Департамент информационных технологий чем занимается
На кого работает цифровой департамент Москвы
В нормальной системе управления регионом при эпидемиях на первый план выходят врачи, в московской – программисты.
Любите ли вы Департамент информационных технологий Москвы? А он вас любит. Любит ежедневно и всё более изощрёнными способами, постепенно напоминающими если не о 131-й, то о 132-й статье Уголовного кодекса.
9 декабря 2020 года стало известно, что в интернет утекла база с данными 300 тысяч человек, переболевших коронавирусом нового типа. Фамилии, даты рождения, имена, отчества и мобильные телефоны граждан, включая несовершеннолетних, фрагменты историй болезни, другие приватные сведения оказались достоянием сперва узкой хакерской, а потом и широкой мошеннической общественности. Объём данных таков, что с его помощью очень легко манипулировать гражданами по телефону – например, убедить пожилых, что переболевшим положена определённая компенсация, для получения которой необходимо продиктовать вежливому собеседнику все цифры с банковской карточки.
Защитой данных в московском правительстве занимается именно Департамент информационных технологий. Это очень богатая организация – если бы она была регионом России, то по годовому бюджету (78,6 миллиарда рублей) заняла бы 41-е место, между Вологодской и Томской областями. За один только ноябрь 2020 года ДИТ разместил на сайтах государственных закупок извещения о 41 аукционе на общую сумму около 3 миллиардов рублей – сравнимо с годовым бюджетом полумиллионного Липецка.
То есть речь идёт о крупнейшем потребителе наших с вами денег, заметном даже в масштабе страны.
Глава департамента Эдуард Лысенко говорит о том, что в мировых столицах на информатизацию тратится 1,5–2,0% бюджета, и Москва в этом смысле ничем не отличается, но в 2020 году вышли все 3%.
Потому что стояло много неожиданных задач, решить которые без столичных айтишников решительно невозможно. Тут и системы выдачи пропусков, фактически не работавшие для граждан, не имеющих мобильного телефона, и системы отслеживания «контактных» людей, незаконно вышедших из дома, и массовые штрафы автомобилистов, в том числе получивших пропуск надлежащим образом…
10 лет рекламы
В мае выяснилось, что ДИТ ухитрился добавить коммерцию и в эти мероприятия. Вы же не читаете все эти соглашения на обработку персональных данных, правда? Тем более если вам нужно срочно проверить, не аннулирован ли пропуск на поездку по городу, который строили ваши родители, а никак не отцы и матери нынешних чиновников-«варягов». Так вот, в соглашении был потрясающий пункт:
ДИТ получил право передавать третьим лицам наши ФИО, дату рождения, адрес, профессию и место работы, данные паспорта, номера телефонов, адреса электронной почты, и вы подписались, что согласны получать на их основании материалы «информационного и (или) рекламного характера».
Всё это – сроком на 10 лет! Одна радость – «Настоящее соглашение может быть отозвано путём составления мной в письменной форме, направленного в адрес оператора заказным письмом с уведомлением о вручении…». При этом в документе под словом «оператор» подразумеваются 4 организации с разными адресами, кому писать отказ – неясно. Рекомендуем сам Департамент информационных технологий – его юридический адрес 123112, Москва, 1-й Красногвардейский проезд, д. 21, стр. 1, а фактический – 105064, Москва, Яковоапостольский переулок, д. 12, стр. 1.
В мэрии попытались «опровергнуть» такое злоупотребление чрезвычайной ситуацией, но крайне неуклюже: глава департамента предпринимательства и инновационного развития Алексей Фурсин пришёл на помощь коллегам и заявил, что хамское соглашение является «типовым документом для всех пользователей IT-платформы Московского инновационного кластера». Но, ребята, мы кое-как можем понять логику ограничений во время эпидемии, но принуждать граждан на 10 лет подписываться на раздачу их данных кому попало – представьте себе такое «типовое соглашение» государственного учреждения на Западе: человек, давший добро на этот документ, немедленно был бы уволен с госслужбы с волчьим билетом. Господа же Фурсин и Лысенко прекрасно себя чувствуют.
Борьба с импортозамещением
Прямо сейчас ДИТ Москвы организует закупку серверов и систем хранения данных для медицинских учреждений на 1,3 миллиарда рублей. Департаменту нужно 128 серверов и 216 серверных стоек c СХД суммарным объёмом 749 терабайт. В заказе прямо назван производитель – компания Huawei. Быть может, Лысенко хочет таким образом помочь известному производителю, попавшему под американские санкции? Но российские производители указывают на дискриминационный характер тендера: по многим позициям существуют отечественные разработки, для которых крупные госзаказы стали бы возможностью выйти, наконец, на серьёзный уровень, масштабное производство. Да, по многим параметрам мы уступаем китайскому гиганту, но так ли нужно самое передовое железо для банальных баз данных, под которые, судя по всему, и делается закупка?
Гендиректор производителя российских систем хранения данных «Норси-транс» Сергей Овчинников прокомментировал закупку эмоционально:
Они просто плюют на все запреты… Да и вообще прописывать в тексте госконтракта конкретное оборудование и производителя незаконно.
При этом варианты законопроектов Минпромторга по сокращению закупок иностранной радиоэлектроники бродят по кабинетам правительства с начала февраля. Уж не собянинское ли лобби откладывает принятие этого документа, ужесточающего требования к госзакупкам иностранной техники с целью переориентации на российскую продукцию?
В ДИТ объяснили закупку именно «Хуавея» необходимостью обеспечить совместимость систем с уже имеющимся оборудованием. Но из этого можно сделать вывод, что чем больше закупок, тем меньше шансов у российского железа и ПО вообще быть хоть сколько-нибудь востребованным в своей стране. Отрасль не получает денег, не развивается, зависимость России от Китая растёт.
Полтора года назад, кстати, был такой же конфликт: ДИТ потратил 1,13 миллиарда рублей на закупки компьютеров и ПО. Тогда конкретный производитель не назывался, но заказчик без особых объяснений выставил такие параметры, которым российские процессоры «Эльбрус» и «Байкал» заведомо не соответствуют.
Работа на выборах
К сожалению, новейшее китайское оборудование никак не повышает компетентность сотрудников организации. Летом ДИТ полностью провалил электронное голосование по Конституции в Москве – въедливая оппозиция обнаружила в системе чудовищные дыры, позволявшие кому угодно проголосовать минимум два раза, а при некотором желании – десятки раз! Фактически люди Эдуарда Лысенко скомпрометировали результаты столичного электронного голосования – доверия к ним уже нет. И, соответственно, результаты парламентских выборов 2021 года будут опротестованы оппозицией именно со ссылками на уже имеющийся опыт. Не будет большим преувеличением сказать, что именно «дырами» ведомства Лысенко фактически запрограммированы вспышки недовольства в Москве осенью 2021 года.
Но самого Эдуарда Анатольевича всё это мало волнует. Он вообще позиционирует себя как далёкий от политики и очень скромный человек. Недвижимости у него – кот наплакал, доля в размере 27 квадратных метров, причём эта цифра не меняется в декларациях уже много лет. С 2014 года декларирует он и авто одной и той же марки, престижный полноприводной универсал Volvo XC70 (тоже скромное обаяние – чиновничество чаще предпочитает внедорожники). Суммы в декларациях тоже по меркам московской мэрии скромные, лишь в 2019 году (первом, полностью проведённом в нынешней должности) он заработал 10 миллионов рублей, ранее – в разы меньше.
45-летний Лысенко, несомненно, профессионал в своей отрасли – на государственную службу он пришёл лишь в возрасте 37 лет, до этого работал в IT-бизнесе, сменил множество компаний и оброс массой связей. В сентябре 2012 года стал директором регионального департамента информатизации и связи в родной Ярославской области, через два года дорос до статуса вице-губернатора, а ещё через полтора – уволился и переехал в Москву, на должность замруководителя столичного ДИТ, причём должность была создана специально под него, и, очевидно, с прицелом на руководство департаментом, каковое в свой срок и дождалось Эдуарда Лысенко. Отрасль, повторимся, Лысенко знает, но является ли бывший сотрудник малоизвестных компаний ответственным, компетентным и, что немаловажно, болеющим за Москву руководителем – большой вопрос. Все приведённые выше факты наводят на мысль о том, что свои таланты этот чиновник направляет никак не на службу москвичам.
Да, а что же случилось с той базой, о которой мы говорили в начале? Лысенко прикрылся «человеческим фактором» – дескать, «сотрудники, которые занимались обработкой служебных документов, допустили передачу этих файлов третьим лицам».
Человеческий фактор, безусловно, не отменишь, но если это рядовые сотрудники, то их доступ к полной базе – это дефект архитектуры, за который должны нести ответственность конкретные разработчики. А если сотрудники не рядовые, то хотелось бы знать их имена и должности, кто принял их на работу, кто их непосредственные руководители.
Также нам чрезвычайно интересно было бы увидеть открытое судебное разбирательство – административное ли, уголовное ли. Но, судя по всему, проблему норовят свалить на «стрелочников» или вообще замолчать.
Департамент информационных технологий чем занимается
Положение об отделе Информационных Технологий.
1. Общие положения
1.1 Отдел Информационных Технологий является структурным подразделением ООО «Дед Мороз и Ко».
1.2 Отдел Информационных Технологий в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Уставом организации, настоящим Положением, другими внутренними нормативными документами организации.
2. Задачи и функции отдела Информационных Технологий
2.1 Основной задачей отдела Информационных Технологий является его стабильная работа с целью развития и поддержания на современном уровне используемых в организации информационных технологий, для выполнения следующих задач:
2.1.1 Анализ, внедрение и контроль развития информационных систем;
2.1.2 Сопровождение информационных систем;
2.1.3 Предоставление и контроль доступа к информационным ресурсам организации;
2.1.4 Материально-техническое обеспечение организации средствами автоматизации и связи;
2.1.5 Ведение технологической документации;
2.2 Основные функции отдела Информационных Технологий:
2.2.1 Обеспечение соответствия текущего уровня информационных технологий в организации требованиям экономической эффективности и безопасности;
2.2.2 Выбор, приобретение и внедрение соответствующих потребностям организации перспективных программно-аппаратных платформ и продуктов;
2.2.3 Разработка и поддержание корпоративного ИТ-стандарта (hardware-software) в рамках организации (включая доп. офисы);
2.2.4 Определение технической политики организации в области Информационных Технологий и способов ее проведения;
2.2.5 Выработка рекомендаций для подразделений организации, связанных с развитием Информационных Технологий в организации и совершенствованием технологий работы этих подразделений;
2.2.6 Анализ существующих на рынке и выбор необходимых для автоматизации организации сетевых технологий, технологий передачи данных, средств информационной безопасности и связи;
2.2.7 Развитие и оптимизация использования компьютерного, сетевого оборудования, средств передачи данных, средств информационной безопасности и связи;
2.2.8 Ведение программных разработок сотрудниками Управления Информационных Технологий и привлеченными специалистами для оптимизации затрат, достижения максимального качества, надежности и безопасности;
2.2.9 Приобретение и внедрение в организации всех программно-аппаратных средств и средств коммуникаций (в рамках утвержденных финансового плана и бюджета);
2.2.10 Тестирование и приемосдаточные испытания приобретаемого организации или разрабатываемого отделом Информационных Технологий программного обеспечения;
2.2.11 Обеспечение бесперебойной работы сетевого оборудования, компьютерной техники коллективного пользования, оборудования передачи данных, средств связи, аппаратных средств информационной безопасности;
2.2.12 Обеспечение информационной безопасности организации, относящейся к хранению, передаче и обработке информации в электронном виде;
2.2.13 Консультирование сотрудников организации, по вопросам, связанных с выполнением задач, определенных настоящим Положением;
2.2.14 Предоставление всем подразделениям и филиалам организации необходимых телекоммуникационных сервисов в соответствии с представленными требованиями, учитывая принципы построения, модернизации и развития корпоративной сети;
2.2.15 Проведение профилактических, регламентных и ремонтно-восстановительных работ (с привлечением, при необходимости, специалистов сторонних организаций), контроль работоспособности и эффективности использования внедренных средств автоматизации для обеспечения бесперебойной работы средств телекоммуникаций;
2.2.16 Организация доступа сотрудников организации к информационным ресурсам, представленным в электронном виде;
2.2.17 Организация доступа сотрудников организации к глобальным сетям передачи данных;
2.2.18 Организация доступа сотрудников организации к сетевым устройствам ввода-вывода информации;
2.2.19 Обеспечение информационной безопасности организации (в рамках утвержденной концепции информационной безопасности организации);
2.2.20 Приобретение, распределение, перераспределение и реализация средств вычислительной техники и коммуникационного оборудования организации среди подразделений согласно установленному порядку;
2.2.21 Контроль соблюдения сотрудниками организации установленных правил эксплуатации средств вычислительной техники.
3. Документооборот и отчетность отдела Информационных Технологий
3.1 Ведение технологической документации на оборудование, программное обеспечение, права и полномочия сотрудников;
3.2 Согласование технологической документации и технических заданий с распоряжениями по предоставлению прав и полномочий.
4. Руководство отделом Информационных Технологий
4.1 Непосредственное руководство отделом осуществляется начальником отдела.
4.2 Начальник отдела назначается на должность и освобождается от нее директором организации.
4.3 Начальник отдела:
4.4 Конкретный перечень прав и обязанностей начальника отдела регламентирован должностной инструкцией и трудовым договором.
5. Механизм взаимодействия отдела Информационных Технологий
5.1 Внутренние контакты:
5.2 Внешние контакты:
6. Ревизия и контроль деятельности отдела Информационных Технологий
6.1 Ревизия деятельности отдела осуществляется аудиторской службой.
6.2 Последующий контроль текущей работы отдела осуществляет директор.
Скачать ZIP файл (14568)
Пригодились документы — поставь «лайк» или поддержи сайт материально:
CIO или как построить IT отдел организации
В один прекрасный день Вы из простого системного администратора в какой-то крупной организации «дорастаете» до руководителя отдела / департамента / подразделения по информационным технологиям. По современным меркам эта должность в иерархии предприятия называется – CIO или Chief Information Offiсer. Человек, занимающий эту должность, не просто так относится к людям с буквы C – его правильные действия и решения в современном мире позволяют выживать и процветать компании. Информационные технологии настолько сильно проникли во все аспекты современной жизни, что если организация не в состоянии их эффективно применять, то скорее всего она не сможет конкурировать и будет убыточна, и нерентабельна. Задачи, которые стоит перед CIO или по-нашему IT директором, во многом являются стратегическими и критически важными для основных бизнес процессов крупных и средних компаний.
В этой статье хотелось бы осветить основные проблемы, которые я вижу при организации работы IT отделов в совершенно разных компаниях, а также попробовать осмыслить как правильно организовать работу IT отдела, чтобы он был максимально эффективным для всего предприятия и позволял компании не просто выживать, а искать новые ниши рынка и возможности, до которых другие в силу технологической отсталости просто не могут дотянуться.
Зачастую в газетах, журналах, статьях в Интернете читаешь о работе CIO, и создается впечатление, что он только тем и занимается, что закупает оборудование, ищет сотрудников, получает неудобоваримые поручения от высшего руководства, которые пытается выполнить. Видя в реальных организациях, как работают IT директора, часто приходится видеть, что данным специалистам очень не хватает специфичных технических и организационных знаний и навыков, которые позволяют эффективно управлять как всеми сотрудниками отдела, так и всем комплексом программных и аппаратных средств, которые находятся в ведении IT. Особо не углубляясь в навыки налаживания коммуникаций, тайм-менеджмента, ведения переговоров, разрешению конфликтов, которые необходимы любому менеджеру и которым посвящены множество специализированных книг и курсов, давайте сосредоточимся на специфичных навыках и знаниях, необходимых именно для CIO.
Знания высшей пробы
Первое, что хотелось бы выделить, это знания информационно-коммуникационных технологий на высочайшем уровне. Руководитель IT департамента должен не просто понимать, о чем говорят сотрудники и чем они занимаются, но видеть глубинные процессы в работе IT, понимать причинно-следственные связи в организации всей работы. В современных условиях, где сотрудники IT департамента зачастую находятся на гребне научно-технологического прогресса, получая каждый день новые знания и разбираясь в новых технологиях, которые разрабатываются по всему миру и доступны через глобальную паутину, руководитель, погрузившись сугубо в административные дела, рискует потерять понимание всего происходящего в отделе, свой авторитет среди сотрудников как эксперта и лидера, и те невидимые ниточки, которые мотивируют людей идти вперед и брать новые рубежи в работе. Одна из частых ошибок IT руководителей, которую приходится видеть заключается в недостаточном анализе продукта, над которым работают подчиненные сотрудники в компании или сторонние фирмы. Это выливается в недостаточно проработанный продукт, в размытые технические задания, в нежелании разработчиков и инженеров выкладываться на полную катушку, так, как и так сойдет. То есть происходит выполнение работ и услуг на формальном уровне, и желаемого эффекта достичь не получается. Руководитель зачастую не может говорить по конкретике с разработчиками продукта, проводить какую-то идеологическую линию, так как он не понимает большей части деталей. Второй большой проблемой в этой ситуации я вижу, отсутствие у CIO видения конкретных параметров продукта при его приемке. Допустим, Вы заказали веб сайт у компании разработчика и совершенно не разбираетесь в веб технологиях. Вам предоставили продукт с красивыми картинками и текстами, которые вы предоставили исполнителю. Вроде бы все, заказ выполнен и можно ожидать маркетингового эффекта и привлечение новых клиентов из просторов Интернета, но на самом деле оказывается, что контент слишком громоздкий и у целевой аудитории странички открывается очень медленно, в результате чего пользователи просто не дожидаются полной загрузки странички и уходят с веб сайта.
Что же позволяет в первую очередь CIO быть на коне – как не банально, но это знания, навыки, опыт и видение в области IT, которые позволяет вести за собой сотрудников, а также всю организацию в целом. Современные технологии развиваются невообразимо стремительно, то что несколько лет назад было новшеством, сегодня уже устаревает и не может использоваться для эффективной работы. Количество и разброс вновь возникающих технологий растет в экспоненциальной прогрессии, какие-то новинки подходят нам для использования, а какие-то в силу ряда причин, неприемлемы или не могут быть использованы. Так несколько лет назад гремевшие публичные облачные технологии, зачастую бывают недопустимы для организации, в силу возможности получения доступа к их данным иностранными спецслужбами или прочими ведомствами. Однако, такие вещи, как навыки печатания в слепую, знание английского языка, понимания основ программирования и скриптовых языков, знания работы операционных систем Linux и Windows необходимы практически каждому специалисту в области информационных технологий и позволяют специалистам понимать и говорить между собой на одном языке. В современном быстро изменяющемся мире для CIO организации просто жизненно необходимо постоянно учиться и черпать новые знания, чтобы не остаться за бортом технического прогресса и представлять собой ценность для организации, в которой он работает.
Документация решает
Второе, на что хотелось бы акцентировать внимание в работе директора по информационным технологиям – это комплексное документирование всей IT инфраструктуры предприятия с методами по работе с конкретным программным обеспечением и оборудованием. Очень редкие компании используют документирование IT инфраструктуры на сколько-то нормальном уровне, чтобы можно было оперативно получить информацию по работе того или иного компонента IT. Как правило это большие транснациональные компании с уже налаженными бизнес процессами в IT отделах с использованием процедур ITIL и ISO 20000. Однако таких организаций по моим наблюдениям крайне мало, и даже частенько большие многонациональные компании организуют работу IT не применяя высоких стандартов и норм.
Очень много проблем, возникающих в эксплуатации IT инфраструктуры могли бы быть легко решены при наличии грамотной документации, которая описывает процессы и организацию подсистем. Однако во время внедрения и проведения работ по модернизации документация не пишется, со временем о деталях того, как работают те или иные подсистемы забывают, и когда в неудобный момент что-то перестает работать, сотрудники начинают суетиться и пытаться заново понять, как же устроена к примеру система телефонной связи или как подключены сервера к системе хранения данных. Такие проблемы наблюдаются постоянно в различных организациях. Для многих IT отделов это носит хронический характер и люди живут от проблемы до проблемы. В случае же, если организацию покидает ответственный специалист, который отвечает за определенную сложную IT подсистему и больше никто другой не работал с ней, то после его увольнения новый сотрудник сталкивается с множеством нюансов и мелочей, не знание которых может приводить к простоям в работе системы или даже к ее повреждению. Начинающему и даже уже работающему CIO следует особенное внимание уделять документированию работы IT подсистем. По моему мнению одним из первых дел при начале работы в этой должности IT директору нужно провести инвентаризацию существующей документации и приложить максимум усилий для документирования работ IT подсистем организации. Это позволяет создать базу знаний, опираясь на которую, можно избежать множество банальных проблем в работе с информационными системами.
Бэкапы, бэкапы, бэкапы
Следующим важным моментом, над которым следует задумываться каждому CIO – выстраивание систем резервного копирования в частности и систем отказоустойчивости в целом. Система резервного копирования может быть, как со множеством высокотехнологичных автоматизированных программных и аппаратных компонент, так и банальным ручным копированием данных, но она должна быть в том или ином виде. Ее отсутствие и небрежное отношение к резервному копированию приводят к плачевным последствиям, что подтверждается постоянными примерами из жизни. Случаи с потерями данных в конкретной организации бывают не часто, но такие случаи могут свести работу целого предприятия за большой промежуток времени к нулю и грозить огромными штрафами и перебоями в работе. Рядовые сотрудники IT отдела, как правило, не задумываются о таких проблемах, стараясь выполнить интересные им проекты и задачи и запустить то или иное решение в работу. На плечи IT директора же возлагается ответственность на бесперебойную долгосрочную работу этих решений, и заблаговременное планирование и реализацию стратегии по сохранности данных и отказоустойчивости работы всех систем. Задумываться об этих проблемах IT директор должен с первого же дня своей работы, что позволит обеспечить живучесть как всего комплекса IT, так и организации в целом.
Мониторинг
Четвертым важным направлением деятельности IT директора является организация комплексной системы мониторинга оборудования, программного обеспечения, процессов происходящих во всем информационно-коммуникационном комплексе. Наличие такой системы позволяет отслеживать параметры жизнедеятельности всех компонентов IT систем, выявлять возникающие проблемы, зачастую предсказывать возможное появление той или иной проблемы заранее, анализировать загруженность имеющихся ресурсов и планировать расширение и закупку нужного оборудования и программного обеспечения заблаговременно. Сплошь и рядом встречаются случаи выхода из строя жесткого диска, пропадания питания или еще каких-то небольших нештатных ситуаций, которые сами по себе не могут повлечь серьезных последствий. Однако недостаточный мониторинг и отсутствие корректирующих действий со стороны сотрудников эксплуатации приводят к потерям данных, неработоспособности оборудования и программного обеспечения. С учетом современных средств коммуникаций, доступных практически каждому человеку – система мониторинга позволяет отреагировать практически мгновенно в случае необходимости. Так вы можете создать бота в Telegram, создать группу из ответственных сотрудников и заставить бота присылать в чат важные сообщения о проблемах с инфраструктурой. Даже находясь на отдыхе на пляже в Таиланде, Вы можете контролировать важные события через сообщения в Telegram. Система мониторинга для IT директора является его глазами на процессы, имеющиеся технологические ресурсы и то, что с ними происходит. Чем лучше и полнее она настроена и функционирует, тем шире открыты глаза у руководителя IT отдела.
Развитие сотрудников
Пятым пунктом на что часто не обращают внимание руководители IT департаментов является развитие профессиональных навыков рядовых сотрудников IT. Во многих организациях считается то, что сотрудник, приходя на работу уже должен обладать знаниями для осуществления своих обязанностей, повышение квалификации и получение каких-то дополнительных знаний рассматривается как третьестепенная задача. Однако, как показывает практика, подобная стратегия ведет к демотивации сотрудников, оттоку наиболее перспективных специалистов и оседанию в компании малокомпетентных людей. Как я видел на многочисленных примерах в различных организациях, чем слабее и непрофессиональные сотрудники IT департамента, тем более они зависимы от поставщиков и подрядчиков, что зачастую выливается в завышенных тратах на IT решения, которые при профессиональном подходе могли быть реализованы гораздо более дешевыми средствами и совершенно другими способами. Чем сильнее команда у CIO, тем меньше зависимостей от внешних организаций и структур. С повышением профессионализма сотрудников в целом повышается качество работы всех IT подсистем, уменьшаются простои и проблемные ситуации. По сути труд IT специалистов является сугубо интеллектуальным, который не подается какой-то банальной мотивации. Зачастую производительность двух разных людей на одной и той же должности в IT может отличаться в десятки. Я считаю, что IT директор должен создать для своих подчиненных такие условия, при которых каждый из них сможет максимально реализовать свой потенциал на рабочем месте, что является win-win стратегией как для работодателя, так и для работника. Всяческое поощрение в обучении новым технологиям и получении профессиональных навыков и знаний в отрасли IT является одним из главных мотиваторов для сотрудников.
Аналитика
Предпоследний пункт, который бы хотелось затронуть в статье, касается создания определенных показателей, по которым можно отслеживать и анализировать эффективность работы людей, оборудования программного обеспечения. Одним из мощных инструментов для анализа, да и просто для непосредственной работы в IT подразделении является система инцидент менеджмента. Кроме того, что она позволяет проводить разрешение сложных технологических проблем с привлечением специалистов разных направлений, она также позволяет давать прекрасную аналитику по времени, которое необходимо было для разрешения инцидента, определять простои в работе систем, причины и последствия этих простоев. Работа такой системы прекрасно расписана вдоль и поперек в документации ITIL, и в том или ином виде применяется во многих крупных организациях. Однако именно аналитика данных этой системы вкупе с аналитикой данных системы мониторинга позволяют оценивать KPI работы сотрудников, отделов, технологических подсистем, а также строить прогнозы и делать корректировки для увеличения производительности отдела IT.
На острие технологий
Если все что было описано до этого в публикации относится большей частью к эксплуатации и поддержанию на должном уровне существующей инфраструктуры, то есть одно направление деятельности IT директора, которое связано с развитием инфраструктуры и внедрением новых технологий. Ни одна организация, которая хочет оставаться конкурентной на рынке своей страны, не говоря уже о мировом рынке, не может себе позволить упустить научно-технологический прогресс в области информационных технологий. Здесь хотелось бы посоветовать CIO искать и пробовать новые технологии, которые дают заметное преимущество в работе, позволяют решать специфичные проблемы в работе и дают прирост производительности труда в целом по организации. Вопрос прироста производительности труда при внедрении новых IT систем с моей точки зрения является одним из ключевых при рассмотрении новых решений. Кроме того, что IT директору нужно увидеть и рассмотреть в деталях новую перспективную технологию, немаловажным является выбор правильного производителя данного продукта или услуги, который сможет обеспечить достойное качество при приемлемой цене. Очень часто встречаются решения, которые выпускаются сырыми в продажу, и крайне медленно дорабатываются впоследствии. Очень важно на самых ранних этапах выявить это и понять способна ли организация мириться с этим и не стоит ли предпочесть какое-то другое решение. Так к примеру, однажды найдя подходящее решение по виртуализации, вы можете смело его использовать по всей организации во всех проектах, найдя подходящую систему управления базами данных – вы можете длительное время не думать о других СУБД и т.д. Опыт и знания, накопленные при внедрении новых решений, должны масштабироваться и применяться максимально широко по всей организации.
Резюмируя все написанное в этой статье, можно сказать, что CIO для построения надежной работы отдела IT нужно сосредоточиться на следующих вещах: