Депривация сознания что это
Необъятные страдания: как дефицит «обнимашек» ведет к одиночеству
Что такое сенсорная депривация
Вот краткое объяснение этого термина — ваши органы чувств ограждаются от физического контакта. Это может быть повязка на глаза, чтобы блокировать свет, или беруши, чтобы создавать тишину. Более продвинутые методы включают ограничение обоняния, вкуса и осязания.
Сенсорная депривация стала популярна в 1950-х годах благодаря неврологу Джону Лилли, который изобрел темный, звуконепроницаемый резервуар — ванну с соляным раствором высокой плотности. Погружаясь в такую ванну, человек «парит» на поверхности воды — создается ощущение, близкое к невесомости. Такие камеры используют для расслабления в полной сенсорной изоляции.
Хотя сенсорную депривацию используют для расслабления, например, при стрессе, ею также можно злоупотреблять. Известно использование таких методов для длительного воздействия на людей в тюрьмах — изоляция в полной темноте, содержание в небольшом замкнутом пространстве, лишение общения, надевание мешка на голову (hooding) и т.д.
ООН расценивает одиночное заключение на срок более 15 дней как психологическую пытку.
Голод прикосновений
Доктор Катерина Фотопулу, профессор психодинамической нейробиологии в Университетском колледже Лондона, считает, что потребность в прикосновении существует на уровне подсознания. До рождения, находясь в околоплодных водах в утробе, плод отличает собственное тело от тела матери через прикосновения. Вся наша концепция «Я» основана на прикосновении, считает Фотопулу. Человеческое тело подсознательно строит все свои модели на основе прикосновений, полученных от матери и тех, кто о нас заботится.
«Прикосновение — это модулятор, который может смягчить эффекты стресса и боли, физические и эмоциональные. В нашем исследовании мы убедились, что отсутствие прикосновения связано с большим беспокойством, — говорит доктор Фотопулу. — Во времена сильного стресса — например, потеря работы или тяжелая утрата — более тесное общение со стороны других помогает нам лучше справляться, особенно в смягчении воздействия [гормона стресса] кортизола». Даже если вы не привыкли, чтобы вас трогали, через некоторое время потребность в контактах может стать физической — иногда ее описывают как «кожный голод» или «голод прикосновения». В таких случаях рекомендуют канистерапию (терапия с помощью собак) или любой контакт с домашними животными, которых можно погладить.
Анна Кондратьева, ветеринарный врач эрмитажных котов, основатель кафе «Республика кошек и котов», Санкт-Петербург:
«Основной фактор успеха животных-терапевтов в работе с пациентами — способность установить эмоциональный контакт. В отличие от растения (и человека), животные не только отличные слушатели, но и дают возможность двустороннего общения и обратной связи, дарят безусловную любовь. Также не стоит недооценивать физиотерапевтический эффект. Температура тела животного, повышенная по сравнению с человеческой, вибрации мурлыкания, разнофактурность шерсти, наконец, звуки, движения, запахи — все это стимулирует органы чувств.
Как регулярные визиты животных-терапевтов, так и постоянное общение с домашним животным показали свою эффективность. На протяжении 12 лет волонтеры «Республики кошек» проводят сеансы в АНО «Детский хоспис» Ленинградской области и Санкт-Петербурга, ФГБУ «НМИЦ Детской травматологии и ортопедии» и др. Наши подопечные часто испытывают сенсорную депривацию: как комплексную, вызванную длительной изоляцией, так и местную, связанную с дефицитом тактильных ощущений. И в том и другом случае животные могут стать отличными помощниками врачам».
Последствия одиночества и самоизоляции
Согласно отчету Национальной академии наук, инженерии и медицины США (NASEM) за 2020 год, более одной трети взрослых в возрасте 45 лет и старше чувствуют себя одинокими, а почти четверть взрослых в возрасте 65+ считаются социально изолированными, т.е. не имеющими достаточно социальных связей.
