Денотатный граф что это
Дидактор
педагогическая практика
Технологический приём ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ
Обилие учебной информации часто мешает понимаю сути изучаемого вопроса. Часто учитель, закончив изложение учебного материала, обращается к учащимся с банальным вопросом: » Ну что ребята, поняли?» Дружный возглас «Да-а-а-а!» не должен успокаивать.
В своё время великий К.Д. Ушинский высказался по этому поводу следующим образом:
Понимание — это объяснение самому себе.
Пока ученик сам не разберётся в сути изучаемого явления, процесса, события, сплошь и рядом мы встречаем вызубренные ответы, которые отнюдь не демонстрируют качество усвоения учебного материала.
Очень важно предоставить ученику инструменты ПОНИМАНИЯ.
Графическое изображение процесса понимания предоставляет ниже описанный приём.
Денотатный граф — это весьма эффективный приём технологии критического мышления.
[от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу]
Он является хорошим способом вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Я воспользовался примером, выложенным на сайте DocMe.
Суть данного приёма заключается в том, что ученик выделяет ключевое понятие (существительное).
Ниже он подбирает глаголы, описывающие наиболее важные процессы, происходящие с данным понятием (существительным). На данном этапе данный приём перекликается с Синквейном (пять строчек).
Для Денотатного графа характерно чередование существительных и глаголов. Поэтому на следующем уровне необходимо представить комментарии к глаголам существительными, иногда связанными с ними прилагательными.
На следующем уровне ученик подбирает глаголы к предыдущим существительным.
Ключевое слово по мере построения графа дробится на слова-«веточки». Приём можно эффективно использовать при проведении анализа нового понятия, определения с разных позиций его содержания.
В отличие от Синквэйна, как правило, используемого для обратной связи, приём Денотатный граф необходим ученику, прежде всего, для осмысления учебного материала.
Прием денотатный граф: учение с осмыслением. Как помочь ученикам структурировать большой объем информации?
Объяснив сложный материал, учитель не всегда уверен, поняли дети это материал. Да, они правильно ответили на вопросы, неплохо выполнили небольшой тест, но уверенности почему-то нет. Школьники все, вроде бы, поняли, а копни поглубже — настоящих знаний нет. Это происходит потому, что материал выучен, но не осмыслен как следует. Со временем информация забывается вовсе.
Денотатный граф — герменевтический прием
Прием денотатный граф служит как раз для того, чтобы научить школьника осмыслению информации; собственно, он сам является инструментом осмысления.
Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.
Прием денотатный граф направлен на рефлексию, поэтому лучше всего использовать его именно на этом этапе урока.
Применить прием денотатный граф можно и на других этапах: познания нового, контроля и т.д. Он помогает:
Этот методический прием можно использовать на любом уроке, с любым материалом. Приведем примеры.
Пример 1
Скажем, на уроке истории при изучении темы «Декабристы» сначала вычленяется основное понятие. Чаще всего оно совпадает с темой, в данном случае — декабристы. Его дети записывают в верхний большой прямоугольник.
Затем к понятию подбираются глаголы (страдательные причастия в позиции сказуемого): создавали, требовали, подняли, арестованы, наказаны и т.п. Они вносятся в прямоугольники, расходящиеся веером или, точнее, ветвями от ствола-понятия.
К каждому глаголу подписывается несколько имен, обычно существительных, при необходимости — именных словосочетаний. Например, к глаголу «создали» в нашем примере надо дописать «Северное общество», «Южное общество». К глаголу «требовали» — «отмена крепостного права», «конституция» и так далее. Все это записывается уже на третьем уровне, словно веточки от ветвей-глаголов. При необходимости можно сделать и продолжение — от этих имен тоже отвести глаголы-прутики, а от них снова имена.
Пример 2
На уроке русского языка прием денотатный граф удобен при обобщении теоретического материала. Скажем, изучены теоретические сведения о наречии. Составляем денотатный граф. Основное понятие — наречие. Ветви-глаголы: отвечает, обозначает, образует, не изменяется, является и т.д. Веточки-имена: к глаголу «обозначает» — «признак глагола» и «признак признака», к «образует» — «сравнительную степень», «превосходную степень» и т.д.
