Дэниел киз пятая салли о чем
Рецензент
Обзоры кино, фильмов, компьютерных и мобильных игр, книг, концертов и событий
Дэниел Киз — Пятая Салли
Обзор книги Дэниела Киза – Пятая Салли
В этом году вышла новая книга Дэниела Киза – Пятая Салли. В ней рассказывается о женщине, в которой уживается четыре личности, помимо её самой. Многие подумают, что после Таинственной истории Билли Миллигана им будет неинтересно читать новую книгу. Но такие люди очень сильно заблуждаются, потому что новая книга Киза сильно отличается от предыдущей. Если книга о Билли Миллигане была изложена в сухом биографическом стиле, то Пятая Салли написана очень эмоционально. Читатель узнает не просто о психическом расстройстве, но и о переживаниях главной героини, и характерах вымышленных личностей.
В каждой книге Дэниела Киза можно заметить проблему расщепления личности главного персонажа. Это наблюдается в произведениях Цветы для Элджернона и Пролетая над кукушкиным гнездом. Писатель занимался изучением этого диагноза, много времени провел в клиниках, общался с пациентами, страдающими этим заболеванием и их лечащими врачами. Но история Салли является вымышленной, в чем признался сам Дэниел Киз.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ В СОЦ.СЕТЯХ:
Салли – серая мышка, неинтересная и непримечательная женщина. Зато другие личности, с которыми она уживается, отличаются оригинальностью. Дерри – уравновешенная, милая девушка, которая умеет произвести хорошее впечатление. Она помогает Салли устроиться на работу. Но Дерри чересчур жизнерадостна и смотрит на мир сквозь розовые очки. Нола – неординарная девушка, интеллектуалка, общается с художниками и поэтами, выступает за равные права мужчин и женщин, а также рисует необычные картины. Белла обожает танцы, любит посещать концерты, клубы, но часто из-за неё происходят различные неприятности, поскольку она обожает вешаться мужчинам на шею. А вот Джинкс – маньяк в женском обличье. Она очень агрессивна, всё время кидается на мужчин и может свалить любого одним ударом. О всех событиях читатель узнает от лица Дерри, поскольку Салли не помнит о происходящем, когда другие девушки выходят наружу. А вот Дерри всё видит, даже когда не взаимодействует с окружающим миром, потому что она является главным альтер эго.
Дерри является прототипом Золушки из детской сказки, а Белла – злой королевы из Белоснежки. Дерри и Джинкс воплощают те качества, которых недоставало главной героине. После того как альтеров стали сливать с Салли, их характеры начали доминировать и соперничать друг с другом. Теперь альтеры задвинули Салли, поглотили её, как она раньше задвигала их. Читателю сложно узнать Салли после слияния с её вымышленными подругами. Какая же настоящая Салли? Она серая мышка, которая всего боится или она должна взять часть особенностей Нолы, Беллы, Дерри и Джинкс?
Психиатры считают, что расщепление личности происходит в результате сильного стресса, произошедшего в детском или юношеском возрасте. Человек придумывает себе альтер эго, когда боится взять ответственность за свою жизнь. Скорее всего альтеры – отдельные части человека, но он их глубоко прячет или отрицает. Это может быть одна личность или несколько. Они помогают человеку переживать неприятные моменты и трудности. Очень интересно, что у такого скучного персонажа, как Салли оказались такие оригинальные и необычные альтеры. С чем это может быть связано? Возможно, с тем, что она в глубине души мечтала быть такой раскованной, интересной, умной и сильной, как её вымышленные личности.
Прочитав книгу Пятая Салли до конца, читатель может сделать вывод, что главная героиня создала себе четыре личности, чтобы не брать ответственность за свою жизнь. Ей было проще придумать себе иллюзию, верить в возвращение своего отца, которого она идеализировала. Она сталкивалась с неприятными людьми, попадала в ужасные ситуации, поэтому решила самоустраниться таким вот неожиданным способом. В жизни каждого человека рано или поздно возникает такая проблема. Но важно понять, что настанет момент, когда нужно принимать самостоятельные решения, а не перекладывать их на плечи других людей, особенно воображаемых. Нельзя отрицать реальность и оставаться нормальной, цельной личностью. Не следует закрывать глаза на проблемы, ведь никогда нельзя быть уверенным, что может произойти в результате такого поведения. Эта книга понравится тем, кто увлекается психиатрией и всевозможными психическими расстройствами. Тема очень интересна, поэтому читать о людях с множественными личностями весьма увлекательно.
Плюсы:
Минусы:
Оправданность ожиданий: 100%
Оценка: 9 из 10
По вопросам сотрудничества пишите на наш электронный адрес: info@recenzent.com.ua
Использование материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник с обязательным уведомлением редакции.
|
---|
Салли страдает редким психическим расстройством — синдромом расщепления личности: в ее сознании уживаются сразу несколько альтерличностей.
«Пятая Салли» — роман, написанный американским писателем ДэниеломКизом в 1980 году. Широкую известность автор получил благодаря таким произведениям, как «Цветы для Элджернона» и «Таинственная история Билли Миллигана». Несмотря на то, что с момента написания книги прошло уже почти четыре десятка лет, первый тираж произведения в переводе на русский язык датировался лишь 2016 годом.
«Пятая Салли» — это своеобразная тематическая предыстория к знаменитому «Билли Миллигану». По сюжету, главная героиня Салли Портер — с виду ничем не примечательная 29-летняя девушка из Нью-йорка. Но в действительности, Салли страдает редким психическим расстройством — так называемым синдромом расщепления личности. Суть проблемы заключается в том, что в ее сознании уживаются сразу несколько альтеров (личностей). Нола — образованная, разносторонняя, творческая натура, понимающая толк в искусстве. Белла — любительница вечеринок, яркая, но слишком раскрепощенная девушка, предпочитающая всегда быть в центре внимания. Джинкс — «темное начало» Салли Портер, жестокая, расчетливая и обозленная на весь мир потенциальная убийца. И наконец, Дерри — единственный альтер, который в отличие от остальных, никогда не «уходит в тень», и единственный, кто не страдает от эффекта амнезии, являясь проводником в межличностном внутреннем мире Салли Портер. И разобраться во всем этом предстоит психиатру Роджерсу Эшу, для которого избавление Салли от недуга становится делом принципиальной важности.
Безусловно, в свете столь серьезной популярности «Билли Миллигана», избежать параллелей «Пятой Салли» практически не представляется возможным. В отличие от истории про Билли, сюжет данного романа является всецело и полностью художественной выдумкой. «Пятая Салли» послужила фактически идейным трамплином, предваряющим вскрытие всех карт в игре под названием «синдром мультиличности» от Дэниела Киза. Являясь бакалавром психологии, Киз усиленно изучал это явление вместе со специалистами в области психиатрии, что очень четко отразилось в его романах.
Еще одним пунктом в различиях можно считать более простой стиль изложения. Книга читается чрезвычайно легко, а слог позволяет скользить по тексту бегло, минуя абзацы без каких-либо пауз для восприятия информации. В общем и целом, Киз никогда не выделялся сложно читаемыми текстами в своих произведениях, однако в контексте сравнения стоит отметить этот немаловажный аспект.
Далее, примечателен тот момент, что в Салли кроется куда меньше личностных персонажей — альтеров. По этой причине в них гораздо сложнее запутаться, начиная с образов, заканчивая, как ни банально, именами. Каждый из персонажей представляет собой ярко выраженный набор отдельных качеств, которые вместе с распадом личности, расщепляют и гармонию их сочетания. Таким образом, столь артистичной на сцене и обаятельной в жизни Белле, не хватало интеллекта Нолы, чувства разделения правильного от неправильного у Салли, сознательности Дерри и так далее.
В смысле образов, на этот раз было сделано больше акцентов на каждом из них. Было больше индивидуальности в их отображении, больше характерности. Это позволило сделать их «живее», реалистичнее. Такие герои, как правило, вызывают эмоции. Они очень нравятся или сильно раздражают. Это во многом является следствием полноты, насыщенности образов, представленных автором.
Как и в ситуации с Миллиганом, роман получился довольно жестким, грубым по своей форме и по своему содержанию. Здесь присутствуют сцены насилия, бесчеловечная жестокость, тема уподобления людей животным, кровопролитие. Однозначно стоит подчеркнуть, что роман предназначен лицам старше 18 лет по ряду причин. В частном порядке, некоторые эпизоды напрашиваются на сравнение со стилем Стивена Кинга. Хорошо это или плохо — решать читателю.
Сюжет романа довольно динамичен, но в какой-то мере может показаться, что ему недостает более хитрых поворотов, серьезной интриги, накала атмосферы, заставляющей читать произведение на одном дыхании. Также в плане сюжета могут появиться вопросы, связанные с темой отношений главной героини с противоположным полом, любовная линия повествования. Этот аспект можно отнести к категории нереализованного, или же реализованного, но не в полной мере.
На самом деле, для большинства почитателей творчества Дэниела Киза, этот роман вряд ли станет каким-то серьезным открытием. Вряд ли он сдвинет с пьедестала почета все те работы, что были переведены до этого. И едва ли эту книгу можно отнести к разряду «для всех и для каждого» по примеру «Цветов для Элджернона». И все же история о девушке «Фулл хаус» — 5 в 1, как в покере, достойна внимания поклонников «Таинственной истории Билли Миллигана».
Дэниел Киз «Пятая Салли»
Пятая Салли
Язык написания: английский
Перевод на русский: — Ю. Фокина (Пятая Салли) ; 2016 г. — 5 изд. Перевод на украинский: — В. Куч (П’ята Саллі) ; 2017 г. — 1 изд.
«Пятая Салли», написанная за два года до знаменитой «Таинственной истории Билли Миллигана», рассказывает историю Салли Портер — официантки из нью-йоркского ресторана. На первый взгляд это обычная, ничем не примечательная женщина.
Но, неведомые для Салли, в ней скрываются еще четыре женщины. Нола – холодная интеллектуалка-художница, Дерри – неунывающая сорвиголова, Белла – сексуально озабоченная несостоявшаяся актриса и певица, и, наконец, Джинкс – переполненая злобой и ненавистью потенциальная убийца. Всякий раз в трудной ситуации Салли Портер чувствует сильную головную боль и теряет сознание. Тогда-то и появляется кто-нибудь из ее альтеров. Если появляется симпатичный мужчина, на сцену выпархивает Белла. Если нужно решить проблему, требующую интеллектуальных усилий, за дело берется Нола. А если требуется дать отпор насильнику, неизбежно вмешательство беспощадной Джинкс.
Перед психиатром Роджером Эшем стоит непростая задача: посредством слияния четырех разных личностей создать «пятую Салли».
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Хорошая книга \ плохая книга \ серая книга \ неинтересная книга \ интересная книга
Оказывается, до великолепной «Таинственной истории Билли Миллигана» («Множественных умов Билли Миллигана») была «Пятая Салли». Об этом я узнал совсем недавно. Однако «Пятая Салли» — это более поздняя книга, нежели «Цветы для Элджернона», которые до сих пор покоряют сердца людей. А всё это означает, что спрос с «Пятой Салли» будет велик. Сразу скажу, что книга эта художественная, а не документальная. Возможно, Киз сделал собирательный образ, где-то взял из реальной истории, что-то надумал сам. Но на фоне «Множественных умов» «Пятая Салли» — чистая проза, не имеющая с реальностью ничего общего.
Книга повествует о расщеплении личности у Салли – молодой американки, которая совсем недавно развелась. Интрига убивается практически сразу. Если история про Билли могла содержать интригу (хотя бы для тех, кто не слышал о нём или не читал в интернете уже итоговые выкладки), то с Салли ясно всё и сразу. Интрига сводится к двум банальностям – что будет в конце (а это предсказуемо) и почему так получилось (рассказывается в первой четверти произведения). В итоге интрига вялая и малоинтересная. Очень слабовато для Киза, который вполне умеет работать и без интриг (в «Цветах» конец был ясен задолго до финала, то же можно сказать про обе книги про Билли).
Не красит книгу и язык автора (или перевод). Роман про 70-80-ые, а словечки проскальзывают совершенно из другого времени. Например, «овечка» (неужели американки так звали друг друга, желая оскорбить) или «мультяшка» (типа мультиличность). То же самое можно сказать про «альтер». Даже доктор, который лечит Салли, называет её личности мультяшками или альтерами. Ну, прямо верх профессионализма (Киза или доктора, как сами хотите). А финальный аккорд про Высший разум…полнейший бред. Аж плеваться тянет.
Но книга не так плоха, как может показаться. В ней есть кое-что, что действительно её отличает от той же «Таинственной истории Билли Миллигана». Во-первых, сама подача материала. Она ведется как бы от лица Дерри (это одна из личностей Салли). Это Дерри рассказывает историю Салли. Вполне оригинально! Во-вторых, процесс слияния написан очень интересно. Доктор
Заключение: книга не лишена минусов, причём значительных (язык и отсутствие сильной интриги). Есть в ней и плюсы. Читать интересно, но лучше перед «Таинственной историей», потому что книга про Билли – это признанный шедевр, до высот которого мало кому суждено добраться. Перечитывать «Пятую Салли» я точно не буду. Но и не жалею о потраченном времени. Впереди у меня осталось только «Прикосновение» Киза, больше на русском языке ничего у автора не найти, хотя еще пара произведений большой формы в библиографии значится. Думаю, издатели срубили бы хорошие деньги, купив права и издав их. Всё-таки Киз очень популярен у российского читателя, а всё благодаря «Цветам» и «Таинственной истории».
Честное слово, это поинтереснее триллера будет – послушать, как Салли станет говорить с психиатром, как объяснит наличие всех нас.
Так, так, так. Успокойся и вдохни глубоко. НЕТ! И этот автор когда-то покорил меня историей про Билли Миллигана и заставил меня поверить в гениальность автора? Наивная, ой наивная. Самое обидное, что я купила все книги Киза, а отметить лишь на высшие оценки можно «Цветы для Элджернона» и «Множественные умы Билли Миллигана». Но давайте по порядку.
во-первых, «пятая Салли» вышла до прославленного Билли. История про несчастную девушку, страдающую провалами в памяти. Это начало для всех подобных книги и тут уж ничего не сделать. Я как бы и не против, но Салли с самого начала меня дико бесила. Аж до трясучки доводилаd8c05c0ad77d0bdc52648e042f889e1d.gif
Во-вторых, лечащий врач Салли. Нет, ну вы издеваетесь? Мало того, что он с самого начала кажется разбитым, так ему самому помощь нужна. У него же душевная травма, и тут к гадалке не нужно ходить, чтбы понять что эти двоя нашли друг друга.
Я понимаю, что нужно учитывать когда была выпущена книга, но если говорить честно, то — посредственный женский романчик, с изюменькой в виде диссоциативного расстройства идентичности.
Даже не верится, что этот автор написал «Цветы для Элджернона». «Пятая Салли» — графоманство чистой воды, с кучей глупых поступков, «пикантных» подробностей и совершенно плоскими персонажами. Ни на секунду не поверила. Жаль потраченного времени.
«Для того, чтобы стать настоящей, недостаточно магии из волшебных сказок.»
Как можно заметить, большинство роман ругают, и, как правило, сравнивают с «Билли Миллиганом». Я до него пока не добрался, возможно поэтому мой отзыв не негодующий. Да, Чарли Гордон был потрясающим дебютом, но чего лично я ждал от «Пятой Салли»? Как минимум интересного и захватывающего чтива. И я его получил — роман легко читается, я проглотил его за один день (то же было и с «Цветами»), а при всей моей любви к чтению, такое со мной случалось в основном в юношестве.
Роман имеет заметные неровности, отмеченные другими рецензентами: одни персонажи достаточно глубоки, другие шаблонны, некоторые эпизоды получились отлично, другие какие-то. натянутые, что ли. И так далее в том же духе. Сама Салли меня не столько раздражала — думаю, вполне обычное поведение для ее положения, но из альтеров по настоящему привлекли только Дерри и Джинкс, Нола достаточно интересна, но у нее меньше всего времени, про Беллу молчу. Притянутый за уши помощник, и то, откуда растут его ноги, финальная байка о вселенском разуме портят общее впечатление.
Но не столько о художественной структуре я бы хотел сказать — она здесь не на первых ролях. Как и в «Цветах для Элджернона», здесь куда важнее вопросы, которые роман вызывает. Задумайтесь на минуточку, каково это, не просто страдать провалами в памяти, но действительно жить другими жизнями, о которых ты не подозреваешь, при этом постоянно недоумевая, когда ты купил какую-то вещь, за что кто-то затаил на тебя обиду и так далее.
«Я теряю время. То пять минут,то час, то день. Куда оно девается? Вы не представляете, какой это кошмар, когда не знаешь, где была и что делала.»
Нормальной жизнью тут и не пахнет.
Но это только одна сторона, взгляд с одной обочины этой дороги. Как ни жаль мне было бедняжку Салли, я не мог удержаться и от глубочайшего сочувствия к ее альтерам. Каково иметь лишь краткосрочные периоды самосознания и самоидентификации с возможностью действовать самостоятельно? Ты являешься собой, управляешь «своим» телом лишь несколько часов в неделю/месяц/год, а у тебя ведь есть желания, чувства, мечты! Но нет ни прошлого, ни будущего — только всполохи настоящего.
«Вот если бы мне стать настоящей! Я закрыла глаза, представила: я лечу, как вольная птица, все выше и выше, к самому солнцу… Размечталась! Птицу подбили, она рухнула, снова угодила в клетку обратной стороны разума Салли.»
Неудивительно, что все альтеры боятся либо сопротивляются возможности слияния.
Ну и еще одна «бессмертная тема» — ответственность за поступки, за слова. Мы в ответе за тех, кого приручили? Да. Но мы же в ответе за тех, с кем свела нас жизнь, а именно за то, как мы с ними поступили, что мы для них сделали.
Роман не настолько потрясает воображение, как «Цветы», например, но задает правильные вопросы. А это главное.
После отзыва пользователя tapok с которым я полностью согласен, мне добавить практически нечего, но я попробую. Интересное и легкое чтиво, хорошо охарактеризованы альтеры главной героини, хорошо прописаны диалоги. Было ощущение, что смотришь фильм, потому как сюжет проскакивал мимо, без особого внимания на чем-либо. А подумать было над чем и этой глубины проблемы расщепления главной героине мне не хватило. Я ждал каких-то самокопаний и переживаний главной героини, но к сожалению этого не нашел. Да и само повествование ведется так, что не испытываешь сочувствия к тому что происходит, а просто читаешь. Автор особо не погружал нас в процедуру слияния личностей, и все они были какими-то однотипными и довольно простыми. Да, повторюсь, читалось легко, но все таки если автор взялся за столь серьезную тему, да к тому же имел место сталкиваться с этим, то хотелось чего-то более серьезного. Тем более как показали его книги («Цветы для Эджернона», «Таинственная история Билли Миллигана») автор умеет изъяснять серьезны вопросы доступно, с человеческой позиции. Книгу могла спасти концовка, а именно последнего наиболее сложного слияния, но вместо этого автор внес в книгу элементы мелодрамы, связанной с любовью главной героини и доктора. А появление «Вселенского разума» окончательно разбило мою надежду. Пожалуй, из книги можно вынести лишь то, что все наши даже незначительные психические отклонения связанны с детством, но как мне думается со многими фобиями и расстройствами человек способен бороться сам, познав жизнь, получив опыт. Также помочь могут родители и любимый человек. И лишь, в крайнем случае, коих я думаю не так много, когда человеку действительно нужен психо, будь то терапевт, аналитик и т.д.
Презабавный, весёлый романчик, с которым можно прекрасно провести пару дождливых вечеров и в котором, с одной стороны, автор вроде бы хотел просто описать в художественной форме феномен т.н. «диссоциативного расстройства идентичности», но с другой, вышла у него в итоге почти голая метафора про сидящих в любом человеке зверей и демонов, коих при должном тщании врача и правильном «осознании» пациента можно полностью подавить, загнать, так сказать, в цивилизованные рамки. (Литературные ноги романа растут, безусловно, из классической истории про Джекилла и Хайда, пусть даже автор и не до конца это осознаёт.) Авторский оптимизм представляется несколько притянутым за уши, как и авторский пафос насчёт того, что в любом, даже самом среднем человеке сидит масса талантливейших личностей, и если их правильно «простимулировать», то все они расцветут, как сто цветов. Увы, реальность намного прозаичнее: в серой мышке не сидит великая актриса, как, впрочем, и серийный маньяк-убийца. В реальности ты либо серая мышка, либо великая актриса, и если ты на самом деле серая мышка, а возомнила себя великой актрисой, то, может быть, актрисой ты и станешь, но глотать тебе всю свою «карьеру» пыль за кулисами. А если ты маньяк-убийца, то рано или поздно он из тебя «вылезет», только серой мышкой ты тут же быть перестанешь. У г-на Киза ещё в его главном опусе про Элджернона вполне явно чувствовалось слабое знание матчасти, зато «любовь к человеку» или, скорее, жалость к маленькому человеку, пёрла изо всех щелей. В данной книге вроде бы с матчастью дело немного получше (с литературой по вопросу автор ознакомился), но тем не менее — неистребимое желание, чтобы «всё было хорошо», чтобы «всем было хорошо», в итоге приводит автора к совершенно неправдоподобной фабуле с совершенно неправдоподобным концом. Впрочем, роман и в самом деле написан простым, ясным языком и читается легко и не без удовольствия.
Будучи знакомой с Кизом по «Цветам для Элджернона», невольно сравнивала «Пятую Салли» именно с ним, и по степени эмоционального воздействия, последний роман оказался на порядок слабее. С другой стороны, «Цветы…» пожалуй одно из самых, если не самое, душещипательное произведение из всех прочитанных, так что сравнение, разумеется, совершенное не справедливо. Разве что не оставляет меня ощущение, что во всей глубине проникнуться историей данной героини мне не удалось.
Собственно, аннотация дат исчерпывающее описание романа: в центре истории женщины с расстройством множественных личностей и её терапия. Полагаю, в какой-то степени стремление достаточно подробно отобразить всех «альтеров» может даже придавать роману некой однообразности, но лично меня описание методов психиатра, проведение терапии – всё это очень увлекло. Примечательный момент в романе для меня связан еще и с тем, что у каждой личности внутри Салли по сюжету возникают симпатии в отношении разных мужчин, и это, пожалуй, импонирует. С другой стороны, если немного задуматься, то вдруг обнаруживаешь, что едва ли не каждый встречный мужчина в романе старается либо затащить героиню в постель, либо изнасиловать. Да, автор не стесняется писать о сексе, но порой мне казалось что этот мотив всплывает даже как-то слишком часто.
Так или иначе, роман как по мне стоящий и о прочтении его я не пожалела.
Пятая Салли
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Мировой бестселлер «Таинственная история Билли Миллигана», основанный на жизни реального человека, в чьем теле уживались двадцать четыре личности, – не первая книга американского писателя и филолога Дэниела Киза, посвященная теме диссоциативного расстройства. За два года до выхода этого документального романа Киз опубликовал книгу «Пятая Салли», рассказывающую историю женщины с той же проблемой. Правда, в теле нью-йоркской официантки Салли Портер жили «всего» четыре личности.
Нола – хладнокровная художница-интеллектуалка. Дерри – неунывающая бунтарка. Белла – несостоявшаяся актриса-нимфоманка. Джинкс – одержимая яростью убийца. Задача психиатра Салли – Роджера Эша – соединить все личности в одну, которую он называет «пятой Салли». И сделать это нужно, пока не стало слишком поздно.
Уже в этом романе Дэниел Киз обнаруживает глубокое понимание выбранной темы. Он с удивительной точностью прописывает каждую альтернативную личность Салли, тщательно продумав все до мелочей. Многие критики и поклонники писателя сходятся во мнении, что «Пятая Салли» – это удачный задел для истории Билли Миллигана, которая впоследствии приобрела статус культовой.
«Пятая Салли», написанная за два года до знаменитой «Таинственной истории Билли Миллигана», рассказывает историю Салли Портер – официантки из нью-йоркского ресторана. На первый взгляд это обычная, ничем не примечательная женщина.
Но, неведомые для Салли, в ней скрываются еще четыре женщины. Нола – холодная интеллектуалка-художница, Дерри – неунывающая сорвиголова, Белла – сексуально озабоченная несостоявшаяся актриса и певица и, наконец, Джинкс – переполненная злобой и ненавистью потенциальная убийца.
Перед психиатром Роджером Эшем стоит непростая задача: посредством слияния четырех разных личностей создать «пятую Салли».