Деревянная матрица что это
Что такое матица
Деревянное зодчество зародилось в далекие времена и, соответственно, использует терминологию, зачастую далекую от современности. Точнее, заменить пришедшие от предков слова на современные эквиваленты, безусловно, можно, однако останутся они именно эквивалентами, не до конца и не полностью отражающими суть понятия. А, впрочем, ничего особенного в использовании каких-то специальных терминов нет, тем более, что мы постоянно используем какие-то термины в рамках своих профессией либо же увлечений.
Возьмем, к примеру, такой специальная термин, как матица. Матица в деревянном доме – что это такое?
Это потолочная балка, сделанная их бревна-кругляка или же из пары брусьев для того, чтобы она была достаточно массивной. Ее основная роль сводится к тому, что она поддерживает потолок, служит поперечной опорой для потолочных балок.
То есть матицу укладывают вдоль дома и врубают во внешние его стены. Точнее, так делали раньше, когда и кошелек, и наличие стройматериалов не позволяли излишествовать. Сейчас же матицы – или то, что современные строители ими называют – могут располагаться в любом направлении. Да и количество их может быть любым. Более того, сейчас некий аналог матицы используется и при укладке пола.
Изначально матица удерживала потолок в дома, где печь топили «по белому». Если же печь топилась «по черному», то и нужды в потолке не было – достаточно было кровли. Впрочем, русская изба топилась чаще всего как раз «по белому», потому потолок в ней был и матица тоже – без никак было не обойтись.
Более того, в русской традиции матице уделяли и эзотерическое значение, сакральное. Она, в частности, делила пространство дома на две части – внешнюю, общедоступную, и внутреннюю, более интимную. Получается, что матица отделяла интимный мир семьи от общественной жизни. И во внутреннюю часть избы допускались лишь близкие люди. Или же, кого семья хорошо знала и уважала. Переход из внутренней части избы во внешнюю часто сопровождался определенными ритуалами, например, прикоснуться к матице считалось ритуалом на удачу. Особенно, если планировалась дальняя или важная поездка.
Установка сруба сопровождалась тоже особыми ритуалами, в том числе отдельные обряды проводились при установке матицы. К примеру, к бревну, которому еще только предстояло стать матицей, привязывали связку продуктов, и вместе с ними его водружали на положенное место. Затем продукты снимали – и организовывали трапезу.
Где используется матица
Кратко о том, какую функцию выполняет матица, мы уже указали. Но только ли в качестве опоры она используется?
Безусловно, ее первейшая функция – поддерживать потолок и кровлю. Ее потому и делают массивной, прочной, чтобы свою «работу» она выполняла на отлично. К ней прикреплялись балки «помладше», то есть обычные потолочные балки, для того, чтобы со временем они не прогнулись.
Еще одна функция матицы – декоративная. Прямоугольная балка, сделанная из бруса, прибавляет срубу изящества – точнее, его внутреннему интерьеру. Если же матица сделана из оцилиндрованного бревна, то интерьер, в котором она присутствует, будет довольно оригинальным.
Если же матица используется для устройства пола, то, безусловно, роль ее сводится лишь к приданию полу дополнительной прочности. Ибо красоты там никакой, так как матица спрятана под половыми досками. Впрочем, помимо прочности такая матица препятствует скрипу и смещению элементов пола.
Какие бывают матицы
Несущая балка делается определенной длины в зависимости от того, каков пролет. В иных случаях такая матица может доходить до 12 метров в длину. Впрочем, идеальной считается матица, имеющая длину в районе четырех метров, но не менее, а диаметр – не менее 28-30 сантиметров.
Для того, чтобы матица не прогибалась – а длина позволяет делать это с лихвой – можно установить опорные столбы, хотя бы один. Устанавливается такой столб либо в месте соединения балок (если таковое имеет место быть), либо по центре матицы.
Конечно же, все материалы – и матицы, и вспомогательных элементов вроде опорного столба – нужно обработать соответствующими защитными составами – антисептиками и антипиренами. Они позволят сохранить древесину от гнили, плесени, бактерий, грибков и насекомых, а также огня соответственно.
Матица располагается в срубе приблизительно на высоте трех венцов – если считать, конечно, сверху. И если раньше она выступала за пределы дома так, что ее концы было видно снаружи, то впоследствии – и до нашего времени, конечно – ее делают «впотай», то есть за пределами дома матица не видна.
Укладывают матицу в первую очередь – перед тем, как над ней расположить потолочные балки.
Деревянные дома нередко строят так, что матица вовсе не видна – она скрыта за облицовкой, но вариант с нею видимой все же является единственно классическим. И нередко в качестве оригинального решения строители и дизайнеры интерьера даже устанавливают фальш-матицу, то есть сугубо декоративный элемент, который не несет никакой нагрузки. Делается сугубо для красоты – и это не просто слова.
Товарная матрица
Любой бизнес основан на наличии продуктов или услуг, предлагаемых потребителю. Для эффективного ведения дел необходимо провести расширенный анализ рынка и составить товарную матрицу магазина, наполняя ассортимент торговой точки таким образом, чтобы полностью удовлетворить спрос клиентов и закрыть их основные потребности.
Товарная матрица (product grid) — это полный классифицированный список товаров, с которых складывается ассортимент конкретной точки продаж. Она составляется до открытия магазина и представляет собой таблицу или сетку с наименованиями позиций, объединенных по общему признаку.
Виды товаров в матрице
3 основных аспекта при составлении матрицы товаров
Создание оптимального товарного набора основано на трех столбах: ориентации на покупательский спрос, местоположении магазина и логистической карте поставок. Рассмотрим подробнее каждый пункт.
Ориентация на клиента
Разработка ассортиментной политики проходит после глубокого анализа целевой аудитории и ориентируется не только на общие характеристики платежеспособности и бюджета, но и на конкретные данные: пол, возраст, семейный статус, место жительства, доход, размер среднего чека. Такой подход позволит составить список товаров, необходимых большинству покупателей, и обеспечит стабильный поток клиентов в магазин.
Следует учитывать конкуренцию и развитость рынка, так как четкое разделение покупателей на группы выгодно в мегаполисах, где идет борьба за определенный социальный слой населения. Тогда как магазины в небольших городах и провинциях ориентируются на удовлетворение спроса широко круга, делая ассортимент больше, но не столь глубоким. Как пример можно привести мини-маркет, где предлагают всё от хлеба до бытовой химии, но количество брендов для каждой категории не превышает 2-3 видов или вовсе представлено в единичном варианте.
Местоположение торговой точки
На составление матрицы товаров влияет не только общее географическое положение, но и локальные характеристики, поэтому обратите внимание на особенности региона, район и локации, расположенные рядом с вашим объектом. Здесь же нужно учитывать площадь точки и объем продукции, которые можно здесь разместить, не создавая беспорядок и пресыщение потребителя.
При наличии торговой сети необходимо заранее учитывать возможность общего администрирования ассортиментных матриц и возможность быстрого перемещения товаров между филиалами.
Система поставок
На этапе составления Product Grid обратите внимание на разные виды закупок: оптовые, местные изготовители, уникальные предложения. Например, в местах с повышенной миграцией населения хорошо продаются товары узнаваемых по всей стране брендов, тогда как в других районах предпочтение отдают местным небольшим производствам.
В любом случае не должно быть перебоев и сложностей в доставке к точке. Особенное внимание нужно уделить мониторингу качества новой продукции.
При составлении матрицы товаров важно также ознакомиться с понятиями высоты, ширины и глубины ассортимента для корректной проработки товарного предложения.
7 этапов формирования Product Grid
Качественно проработанная товарная матрица с учетом сегментации потребителей и анализа рынка позволяет ускорить выход на точку безубыточности и максимально снижает риск излишних расходов и нерентабельности магазина.
Управление товарной матрицей магазина должно быть гибким и идти в ногу с запросами потребителей. Собирайте обратную связь, выявляйте наличие сезонных и других закономерностей, чтобы быстро корректировать ассортимент и не упускать клиентов.
Ошибки при разработке матрицы
При формировании Product Grid на стадии бизнес-идеи предприниматели часто делают ряд типичных ошибок, которые проявляются при старте дела и ведут к убыточным процессам. Чтобы избежать издержек и расходов не допускайте:
Образец товарной матрицы
Для создания сетки можно использовать готовый образец excel таблицы, так как такой вариант является оптимальным и легко читаемым. В таблицу в обязательном порядке включаются следующие пункты:
Вы можете скачать пример товарной матрицы в своей нише и отредактировать под свои запросы.
Удобно также использовать расширенную схему, где указывается цена закупки, размер наценки и показатели приоритетности товаров. В таком случае наиболее рентабельные единицы расписываются подробно с указанием всех параметров (широта, глубина, цена).
Учитывайте стратегические цели предприятия, формат магазина, местоположение, особенности и характер предполагаемой целевой аудитории с самого начала формирования ассортимента. Это позволит сократить время на последующие корректировки матрицы.
Матица в деревянном доме что это такое?
Ма́тица в деревянном доме — это массивная балка под потолком, не закрытая отделкой. Она может быть как из цельного бревна круглого сечения, так и из бруса или двух, прямоугольного или квадратного сечения. Матица, как и обычные потолочные перекрытия, выполняет несущую функцию и чаще всего является поперечной опорой для идущих по потолку через весь дом балок.
Зачем нужна матица?
Главная задача матицы — это выполнять опорную функцию для балок потолка или стать частью стропильной системы крыши. В помещениях определенной длинны установка продольных потолочных перекрытий требует либо использование очень массивных прочных балок, либо применения промежуточных поперечных подпорок. В качестве такой подпорки и устанавливают матицу, а на неё уже выполняется монтаж обычных балок, без опасений, что они со временем прогнутся.
Кроме функциональной роли, матица также выполняет декоративную миссию. Потолок с такой массивной незакрытой балкой по всей длине создаёт свою уникальную атмосферу во всех внутренних помещениях.
Очень красиво смотрится такая балка из цельного круглого бревна. Её можно в различных вариациях использовать при обустройстве неповторимого внутреннего интерьера классических деревянных домов.
Но матицы делают не только в срубах из бревен, но и в брусовых конструкциях. Прямоугольная открытая балка через весь потолок также отлично смотрится и создаёт особый эффект. Ниже можно видеть этапы укладки этого конструктивного элемента при строительстве дома из бруса.
Для начала в верхних венцах стен выпиливаются специальные пазы.
Затем туда укладывается один или два бруса.
После чего выполняется монтаж потолочных балок и укладка поверх них досок чернового пола.
Далее уже по этому полу можно свободно ходить и продолжать стройку, выполняя все необходимые работы для возведения крыши.
Для круглого бревна возможен монтаж матицы на верхние венцы дома, с выпиливанием в ней специального паза.
Однако, в дальнейшем такая конструкция приведет к возникновению сложностей с утеплением крыши. Ничего критичного, но немного изловчиться прийдется, чтобы сделать всё грамотно и эффективно.
Вспомогательным приёмом при установке матицы является её предварительная подготовка. Заключается она в том, что бревно специальным образом протрясывали так, чтобы оно в продольном направлении принимало немного дугообразную форму. После чего матицу укладывали на стены дугой вверх и выполняли поверх нее монтаж потолочных балок и самого потолка. Со временем, под своим весом и нагрузкой потолка, бревно должно немного прогнуться, а благодаря такой подготовительной процедуре оно как раз принимает в итоге ровную прямую форму.
Видео как выглядит потолок с матицей в доме из бруса
Историческая справка
В традиционном строительстве деревянных домов в России матица устанавливалась практически всегда и с её закладкой связан даже отдельный обряд. Этому элементу конструкции здания придавалось несколько символических значений. Во-первых, матица разделяла пространство дома на внешнее и внутреннее, но не только с точки зрения физической границы между верхней и нижней частью здания. Также она обозначала черту, отделявшую семью от общества других людей.
Человек, которого семья хозяина дома не знает, не имел права без приглашения входить в дом дальше, чем расположена матица. Если планировалась какая-то поездка в дальний путь, рассчитанная на долгосрочное отсутствие, то при выходе из дома на удачу нужно было подержаться за матицу.
От действий над матрицами к пониманию их сути…
Очень уважаю людей, которые имеют смелость заявить, что они что-то не понимают. Сам такой. То, что не понимаю, — обязательно должен изучить, осмыслить, понять. Статья «Математика на пальцах», и особенно матричная запись формул, заставили меня поделиться своим небольшим, но, кажется, немаловажным опытом работы с матрицами.
Лет эдак 20 назад довелось мне изучать высшую математику в вузе, и начинали мы с матриц (пожалуй, как и все студенты того времени). Почему-то считается, что матрицы — самая лёгкая тема в курсе высшей математики. Возможно — потому, что все действия с матрицами сводятся к знанию способов расчёта определителя и нескольких формул, построенных — опять же, на определителе. Казалось бы, всё просто. Но… Попробуйте ответить на элементарный вопрос — что такое определитель, что означает число, которое вы получаете при его расчёте? (подсказка: вариант типа «определитель — это число, которое находится по определённым правилам» не является правильным ответом, поскольку говорит о методе получения, а не о самой сути определителя). Сдаётесь? — тогда читаем дальше.
Сразу хочу сказать, что я не математик ни по образованию, ни по должности. Разве что мне интересна суть вещей, и я порой пытаюсь до них «докопаться». Так же было и с определителем: нужно было разобраться со множественной регрессией, а в этом разделе эконометрики практически всё делается через… матрицы, будь они неладны. Вот и пришлось мне самому провести небольшое исследование, поскольку ни один из знакомых математиков не дал внятного ответа на поставленный вопрос, изначально звучавший как «что такое определитель». Все утверждали, что определитель — это такое число, которое особым образом посчитано, и если оно равно нулю, то… В общем, как в любом учебнике по линейной алгебре. Спасибо, проходили.
Если какую-то идею придумал один человек, то другой человек должен быть в состоянии её понять (правда, для этого порой приходится вооружаться дополнительными знаниями). Обращение к «великому и могучему» поисковику показало, что «площадь параллелограмма равна модулю определителя матрицы, образованной векторами — сторонами параллелограмма». Говоря простым языком, если матрица — это способ записи системы уравнений, то каждое уравнение в отдельности описывает вектор. Построив из точки начала координат векторы, заданные в матрице, мы таким образом зададим в пространстве некоторую фигуру. Если наше пространство одномерное, то фигура — это отрезок; если двумерное — то фигура — параллелограмм, и так далее.
Получается, что для одномерного пространства определитель — это длина отрезка, для плоскости — площадь фигуры, для трёхмерной фигуры — её объём… дальше идут n-мерные пространства, вообразить которые нам не дано. Если объём фигуры (то есть определитель для матрицы 3*3) равен нулю, то это означает, что сама фигура не является трёхмерной (она может быть при этом двухмерной, одномерной или вообще представлять собой точку). Ранг матрицы — это истинная (максимальная) размерность пространства, для которого определитель не равен нулю.
Так, с определителем почти всё понятно: он определяет «объёмность» фигуры, образованной описанными системой уравнений векторами (хотя непонятно, почему его значение не зависит от того, имеем мы дело с исходной матрицей, или с транспонированной — возможно, транспонирование — это вид аффинного преобразования?). Теперь нужно разобраться с действиями над матрицами…
Если матрица — это система уравнений (а иначе зачем нам таблица каких-то цифр, не имеющих к реальности никакого отношения?), то мы можем с ней делать разные вещи. Например, можем сложить две строки одной и той же матрицы, или умножить строку на число (то есть каждый коэффициент строки умножаем на одно и то же число). Если у нас есть две матрицы с одинаковыми размерностями, то мы их можем сложить (главное, чтобы при этом мы не сложили бульдога с носорогом — но разве математики, разрабатывая теорию матриц, думали о таком варианте развития событий?). Интуитивно понятно, тем более что в линейной алгебре иллюстрациями подобных операций являются системы уравнений.
Однако в чём смысл умножения матриц? Как я могу умножить одну систему уравнений на другую? Какой смысл будет иметь то, что я получу в этом случае? Почему для умножения матриц неприменимо переместительное правило (то есть произведение матриц В*А не то что не равно произведению А*В, но и не всегда осуществимо)? Почему, если мы перемножим матрицу на вектор-столбец, то получим вектор-столбец, а если перемножим вектор-строку на матрицу, то получим вектор-строку?
Ну, тут уж не то что Википедия, — тут даже современные учебники по линейной алгебре бессильны дать какое-либо внятное объяснение. Поскольку изучение чего-либо по принципу «вы сначала поверьте — а поймёте потом» — не для меня, копаю в глубь веков (точнее — читаю учебники первой половины XX века) и нахожу интересную фразу…
Если совокупность обычных векторов, т.е. направленных геометрических отрезков, является трёхмерным пространством, то часть этого пространства, состоящая из векторов, параллельных некоторой плоскости, является двумерным пространством, а все векторы, параллельные некоторой прямой, образуют одномерное векторное пространство.
В книгах об этом напрямую не говорится, но получается, что векторам, параллельным некоторой плоскости, необязательно лежать на этой плоскости. То есть они могут находиться в трёхмерном пространстве где угодно, но если они параллельны именно этой плоскости, то они образуют двумерное пространство… Из приходящих мне на ум аналогий — фотография: трёхмерный мир представлен на плоскости, при этом вектору, параллельному матрице (или плёнке) фотоаппарата, будет соответствовать такой же вектор на картинке (при условии соблюдении масштаба 1:1). Отображение трёхмерного мира на плоскости «убирает» одно измерение («глубину» картинки). Если я правильно понял сложные математические концепции, перемножение двух матриц как раз и представляет собой подобное отражение одного пространства в другом. Поэтому, если отражение пространства А в пространстве В возможно, то допустимость отражения пространства В в пространстве А — не гарантируется.
Любая статья заканчивается в тот момент, когда автору надоедает её писать. Поскольку я не ставил перед собой цели объять необъятное, а исключительно хотел понять суть описанных операций над матрицами и то, как именно матрицы связаны с решаемыми мной системами уравнений, я не полез в дальнейшие дебри линейной алгебры, а вернулся к эконометрике и множественной регрессии, но сделал это уже более осознанно. Понимая, что и зачем я делаю и почему только так, а не иначе. То, что у меня получилось в этом материале, можно озаглавить как «глава о сути основных операций линейной алгебры, которую почему-то забыли напечатать в учебниках». Но ведь мы же не читаем учебников, правда? Если честно, когда я учился в университете, мне очень не хватало именно понимания затронутых здесь вопросов, поэтому я надеюсь, что, изложив этот непростой материал по возможности простыми словами, я делаю доброе дело и помогаю кому-то вникнуть в саму суть матричной алгебры, переведя операции над матрицами из раздела «камлание с бубном» в раздел «практические инструменты, применяемые осознанно».
Формирование ассортиментной матрицы магазина
Каждый магазин формирует товарное предложение в соответствии с ассортиментной матрицей. Рассмотрим то, что она представляет собой, и каким образом составляется, подробнее.
Что такое ассортиментная матрица и в чем ее суть
Под ассортиментной матрицей традиционно понимается ряд товаров, выложенных к продаже, который формируется по определенным принципам — обусловленным предполагаемой или фактической (выявленной по итогам предыдущей истории продаж) структурой потребностей целевой группы покупателей (одной или нескольких). Строго говоря, в матрицу должны входить стабильно продаваемые (приносящие стабильную выручку товары), в количестве и комплектности, которые при этом образуют достаточный запас для удовлетворения динамики потребления.
Иногда под товарной матрицей понимают в принципе любые товары, что входят в перечень товарных позиций, которые представлены покупателю. Это определение абсолютно верно, если соответствующий перечень составлен с учетом приведенных выше критериев, учитывающих структуру и динамику спроса. Если же товары выставлены «наобум» — без учета структуры и динамики спроса, то их нельзя признать включенными в матрицу.
Каждый товар в рамках матрицы можно «привязать» к тем или иным характеристикам, что связаны с факторами спроса. Например:
Так, если товар — куртка от определенного производителя, то она может быть:
Каждый товар, входящий в ассортиментную матрицу, должен, таким образом, соответствовать тем или иным потребительским характеристикам. Можно условиться, что магазин, продающий вышеописанную куртку, позиционирует себя как поставщик модной женской одежды для всех сезонов. И он тем или иным образом выясняет, что наибольший спрос формируется на «осеннюю» недорогую одежду. Исходя из этого, под указанные характеристики такой одежды подбирается товар — и включается в матрицу. Если товар требуемым характеристикам соответствовать не будет, то он попросту выпадет из спроса и продавать его не будет иметь смысла.
Пример самой примитивной ассортиментной матрицы (товар — блузка):
Безусловно, наряду с бюджетной «осенней» одеждой для женщин в магазине могут быть десятки других категорий товаров — каждая из которых, опять же, формируется с учетом специфики спроса на них. Магазин будет закупать у своих поставщиков — и выкладывать на прилавок, только те товары, что будут распределены по этим категориям. То есть — соответствующие матрице, определяющей товарный ассортимент.
Нюансы формирования ассортиментной матрицы
Идеальный сценарий для собственника торгового предприятия — когда ассортиментная матрица формируется еще до открытия торговой точки. Для этого в распоряжении управляющих магазином должны быть данные по структуре и динамике спроса, на основании которых затем будут формироваться различные категории товаров, составляющие матрицу.
Перед тем, как открыть крупную торговую точку в определенном месте, есть смысл сделать предварительный статистический анализ по различным критериям с помощью Big Data продуктов. Основываясь на эти статистические данные можно заранее спрогнозировать какие товары пользуются повышенным спросом, насколько сильна конкуренция в данной локации, портрет типичного покупателя и его предпочтения.
Если говорить про небольшие торговые точки, то нужные данные владелец бизнеса может получить в распоряжение в ряде случаев совершенно случайно. Например — зайдя в какой-либо из уже открытых магазинов, что есть в городе (с высокой вероятностью это будет конкурирующая торговая точка) и обнаружив, что на ту или иную категорию товара имеется спрос.
Общий алгоритм формирования товарной матрицы включает следующие основные этапы :
Каждый товар, таким образом, должен быть отнесен в рамках матрицы:
Та же женская куртка может быть включена в матрицу со следующими параметрами:
Отметим, что ориентируясь, как правило, именно на тип и потребительскую категорию — держа их в голове, покупатель идет в магазин («нужно купить куртку на осень подешевле»). Поэтому, при классифицировании товара магазину важно правильно «читать мысли» покупателя в части подобных формулировок — и стараться предлагать человеку то, о чем он думает.
Примеры типичных «мыслительных» формулировок при выборе товара:
И эти формулировки можно и нужно учитывать при формировании товарной матрицы.
Есть довольно много критериев классификации товаров — что могут быть учтены при построении матрицы. Так, общераспространен подход, по которому они делятся:
Также выделяют так называемые товары-заменители основных (типичных) ведущих, сопутствующих или престижных. Соответствующая «замена» будет преследовать скорее экономические цели производителя бизнеса — хотя и интересы покупателя, безусловно, должны быть учтены магазином. С помощью заменителей магазин компенсирует выручку за счет размещения товаров, альтернативных указанным выше:
Самая низкая единица в рамках ассортиментной матрицы — отдельно взятый товар, изделие (имеющее определенный артикул). Во всех случаях оно может быть классифицировано по рассмотренным выше критериям.
Видео — ассортиментная матрица для LAMODA и WILDBERRIES:
Отметим, что существует специфическая подкатегория товаров в рамках ассортиментной матрицы — это товары, входящие в так называемый ассортиментный минимум. Сюда могут входить товары, в принципе, любых категорий, типов и характеристик, но их будет объединять:
Отсутствие таких товаров на прилавке может нанести серьезный экономический урон бизнесу (он недополучит выручку), а также сопровождаться имиджевыми рисками (когда покупатель приходит к выводу, что «в соседнем магазине это всегда есть, поэтому не буду сюда ходить»). К фактическому отсутствию товара с точки зрения указанных последствий можно приравнять необоснованное увеличение цены, как и ухудшение качества: покупатель привыкает к определенному их уровню, и его могут неприятно удивить изменения.
Типичный товар, что входит в ассортиментный минимум магазина одежды — носки. Человек, привыкший стабильно покупать их в определенном магазине и обнаруживший в какой-то момент, что их нет (или цена выросла в два раза, либо качество ухудшилось так, что лучше бы не покупал) — скорее всего, в следующий раз пойдет в другой магазин.
Неосуществление выкладки товара, относящегося к ассортиментному минимуму — не единственная грубая ошибка, которую может допустить магазин при формировании ассортиментной матрицы. Можно привести ряд иных — заслуживающих особо внимательного рассмотрения.
Распространенные ошибки
Маркетологи считают нежелательным, а в ряде случаев недопустимым:
Особенно рискованно это в бюджетной и средней ценовой категории: покупатель, увидевший большое количество предложений от разных поставщиков по одинаковой цене, без толку простоит в магазине длительное время, выбирая товар (и основательно донимая дотошными вопросами продавцов — о том, «что это за интересное изделие»), но так ничего и не купив.
Оптимально представление товара 4-5 брендами — причем, все они должны быть более или менее узнаваемыми на местном рынке.
Покупатель попросту не поймет сразу, в чем разница между ними — и эффект будет тем же самым, что в первом случае.
В торговле часто бывает, что тот или иной товар хорошо продается «на первый взгляд». Но по экономическим критериям он — один из аутсайдеров, что показывает аналитика. Интуиция и визуальное наблюдение в торговом бизнесе — хорошо, но полагаться на статистические данные во многих случаях лучше.
Видео — системный подход в формировании ассортимента продукции розничного магазина:
Как часто нужно менять ассортиментную матрицу
Определенный ответ на этот вопрос дать сложно. Дело в том, что потребительский спрос — фактор, хотя и довольно стабильный в большинстве случаев, но он склонен к корректировке. Очень сложно ее предугадать заранее, поэтому задача бизнеса — внимательно отслеживать текущие тренды. Есть общие для большинства сценариев закономерности — когда спрос на тот или иной товар увеличивается в определенный сезон или в праздничные дни, но ситуация вне таких закономерностей иногда очень трудно поддается прогнозу.
При определении сроков и порядка изменения товарной матрицы владельцу бизнеса всегда полезно получать обратную связь от потребителя. Она может быть как прямой (то есть, когда покупатель звонит или пишет продавцу, чтобы о чем-то сказать или спросить), так и опосредованной — но выраженной в тех или иных экономических показателях. Например — оборачиваемости тех или иных товаров, или динамике спроса в привязке к тем или иным периодам. Если ранее товар хорошо продавался в выходные, а теперь — не очень, то нужно выяснить причины и поработать при необходимости над корректировкой товарной матрицы.
Определение сроков корректировки ассортиментной матрицы во многом зависит от успешности решения ряда задач, связанных с выявлением закономерностей :
Главное — не предложить им товар, который, с одной стороны, по объективным потребительским качествам вполне конкурентоспособен, с другой:
Покупатель обычно очень чувствителен к этим трем критериям — и задача магазина заключается в том, чтобы вовремя оказаться «на стороне» покупателя, и понять, что вот этот товар «я не куплю».
Кроме того, отдельные исследования показывают, что российские покупатели:
При этом, как выяснили маркетологи, россияне всегда открыты для новых товаров, но, вместе с тем, не стремятся во что бы то ни стало опередить сограждан в покупке новинок (и стараются, таким образом, получить от кого-то обратную связь по опыту совершения покупки).
Также полезно иметь в виду, что:
Что примечательно, указанные характеристики в потребительском поведении россиян могут меняться время от времени, и задача магазина — в том, чтобы уловить тренды и учесть изменения при формировании ассортиментной матрицы.
Конкуренты могут «манипулировать» ценами, различным образом корректировать политику продаж (например, инициируя предложения различных сопутствующих товаров, чего сам магазин не делает), что повлияет на оборачиваемость товаров. Опыт конкурентов учитывать всегда полезно — в том числе и при формировании ассортиментной матрицы.
Главное, чтобы поставщик неожиданно не увеличил цены и не ухудшил качество. Зафиксировать цены помогут долгосрочные контракты, а качество следует контролировать постоянно: обратная связь по выявленным недоработкам пригодится и самому поставщику. Если с ценами и качеством не все в порядке — ассортиментную матрицу вынужденно придется менять.
Резюме
Итак, ассортиментная матрица — это перечень товаров, каждый из которых можно классифицировать по тем критериям, что определены исходя из структуры и динамики спроса. Любой товар вне этих критериев не войдет в матрицу. Порядок ее формирования предполагает учет широкого спектра факторов, влияющих на спрос и уровень конкурентоспособности торгового предприятия. В необходимых случаях даже идеальная ассортиментная матрица подлежит корректировке.
Что такое планограмма выкладки товара в магазине и для чего она нужна.
Для чего нужна информационная система Цербер Россельхознадзора и кто должен в ней регистрироваться читайте в статье.
Какие сервисы позволят напечатать ценники для магазина https://onlain-kassy.ru/ispolzovanie/dop/pechat-tsennikov.html в онлайн режиме.
Видео — построение матрицы ABC XYZ в Excel:
Какие программы для учета товара и продажи для розничной торговли подойдут лучше в каждом конкретном случае. На какие типы программ можно ориентироваться небольшому магазину
Значительная стоимость внедрения системы электронных ценников в розничных магазинах сдерживает их широкое использование в отечественном ритейле
Как правильно установить камеры видеонаблюдения в магазине и не нарушить права покупателей и сотрудников, какое оборудование лучше выбрать