Дерзайте ныне ободренны что значит

Help me помогите по литре плз

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов9
И быстрых разумом Невтонов10
Российская земля рождать.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.11

Тебе, о милости источник,
О ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против тебя восстать войною;
Тебя зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь твою благословенну
С числом щедрот твоих сравнит.

Вопросы по отрывку оды Ломоносова на день восшествия.

Старославянизмы, может быть «дерзнет», но не уверена.

Найти Фрагмент ОбращениЯ к образцам и формам античности как к идеалу:
Что может собственных Платонов9
И быстрых разумом Невтонов10
Российская земля рождать.

Найти Фрагмент Принцип рационализма. Культ разума : мне кажется вот это полностью:

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

Найти Фрагмент обращение к общественной проблематике. Утверждение идей посвещённого абсолютизма патриотизма гражданственности :
тоже полностью я бы сказала:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов9
И быстрых разумом Невтонов10
Российская земля рождать.

больше не знаю. Удачи 🙂

1. раченье (=старание) ; зиждитель (=основатель, творец)

2. благословенны, ободренны, беспреткновенну, благословенну

3.О, ваши дни благословенны! ; О ангел мирных наших лет!

4. «О вы, которых ожидает Отечество от недр своих»; «Тебе, о милости источник»

5. «Что может собственных Платонов, И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать»

Источник

Как понять торжественную оду XVIII века

Минимум, необходимый, чтобы прочитать оду XVIII века и не уснуть

1. Что такое торжественная ода

Представьте себе одну из первых сцен фильма «Властелин колец». Начинается эпичная битва. От лиц воинов обеих сторон камера взмывает ввысь и проно­сится над полем сражения без конца и края, где у каждого свое дело, где можно было бы рассмотреть сотни малых поединков и тысячи смертей, но благодаря стреми­тельному движению и взгляду сверху все они теряют свои индиви­ду­альные черты и сливаются в единую картину, которая одна только и может передать подлинный масштаб и значение события — не здесь и сейчас, но в истории вне времени и на все века. Не Элендил и Элронд бьются против Саурона, но Добро против Зла; не Исилдур отрубает палец с кольцом у врага, но Порядок и Истина полу­чают шанс установиться на Земле. Чтобы показать значение этого момента, камера взлетает еще выше и показывает беспомощно валящиеся орочьи войска до самого гори­зонта. Скорее всего, у тех, кто смотрит этот эпизод сейчас, так же захватывает дух, как и у первых зрителей 15 лет назад: общие планы потря­сающих воображение городов и великих битв стали фирменной маркой режиссера Питера Джексона, и не случайно.

Подняться над землей и обозреть события, которые изменят историю, — идеальный аттракцион. В наше время этого достигают с помощью 3D-моделей и кино. Но и люди прошедших веков могли пережить те же ощущения — благодаря поэтическому слову. Жанром, дававшим такую возможность, стала торжественная (или пиндарическая По имени древнегреческого поэта Пиндара (V век до н. э.). Его стихотворения послужили образцом для французских поэтов, разработавших этот жанр, — П. Ронсара, Ф. Малерба, Н. Буало, Ж. Б. Руссо и др. Из Франции внимание к оде пришло в Германию и Россию. ) ода, основной жанр русской лирики середины XVIII века, в котором писали Василий Тредиаковский, Михаил Ломоносов, Александр Сумароков, Василий Петров, Михаил Херасков и множество других, менее одаренных поэтов.

В основе торжественной оды лежит идея поэтического восторга. Мысленный взор поэта покидает свою бренную оболочку и воспаряет над землей. Сделать это ему позволяет вмешательство высших сил — например, музы, духа, божественного вдохновения. Они и движут его устами и пером — в мире оды поэт не говорит сам.

Воспарив над миром, поэт обозревает бескрайние просторы — одновременно и в самом общем плане, и в мельчайших подробностях. Так же одновременно он видит события, которые в действительности далеко отстояли друг от друга по времени; говоря о современности, он может ввести в повествование давно умерших правителей, героев мифологии, христианского Бога и персонажей, оли­цетворяющих абстрактные понятия (Истина, Неправда, Милосердие и т. д.) — при этом действовать они будут наравне с подлинными участниками событий. Все эти персонажи, события, идеи и планы возникают в оде в свобод­ном порядке, взгляд автора как бы перемещается от одной картины к другой.

Все это имеет несколько следствий.

1. Читатель (слушатель) оды пассивен. Поэт не оставляет ему пространства для собственных мыслей или оценок, задача читателя — только следовать за планом и картинами оды, поскольку через нее с ним говорит высшее существо, и говорит Истину.

2. Ода описывает только выдающиеся события (даже если читателю XXI века они могут показаться незначительными).

3. Взгляд сверху, охватывающий пространство от горизонта до горизонта, делает оду идеальным средством для прославления страны и ее правителя.

4. Тематика оды сводится к ограниченному и заранее заданному набору идей:
— величие страны и ее светлое будущее обеспечивает монарх, действиями которого руководят благие высшие силы;
— этот монарх наделен всеми добродетелями;
— благодаря этому страна в состоянии мира является средоточием всех возможных земных благ;
— любой конфликт, связанный со страной, — это на самом деле конфликт Абсолютного Добра и Абсолютного Зла;
— исход этого конфликта известен заранее: Добро победит благодаря абсолютно доброде­тельному монарху и поддержке высших сил.

5. Ограниченность тем закономерно приводит и к тому, что в одах появляются повторяющиеся формулы и образы:
— общая радость многих объединенных народов;
— ликование природы (радостные реки, рукоплещущие берега);
— обширность страны;
— удивленный взгляд на нее со стороны соседних государств;
— исполинские фигуры героев и т. д.

Итак, за возможность пережить захватывающее дух путешествие ввысь и уви­деть эпические картины оды приходится платить относительной ограничен­ностью образов и одно­значным политическим содержанием. Автор торже­ственной оды, воспарив высоко над миром, говорит о больших масштабах, но не видит частностей и полутонов. Он опи­сывает все в категориях абсо­лют­ного добра или абсолютного зла. Абсолютное добро при этом приписывается монарху, который обеспечивает существование этого прекрасного мира.

2. Как читать оду — пример

Михаил Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

В середине 1740-х годов Ломоносов издавал свои оды в типографии Академии наук и художеств, но за собственный счет, на титульных листах стояло его имя — и «авторский» взгляд, речь от первого лица («вижу», «мой глас» и пр.) неизменно присутствовали в тексте. Так же была написана и ода на день рождения императрицы, отмечавшийся в декабре 1746-го. Однако уже на стадии издания было решено, что она будет напечатана за счет Академии. Так имя Ломо­носова пропало с титульного листа — зато там было сказано, что оду «приносит всеподдан­нейшая Академия наук». Вместе с тем сам текст — с «автор­ским» взглядом и оборотами от первого лица («представь мне оную годину» и пр.) — остался неизменным. После этого Ломоносов написал еще несколько од по заказу президента Академии, все они были изданы на ее деньги, поднесены императрице от ее имени, и в них автор уже не мог писать от своего лица и лично «парить над землей».

Вероятно, желание Академии делать императрице такого рода «поднесения» было связано с тем, что в мае 1746 года ее президентом стал восемнадцати­летний граф Кирилл Григорьевич Разумовский, только что вернувшийся из европейской образовательной поездки. В Академии с ее типографией он видел средство распространения «новой» культуры, включавшей в том числе тесную вовлеченность поэтов в жизнь двора. В 1747 году он добился, чтобы Елизавета приняла новый устав Академии наук, расширявший сферы деятельности, штат и финансирование этого учреждения.

Новую оду на день восшествия Елизаветы на престол, речь о которой пойдет ниже, Ломоносов писал — также по заказу Разумовского — практически тогда же, когда издавался текст нового устава. Она, как и предыдущая, была издана как сочинение, подносимое от Академии наук. Закономерно, что похвалы императрице в новой оде тесно переплелись с благодарностью за блага, пролившиеся на учреждение.

3. Самостоятельное задание

Теперь вы можете попробовать самостоятельно проанализировать одну из двух других од. Самые непонятные слова и выражения пояснены в примечаниях.

1. Александр Сумароков. «Ода государыне императрице Елисавете Перьвой на день ея рождения 1755 года декабря 18 дня»

1
Благословенны наши лета.
Ликуй, блаженная страна!
В сей день тебе Елисавета
Всевышним и Петром дана.
Источник празднуя судьбине,
Возрадуйтесь, народы, ныне,
Где сей царицы щедра власть.
О день, исполненный утехи!
Великого Петра успехи
Тобою славят нашу часть.

2
Не ищешь ты войны кровавой
И подданных своих щадишь,
Довольствуясь своею славой,
Спокойства смертных не вредишь.
Покойтесь, Русских стран соседы;
На что прославленной победы
И грады превращати в прах? Для чего [и без того] прославленной [правительнице] победы? Нужно ли ей обращать города в прах?
Седящия на сем престоле
Нельзя хвалы умножить боле,
Ни света усугубить страх.

3
Императрица возвещает,
Уставы истины храня:
«Кто в сердце дерзость ощущает
Восстать когда против меня,
Смирю рушителей покою,
Сломлю рог гордый сей рукою,
Покрою войском горизонт;
Увидит чувствующе вскоре
Петровой дщери силу море:
Покрою бурный флотом понт Понт — здесь Черное море. ».

6
Пожжем леса, рассыплем грады,
Пучину бурну возмутим.
Иныя от тебя награды
За ревность Ревность — усердие, старательность. мы не восхотим,
Чтоб ты лишь перстом указала
И войску своему сказала:
«Достойны россами вы слыть».
О дщерь великому Герою!
Готовы мы идти под Трою
И грозный океан преплыть.

8
Но днесь, народа храбра племя,
Ты в мысли пребывай иной Но сегодня, о племя храбрых людей, думай о другом. :
Забудь могущее быть время
И наслаждайся тишиной.
Вспевайте, птички, песни складно,
Дышите, ветры, вы прохладно,
Целуй любезную, зефир Зефир — олицетворение западного ветра. ;
Она листочки преклоняет,
Тебя подобно обоняет,
Изображая сладкий мир.

12
Оттоль, монархиня, взираешь
На град Петров, на свой престол,
И как ты взоры простираешь,
Твои слова сей слышит дол:
«В сем месте было прежде блато,
Теперь сияет тамо злато
На башнях счастия творца;
Нева средь пышна града льется,
Отколе эхо раздается
О славе моего отца».

2. Михаил Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1748 года»

1
Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою
Твоей державы новый год.
Благословенное начало
Тебе, Богиня, воссияло.
И наших искренность сердец
Пред троном Вышняго пылает,
Да щастием Твоим венчает
Его средину и конец.

2
Да движутся светила стройно
В предписанных себе кругах,
И реки да текут спокойно
В Тебе послушных берегах;
Вражда и злость да истребится;
И огнь и меч да удалится
От стран Твоих и всякий вред;
Весна да рассмеется нежно,
И земледелец безмятежно
Сторичный Сторичный — стократный. плод да соберет.

3
С способными Спободными — удобными, благоприятными. ветрами споря,
Терзать да не дерзнет борей Борей — олицетворение бурного северного ветра.
Покрытаго судами моря
Пловущими к земли Твоей.
Да всех глубокий мир питает;
Железо браней да не знает,
Служа в труде безмолвных сел.
Да злобна зависть постыдится,
И славе свет да удивится
Твоих великодушных дел.

4
Священны да хранят уставы
И правду на суде судьи,
И время Твоея державы
Да ублажат раби Твои.
Соседы да блюдут союзы;
И вам, возлюбленныя Музы,
За горьки слезы и за страх,
За грозно время и плачевно
Да будет радость повседневно,
При Невских обновясь струях.

5
Годину ту воспоминая,
Среди утех мятется ум!
Еще крутится мгла густая,
Еще наносит страшный шум!
Там буря и́скры завивает,
И алчный пламень пожирает
Минервин с громким треском храм! Минерва — одна из важнейших древнеримских богинь, персонификация мудрости. Речь идет о пожаре, который случился в ночь на 5 декабря 1747 года в здании Кунсткамеры и Императорской библиотеки.
Как медь в горниле, небо рдится!
Богатство разума стремится
На низ, к трепещущим ногам! В здании Кунсткамеры была типография, и во время пожара находившиеся там отпечатанные, но еще не сброшюрованные академические издания были скинуты на землю.

8
Подобным жаром воспаленный
Стекался здесь Российский род
И, радостию восхищенный,
Теснясь, взирал на Твой приход.
Младенцы купно Купно — вместе. с сединою
Спешили следом за Тобою.
Тогда великий град Петров
В едину стогну Стогна — площадь, широкая улица. уместился,
Тогда и ветр остановился,
Чтоб плеск Плеск — рукоплескания, звук аплодисментов. всходил до облаков.

12
Европа и весь мир свидетель,
Народов разных милион,
Колика ныне добродетель
Российский украшает трон.
О как сие нас услаждает,
Что вся вселенна возвышает,
Монархиня, твои дела!
Народов Твоея державы
Различна речь, одежда, нравы,
Но всех согласна похвала.

13
Единым гласом все взываем,
Что Ты — Защитница и Мать,
Твои доброты исчисляем,
Но всех не можем описать.
Когда воспеть щедроты тщимся,
Безгласны красоте чудимся.
Победыль славить мысль течет,
Как пали Готы Готами в оде называются шведы. пред Тобою?
Но больше мирною рукою
Ты целой удивила свет.

14
Весьма не обычайно дело,
Чтоб всеми кто дарами цвел:
Тот крепкое имеет тело,
Но слаб в нем дух и ум не зрел.
В другом блистает ум небесный,
Но дом себе имеет тесный,
И духу сил не достает.
Иной прославился войною,
Но жизнью мир порочит злою
И сам с собой войну ведет.

15
Тебя, богиня, возвышают
Души и тела красоты,
Что в многих разделясь блистают;
Едина все имеешь Ты.
Мы видим, что в Тебе единой
Великий Петр с Екатериной
К блаженству нашему живет.
Похвал пучина отворилась!
Смущенна мысль остановилась,
Что слов к тому не достает.

16
Однако дух еще стремится,
Еще кипит сердечный жар,
И ревность Ревность — усердие, старательность. умолчать стыдится:
О Муза, усугубь твой дар,
Гласи со мной в концы земныя,
Коль ныне радостна Россия!
Она, коснувшись облаков,
Конца не зрит своей державы;
Гремящей насыщенна славы,
Покоится среди лугов.

17
В полях, исполненных плодами,
Где Волга, Днепр, Нева и Дон,
Своими чистыми струями
Шумя, стадам наводят сон,
Седит и ноги простирает
На степь, где Хину Хина — Китай. отделяет
Пространная стена от нас;
Веселый взор свой обращает
И вкруг довольства исчисляет,
Возлегши локтем на Кавказ.

18
«Се нашею, — рекла, — рукою
Лежит поверженный Азов Азовская крепость была взята Петром I в 1696 году, затем, в 1711 году, возвращена Турции, снова взята русскими войсками в 1736 году, но по условиям мирного договора срыта незадолго до восшествия на престол Елизаветы Петровны. ;
Рушитель нашего покою
Огнем казнен среди валов.
Се знойные Каспийски бреги,
Где, варварски презрев набеги,
Сквозь степь и блата Петр прошел,
В средину Азии достигнул,
Свои знамена там воздвигнул,
Где день скрывали тучи стрел.

21
В стенах Петровых протекает
Полна веселья там Нева;
Венцем, порфирою Порфира, или багряница, — пурпурная мантия монарха; символ верховной власти. блистает;
Покрыта лаврами глава.
Там равной ревностью пылают
Сердца, как стогны все сияют
В исполненной утех ночи.
О сладкий век! О жизнь драгая!
Петрополь, небу подражая,
Подобны испустил лучи Имеется в виду фейерверк, устроенный в Петербурге в 1748 году в честь дня восшествия на престол Елизаветы Петровны. ».

24
Но естьли гордость ослепленна
Дерзнет на нас воздвигнуть рог,
Тебе, в женах благословенна,
Против ее помощник Бог.
Он верьх небес к Тебе преклонит
И тучи страшные нагонит
Во сретенье Во сретенье — навстречу. врагам Твоим.
Лиш только ополчишься к бою,
Предъидет ужас пред Тобою,
И следом воскурится дым.

Источник

Дерзайте ныне ободренны что значит

Дерзайте ныне ободренны что значит. Смотреть фото Дерзайте ныне ободренны что значит. Смотреть картинку Дерзайте ныне ободренны что значит. Картинка про Дерзайте ныне ободренны что значит. Фото Дерзайте ныне ободренны что значит

М. В. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. Однако содержание и значение похвальных од Ломоносова неизмеримо шире и важнее их официально-придворной роли. Похвальная ода представлялась Ломоносову наиболее удобной формой беседы с царями. В каждой из них поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства.

Большая часть од была адресована Елизавете Петровне. Это объясняется не только тем, что с ее царствованием совпали двадцать лет жизни самого поэта, но и тем, что она была дочерью Петра 1, которой, по мнению Ломоносова, прежде всего надлежало продолжать дела отца.

Поэт выступает творцом, создающим своим словом особый мир, где нет места обыденным предметам и словам. Сознание такой своей миссии дает ему право вмешиваться в государственные дела, говорить «языком богов» о насущных политических и культурных проблемах, формулировать собственные взгляды и давать советы правителям.

Так, в 1747 г., когда русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств, Ломоносов пишет свою знаменитую оду «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Источник

раченье

Смотреть что такое «раченье» в других словарях:

РАЧЕНЬЕ — РАЧЕНЬЕ, рачить, см. радость. Рачить, крепить, см. рочить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия

Ломоносов — (Михаил Васильевич, 1711 1765) знаменитый поэт и ученый. Он был первым русским, который с полным правом мог стоять наряду с современными ему европейскими учеными по многочисленности, разнообразию и самобытности научных трудов по физике, химии,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПОПЕКАТЬ — блины, печь иногда, кой когда, временем. Попеки ка ты, на вот, а мне надо за коровой приглянуть. Пусть еще попекутся пироги в печи, незамай, дойдут. | Попеклись ныне жницы, на солнце, зной невыносимый. | Попекися ты о моем дельце, не забудь его!… … Толковый словарь Даля

ПРИРАДЕТЬ — кому, подрадеть, поусердствовать, порачить, постараться. Прираденье ср. раченье, старанье, ретивость, усердие; приложенье старания. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

РАДОСТЬ — жен. веселье, услада, наслажденье, утеха, ·противоп. скорбь, грусть, горе, печаль и пр. внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая; | самое событие или предмет, возбудивший эти душевные чувства. Сказать вам радость?… … Толковый словарь Даля

СТАРАТЬСЯ — о чем, старываться, тщиться, пещись, усердствовать, прилежать, силиться, стремиться, усильно трудиться, заботиться, хлопотать, делать со рвением, усердно, прилагать все средства. И стараемся, да плохо успеваем. Он много обо мне, за меня старался … Толковый словарь Даля

божьствьныи — (божьствьныи2000) пр. к божьство во 2 знач. При конкр. с.: и имъже м˫а бѣ пастоуха створилъ и ѥже оупасохъ на бъжьствьнѣи твоѥи пажити. ЖФП XII, 27в; Леѡнъ же тъ бѣ и исавръ. иже пьрвѣѥ дьрзоувъ [так!] б҃жствьны˫а разорити ѡбразы. (τὰ ϑεῖα) ЖФСт… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

въложити — ВЪЛОЖ|ИТИ (259), ОУ, ИТЬ гл. 1. Поместить, вложить внутрь чего л.: аште въложиши || ѹгль огньнъ. [в сосуд] исѹшѩѥть и пожьжеть влагѹ и очиштѩють. Изб 1076, 208–208 об.; и въложьше [его] въ корабль. СкБГ XII, 16б; и б҃аство и ины вещи. въ ˫адра… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

моучительныи — (13) пр. 1.Мучительный, причиняющий муку: и ѹдиви(с) цр҃ь о гл҃ѣ дѣтища и ка(к)во есть мучт҃лно дѣло женьское раченье. (οἷόν ἐστι τυραννικόν) ЖВИ XIV–XV, 108г; мѹчительна˫а средн. мн. в роли с. Муки, пытки: ѡбличитсѧ тво˫а немощь. и с тѣмь… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

Источник

Дерзайте ныне ободренны что значит

Отрывок из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Сегодня мы прикоснёмся к произведению, которое было создано почти три столетия тому назад, в середине XVIII века. Написано оно к шестой годовщине царствования Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого. Автор его — Михаил Васильевич Ломоносов.

Это стихотворение написано в жанре оды. Вспомним, в каких жанрах мы читали стихотворные произведения. (В жанре поэмы, баллады, лирического стихотворения.)

В чём же своеобразие стихотворения-оды? В русской поэзии XVIII века оды были широко распространены. И в творчестве Ломоносова ода была ведущим жанром. Создавались оды по случаю какого-либо выдающегося события, обычно общегосударственного значения. Их главной целью было прославить это событие и воздать хвалу важному высокопоставленному государственному лицу. Предназначались оды, как правило, для публичного чтения во время празднеств и являлись частью церемониала торжеств.

Необходимо отметить также особенность языка этого стихотворного жанра. Как вы думаете, допустимо ли, чтобы хвалебное произведение, предназначенное для чтения в торжественной обстановке, не звучало бы торжественно? Допустимо ли, чтобы оно было написано обыденным, повседневным языком? Выполнит ли такое стихотворение своё предназначение: восхвалить, возвысить, прославить. Конечно, нет! Здесь уместен только высокий стиль, который вызывает у слушателей и читателей чувства возвышенные, высокие.

А что делает речь возвышенной, высокой? Прежде всего, употребление старославянских слов, то есть слов из лексики Русской Православной Церкви — таких, с которыми верующие обращаются к Богу.

Теперь пришло время дать определение жанра оды. Давайте сделаем это сами. Что необходимо отметить в этом определении?

Первое. Ода — это прозаическое или стихотворное произведение? (Стихотворное.)

Второе. При каких обстоятельствах создавались оды? (По случаю какого-либо исторического или торжественного события в стране.)

Третье. Для чего создавались оды? (Для восхваления, прославления какого-либо лица или события.)

Каким эпитетом можно охарактеризовать такие стихи? (Хвалебные.)

И последнее. Каким языком писались оды: обыденным или возвышенным? (Возвышенным языком.)

Каким эпитетом это можно охарактеризовать такие стихотворения? (Торжественные.)

Сформулируем определение оды.

Ода — это (что?) стихотворение (какое?) хвалебное и торжественное (для чего создавалась?) для восхваления и прославления (кого? или чего?) какого-либо лица или события.

Итак, ода — это стихотворение хвалебного и торжественного характера для восхваления и прославления какого-либо лица или события.

Вспомним: по какому случаю Ломоносов написал свою оду? (К празднованию шестой годовщины царствования Елизаветы Петровны.)

Кого прославляла ода? (Русскую императрицу Елизавету Петровну.)

Дерзайте ныне ободренны что значит. Смотреть фото Дерзайте ныне ободренны что значит. Смотреть картинку Дерзайте ныне ободренны что значит. Картинка про Дерзайте ныне ободренны что значит. Фото Дерзайте ныне ободренны что значит

Теперь у каждого из вас должен возникнуть вопрос: почему Ломоносов писал хвалебные стихи самодержице Елизавете? Не принижают ли они его как гениальную личность?

Ломоносов не был бы Ломоносовым, если бы в его одах заключалось только то, что характерно для этого жанра по определению: восхвалять и прославлять. Его оды по содержанию гораздо шире жанра оды вообще. Сочиняя оды, Ломоносов думал о будущем России. Конкретно и чётко вырисовывал он своё видение государственных задач, излагал своё понимание путей их решения. Прославляя императрицу и её «славные дела», он изображал её такой, какой хотел бы видеть государыню на российском престоле. При этом не упускал случая напомнить прославляемому монарху о Петре I и призвать к продолжению его реформ. Оды Ломоносова — это прославляющие стихотворные послания с напутствием.

Мы прочитаем лишь несколько строчек из оды, но обнаружим в них всё, что вы узнали об одах Ломоносова. Стихами этого отрывка поэт убеждает в необходимости развития наук для процветания России.
Прочтём первое предложение, первые пять строчек.

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!

Благословенны — какая часть речи? (Причастие.) От какого глагола оно образовано? (Благословить.) А не скажете ли, из каких слов образован глагол благословить? (Из прилагательного «благое» и существительного «слово».) «Благое слово» — как вы это понимаете? (Хорошее, доброе слово.)

Благословить — значит сказать «благое слово». Родители жениха и невесты благословляли своих детей перед венчанием. Князя Дмитрия Донского благословил святой Сергий Радонежский на сражение с ханом Мамаем. Благословляли тех, кто приступал к новому делу, начинал новую жизнь. Глагол благословить, благословлять пришёл к нам из старославянского языка; он многозначен, и одно из его значений — «дать доброе напутствие для благополучного исполнения дела, к которому приступали». Благословения просили у Бога.

Ваши дни благословенны — вам будет сопутствовать удача, успех в достижении поставленной вами цели, вам будет Божья помощь.

А теперь прочитаем эту строчку целиком.

О, ваши дни благословенны!

Чувствуете, какую эмоциональную мощь приобрело высказывание, употреблённое с междометием?! Кому же Ломоносов адресует столь добрую весть? Давайте отыщем в предложении слово-обращение. (Словом-обращением в предложении является местоимение «вы».)

Но кто эти «вы»? Смотрим начало предложения:

О вы, которых ожидает Отечество

О вы, которых ожидает Отечество! Дерзайте!

Не путайте глагол дерзать с глаголом дерзить. От глагола дерзить прилагательное дерзкий, а от глагола дерзать — прилагательное дерзновенный. Что значит дерзать, дерзновенный. Дерзать — «бесстрашно стремиться к высокопоставленной благородной цели»; дерзновенный — «вызывающе смелый, отважный». В нашей речи эти слова употребляются очень редко. Почему? Они высокого стиля: мы же предпочитаем слова нейтральные. Глагол дерзать и прилагательное дерзновенный пришли в наш язык из старославянского языка.

Теперь необходимо напомнить вам о всемирно известных учёных Платóне и Ньютóне. Платон — древнегреческий философ; в его «Диалогах», то есть беседах с философами, и вы можете прочитать немало интересных строчек. Ньютон — английский физик, астроном, математик; его имя вы ещё не раз услышите в школе на других уроках. Но в России в XVIII веке вместо «Ньютон» говорили Невтон.

Прочитаем от пятой строчки до конца строфы.

О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

О вы, которых ожидает Отечество! Ваши дни благословенны, вы ныне ободренны.

Как вы думаете, кем благословенны и ободренны они. Кто ныне на российском престоле. Они благословенны и ободренны — или же должны быть благословенны и ободренны! — императрицей Елизаветой Петровной.

Обратимся снова к первым четырём строчкам.

О вы, которых ожидает,
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих…

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

Давайте продумаем вторую строфу. Где науки сладки? Прочтите нижнюю строчку.

В покое сладки и в труде.

Где науки пользуют?

Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине…

В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.

Образованному человеку в любых обстоятельствах размышления научного характера являются желанной и приятной утехой.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут…

Можно ли найти человека, которому науки были бы бесполезны.

Вот вы все в юношеском возрасте; скажите мне, чем «питают» науки юношей. (Духовной и интеллектуальной «пищей».) Это та «пища», которая формирует человека, определяет его сознание, его человеческий облик. А теперь скажите, к какому возрасту, к какому поколению обращается Ломоносов с призывом дерзать. К молодому поколению, к тем, которые вступают в жизнь, находятся на распутье жизненных дорог.

Вот сколько замечательных мыслей и пожеланий мы обнаружили в небольшом отрывке из оды М. В. Ломоносова — произведении, назначение которого восхвалять, возвышать, прославлять.

Информация для учителя.

Главную цель урока мы видим в том, чтобы добиться такой прозрачности текста на лингвосемантическом уровне, при которой само собою проявляются и становятся осязаемыми для школьника мощь и великолепие прочитываемого фрагмента оды.
На доске до начала урока записываются опорные слова:

Платон дерзать
Ньютон рачити
раченье

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *