Дерево символ чего в россии
Дерево символ чего в россии
Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа?
Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного.
Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы:
Йо, йо, берёзынька,
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица —
У девушек всё праздничек!
Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших.
Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы».
В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза».
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,—
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался:
Средь избранных дерев — береза
Не поэтически глядит;
Но в ней — душе родная проза
Живым наречьем говорит.
Милей всех песней сладкозвучных —
От ближних радостная весть,
Хоть пара строк собственноручных,
Где сердцу много что прочесть.
Почтовый фактор — на чужбине
Нам всем приятель дорогой;
В лесу он просек, ключ — в пустыне,
Нам проводник в стране чужой.
Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо?
Нам здесь и ты, береза, словно
От милой матери письмо.
Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России.
В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью:
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы.
К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков.
Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.
В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран.
Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа?
Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного.
Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы:
Йо, йо, берёзынька,
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица —
У девушек всё праздничек!
Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших.
Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы».
В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза».
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,—
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался:
Средь избранных дерев — береза
Не поэтически глядит;
Но в ней — душе родная проза
Живым наречьем говорит.
Милей всех песней сладкозвучных —
От ближних радостная весть,
Хоть пара строк собственноручных,
Где сердцу много что прочесть.
Почтовый фактор — на чужбине
Нам всем приятель дорогой;
В лесу он просек, ключ — в пустыне,
Нам проводник в стране чужой.
Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо?
Нам здесь и ты, береза, словно
От милой матери письмо.
Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России.
В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью:
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы.
К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков.
Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.
В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран.
Священные деревья славян
Деревья у славян являлись объектами благоговейного поклонения, и не зря. Всё славянское мироздание строится на пяти столпах, пяти важнейших деревьях во Вселенной. Каждое из них несёт в себе скрытый смысл, который можно именовать ничем иным, как мудростью Вселенной.
Дуб – священное дерево славян
Силу этого дерева, Дуба, воспевали в своих песнях не только наши предки, но также и европейцы. Они преподносили ему дары, возносили молитвы и сделали его неотъемлемым атрибутом множества обрядов, таинств и праздников. О Дубе говорят, что мудрость его в корнях, сила в стволе, а сострадание в листьях и ветвях, потому данное дерево стало истинно мужским символом.
Если задать вопрос: из какого дерева славяне строили себе дома? То, безусловно, ответом на него будет – Дуб. Он — это крепость и сила, оплот и основа всего сущего, потому его часто называют Древом Мира. Наши предки именовали его не просто символом дерева у славян, а Царём деревьев.
Данный элемент во всём многообразии отображён в фольклоре нашего народа, ведь нередко именно Дуб становился центральным элементом ведических сказаний, легенд. В стихах и поэмах можно отыскать ту значимость, которой отцы наши наделяли дубовые рощи. Храмы Богов наших, в частности Перуна и Велеса, строились именно в дубовых полесьях.
Большое количество обрядов, которые проводились при рождении ребёнка или беременности, включали в себя дубовые ветви, если же родители желали иметь мальчика. Наличие Дуба, посаженного отцом во дворе дома, обуславливало крепость рода, а именно силу, здоровье и надёжность мужчин его. Потому, когда во дворе начинали отмирать дубы, то это считалось истинно дурным знаком, пророчащим скорую гибель семьи.
Берёза – символ начал и свежести
Одно из самих распространённых на Руси деревьев — это Берёза, и имя связывали со словом “белый”. Наши отцы видели в этом дереве чистоту и начало всея, то есть береза воплощала в себе женское начало. На века в нашем фольклоре связан символ тонкой и стройной берёзы со станом девушки. Любая девушка в будущем мать, потому нередко обереги и талисманы выполнялись из коры и ветвей этого прекрасного дерева, призванные в будущем оградить своего носителя от бед и зол. Берёзовый сок можно считать настоящим целебным снадобьем, способным очистить организм и кровь от заразы.
Берёзу так же, как и мудрый Дуб, нередко использовали в народных обрядах, преимущественно в тех, которые носили характер замужества.
Например, известны старинные гадания, когда девушки, надеясь найти суженого, пускали по течению реки берёзовые венки. В том деле, согласно поверью, им помогали русалки, которые, также согласно фольклору, сидели именно на берёзах, что растут у берегов прудов, озёр и рек. Праздник Русалии был праздником рождения Русов. Рождение – начало – материнство. Именно таково значение этих берёз у славян.
Сосна – древо пути и судеб
Ещё одно священное дерево славян – Сосна. Значение, которым его наделяли наши отцы, одно из наиболее сложных и загадочных.
Они именовали сосну осью мира, путеводной нитью, дорогой, судьбой. Из сосновых дров часто складывали погребальных костёр, служащий символом именно неотвратимой судьбы, которая ждёт каждого из нас. Данных культ прощания с телами отсылает нас к богине Макоши, которая опять же является богиней Судьбы. Она является одной из главных фигур в Мироздании, Богиней Космоса.
Сосна служила в основном в целебных и лечебных обрядах. Отвары, припарки изготавливались из смолы, пыльцы, хвои и шишек. Говоря о последних, опять же стоит упомянуть о том, что на древе одновременно растут как женские, так и мужские шишки, а что может объединить мужчину и женщину в единое начало? Лишь судьба. Связывая воедино, сосна одновременно вела и поддерживала наших предков.
Подробности о здоровье и болезнях, а также о здоровом образе жизни читайте в журнале о здоровом образе жизни для хорошего самочувствия — illnessnews.ru
Осина – древо кончины и смерти
Осина всегда синеет по своему спилу, а синий цвет наши предки именовали тенью смерти. Несмотря на то, что данное древо называли символом кончины, конца пути, оно вовсе не носило негативный характер. Осина, будучи символом смерти, одновременно позиционируется как и мощнейший оберег от неё. Воля Богов иногда бывает капризна и неустойчива, а гнев их мог быть направлен и на тех, кто не имел за собой недобрых заслуг. Дабы кара не постигла невиновного, люди изготовляли осиновые обереги, которые способно были укрыть их от гнева.
По тому же принципу осиновый кол в фольклоре фигурировал как основное средство от нечисти, такой, как вампиры и упыри. Считалось, что вампиры и упыри одновременно и живы и мертвы, они нарушают естественный порядок вещей, противоречат ему.
Ель – символ вечной жизни
Едва ли можно переоценить значение Ели для славян. Ель выступает в качестве одного из важнейших духовных ключей, являясь одновременно и целью бытия, его смыслом, и самым бытием. Ведь Ель является символом вечной жизни.
Из неё нередко изготавливали музыкальные инструменты, потому что музыка вечна. Ширина её распространения в жизни опять же является подтверждением той ценности, которой её наделяли наши праотцы. Помимо того, из ели изготавливали домашнюю утварь, лекарственные припарки и отвары.
Впрочем, ель нашла своё отображение не только в славянской мифологии. Поскольку её связывали с вечной жизнью, то особая формы её стала ассоциироваться именно с тем путём, что предстоит перед нами после смерти, а, иначе говоря, в вечной жизни.
В историях о странствиях Христа по землям Египта упоминалась ель, возможно было заимствование образов именно из нашей славянской культуры. Обратите внимание на форму елей и на форму египетских пирамид – и те, и другие имеют явную схожесть. Вечнозелёное дерево является символом вечной жизни и именно это стремятся подчеркнуть, используя форму и древо ели во время погребальных и заупокойных обрядов.
Переплетение данных символов является одновременно заветом, бытием и законом. Славяне и деревья — это неразделимая сущность. В мудрости своей отцы наши возносили им мольбы и молитвы, применяли их в обряде и быте, воздавали им должное. Деревья в жизни славян были священны.
Деревья древних славян
В древности деревья одушевляли и даже обожествляли, населяя леса сказочными существами, лесным народом – духами деревьев, феями, лешими и лесными девами. Некоторые деревья, которые считались священными, могли слушать людей, но не могли отвечать. Тот факт, что славяне общались с деревьями, указывает на форму медитации, а также психологическое освобождение от повседневных проблем и забот. Это то место, где люди могли раскрыть все свои мрачные секреты и тайны, и надеяться на ответ.
Список деревьев и их свойства
Кроме того, известно, что деревья делятся на две категории: те, которые поглощают энергию (энерговампиры) и те, которые дают энергию (энергодоноры). Вот именно эти свойства деревьев использовались нашими предками для лечения. Ведь прислонившись к дереву, человек получает от него ту энергетическую силу, которая свойственна именно для этого дерева.
Лечебные свойства дерева напрямую зависят от содержания в его частях различных соединений и веществ: алкалоидов, ферментов, органических кислот, минеральных солей, микроэлементов и витаминов. Дыша лесным воздухом, наш организм получает такие вещества, как смола, эфирное масло, и даже фитонциды и горечи.
Береза
У всех славян считали, что заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, грома, града; воткнутые посреди посевов в поле, они отгоняют грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках, предохраняют капусту от гусениц. С помощью веток и березовых веников пытались уберечься от нечистой силы, болезней,«ходячих» покойников. Подробнее о березе.
Вишня
Вишня является деревом-донором, которое одаряет человека силой, верностью, волей.
Считалось, что человек посадивший дерево вишни получал покровительство могущественного Бога Вышеня (один из первоначальных образов Великого Рода), во власти которого было не только ниспосылать богатые урожаи, беречь здоровье, уберегать от дурного глаза, но и управлять судьбой и событиями жизни человека. Бог Вышень благоволил только тем, кто умел чтить и следовать традициям своих предков. Поэтому славян, сажали вишневые деревья при входе в новый дом, свадьбе, рождении ребенка. Они верили, что если соблюдать и чтить законы предков, то в самые трудные моменты можно было просить помощи и защиты у деревца, посаженного около дома.
Дерево славяне использовали в древних магических ритуалах: любовной магии, привлечении богатства, изготовляли защитные амулеты. Верили, что под вишней собираются все добрые духи. В гаданиях девушки срывали несколько вишнёвых веточек и каждой давали имена парней, которые им нравились. Проснувшись утром, брали первую попавшуюся ветку. Какое имя парня загадали на неё, за того и замуж выйдут.
Груша
Груша считалась у славян священным деревом, так как является символом материнства и семейной любви. Относится к женскому дереву, оно помогает женщинам позволяет женщинам сбросить накопленный негатив и обновиться после порчи.
У древних славян груша участвовала во многих ритуалах и обрядах. Плоды служили основой для приворотных зелий. Кроме того, груша считается плодом мудрости и предусмотрительности. Если человеку свойственно принимать решения необдуманно, сгоряча, груша окажется ему полезной. Ведь она способствует мышлению и рассудочному подходу к проблеме. Это ее качество высоко ценилось в древности. Груша всегда считалась плодом мудрецов и философов, кроме того, плоды грушевого дерева были единственной пищей мага перед колдовским ритуалом. Считалось, что груша может укрепить верность супругов, помешать изменам.
Есть разные версии, какое дерево является мировым, и по одной из них, таким деревом является дуб. Он моделирует Вселенную с ее тремя мирами. Дуб может символизировать центр мира, сам мир, а также иномирное идеальное пространство. И в одной из этих точек и следует искать решение кризиса. Поэтому, славяне основные обряды проводили в дубравах, такие как свадьба или наречение имени. И даже после принятия христианства, молодые люди после венчания ехали к дубу, и трижды обходили вокруг него.
Клен – дерево, которое помогает обрести душевное равновесие людям всех типов, несет успокоение, уверенность в себе. Это дерево внутренней силы и уравновешенности. Оно не обидчиво; принимает на себя все эмоциональные взрывы, освобождает от кипящих страстей. Сила клёна может снять нервное напряжение, лишнюю агрессию, способствует гармонизации всего нашего существа. Он защищает нас от нашей же собственной нервозности и взрывоопасности.
По старинной традиции, когда строили дом, с южной его стороны сажали пару клёнов. Так как дом обычно строился, когда создавалась новая семья, деревья эти получили названия «Жениха» и «Невесты». Но, вероятно, в прежние времена эти два клёна, под защитой которых дом находился круглый год, назывались деревьями бога и богини. Клён символизировал способности к магической защите, любовь и материальное благополучие.
Пихта
Вокруг пихты сложились десятки легенд и преданий. Это неудивительно – любое растение, свойства которого являются целебными, неизменно притягивает внимание людей и создает вокруг себя особую неповторимую ауру. Кроме того пихта вселяет в человека уверенность в себе, силу, крепость духа и тела. Пихта символизирует рост и богатство, мудрость и благосостояние. Кроме того восточные славяне практиковали особый обряд венчания, во время которого жених и невеста обходили вокруг пихты, растущей у озера.
Известно, что хвойный запах выгоняет из дома всякую мелкую нечисть, при этом, в христианской Руси в качестве новогодней елки чаще использовали пихту или кедр, так как считается, что ель более «тяжелая», т.е. имеет скорее негативную энергетику.
Рябина
Сирень
Сирень олицетворяет мягкость, красоту, великодушие. Под воздействием сирени из ауры уходит раздражение, человек принимает более обдуманные решения, менее жестко высказывают свои мысли. Сирень, посаженная рядом с домом, считалась оберегом против темной силы и зла. Ее аромат призван отпугивать весь негатив и сохранять гармонию пространства. Кроме того, из сирени раньше делали любовные талисманы. Амулет из этого кустарника помогал найти вторую половинку, а засушенные цветки, положенные в холщовый мешочек, способствовали обретению семейного счастья, любви и благополучия.
Существует поверье, что если найти пятилепестковый цветок сирени, то можно загадать желание и он непременно сбудется, а если поставить свежий букет сирени на подоконник в спальне и мысленно попросите Луну послать вам вещий сон, то он обязательно приснится.
Сосна
В ведической культуре сосна прочно соотносима с Макошью. Это её дерево. Поэтому, значение, которым его наделяли наши отцы, одно из наиболее сложных и загадочных. Они именовали сосну осью мира, путеводной нитью, дорогой, судьбой. Из сосновых дров часто складывали погребальных костёр, служащий символом именно неотвратимой судьбы, которая ждёт каждого из нас. Это имеет место, так как в ведической культуре сосна прочно ассоциируется с миром мёртвых, навьим миром. В представлении родноверия сосна соединяет Явь-Правь-Навь. Запах сосны отпугивает Навьих духов, а жжёные сосновые ветки уносят из навьего мира суть человека.
Яблоня
Каштан
Осина
Осина известна как довольно сильное дерево-вампир. Вы можете обратиться к ней, когда почувствуете, что нужно скинуть с себя тяжесть проблем, освободиться от накопившейся отрицательной энергии. Оно поглощает отрицательную энергию, прямой контакт с осиной очистит вашу ауру от воздействий извне. С помощью осины можно избавиться от преследований энергетических вампиров, а также снять последствия порчи и сглаза. Но помощью осины лучше не злоупотреблять, так как может произойти энергетическое истощение организма.
Тополь
От славян пошла традиция высаживать тополя вблизи жилищ, несмотря на то, что дерево не плодоносит. Зато у него есть великолепное свойство очищать среду вокруг себя. Тополь вбирает в себя негативную энергию, очищая окружающий мир, освобождая ауру людей, облегчая им жизнь. Причем, современными учеными подтверждено это свойство – тополь способен фильтровать энергетические потоки.
Это дерево используют во время магических ритуалов, призванных противостоять несчастью, древесину тополя сжигали в ритуальных кострах всякий раз, когда случались такие беды, как, например, эпидемия среди рогатого скота, засуха или непрекращающиеся дожди. Энергия его ровная, умеренная и чистая, помогает мобилизовать организм и сделать психологическую коррекцию.
Черемуха
У славян черемуха – традиционное майское дерево, и его символика тесно связана именно с символикой весны, весенним расцветанием природы, соловьиным пением, любовными встречами и знакомствами, весенней магией и разного рода оздоровительными обрядами. Черемуху используют для защиты собственного организма, а также дома, семьи и близких, носили при себе засушенные ягоды и кору, хранили веточки черемухи. Кроме того черемуха обладает свойством убивать болезнетворные микробы. Это ее свойство часто употребляется в повседневной жизни. Если опустить в кружку с водой кисть цветущей черемухи, то можно пить без опасений, так как черемуховые фитонциды убивают даже малярийного комара.
Орешник
Орешник является священным деревом славян. Считается что он оберегает от грозы и молний, поэтому во время грозы прятались под его ветками. Особенно орешник впитывает обережную силу на Купалу. Именно в этот день из его веток получаются самые заряженные нательные обереги. но, обязательно, нужно попросить у дерева разрешения срубить ветку! Обереги наделённые такой силой защищали от навьих духов, сглаза и враждебной силы.
Все это кажется немного фантастично, но в мире многое происходит без нашего согласия, а тем более понимания.