Департамент судебного взыскания что это
Региональная служба взыскания. Что это и как работает?
В настоящее время в России очень сильно распространены самые разные кредиты. Ипотечные займы, кредитные карты, микрозаймы, стандартные займы – все это стало важной частью современной банковской системы.
При этом не всегда кредит удается вернуть вовремя. Это ведет к просрочкам, возникновению штрафов, принудительному взысканию через суд и ФССП, а так же привлечению специалистов по взысканию долгов. Об одной из служб, отвечающих за сбор долгов, а именно о региональной службе взыскания, вам расскажет наша статья.
Кто это
ООО «Региональная служба взыскания» (иногда именуется просто РСВ) – по сути своей коллекторы. При этом отличает от обычных коллекторских бюро РСВ достаточно большой размах – данная организация действует по всей России, предоставляет богаты набор услуг, берется за самые разные дела независимо от уровня сложности.
Задача у сотрудников Региональной службы взыскания одна – добиться от должника выплаты всех штрафов и задолженностей либо в добровольном порядке, либо в принудительном. Используются для этого стандартные методы, такие как информирование должников, посредничество, организация переговоров и их сопровождение, обращение за помощью в суды и госслужбы.
Как работает
Как и любая другая коллекторская организация, Региональная служба взыскания обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с так называемым «Законом о коллекторах» – рядом правил, регулирующих работу специалистов по взысканию долгов. Всего возможно два сценария взыскания денежных средств – добровольный в порядке соглашения и принудительный в соответствии с решением суда. Рассмотрим оба:
Добровольное урегулирование
Основной задачей каждого сотрудника Региональной службы взыскания является получение денег от должника в досудебном порядке и без привлечения государственных служб. Для этого могут применяться следующие методы:
Досудебное урегулирование достаточно строго ограничено законодательством. Так, например, количество звонков и личных посещений строго ограничено, а обращаться к родственникам должника или его работодателю можно только с разрешения как должника, так и третьего лица.
Принудительное взыскание
Достаточно часто добровольное урегулирование спора по долгу в досудебном порядке ничего не дает, что приводит у необходимости обращаться в государственные службы. В этом случае Региональная служба взыскания так же может предложить весьма широкий спектр услуг:
Обращаем ваше внимание на то, что сотрудник Региональной службы взыскания не имеют права самостоятельно арестовывать, изымать и реализовывать имущество должника. Это могут делать только сотрудники Федеральной Службы Судебных Приставов и только после вынесения соответствующего решения суда. Однако сотрудники РСВ вполне могут участвовать в процессе ареста и реализации как представители заёмщика.
Когда и куда жаловаться
Хоть Региональная служба взыскания и считается одной из самых крупных коллекторских фирм, даже у неё порой возникают проблемы с соблюдением норм. Работа коллектором весьма напряженная, и нередко приводит к конфликтам, зачастую переходящим в различные правонарушения. В связи с этим возникает вопрос «Как защитить себя от нарушений со стороны коллекторов и пожаловаться на них?».
Благодаря новому закону о коллекторской деятельности жаловаться на специалистов по взысканию долгов стало проще. Пожаловаться можно:
Обращаем ваше внимание на то, что подача жалобы на коллекторов РВС не приведет к прекращению исполнительного производства по долгу или его списанию. При этом если коллекторы не смогут работать с вами по причине подачи жалобы, у банка – займодателя появится удобная возможность взыскать деньги через суд.
Отдел досудебного взыскания: особенности и принцип работы
Взыскание долгов – отдельный процесс в жизненном цикле банка. Независимо от его размеров, известности и статуса, наличие услуги выдачи кредита автоматически обрекает его на взаимодействие с должниками. Что же делать, если таким должником оказались вы? Как общаться с департаментом взыскания и стоит ли бояться звонков или действий с его стороны?
Отдел досудебного взыскания: что это такое?
Абсолютно любая организация, будь то банк или МФО (микрофинансовая организация), которая выдает кредиты и займы, обязательно сталкивается с несвоевременными выплатами, задержками платежей или полным отказом от уплаты долга. И добиться от заемщика возврата денежных средств в пользу банка бывает очень сложно и хлопотно. Именно поэтому существует отдел взыскания задолженности, который занимается данными вопросами.
Даже если у вас нет долгов по кредитам, но при этом вы уже являетесь клиентом банка и получили от него заем, обязательно нужно знать условия и принцип работы специального ведомства – отдела взыскания.
Служба досудебного взыскания может быть промежуточным этапом между стандартным взаимодействием заемщика с банком и передачей его долга коллекторам. Кредитный договор передается в этот отдел при систематическом нарушении сроков выплат и пребывает там до восьми месяцев. Обычно стандартным первым действием, которое предпринимает департамент взыскания задолженности, оказывается официальное письмо с досудебной претензией, отправляемой на указанный в договоре адрес. Кроме того, специалисты, привыкшие к работе с должниками, производят обзвоны нерадивых заемщиков с целями:
Разумеется, конечной целью службы взыскания банка (Сбербанка или любого другого) является возврат денежных средств от должника. У данного отдела достаточно ограниченные полномочия, но его сотрудники могут привнести в жизнь заемщика массу неудобств. Кроме того, за просрочку платежей неминуемо начисляются пенни, предусмотренные текущим кредитным договором. Зачастую одна только выплата неустойки банку существенно бьет по карману, не говоря уже об основном долге по кредиту.
На что имеет и не имеет права отдел взыскания
На самом деле сфера влияния выбивателя долгов в лице отдела взыскания задолженности Сбербанка и ему подобных достаточно ограниченна. Его сотрудники не имеют полномочий наряду с правоохранительными органами. Им запрещено проводить опись имущества, угрожать арестом (или имитировать его с целью напугать должника), наносить неприятные визиты в дом заемщика и всячески терроризировать его, как это нередко делают коллекторы.
Чаще всего развитие событий происходит по следующему сценарию:
Департамент судебного взыскания
Уважаемый банк, просьба не звонить мне на телефон, разыскивая вашего должника.Найдите другие способы поиска ваших должников. Сегодня 20 мая 2019г. поступил звонок от специалиста департамента судебного взыскания, а именно от Семена Олеговича Ф., разыскивал специалист госпожу З.
Чтобы звонки больше не поступали, мне нужно сходить в отделение, предоставить свои данные, написать заявление, только наверное после этого не будут звонить. Значит покупаю сим-карту в салоне связи, я и мои близкие по сути не застрахованы от звонков неизвестных мне людей, а именно от специалистов судебного взыскания. Специалист зарегистрировала мое обращение (пришло смс), хотя я ей сказала, что не нужно регистрировать, потому что, она не дает гарантии, что звонки не прекратятся. А кто в вашем банке дает гарантии тогда? Для чего вы тогда зарегистрировали мое обращение? Я НЕ ЯВЛЯЮСЬ ВАШИМ КЛИЕНТОМ и теперь уж точно не будут им являться.
Настоящим уведомляю Вас, что использование моего номера без моего разрешения является нарушением закона о персональных данных и будет нести следующие последствия: 1. В соответствии со ст.24 «Лица, виновные в нарушении требования Федерального закона несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность, предусмотренную законодательством РФ 2. В соответствии со ст.37 Уголовного Кодекса о нарушении не прикосновения частной жизни предусмотрена уголовная ответственность.
Требую, чтобы на мой телефон, который будет указан в контактной информации прекратились звонки с Вашего банка. Предоставить ПИСЬМЕННОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ИСКЛЮЧЕНИЕ ДАННОГО НОМЕРА. В случае, если данное требование не будет удовлетворено в течение нескольких дней, то номера телефонов (с которых будут поступать звонки), аудиозапись разговоров (которые будут осуществляться мной) и журнал звонков будут предоставлены вместе с заявлением в прокуратуру с вытекающими отсюда судебными последствиями, в том числе с возмещением морального ущерба
В качестве дополнительных ответных мер в соответствии с законодательством РФ, помимо прокуратуры, буду вынуждена обратиться в надзорные и правоохранительные органы: Ассоциацию Российских банков, Центробанк, Роскомнадзор, Роспотребнадзор, Общество защиты прав потребителей.
Департамент судебного взыскания что это
Служба взыскания долгов и коллекторы: есть ли различия?
При возникновении просрочки проблемный займ передается собственной службе банка по взысканию долгов, задача которой — вернуть кредитные средства. В штате службы находятся юристы, экономисты и специалисты с опытом работы в силовых структурах. Идентичные задачи и штат имеют коллекторские агентства, но, несмотря на сходство, между двумя организациями есть некоторые различия.
Как работает банковская служба взыскания долгов
Появление просрочки по кредиту — еще не повод подавать на проблемного заемщика в суд, учитывая, что в это время по займу начисляются штрафы и повышенные проценты. Именно они в итоге составляют значительную часть выплат, поэтому служба взыскания долгов может некоторое время не сообщать клиенту о появлении задолженности. Этот период обычно составляет от недели до нескольких месяцев.
Заемщику направляется письмо с требованием погасить образовавшийся долг добровольно с учетом всех процентов и штрафов. Этот этап досудебного взыскания может длиться полгода и более в зависимости от суммы долга и сложности ее возврата. Кроме письменного уведомления сотрудники службы взыскания долгов звонят заемщику на мобильный и домашний телефоны, а также связываются по контактам, которые он указал в кредитном договоре. Согласно законодательству РФ, представители банка могут звонить родственникам, коллегам и знакомым неплательщика, если он указал их номер как контактный. Но они не вправе требовать от них погашения долга, а могут только запрашивать информацию о клиенте или просить передать ему уведомление о задолженности.
Главный инструмент работы службы по возврату задолженности — очные переговоры с клиентом в отделении. Чаще всего представители банка предлагают несколько вариантов оплаты задолженности:
В интересах заемщика — воспользоваться предложением кредитора и начать постепенно погашать задолженность, иначе банк может подать на него судебный иск и вернуть деньги в принудительном порядке.
Как работают коллекторы
Передача проблемного займа коллекторам регулируется главой 24 Гражданского кодекса РФ. Согласно ей агентство может быть привлечено на основании:
Как и служба взыскания долгов, коллекторы начинают работу с информирования клиента о переуступке права требования по кредиту или о заключении агентского договора, в рамках которого они наделяются полномочиями кредитора. Заемщику почтой отправляются копия соглашения, выписка по сумме задолженности и реквизиты для оплаты. Если клиент не выходит на связь, коллекторы используют доступные инструменты воздействия на него.
Звонки по телефону
Коллекторы могут связываться с заемщиком, используя только те контакты, которые он оставил при заключении кредитного договора с банком. Согласно законодательству РФ, они могут звонить только в определенное время:
Количество звонков не должно превышать более одного в сутки, двух в неделю и восьми в месяц. Звонящий обязан назвать свои фамилию, имя и должность, название компании и причину звонка.
Связь по почте и СМС
Уведомления на телефон клиента или его почтовый адрес могут поступать в то же время, что и звонки от коллекторов. При этом их содержание должно касаться только долга и юридических последствий его неуплаты, без угроз, шантажа и недостоверной информации.
Визиты домой и на работу
Коллекторы могут приходить к клиенту домой по предварительной договоренности с ним: не чаще одного раза в неделю и во время, установленное ГПК РФ. Несогласованные визиты допустимы, но в таком случае заемщик не обязан разговаривать с представителями компании по взысканию долгов, передав эти обязанности своему юристу. При этом коллекторы не имеют права беспокоить родственников, коллег и знакомых заемщика, только если они не являются:
В общении с коллекторами главная задача должника — идти на контакт и проявлять готовность погасить долг.
Различия между службой по взысканию долгов и коллекторами
Главным различием между этими структурами по взысканию долгов является то, что внутренняя служба не может менять условия погашения кредита — это полномочия финансового отдела банка. Но коллекторы вправе предложить более выгодный формат выплаты задолженности, если был заключен договор цессии с первоначальным кредитором. Заемщик может реструктуризировать долг у коллекторов, если банк отказал ему или установил невыполнимые требования.
Вы можете получить бесплатную и анонимную консультацию по любым вопросам погашения задолженности. Мы подскажем, что надо сделать, чтобы получить рассрочку с прощением части долга.
Для чего нужен отдел досудебного взыскания долгов, что входит в основные задачи, и как осуществляется взыскание?
Отдел досудебного взыскания – это подразделение юридического лица, занимающееся истребованием проблемной задолженности до подачи судебного иска. Такие отделы имеются у коммерческих банков и крупных компаний для взыскания дебиторских долгов у контрагентов по сделкам и у частных клиентов.
Цели работы
Как правило, работа по досудебному взысканию и просуживанию долгов осуществляется одним и тем же отделом, целями которого являются ликвидация проблемных долгов и неустоек. Многие компании не имеют собственных отделов для досудебного взыскания и обращаются к коллекторским агентствам, которые взыскивают долги за комиссионные проценты.
Обычно отдел состоит из юриста, обеспечивающего правовую поддержку взыскания, секретаря-делопроизводителя, систематизирующего работу с документами, и сотрудников, проводящих переговоры с должниками.
Основные обязанности
К обязанностям отдела досудебного взыскания относят:
Предприятие финансово стабильно, если дебиторская задолженность не превышает заданные значения, регулировка которых производится отделом взыскания. Систематизация проблемных долгов происходит путем их разделения по видам должников – клиентам, не внесшим плату за товар или услугу, контрагентов по сделкам, подрядчикам, получившим аванс и т. д.
Вне зависимости от перечня основных прав сотрудники отдела взыскания обязаны соблюдать законодательство РФ и не вправе самостоятельно производить опись и изъятие имущества должника, как это делают судебные приставы.
Методы работы
Существует три основных подхода в работе отдела досудебного взыскания:
Обычно методы применяются в последовательности их перечисления выше, но в зависимости от типа должника и качества задолженности сотрудники отдела взыскания могут изменять порядок – например, сразу начинать с агрессивного взыскания долга.
Поиск компромисса
Поиск компромисса применяется при взыскании крупных долгов с контрагентов по сделкам, многие из которых являются постоянными партнерами компании, а с недавнего времени отделы досудебного взыскания банков стали искать компромисс и при работе с некачественными частными должниками по кредитным платежам. Данный подход основан на поиске взаимовыгодного решения проблемы задолженности и может включать следующие мероприятия:
Реструктуризация долгов предполагает изменение графика платежей и уменьшение размера ежемесячного платежа в целях облегчения нагрузки на должника. Процентная ставка при этом может уменьшаться. Реструктуризация применяется, когда должник настроен на погашение долга и дальнейшее сотрудничество с компанией-кредитором, но испытывает материальные затруднения.
Мировое соглашение предполагает полный отказ кредитора от претензий к должнику в обмен на выполнение последним ряда оговоренных условий – чаще всего основным условием является единовременное частичное погашение кредита. Например, компания может списать весь долг в обмен на внесение 25-50% от общей суммы задолженности немедленно. Такое соглашение заключается, когда положение дел в компании должника нестабильно и существует высокая вероятность перехода задолженности в разряд безнадежных и лучше взыскать по меньшей мере часть долга до полного разорения должника.
Если должник является действующей организацией, выполняющей определенные работы или оказывающей услуги, то отдел досудебного взыскания может поискать вариант покрытия долга нематериальным обязательством по следующей типовой схеме:
Стоимость работ или услуг, предоставляемых должником, обычно выше стоимости его долга на 5-10%, которые считаются комиссионными отдела заказчика по взысканию задолженности.
Агрессивное взыскание
При агрессивном подходе к должнику применяется психологическое и юридическое давления – данный способ оправдан, когда сотрудники отдела взыскания знают о наличии у должника средств для погашения кредита, но не могут взыскать их через суд по причине формального отсутствия дохода и собственности у должника-физлица или нахождения в стадии банкротства должника-юрлица.
В первую очередь, осуществляется настойчивое требование выплатить всю сумму долга без реструктуризации. При отказе должника выплачивать долг отдел взыскания переходит к следующему этапу давления, который включает:
Должнику в качестве единственного способа избежать уголовного преследования указывается выплата всей суммы задолженности без уменьшения процентов и рассрочки. Эффективность данного метода существенно снизилась с появлением законодательного регулирования деятельности по взысканию, особенно в сфере разрешенного времени и частоты взаимодействия с должником лично и по телефону.
Ликвидация долга
Ликвидация долга применяется к самым безнадежным долгам, взыскание которых с помощью иных подходов не принесло результата. Ликвидация проходит в два этапа:
После просуживания обычно судебным приставам отводится несколько месяцев на попытку взыскания задолженности. Когда приставы закончат работу по взысканию, и часть долга останется, происходит продажа права требования за 1-5% от суммы остатка долга.