Департамент финансов чем занимается
Министерство финансов (Минфин) — что это и как работает?
Каждое министерство в Российской Федерации — это сложная система со своими задачами, функциями и полномочиями.
Что такое министерство финансов РФ?
Министерство финансов (Минфин) — орган исполнительной власти, отвечающий за внутреннюю и внешнюю финансовую политику РФ, регулирующий налоговую, бюджетную, банковскую, страховую, валютную области и др.
Министерство финансов РФ получило свое название в 1992 году, хотя деятельность в финансовой сфере государства велась уже на протяжении нескольких веков. В подчинении Минфина находится сразу несколько ведомств:
Кроме того у Минфина огромное количество департаментов — отделений. Например, есть отделение Минфина по межбюджетным отношениям, по бюджетной политике, по налоговой и таможенной политике, правовой департамент и т.д. Всего насчитывается свыше 20 таких отделений.
В компетенцию Минфина входят следующие области:
Какие функции выполняет Минфин?
Министерство финансов имеет следующие функции и задачи:
По каким вопросам можно обратиться в Минфин?
На официальном сайте министерства действует электронная приемная, где физические лица могут оставить любой интересующий их вопрос в рамках компетенции органа. Самые частые вопросы и темы для обращения граждан в Минфин:
Чем занимается департамент финансов города москвы?
Основные задачи департамента:
участие в реализации принципов бюджетного федерализма на территории муниципального образования
непосредственное составление проекта бюджета города (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана) ;
организация исполнения бюджета города;
установление порядка составления бюджетной отчетности и составление бюджетной отчетности;
ведение муниципальной долговой книги;
исполнение судебных актов по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета города по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений;
осуществление финансового контроля за использованием средств бюджета города;
взаимодействие с органами и организациями, расположенными на территории муниципального образования, при организации работы по составлению и исполнению бюджета города;
Департамент осуществляет следующие функции:
проводит единую политику в области финансов, бюджета и налогов на территории муниципального образования;
осуществляет открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета города;
осуществляет контроль в сфере экономики и финансов за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета города;
проводит проверки целевого использования бюджетных кредитов, муниципальных гарантий, субсидий, предоставляемых из бюджета города;
осуществляет исполнение судебных актов по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета города по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений;
осуществляет систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств на счетах бюджета города, открытых Департаментом;
ведет бюджетный учет исполнения бюджетной сметы Департамента, составляет отчетность;
взаимодействует с территориальными органами Федерального казначейства в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, при организации исполнения бюджета города;
рассматривает заявления, предложения, обращения граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
проводит в установленном порядке размещение муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Департамента и заключает муниципальные контракты;
осуществляет работу по созданию и совершенствованию системы технической защиты информации;
осуществляет функции главного администратора доходов бюджета города, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города;
участвует в регулировании отношений, возникающих в области организации муниципальных лотерей и их проведения.
защита государственной тайны и конфиденциальной информации в пределах своей компетенции.
Министерство финансов РФ
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин) – федеральный орган исполнительной власти, который обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
В основе деятельности Минфина лежит «Положение о Министерстве финансов Российской Федерации», утвержденное постановлением правительства № 329от 30 июня 2004 года.
Согласно этому положению, в функции министерства входят выработка государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах:
Кроме того, Министерство финансов разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг и координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам его регулирования.
В ведении Минфина находятся Федеральная налоговая служба (ФНС России), Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) и Федеральное казначейство (Казначейство Российской Федерации), а также ряд унитарных государственных предприятий, таких как Гохран России, Гознак, Калининградский янтарный комбинат и др.
В министерстве 15 департаментов, в т. ч. налоговой и таможенно-тарифной политики, государственного долга и государственных финансовых активов, финансовой политики, межбюджетных отношений, регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности и др.
С декабря 2011 года министром финансов является Антон Силуанов, который сменил на этом посту Алексея Кудрина.
Департамент финансов чем занимается
от 22 июня 2020 года N 260
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минфина России от 9 августа 2021 года N 358
____________________________________________________________________
2. Директору Департамента финансовой политики (И.А.Чебесков) в месячный срок внести изменения в положения об отделах Департамента и должностные регламенты работников Департамента, вытекающие из настоящего приказа.
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
финансов Российской Федерации
от 22 июня 2020 года N 260
Положение о Департаменте финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации
Департамент участвует в разработке и реализации основных направлений развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации и его отдельных секторов.
2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства и иных федеральных органов исполнительной власти, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также настоящим Положением.
3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими департаментами Министерства, федеральными службами, федеральными агентствами и организациями, находящимися в ведении Министерства, а также иными органами государственной власти (в том числе субъектов Российской Федерации), Банком России, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.
4. Департамент осуществляет следующие полномочия:
4.1. подготавливает для внесения в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Департамента;
4.2. подготавливает предложения по принятию и совершенствованию следующих нормативных правовых актов Министерства:
4.2.1. акты по вопросам регулирования в сфере организации и проведения азартных игр и лотерей, в том числе:
4.2.1.1. формы и сроки представления отчетности о лотереях;
4.2.1.2. порядок представления и содержание отчетности, представляемой органами управления игорных зон;
4.2.1.3. состав сведений, включаемых в протокол тиражной комиссии;
4.2.1.4. порядок раскрытия оператором лотереи информации о лицах, которые могут оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на проведение лотереи, и порядок уведомления оператором лотереи организатора лотереи в случае изменения состава учредителей (участников) или руководителя;
4.2.1.5. состав сведений, включаемых в годовой отчет о проведении лотерей, и порядок его опубликования;
4.2.1.6. порядок и форма уведомления общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта, профессиональной спортивной лиги, организующей соответствующие спортивные соревнования, о фактах предоставления организатором азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах недостоверной информации;
4.2.2. акты по вопросам регулирования в сфере производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе:
4.2.2.1. акты, устанавливающие режим охраны помещений (территории), используемых для осуществления деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, требования по учету защищенной от подделок полиграфической продукции, а также технические требования и условия изготовления защищенной от подделок полиграфической продукции;
4.2.3. порядок определения размера страхового тарифа по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, в том числе структура страхового тарифа, порядок его применения при расчете страховой премии, перечень, порядок сбора и хранения статистических данных, применяемых при расчете размера страхового тарифа, порядок обмена такими данными между страхователем и страховщиком, порядок уведомления страховщиком федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, о заключении, изменении или расторжении договора обязательного государственного страхования, порядок сбора и хранения страхователем статистических данных о выплате компенсации;
4.2.4. методика разработки программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования;
4.2.5. акты, устанавливающие порядок работы и состав Комиссии по вопросам предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), а также Комиссии по вопросам предоставления субсидий акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам);
4.2.6. акты, предусматривающие распределение лимита средств, направляемых на выдачу (приобретение) жилищных (ипотечных) кредитов (займов), и предоставление субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов и затрат по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам);
4.2.7. акты, предусматривающие внесение изменений в Порядок определения стоимости чистых активов акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (за исключением кредитных организаций и акционерных инвестиционных фондов), а также производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, жилищных накопительных кооперативов, хозяйственных партнерств, в том числе организаторов азартных игр;
4.2.8. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Департамента, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
4.3.1. подготовку предложений по вопросам:
4.3.1.1. составления проекта федерального бюджета (проекта внесения изменений в федеральный бюджет), в том числе определения предельных объемов бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Российской Федерации, в части, относящейся к компетенции Департамента;
4.3.1.2. исполнения федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе в части ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета (внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета) по вопросам ведения Департамента;
4.3.1.3. участия Российской Федерации, Банка России в капиталах хозяйственных обществ, кредитных и иных организаций;
4.3.1.4. позиций представителей Российской Федерации в органах управления акционерных обществ (в части кредитных организаций), являющихся руководителями и сотрудниками Министерства, по вопросам предъявления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, созыва внеочередного общего собрания акционеров, внесения вопросов в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвижения кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии, голосования по вопросам повестки дня общего собрания акционеров, а также вопросам повестки дня советов директоров (наблюдательных советов), ревизионных комиссий указанных акционерных обществ;
4.3.1.5. совершенствования корпоративного законодательства (в части кредитных организаций);
4.3.1.6. проведения единой государственной политики в сфере страховой деятельности, эффективного развития страхового дела, совершенствования страхового законодательства Российской Федерации;
4.3.1.7. регулирования деятельности субъектов страхового дела и участников страхового рынка;
4.3.1.8. обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства;
4.3.1.9. совершенствования механизмов страхования в различных отраслях экономики, страхования с использованием бюджетных средств;
4.3.1.10. предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение недополученных доходов и затрат по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам);
4.3.1.12. повышения устойчивости осуществления платежных, расчетных и иных финансовых операций юридическими лицами;
4.3.1.13. совершенствования механизмов использования электронного средства платежа;
4.3.1.14. создания и развития системы регистрации залога движимого имущества;
4.3.1.15. повышения доступности кредитных ресурсов;
4.3.1.16. установления предельного объема расходов федерального бюджета на покрытие дефицита фонда обязательного страхования вкладов;
4.3.1.17. развития финансового рынка Российской Федерации и его отдельных секторов в части компетенции Департамента;
4.3.1.18. проведения единой государственной политики в сфере финансовых рынков;
4.3.1.19. совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг;
4.3.1.20. регулирования и саморегулирования участников рынка ценных бумаг;
4.3.1.21. регулирования создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
4.3.1.22. раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
4.3.1.23. представления информации для включения в отчет Правительства Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
4.3.1.24. участия Российской Федерации в международных организациях в установленных сферах деятельности Департамента;
4.3.1.25. совершенствования законодательства Российской Федерации в сферах:
— деятельности микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, ломбардов;
— национальной платежной системы;
— залога движимого имущества;
— несостоятельности (банкротства) (в части банкротства финансовых организаций и граждан);
— противодействия выпуску и обороту незаконных средств платежа;
— рынка ценных бумаг;
4.3.1.27. определения требований к кредитным организациям, в которых федеральные унитарные предприятия и хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, вправе открывать счета, покрытые (депонированные) аккредитивы, с которыми такие федеральные унитарные предприятия и хозяйственные общества вправе заключать договоры банковского счета, договоры банковского вклада (депозита);
4.3.1.28. определения требований к ценным бумагам кредитных организаций, которые вправе приобретать федеральные унитарные предприятия и хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем;
4.3.1.29. определения порядка размещения средств федерального бюджета на счетах и депозитах в рамках осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета;
4.3.1.30. определения требований к кредитным организациям, которые могут выдавать банковские гарантии в целях обеспечения заявок и исполнения контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4.3.1.31. определения требований к кредитным организациям, в которых могут открывать счета операторы электронных площадок для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок;
Финансовый отдел предприятия. Формирование. Структура
Любые компании, даже самые маленькие, делятся на отделы. Каждое подразделение выполняет возложенные на него функции. Одним из них является финансовый департамент, основной задачей которого названо управление финансами предприятия.
Чем занимается финансовый отдел предприятия
Финансовый отдел компании – это структурное подразделение, работники которого выполняют возложенные на них функции. Главной его задачей является эффективное управление финансами.
При формировании финансового отдела нужно учитывать две важные детали. Необходимо руководствоваться стратегическими целями предприятия и спецификой его работы. Именно на их основании будет разрабатываться перечень задач структурного подразделения.
Характер деятельности компании также играет немаловажную роль при формировании отдела. Все дело в том, что для работы в определенной отрасли требуются специализированные финансисты, знакомые с отдельными направлениями. Например, если фирма планирует отпускать продукцию за рубеж, потребуется специалист, знакомый с особенностями валютного законодательства и умеющий производить вычисления в валюте.
Функции финансового отдела компании
Функции финансового отдела прописываются в нормативно-правовой документации, регламентирующей утверждение подразделения и его работу. К основным задачам, возложенным на департамент, относят:
Важно! Функции финансового отдела напрямую связаны с управлением финансами предприятия.
Профессиональные качества работников финансового отдела
Внедрение финансового отдела – сложная многозадачная процедура, требующая учета множества деталей. Главное для успешного функционирования департамента – профессиональный персонал. Сотрудники подразделения должны иметь особый образ мышления:
Специалисты финансового отдела должны иметь высокую квалификацию, высшее образование и приличный опыт работы в области экономики, бухгалтерского учета или планирования.
Объекты деятельности финансового отдела фирмы
Объектами деятельности финансового отдела фирмы называют материальные и нематериальные предметы, в отношении которых работники подразделения производят операции. В их перечень включают:
Важно! Выполняя возложенные на финансовый отдел функции, работники подразделения, реализуют определенные действия с объектами. Например, планируют доходность компании, разрабатывают ценовую политику, управляют денежными средствами и т.д.
Прибыли и убытки компании, ценовая политика
Функции по планированию прибылей и убытков, а также по определению произведенных затрат и полученной доходности возложены на финансового контролера. В небольших компаниях он выполняет практически всю работу, связанную с учетом финансовых оборотов и их планированием.
Крупные предприятия создают финансовый отдел, где трудятся несколько финансовых контролеров, отвечающих за выполнение определенных задач. Например, один управляет финансами отдела производства, второй – маркетингового подразделения, а третий – департамента продаж.
Финансовый контролер также выполняет функции по разработке ценовой политики предприятия и по определению цены реализации продукции. Все дело в том, что конечная стоимость товаров напрямую зависит от произведенных компанией затрат, вычислением которых и занимается финансовый контролер.
Отчетность
Бухгалтерскую отчетность составляет бухгалтерия. Однако, если речь идет о формировании документации по международным стандартам или внутренним НПА, ее созданием занимается финансовый отдел. Также подразделение составляет прогнозы доходов и расходов, а также формирует плановую отчетность.
В дальнейшем финансовые аналитики занимаются сопоставлением плановых показателей с фактическими. На основании анализа они разрабатывают рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия.
Денежные средства и оборотный капитал
В небольших компаниях управлением денежных средств и оборотным капиталом занимается финансовый контролер. Крупные предприятия предпочитают организовывать внутри подразделения мини-отдел – казначейство во главе с казначеем, который и выполняет операции с финансами и капиталом.
Капитальные финансовые вложения
На финансовый отдел возложены функции управления денежными средствами. На основании анализа финансовые аналитики формируют рекомендации по использованию финансов. Они предлагают приобрести какие-либо капиталовложения или инвестировать средства с целью дальнейшего получения дохода.
Налоги
Если бухгалтерия занимается исчислением и уплатой налогов, то работники финансового отдела обязаны проанализировать исполнение налоговых обязательств и предложить пути оптимизации налоговой нагрузки, например, разработать новую схему совершения взносов, не противоречащую действующему законодательству РФ.
При заключении договоров важно участите работников финансового департамента. Они знакомятся с экономической составляющей контрактов, проводят анализ и указывают на допущенные в ходе формирования соглашения ошибки.
Бизнес-процессы и KPI
Финансисты обязаны знать, как происходит тот или иной бизнес-процесс, а, при необходимости, — принять участие в его реализации. Еще одной функцией финансового департамента является расчет ключевых экономических показателей.
Структура финансового отдела компании
Структура финансового отдела выглядит следующим образом:
Таким образом, финансовый отдел – это сложная налаженная система по управлению денежными средствами предприятия.
Порядок формирования финансового отдела фирмы
Организация финансового отдела предприятия начинается с его внедрения на предприятии. Решение о введении в действие департамента принимает руководитель компании. На основании его приказа утверждается работа подразделения. Основные функции, задачи, структура и этапы работы финансового отдела прописываются в положении:
Пункт положения | Наименование пункта положения | Описание пункта положения о финансовом отделе |
1 | Основные понятия | Термины и определения, используемые в ходе составления положения |
2 | Общие положения | Назначение финансового отдела, использование положения, разработка основных пунктов, их утверждение и порядок внесения коррективов. |
2.1 | Базовые принципы | Принципы работы финансового отдела |
2.2 | Область использования | Порядок применения настоящего положения |
2.3 | Разработка, утверждение пунктов, внесение коррективов | Порядок разработки пунктов положения, правила их внесения в документ и особенности внесения изменений |
3 | Основные принципы | Этапы работы финансового отдела, организационная структура подразделения, бизнес-процессы |
3.1 | Этапы деятельности отдела | Планирование, учет, анализ, принятие управленческих решений |
3.2 | Организационная структура финансового подразделения | Схема финансового отдела |
3.3 | Бизнес-процессы | Основные операции и процессы, которыми руководит финансовый отдел |
4 | Организационная схема центров финансовой ответственности | Графическое и табличное изображение структуры |
5 | Заключительные пункты | Информация, не отраженная в иных положениях документа |
После разработки положения о работе финансового отдела с документом знакомится руководитель. В случае необходимости, в него вносятся дополнения или изменения. Если содержание положения удовлетворительное, руководитель утверждает его. С этого момента документ начинает действовать.
Финансовый отдел наделяется правами знакомиться с финансовой документацией, бухгалтерской отчетностью и бумагами, оформляемыми иными подразделениями компании. На основании представленной информации финансовые контролеры выполняют возложенные на них функции, проводят анализ и формируют рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия.