Дерзость в православии что это
Последствия дерзости
В народе говорят: время лечит. Однако это бывает не всегда, встречаются и противоположные случаи. Из пастырской практики знаю, что женщина, совершившая аборт, не может об этом забыть на протяжении всей своей жизни. С каждым днем ее сожаление о случившемся все усиливается.
Ребенок умерщвлен, и его несостоявшаяся жизнь постоянно отражается и на судьбах родителей: неблагодарностью желанных детей, болезнями, материальными трудностями или, напротив, успешной карьерой при полном одиночестве. Все чаще родители ребенка, особенно матери, думают: каким бы, возможно, ласковым был нерожденный сын, какой заботливой — дочь, а сколько радости и душевной теплоты приносили бы их внуки.
Начало жизни каждого человека еще в утробе, до его рождения, дает Бог, и в Его власти также ее земное завершение. Родители поступают чересчур самонадеянно, по своему личному усмотрению лишая ребенка жизни. Рождение — это чудо, является новая жизнь, и если Господь дарует людям младенца, это происходит неслучайно. Значит, у Бога есть замысел об этом человеке, его жизни и будущем его семьи. Но отец и мать словно говорят: «Мы распорядители этой новой жизни. Как не вовремя она появляется. Нам сейчас не до этого! Пусть чудо рождения ребенка произойдет потом». Согласитесь, дерзкое заявление.
Преподобный авва Дорофей вспоминал такие слова аввы Агафона: «Нет страсти вреднее дерзости, ибо она есть мать всех страстей». И объяснял причину. Дерзость отгоняет от человека благоговейное отношение к Господу, развивает гордыню. А тот, кто горд, кто не имеет в себе страх Божий, впадает в другие тяжелые грехи.
Аборт — это большой грех, грех убийства. Он никогда не остается для человека без разрушительных последствий.
Во-первых, сама операция представляет угрозу для здоровья женщины в разных аспектах. Самое частое последствие — проблема преждевременных родов, недонашивания детей.
Вспоминаю случай, который мне рассказали. Некая женщина в юности сделала несколько абортов, а когда вышла замуж, то они с мужем захотели иметь детей, но у них никак не получалось. Она обращалась к разным докторам, ездила за границу, стала ходить в храм. Ее сложное положение отрицательно сказывалось на душевном состоянии: когда она узнавала, что у знакомых или сослуживцев родится ребенок, то плакала, с укоризной вспоминая свою молодость. Муж ее поддерживал, но хотел иметь ребенка. Наконец у них появилась надежда — женщина забеременела, однако в последние месяцы беременность проходила тяжело. Ее госпитализировали в Институт акушерства и гинекологии, где врачи сделали все, чтобы спасти ребенка. Родилась девочка, но врачи сказали, больше детей у нее не будет. Абортами она разрушила данную ей Господом способность вынашивать и рожать детей. Кто-то скажет: «Хорошо, достаточно одного ребенка, сейчас много семей имеют по одному ребенку».
Но что будет в будущем с этим ребенком? Сможет ли он поддерживать своих родителей в старости? И будет ли кто их навещать? Никто не может сказать, что с ним будет. А когда 3–4 ребенка в семье, один, два, а то и все будут жить рядом с родителями, и внуки будут приносить им радость.
Сколько бед приносят аборты! Примеров можно найти большое количество. Бывает, даже в результате одного аборта женщина навсегда лишается счастья стать матерью. Об этой проблеме открыто говорят сейчас медийные личности. Многие из них признают собственную бездетность наказанием за самонадеянный поступок, совершенный в молодости. Тогда, будучи на пике популярности, не хотелось иметь детей, а впоследствии этой возможности уже не было.
Трудно женщине приходится даже в том случае, если, к счастью, она осталась здоровой. Психологи называют это состояние постабортным синдромом. Оно проявляется не сразу, а через полгода, у некоторых — через несколько лет. По наблюдениям специалистов, сохраняется это состояние на протяжении десятков лет, а порой и до самой старости. Оно характеризуется депрессией, состоянием необъяснимой опустошенности, ночными кошмарами, закрытостью, стремлением прервать отношения с близкими людьми. Иногда последствием становится развитие вредных привычек: человек начинает злоупотреблять спиртным и успокоительными средствами.
Нельзя только женщину сделать виновной, ведь не она одна принимает решение об аборте. Большое влияние оказывает и отец ребенка. Кажется, что последствия аборта ощущает только женщина, на деле это не так.
Если ребенок служит укреплением семейного союза, то его убийство влияет на потерю взаимного доверия между супругами. Брак теряет свою ценность. Более того, симптомы постабортного синдрома бывают и у мужчин: чувство необъяснимого страха, апатия, склонность к алкоголизму и т. д.
Когда в семье выносится решение об аборте, нужно всегда помнить, что стоит за этим словом: лишение человека шанса на жизнь. Корень такого поступка родителей — себялюбие, дерзость по отношению к Подателю жизни, гордость. Это сознательное нарушение заповеди Господней. Надо помнить, что совершение аборта ради личного спокойствия, жизненного благополучия, утехи в молодые годы принесет страдания на всю оставшуюся жизнь. Годы пройдут, а груз греха останется. И здесь уместно вспомнить слова пророка Осии: «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» (Ос. 8:7). Помните, дорогие отцы и матери, что дети — это дар Божий.
Дерзость
Де́рзость — 1) помысл, высказывание, действие, поступок, поведение грубого, вызывающего, неуважительного характера; 2) внутренняя склонность к такого рода мыслям и действиям; 3) храбрый, рискованный до безрассудства замысел, план или поступок (действие); 4) сознательное нарушение требований Божьей воли, Божьего закона; 5) буйство стихии ( Иов.26:12 ).
Следствиями дерзости являются гнев, ссоры, обиды, блудная страсть.
Чем дерзость отличается от дерзновения?
В отличие от понятия «дерзость», близкого по значению к глаголу «дерзить», понятие дерзновение” роднится по смыслу с глаголом «дерзать» — отваживаться; решаться; смело стремиться: 1) к чему-либо возвышенному, благородному; 2) к чему-либо новому, неизведанному.
В качестве христианской добродетели дерзновение определяется как готовность, решимость отваживаться на подвиги веры (в том числе скорби, страдания и смерть).
Примером особой дерзости можно назвать поведение Адама, проявившееся вскоре после его грехопадения. Так, когда Вседержитель, давая ему возможность покаяться, задал вопрос, не ел ли тот плодов с дерева (познания добра и зла), которые Он строго-настрого запретил потреблять, Адам, вместо того, чтобы раскаяться и испросить у Бога прощения, попытался переложить вину и ответственность на жену и даже на Создателя жены — Бога, ответив Ему: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» ( Быт.3:12 ).
Примером злостной и вопиющей дерзости могут служить слова Каина, высказанные Богу в ответ на вопрос о том, где находится его брат. Вопрос был задан после того, как Каин совершил грех братоубийства. Тем не менее, отвечая Владыке он не только грубо солгал, но даже, как будто, и упрекнул Его за вопрос: «не знаю; разве я сторож брату моему?» ( Быт4:9 ).
Примеры богоугодного дерзновения неоднократно встречаются в описании жизни Моисея и прочих Божьих пророков.
Так, однажды, когда Господь оповестил Моисея, что уничтожит его соплеменников — жестоковыйный народ (впавший в идолопоклонство, изготовивший золотого тельца и признавший его своим богом), а затем произведёт новый народ от Моисея, тот, не желая принять это слово, стал противиться, умолять Господа о прощении израильтян ( Исх.32:9-11 ). Его мольбы были услышаны.
В другой раз Моисей проявил дерзновение, заступившись за соплеменников после того, как они, вдохновленные заговорщиками Кореем, Дафаном и Авироном, учинили возмущение и мятеж. Тогда Бог вновь был готов истребить «всё общество», но по молитве заступника, Моисея, кара коснулась лишь несущественной некоторых людей ( Чис.16:20-22 ).
Ярчайший Евангельский пример богоугодного дерзновения встречаем в описании беседы Христа язычницей-сирифиникиянкой. Когда последняя обратилась к Спасителю с просьбой помочь её дочери, одержимой лукавым духом, Он, испытывая её смирение, сказал, что нехорошо отнимать хлеб у детей и бросать его псам. Этой репликой Христос хотел показать, что прежде Ему надлежит проповедовать и совершать чудеса среди иудеев. Она же не отступила, но возразила ему со смирением, что «и псы под столом едят крохи детей» ( Мк.7:25-28 ). По воле Божьей демон тут же оставил её дочь ( Мк.7:29-30 ).
Итак, уместное дерзновение к Богу и может, и должен проявлять каждый христианин. Дерзости же следует избегать.
Ничто так не отгоняет от души страх Божий, как дерзость.
прп. Авва Дорофей
Дерзость
Причина. неустройства – твердость, соединенная с неблагоразумием, невежеством и злым порождением последнего – дерзостью, ибо дерзость есть плод невежества (свт. Григорий Богослов, 14, 136). Источник.
. Дерзость есть смелость, где не надлежало бы отваживаться. (свт. Григорий Богослов, 16, 337). Источник.
Дерзкий в отношении к людям становится дерзким и в отношении к Богу (свт. Иоанн Златоуст, 45, 80). Источник.
. Дерзость погашается не дерзостью, но кротостью (свт. Иоанн Златоуст, 50, 365). Источник.
Дерзость людей безбожных, не занимаясь, чем должно, и упражняясь в худом, ничего Божественного не оставляет неоскорбленным (прп. Исидор Пелусиот, 60, 246). Источник.
: «Нет страсти вреднее дерзости, ибо она есть мать всех страстей. Она есть мать всех страстей, потому что она отгоняет страх Божий от души. Ибо если страхом Господним уклоняется всяк от зла ( Притч. 15, 27 ), то, конечно, где нет страха Божия, там всякая страсть. Бог да избавит души наши от всегубительной страсти – дерзости» (прп. авва Дорофей, 29, 60–61).
Дерзость бывает многообразна: можно быть дерзким и словом, и осязанием, и взором. От дерзости иной впадает в празднословие, говорит мирское, делает смешное и побуждает других к непристойному смеху. Дерзость и то, когда кто прикоснется другого без нужды, когда поднимет руку на кого-либо смеющегося, толкает кого-нибудь, вырвет у него что-нибудь из рук, бесстыдно смотрит на кого-нибудь: все это делает дерзость, все это происходит от того, что в душе нет страха Божия, и от сего человек мало-помалу приходит и в совершенное нерадение. Посему-то, когда Бог давал заповеди Закона, Он сказал: благоговейны сотворите сыны Израилевы ( Лев. 15, 31 ), ибо без благоговения и стыда человек не чтит и самого Бога и не хранит ни одной заповеди. Посему-то нет ничего вреднее дерзости; посему-то она и есть мать всех страстей, что она изгоняет благоговение, отгоняет страх Божий и рождает пренебрежение; а от того, что мы дерзки друг с другом и не стыдимся один другого, случается, что мы и злословим, и оскорбляем друг друга. Бывает, что кто-нибудь из вас увидит что неполезное, он отходит и осуждает это и влагает то в сердце другому брату своему, и не только сам повреждается, но вредит и брату своему, вливая в сердце его злой яд; и часто случается, что ум того (брата) был занят молитвою или иным добрым делом, а этот приходит и увлекает его в пустословие, и не только лишает его пользы, но и вводит в искушение; а нет ничего тяжелее, ничего пагубнее, как вредить не только себе, но и ближнему (прп. авва Дорофей, 29, 61–62). Источник.
Горе окаянной дерзости, потому что она быстро сожигает дом добродетелей! (прп. Феодор Студит, 92, 146).
. Не будьте продерзы, ибо те, которые пускаются в продерзость, бывают поражаемы, как копьем – и умирают (прп. Феодор Студит, 92, 180).
Ничто так не потрясает целомудрия, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 378). Источник.
Пришел однажды брат к авве Илии молчальнику в Пещерную киновию аввы Саввы. Источник.
– Авва, скажи мне наставление, – просил брат. Источник.
– Во дни отцев, – отвечал старец, – любили три добродетели: нестяжательность, кротость и воздержание, а теперь среди монахов преобладает корыстолюбие, чревоугодие и дерзость. Избирай, что хочешь (102, 52). Источник.
Авва Петр, ученик аввы Лота, рассказывал: «Был я однажды в келье аввы Агафона; тогда пришел к нему один брат и спросил: «Хочу жить с братьями; скажи, как мне жить с ними?» Старец отвечает ему: «Как в первый день, когда придешь к ним, так и во все дни жизни твоей веди себя перед ними, как странник, и не будь дерзок». Авва Макарий спросил его: «Что же бывает от дерзости?» Старец отвечал ему: «Дерзость подобна сильному жгучему потру, от которого, когда подует, все бегут, и он портит всякий плод на деревьях». Авва Макарий сказал ему: «Неужели так вредна дерзость?» Авва Агафон подтвердил: «Нет другой страсти вреднее дерзости; она мать всем страстям. Потому подвижнику не должно быть дерзким, хотя бы он и один был в келье» (97, 27–28).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Дерзость в православии что это
Какой вред от дерзости?
Дерзостью у святых отцов называются не грубые резкие слова, с которыми человек обращается иногда к своим ближним, не наглый бесстыдный поступок, а особый целокупный образ поведения, а именно — вольный (вольное поведение).
Какой же вред от дерзости?
Ни одна, кажется, страсть не подвергается у святых отцов таким гневным нареканиям, как эта, о существовании которой мир и не знает, несмотря на то, что она составляет главное содержание его жизни.
Дерзость губит любовь и рождает ненависть. «Если видим, что некоторые любят нас о Господе, — говорит св. Иоанн Лествичник, — то перед ними мы наиболее должны сохранять скромность; ибо ничто так не разоряет любви и ничто столь скоро не производит ненависти, как вольность в обращении».
«Свобода в обращении с ближними — причина всех зол в человеке», — предостерегает св. Варсонофий Великий.
Она — «матерь всех страстей», — вторит сему великому его ученик и «единодушный сын», преп. Иоанн Пророк.
«Это совершенная погибель», — вслед за последними двумя отцами постановляет их блестящий и бессмертный ученик и послушник — авва Дорофей.
Поэтому — «Уклоняйся от вольности в речах, как от смерти», — заключает духоносный Исаак Сирин.
Какие же бывают виды дерзости?
«Дерзость бывает многообразна: можно быть дерзким и словом, и осязанием, и взором. От дерзости иной впадает в празднословие, говорит мирское, делает смешное и побуждает других к непристойному смеху. Дерзость и то, когда кто прикоснется другого без нужды. Когда поднимет руку на кого-либо смеющегося, толкает кого-нибудь, вырвет у него что-нибудь из рук, бесстыдно смотрит на кого-нибудь, — все это делает дерзость, все это происходит от того, что в душе нет страха Божия, и от сего человек мало-помалу приходит и в совершенное нерадение. Поэтому-то, когда Бог давал заповеди закона, Он сказал: благоговейны сотворите сыны израилевы (Лев. 15, 31), ибо без благоговения и стыда человек не чтит и Самого Бога и не хранит ни одной заповеди. Поэтому хорошо нам иметь благоговение, бояться вредить себе и другим, почитать друг друга и остерегаться даже смотреть друг другу в лицо, ибо и это, как сказал некто из старцев, есть вид дерзости».
Новое в блогах
О дерзости
Для тех, кто поленился прочесть всё поучение аввы Дорофея о Страхе Божием по ссылке, которая была приведена (см.: http://maxpark.com/community/43/content/6824163 ), приведу несколько очень важных абзацев. О дерзновении…
Итак, авва Дорофей. Из поучения четвёртого: «О страхе Божием»
Теперь мы желаем узнать и то, как вселяется в нас страх Божий, и хотим сказать, что нас отлучает от страха Божия.
Отцы сказали, что человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений; если каждый вечер испытывает себя, как он провёл день, и каждое утро, – как прошла ночь; если не будет дерзновенен в обращении и, наконец, если будет находиться в близком общении с человеком, боящимся Бога. Ибо говорят, что один брат спросил некоторого старца: «Что мне делать, отче, для того, чтобы бояться Бога?» Старец отвечал ему: «Иди, живи с человеком, боящимся Бога, и тем самым, что он боится Бога, научит он и тебя бояться Бога». Отгоняем же страх Божий от себя тем, что делаем противное сему: не имеем ни памяти смертной, ни памяти мучений; тем, что не внимаем самим себе и не испытываем себя, как проводим время, но живём нерадиво и обращаемся с людьми, не имеющими страха Божия, и тем, что не охраняемся от дерзновения. Сие последнее хуже всего: это совершенная погибель. Ибо ничто так не отгоняет от души страх Божий, как дерзость. Посему, когда спросили авву Агафона о дерзости, он сказал: «Она подобна сильному жгучему ветру, от которого, когда он подует, все бегут, и который портит всякий плод на деревьях». Видишь ли, брат, силу сей страсти? Видишь ли лютость её? И когда его опять спросили, ужели так вредна дерзость? – он отвечал: «Нет страсти вреднее дерзости, ибо она есть мать всех страстей». Весьма хорошо и разумно сказал он, что она есть мать всех страстей, потому что она отгоняет страх Божий от души. Ибо если «страхом же Господним уклоняется всяк от зла» (Притч.15:27), то, конечно, где нет страха Божия, там всякая страсть. Бог да избавит души наши от всегубительной страсти – дерзости.
Дерзость бывает многообразна: можно быть дерзким и словом, и осязанием, и взором. От дерзости иной впадает в празднословие, говорит мирское, делает смешное и побуждает других к непристойному смеху. Дерзость и то, когда кто прикоснется другого без нужды, когда поднимет руку на кого-либо смеющегося, толкает кого-нибудь, вырвет у него что-нибудь из рук, бесстыдно смотрит на кого-нибудь: всё это делает дерзость, всё это происходит от того, что в душе нет страха Божия, и от сего человек мало-помалу приходит и в совершенное нерадение.
Посему-то, когда Бог давал заповеди закона, Он сказал: «благоговейны сотворите сыны Израилевы» (Лев.15:31), ибо без благоговения и стыда человек не чтит и Самого Бога и не хранит ни одной заповеди. Посему-то нет ничего вреднее дерзости; посему-то она и есть мать всех страстей, что она изгоняет благоговение, отгоняет страх Божий и рождает пренебрежение; а от того, что мы дерзки друг с другом и не стыдимся один другого, случается, что мы и злословим, и оскорбляем друг друга. Бывает, что кто-нибудь из нас увидит что неполезное, он отходит и осуждает это, и влагает то в сердце другому брату своему и не только сам повреждается, но вредит и брату своему, вливая в сердце его злой яд; и часто случается, что ум того брата был занят молитвою или иным добрым делом, а этот приходит и увлекает его в пустословие, и не только лишает его пользы, но и вводит в искушение: а нет ничего тяжелее, ничего пагубнее, как вредить не только себе, но и ближнему.
Потому хорошо нам, братия, иметь благоговение, бояться вредить себе и другим, почитать друг друга и остерегаться даже смотреть друг другу в лицо, ибо и это, как сказал некто из старцев, есть вид дерзости. И если случится кому видеть, что брат его согрешает, не должно презреть его и умолчать о сём, попуская ему погибнуть, не должно также ни укорять, ни злословить его, но с чувством сострадания и страхом Божиим должно сказать тому, кто может исправить его, или сам видевший пусть скажет ему с любовию и смирением, говоря так: «Прости, брат мой, если не ошибаюсь, мы не хорошо это делаем». И если он не послушает, скажи другому, о котором знаешь, что он имеет к нему доверие, или скажи старцу его, или авве, смотря по важности согрешения, чтобы они его исправили, и потом будь спокоен. Но говори, как мы сказали, с целию исправить брата своего, а не ради празднословия или злословия, и не для укорения его, не из желания обличить его, не для осуждения, и не притворяясь, что исправляешь его, а внутри имея что-либо из упомянутого. Ибо, поистине, если кто скажет и самому авве его, но говорит не для исправления ближнего или не для избежания собственного вреда, то это грех, ибо это злословие; но пусть он испытает сердце своё, не имеет ли оно какого-либо пристрастного движения, и если так, то пусть не говорит.
Если же он, рассмотрев себя внимательно, увидит, что хочет сказать из сострадания и для пользы, а внутренно смущается некоторым страстным помыслом, то пусть он скажет авве со смирением и о себе, и о ближнем, говоря так: совесть моя свидетельствует мне, что я хочу сказать для исправления брата, но чувствую, что имею внутри какой-то смешанный помысл, не знаю, оттого ли, что имел некогда неприятность с этим братом, или это искушение, препятствующее мне сказать о брате для того, чтобы не последовало его исправления – и тогда авва скажет ему, должен ли он сказать или нет. Бывает же, что иной говорит не для пользы брата своего, но по опасению собственного вреда, и не потому, что помнит какое-либо зло, но рассказывая просто так, из празднословия. Но к чему такое злословие? Часто и брат узнаёт, что о нём говорили, смущается, от чего приходит скорбь и ещё больший вред. А когда кто говорит, как мы сказали, единственно ради пользы брата, то Бог не попустит, чтобы произошло смущение, чтобы последовала скорбь или вред.
Итак, постарайтесь, как мы сказали, удерживать язык свой, чтобы не сказать чего-либо худого ближнему и никого не соблазнять ни словом, ни делом, ни взглядом, ни другим каким-либо образом, и не будьте удобораздражительны, чтобы, когда кто-нибудь из вас услышит от брата своего неприятное слово, не возмущаться тотчас гневом, не отвечать ему дерзко и не оставаться в оскорблении на него: это неприлично хотящим спастись, неприлично подвизающимся. Приобретите страх Божий и с благоговением встречайте друг друга, каждый преклоняя главу свою пред братом своим, как мы сказали. Каждый смиряйся перед Богом и перед братом своим и отсекай свою волю. Поистине хорошо, если кто, делая какое-либо и доброе дело, предпочтёт в нём брата своего и уступит ему: таковой получит большую пользу перед тем, кому он уступит. Не знаю, сделал ли я когда что-либо доброе, но если Бог покрыл меня, то знаю, что покрывал потому, что я никогда не считал себя лучшим брата своего, но всегда ставил брата своего выше себя.