку с работы о том, что такую-то зарплату перечисляют на такой-то счет. А в банке — выписку по счету, из которой видно, что на него поступает зарплата.

После этого пристав должен снять арест со счета и направить по месту работы должника постановление об удержании 50 или 70% зарплаты.

Что делать, если пристав заморозил карточку, на которую начисляется пенсия или алименты?

То же самое: представить приставу справку и выписку из банковского счета. Справку в этом случае выдает пенсионный фонд или работодатель плательщика алиментов.

Бывают семьи, где отец или мать перечисляет алименты самостоятельно. В этом случае приставу нужно представить любые документы, которые подтверждают, что на счет поступают именно алименты. Это может быть, например, соглашение об алиментах.

А если пристав заморозил кредитный счет?

Тут нужно отличать кредитный счет от ссудного счета, куда заемщик возвращает деньги по договору займа.

Кредит обычно возвращают так: банк открывает заемщику счет, который начинается на 42301 или 40817, и объясняет, что туда до такого-то числа нужно класть такую-то сумму. С этого счета автоматически списываются деньги, и таким образом погашается кредит.

Я не зря обратила внимание на номер счета: 42301 и 40817. По плану счетов банковского учета они означают «депозит до востребования» и «прочий счет» соответственно. Слова «кредит» здесь нет.

Для кредитных счетов по плану счетов банковского учета предусмотрены 45502, 45503 и другие счета. Эти счета используются только для совершения бухгалтерских проводок внутри банка. Деньги на них — собственность кредитной организации, поэтому движение по этим счетам для пристава значения не имеет.

Так что если пристав списывает деньги со ссудного счета, то он списывает собственные деньги заемщика. Так можно.

Если деньги списали с кредитного счета, стоит обратиться в банк. Такие ситуации случаются, так что специалист сможет объяснить, как поступить.

А что делать, если пристав списал со счета все деньги под ноль?

Советую как можно скорее идти на прием к приставу. Особенно если пристав по ошибке списал неприкосновенные деньги.

Система работает так: сначала банк списывает деньги со счета должника и переводит их на депозит службы судебных приставов. Затем пристав в течение пяти рабочих дней со дня поступления денег на депозит отправляет их взыскателю. То есть деньги могут уйти к взыскателю, как только поступили на депозит отдела судебных приставов. Вернуть их на счет должника будет невозможно.

Хочу обратить внимание на то, что судебный пристав не вправе предоставлять рассрочку. Это право есть только у суда.

Если у должника проблемы с финансами, он может обратиться в суд за рассрочкой исполнения судебного решения. Вероятность удовлетворения заявления невелика, но попробовать можно. Тем более что в этом случае госпошлину платить не нужно.

Если суд удовлетворит заявление и установит график платежей, то пристав снимет аресты. Если нет, должнику придется искать возможность погасить долг по исполнительному документу, чтобы пристав окончил производство и отменил все принятые меры.

Понятно. То есть если со счетом что-то не так, то лучше сразу ехать к приставу?

У пристава много исполнительных производств, он заинтересован в том, чтобы побыстрее взыскать деньги и окончить производство. Поэтому атаковать счета должника он будет максимально быстро и списывать будет все деньги, что попадутся ему в руки. Тем более что закон дает такую возможность.

О часах приема можно узнать из реестра отдела судебных приставов, где нужно ввести регион и название отдела.

Источник

Как вывести деньги с заблокированного расчетного счета

Деньги ушли на закрытый счет что делать. Смотреть фото Деньги ушли на закрытый счет что делать. Смотреть картинку Деньги ушли на закрытый счет что делать. Картинка про Деньги ушли на закрытый счет что делать. Фото Деньги ушли на закрытый счет что делать

Расчетный счет может заблокировать Росфинмониторинг, департамент банковского надзора Центробанка или комплаенс-служба конкретного банка, опираясь на Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Предпринимателю, который столкнулся с блокировкой счетов, доступно ограниченное количество способов получить деньги: он может перевести их в другой банк, получить деньги на выплаты физическим лицам или по исполнительному листу. Каждый из этих способов сопровождается определенными рисками, финансовыми и временными затратами.

Алексей Ильин, руководитель департамента по работе с финансовыми институтами юридической группы «АТЛАНТ»

Участились случаи блокировки расчетных счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей банками со ссылкой на Федеральный закон №115-ФЗ. Формальных оснований для блокировки счета достаточно, в основном это проведение рискованных операций, таких как:

Вне зависимости от того, заблокирован счет у юридического лица или индивидуального предпринимателя, можно воспользоваться определенным набором решений данной проблемы. Блокировка счета и расторжение договора банковского обслуживания необязательно подразумевает внесение предпринимателя или компании в список «неблагонадежных».

Если банк предложил расторгнуть договор после проведения анализа счета, достаточно перевести деньги в другой банк на счет. Если же поступило указание от службы мониторинга, можно воспользоваться следующими способами:

Риск — направление письма из банка о блокировке счета по 115-ФЗ с платежом.

Возможный результат — блокировка счета.

Затраты — процент банка за перевод средств, заблокированных по 115-ФЗ, который начинается от 20% в зависимости от банка.

Защита — возможность оспорить в судебном порядке завышенный процент.

Затраты — от 13% НДФЛ без учета внебюджетных фондов.

Даже при банкротстве фирмы и невыплате налога НДФЛ должен оплатить в бюджет получатель дохода (физическое лицо).

Риск — при выплате крупной суммы возможно возбуждение уголовного дела по ст. 198 УК РФ.

Затраты — госпошлина в суд.

Недостатки — длительный период рассмотрения спора (даже по мировому соглашению).

При несоблюдении условий договора (возврата средств физическому лицу) нотариус делает соответствующую надпись на договоре.

Документ имеет силу исполнительного листа и его можно направить в банк, минуя суд.

Временной промежуток — оформление займа на срок от 3-х дней, при отсутствии возврата оформление претензии, по истечении 14 дней делается надпись. Направление документов в банк и получение средств по истечении 7 дней на счет физического лица.

Затраты — тарифы нотариуса (процент зависит от суммы средств, примерно 3-5%).

Риски — блокировка счета физического лица до 45 суток (если банк усомнился в данной операции).

Только систематический анализ входящих и исходящих платежей, обязательное осуществление хозяйственных расходов по счету, контроль за долей уплаченных налогов по данному счету (налоговая нагрузка), исключение или минимизация платежей на фирмы, осуществляющие деятельность в высокорисковых отраслях экономики (по мнению ЦБ) и соответствие платежей кодам ОКВЭД помогут избежать конфликта с банком и блокировки счета.

Светлана Кулагина, генеральный директор компании «Сагач и партнеры»

Если ваш расчетный счет заблокировали, придерживайтесь следующему алгоритму действий:

1. Срочно свяжитесь со своим менеджером в банке и по его требованию предоставьте полный пакет документов для подтверждения экономической целесообразности платежа.

2. Даже если банк отказал в обслуживании, он не имеет право конфисковать деньги клиента и отказаться их возвращать. Можно перечислить деньги на свой счет в другом банке или вернуть деньги поставщику. Можно заблаговременно открыть депозитный счет в другом банке. При этом перевод денежных средств с блокированного счета на счет в другом банке согласовывается индивидуально.

Деньги переводятся на счет в другом банке, но они придут от первого банка с пометкой «в связи с блокировкой счета по такой-то причине» либо «перевод денежных средств при закрытии счета», а это является стоп-фактором в некоторых банках. Другой банк может тоже заблокировать расчетный счет, запрашивать документы, разбираться в ситуации.

Высока вероятность, что банк не одобрит данный перевод на депозит и потребует комиссию за перевод от 7% до 20%. Вывод без комиссии будет возможен только при предоставлении всех документов по запросам.

3. С заблокированного счета возможно произвести списание денежных средств в бесспорном порядке по исполнительному листу (например, предоставив исполнительный лист по задолженности по заработной плате). Деньги списываются в течение 3-х рабочих дней. Однако данный способ уже успел себя «очернить» и поэтому отслеживается и проверяется финансовым мониторингом.

4. Не закрывайте расчетный счет в банке по его требованию, так как закрытие по 115-ФЗ не позволит вам открыть счет в другом банке.

5. Обратитесь с письменным запросом в банк, который отказал вам в обслуживании, и в те банки, которые отказали в открытии счета. Вам эта информация нужна, во-первых, чтобы устранить причины, если это возможно, а во-вторых, чтобы жаловаться в надзорные органы и отстаивать свои права в суде.

6. Обратитесь в Банк России с жалобой на действия конкретного банка, который не открывает счет и неправомерно применил нормы действующего законодательства. 30 марта 2018 года вступил в силу новый порядок ЦБ РФ 29-МР, согласно которому в случае отказа в операции и блокировке счета у предпринимателя еще остается возможность обжалования — он вправе обратиться с заявлением в межведомственную комиссию, созданную при ЦБ РФ.

Срок рассмотрения межведомственной комиссией заявления не может превышать 20 рабочих дней со дня обращения. Но она будет детально разбираться в деле: запрашивать у банков мотивированное обоснование о причинах отказа клиенту, которое банк должен подготовить в течение 3-х дней.

Если межведомственная комиссия сочтет причины отказа незаконными, банк обязан открыть счет или провести операцию, которую посчитал сомнительной в течение 3-х дней после получения ответа из комиссии, и оснований для внесения компании в черный список не будет.

Нельзя верить тем, кто обещает платно удалить компанию из всех «черных списков».

Во-первых, удалить из черного списка может только кадровый сотрудник управления ЦБ, который непосредственно работает с этими списками. Во-вторых, список ЦБ рассылается во все банки, то есть информация в банках обновится только после новой рассылки ЦБ.

Растерявшемуся предпринимателю могут предложить за деньги открыть счет компании, находящейся в стоп-листе. Необходимо понимать, что за деньги открыть счет вам могут, но работать по нему не дадут. На первой же операции комплаенс-служба вас «заблокирует», и решать впоследствии этот вопрос будете именно вы.

7. Можно заблаговременно внедрить у себя на предприятии свою службу комплаенс-контроля либо передать эту функцию на аутсорсинг, например, в консалтинговую компанию. Это позволит предупредить нарушения законодательства и защитить интересы бизнеса через соблюдение надлежащих стандартов поведения на рынке в области финансов.

Чтобы не попасть в черный список и снизить риск блокировки счета:

Проверьте своего контрагента в один клик

Финмониторинг обязательно обратит внимание, если в описании платежа стоит что-то неконкретное, без указаний номеров документов, например, просто «Консультационные услуги за апрель».

Отправляйте отчетность во все контролирующие органы

Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО»

При блокировке счета банки руководствуются Федеральным законом № 115 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», то есть лицо, чей счет был заблокирован, подозревается в «отмывании» денег и пособничестве терроризму.

При каком-либо подозрении в сомнительных операциях должна блокироваться именно операция, а не весь счет, но банки страхуются от негодования ЦБ из-за их неосмотрительности и потому блокируют целые счета.

Я бы посоветовал предпринимателям завести несколько счетов, чтобы блокировка одного из них не парализовала всю работу, а также контролировать назначения платежей и чистоту операций на суммы свыше 600 000 руб., ведь именно они находятся под бдительным вниманием банков. Нужно обязательно проверять контрагентов, так как подозрения, павшие на них, могут негативно сказаться и на вашей деятельности.

Не забывайте, что в период блокировки вашего счета банк может безвозмездно пользоваться вашими средствами и извлекать из этого прибыль, поэтому налаживайте отношения с банком, постарайтесь выстроить диалог и понять, в чем камень преткновения.

Параллельно с этим обращайтесь в межведомственную комиссию ЦБ для выхода из черного списка Финмониторинга, в который вы автоматически попадаете при блокировке счета. Последней инстанцией будет обращение в суд, если договориться с банком все-таки не удалось. В этом случае уже банку придется доказывать суду, что блокировка вашего счета была небезосновательной, однако потраченные на суд средства вам при любом исходе никто не возместит.

Илья Гатикоев, арбитр, налоговый консультант

Банк вправе приостановить операцию клиента, за исключением операций по зачислению денежных средств, не более чем на пять рабочих дней. Если в течение этого срока банк не получит из Росфинмониторинга постановление о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок, банк должен провести данную операцию.

Защитить себя от блокирования денежных средств банком на 100% сейчас невозможно. Лучше не участвовать в финансовых операциях с сомнительными контрагентами и не игнорировать требования банка о предоставлении документов, подтверждающих легальность происхождения денежных средств, так как в этом случае велик риск отказа в проведении операции.

Разрешить ситуацию с массовыми ограничениями прав потребителей финансовых услуг возможно исключительно путем подробной регламентации действий банков, однако ни Росфинмониторинг, ни ЦБ РФ в настоящее время не заинтересованы в проявлении правотворческой инициативы, так как, по их мнению, массовость жалоб физических лиц из-за блокировки счетов сильно преувеличена потребителями.

Пассивность контролирующих структур, когда дело касается прав потребителей, приводит и к такой насущной проблеме, как возврат невостребованных денежных средств со специальных счетов в банках.

Если клиент в течение 60 дней с даты расторжения договора банковского счета не явится за получением остатка денежных средств, банк обязан зачислить денежные средства на специальный счет в Банке России. При этом после закрытия банковского счета клиента только банк имеет возможность обратиться в ЦБ РФ с заявлением о возврате остатка денежных средств со специального счета.

В настоящее время, как и в случае с противодействием легализации доходов, отсутствует огромный пласт подзаконных актов, которые бы устанавливали порядок возврата таких средств со счета, в связи с чем у людей возникают вопросы: кто может обязать банк открыть такой специальный счет в ЦБ РФ; каков порядок возврата средств из ЦБ РФ в обслуживающий банк; каков механизм возврата средств со счета в банке клиенту; каковы сроки исполнения требования клиента и т.д.

Алгоритм действий по возврату денег со специального счета ЦБ РФ по общему правилу в настоящее время может выглядеть так:

Андрей Илларионов, старший юрист «АВТ Консалтинг»

Организация имеет право обжаловать решение о принятии обеспечительных мер, тогда оно может быть отменено вышестоящим налоговым органом или по решению суда. Самым логичным действием является обращение организации в арбитражный суд с требованием признать решение о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по расчетному счету недействительным. Однако с учетом того, что арбитражный процесс занимает много времени, кроме заявления о признании недействительным решения налогового органа налогоплательщику целесообразно подать и заявление в суд о приостановлении действия решения о блокировке расчетных счетов.

Для того чтобы начать арбитражный процесс, налогоплательщику необходимо пройти процедуру обжалования в вышестоящем налоговом органе. Только после рассмотрения его жалобы, на что согласно НК РФ отводится срок в один месяц, налогоплательщик будет вправе обратиться в арбитражный суд. К сожалению, здесь есть определенный пробел в законодательстве, так как целый месяц налогоплательщик не сможет пользоваться своим расчетным счетом.

К заявлению необходимо приложить документы, доказывающие позицию организации, то есть подтверждающие задолженность перед контрагентами, долги по зарплате. За рассмотрение обеспечительных мер нужно заплатить госпошлину в размере 3 000 руб. Если суд по какой-либо формальной причине откажет организации в принятии обеспечительных мер, следует исправить указанные судом недостатки в заявлении и обратиться в суд еще раз. В АПК РФ не ограничено количество обращений в случаях принятия обеспечительных мер.

Дмитрий Милюков, глава корпоративного отдела юридической компании ООО «Холдсвей»

При обнаружении блокировки своего расчетного счета необходимо в первую очередь узнать причины и основания блокировки.

1. Наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счете

Аресту подлежит определенная сумма, а не все денежные средства на банковском счету, поэтому владелец счета может свободно распоряжаться денежными средствами, кроме той суммы, на которую наложен арест.

Наложить арест на денежные средства на банковских счетах могут суды общей юрисдикции, арбитражные суды, судебный пристав-исполнитель.

В нашей практике как-то судебный пристав-исполнитель нарушил права нашего клиента, заблокировав на двух счетах в одном банке одну и ту же сумму. Поскольку судебное разбирательство касалось только недвижимости, постановлений о наложении ареста на счета не было. Но судебный пристав-исполнитель отправил в банк запрос о наложении ареста денежных средств на всех банковских счетах нашего клиента на сумму около 30 млн руб. Тем самым банк заблокировал 60 млн руб. на счетах, и, поскольку таких денег на счетах не было в наличии, это отображалось в мобильном банке как задолженность.

Мы подали заявление приставу о незаконности его действий, и денежные средства на счетах были разблокированы на следующий же день.

2. Приостановление операций по счету, а также переводов электронных денежных средств

Инспекция Федеральной налоговой службы может приостановить выполнение операций по банковскому счету, если вы не предоставили налоговую декларацию в установленный срок или не уплатили страховые взносы, пени, штрафы.

Для снятия ареста и отмены приостановления операций по счету в некоторых случаях владельцу счета достаточно выполнить требования государственных органов, например, предоставить документы или погасить заложенность. В иных случаях, например, при наложении ареста в качестве обеспечительной меры или в случае незаконных, по мнению лица, требований государственных органов, владелец счета вправе оспорить такой арест или приостановление операций по счету в судебном порядке.

3. Приостановление конкретной операции согласно № 115-ФЗ РФ

В рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», банк вправе приостановить операцию на пять рабочих дней, сообщив об этом Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, которая может продлить срок приостановления операции до 30 дней.

Если банк определяет, что предстоящая операция связана с сомнительной сделкой, то он имеет право запросить у владельца счета все связанные с данной операцией документы и дополнительную информацию.

Если после предоставления документов и пояснений банк по-прежнему отказывается выполнить операцию, владелец счета может оспорить такой отказ, обратившись в межведомственную комиссию при Центробанке.

Общий срок рассмотрения межведомственной комиссией заявления, документов и сведений, подтверждающих его позицию, не может превышать 20 рабочих дней со дня обращения заявителя. Более детально о процедуре рассмотрения заявления, требованиях к заявлению можно прочесть в Указании Банка России от 30.03.2018 № 4760-У.

Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и банку, для которой оно является обязательным, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия.

Если решение межведомственной комиссии оказалось не в пользу владельца счета, то он вправе обжаловать его в судебном порядке.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *