Держитесь за мою пяточку и спасетесь что значит
Держитесь за мою пяточку и спасетесь что значит
О чудесах блаженной Матроны, материнских волнениях и бесценных подарках
В начале марта в храм в честь Покрова Божией Матери города Саратова был доставлен ковчег с мощами святой блаженной Матроны Московской. Святыню привезли из Свято-Успенского мужского монастыря Тульской области — это родина блаженной Матроны, которая появилась на свет в тульском селе Себино.
…После Божественной литургии духовенство совершает перед святыней молебен. Народу в первый день немного — несмотря на объявления о предстоящем событии во всех храмах и на епархиальном сайте, еще не все горожане знают об этом. Зато в последующие дни Покровский храм наполняется людьми и цветами — приходящие поклониться святой Матроне несут ей в дар букеты из нечетного количества цветов как живущей среди нас. Так некогда заповедала сама святая.
О чудесах, которые происходят по молитвам блаженной, уже написаны книги. Но если расспрашивать всех пришедших приложиться к мощам и помолиться перед святыней, то у каждого найдется своя чудесная история, свой опыт общения с Матронушкой — так ласково называют ее в народе.
Татьяна Новикова пришла в Покровский храм в первый день прибытия мощей. О святой Матроне Московской Татьяна говорит, что она теплая и любящая.
— Это чувствуют все, — улыбается Татьяна. — Поэтому к ней идут даже те люди, которые редко ходят в храм или не ходят вовсе.
И действительно, в длинных очередях к мощам блаженной Матроны есть и те, кто далек от церковной жизни, много тех, кто не знает ничего о земной жизни святой. Однако все точно знают одно — Матронушка услышит и поможет! Самое главное, что люди, которые далеки от Церкви, получают не только скорую помощь по молитвам святой старицы, но зачастую, получив эту помощь, обретают веру и начинают понемногу приобщаться к храму.
Обратиться и быть услышанной
Когда я впервые прочитала житие Матроны, мне не совсем были понятны ее слова: «Цепляйтесь за мою пяточку и спасетесь». Я все думала: почему святые так часто говорят непонятными загадками, притчами? Почему бы не сказать просто и доступно? Но пребывая после прочтения под впечатлением жизнеописания святой старицы, я то и дело призывала ее на помощь, даже в житейских мелочах. И помощь незамедлительно приходила, а вместе с ней и радость от того, что она, святая, так близко, что можно так запросто обратиться и быть услышанной, что так легко потянуться и уцепиться за эту пяточку! Именно эта, непонятная мне поначалу фраза, лучше всего отражала близость святой Матроны к человеку…
Несколько лет назад я поехала с дочкой в Москву, и, конечно же, мы отправились в Покровский монастырь, чтобы приложиться к мощам святой блаженной Матроны. В восемь утра очередь к раке была уже огромная — тянулась она через весь двор монастыря. Нас с дочерью это не огорчило, настроение было прекрасное, светило солнце, благоухали цветы на ухоженных клумбах, пели птицы. Стоя в очереди, я беседовала мысленно с Матронушкой и просила ее о многом. Особенно остановилась на проблеме моего отношения к дочери.
Наверное, есть такие молодые матери, какой была и я, которые не подозревают, что их ждут трудности при рождении ребенка. После родов же начинаются переживания — постоянный страх за малыша, непонимание, почему ребенок плачет, что у него болит, как ему помочь, бессонные ночи, болезни, бесконечная усталость, полная отдача себя и всего своего времени маленькому кричащему человечку. Вместо радости материнства я испытывала стресс и постоянно мечтала — скорей бы дочь головку начала держать, скорей бы села, поползла, пошла, заговорила, скорей бы стало легче…
После родов я еще доучивалась в институте и на время сессии отвозила свою кроху к маме. Вручив дочь в надежные руки и получив на некоторое время свободу от ребенка и бесконечных проблем, связанных с ним, я испытывала радость, за что мне стыдно до сих пор. Стоя в очереди к раке с мощами, я вспоминала все свои ошибки в воспитании дочери. Даже те мои поступки, которые я считала правильными, вдруг стали казаться мне жестокими по отношению к ребенку. Например, каждое воскресенье я будила дочку и, несмотря на ее жалобы, что она хочет спать, я собирала ее и вела в храм. Невоцерковленные близкие постоянно укоряли меня за это. Но я стояла на своем, понимая, что иначе нельзя — ранним утром всем хочется поспать, однако я обязана понуждать ребенка, ведь кто еще, если не я, приведет ее в храм? Моя уверенность подкреплялась, когда я видела, с каким рвением дочь стремится к Чаше, видела ее еще неосознанную радость после Причастия, ее увлеченность на занятиях в воскресной школе. Но в тот момент, в очереди к мощам блаженной Матроны, я уже ни в чем не была уверена. Я смотрела на свою семилетнюю дочку, сжимала ее ладошку и от нахлынувших воспоминаний чувствовала себя недостойной матерью. Я скорбела о потерянной радости, которую могла бы получать, относись я своевременно к материнству иначе, о том, что ушедшее время не вернуть и как много я не додала своей дочери. А теперь вот она — большенькая, уже и на ручках не подержишь… У меня нет других детей, кроме дочки, и нет возможности исправить эту ошибку — радоваться каждому моменту материнства, отдавать всю себя малышу, не потому, что ребенок кричит и этого требует, а потому, что этого требует твое сердце…
Подарок от Матронушки
Уныние, которое на меня навалилось, было таких масштабов, что мир вокруг потерял краски, я еле сдерживала рыдания, и сердце так щемило, что казалось, будто оно вот-вот разорвется. Чтобы хоть как-то вырваться из этого состояния, я побежала в монастырскую лавку купить акафист святой Матроне и сосредоточиться на молитве. В лавке на верхней полке стоял телевизор, транслировалась запись беседы со священником. Звук у телевизора был отключен. Когда подошла моя очередь, монахиня, отпускающая товар, уже протянула мне акафист, но вдруг сказала: «Подождите!». Она развернулась ко мне спиной, включила звук у телевизора и с интересом стала слушать беседу.
— Есть такие матери, которые очень переживают, что мало времени уделяли своим детям, — донесся голос с экрана. — Может быть, они были молоды и не совсем внутренне готовы к материнству, совершали ошибки в воспитании детей, кто-то в суете буден не мог уделять своим чадам достаточно внимания. Теперь они считают себя плохими матерями, унывают по этому поводу. Однако я хочу напомнить, что главная задача родителей — привести ребенка к вере. Вручить своего ребенка в руки Господа. И если вы сделали это, то перестаньте предаваться греху уныния. Уповайте на милость Божию, на заступничество Пресвятой Богородицы и святых. Они исправят все те недочеты, которые допустили вы, они дадут ребенку такое воспитание, которое не сможет дать ни один самый образцовый родитель.
Священник закончил свою речь, глядя с экрана мне в глаза, точнее сказать — в душу… Оказывается, пока я слушала его, из моих глаз так текли слезы, что я наплакала целую лужицу прямо на прилавок. Монахиня отключила звук у телевизора, невозмутимо вытерла слезы с прилавка, будто это было для нее совершенно привычным делом, и вручила мне акафист.
Когда я шла назад к своему месту в очереди, надо мной снова светило солнце и мир играл многоцветьем летних красок. То утешение, которое я получила от святой блаженной Матроны, еще даже не дойдя до раки с мощами, было чудом. Может быть, кто-то и сочтет все самым обычным совпадением, но у Бога не бывает совпадений! И эти слова священника помогают мне по сей день. Только сердцем эти слова я воспринимаю так, будто не священник, а сама святая сказала мне их лично.
Кто-то отметил, что с рождением ребенка рождается страх за него — очень точное замечание, все мамы мира согласятся с ним. Хочется быть комариком из пушкинской сказки о царе Салтане, сидеть на плече у своего ребенка, когда он не рядом, подстраховывать каждое его действие, но это всего лишь сказка, и такое вроде бы невозможно. Однако у любого христианина есть гораздо большая и реальная возможность помочь своему ребенку даже на расстоянии. Теперь в моменты сильных переживаний за дочь я снова вспоминаю слова, услышанные в лавке Покровского монастыря: уповайте на милость Божию, на заступничество Пресвятой Богородицы и святых.
Вместо пустых переживаний я стала чаще молиться за своего ребенка, после чего сразу приходит уверенность, что дочь под самым надежным присмотром и защитой. А сомнения в том, хорошая ли я мать, все ли я правильно делаю, будут, наверное, на протяжении всей жизни. Но погружаясь в трясину этого самоедства, я хватаюсь за те замечательные слова о главном назначении родителя и снова радуюсь этому подарку, который мне сделала блаженная Матрона. Это подарок, который будет выручать меня всю жизнь.
Газета «Православная вера» № 5 (529)
Татьяна Судец: «Держусь за пяточку Матроны»
Справиться с трагедией ей помогла вера
Татьяна Судец, «тётя Таня», более четверти века вела телепрограмму «Спокойной ночи, малыши!». На её передачах выросли три поколения маленьких телезрителей. Внешне она весёлый, жизнерадостный человек. Но есть у неё душевная боль.
«Вытащи меня, святая Матронушка!»
— Какой у вас любимый храм?
— Я живу на Таганке, там недалеко церковь Покрова Пресвятой Богородицы Покровского монастыря. С удовольствием туда хожу. В этом храме хорошо, тепло. Потрясающий храм при Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом. Атмосфера в этой обители светлая. Мне там так хорошо, так хорошо! У меня недалеко дача, и каждый раз, когда я туда приезжаю, обязательно иду в монастырь. Увы, не везде так хорошо.
— Что, у вас был и отрицательный опыт?
— Когда с сыном случилась беда (её сын Андрей был убит. — Ред.), я его долго не могла найти, молилась, ездила по храмам… И однажды поехала в церковь недалеко от моей работы. Поначалу там растерялась, обратилась с вопросом к матушке, а та в ответ: «Раз не знаешь, нечего тут ходить!» У меня слёзы так и полились. Ушла и больше туда не ходила.
— Когда особенно плохо на душе, к какой иконе подходите?
— Как-то посмотрела телепередачу о блаженной Матронушке. Людям, которые просили у неё помощи, она говорила: «Держись за мою пяточку». Когда мне совсем плохо, подхожу к её иконе и говорю: «Святая Матронушка, я держусь за твою пяточку, вытащи меня, пожалуйста!» И становится легче.
Пробка на дороге — повод для молитвы
— Крещение вы приняли в детстве или уже в зрелом возрасте?
— Вскоре после того как я родилась, моя мама крестила
меня втайне от папы. Тогда это не приветствовалось, поэтому меня увезли подальше от Москвы, в Рязанскую область, на родину моих родителей. Детей своих я тоже крестила в младенчестве — и Андрюшу, и Дашу. У меня и внуки все крещёные.
— Часто ходите в храм?
— Честно говоря, нечасто, но молитвы читаю каждый день. У меня есть любимые: «Царю Небесному», «Отче наш», «Николай Угодник, освети мой путь».
— И как они помогают?
— Неоднократно замечала: едешь по дороге, и вдруг — пробка, а нужно быть к строго определённому времени. Не нервничаю, не суечусь, а начинаю читать «Царю Небесному, Утешителю» и в конце добавляю: «Господи, дай мне оказаться в нужное время в нужном месте. Аминь». И действительно приезжаю вовремя.
«Считаю себя счастливой»
— Что вы считаете самым большим грехом?
— Зависть, наверное. Когда человек завидует, он съедает себя изнутри.
— Вы долго работали на телевидении, и, наверное, вам многие завидовали?
— Я не обращала на это внимания. Всегда говорю: мне завидовать нечего. Не дай бог никому такой судьбы, как у меня. Хотя в общем-то считаю себя счастливой. Когда на душе скребут кошки, вспоминаю стихи своей подруги поэтессы Любы Тереховой:
«Испытания эти даются
Только тем, кого любит Господь.
Лучше слёзы пусть горькие льются,
Чем жиреет душа или плоть».
И вот ещё отрывочек из её стихотворения:
«Куда чёлн плывёт, туда надо плыть,
Что Господь даёт — с тем и надо жить».
Народный журналист
Сообщество создано с разрешения администрации «Елицы».
Если ты активный пользователь соцсети «Елицы», публикуешь интересные заметки или статьи или просто часто делишься ссылками на публикации в другие соцсети, то это сообщество для тебя!
Теперь в «Елицах» за все это можно получать реальные деньги.
Зарабатывай на репостах, перепостах и авторстве!
Не секрет, что грядут не лучшие с финансовой точки зрения времена. Спонсорская помощь для Елицы, ее проектов и служб сильно сократилась за последнее время.
Поэтому, что бы как то иметь возможность латать дыры в бюджете, мы предлагаем вам партнерские отношения в почтово-курьерской Службе Елицы.Записки и получать до 10% от совместно заработанных на
Для участников разработана система поощрения — начисление денег за действенные репосты.
Начисление производится и Авторам (чьи публикации репостят) и Участникам (тем, кто репостит).
10% от суммы.
Сообщество создано с разрешения администрации «Елицы».
Если ты активный пользователь соцсети «Елицы», публикуешь интересные заметки или статьи или просто часто делишься ссылками на публикации в другие соцсети, то это сообщество для тебя!
Теперь в «Елицах» за все это можно получать реальные деньги.
Зарабатывай на репостах, перепостах и авторстве!
Не секрет, что грядут не лучшие с финансовой точки зрения времена. Спонсорская помощь для Елицы, ее проектов и служб сильно сократилась за последнее время.
Поэтому, что бы как то иметь возможность латать дыры в бюджете, мы предлагаем вам партнерские отношения в почтово-курьерской Службе Елицы.Записки и получать до 10% от совместно заработанных на
Для участников разработана система поощрения — начисление денег за действенные репосты.
Начисление производится и Авторам (чьи публикации репостят) и Участникам (тем, кто репостит).
10% от суммы.
Что нужно сделать:
1. Получить индивидуальный ID, на основании которой вам будут начисляться деньги для этого:
— Зарегистрировать Личный кабинет https://zapiski.elitsy.ru/site/registration;
— Прислать ваш адрес почты на нашу почту partner@elitsy.ru или на Ватсап https://wa.me/79859734597;
— Получить в ответ подтверждение о получении статуса Партнера и личный ID;
2. Выбрать или написать Публикацию, которую планируете размещать и (или) репостить;
3. Выбрать необходимую и корректную ссылку на сайте Елицы.Записки https://zapiski.elitsy.ru и прикрепить к ней ваш ID;
4. Разместить ссылку в Публикации
3. Разместить данную ссылку в Публикации, которую планируете распространять в Елицах и соцсетях;
Заработанные совместно деньги будут отображаться в Вашем Личном Кабинете и перечисляются на указанный вами счет по требованию за минусом банковских комиссий на перевод.
Держитесь за пяточку Матроны.
01 мая 1994 года На могиле Матроны стали происходить чудеса, тысячи чудес. Четыре года у дьякона из Тверской области отца Александра Скачкова была парализована нога. По научению монаха из Оптиной пустыни приехал отец Александр в Москву на могилку к Матушке. Три дня провел в молитвах, а потом выбросил костыли и пошел сам, лишь слегка прихрамывая. Услышав об этом, православный народ стал проникать на кладбище.
Православная церковь не сразу канонизировала Матронушку. Вначале они долго раскачивались, решали, обсуждали, сомневались. Ее дар вызывал постоянные споры: Божественные ли это дар или колдовские уловки? Но, почти спустя полвека, было объявлено о канонизации святой матушки Матроны. Вечером 8 марта 1998 года, в субботу, по благοсловению Святейшегο Πатриарха Московского и всея Руси Αлексия II ее могила на Даниловском кладбище была вскрыта. Было очень холодно, но тысячи люди стояли на морозе часами и ждали когда все свершиться. Мощи Блаженной были доставлены в Московский Данилов монастырь, а оттуда перенесены в Покровский монастырь, где были помещены в специальную раку (гробницу). И теперь к ним может приложиться любой желающий.
Говорят, что к мощам нужно ступать обязательно с правой ноги и приходить лучше всего натощак три дня подряд. Матрона Московская не только обрела свой храм, а благодаря ей, поднялся из руин, реставрировался и живет своей жизнью женский Покровский монастырь.
При осмотре останков Блаженной, была найдена выпуклοсть в форме крестa на груди, которая была сделана святителем Николаем, также нашли нательный крест, с которым похоронили Матрону. Она говорила своим чадам, которые приходили к ней:
«Вы держитесь за мою пяточку и я выведу вас к Богу».
Именно эта пяточка и осталась цельной и нетленной, сохранилась с того момента, как ее похоронили. 02 мая 1999 года в Москве состоялась канонизация праведной старицы Матроны – подвижницы благочестия 20 века. Сейчас множество православных поклоняются иконам Матроны Московской, а к раке с мощами блаженной нескончаем людской поток.
В οктябре 2004 гοда по определению Οсвященного Архиерейского Сοбора Русской Πравославной Церкви сοстоялось общецерковное прοславление блаженной. Многим людям она спасла жизни, многим дала долгожданных детей, многим помогла. Множество чудес произошло и после ее смерти, о которых мало и книги написать. Молитесь ей, и она обязательно вам поможет.
Ахилла
Главное Меню
Канонизированная колдунья
3 мая 2021 протоиерей Александр Усатов
Матрена Дмитриевна Никонова родилась в 1881 г. в Тульской губ. Умерла 2 мая 1952 г. в Москве.
В 1999 году она стала местночтимой святой Московской епархии, а в 2004 году состоялось общецерковное прославление блаженной Матроны Московской.
В «Определении о канонизации в лике местночтимых святых блаженной Матроны Московской (Матроны Дмитриевны Никоновой, 1881-1952)» от 2 мая 1999 года содержалось предписание патриарха Алексия II «напечатать Житие блаженной Матроны Московской для назидания в благочестии».
В 2006 г. [будущий] патриарх Кирилл поделился своими воспоминаниями о том, как «слава о ее молитвенной помощи распространялась все больше и больше, что, в свою очередь, сделало необходимым изучение ее жизни и подвигов. А результатом этого уже стала церковная канонизация праведницы».
К чему же привело «изучение ее жизни и подвигов»?
Ни к чему хорошему. Блаженной Матроне катастрофически не повезло с житием.
На момент прославления Матроны огромными тиражами распространялась книга Зинаиды Владимировны Ждановой, в которой Матрона Никонова представлена в образе знахарки-целительницы. В 1993 г. тираж первого издания превысил 150 тысяч экземпляров. Позже это собрание оккультных басен выдержало несколько переизданий. Особо в этом деле отличился Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, силами которого из года в год переиздавалось одиозное «Сказание о житии блаженной старицы Матроны».
Рассмотрев подвижническую жизнь и подвиг благочестия Матроны Никоновой, народное почитание и чудеса, Комиссия по канонизации святых Московской епархии не нашла препятствий к ее прославлению в лике местночтимых святых. Прославление было торжественно совершено 2 мая 1999 года, в годовщину ее кончины.
Официально утверждается, что «сохранились многочисленные свидетельства об этих чудесных событиях».
На самом деле никакого изучения жизни и подвигов не происходило.
Уже само сходство легендарных образов Пелагеи Рязанской и Матроны Московской убеждало церковных специалистов, что они имеют дело не с реальной историей жизни, а с мифологемой. По словам доктора богословия прот. Георгия Митрофанова, который был членом Синодальной комиссии по канонизации с 1993 по 2013 год, «точной информации об образе жизни Матроны нет, ее биография обросла мифами, например о встрече со Сталиным. В ее почитании много языческого».
В апостольских посланиях Нового Завета предписывается отвращаться «негодных и бабьих басен (μύθους)» (1 Тим 4.7), а в основание веры полагать только свидетельства очевидцев: «мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням (μύθοις) последуя, но быв очевидцами Его величия» (2 Пет 1.16). Следует отметить, с каким упорством апостолы предписывали епископам и всем христианам «не внимать басням (μύθοις) и постановлениям людей, отвращающихся от истины» (Тит 1.14). Впрочем, они предвидели, что «будет время, когда отступятся от здравого учения и окружат себя целой кучей учителей, жаждая услышать то, что им не терпится услышать. Они заткнут свои уши для истины и отвернутся от нее, чтобы слушать небылицы (μύθους)» (2 Тим 4.4).
В XXI в. Русская Православная Церковь канонизировала Матрону, хотя фактически единственному источнику сведений о жизни реальной Матроны не было никакого доверия.
Это был сборник бабьих басен, мифов и небылиц.
При этом одни почитатели Матроны решили обогатиться за счет создания ее культа с мощами. Признаюсь, что им это удалось. Семья игуменьи Феофании, настоятельницы Покровского женского монастыря в Москве, где хранятся мощи святой Матроны Московской, является одним из крупнейших бенефициаров культа святой, зарабатывая на поставках в монастырские лавки икон, церковной утвари и сувенирной продукции. В конце 1990-х Феофания стала добиваться канонизации блаженной старицы Матроны Московской: в частности, игуменья докладывала патриарху Алексию II о том, что молитвы Матроне помогли ей в деле восстановления монастыря. В 2020 году ежемесячный доход монастыря оценивал в 500 тысяч долларов.
Широкий резонанс в СМИ и соцсетях получила информация о том, что игуменья Феофания приобрела на свое имя автомобиль Mercedes-Benz S-класса почти за 10 млн рублей. Тогда «патриарх Кирилл благословил настоятельницу Покровского монастыря Москвы игуменью Феофанию (Мискину) на продажу находящегося в ее владении автомобиля Mercedes Benz S-класса и указал, что пожертвования на монастырь необходимо использовать на социальные и благотворительные цели».
Другие сторонники канонизации Матроны искренне чувствовали народную потребность в чудесах этой удивительной матушки и скоропослушницы. И поддались на серьезное искушение — ждать чудес и доверять рассказам о чудесах.
Так, по словам патриарха Алексия II, если бы блаженная Матрона не помогала, не укрепляла бы верующих, то «оскудела бы тропа народная к раке с ее мощами, но люди идут из разных городов и весей, ибо получают молитвенную поддержку на своем жизненном пути».
Подобную логику святые отцы Церкви признавали ложной и тупиковой. Как и библейские авторы, они понимали, что чудеса могут быть ложными. Если страждущие люди ощущают сверхъестественную помощь, исцеляются от болезней, чувствуют прилив сил, это может быть вовсе не следствием Божьего вмешательства. Все знают о значении психосоматики (др.-греч. ψυχή — душа и σῶμα — тело), когда психологические факторы, такие, как страх перед проклятьем шамана или надежда на исцеление, влияют на возникновение и течение соматических заболеваний.
Вторая причина скепсиса святых отцов — возможность влияния нечистой силы при совершении чудес. У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах «О Божественных дарованиях» находим следующее: «Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими».
Иными словами, у людей порой возникает иллюзия исцеления человека или его освобождения от беснования, чего на самом деле не происходит.
А еще святые отцы предостерегали от потакания языческой (т.е. народной) жажде чудес и знамений. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что когда люди «требуют чуда по своему сочинению и усмотрению… такое требование — выражение понятий плотского мудрования о чудесах. Воззрение духовного разума на телесные недуги и на чудесные исцеления их совершенно иное, нежели воззрение плотского мудрования. Плотское мудрование признает недуги бедствием, а исцеление от них, особливо чудесное, величайшим благополучием, мало заботясь о том, сопряжено ли исцеление с пользою для души или с вредом для нее… С постепенным ослаблением христианства человеки жаждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному, не отказываются сами быть участниками в совершении чудес, решаются на это, нисколько не задумываясь. Такое направление опасно более, нежели когда-либо. Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами».
Критическое отношение к кликушеству и чудотворениям, введенное при имп. Петре I, потеряло свою значимость уже при жизни Иоанна Кронштадтского, а в СССР после уничтожения всей академической элиты духовенства Русской Церкви уже некому было следить за порядком и дисциплиной.
Упомянутый прот. Георгий Митрофанов основную массу почитателей блаженной Матроны назвал «совсем не православными, а язычниками, которым нужна своя чудотворица, своя колдунья». По его мнению, Матрона занималась «святотатственной магией». Она «предлагала умалишенной женщине, в которую, по ее мнению, вселился бес, прийти в храм и после того, как она причастится, дождаться, когда ее вырвет, и таким образом из нее выйдет бес. Перед нами типично языческий, магический подход к жизни».
Образ колдуньи в сборнике Зинаиды Ждановой
И действительно, дошедшие до нас предания о Матроне Никоновой представляют ее в качестве колдуньи-целительницы. В апокрифическом жизнеописании Матроны, опубликованном спустя сорок лет, сказано следующее:
«Пришла Прасковья, жалуется на здоровье, по всему телу и внутри какой-то кусок ходит кругом, шевелится по всему телу. Ей Матрона говорит: „Завтра утром в церковь пойдешь, причастишься там. После Причастия должна быть у тебя рвота, а ты не пожалей покрышку-то на голове, и прямо в нее, а после этого вместе с платком бросишь в печку“. Прасковья все это сделала, вышел кусок кровяной, запеченный; и бросила в огонь. И когда горело, из трубы шел столб черного дыма, высоко-высоко шел. И Прасковья выздоровела, после этого Матронушка ей сказала: „Ты будешь лечить людей“. Она была крупная, здоровая женщина. Вывихи вправляла даже скотине. Вправляла вывихи, переломы, грыжи людям и животным. Шли к ней с зубами, с нарывами, со всякими болячками. Она исцеляла».
Указанный способ, во-первых, напоминает инициацию ведьмы, а во-вторых, граничит с кощунством по отношению к Таинству Причащения. Так правило 48-е святого Иоанна Постника гласит: «Если кто после божественного причащения изблюет, почему бы это ни случилось, то надлежит лишить его причастия на сорок дней; и хотя бы он и знал, что это не по его вине случилось, все же должен подвергнуться наказанию, в виду других случайных его грехов».
Сообщается, что на семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги.
«Сама матушка указывала на духовную причину болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней подойдет женщина, которая отнимет у нее способность ходить. Так и случилось. „Я не избегала этого — такова была воля Божия“».
Отметим этот контраст между величием Таинства Причащения и силой вошедшей в храм ведьмы.
Месседж этого рассказа прост: колдовство — это не суеверие, а реальность, которая превозмогает действие благодати.
В некоторых случаях после наведения порчи уже ничто не может помочь. Таких людей Матрона отправляла восвояси:
В книжке Ждановой содержится и совершенно антихристианский пассаж о возможности спасения через Матрону:
«Матушка часто шутила и на вопрос как спастись? отвечала: „Цепляйтесь все-все за мою пяточку и спасетесь, и не отрывайтесь от меня, держитесь крепче!“» «А еще Матронушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся. „Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого“».
Поиск выхода из кризиса
Историк и специалист по древнерусским житиям Андрей Зайцев считает, что основная проблема с канонизацией и почитанием св. Матроны заключается в том, что именно апокрифический текст З. Ждановой «получил наибольшее распространение, вызвав у одной части православных отвержение, а у другой — горячее сочувствие. Народное житие Матроны в полной мере отразило представления значительного числа современных верующих о том, как готовы они верить и каким должен быть „настоящий“ православный святой». Он уверен, что «истинный образ блаженной Матроны, конечно, этому народному образу далеко не тождествен».
«Жизнеописание св. Матроны в авторской редакции З. Ждановой было признано не соответствующим статусу жития. Комиссией была назначена экспертная группа из преподавателей МДА, которая составила канонический текст жития блаженной Матроны, убрав исторически недостоверные и богословски искаженные сведения о святой».
Например, историк Андрей Зайцев полагает, что «в тексте Ждановой содержится ряд сведений о св. Матроне, не имеющий никакого отношения к действительности:
— Матрона никогда не встречалась со Сталиным. Историки Московской духовной академии специально изучали эту гипотезу и пришли к однозначному выводу: такого события не было;
— Матрона никогда не давала советов избавляться «от беса с помощью рвоты после причастия», не собиралась в генеральском мундире идти «на доклад к Господу Саваофу» и не говорила о том, что спасутся те, кто «будут держатся за ее пяточку».
Указанные фрагменты были удалены из сборника Ждановой, а остальные были отформатированы и снабжены адаптивными комментариями.
Редакторский подход канонического варианта предложил аллегорическое объяснение «трудные места» жития св. Матроны в духе святоотеческой мысли.
Например, в первой редакции жития З. Ждановой сказано: «В дни демонстраций Матушка просила нас всех не выходить, закрывать окна, форточки, двери. Полчища демонов заняли все пространство, весь воздух и объяли всех людей. Учила нас не забывать крестить еду, и особенно на ночь все убирать и накрывать, т. к. бесы полощутся, везде проникая. Силою Честнаго и Животворящего Креста спасайтесь и защищайтесь».
В канонической версии жития этот фрагмент выглядит так:
«В дни демонстраций матушка просила всех не выходить на улицу, закрывать окна, форточки, двери — полчища демонов занимают все пространство, весь воздух и охватывают всех людей. (Может быть, блаженная Матрона, часто говорившая иносказательно, хотела напомнить о необходимости держать закрытыми от духов злобы „окна души“ — так святые отцы называют человеческие чувства)».
По мнению Андрея Зайцева, составители канонической версии жития попытались объяснить народную этимологию, которую использовала Жданова (созвучие слов демонстрация и демон, при отсутствии между ними реальных родственных связей), с помощью толкования слов подвижницы в согласии со святоотеческой традицией.
Итак, каноническое житие святой Матроны составлено на основе апокрифического сказания, из которого были изъяты фрагменты, не соответствующие образу православной святой.
Один из авторов «Православной энциклопедии» — П.Ю. Малков — оправдывает практику обращения Церкви к апокрифам на примере поздних рассказов о Богородице: «не признавая апокрифы как источник вероучения, Церковь вместе с тем признает достоверность целого ряда сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. При этом сами апокрифические рассказы в новой отредактированной версии оказались очищены от гностического элемента и согласованы с каноническим рассказом о Богородице, содержащимся в Четвероевангелии.
Долгая многовековая работа по очищению апокрифических материалов, связанных с образом Богородицы, от содержащихся неправославных идей и неприемлемых для Церкви сюжетов привела к сложению единого и внутренне непротиворечивого Предания о земной жизни Богородицы, к внесению памятей главных событий Ее жития в богослужебный годичный круг».
Указанный подход вызывает ряд возражений и недоумений.
Почему вместо заявленных многочисленных свидетельских показаний о жизни Матроне Никоновой «основным источником биографических сведений о Матроне являются воспоминания о ней ее односельчан и родственников, собранные в конце 80-х — начале 90-х годов З.В. Ждановой (1917-2007), на квартире которой блаженная проживала в 40-х гг. ХХ в.» («Православная энциклопедия». Т. 44. С. 334)?
Получается, что других источников просто нет.
Почему для самой известной в России святой старицы Промысел Божий не предуготовал достойных свидетелей ее величия и праведности?
Невозможно согласиться с Андреем Зайцевым, будто на самом деле «житий было два: народное и каноническое». Последнее представляет собой сокращенную и отформатированную версию «народного».
На каком основании из «народного» жития были удалены неудобные для богословов и историков фрагменты? Где доказательства того, что Матрона Никонова не думала как знахарь, не совершала обряды как колдунья и против колдуний, и не давала советов людям в оккультном ключе?
Может быть, члены Комиссии по канонизации опросили других свидетелей? Нет! Никаких свидетелей у них не было. Поэтому было объявлено, что будучи святой, Матрона не могла действовать как колдунья или иметь магические представления.
Литература
Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Т. 2. Слова, речи, послания, обращения. 1998-2000 М., 2000
В день памяти св. блаженной Матроны Московской Святейший Патриарх ответил на вопросы журналистов. URL: https://www.sedmitza.ru/text/422732.html
День памяти блаженной Матроны Московской. URL: https://www.sedmitza.ru/text/1122745.html
Игнатий (Брянчанинов), свт. О чудесах и знамениях. URL: https://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=5
Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. — М., 1892. С. 440
Как настоятельница Покровского монастыря создала культ Матроны Московской, а ее семья на этом зарабатывает. Главное из расследования «Открытых медиа». URL: https://meduza.io/feature/2020/11/19/kak-nastoyatelnitsa-pokrovskogo-monastyrya-sozdala-kult-matrony-moskovskoy-a-ee-semya-na-etom-zarabatyvaet-otkrytye-media
Малков П.Ю. Богородица // Православная энциклопедия. Т. 5. — М., 2009. С. 486
Настоятельницу монастыря в Москве обязали продать роскошный «Мерседес». URL: https://www.interfax.ru/moscow/718941
Тысячи верующих поклонились мощам блаженной Матроны Московской в день ее памяти. URL: https://www.sedmitza.ru/text/378136.html
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: