Деревне русская литература что это

Деревенская проза

Содержание

История

Хотя отдельные произведения, критически осмысляющие колхозный опыт, начали появляться уже с начала 1950-х (очерки Валентина Овечкина, Александра Яшина, Анатолия Калинина, Ефима Дороша), только к середине 1960-х «деревенская проза» достигает такого уровня художественности, чтобы оформиться в особое направление (большое значение имел для этого рассказ Солженицына «Матрёнин двор»). Тогда же возник и сам термин.

Крупнейшими представителями, «патриархами» направления считаются Ф. А. Абрамов, В. И. Белов, В. Г. Распутин. Ярким и самобытным представителем «деревенской прозы» младшего поколения стал писатель и кинорежиссёр В. М. Шукшин. Полуофициальным органом писателей-деревенщиков был журнал «Наш современник».

Начало Перестройки ознаменовалось взрывом общественного интереса к новым произведениям наиболее видных из них («Пожар» Распутина, «Печальный детектив» В. П. Астафьева, «Всё впереди» Белова), но изменение социально-политической ситуации после падения СССР привело к тому, что центр тяжести в литературе сместился к другим явлениям, и, как считалось до недавнего времени и продолжает считаться частью исследователей, деревенская проза выпала из актуальной литературы.

Значительные произведения деревенской прозы

ГодНазваниеАвтор
1953Очерки о колхозной жизниОвечкин, Валентин Владимирович
1957Братья и сёстрыАбрамов, Фёдор Александрович
1963Матрёнин дворСолженицын, Александр Исаевич
1965На ИртышеЗалыгин, Сергей Павлович
1966Привычное делоБелов, Василий Иванович
1966ЖивойМожаев, Борис Андреевич
1966ЛюбавиныШукшин, Василий Макарович
1976Прощание с МатёройРаспутин, Валентин Григорьевич
1976Царь-рыбаАстафьев, Виктор Петрович
1982Живая водаКрупин, Владимир Николаевич

Примечания

Библиография

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Деревенская проза» в других словарях:

деревенская проза — романы, повести и рассказы, действие которых разворачивается преимущественно в сельской местности, чем определяется специфика образов, характеров, конфликтов и ситуаций. Рубрика: роды и жанры литературы Род: * художественная проза Прочие… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Деревенская проза — значительное, духовно и эстетически действенное тематическое направление в лит ре 1960 нач. 1980 х гг., осмысляющее драматич. судьбу крест ва, рус. деревни в 20 в., отмеченное обостренным вниманием к вопросам традиции, нар. нравственности, к… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

проза деревенская — см. деревенская проза … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

художественная проза — см. проза + художественная литература. Рубрика: Роды и жанры литературы Род: Проза Вид: военная проза … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Русская литература — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Русская литература … Википедия

Сучкова, Ната — Ната Сучкова Фото 2012 года Имя при рождении: Наталь … Википедия

СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, многонациональное единство литератур народов СССР, сложившееся в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции и в ходе построения социализма. Как идейно эстетическое целое С. л. характеризуется единой… … Литературный энциклопедический словарь

ДЕРЕВНЯ — Небольшое крестьянское (см. крестьянин*) селение. Слово деревня появилось в ХIV веке и обозначало небольшое поселение, обычно до 10 дворов (см. двор*), основанное на разодранном, то есть расчищенном под пашню участке земли. Деревню, состоящую… … Лингвострановедческий словарь

Солоухин, Владимир Алексеевич — Владимир Солоухин … Википедия

Источник

Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что этоФёдор Александрович Абрамов (1920-1983)

«Я горжусь тем, что я вышел из деревни»

Федор Абрамов родился в селе Веркола Архангельской области. С третьего курса филологического факультета ЛГУ ушёл в народное ополчение. После ранения его вывезли из блокадного города по льду Ладожского озера. Как нестроевик был оставлен в тыловых частях, затем взят в органы контрразведки “Смерш”, где прослужил до конца войны. Вернувшись в ЛГУ, закончил его с отличием, затем несколько лет заведовал там кафедрой советской литературы.

Из отзывов читателей:

«Такие книги читать обязательно надо, чтобы не быть Иванами, родства не помнящими.

« Прочла четыре книги о Пряслиных, и как вроде с ними прожила их нелегкие годы, с ними пахала, сеяла, жилы рвала. У нас кишка тонка так жить. Мельчаем, люди. Неужели вырождаемся?»

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что этоВалентин Григорьевич Распутин (1937)

Валентин Распутин родился в деревне Аталанка Иркутской области. Закончив местную начальную школу, он вынужден был уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского»). После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Дебютировал в качестве рассказчика (первые сборники “Край возле самого неба” и “Костровые новых городов” вышли в 1966 году). Первым произведением, принёсшим ему известность, стала повесть “Деньги для Марии” (1967). В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970). Затем последовали повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей. В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи — век люби». Появление в 1985 году повести Распутина «Пожар» вызвало большой интерес у читателя. В последние годы писатель много времени отдает общественной и публицистической деятельности. Живет и работает в Иркутске.

Из отзывов читателей:

«Мой совет: читайте и размышляйте вместе с Распутиным. Если, конечно, душе не претит размышлять».

«Познакомился с Распутиным по фильму «Уроки французского» и после почти все, что попадалось прочитать, учило жить по мужски, крепко стоять на ногах, «уставать от усталости, а не от собственной старости». Он научил меня видеть, что блестит, а что драгоценно».

«Считаю, что Распутин незаслуженно подзабыт. В нем столько простоты, доброты, смирения и, в то же время, столько силы, такое единение с природой. Начинаешь понимать, как на самом деле всё просто в жизни, и как мало нужно человеку для счастья, и как легко можно разрушить это счастье».

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что этоВиктор Петрович Астафьев (1924-2001)

Выдающийся русский писатель, один из немногих, кого ещё при жизни называли классиком. Он завоевал любовь миллионов читателей своей искренностью, неподдельной болью о судьбах своей Родины и своего народа.

Деревенская тема поначалу наиболее полно воплотилась в первой книге «Последнего поклона», повести «Ода русскому огороду», рассказе “Жизнь прожить”, многих “Затесях”… В них ощущение “малой родины” с ее подворьем и пашней как гармонического мироздания. Поэтизация естественности природного и хозяйственного круговорота жизни. Включенность в него как мерило истинности существования человека. Своеобычность национальных характеров.

Из отзывов читателей

«Начал с прочтения «Затесей»- гениально. Чем больше узнавал о творчестве писателя, тем больше восхищался. «Печальный детектив», «Царь-рыба», «Последний поклон»- лучше не бывает. Жёстко, честно, великолепный русский язык. Мой любимый писатель».

«Рекомендую всем книги Астафьева, они помогают не только увидеть «как там делают и поступают» другие, но заставляет больше покопаться в себе, представить себя в той или иной ситуации, задать вопрос «а как бы я? и что со мной было бы?»

«Писатель честный, жесткий, порой жестокий, не щадящий чувств читателя. Страшная, совершенно неудобоваримая, порой отвратительная, но Правда. »

«Пока читал, не отступала мысль: вот ведь какое чудо есть литература. Всем на равных условиях предложены 33 буквы и бумага. Один автор из такого конструктора сварганит избитую пошлую писанину, а другой соорудит блистательный изумруд, мудрый, честный и вечный! Вот такой изумруд Астафьева и попался мне в этот раз».

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что этоВасилий Иванович Белов (1932)

Василий Белов родился в деревне Тимониха Вологодской области. Его отец Иван Федорович погиб на войне, мать Анфиса Ивановна в одиночку растила пятерых детей (в своих воспоминаниях «Невозвратные годы» Белов подробно описывает всех деревенских родственников). После семи лет обучения в деревенской школе работал счетоводом, потом окончил ФЗО, где получил специальность слесаря, моториста и электромонтера. Армейскую службу проходил в Ленинграде. В газете Ленинградского военного округа опубликовал первые стихи «На страже Родины», а затем поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького.

Многие рассказы и повести Белова, по определению критика Ю.Селезнёва, “небогаты внешними событиями, резкими поворотами сюжета. Нет в них и занимательной интриги. Но они богаты человеком”. По словам другого критика, М.Лобанова: “Ему доступна не речевая шелуха, а дух народного языка и его поэзия”.

Из отзывов читателей

«Я Василия Ивановича полюбил, когда начал читать его рассказы. И вот однажды я читал рассказ, где описывается предгрозовое состояние природы. Он пишет простыми словами так, что ты слышишь аромат трав, ты чувствуешь, как после грозы запах озона в воздухе стоит. Мне кажется лучше Белова о нашей земле, о нашей природе никто не писал».

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это Деревне русская литература что это. Смотреть фото Деревне русская литература что это. Смотреть картинку Деревне русская литература что это. Картинка про Деревне русская литература что это. Фото Деревне русская литература что это

«Пора и проснуться. Пора уж понять простую истину – всё начинается с земли. Не бывает крепкой державы, земля которой не кормит свой народ. Мужик должен возродиться, если мы хотим жить в достатке и быть независимым государством».

Борис Можаев родился в селе Пителино Рязанской губернии. В 1940 году, окончив школу, поступил на кораблестроительный факультет. В 1941 году был мобилизован, служил в Советской Армии до 1954 года. В 1948 году окончил Высшее инженерно-техническое училище ВМФ в Ленинграде. Будучи курсантом, посещал лекции на филологическом факультете Ленинградского университета. Проходил службу на флоте военным инженером в Порт-Артуре, Владивостоке. После демобилизации стал дальневосточным собственным корреспондентом «Строительной газеты», впоследствии работал в «Известиях».

Можаевым были написаны также детективные произведения: “Власть тайги” (1959), “Пропажа свидетеля” и “Падение лесного короля” (оба 1984), по которым создана кинотрилогия; пьесы; киносценарии; публицистические статьи.

В последние годы жизни работал над романом «Изгой», который не успел закончить (первая книга романа опубликована в журнале «Наш современник», № 2, 3 за 1993 год). События романа происходят на Дальнем Востоке в конце 1950-х годов, в его центре судьба военного инженера, затем журналиста Сергея Бородина, сына Андрея Бородина из романа «Мужики и бабы».

«Голос Можаева и прежде, и сейчас, спасал людей от безнадежной уверенности, будто «в наших краях правда не ночует». А. Турков

«Открыл для себя Можаева. Надо учиться жить вот на таких людях. Когда меня пусть по касательной, пусть случайно касаются такого масштаба люди, то это меня заряжает. Хочется делать дело, простите за тавтологию».

Источник

Деревне русская литература что это

Понятие «деревенская» проза появилось в начале 60-х годов. Это одно из наиболее плодотворных направлений в нашей отечественной литературе. Оно представлено многими самобытными произведениями: «Владимирские проселки» и «Капля росы» Владимира Солоухина, «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы» Василия Белова, «Матренин двор» Александра Солженицына, «Последний поклон» Виктора Астафьева, рассказы Василия Шукшина, Евгения Носова, повести Валентина Распутина и Владимира Тендрякова, романы Федора Абрамова и Бориса Можаева. В литературу пришли сыновья крестьян, каждый из них мог сказать о себе те самые слова, которые написал в рассказе «Угощаю рябиной» поэт Александр Яшин: «Я есть сын крестьянина… Меня касается все, что делается на этой земле, на которой я не одну тропку босыми пятками выбил; на полях, которые еще плугом пахал, на пожнях, которые исходил с косой и где метал сено в стога».

«Я горжусь тем, что я вышел из деревни», — говорил Ф. Абрамов. Ему вторил В. Распутин: «Я вырос в деревне. Она меня вскормила, и рассказать о ней — моя обязанность». Отвечая на вопрос, почему он пишет в основном о деревенских людях, В. Шукшин сказал: «Я не мог ни о чем рассказывать, зная деревню… Я был здесь смел, я был здесь сколько возможно самостоятелен». С. Залыгин в «Интервью у самого себя» писал: «Я чувствую корни своей нации именно там — в деревне, в пашне, в хлебе самом насущном. Видимо, наше поколение — последнее, которое своими глазами видело тот тысячелетний уклад, из которого мы вышли без малого все и каждый. Если мы не скажем о нем и его решительной переделке в течение короткого срока — кто же скажет?»

Не только память сердца питала тему «малой родины», «милой родины», но и боль за ее настоящее, тревога за ее будущее. Исследуя причины острого и проблемного разговора о деревне, который вела литература в 60—70-е годы, Ф. Абрамов писал: «Деревня — это глубины России, почва, на которой выросла и расцвела наша культура. Вместе с тем научно-техническая революция, в век которой мы живем, коснулась деревни очень основательно. Техника изменила не только тип хозяйствования, но и самый тип крестьянина… Вместе со старинным укладом уходит в небытие нравственный тип. Традиционная Россия переворачивает последние страницы своей тысячелетней истории. Интерес ко всем этим явлениям в литературе закономерен… Сходят на нет традиционные ремесла, исчезают местные особенности крестьянского жилища, которые складывались веками… Серьезные потери несет язык. Деревня всегда говорила на более богатом языке, чем город, сейчас эта свежесть выщелачивается, размывается…»

Деревня представилась Шукшину, Распутину, Белову, Астафьеву, Абрамову воплощением традиций народной жизни — нравственных, бытовых, эстетических. В их книгах заметна потребность окинуть взглядом все, что связано с этими традициями, и то, что их ломало.

«Привычное дело» — так названа одна из повестей В. Белова. Этими словами можно определить внутреннюю тему многих произведений о деревне: жизнь как труд, жизнь в труде — привычное дело. Писатели рисуют традиционные ритмы крестьянских работ, семейные заботы и тревоги, будни и праздники. В книгах много лирических пейзажей. Так, в романе Б. Можаева «Мужики и бабы» обращает на себя внимание описание «уникальных в мире, сказочных заливных приокских лугов», с их «вольным разнотравьем»: «Любил Андрей Иванович луга. Это где еще на свете имеется такой же вот божий дар? Чтоб не пахать и не сеять, а время подойдет — выехать всем миром, как на праздник, в эти мягкие гривы да друг перед дружкой, играючи косой, одному за неделю намахать духовитого сена на всю зиму скотине… Двадцать пять! Тридцать возов! Если и ниспослана русскому мужику благодать божья, то вот она, здесь, перед ним расстилается, во все стороны — глазом не охватишь».

В главном герое романа Б. Можаева открывается самое сокровенное, то, что писатель связывал с понятием «зов земли». Через поэзию крестьянского труда он показывает естественный ход здоровой жизни, постигает гармонию внутреннего мира человека, живущего в ладу с природой, радующегося ее красоте.
Вот еще одна подобная зарисовка — из романа Ф. Абрамова «Две зимы и три лета»: «…Мысленно беседуя с детьми, угадывая по следам, как они шли, где останавливались, Анна и не заметила, как вышла к Синельге. И вот он, ее праздник, ее день, вот она, выстраданная радость: пряслинская бригада на пожне! Михаил, Лиза, Петр, Григорий… К Михаилу она привыкла — с четырнадцати лет за мужика косит и равных ему косарей теперь во всем Пекашине нет. И Лизка тоже ведет прокос — позавидуешь. Не в нее, не в мать, в бабку Матрену, говорят, ухваткой. Но малые-то, малые! Оба с косками, оба бьют косками по траве, у обоих трава ложится под косками… Господи, да разве думала она когда-нибудь, что увидит эдакое чудо!»

Писатели тонко чувствуют глубинную культуру народа. Осмысляя его духовный опыт, В. Белов подчеркивает в книге «Лад»: «Работать красиво не только легче, но и приятнее. Талант и труд неразрывны». И еще: «Для души, для памяти нужно было построить дом с резьбою, либо храм на горе, либо сплести такое кружево, от которого дух захватит и загорятся глаза у далекой праправнучки.Потому что не хлебом единым жив человек».
Эту истину исповедуют лучшие герои Белова и Распутина, Шукшина и Астафьева, Можаева и Абрамова.

В их произведениях нужно отметить и картины жестокого разорения деревни, сначала во время коллективизации («Кануны» В. Белова, «Мужики и бабы» Б. Можаева), потом в годы войны («Братья и сестры» Ф. Абрамова), в годы послевоенного лихолетья («Две зимы и три лета» Ф. Абрамова, «Матренин двор» А. Солженицына, «Привычное дело» В. Белова).

Источник

Деревенская проза 60-70-х годов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Деревенская проза — это направление в русской литературе 50—80-х годов, которое связано с обращением к традиционным ценностям при изображении жизни современной деревни.

Место «деревенской прозы» в российской литературе 1960-1980-х годов. «Новая волна» «деревенской прозы»

«Деревенская проза» и с точки зрения своеобразия и глубины, и в художественном отношении – наиболее значительное и яркое явление русской литературы 1960-1980-х годов.

«Деревенская проза» по характеру нравственно-философского и социального содержания является наиболее глубоким противовесом идеологии «развитого социализма», поэтому она стала литературной почвой «молодогвардейского» направления литературно-общественной мысли.

Деревенская проза с художественной точки зрения – это резкий и решительный отказ от ключевых принципов соцреализма не только в нормативно-догматическом варианте, но и в трактовке концепции мира и человека. Однако «деревенская проза» в отличие от «новомировского» направления была возвращением не столько к традициям «натуральной школы», сколько к принципам «высокого реализма» Толстого, Чехова, Достоевского, Лескова.

К «новой волне» «деревенской прозы» относятся такие талантливые писатели, как: В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин, Б. Можаев, В. Солоухин, Е. Носов, В. Тендряков.

Писатели «новой волны» на деревню смотрят иначе, чем их предшественники, видят в ней то, что не видели другие. Им по-прежнему важно и то, что занимало писателей 50-х годов, но это уже не главное.

Если в литературе 1930-1950-х годов преобладающим был пафос преодоления с помощью города всего косного, отсталого, темного, собственнического, индивидуалистического в деревенском укладе жизни, то в 1960-е годы на переднем плане оказывается пафос сохранения всего ценного в традициях русской деревни:

Готовые работы на аналогичную тему

В произведениях 1960-х годов поднимается проблема противостояния тому, что несет город.

Таким образом, в 1960-е годы произошла существенная переакцентировка темы деревни. В начале этого процесса стоят произведения М. Шолохова «Поднятая целина» (вторая книга) и А. Солженицына «Матренин двор».

«Деревенская проза» в качестве духовной оппозиции

В «деревенской прозе» есть все, что присуще «оппозиции»: литература «в стол», «самиздат», диссидентство, но, как и в «новомировском» крыле, основная борьба в ней елась средствами искусства, в подцензурной сфере.

«Новая волна» оказалась глубоким выражением протеста, неприятия системы, которая уничтожает крестьянство, выражение духовной оппозиции к власти. Она встала на защиту крестьянина. «Новая волна» защищала крестьянина от новых напастей и бед, навалившихся на деревню во времена Хрущева и Брежнева. Например, Хрущев решил прижать так называемых «мелких собственников»: урезать приусадебные участки, запретить сенокосы на государственных и колхозных землях с целью сокращения количества голов скота в личных хозяйствах. Яркий пример этого – трагедия Ивана Африкановича и Катерины из произведения Белова «Привычное дело»: героиня умерла от того, что надорвалась от непосильного труда, когда по ночам косила сено для коровы Рогули, единственной кормилицы семьи.

Выступления писателей-деревенщиков немалую роль сыграли в предотвращении экологической катастрофы, которая грозила в случае осуществления проекта «поворота рек» из Сибири в Среднюю Азию.

Кроме того, «новая волна» «деревенской прозы» явилась выражением протеста писателей против позиции либерально-демократической интеллигенции, которая в тот момент, когда уничтожалась русская деревня, или принимала в этом процессе активное участие, или не обращала на это внимания. Именно поэтому «деревенщики» были в оппозиции к городу, что отразилось в их поэзии и прозе.

Две ветви развития «деревенской прозы»

«Деревенская поза» подразделяется на две ветви:

Однако это деление условно, так как четкое разграничение «деревенской прозы» на лирическую и социально-аналитическую невозможно – практически все писатели «новой волны» на ранних этапах творчества прошли через лирическую стадию.

Поэтому лирическая и социально-аналитическая ветвь – это скорее этапы развития «деревенской прозы», при этом границы между ними размыты. Лирическая стадия укладывается целиком в рамки 1960-х годов, а социально-аналитическая вбирает в себя открытия лирической, и проходит через 1960, 1970 и первую половину 1980-х годов.

Эти два направления, две стадии «деревенской прозы» отличаются друг от друга принципами и способами художественной обработки материала, но едины в своем негативном отношении к общей духовной ситуации:

Лирическое направление возникло на начальном этапе и стало первой стадией развития новой деревенской волны, эмоциональной реакцией на проблемы и процессы современной жизни. Содержание произведений этой ветви «деревенской прозы» эмоциональное. Это особое настроение, связанное с мотивом возвращения в родную деревню или расставания с ней. Этот мотив присутствует в цикле рассказов «Сельские жители» В. Шукшина, в рассказах В. Белова, в рассказе «Деревянные кони» В. Абрамова, «Угощаю рябиной» А. Яшина и т.д.

Такие произведения по сравнению с остро конфликтной деревенской прозой 1950-х годов кажутся беспроблемными. В этих произведениях нет жгучих вопросов, попыток социального анализа отношений, острых проблем жизни современной деревни. В эмоциональном настроении произведений прослеживается не только радость и грусть, но и затаенная боль, подспудная тревога.

Основными типами произведений «новой волны» деревенской прозы являются:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *