Департамент финансов это что
Департамент финансов города Москвы
Источник:
Постановление Правительства Москвы от 22.02.2011 N 43-ПП
«Об утверждении Положения о Департаменте финансов города Москвы»
Смотреть что такое «Департамент финансов города Москвы» в других словарях:
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы — является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, входит в Комплекс социальной сферы и образован в целях проведения единой жилищной политики в городе Москве. С 18 августа 2008 года… … Википедия
Финансовые органы города Москвы — Департамент финансов города Москвы и финансово казначейские управления административных округов города Москвы. Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 16.11.2004 N 798 ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНАМИ ГОРОДА… … Официальная терминология
Бюджетные депозиты города Москвы — Бюджетные депозиты временно свободные средства бюджета города Москвы, размещенные на депозитных счетах в кредитных организациях, признанных победителями по итогам конкурса, открытые городу Москве в лице Департамента финансов города Москвы (далее… … Официальная терминология
Органы исполнительной власти города Москвы — Дом Правительства Москвы Правительство Москвы (ранее Мэрия) высший орган исполнительной власти в городе Москве, возглавляемый мэром Москвы. Действует на основании Устава города Москвы и Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г. № 65 «О… … Википедия
Правительство Москвы — Общая информация Страна … Википедия
Мэрия Москвы — Дом Правительства Москвы Правительство Москвы (ранее Мэрия) высший орган исполнительной власти в городе Москве, возглавляемый мэром Москвы. Действует на основании Устава города Москвы и Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г. № 65 «О… … Википедия
Система городских порталов Москвы — (СГП) единая, взаимоувязанная система официального информационного представительства г. Москвы в сети Интернет, объединяющая все Интернет ресурсы, относящие к официальному представительству различных структур власти г. Москвы и городского… … Википедия
Хронология конфликта вокруг Банка Москвы — После отставки с поста мэра Москвы Юрия Лужкова появились слухи о скорой смене владельцев Банка Москвы. 24 ноября 2010 года вице‑премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, возглавляющий наблюдательный совет банка ВТБ, сообщил, что ВТБ ведет… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Остров фантазий (посёлок) — В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке … Википедия
Улица Ленинская Слобода — У этого термина существуют и другие значения, см. Ленинская Слобода. Улица Ленинская Слобода Москва … Википедия
Отправить по почте
Департаменты Министерства
Департамент управления делами и контроля
И.о.директора
Кулаков
Алексей Валентинович
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе
Директор
Романов
Сергей Владимирович
Департамент налоговой политики
Директор
Волков
Данил Вертолиевич
Департамент государственного долга и государственных финансовых активов
Директор
Казакевич
Петр Александрович
Департамент финансовой политики
Директор
Чебесков
Иван Александрович
Департамент межбюджетных отношений
Директор
Ерошкина
Лариса Александровна
Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Директор
Шнейдман
Леонид Зиновьевич
Директор
Скобелев
Александр Владимирович
Департамент правового регулирования бюджетных отношений
Директор
Саакян
Татьяна Васильевна
Тел. приемной:
+7 (495) 983-38-88,
добавочные 0910; 0914
E-mail приемной:
PriemnayaDep9@minfin.gov.ru
Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа
Директор
Попов
Анатолий Александрович
Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки
Директор
Гашкина
Светлана Антоновна
Департамент бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты
Директор
Курбанов
Курбан Темирланович
Департамент бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной гражданской службы
Директор
Яковлева
Елена Павловна
Департамент бюджетной политики и стратегического планирования
Директор
Цибанов
Владимир Николаевич
Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета
Директор
Белякова
Зара Габдулловна
Снисоренко
Павел Валериевич
+7 (495) 987-97-50
E-mail приемной:
PriemnayaDep17@minfin.gov.ru
Департамент контроля за внешними ограничениями
Директор
Тимофеев
Дмитрий Вячеславович
Тел. приемной:
+7 (495) 983-38-88,
добавочный 1810
E-mail приемной:
PriemnayaDep18@minfin.gov.ru
Департамент бюджетной политики в отраслях экономики
Директор
Санакоев
Михаил Мерабович
Департамент проектного финансирования и инвестиционной политики
Директор
Буторина
Оксана Юрьевна
Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса
Директор
Громова
Елена Александровна
Департамент государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камне
Директор
Гончаренко
Юлия Александровна
Директор
Лебединская
Елена Викторовна
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы
Директор
Демидова
Татьяна Павловна
Департамент проектного управления и развития персонала
Директор
Мухина
Ольга Сергеевна
Департамент программно-целевого планирования и эффективности бюджетных расходов
Директор
Бегчин
Николай Аркадьевич
Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка
Директор
Золкин
Никита Андреевич
Тел. приемной:
+7 (495) 983-38-88,
добавочный 2710
E-mail приемной:
PriemnayaDep27@minfin.gov.ru
Департамент регулирования имущественных отношений
Директор
Воронцов
Андрей Николаевич
Тел. приемной:
+7 (495) 983-38-88,
добавочный 2863
E-mail приемной:
PriemnayaDep28@minfin.gov.ru
Департамент информационно-аналитической деятельности
Тел. приемной:
+7 (495) 983-38-88,
добавочный 2910
E-mail приемной:
PriemnayaDep29@minfin.gov.ru
Департамент анализа эффективности преференциальных налоговых режимов
Директор
Борисов
Денис Валерьевич
Тел приемной:
+7 (495) 913-11-11,
добавочный 6010
E-mail приемной:
PriemnayaDep30@minfin.gov.ru
Министерство финансов Российской Федерации Официальный сайт
Министерство финансов РФ
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин) – федеральный орган исполнительной власти, который обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
В основе деятельности Минфина лежит «Положение о Министерстве финансов Российской Федерации», утвержденное постановлением правительства № 329от 30 июня 2004 года.
Согласно этому положению, в функции министерства входят выработка государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах:
Кроме того, Министерство финансов разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг и координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам его регулирования.
В ведении Минфина находятся Федеральная налоговая служба (ФНС России), Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) и Федеральное казначейство (Казначейство Российской Федерации), а также ряд унитарных государственных предприятий, таких как Гохран России, Гознак, Калининградский янтарный комбинат и др.
В министерстве 15 департаментов, в т. ч. налоговой и таможенно-тарифной политики, государственного долга и государственных финансовых активов, финансовой политики, межбюджетных отношений, регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности и др.
С декабря 2011 года министром финансов является Антон Силуанов, который сменил на этом посту Алексея Кудрина.
О министерстве
Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждено Министерство финансов, в обязанности которого входило «управление казенными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов рассигнование по разным частям государственных расходов». На министра финансов манифест возлагал еще обязанность «при конце каждого года делать для наступающего подробный штат общих государственных расходов». Ведомство государственного казначея осталось неприкосновенным.
Стратегическая карта
Миссия
Ценности
Долгосрочные цели
Публичные цели Минфина России
Обеспечение стабильных экономических условий и структурная трансформация экономики
Улучшение условий ведения бизнеса и конкурентной среды через повышение качества администрирования доходов бюджета
Справедливое распределение национального дохода через повышение эффективности управления бюджетными расходами
Обеспечение сбалансированного регионального развития через совершенствование межбюджетных отношений
Формирование долгосрочных финансовых ресурсов для развития экономики и обеспечение стабильности финансового рынка
Формирование надежных источников финансирования и развитие национального рынка заемного капитала
Руководство
Горнин Леонид Владимирович
Первый заместитель Министра
Кадочников Павел Анатольевич
Колычев Владимир Владимирович
Котюков Михаил Михайлович
Лавров Алексей Михайлович
Максимов Тимур Игоревич
Моисеев Алексей Владимирович
Окладникова Ирина Андреевна
Сазанов Алексей Валерьевич
Департаменты
Кулаков Алексей Валентинович
Романов Сергей Владимирович
Волков Данил Вертолиевич
Казакевич Петр Александрович
Чебесков Иван Александрович
Ерошкина Лариса Александровна
Шнейдман Леонид Зиновьевич
Скобелев Александр Владимирович
Саакян Татьяна Васильевна
Попов Анатолий Александрович
Штоп Владимир Викторович
Гашкина Светлана Антоновна
Курбанов Курбан Темирланович
Яковлева Елена Павловна
Цибанов Владимир Николаевич
Белякова Зара Габдулловна
Снисоренко Павел Валериевич
Тимофеев Дмитрий Вячеславович
Санакоев Михаил Мерабович
Буторина Оксана Юрьевна
Громова Елена Александровна
Гончаренко Юлия Александровна
Лебединская Елена Викторовна
Демидова Татьяна Павловна
Мухина Ольга Сергеевна
Бегчин Николай Аркадьевич
Золкин Никита Андреевич
Воронцов Андрей Николаевич
Кузнецов Павел Эдуардович
Борисов Денис Валерьевич
федеральные службы
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА
Федеральная пробирная палата
Федеральные агентства
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Подведомственные организации
Федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации»
Федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации»
Федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение по эксплуатации административных зданий и дачного хозяйства Министерства финансов Российской Федерации»
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации»
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный комплекс Министерства финансов Российской Федерации»
Тема 2. Управление финансами
Целью изучения темы является освоение общих основ управления финансами.
Достижение цели предусматривает решение следующих задач :
Оглавление
2.1. Общие основы управления финансами
2.1.1. Сущность управления финансами
Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина «управление». В наиболее общем виде управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.
В управлении финансами, как и в любой другой системе управления, выделяются объекты и субъекты управления . В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
Субъекты управления применяют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.
Планирование занимает важное место в системе управления финансами. В процессе планирования субъект хозяйствования оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и имеющих цель получения максимального эффекта при возможном минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Содержанием оперативного управления является маневрирование финансовыми ресурсами с целью ликвидации «узких» мест, решения вновь возникающих задач и т. д.
Контроль осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути их более эффективного использования.
Выделяют стратегическое и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами выражается прежде всего в определении необходимого для решения долгосрочных задач объема финансовых ресурсов на основе прогнозирования. Оно осуществляется органами государственного и экономического управления: законодательными органами Российской Федерации, аппаратом Президента, Министерством финансов и др. Оперативное или текущее управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений (отделов) местных Советов, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий и организаций и т. д.
2.1.2. Прямые и косвенные методы государственного регулирования финансов
Государственное регулирование финансов может носить как прямой, так и косвенный характер.
Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов работающего населения и т. п. Таким образом, эти взаимоотношения носят опосредованный (косвенный) характер.
К косвенным методам государственного регулирования финансов относятся:
Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство использует и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:
Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга и т. д.
2.1.3. Органы управления финансами
В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:
Основными задачами Министерства финансов РФ являются:
Министерство финансов включает в себя следующие основные подразделения:
Основными задачами органов Федерального казначейства являются:
Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты служат:
2.2. Финансовое планирование, финансовый контроль
2.2.1. Финансовое планирование и прогнозирование
Существуют различные определения понятия «планирование». Однако, при всем многообразии определений, можно выделить ряд общих признаков, которые характеризуют эту деятельность: регламентированность; связь с обработкой информации; направленность на достижение определенных целей; временной характер.
Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность планов. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей посредством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде. Основная задача планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.
Принято выделять среднесрочное (5—10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.
Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми субъектами финансовой системы.
Основными методами финансового прогнозирования являются:
2.2.2. Виды финансовых планов, формируемых на уровне государства и его субъектов
Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы.
Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), являющихся формой образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.
Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами и нормативами, определенными законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
Кроме бюджетов на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, органов местного самоуправления формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой финансовые планы внебюджетных фондов.
На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается также разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.
Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, выявления долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия необходимых мер.
Перспективные финансовые планы формируются на три года, из которых первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований; при этом плановый период сдвигается на один год вперед.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов формируется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.
Сводный финансовый баланс государства разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, предусмотренных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.
Баланс денежных доходов и расходов населения отражает движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Денежные доходы населения формируются из трех источников:
Расходы подразделяются на:
Баланс денежных доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других финансовых органов.
2.2.3. Планирование на уровне хозяйствующего субъекта: сущность, виды планов
Выделяют различные типы финансовых планов на уровне хозяйствующего субъекта: стратегические и текущие, долгосрочные и краткосрочные.
Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, развития финансовых рынков и т. п. Стратегический план должен содержать следующую основную информацию:
Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий, в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.
Главными задачами текущего планирования являются:
Долгосрочные и краткосрочные планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного планирования является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.
Выделяют следующие этапы финансового планирования на предприятии:
2.2.4. Финансовый контроль
Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений. Он включает в себя контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведенных расходов.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Финансовый контроль на уровне государства включает в себя разработку, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций.
Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидии и кредитов, а также соблюдение установленных Правительством РФ правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).
Финансовый контроль включает проверку:
Задачи финансового контроля:
Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет общий уровень организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация — главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:
По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный и последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов в процессе составления, рассмотрения и утверждения бюджетных планов всех уровней, смет внебюджетных фондов на макроуровне. На микроуровне — в процессе разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составления прогнозов балансов хозяйствующих структур.
Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и оценки эффективности осуществления финансовой стратегии, связан с предварительным контролем и базируется на его выводах.
По методам проведения финансовый контроль подразделяется на: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.
Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию и т. д.
Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль над соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.
Ревизия — наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности — для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.
На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.
Государственный финансовый контроль проводится органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. На федеральном уровне органом, осуществляющим финансовый контроль по линии законодательной власти, является Парламент Российской Федерации — при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и отчета об его исполнении.
Органом финансового контроля Совета Федерации и Государственной Думы РФ является Счетная палата Российской Федерации. Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образованным Федеральным Собранием и подотчетным ему. Деятельность Счетной палаты РФ направлена на все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами федерального бюджета, используют или управляют федеральной собственностью, если им предоставлены налоговые, таможенные льготы либо иные преимущества. При этом Счетная палата не может осуществлять финансовый контроль в организациях, подведомственных субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
Основным органом государственного финансового контроля по линии исполнительной власти является Министерство финансов РФ, осуществляющее возложенные на него задачи контроля в ходе исполнения бюджета и расходования государственных средств. Финансовые органы субъектов Федерации также наделены правами осуществления государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств соответствующего уровня.
Государственный финансовый контроль осуществляется также и рядом других государственных органов: Центральным банком РФ, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (Росимущество), Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ и др.
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
Законодательные и инструктивные материалы
Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
«Практикум» содержит методические указания и задания для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по 2 теме дисциплины «финансы»