Длительная социальная изоляция и одиночество связаны не только с бессонницей, повышенным уровнем тревожности и депрессией, но и с плохим влиянием на сердечно-сосудистую систему и когнитивные функции. В частности, выяснилось, что:
Наталья Ильина, клинический медицинский психолог, государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская Мариинская больница», Санкт-Петербург:
«Соматических расстройств за год пандемии стало больше, возраст пациентов тоже увеличился. Люди, живущие в одиночестве и лишенные привычного общения, чаще страдают депрессиями, тревожно-фобическими расстройствами, неврозами. Уровень этих болезней и астено-депрессивных расстройств стал намного выше, хотя статистика не ведется и точные цифры отсутствуют. Анализы, оценивающие уровень тревоги, агрессии, подавленности, не отслеживаются. Из-за этого в медицинском сообществе нет четкого и осознанного представления о масштабах проблемы. Парадоксально, но пациенты оказываются рады, попав в больницу, где есть общение с людьми и внимание медицинского персонала».
Что происходит с мозгом при касании
Объятия и другие формы несексуальных прикосновений стимулируют мозг выделять окситоцин, известный как гормон привязанности. Это стимулирует высвобождение других гормонов хорошего самочувствия (дофамин и серотонин) при одновременном снижении гормонов стресса (кортизола и норадреналина). Эти нейрохимические изменения делают человека более счастливым и расслабленным. Проще говоря, прикосновения улучшают ваше психическое и физическое благополучие.
Оказывается, даже простое пожатие руки при встрече заставляет нас больше доверять незнакомцу. От прикосновения вырабатывается окситоцин, который расслабляет и вызывает чувство доверия.
Как поднять уровень окситоцина, если вы одиноки
Что мешает поднятию уровня окситоцина
Депривация сна
Депривация сна, это частичное или полное неудовлетворение потребности человека во сне. Может быть вызвано, как расстройством режима сна, так и принудительно. В частности применяется для того, чтобы победить депрессию, как в отдельном, так и в комплексном лечении.
Что такое депривация сна
Зачастую такой способ применяется для лечения депрессии с элементами апатии. Этот метод был разработан в 1966г Вальтером Шульте. Согласно его исследованиям, депривация сна улучшает состояние людей страдающих от психогенных и эндогенных депрессий, поэтому часто применяется в роли одного из способов, как победить депрессию.
Депривация сна позволяет быстро вывести больного из состояния даже очень глубокой депрессии, но полностью и окончательно победить депрессию, как болезнь такой способ вряд ли сможет. Поэтому все чаще для лечения этого заболевания используются медикаментозные способы лечения, дающие поле надежные результаты, а депривация сна, используется как первоначальная помощь, для быстрого выведения из состояния апатии.
Сейчас мнения по поводу эффективности депривации сна в качестве способа, как побороть депрессию, сильно разнятся у всех специалистов. Кто-то восторженно отзывается, отмечая его быструю эффективность, кто-то наоборот его критикует.
Впрочем, каждый может попробовать применить этот способ на себя. Для этого вечером, вместо того, что бы лечь спать, продолжается бодрствование и спать тогда человек ложится только на следующий вечер. Но спустя какое-то время после применения депривации сна депрессия, скорее всего, вернется и к этому нужно быть готовым. Так стоит ли мучится? Это каждый решает для себя сам.
Сколько необходимо сеансов
Для достижения более или менее устойчивого состояния необходимо провести несколько таких сеансов депривации сна. Но получится ли при этом полностью победить депрессию, как болезнь точно не известно. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей организма отдельно взятого человека и прежде чем начать экспериментировать стоит обратиться к специалистам, для этого можно прибегнуть к услугам «Клиники Преображение».
На первый взгляд может показаться, что побороть депрессию методом депривации — выглядит как парадокс: пациент, измученный депрессивным состоянием не может нормально спать, а его еще и насильно лишают сна. Но в таком методе есть свой смысл. Все объяснить можно таким образом: больной лишен полноценного сна, а депривация вызывает у него своеобразный стресс, что приводит к тому, что в его организме начинают выделяться катехоламины – это медиаторы самых важных физиологических процессов в организме, которые поддерживают его в состоянии возбуждения.
А усиление состояния возбуждения приводит к стимуляции психологического настроения человека. Как результат применения метода депривации может быть состояние эйфории, которая подавляет состояние депрессии.
Ученые считают, что в Древнем Риме для снятия стресса у воинов военачальники заставляли их бодрствовать на протяжении двух или даже трех дней. При этом нарушений сна не происходило.
Механизм депривации сна
По результатам проведенных исследований, можно сказать, что биохимия механизма лечебного голодания схожи с механизмом депривации сна.
Механизм депривации сна и голодания имеет общий момент в том, что тело на стресс высвобождает из депо энергетические ресурсы организма. Это приводит к ощущению прилива сил и повышению активности мозга. Но данный эффект имеет нестабильный характер и эффект «рикошета», когда симптоматика может вернуться с новой силой. Они могут применяться при снижении настроения и легких проявлениях депрессии. Поэтому лечить депрессию даже нетрадиционными методами нужно под присмотром специалиста.
Схема действия депривации
Все процессы организма здорового человека проходят строго периодически и соответствуют двадцати четырем часам (сон, температура тела, частота сокращения сердца, давление и процесс обмена веществ в организме). Если же человек страдает депрессией, все эти процессы не согласованы (нарушение менструального цикла у женщин, психические всплески приобретают своеобразную последовательность – сначала человек находится в подавленном состоянии, а к вечеру бодрствует и активен).
Значит можно сделать вывод, что несогласованность и разлаженность физиологической и биохимической деятельности организма и есть главным фактором депрессии (ОХ…). А метод депривации, позволяет восстановить цикличность между этими процессами в организме и победить депрессию.
Чаще всего метод лишения сна используют для лечения депрессии, которая сопровождается апатией, что приводит к его заторможенности и появлению навязчивых идей, к обостренной самокритике и заниженной самооценке.
Взаимосвязь между лишением сна и разными депрессивными состояниями организма человека
Хотелось бы отметить пациентов, страдающих тоскливой депрессией, которые лучше всех других больных поддаются лечению, намного сложнее поддается лечению тревожная депрессия, а побороть депрессию маскированную этим методом – практически не возможно.
Наблюдая за тенденцией выздоравливания пациентов, можно сказать, что эффективность метода лишения сна прямо пропорциональна форме тяжести заболевания.
Депривация сна — механизм действия
Прежде всего, нужно увеличить промежуток времени, на протяжении которого больной не спит, а бодрствует, и довести его приблизительно до сорока часов (пациент просыпается как всегда утром, а потом не спит весь день, не спит ночью, а также не спит на следующий день). Лишь на следующую ночь можно дать уснуть больному на десять часов.
Состояние больного может пойти на поправку уже после первого применения метода депривации, но, к сожалению, улучшение будет не долгим. Для того, чтобы утвердить такое состояние, необходимо применить лечение лишением сна приблизительно шесть раз, а может быть большее количество раз.
Улучшение у больного депрессией, как впрочем, и при многих других заболеваниях, идет постепенно и плавно. Сначала состояние больного может даже ухудшиться, но это будет недолго. После применения метода лишения сна, люди засыпают намного быстрее и легче. С увеличением количества процедур, постепенно улучшается настроение и положительный настрой больного.
Противопоказания для применения метода лишения сна
Процесс депривации имеет целенаправленное действие на определенные участки головного мозга. Поэтому вред тем участкам мозга, которые не принимают участия в формировании депрессивного состояния человека, не наносится совершенно никакой. Но применять этот метод для больных гипертонией, следует крайне аккуратно. Также следует обратить внимание на применение метода депривации у больных, страдающих любыми хроническими заболеваниями.
В любом случае, обратившись в «Клинику Преображение«, можно получить обширную и подробную консультацию по поводу применения метода депривации для того чтобы побороть депрессию, его особенностях, механизме протекания процесса лечения и его возможных результатах: телефон в Москве 8 800 200-01-09 Звонок по России бесплатный.
ДЕПРИВАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Что такое депривация?
Депривация (от лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.
Термин стал широко известным благодаря Джону Боулби, который считал, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве, испытывают задержку в развитии следующих сфер: когнитивной, двигательной, речевой, а также в сферах эмоционального и личностного развития.
Виды депривации:
Психологи выделяют разные виды деприваций: двигательная, сенсорная, социальная, эмоциональная и другие, но наиболее травмирующий характер для ребенка носит так называемая материнская депривация.
Сенсорная депривация — существенный недостаток сенсорных стимулов, отсутствие их разнообразия, несоответствие стимулов возможностям ребенка и задачам развития.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие и интеграция представлений о свойствах своего тела, ощущениях, поступающих как от внутренних органов, так и извне, при взаимодействии с предметами окружающего мира, формирование понимания боли или приятных ощущений, тепла и холода, разнообразных тактильных ощущений, вкуса, звука, цвета, ощущения пространства и впечатлений от собственной моторной активности и т.п.
Последствиями сенсорной депривации становятся повышенная тревога, нарушение контакта с внешней средой, неуклюжесть, нечувствительность к боли и плохое различение других сенсорных впечатлений (не чувствует, когда ему жарко или холодно, ходит в мокром, не замечая этого, не различает вкус еды, кроме «ярких вкусов», может ходить в тесной обуви, удариться и не заметить и т.п.), трудности ориентации во времени, нарушение внимания, гиперподвижность или мышечная вялость.
В качестве компенсации недостатка сенсорных впечатлений из-за плохой чувствительности к ним, ребенок может либо искать сильные, а часто и опасные сенсорные стимулы, либо погружаться в фантазии и мечтания, не имеющие отношения к реальной жизни.
Когнитивная депривация – дефицит информации, соответствующий возрасту и необходимый для развития ребенка, а также хаотичность, изменчивость, неупорядоченность этой информации, препятствующая адекватному объяснению окружающего мира.
В отсутствие развития навыка обработки информации, попадая в информационно-насыщенную среду (например, в школу) ребенок не может справиться с потоком информации, быстро истощается, демонстрирует протестное поведение или заболевает.
Социальная депривация — ограничение или полное отсутствие контактов ребенка с обществом, представляющим собой нормальное разнообразие социальных структур; ограничения в развитии собственной социальной роли в среде других людей.
Социальное развитие предполагает усвоение ребенком сложной социальной структуры общества, социальных связей, появление интуитивного ощущения собственного включения в социум, понимание своего места в нем.
Результатом социальной депривации в раннем и дошкольном возрасте становятся нарушение связи личности и своего имени, трудности развития идентичности (ребенок не может ответить на вопрос «Кто я?» «Какой я?», «Кто вокруг меня?»), повышенная социальная тревога и, как следствие, неадекватные способы социального взаимодействия (повышенная агрессия или, наоборот, ведомость, подчиняемость), склонность к социальной изоляции или социальной неразборчивости, отсутствие представлений о жизненной перспективе и позитивных социальных устремлений.
Обычно разные виды депривации связаны между собой и проявляются в комплексе, их симптоматика может объединяться.
Эмоциональная депривация – отсутствие или недостаток возможности в установлении эмоционального контакта с другим лицом, либо травматический разрыв уже созданных эмоциональных связей при отсутствии поддержки в переживании горя.
Последствием эмоциональной депривации в раннем возрасте становится отставание психического и физического развития, в том числе развития речи и социального контакта. Такие дети часто общаются со всеми одинаково, не различая особенностей того или иного собеседника, не умеют сотрудничать с другим человеком, используют стратегии общения, не соответствующие возрасту, плохо различают свои и чужие эмоции и не учитывают их в повседневной жизни. Часто вместо радости игры, такие дети неэмоционально манипулируют предметами или наблюдают за яркими стимулами (например, смотрят мультфильмы, но эмоционально не включаются в сюжет).
В следствие эмоциональной депривации у ребенка не формируется позитивный эмоциональный образ себя (я – хороший), он не чувствует, что значим для окружающих его людей, плохо ориентирован на похвалу и порицание.
Признаки эмоциональной депривации:
– Ребенок постоянно испытывает беспокойство и имеет проблемы при взаимодействии с другими людьми.
– Они всегда занимают оборонную позицию и настороженно относится к тому, что происходит вокруг него.
– Ребенок страдает от стресса.
– Его иммунная система ослабевает из-за высокого уровня депрессии.
Как эмоциональная депривация может выражаться в поведении:
У детей с эмоциональной депривацией часто возникает потребность привлечь внимание любой ценой. Для того, чтобы их наконец заметили, дети демонстративно перестают слушаться родителей и ведут себя неадекватно в общественных местах. Например, могут легко закатить истерику.
В случае, когда дети проявляют агрессию, специалисты рекомендуют уделять им повышенное внимание и слушать, что они пытаются сказать. В этом случае они почувствуют себя значимыми и обретут достаточную уверенность для того, чтобы рассказать вам о том, что их беспокоит.
3. Чувство незащищенности
Столкнувшись с эмоциональным вакуумом, дети чувствуют себя крайне уязвимыми. У них появляются страхи при общении с другими людьми. Поскольку они не чувствуют себя в безопасности, им приходится постоянно держать оборону.
Часто ребенок не способен самостоятельно справиться с эмоциональной депривацией. Из-за этого может возникнуть чувство пустоты и недоверия, которое по мере взросления будет только усиливаться.
5. Плохая успеваемость
Отсутствие внимания и любви может привести даже к проблемам с успеваемостью. Сложное психоэмоциональное состояние часто приводит к тому, что дети перестают уделять внимание учебе и делать домашние задания.
Эмоциональная депривация может также стать причиной проблем с речью. В семьях, где не принято открыто проявлять любовь, как правило, дети начинают говорить позже. Кроме того, они испытывают проблемы с социализацией. Дети подвергают свои эмоции строгой цензуре и стараются избегать привязанности к кому-либо.
6. Зависимость от гаджетов
Некоторые родители полностью передают воспитание цифровым устройствам. С практической точки зрения это удобно: дети тихо сидят, уткнувшись в планшет, телефон или телевизор. Однако технологический пузырь, который их окружает, не оставляет места проявлению живых эмоций.
Что такое материнская депривация?
Материнская депривация — это состояние, возникающее вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери, что влечет полное или частичное отсутствие у ребенка привязанности ко взрослым, подрыв доверия к миру. Исследования показали, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем возрасте, испытывают задержку и отклонения в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии. Вследствие материнской депривации у младенца даже может развиться анаклитическая депрессия.
Последствия материнской депривации:
– полная или частичная утрата возможности устанавливать полноценные близкие отношения с другими людьми и безопасную привязанность.
– чрезмерная зависимость от других людей.
– изменение отношения ребенка к самому себе (неприятие себя, аутоагрессия).
– ощущение стыда за себя, приводящее к неспособности говорить правду и уходу от ответственности.
– невротические проявления (аутостимуляция: раскачивания, стереотипные движения, сосание пальца, нарушение сна и пищевого поведения, энурез, целый спектр психосоматических заболеваний).
– высокий уровень тревожности, страхи.
– задержка психоречевого развития.
Лишение ребенка опыта заботы от постоянного взрослого ведет к тому, что ребенок становится неспособен принимать любовь и любить сам, его жизненные сценарии подчиняются принципу «добрать» любовь любой ценой (например, у разных взрослых, которые для него все «мамы»). Такой ребенок может смотреть на других людей через призму отчуждения, безразличия или обиды и агрессии и, соответственно, реализовывать программы «использования и манипулирования» или «властвования и обесценивания». Он может быть завистливым, чрезмерно критичным к другим, проявлять неблагодарность. Депривация также проявляется в социальной и нравственной дезориентации ребенка, его «психическом отчуждении», негативизме, так как угол зрения ребенка смещен в сторону негативных оценок реальности. Желание только материальных удовольствий является «заместительным удовлетворением», как и вредные привычки, алкоголь и пр., все это попытки заполнить пустоту внутри себя. Импульсивность и непереносимость лишений детей-сирот связана с огромным багажом неудовлетворенных потребностей, так что банальный отказ в покупке шоколадки может стать последней каплей и вызвать сильнейший поток негодования.
Современные исследования детей раннего возраста, находящихся в домах ребенка, показывают, что хотя воспитателям удается не допустить глубоких задержек развития, и на первый взгляд дети производят хорошее впечатление, все же полностью компенсировать проявления материнской депривации в условиях учреждения оказывается невозможно. Воспитанники домов ребенка заметно отличаются от домашних детей отсутствием волевых проявлений и инициативы. Они выглядят как пассивные куклы в руках взрослого, действуют только по определенному указанию. Их волевые акты проявляются лишь в негативном смысле и чрезвычайно скупы. Кроме того, они проявляют безличностное отношение к взрослому. Любая воспитательница, не встречая сопротивлений, может поднять, опустить, накормить, взять из рук или дать в руку игрушку. Попадая на руки, ребенок не смотрит в глаза взрослому, он просто радуется, что попал в объятия, не важно к кому. И хотя на первый взгляд такой ребенок «удобен» и «послушен», в будущем отсутствие воли и пассивность приводят к неумению преодолевать трудности, решать любые, даже простые бытовые задачи, усваивать ценностные нормы и противостоять зависимостям.
Помимо явной материнской депривации, когда мать бросает ребенка (в роддоме или позже), или в ситуациях смерти матери, существует скрытая форма. По сути для детей младенческого и раннего возраста (0-3 года) любое продолжительное отсутствие матери (в том числе эмоциональное отсутствие, когда мать в депрессии или пьет) может оказать сильнейшее депривационное действие. Скрытая материнская депривация — это ситуации, в которых нет явной разлуки ребенка с матерью, но есть очевидная недостаточность их отношений. Дэвид П. Селани в своей книге «Иллюзия любви» писал о том, что «подобно тому, как водитель, у которого бензин на исходе, стремится к бензоколонке, ребенок, не имеющий опыта заботы и поддержки, вынужден держаться рядом со своими источниками питания — неполноценными родителями».
Дети, не получившие достаточной заботы в детстве, вынуждены тратить всю свою энергию на «добывание» материнской ласки от своих ли родителей или от других людей, которые для них символизируют родителей. Парадокс заключается в том, что обделенный вниманием ребенок оказывается более привязанным к своей матери, чем тот, который любим и обласкан. Дилемма, с которой приходится сталкиваться обделенному ребенку: чем меньше родительской любви он получает, тем больше в ней нуждается, и эта потребность с годами только возрастает. «Ни один ребенок не выдержит постоянного осознания того, что родитель, в котором он так сильно нуждается, ненавидит его и постоянно отвергает. Единственно возможным решением этой проблемы становится раздельное хранение этих пакетов воспоминаний в своем внутреннем мире». Ребенок расщепляет образ кровных родителей на хороший и плохой. То же он проделывает и с собой, и с окружающими, сознание становится категоричным, объект либо прекрасен, либо отвергается тотально. Так в ситуации ссоры может казаться, что все то хорошее, что было сделано для ребенка, он не принимает в расчет. Недополученный опыт принятия и удовлетворения потребностей ребенка оставляет его без ресурса интеграции хорошего и плохого в одном человеке. Это станет возможным только после накопления достаточного позитивного опыта, поэтому так важно вкладываться именно в отношения с ребенком.
Обиженный ребенок не может смириться с действительностью, в которой родитель может безо всякого повода выместить на нем свою злость. Чтобы обрести некое ощущение безопасности, ребенок обосновывает наказание своими моральными недостатками, например, неаккуратностью или ленью, которые и стали причиной родительской нелюбви или оскорбления. Зависимым и нуждающимся в любви детям невыносимо признавать, что они живут в непредсказуемом мире, где их никто не любит, где их бьют и унижают просто потому, что им не повезло с родителями. Попытка хоть как-то объяснить и сделать пугающую ситуацию более предсказуемой толкает детей на принятие на себя ответственности за реакции родителя. Ведь если он тому причиной, значит эта ситуация хаоса в его сознании поддается контролю: если он ее запускает, значит, он может и остановить. Трудное поведение приемных детей может быть попыткой создания для себя понятной, предсказуемой ситуации. Таким кривым способом они пытаются получить подтверждение своей ценности, значимости от взрослого, попросить о помощи и поддержке.
Что делать родителям при обнаружении у ребенка депривационного синдрома?
Использованы материалы книги Нильса П. Рюгаарда «Дети с нарушением привязанности».