Дериваты животных что это такое простыми словами
Дериваты животных что это такое простыми словами
Николенко Э.Г., Смелянский И.Э.
Новосибирск: Сибирский экологический центр, 2007
Содержание
Пособие предназначено для помощи в распознавании и определении животных и их дериватов при контроле их перемещения через государственную границу и внутри страны. Для использования сотрудниками природоохранных и таможенных органов.
Научные консультанты: И.В. Карякин, замдиректора по НИР, ГПБЗ «Керженский», М.Ю. Пальцын, к.б.н., руководитель рабочей группы по сохранению редких видов Проекта ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона»
При подготовке Атласа использованы материалы методического пособия «Таможенное регулирование и борьба с контрабандой в международном обращении объектов СИТЕС», выпущенного программой TRAFFIC Europe (WWF-Россия) в 2005 г.
В издании использованы фотографии: А. Барашковой, С. Ляпустина, Ма Минга, Э. Николенко, И. Карякина, В. Кирилюка, А. Ковшаря, И. Смелянского, М. Пальцына и других авторов.
Отдельные дериваты любезно предоставлены для фотографий Сибирским зоологическим музеем (Институт систематики и экологии животных СО РАН, Новосибирск).
При перепечатке данной публикации или ее частей ссылка на Проект ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского Экорегиона» обязательна.
Издание осуществлено при финансовой поддержке Проекта ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского Экорегиона».
Вступление
Такие виды Алтае-Саянского региона, как снежный барс, кабарга, архар (аргали), сокол-балобан, находятся под угрозой исчезновения именно по причине их коммерческого использования (включая коммерческие охоты). Не обеспечив контроль за оборотом животных и их дериватов, невозможно гарантировать сохранение этих видов в дикой природе.
Особенно серьёзную угрозу представляет трансграничный оборот, поскольку с ним обычно связаны более значительные денежные потоки, он осуществляется организованными группами, сознательно нарушающими законодательство, и потому приводит к более тяжёлым последствиям для природных популяций животных.
В Российской Федерации действует законодательство, ограничивающее и регулирующее оборот диких животных (и их дериватов) с целью сохранения редких и угрожаемых видов. Оно включает, прежде всего, нормы федерального законодательства о Красной книге РФ и международного законодательства в рамках подписанной Россией Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от 3 марта 1973 г. (Конвенции СИТЕС). Помимо этого, нормативно-правовыми актами регулируется не только добывание, но и оборот многих видов, являющихся объектами охоты.
К сожалению, действующее экологическое законодательство в этой сфере содержит множество пробелов и нестыковок. В ряде случаев важным подспорьем являются более проработанные нормы законодательства о ветеринарии. Также может привлекаться законодательство об охране культурного наследия РФ.
При этом международные соглашения имеют приоритет. Если вид занесён в Красную книгу РФ и списки Приложений СИТЕС, в первую очередь должны соблюдаться требования СИТЕС.
В данном атласе приведены основные виды диких животных и их дериваты, вывозимые из Алтае-Саянского региона, перечислены документы, которые должны сопровождать партии образцов при их законном перемещении как внутри страны, так и через границу РФ. В Приложении приведены образцы форм основных документов.
Разрешительные документы Конвенции СИТЕС 1
Разрешения СИТЕС в РФ выдаются в Москве национальным Административным органом СИТЕС, в настоящее время это Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), по согласованию с территориальным органом Росприроднадзора по месту происхождения образцов (в случае экспорта).
Разрешение СИТЕС оформляется на бланке установленного образца (см. Приложение 1) в четырёх экземплярах, с защитной маркой на первом экземпляре; подписывается уполномоченным на то должностным лицом и скрепляется печатью Административного органа СИТЕС в Российской Федерации. Для каждой партии образцов оформляется отдельное разрешение СИТЕС. Образцы подписей имеются в таможенных органах. Все данные об образцах (о партии образцов), указанные в разрешении, должны строго соответствовать фактически наблюдаемым.
Первый экземпляр (оригинал) экспортного разрешения СИТЕС с защитной маркой и подписанный должностными лицами Административного органа СИТЕС в Российской Федерации следует вместе с образцом и после использования должен быть передан в Административный орган СИТЕС страны-импортёра, второй экземпляр разрешения заявитель передаёт органам таможенного контроля Российской Федерации, третий экземпляр разрешения остаётся у заявителя, а четвёртый экземпляр разрешения с визами, вместе с прилагаемыми документами, хранится в выдавшем его Административном органе СИТЕС.
Исключения из требований Конвенции СИТЕС оговорены в тексте Конвенции и уточняются иными документами Конвенции (резолюциями Конференции Сторон Конвенции).
Разрешительные документы Красной книги РФ и иные, выдаваемые Росприроднадзором 2
Разрешение (распорядительная лицензия) не требуется в случае оборота животных, разведённых в неволе, за исключением выпуска в естественную природную среду в целях их сохранения и/или пополнения природных популяций. Однако тогда необходим документ, подтверждающий факт разведения в неволе.
Дериваты животных, относящихся к видам, занесённым в Красную книгу РФ, также не могут находиться в свободном обороте, что предусмотрено, в частности, Кодексом об административных правонарушениях РФ (ст. 8.35). Однако форма разрешительных документов для них не установлена. Это не освобождает владельца от обязанности подтвердить законность приобретения образца.
Кроме того, дериваты и живые животные могут рассматриваться как предметы коллекционирования или зоологические коллекции (в случае нескольких образцов). Следует проверять наличие разрешений на вывоз за пределы РФ и ввоз на её территорию зоологических коллекций и отдельных экспонатов. Эти разрешения также выдаются Росприроднадзором.
Разрешительные документы на объекты охоты
Дериваты животных, добытых в процессе охоты, признаются продукцией охоты. Законно добытая продукция охоты, полученная от видов, добывание которых разрешено только по лицензии, сопровождается талоном к именной разовой лицензии или корешком лицензии (Приложения 4, 5). Талон (корешок) должен быть заверен подписью уполномоченного должностного лица и печатью организации, выдавшей указанную лицензию (это может быть Департамент управления, использования и охраны охотничьих ресурсов территориального органа Россельхознадзора либо охотпользователь).
Ветеринарные сопроводительные документы
Ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы РФ (в составе Россельхознадзора).
Ветеринарные сопроводительные документы, не соответствующие требованиям, а также заполненные разными чернилами, шрифтами, почерками, имеющие исправления, неясный оттиск печати, без печати, без подписи, без полного наименования должности, без указания фамилии, инициалов специалиста, подписавшего ветеринарный сопроводительный документ, без указания всех требуемых сведений, в т.ч. даты их выдачи, а также копии документов считаются недействительными.
Груз без ветеринарных сопроводительных документов или сопровождаемый ветеринарным сопроводительным документом, признанным недействительным, не подлежит приёму для переработки и реализации, но принимается для изолированного хранения до предъявления ветеринарных сопроводительных документов. В случае непредставления в пятидневный срок ветеринарных сопроводительных документов на указанный груз решение о его использовании принимается в соответствии с требованиями законодательства РФ в области ветеринарии.
Ветеринарные сопроводительные документы действительны:
Бланки ветеринарных сопроводительных документов подлежат строгому учёту органами и учреждениями, осуществляющими их выдачу.
Ветеринарные свидетельства форм №1 и №3 и ветеринарные справки формы №4 выдают учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов РФ в области ветеринарии.
Ветеринарные сертификаты форм №№ 5a, 5j, 6.1, и 6.3 выдают территориальные органы Россельхознадзора, их подписывает уполномоченное в области ветеринарного надзора должностное лицо территориального органа Россельхознадзора и заверяет печатью территориального органа Россельхознадзора.
При перевозках по территории РФ грузов, принадлежащих федеральным органам исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности и используемых ими для собственных нужд, выдают ветеринарные свидетельства форм №1 и №3 и ветеринарные справки формы №4. Ветеринарные сопроводительные документы, выдаваемые руководителями и уполномоченными должностными лицами ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб федеральных органов исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности, заверяют печатями ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных учреждений и организаций.
На бланки ветеринарных сопроводительных документов типографским способом наносится серия, состоящая из трёх цифр, и порядковый номер, состоящий из семи цифр.
Бланки ветеринарных сопроводительных документов, выдаваемых территориальными органами Россельхознадзора, нумеруются следующей комбинацией цифр:
Бланки ветеринарных сопроводительных документов, выдаваемых учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов РФ в области ветеринарии, нумеруются следующей комбинацией цифр:
Бланки ветеринарных сопроводительных документов, выдаваемых ветеринарными (ветеринарно-санитарными) службами федеральных органов исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности, нумеруются следующей комбинацией цифр:
Ветеринарные сопроводительные документы, необходимые в разных ситуациях
1. При перевозке грузов между субъектами Российской Федерации в графе «Особые отметки» ветеринарного свидетельства указывают номер и дату разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ в области ветеринарии.
2. Ветеринарное свидетельство формы №3 выдают только на заклеймённое сырьё.
3. При перевозке по территории РФ грузов, предназначенных для вывоза с территории РФ, в графе «Особые отметки» ветеринарного свидетельства указывают номер и дату разрешения Россельхознадзора в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством РФ в области ветеринарии.
4. При перевозке кожевенно-мехового сырья ветеринарную справку формы № 4 выдают без учёта наличия клейма, но при условии обязательного наличия бирок на шкурах.
5. Ветеринарный сертификат формы № 6.3 выдают на грузы, ввезенные на территорию РФ, взамен ветеринарных сертификатов стран-экспортеров для сопровождения грузов по территории Российской Федерации от места таможенного оформления до места назначения, при их переадресовке между субъектами Российской Федерации, а также в иных случаях.
6. При перевозке животных (применимо для животных из питомников) в количестве до 5 голов перечень с указанием клички и номера (для товарных животных), а также пола, породы, возраста (для племенных животных) приводят в соответствующей таблице ветеринарного сертификата формы № 5a или графе «Особые отметки» ветеринарного сертификата формы N 6.1. При перевозке животных в количестве более 5 голов к ветеринарному сертификату прилагают опись, заверенную печатью территориального органа Россельхознадзора, выдавшего ветеринарный сертификат.
Рекомендации таможенному инспектору (не касаясь ветеринарного контроля)
Прежде всего, необходимо обратить внимание на название вида животного по документам. Название вида (русское, английское и/или латинское) должно быть приведено в таможенной декларации и сопроводительном ветеринарном документе. Инспектор должен проверить, не включен ли данный вид в один из следующих перечней:
2) Список Красной книги РФ.
3) Перечень объектов охоты.
Если видовое название животного не может быть установлено из предъявленных документов, требуется привлечение специалиста-биолога (см. ниже).
Если выяснено, что вид относится к одному из упомянутых списков, проверяется наличие и правильность оформления разрешительных документов, положенных для данного статуса (см. схемы документов в данном Атласе, приведённые в нижнем поле страницы для каждого вида; формы документов в Приложениях).
1) если другая Сторона, вовлечённая в торговлю, требует данные документы;
2) для следующих образцов, если провозимое их количество превышает установленные лимиты (на одно лицо):
Таким образом, под это исключение подпадают, в частности, охотничьи трофеи видов Приложения II (в том числе медведь, волк, кабарга, рысь), провозимые охотником в собственном багаже (не отдельной пересылкой). Однако при этом владелец должен подтвердить законность владения ими, предъявив корешок именной разовой лицензии на добывание животного (Приложения 4 и 5) или иной документ, подтверждающий законность приобретения трофея.
Перемещение живых животных, включённых в Приложения СИТЕС и находящихся в личном владении, регулирует Резолюция 10.20. Согласно ей при следовании с таким животным через границу, вместо соответствующего разрешения СИТЕС владелец может предъявить свидетельство (сертификат) о праве владения, являющееся разновидностью паспорта на животное и выдаваемое Административным органом СИТЕС страны проживания на срок до 3-х лет.
При выявлении любых нарушений, перемещение образца считается незаконным.
2 Основные нормативно-правовые акты, регулирующие оборот видов, включённых в Красную книгу РФ:
— Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» (в редакции федеральных законов от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ и от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ): ст. 60 «Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов»;
— Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 г. №158 «О Красной книге РФ»;
— Постановление Правительства РФ от 06.01.1997 г. № 13 «Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесённым в Красную Книгу РФ»;
— Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 г. №156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ».
3 Пункт 2 Рекомендаций в Приложении 7 к приказу Росприроднадзора «О разрешительной деятельности в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» от 02.09.2004 г. №9.
4 Выдаётся в порядке, определённом приказом МПР РФ от 03.09.2003 № 799 (в ред. от 28.06.2006 г. №153).
6 Перечень видов СИТЕС дан в Приложении к письму ФТС от 21.01.2005 № 06-59/1213
7 Резолюция 12.3 Конвенции Сторон СИТЕС «Разрешения и сертификаты»
Проблема контрабанды объектов фауны. Справка
Одной из существенных угроз биоразнообразию и, в особенности, редким видам диких животных и растений, является незаконный промысел и торговля этими объектами (живыми, неживыми, дериватами, продукцией из них).
Среди множества международных договоров, соглашений и конвенций по охране окружающей природной среды одной из наиболее действенных является Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). С целью сохранения редких видов животных и растений Конвенция регулирует их перемещение через государственные границы стран-участниц СИТЕС. Конвенция СИТЕС включает 3 Приложения, в которые внесены около 34 тысяч объектов.
В первое Приложение включены виды, находящиеся под угрозой вымирания, торговля которыми оказывает или может оказать влияние на их существование, и может быть разрешена только в исключительных обстоятельствах. В нем поименовано более 870 объектов растительного и животного мира.
Второе Приложение включает виды, которые хотя в данное время не находятся под непосредственной угрозой вымирания, но могут стать таковыми, если торговля ими не будет регулироваться. Это приложение самое многочисленное. В него входит почти 32,6 тысячи объектов.
Третье Приложение сформировано из видов, которые страны-участницы Конвенции считают необходимым регулировать в пределах своей собственной юрисдикции и нуждаются при этом в сотрудничестве других стран. В него различными странами включено чуть более 300 видов животных и растений.
В Российской Федерации для вывоза видов животных и растений, их частей и дериватов, внесенных во все три Приложения СИТЕС, необходимо наличие специального разрешения Административного органа СИТЕС. Помимо этого, в отношении отдельных объектов необходима лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
При ввозе на территорию Российской Федерации:
1. Для объектов СИТЕС, внесенных в Приложение 1, необходимо разрешение СИТЕС страны-экспортера и разрешение СИТЕС, выданное в России.
2. Для объектов СИТЕС из Приложения 2 требуется разрешение СИТЕС страны-экспортера.
3. Для объектов СИТЕС, включенных в 3 Приложение необходимо предоставление разрешения СИТЕС страны-экспортера только в том случае, если они ввозятся из страны, непосредственно включившей их в это приложение.
В отношении ввозимых осетровых рыб и произведенной из них продукции дополнительно требуется лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Огромный спрос на дериваты (к дериватам относятся кровь, моча, мускус, желчь, различные железы, а также сувениры и предметы бытового назначения, изготовленные из частей животных, медикаменты и парфюмерия животного и растительного происхождения, продукты из мяса диких животных) оленя, кабарги, бурого медведя и других редких представителей дикого животного и растительного мира, находящих применение в азиатской медицине и национальной кухне многих народов Юго-Восточной Азии (ЮВА), и вызываемый им высокий уровень цен на эти товары превращают российские фауну и флору в объект преступного посягательства.
По данным Федеральной таможенной службы России, контрабандным товаром, вывозимым с российской территории в государства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), становятся редкие виды животных (медвежата), незадекларированные шкурки ценных пушных зверей (соболь, белка, колонок, ондатра, речная выдра, енотовидная собака, лиса, заяц), отдельные части животных (рога марала, северного оленя, сайгака и других диких животных, мускус кабарги, хвосты и пенисы диких парнокопытных животных, например, изюбра, лапы и желчь медведя, шкуры белого медведя и рыси, кости и шкура амурского тигра и дальневосточного леопарда, внутренности морских млекопитающих, сухие яйцеклады лягушек, сушеные трепанги, тушки фазанов, рыбы осетровых пород и их икра, фрагменты окаменевших костей и черепов древних животных и пр.) и дериваты растений (дикорастущий корень женьшеня, сосновый гриб).
Редкие виды птиц (соколы – балабаны, кречеты) традиционно вывозятся в государства Аравийского полуострова, прежде всего, в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), где широко распространена соколиная охота и существуют высокие цены на ловчих птиц.
Среди предметов контрабанды, ввозимых в Россию, преобладают представители животного и растительного мира экзотических пород. Одними из главных их поставщиков являются Африка, Южная и Центральная Америка. Перечень контрабандных объектов фауны и флоры, а также их дериватов включает, главным образом, попугаев (волнистые, розовые зиттихи, карелы, амадины, неразлучники, ара араруна, жако, ожереловые зеленные), среднеазиатских черепах, части сухопутных и земноводных животных (чучела крокодилов и черепах, панцири черепах, изделия из бивней африканского слона, шкуры леопардов, кожи змей), останки древних животных (например, черепа и кости пещерного медведя), живых пресмыкающихся (индийская кобра, кобра манокл и пр.), а также насекомых тропических стран (живых и неживых) и редкие живые цветы.
Контрабанда объектов фауны в странах мира
Одним из основных видов контрабандных товаров многие годы является слоновая кость. Эксперты подсчитали: ежегодно в Африке браконьеры уничтожают в среднем около 50 тысяч слонов, и на рынок слоновой кости попадает 700 тонн бивней. При этом охота на слонов официально запрещена, а большинство животных обитает на территории национальных парков и резерватов. Тяжелые потери популяции слонов произошли в Уганде (90% популяции), Кении (85 % популяции), в Танзании (53%). Слоны исчезли на севере Сомали, в Замбии, Гвинее-Бисау, Лесото и Свазиленде.
Уничтожению слонов способствует высокая цена слоновой кости. Браконьеры ежегодно (на начало 1980-х годов) убивали от 100 до 400 тысяч животных. Самые крупные покупатели слоновой кости – Гонконг и Япония, приобретающие около 83% всего африканского экспорта такого товара.
Рог носорога также один из самых распространенных видов контрабандного товара. Для носорога оказалось губительным поверье, что его рог может служить сильным биостимулирующим средством, лекарством от лихорадки и простуды. Говорят также, что рог носорога даже исцеляет от бесплодия, прибавляет сил немощным. До настоящего времени порошок из носорожьих рогов продается в Гонконге, на Филиппинах, в Индонезии, Китае, на восточном побережье США. В Африке носорогам и по сей день грозит опасность полного уничтожения. Запреты на торговлю рогом оказались совершенно малоэффективными. За более чем 25 лет (с начала 60-х годов до начала 90-х) численность африканских носорогов сократилась на 97%.
Тревожная ситуация с охраной носорога сложилась в последние годы во Вьетнаме. В 1950 году там еще существовали яванские носороги, которых насчитывалось менее сотни особей. К середине 1970-х годов эти животные были почти утеряны как вид в результате вьетнамской войны и браконьерства.
В Сингапуре с 20 ноября 1992 года продажа или выставка рогов, а также продуктов из него были запрещены согласно Закону об угрожаемых видах. В Тайване согласно правительственному распоряжению от 19 ноября 1992 года запрещено использование и выставку рогов носорога в коммерческих целях.
Всегда привлекательными для контрабандистов были шкуры диких кошек. Красивые шкуры тигров, леопардов, оцелотов, ягуаров – одна из причин активного истребления этих хищников. В настоящее время, к счастью, спрос на экзотические шкуры кошек довольно низок, хотя еще более 25 лет назад процветала контрабандная и легальная торговля пятнисто-полосатыми шкурами, Нелегальная торговля хищниками и их шкурами достигала 13% от всего оборота торговли животными, а основными импортерами были Европа и США. К 1989 году были обнаружены факты широко распространенной торговли шкурами тигра, дымчатого леопарда и других редких животных. Этих зверей браконьеры добывали капканами в резерватах Индонезии и Малайзии, после чего незаконно переправляли их шкуры в Сингапур.
Тигровая кость еще в большей степени, нежели тигровая шкура, является объектом браконьерства. На протяжении многих веков тигровая кость использовалась в традиционной китайской медицине. Энциклопедия лекарств, основанных на компонентах животных, датированная 1597 годом, утверждает, что тигровые кости являются прекрасным средством для “исцеления от язвы, ревматических болей в суставах и мышцах, а также от тифоидной лихорадки и малярии”. Вино из тигровой кости используется в качестве тонизирующего, укрепляющего средства.
Почти катастрофическое состояние популяций тигра в результате хищнического истребления поставило мировое сообщество перед необходимостью принять экстренные меры. В марте 1972 года началась грандиозная по своему размаху операция «Тигр», в результате которой был проведен не только подробный учет тигров, но и разработан дальнейший план создания резерватов и других охранных мероприятий. К моменту учета выяснилось, что тигры исчезли в Пакистане, в Бангладеш их осталось не более 250, в Непале и Бутане – не более 200.
В 1971 году запреты охоты на тигров были утверждены в Непале и Бангладеш. Принятый в Индии в 1972 году закон об охране дикой природы предусматривал категорический запрет на вывоз из страны тигровых шкур. Во Вьетнаме с 1960-х годов тигры находятся под защитой закона и внесены в Красную книгу. Однако, несмотря на официальный запрет, нередки случаи торговли тигриными шкурами.
Особой популярностью у контрабандистов и браконьеров пользуются леопарды, ягуары, гепарды, оцелоты и многие другие дикие кошки, имеющие привлекательно окрашенную шкуру, а, иногда, и прекрасный мех. Особенно страдают кошачьи американского континента, где даже охраняемые виды довольно доступны для браконьеров. В 1989 году, когда оцелот был включен в Приложение I СИТЕС, только из Парагвая было экспортировано 30 тысяч шкур оцелота из 45 тысяч от мирового объема торговли.
Массовая добыча ради шкур привела на грань исчезновения гепардов. В настоящее время основное количество гепардов сосредоточено в Африке, где обитают 5-7 подвидов этой кошки; на азиатском континенте гепард почти полностью исчез.
Довольно привлекательным животным для контрабандистов, а равно и для браконьеров, является гигантская панда (иногда ее называют бамбуковым медведем). За незаконную добычу большой панды правительство Китая ввело смертную казнь.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников