Депутаты списочники и одномандатники в чем разница
Чем отличается «одномандатник» от «списочника»
Все нередко приходится слышать от разных людей: «А кого и как мы выбираем?» Система выборов в Госдуму действительно непроста по сравнению, например, с прошлогодней губернаторской кампанией. В преддверии дня голосования подробно разъясняем.
Выборы Госдумы VIIсозыва проходят по смешанной системе: 225 депутатов будут избраны по единому федеральному округу (пропорциональная система; проще говоря, по партийным спискам), еще 225 – по одномандатным округам (мажоритарная система).
Для попадания в думу по пропорциональной системе партии необходимо преодолеть барьер – 5%. Одномандатникам нужно просто получить относительное большинство в своём округе. Республика Марий Эл сама по себе является одним округом (не все регионы таковы: например, Крым и Дагестан делятся на 3 избирательных округа, Башкортостан – на 6).
Смешанная система выборов применялась в 1993, 1995, 1999 и 2003 годах. В 2007 и 2011 годах применялась пропорциональная система.
Кого и для чего выбирать?
Первая половина кандидатов, которая идёт по единому федеральному округу, это будут, грубо говоря, «федеральные депутаты». Их интерес – вся Россия-матушка, «от Волги и до Енисея». Партии выдвигают списки, состоящие из одной федеральной группы кандидатов (не более 10 человек) и нескольких региональных групп (не менее 35). Как пояснили в ЦИК РМЭ, по итогам подсчёта, в зависимости от процента набранных голосов, в Думу первыми попадают кандидаты из федеральной части списка. А оставшиеся места распределяются среди кандидатов региональной части, исходя из соотношения голосов, поданных за партию в том или ином регионе. Если, например, в Марий Эл за список партии проголосовали 20%, а в Татарстане только 10%, то пройдут кандидаты из нашей региональной группы. Если наоборот – из региональной группы Татарстана. В нашу региональную группу может входить не только Марий Эл, но и другие регионы, это зависит от решения конкретной партии.
Кандидаты по одномандатным округам позиционируют себя как защитники конкретного региона, честь и уровень жизни которого они будут отстаивать в Думе. Поскольку мы географически в сравнении с другими регионами невелики, Марий Эл в нижней палате Парламента представляет один человек. Впрочем, есть ещё законодательно застолблённые места в палате верхней – Совете Федерации. Конституция выделяет каждому субъекту РФ два кресла, но сейчас не об этом органе речь.
Резюме: когда голосуем по спискам, думаем о России, когда за одномандатников – о республике. Графы «против всех» в бюллетенях не будет.
Пройдемся по именам
Многие из представленных партий вам знакомы со времён образования Российской Федерации, некоторые из них сидели в Госдуме буквально всегда (в каждом созыве), но есть и новые имена. Пропорциональная система определит представительство в нижней палате Парламента от партий, преодолевших 5-процентный барьер, из следующего списка:
Партии-участницы в порядке, выбранном жеребьевкой ЦИК:
2. Коммунистическая партия – Коммунисты России;
3. Российская партия пенсионеров за справедливость;
5. Экологическая партия «Зеленые»;
8. Партия народной свободы «Парнас»;
9. ВПП Партия Роста;
10. ВПП Гражданская Сила;
11. Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»;
13. Патриоты России;
14. Справедливая Россия.
По одномандатному округу в Марий Эл избираются следующие кандидаты:
Яковлева Лариса Николаевна Единая Россия
Золотухин Роман Владимирович Родина
Смышляев Андрей Александрович Гражданская платформа
Шпарбер Денис Викторович Коммунисты России
Казанков Сергей Иванович КПРФ
Федоров Альберт Иванович ЛДПР
Уланова Екатерина Валентиновна Яблоко
Зонов Юрий Александрович Зелёные
Глущенко Наталия Владимировна Справедливая Россия
Казаков Олег Александрович самовыдвиженец
По данным ЦИК РМЭ, в республике будет работать 531 избирательный участок. Выборы будут проходить в единый день голосования – 18 сентября. Тем, кто хотел бы провалить данное мероприятие посредством игнорирования, напомним, что выборы будут признаны состоявшимися при любой явке. Приходите на участки!
Чем отличается «одномандатник» от «списочника»
Все нередко приходится слышать от разных людей: «А кого и как мы выбираем?» Система выборов в Госдуму действительно непроста по сравнению, например, с прошлогодней губернаторской кампанией. В преддверии дня голосования подробно разъясняем.
Выборы Госдумы VII созыва проходят по смешанной системе: 225 депутатов будут избраны по единому федеральному округу (пропорциональная система; проще говоря, по партийным спискам), еще 225 – по одномандатным округам (мажоритарная система).
Для попадания в думу по пропорциональной системе партии необходимо преодолеть барьер – 5%. Одномандатникам нужно просто получить относительное большинство в своём округе. Республика Марий Эл сама по себе является одним округом (не все регионы таковы: например, Крым и Дагестан делятся на 3 избирательных округа, Башкортостан – на 6).
Смешанная система выборов применялась в 1993, 1995, 1999 и 2003 годах. В 2007 и 2011 годах применялась пропорциональная система.
Кого и для чего выбирать?
Первая половина кандидатов, которая идёт по единому федеральному округу, это будут, грубо говоря, «федеральные депутаты». Их интерес – вся Россия-матушка, «от Волги и до Енисея». Партии выдвигают списки, состоящие из одной федеральной группы кандидатов (не более 10 человек) и нескольких региональных групп (не менее 35). Как пояснили в ЦИК РМЭ, по итогам подсчёта, в зависимости от процента набранных голосов, в Думу первыми попадают кандидаты из федеральной части списка. А оставшиеся места распределяются среди кандидатов региональной части, исходя из соотношения голосов, поданных за партию в том или ином регионе. Если, например, в Марий Эл за список партии проголосовали 20%, а в Татарстане только 10%, то пройдут кандидаты из нашей региональной группы. Если наоборот – из региональной группы Татарстана. В нашу региональную группу может входить не только Марий Эл, но и другие регионы, это зависит от решения конкретной партии.
Кандидаты по одномандатным округам позиционируют себя как защитники конкретного региона, честь и уровень жизни которого они будут отстаивать в Думе. Поскольку мы географически в сравнении с другими регионами невелики, Марий Эл в нижней палате Парламента представляет один человек. Впрочем, есть ещё законодательно застолблённые места в палате верхней – Совете Федерации. Конституция выделяет каждому субъекту РФ два кресла, но сейчас не об этом органе речь.
Резюме: когда голосуем по спискам, думаем о России, когда за одномандатников – о республике. Графы «против всех» в бюллетенях не будет.
Пройдемся по именам
Многие из представленных партий вам знакомы со времён образования Российской Федерации, некоторые из них сидели в Госдуме буквально всегда (в каждом созыве), но есть и новые имена. Пропорциональная система определит представительство в нижней палате Парламента от партий, преодолевших 5-процентный барьер, из следующего списка:
Партии-участницы в порядке, выбранном жеребьевкой ЦИК:
2. Коммунистическая партия – Коммунисты России;
3. Российская партия пенсионеров за справедливость;
5. Экологическая партия «Зеленые»;
6. «Гражданская платформа»;
8. Партия народной свободы «Парнас»;
9. ВПП Партия Роста;
10. ВПП Гражданская Сила;
11. Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»;
13. Патриоты России;
14. Справедливая Россия.
По одномандатному округу в Марий Эл избираются следующие кандидаты:
Яковлева Лариса Николаевна Единая Россия
Золотухин Роман Владимирович Родина
Смышляев Андрей Александрович Гражданская платформа
Шпарбер Денис Викторович Коммунисты России
Казанков Сергей Иванович КПРФ
Федоров Альберт Иванович ЛДПР
Уланова Екатерина Валентиновна Яблоко
Зонов Юрий Александрович Зелёные
Глущенко Наталия Владимировна Справедливая Россия
Казаков Олег Александрович самовыдвиженец
По данным ЦИК РМЭ, в республике будет работать 531 избирательный участок. Выборы будут проходить в единый день голосования – 18 сентября. Тем, кто хотел бы провалить данное мероприятие посредством игнорирования, напомним, что выборы будут признаны состоявшимися при любой явке. Приходите на участки!
Денис ДОЛГОПОЛОВ
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи! Рекомендуем вам зарегистрироваться или войти на сайт под своим логином и паролем! Вы можете авторизоваться на сайте при помощи своего аккаунта в социальных сетях!
Выборы для начинающих: кого и как предстоит выбрать приморцам 18 сентября
Главное политическое событие этой осени — выборы в Государственную думу — состоится уже в ближайшее воскресенье. 18 сентября россияне сформируют Седьмой созыв Госдумы, а приморцы еще и выберут депутатов местного парламента. Кто избирается, как проголосовать и какие партии участвуют в предвыборной гонке — в обзоре VL.ru.
По всему городу появились плакаты с людьми, которые говорят что-то патриотичное и обещают «единство» и «справедливость». Что происходит?
Это предвыборная агитация. Уже через неделю в России состоятся выборы.
Кроме того, в Приморье в этот день еще будут выбирать и депутатов местного парламента — Законодательного собрания. Их всего 40 человек — половина пройдет по одномандатным округам, еще половина — по партийным спискам.
Что значит это странное слово «одномандатник»?
Второй вариант. Что такое «партийные списки»?
В бюллетене будут и конкретные кандидаты, и списки? Я буду голосовать за человека, за партию или за группу людей?
Депутаты Государственной думы принимают конституционные и федеральные законы. А также дают согласие президенту РФ на назначение председателя Правительства, решают вопрос о доверии кабинету министров и заслушивают его ежегодные отчеты. Они назначают и освобождают от должности председателя Центрального банка РФ, уполномоченного по правам человека, председателя Счетной палаты. Также Госдума может объявлять амнистии и инициировать импичмент главы государства.
Чем занималась Госдума прошлого созыва и депутаты от Приморья — можно посмотреть тут.
У Законодательного собрания полномочия чуть менее масштабные: они работают с местным законодательством, заслушивают отчеты губернатора и принимают краевой бюджет.
Когда голосовать?
Выборы в России теперь проходят в Единый день голосования. В этом году это воскресенье, 18 сентября.
Но некоторые жители края будут голосовать досрочно — это моряки, которые в день голосования будут в рейсе. А также жители затопленных районов Приморья. Пока утверждено досрочное голосование в 8 районах края: Лазовском, Ханкайском, Тернейском, Ольгинском, Кавалеровском, Красноармейском, Чугуевском и Дальнереченском.
Здесь избирательные участки будут работать с 08.00 до 20.00 в четверг, 15 сентября.
Отметим, что хотя голосовать все будут в разные дни, урны с избирательными бюллетенями будут вскрываться только 18 сентября. Раньше нельзя.
Что нужно, чтобы проголосовать?
Для этого необходимо прийти 18 сентября на свой избирательный участок. Узнать, где он находится, можно на сайте Крайизбиркома. Специально к выборам здесь запущены два полезных сервиса: один помогает найти избирательный участок, а второй — найти себя в списке избирателей. Сервисы работают, мы проверяли: перейдя по ссылке и заполнив форму, вы узнаете, какие выборы состоятся в ближайшее время, где находится ваш избирательный участок и как связаться с избирательной комиссией.
Номер своего избирательного участка, адрес помещения для голосования и телефон участковой избирательной комиссии вы можете узнать также по телефону 09 (звонок бесплатный).
Учитывайте, что пустой бюллетень или неправильно заполненный тоже считается, но не принесет голоса ни одному из кандидатов.
Из кого выбирать?
В Государственную думу седьмого созыва избираются 14 партий: «Родина», «Коммунисты России», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Единая Россия», «Зеленые», «Гражданская платформа», ЛДПР, ПАРНАС, «Партия роста», «Гражданская сила», «Яблоко», КПРФ, «Патриоты России», «Справедливая Россия».
Так как партий больше десяти, то в бюллетене для голосования по федеральному избирательному округу приводятся названия и эмблемы политических партий. Сведения о кандидатах и региональных группах размещаются отдельно, например, на информационных стендах в помещении для голосования.
Также обстоят дела и с выборами в Законодательное собрание. Только здесь партий всего шесть: «Яблоко», «Справедливая Россия», КПРФ, «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Единая Россия» и ЛДПР.
Что делать, если я хочу проголосовать, но не смогу прийти на избирательный участок 18 сентября. Смогу я сделать это потом?
Нет, не сможете. Выборы проходят только 18 сентября. Досрочные выборы как таковые в России отменены (за исключением экстренных ситуаций, как на севере Приморья, например). Но вы можете получить открепительное удостоверение и проголосовать 18 сентября в другом месте.
Получить открепительное удостоверение можно, обратившись в вашу участковую избирательную комиссию (найдите ее на сайте Крайизбиркома). Оно выдается начиная за 10 дней до выборов. В день голосования открепительные удостоверения не выдаются.
Вместе с этим удостоверением и документом, удостоверяющим личность, вы сможете проголосовать на другом участке. Но тоже только 18 сентября.
Если вы заболели внезапно, а отдать свой голос за кандидата или партию очень хочется, то необходимо обратиться в свою избирательную комиссию не позже, чем за 6 часов до закрытия участков (до 14.00). Если вашу причину неявки сочтут уважительной, то к вам направят сотрудников избиркома с бланками бюллетеней и переносным опечатанным ящиком для голосования.
В 20.00 18 сентября избирательные участки закроются. Но на этом все самое интересное только начнется — начнется подсчет голосов.
Когда возвращаются одномандатники
До новых выборов Госдумы еще далеко, но уже начались разговоры о том, что принцип формирования нижней палаты парламента России вновь изменится. То, что в России каждые очередные парламентские выборы проходят по новым правилам, не новость. Новостью может стать дальнейшее свертывание партийной системы через увеличение количества избранных в одномандатных округах депутатов с нынешних 50 до 75% от общего состава Госдумы.
Почему российская власть так любит одномандатников и при первых же признаках снижения своего рейтинга урезает партийные квоты? Даже в момент запуска нынешней системы в 1993 г. только половина мест в Думе распределялась по партспискам, хотя сама конфигурация двухпалатного парламента явно предполагала пропорциональное избрание нижней палаты. Ответ прост: выборы в округах – чрезвычайно затратное мероприятие и, за редким исключением, побеждают в них только состоятельные или имеющие доступ к административному ресурсу кандидаты, отнюдь не чужие для исполнительной власти.
Опасения ельцинской администрации по поводу пропорциональной системы были вполне обоснованны: выборы 1993–1995 гг. показали, что тогдашние «партии власти» не могли привлечь массовый электорат, зато это прекрасно получалось у оппозиционных ЛДПР и КПРФ. С тех пор, похоже, и живет в коридорах президентской администрации страх перед неконтролируемым допуском партий на выборы: в любой момент умелый оппозиционный лидер может воспользоваться недовольством избирателей и несколькими яркими выступлениями обеспечить своей партии мощное представительство в Думе, осложнив жизнь исполнительной власти. Тогда же показали свою полезность и депутаты, избранные по мажоритарной системе: именно за счет их голосов Борис Ельцин раз за разом получал существенное представительство в парламенте, несмотря на неутешительные для проправительственных сил итоги голосования за партсписки.
Расклад сил в Думе радикально изменился при Путине, когда на некоторое время (2007–2011 гг.) вернулась полностью пропорциональная схема. В условиях высокого уровня популярности президента это привело к окончательному разгрому региональных элит: теперь все мандаты распределялись централизованно и механизм подстраховки через выборы в округах потерял смысл.
Казалось, была выстроена идеально работающая политическая система. Но как только популярность власти пошла вниз, вернулся старый страх: а вдруг Зюганов, Жириновский или кто-то еще все-таки сможет прыгнуть выше головы и каким-то образом привлечь к себе растущий протестный электорат? Поэтому в 2016 г. в игру снова вернули одномандатников. Возможно, свою роль в возвращении к смешанной схеме сыграли и успешные для власти результаты выборов Мосгордумы в 2014 г., когда столичный парламент вновь избирался по мажоритарному принципу.
Но безоглядная ставка на одномандатников чревата новыми проблемами для власти, и это как раз доказывают события конца 90-х – начала 2000-х гг. Тогда одномандатники оказались ситуативными агентами формирующейся путинской вертикали. И хоть потом многие из них и пожалели об этом, но демонтаж прежней, относительно плюралистичной, политической системы во многом был произведен именно их руками.
Тем не менее есть один важный нюанс: в конце 90-х и начале 2000-х власть сначала позволяла сильным политикам избраться в Думу, а потом формировала из них лояльное большинство, используя широкий спектр не столько кнутов, сколько пряников. Тогда быть депутатом было гораздо выгоднее и перспективнее, потому что исполнительной власти приходилось вновь и вновь добиваться его лояльности, и чем сложнее была ситуация, тем дороже ей это обходилось.
Сейчас главный дисциплинирующий фактор – кнут, а пряников почти не осталось: любая попытка депутата голосовать вопреки спущенным сверху установкам чревата серьезными последствиями. Но если избравшихся, пусть и с согласия власти и даже при ее помощи, одномандатников в Думе будет большинство – сможет ли этот рычаг быть столь же эффективным? Не станет ли желание общими усилиями избавиться от кнута и потребовать пряники катализатором разрушения нынешнего порядка вещей?
Как мы будем выбирать депутатов
Законы о выборах в России – самые часто меняющиеся. Ни одни выборы в Госдуму не прошли по одному и тому же закону. Не отстают от «старших товарищей» и в регионах: недавно изменился закон о выборах в новосибирское заксобрание. Тайга.инфо предлагает его научно-популярное изложение.
Законы о выборах в России — самые часто меняющиеся. Ни одни выборы в Госдуму не прошли по одному и тому же избирательному закону. Не отстают от «старших товарищей» и региональные депутаты: недавно существенным изменениям подвергся закон о выборах в новосибирское заксобрание. Тайга.инфо предлагает его научно-популярное изложение.
Приведём одну цитату из закона Новосибирской области о выборах депутатов заксобрания, которая описывает порядок распределения мест между партиями: «Сумма голосов избирателей, полученных каждым областным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится последовательно на числа из ряда возрастающих натуральных чисел (делителей) от двух до 38. Частные, определенные с точностью до шестого знака после запятой, полученные после осуществления указанной в абзаце первом настоящей части процедуры деления по всем областным спискам кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, распределяются в порядке убывания».
Далее — еще пара страниц подобной математики, смысл которой понять очень сложно.
Тем не менее, сразу после выборов очень многие люди хватают калькуляторы и начинают высчитывать квоты и шансы, а ещё через некоторое время наше голосование, пропущенное через хитроумные подсчёты, превращается в конкретные депутатские мандаты.
1. Округа и списки
Мы уже привыкли к партийным спискам. Впервые они (в новейшее время) появились на выборах в Госдуму в 1993 году. Именно с тех пор Кремль упорно внедряет их, невзирая на недовольство как избирателей, так, зачастую — и депутатов. Причина настойчивости Кремля понятна — «списочниками» легче манипулировать, ведь они больше зависят от партийного руководства, чем от избирателей.
В результате сокращения числа округов произошла их перенарезка, а сами округа стали больше
Новосибирская область не стала спешить переходить на стопроцентные выборы по партийным спискам. В октябре нам предстоят выборы в Законодательное собрание (до недавнего времени — Новосибирский областной Совет депутатов), в которое пройдут 76 депутатов. 38 из них будут избраны по округам, ещё 38 — по партийным спискам. Нынешний состав — более многочисленный: 98 депутатов, 49 — от округов, 49 — от партсписков. В результате сокращения числа округов произошла их перенарезка, а сами округа стали больше.
Выборы по одномандатным округам пройдут «как обычно». Партии, представленные в Госдуме («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия»), смогут выставить кандидатов без сбора подписей, остальным желающим придётся подписи собирать, что чревато возможным снятием с выборов. Как показывает практика, «за подписи» можно снять почти любого. Победит в округе тот кандидат, который наберёт больше других (простое большинство). Второго тура не будет, голосования «против всех» — тоже. В общем, всё довольно просто и привычно. Со списками же дело обстоит сложнее.
2. Списки
Итак, придём мы 10 октября на избирательные участки, возьмём бюллетени и что увидим? В одном бюллетене мы увидим кандидатов по округу (и надо будет галочкой указать того, который нравится). В другом будет четыре-пять партийных списков. От «Единой России», КПРФ, ЛДПР, «Справедливой Росси», и, быть может, ещё от какой-нибудь партии, которая сможет наскрести денег и найти кандидатов.
В каждом партсписке мы увидим три (не более) фамилии во главе «областного списка». И еще две-три во главе территориальной группы — так называемого «местного списка». Областная часть списка каждой партии будет одна и та же по всему региону. А вот так «местный список» — свой в каждом из 38 избирательных округов. Нам надо будет отметить галочкой ту партию, которой доверяем (больше, чем другим). Со стороны избирателя, опять же, всё довольно привычно. Сложности возникают для партий.
Для КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» вполне «надёжными» можно будет считать только места в общеобластной части списка.
Во-первых, им надо найти трех известных и достойных (хочется верить, что партии этим озабочены) кандидатов для общеобластной части списка. Эта задача не из легких, судя по тому, что некоторые партии намерены ставить во главе списков своих федеральных лидеров, которые в заксобрание депутатами точно не пойдут. Во-вторых, им надо составить 38 «местных списков», минимум из двух кандидатов каждый (желательно тоже известных и достойных). В-третьих, практически невозможно заранее предсказать, какой из «местных списков» будет проходным, а какой — нет. Куда ставить партийных функционеров, спонсоров и других полезных для партии людей? «Единой России» проще — она может найти несколько «надёжных» округов, в которых не подведут местные избиратели, администрация и руководители предприятий. Для КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» вполне «надёжными» можно будет считать только места в общеобластной части списка.
3. Как распределятся мандаты по спискам?
Сначала избирком посчитает, сколько избирателей приняли участие в выборах. От этого числа определят 7%.
К распределению депутатских мандатов будут допущены областные списки кандидатов, внесенные в избирательный бюллетень, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому областному избирательному округу. Если партия наберёт от 5% до 7%, то она получит один мандат.
Если партия наберёт от 5% до 7%, то она получит один мандат
До распределения мандатов между областными списками кандидатов, получившими 7 и более процентов голосов, по одному мандату передадут каждому областному списку, получившему от 5% до 7% голосов и не допущенному к распределению депутатских мандатов. Затем каждый областной список, допущенный к распределению мандатов, получит по одному мандату. Распределение оставшихся мандатов будет проходить в следующем порядке. Число голосов избирателей, полученных каждой партией (допущенной к распределению мандатов) делится последовательно на числа из возрастающего ряда натуральных чисел (делителей), начиная с 2.
Частные, определенные до шестого знака после запятой, полученные по всем партиям, распределяются в порядке убывания.
Мандаты получают списки кандидатов, частные которых имеют наибольшие значения до числа мандатов, оставшихся после первоначального распределения (в результате которого по одному мандату получили списки, набравшие от 5% до 7% голосов и по одному мандату — списки, допущенные к распределению мандатов)
Если два и более частных равны, то последний подлежащий распределению мандат получит список кандидатов, набравший большее число голосов, а в случае равенства голосов — список кандидатов, зарегистрированный ранее. Полученное число будет «ценой мандата».
Каждая партия получит столько мандатов, сколько ей удалось набрать целых «цен мандатов«
Каждая партия получит столько мандатов, сколько ей удалось набрать целых «цен мандатов». Из-за дробей (остатков от деления числа голосов, полученных партиями на «цену мандата») еще останется несколько мандатов, их получат (по одному) те партии, у которых эти дроби больше.
В некоторых регионах закон о выборах написан так, что все «дроби» достаются той партии, которая набрала большинство. Так как полный текст последних поправок в закон нам пока не доступен, мы точно не знаем, как обстоит дело у нас. Но, судя по отсутствию возмущения со стороны «оппозиционных партий», в Новосибирске «медведи» не стали опускаться до крохоборства.
А вот дальше ещё интереснее. Как распределятся мандаты внутри партийного списка? Первые три достанутся «общеобластной тройке». Остальные — тем «местным спискам», которые набрали больше голосов (а не процентов), чем другие «местные списки» этой же партии. Из-за «мелкой нарезки» (на 38 «местных списков») вариант, что одному «местному списку» достанется больше одного мандата — маловероятен. При отказе «паровозов» из тройки от депутатства, мандаты достанутся следующим по количеству голосов «местным спискам».
4. К чему приведёт такая система?
Раньше кандидаты по списку могли смело «бить баклуши». Одни (которые располагались в списке повыше) — проходили гарантировано. Другие (которые оказались внизу) — шансов не имели по-любому. Какая-то мотивация была у кандидатов «в середине», но они тоже понимали, что от прогноза погоды на день выборов их шансы зависели сильнее, чем от собственных усилий.
Теперь мы увидим «в поле» не только кандидатов-одномандатников, но и списочников
Теперь же ситуация изменилась в корне. «Списочники» будут идти «ноздря в ноздрю» по числу собранных их «местными списками» голосов. От усилий по приводу избирателей на участки будет зависеть очень много. Теперь мы увидим «в поле» не только кандидатов-одномандатников, но и списочников.
Будут и такие округа, в которых ни один кандидат от «местных списков» всех партий не пройдёт вообще. Ведь всего по спискам распределяется 38 мандатов, порядка десяти достанется «общеобластным спискам» (из-за этого десять округов останется без «своих» списочников). Также те округа, где больше численность избирателей и выше явка, могут получить по «партийному мандату» сразу от двух-трёх партий («оголив» тем самым другие округа).
Впрочем, потеря «партийного депутата» — небольшое горе. Обычно избиратели вообще «списочников» не видят, к тому же, в любом случае будут «общеобластные» партийцы. Из-за того, что гарантированными являются места только в «общеобластной тройке», мы вполне можем увидеть в ней на вторых-третьих местах фамилии тех кандидатов, которых раньше «прятали» в список поглубже (желательно настолько, чтоб в бюллетень вообще не попадали).
КПРФ и особенно «Справедливая Россия» с ЛДПР будут вынуждены набирать в списки малоизвестных людей из местных активистов (или вообще — откуда попало), чтобы «закрыть» все «местные списки». В результате в облсовет может попасть пяток совершенно случайных «людей с улицы». Впрочем, их быстро обучат депутатскому мастерству. Нажимать кнопки — дело не хитрое.
5. Пример
Все цифры, приведённые ниже, «взяты с потолка», к реальным данным соцопросов никакого отношения не имеют. Также нам не известно о намерении лидеров списков идти или не идти в заксобрание, поэтому просьба не воспринимать данный пример, как прогноз.
Один мандат гарантирован всем партиям, «общеобластные списки» которых получили от 5% до 7% голосов избирателей.
Предположим, «Единая Россия» наберёт по списку 50%, КПРФ — 22%, ЛДПР — 12%, «Справедливая Россия» — 8%, партия «А» — 5%, партия «Б» — 3%. Партия «А» получит один мандат. Для распределния останется 37 мандатов. Их разделят «ЕР», КПРФ, ЛДПР, «СР».
«Цена мандата» — 2,49%.
У «ЕР» — 20 целых, 0,11 — дробь.
У КПРФ — 8 целых, 0,85 — дробь.
У ЛДПР — 4 целых, 0,83 — дробь.
У «СР» — 3 целых, 0,22 — дробь.
Остаётся два «дробных» мандата, они достаются КПРФ и ЛДПР (самые большие «дроби»). Итого по спискам: «ЕР» — 20 мандатов, КПРФ — девять, ЛДПР — пять, «СР» — три, партия «А» — один.
У «ЕР» из тройки уходят два «паровоза», один остаётся. 19 мандатов распределятся по «местным спискам». То есть, в заксобрание попадёт каждый второй «списочник», возглавляющий «местный список» единороссов.
У КПРФ из тройки двое пойдут в облсовет, «местным спискам» достанется 7 мандатов (на 38 «местных списков»), где именно — предсказать невозможно.
У ЛДПР из «тройки» двое пойдут в облсовет, три мандата достанется «местным спискам» (неизвестно где).
У «СР» из «тройки» двое пойдут в облсовет, один мандат достанется какому-то «местному списку».
Ещё 38 мандатов распределятся по округам. Там могут пройти не только представители партий, но и беспартийные кандидаты-одномандатники.
Тайга.инфо