Использование денотатных графов на уроке особенно актуально в связи с требованиями новых ФГОС, поскольку позволяет одновременно предлагать обучающимся довольно большой объем материала и формировать необходимые УУД.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Методика выявления проблемы текста с помощью денотатного графа
Денотатный граф.
Денотатный граф – это весьма эффективный приём технологии критического мышления. [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу]
Он является хорошим способом вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Для Денотатного графа характерно чередование существительных и глаголов. Поэтому на следующем уровне необходимо представить комментарии к глаголам существительными, иногда связанными с ними прилагательными.
На следующем уровне ученик подбирает глаголы к предыдущим существительным.
Ключевое слово по мере построения графа дробится на слова-«веточки». Приём можно эффективно использовать при проведении анализа нового понятия, определения с разных позиций его содержания.
В отличие от Синквэйна, как правило, используемого для обратной связи, приём Денотатный граф необходим ученику, прежде всего, для осмысления учебного материала.
Способ создания денотатного графа:
• Выделение ключевого слова или словосочетания
• Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку)
• Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия)
• Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — «веточки»
• Соотнесение каждого слова — «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
Методика выявления проблемы текста с помощью денотатного графа
С позиции теории речевой деятельности работа с текстом имеет следующую структуру: этап ориентировки, этап планирования, этап реализации плана, этап контроля (см. Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Жинкин Н.И.). На стадии ориентировки (ориентировка в описываемой ситуации) определяется (осмысливается) объем содержания, границы темы. При написании сочинения-рассуждения по исходному тексту на этапе ориентировки необходимо выявить тему и микротемы, проблематику (комплекс проблем) и наиболее острую проблему текста. Ориентировка сводится к анализу внутреннего состояния (о чем буду говорить? что скажу?). Практика показывает, что это наиболее трудный и важный этап речевой деятельности, так как качество всего сочинения зависит от правильности выбранного направления рассуждений. В данной работе рассмотрим более подробно вопрос об определении авторского отношения к одной из проблем текста и способах его выражения. |
В основу предлагаемой методики выявления проблемы текста положено понятие денотатного графа.Денотатный граф (от лат. “обозначаю” и греч. “пишу”) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия [Даутова; 112]. В электронной “Энциклопедии Кирилла и Мефодия” дается следующее определение слову денотат: “предметное значение имени (знака), т. е. то, что называется этим именем, представителем чего оно является в языке”. В “Толковом словаре иностранных слов” Л.П.Крысина находим: “ДЕНОТАТ, а, м.[
Алгоритм построения графа:
1. Выявить “веер” проблем текста (проблематику текста).
2. Выбрать наиболее значимую проблему, рассмотрению которой автор текста уделяет особое внимание.
3. Сформулировать проблему в виде вопроса и записать в левой части графа (“голове” рыбы).
4. Найти в тексте аргументы, с помощью которых автор раскрывает проблему. Их может быть несколько. Записать внизу графа короткие цитаты-аргументы.
5. Определить, какие художественные средства (фигуры, тропы) использует автор, чтобы убедить читателя. Коротко запишите вверху графа (с указанием номеров предложений).
6. Сформулировать авторское отношение к поставленной проблеме в виде утверждения (ответа на проблемный вопрос) и записать в правой части графа (“хвосте” рыбы).
Заметим, что к одному тексту может быть составлен не один граф: к каждой проблеме составляется отдельное изображение.
Наблюдения, сделанные с помощью денотатного графа, учащимся 11 класса помогут прокомментировать одну из проблем текста (критерий К2). Конечно, на экзамене нет большого количества времени на составление графа, но умения и навыки работы с текстом, сформированные за годы учебы, помогут выполнить работу повыявлению проблемы текста без дополнительных графических изображений. Поэтому рационально работу по составлению денотатного графа по проблемам текста начинать с 5-6 класса.
Пример использования приема построения денотатного графа по заданию 39 из “Рабочей тетради по русскому языку “Читаем и пишем на “5” С.И. Львовой (6 класс, Часть 1, Нижний Новгород, 2008 г., с.46).
Текст. (1) Хорошо известно, что все тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. (2) Это относится и к частицам веществ, из которых состоит Земля.
(3) Так как земной шар всё время остывает, то его частицы сжимаются и притягиваются друг к друг. (4) Это сжатие вызывает более быстрое движение частиц. (5) Ученые установили, что такое усиление движения ведет к повышению температуры, к нагреванию тел. (6) Это нагревание вызывает расширение тел и отталкивание частиц друг от друга. (7) Таким образом, в недрах Земли сначала её образования и по настоящее время идет борьба сил притяжения и отталкивания. (8) В результате этой борьбы земная кора колеблется, и на её поверхности создаются неровности.
Таким образом, граф, который содержит упорядоченную особым образом информацию о тексте, представляет собой строгую объяснительную модель. Составляя денотатный граф, учащиеся соотносят “компоненты формы произведения” (язык произведения, композиция) и “компоненты содержания произведения” (тематика, аргументация) [Гуковский; с. 88-89]. Лингвистическая (опознавать, анализировать и оценивать языковые факты, группировать и классифицировать языковой материал и др.) и коммуникативная (умение проводить языковой анализ текста, пересказывать, создавать тексты и др.) компетенции проверяются при тестировании на экзамене по русскому языку. Очевидно, что нужна целенаправленная работа в этом направлении с использованием различных приемов работы с текстом.
Чтобы ответить на вопрос о результативности этого приема, обратимся к результатам Единого государственного экзамена по русскому языку за 2009 год (г.Нижний Новгород). 84 процента учащихся, работавших на экзаменах по заданиям типа С при помощи денотатного графа, получили максимальное количество баллов по критерию К2 и К3. В контрольной группе, где учащихся не знакомили с методикой “Скелет рыбы”, максимальное количество баллов по критериям К2 и К3 получили только 77% писавших сочинение.
Денотатный граф
Денотатный граф-один из способов графического представления информации, описание, правило построения, примеры использования.
Содержимое разработки
Я полагаю, что ни в каком учебном
заведении образованным человеком стать
нельзя. Но во всяком хорошо поставленном
учебном заведении можно приобрести навык,
который пригодится в будущем, когда
человек вне стен учебного заведения
станет образовывать себя сам.
Важнейшими приемами организации активной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на уроках, являются графические способы представления изучаемой информации. Графика помогает наглядно и понятно представить изучаемую проблему целиком и ее структуру. При графическом представлении повышается мотивация к изучению материала, графическое изображение материала в любой интерпретации, позволяет обучающимся «включить» все виды памяти и усвоить изучаемый материал не менее чем на 90%. Эти способы универсальны, так как они могут использоваться при организации учебного процесса по любому учебному предмету. Данные приѐмы не только помогают обучающимся работать с информационным текстом, но и зримо демонстрируют процессы продвижения от незнания к знанию, помогают выделять основные аспекты в изучаемой информации, формируют умение графически представлять результаты работы с текстом. Графическое представление информации обеспечивает системнодеятельностный подход к обучению, формирует универсальные учебные действия обучающихся: синтез, анализ, самостоятельные поисковые действия.
Один из таких приемов- весьма эффективный графический прием Технологии Развития критического мышления-Денотантный граф.
Цель данного приема: Систематизация и наглядное графическое представление существенных признаков рассматриваемого понятия.
Для денотатного графа характерно чередование существительных и глаголов. Поэтому на следующем уровне необходимо представить комментарии к глаголам существительными, иногда связанными с ними прилагательными.
Далее подбираются глаголы к предыдущим существительным.
2 этап.Максимально точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:
глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться;
глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;
глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.
3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.
Внимание! Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки.
Приём можно эффективно использовать при проведении анализа нового понятия, определения с разных позиций его содержания.
Урок литературного чтения. Образ Ильи Муромца.
1.Выделяем ключевое понятие
2.Подбираем глаголы которые будут связывать наше понятие с его признаками
4 Делаем вывод, что Илья Муромец –Русский богатырь.
Рассмотрим еще один пример построения денотантного графа по теме «Словоизменение глаголов»
Выделяем ключевое понятие –ГЛАГОЛ.
Подбираем глаголы которые будут связывать наше слово с его признаками.
Затем подбираем существенные признаки нашего понятия, через глаголы.
Наше следующие ключевое понятие мы разделили на «веточки»
И продолжили построение нашего графа.
Прием денотатный граф направлен на рефлексию, поэтому лучше всего использовать его именно на этом этапе урока.Но также его можно применять на этапах: познания нового, контроля и т.д.
Денотантный граф помогает:
развить интеллектуальные возможности ученика: способность к анализу и синтезу, к вычленению главного и т.п.;
разложить материал «по полочкам», осознать его;
усвоить связь между различными понятиями, суть их отношений.
Этот методический прием можно использовать на любом уроке, с любым материалом.
В отличие от Синквэйна, как правило, используемого для обратной связи, приём Денотатный граф необходим ученику, прежде всего, для осмысления учебного материала.
Денотатный граф как один из способов графического представления информации на уроках русского языка и литературы
Гришина Галина Васильевна, преподаватель русского языка и литературы ФГКОУ «Уссурийское СВУ МО РФ»
Денотатный граф как один из способов графического представления информации на уроках русского языка и литературы
Данная статья посвящена одному из графических методов обработки информации, денотатному графу. Данный метод наиболее эффективен на уроках при отработке правил и понятий.
Опыт показывает, что использование денотатного графа в учебном процессе является эффективным, так как помогает обучающимся осмыслить учебный материал и быстро запомнить информацию.
Статья адресована учителям, руководителям общеобразовательных организаций и их заместителям.
This article is dedicated to one of the graphical methods of information processing, denotatum count. This method is most effective in lessons when developing rules and concepts.
Experience shows that the use of denotative count in the educational process is effective because it helps students comprehend the learning material and quickly memorize information.
The article is addressed to teachers, heads of educational institutions and their deputies.
Почему одни дети усваивают учебный материал, а другие нет? Эта проблема существует ровно столько, сколько существует школа. Причин как внешних, так и внутренних много. В основном их можно разделить на две группы:
1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого обучающегося;
2) внешние, объективные, в основном не зависящие от обучающегося.
В настоящее время в обучении применяются следующие типы графических схем:
В контексте заявленной темы статьи метод « денотатный граф» можно использовать как инструмент для анализа нового понятия, определяющего с разных позиций его содержание.
Денотатный граф – (от лат.denoto – обозначаю и греч.grapho – пишу)
Рассмотрим способ создания денотатного графа:
Выделение ключевого слова или словосочетания.
Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – «веточки».
Соотнесение каждого слова – «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий.
Денотатные графы могут быть положительными и отрицательными.
Познакомимся с практическим применением денотатного графа.
На уроках русского языка использование этого метода дает хорошие результаты при отработке многих правил и терминов. Так, например, в пятом классе работа с «графом» помогает исключить путаницу между такими понятиями как «члены предложения» и «части речи». Причем на уроке может использоваться как полностью, так и частично заполненный наглядный материал. Незаполненные окна дают учащимся возможность выстраивать логические цепочки, восстанавливать пропущенную информацию и в итоге легко усваивать теоретический материал (рис. 1 и рис.2)
На уроках литературы применение денотатного графа также дает хорошие результаты.
Под графом, составленным по тексту художественного произведения, следует понимать наглядное изображение, отражающее одну из проблем текста; характеристику литературного героя; языковые средства; авторскую позицию и др.
Вычленение из текста существенных признаков ключевого понятия помогает учащимся структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, более вдумчиво работать с текстом.
На этапе проблемного объяснения материала организуется работа в группах: обучающиеся анализируют текст в связи с поставленными вопросами, делают выводы, предоставляют отчеты.
4 группа. Почему Костылин во время побега оказался не помощником Жилина, а обузой? Сравните второй побег с первым. В чём разница?
На этапе первичного закрепления обучающиеся отвечают на вопросы:
От чего зависит, что люди, оказавшиеся в одних и тех же ситуациях, ведут себя по-разному?
Почему героев, оказавшихся в плену, было двое, а рассказ называется «Кавказский пленник»?
На этапе самостоятельной работы класс делится на две группы, и, работая в парах, составляет денотатные графы: одна группа создаёт положительный денотатный граф (Жилин, рис.3) вторая – отрицательный (Костылин, рис.4).
Опыт показывает, что использование денотатного графа на уроках русского языка и литературы является эффективным. Этот метод необходим ученику, прежде всего, для осмысления учебного материала. Он способствует формированию необходимых умений и навыков, а также быстрому запоминанию информации.
1. Гальперин И.Р.Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
2.Программы профилактики трудностей в учебе /авт. Сост. Е.М. Меттус, А.В.Литвина – Волгоград: Учитель, 2007.