Дерзость в православии что это

Последствия дерзости

Дерзость в православии что это. Смотреть фото Дерзость в православии что это. Смотреть картинку Дерзость в православии что это. Картинка про Дерзость в православии что это. Фото Дерзость в православии что это

В народе говорят: время лечит. Однако это бывает не всегда, встречаются и противоположные случаи. Из пастырской практики знаю, что женщина, совершившая аборт, не может об этом забыть на протяжении всей своей жизни. С каждым днем ее сожаление о случившемся все усиливается.

Ребенок умерщвлен, и его несостоявшаяся жизнь постоянно отражается и на судьбах родителей: неблагодарностью желанных детей, болезнями, материальными трудностями или, напротив, успешной карьерой при полном одиночестве. Все чаще родители ребенка, особенно матери, думают: каким бы, возможно, ласковым был нерожденный сын, какой заботливой — дочь, а сколько радости и душевной теплоты приносили бы их внуки.

Начало жизни каждого человека еще в утробе, до его рождения, дает Бог, и в Его власти также ее земное завершение. Родители поступают чересчур самонадеянно, по своему личному усмотрению лишая ребенка жизни. Рождение — это чудо, является новая жизнь, и если Господь дарует людям младенца, это происходит неслучайно. Значит, у Бога есть замысел об этом человеке, его жизни и будущем его семьи. Но отец и мать словно говорят: «Мы распорядители этой новой жизни. Как не вовремя она появляется. Нам сейчас не до этого! Пусть чудо рождения ребенка произойдет потом». Согласитесь, дерзкое заявление.

Преподобный авва Дорофей вспоминал такие слова аввы Агафона: «Нет страсти вреднее дерзости, ибо она есть мать всех страстей». И объяснял причину. Дерзость отгоняет от человека благоговейное отношение к Господу, развивает гордыню. А тот, кто горд, кто не имеет в себе страх Божий, впадает в другие тяжелые грехи.

Аборт — это большой грех, грех убийства. Он никогда не остается для человека без разрушительных последствий.

Во-первых, сама операция представляет угрозу для здоровья женщины в разных аспектах. Самое частое последствие — проблема преждевременных родов, недонашивания детей.

Вспоминаю случай, который мне рассказали. Некая женщина в юности сделала несколько абортов, а когда вышла замуж, то они с мужем захотели иметь детей, но у них никак не получалось. Она обращалась к разным докторам, ездила за границу, стала ходить в храм. Ее сложное положение отрицательно сказывалось на душевном состоянии: когда она узнавала, что у знакомых или сослуживцев родится ребенок, то плакала, с укоризной вспоминая свою молодость. Муж ее поддерживал, но хотел иметь ребенка. Наконец у них появилась надежда — женщина забеременела, однако в последние месяцы беременность проходила тяжело. Ее госпитализировали в Институт акушерства и гинекологии, где врачи сделали все, чтобы спасти ребенка. Родилась девочка, но врачи сказали, больше детей у нее не будет. Абортами она разрушила данную ей Господом способность вынашивать и рожать детей. Кто-то скажет: «Хорошо, достаточно одного ребенка, сейчас много семей имеют по одному ребенку».

Но что будет в будущем с этим ребенком? Сможет ли он поддерживать своих родителей в старости? И будет ли кто их навещать? Никто не может сказать, что с ним будет. А когда 3–4 ребенка в семье, один, два, а то и все будут жить рядом с родителями, и внуки будут приносить им радость.

Сколько бед приносят аборты! Примеров можно найти большое количество. Бывает, даже в результате одного аборта женщина навсегда лишается счастья стать матерью. Об этой проблеме открыто говорят сейчас медийные личности. Многие из них признают собственную бездетность наказанием за самонадеянный поступок, совершенный в молодости. Тогда, будучи на пике популярности, не хотелось иметь детей, а впоследствии этой возможности уже не было.

Трудно женщине приходится даже в том случае, если, к счастью, она осталась здоровой. Психологи называют это состояние постабортным синдромом. Оно проявляется не сразу, а через полгода, у некоторых — через несколько лет. По наблюдениям специалистов, сохраняется это состояние на протяжении десятков лет, а порой и до самой старости. Оно характеризуется депрессией, состоянием необъяснимой опустошенности, ночными кошмарами, закрытостью, стремлением прервать отношения с близкими людьми. Иногда последствием становится развитие вредных привычек: человек начинает злоупотреблять спиртным и успокоительными средствами.

Нельзя только женщину сделать виновной, ведь не она одна принимает решение об аборте. Большое влияние оказывает и отец ребенка. Кажется, что последствия аборта ощущает только женщина, на деле это не так.

Если ребенок служит укреплением семейного союза, то его убийство влияет на потерю взаимного доверия между супругами. Брак теряет свою ценность. Более того, симптомы постабортного синдрома бывают и у мужчин: чувство необъяснимого страха, апатия, склонность к алкоголизму и т. д.

Когда в семье выносится решение об аборте, нужно всегда помнить, что стоит за этим словом: лишение человека шанса на жизнь. Корень такого поступка родителей — себялюбие, дерзость по отношению к Подателю жизни, гордость. Это сознательное нарушение заповеди Господней. Надо помнить, что совершение аборта ради личного спокойствия, жизненного благополучия, утехи в молодые годы принесет страдания на всю оставшуюся жизнь. Годы пройдут, а груз греха останется. И здесь уместно вспомнить слова пророка Осии: «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» (Ос. 8:7). Помните, дорогие отцы и матери, что дети — это дар Божий.

Источник

Дерзость

Де́рзость — 1) помысл, выска­зы­ва­ние, дей­ствие, посту­пок, пове­де­ние гру­бого, вызы­ва­ю­щего, неува­жи­тель­ного харак­тера; 2) внут­рен­няя склон­ность к такого рода мыслям и дей­ствиям; 3) храб­рый, рис­ко­ван­ный до без­рас­суд­ства замы­сел, план или посту­пок (дей­ствие); 4) созна­тель­ное нару­ше­ние тре­бо­ва­ний Божьей воли, Божьего закона; 5) буй­ство стихии ( Иов.26:12 ).

След­стви­ями дер­зо­сти явля­ются гнев, ссоры, обиды, блуд­ная страсть.

Чем дер­зость отли­ча­ется от дерз­но­ве­ния?

В отли­чие от поня­тия «дер­зость», близ­кого по зна­че­нию к гла­голу «дер­зить», поня­тие дерз­но­ве­ние” род­нится по смыслу с гла­го­лом «дер­зать» — отва­жи­ваться; решаться; смело стре­миться: 1) к чему-либо воз­вы­шен­ному, бла­го­род­ному; 2) к чему-либо новому, неиз­ве­дан­ному.

В каче­стве хри­сти­ан­ской доб­ро­де­тели дерз­но­ве­ние опре­де­ля­ется как готов­ность, реши­мость отва­жи­ваться на подвиги веры (в том числе скорби, стра­да­ния и смерть).

При­ме­ром особой дер­зо­сти можно назвать пове­де­ние Адама, про­явив­ше­еся вскоре после его гре­хо­па­де­ния. Так, когда Все­дер­жи­тель, давая ему воз­мож­ность пока­яться, задал вопрос, не ел ли тот плодов с дерева (позна­ния добра и зла), кото­рые Он строго-настрого запре­тил потреб­лять, Адам, вместо того, чтобы рас­ка­яться и испро­сить у Бога про­ще­ния, попы­тался пере­ло­жить вину и ответ­ствен­ность на жену и даже на Созда­теля жены — Бога, отве­тив Ему: «жена, кото­рую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» ( Быт.3:12 ).

При­ме­ром злост­ной и вопи­ю­щей дер­зо­сти могут слу­жить слова Каина, выска­зан­ные Богу в ответ на вопрос о том, где нахо­дится его брат. Вопрос был задан после того, как Каин совер­шил грех бра­то­убий­ства. Тем не менее, отве­чая Вла­дыке он не только грубо солгал, но даже, как будто, и упрек­нул Его за вопрос: «не знаю; разве я сторож брату моему?» ( Быт4:9 ).

При­меры бого­угод­ного дерз­но­ве­ния неод­но­кратно встре­ча­ются в опи­са­нии жизни Моисея и прочих Божьих про­ро­ков.

Так, одна­жды, когда Гос­подь опо­ве­стил Моисея, что уни­что­жит его сопле­мен­ни­ков — жесто­ко­вый­ный народ (впав­ший в идо­ло­по­клон­ство, изго­то­вив­ший золо­того тельца и при­знав­ший его своим богом), а затем про­из­ве­дёт новый народ от Моисея, тот, не желая при­нять это слово, стал про­ти­виться, умо­лять Гос­пода о про­ще­нии изра­иль­тян ( Исх.32:9-11 ). Его мольбы были услы­шаны.

В другой раз Моисей про­явил дерз­но­ве­ние, засту­пив­шись за сопле­мен­ни­ков после того, как они, вдох­нов­лен­ные заго­вор­щи­ками Кореем, Дафа­ном и Ави­ро­ном, учи­нили воз­му­ще­ние и мятеж. Тогда Бог вновь был готов истре­бить «всё обще­ство», но по молитве заступ­ника, Моисея, кара кос­ну­лась лишь несу­ще­ствен­ной неко­то­рых людей ( Чис.16:20-22 ).

Ярчай­ший Еван­гель­ский пример бого­угод­ного дерз­но­ве­ния встре­чаем в опи­са­нии беседы Христа языч­ни­цей-сири­фи­ни­ки­ян­кой. Когда послед­няя обра­ти­лась к Спа­си­телю с прось­бой помочь её дочери, одер­жи­мой лука­вым духом, Он, испы­ты­вая её сми­ре­ние, сказал, что нехо­рошо отни­мать хлеб у детей и бро­сать его псам. Этой репли­кой Хри­стос хотел пока­зать, что прежде Ему над­ле­жит про­по­ве­до­вать и совер­шать чудеса среди иудеев. Она же не отсту­пила, но воз­ра­зила ему со сми­ре­нием, что «и псы под столом едят крохи детей» ( Мк.7:25-28 ). По воле Божьей демон тут же оста­вил её дочь ( Мк.7:29-30 ).

Итак, умест­ное дерз­но­ве­ние к Богу и может, и должен про­яв­лять каждый хри­сти­а­нин. Дер­зо­сти же сле­дует избе­гать.

Ничто так не отго­няет от души страх Божий, как дер­зость.
прп. Авва Доро­фей

Источник

Дерзость

Причина. неустройства – твердость, соединенная с неблагоразумием, невежеством и злым порождением последнего – дерзостью, ибо дерзость есть плод невежества (свт. Григорий Богослов, 14, 136). Источник.

. Дерзость есть смелость, где не надлежало бы отваживаться. (свт. Григорий Богослов, 16, 337). Источник.

Дерзкий в отношении к людям становится дерзким и в отношении к Богу (свт. Иоанн Златоуст, 45, 80). Источник.

. Дерзость погашается не дерзостью, но кротостью (свт. Иоанн Златоуст, 50, 365). Источник.

Дерзость людей безбожных, не занимаясь, чем должно, и упражняясь в худом, ничего Божественного не оставляет неоскорбленным (прп. Исидор Пелусиот, 60, 246). Источник.

: «Нет страсти вреднее дерзости, ибо она есть мать всех страстей. Она есть мать всех страстей, потому что она отгоняет страх Божий от души. Ибо если страхом Господним уклоняется всяк от зла ( Притч. 15, 27 ), то, конечно, где нет страха Божия, там всякая страсть. Бог да избавит души наши от всегубительной страсти – дерзости» (прп. авва Дорофей, 29, 60–61).

Дерзость бывает многообразна: можно быть дерзким и словом, и осязанием, и взором. От дерзости иной впадает в празднословие, говорит мирское, делает смешное и побуждает других к непристойному смеху. Дерзость и то, когда кто прикоснется другого без нужды, когда поднимет руку на кого-либо смеющегося, толкает кого-нибудь, вырвет у него что-нибудь из рук, бесстыдно смотрит на кого-нибудь: все это делает дерзость, все это происходит от того, что в душе нет страха Божия, и от сего человек мало-помалу приходит и в совершенное нерадение. Посему-то, когда Бог давал заповеди Закона, Он сказал: благоговейны сотворите сыны Израилевы ( Лев. 15, 31 ), ибо без благоговения и стыда человек не чтит и самого Бога и не хранит ни одной заповеди. Посему-то нет ничего вреднее дерзости; посему-то она и есть мать всех страстей, что она изгоняет благоговение, отгоняет страх Божий и рождает пренебрежение; а от того, что мы дерзки друг с другом и не стыдимся один другого, случается, что мы и злословим, и оскорбляем друг друга. Бывает, что кто-нибудь из вас увидит что неполезное, он отходит и осуждает это и влагает то в сердце другому брату своему, и не только сам повреждается, но вредит и брату своему, вливая в сердце его злой яд; и часто случается, что ум того (брата) был занят молитвою или иным добрым делом, а этот приходит и увлекает его в пустословие, и не только лишает его пользы, но и вводит в искушение; а нет ничего тяжелее, ничего пагубнее, как вредить не только себе, но и ближнему (прп. авва Дорофей, 29, 61–62). Источник.

Горе окаянной дерзости, потому что она быстро сожигает дом добродетелей! (прп. Феодор Студит, 92, 146).

. Не будьте продерзы, ибо те, которые пускаются в продерзость, бывают поражаемы, как копьем – и умирают (прп. Феодор Студит, 92, 180).

Ничто так не потрясает целомудрия, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 378). Источник.

Пришел однажды брат к авве Илии молчальнику в Пещерную киновию аввы Саввы. Источник.

– Авва, скажи мне наставление, – просил брат. Источник.

– Во дни отцев, – отвечал старец, – любили три добродетели: нестяжательность, кротость и воздержание, а теперь среди монахов преобладает корыстолюбие, чревоугодие и дерзость. Избирай, что хочешь (102, 52). Источник.

Авва Петр, ученик аввы Лота, рассказывал: «Был я однажды в келье аввы Агафона; тогда пришел к нему один брат и спросил: «Хочу жить с братьями; скажи, как мне жить с ними?» Старец отвечает ему: «Как в первый день, когда придешь к ним, так и во все дни жизни твоей веди себя перед ними, как странник, и не будь дерзок». Авва Макарий спросил его: «Что же бывает от дерзости?» Старец отвечал ему: «Дерзость подобна сильному жгучему потру, от которого, когда подует, все бегут, и он портит всякий плод на деревьях». Авва Макарий сказал ему: «Неужели так вредна дерзость?» Авва Агафон подтвердил: «Нет другой страсти вреднее дерзости; она мать всем страстям. Потому подвижнику не должно быть дерзким, хотя бы он и один был в келье» (97, 27–28).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Дерзость в православии что это

Дерзость в православии что это. Смотреть фото Дерзость в православии что это. Смотреть картинку Дерзость в православии что это. Картинка про Дерзость в православии что это. Фото Дерзость в православии что это

Какой вред от дерзости?

Дерзостью у святых отцов называются не грубые резкие слова, с которыми человек обращается иногда к своим ближним, не наглый бесстыдный поступок, а особый целокупный образ поведения, а именно — вольный (вольное поведение).

Какой же вред от дерзости?
Ни одна, кажется, страсть не подвергается у святых отцов таким гневным нареканиям, как эта, о существовании которой мир и не знает, несмотря на то, что она составляет главное содержание его жизни.

Дерзость губит любовь и рождает ненависть. «Если видим, что некоторые любят нас о Господе, — говорит св. Иоанн Лествичник, — то перед ними мы наиболее должны сохранять скромность; ибо ничто так не разоряет любви и ничто столь скоро не производит ненависти, как вольность в обращении».

«Свобода в обращении с ближними — причина всех зол в человеке», — предостерегает св. Варсонофий Великий.

Она — «матерь всех страстей», — вторит сему великому его ученик и «единодушный сын», преп. Иоанн Пророк.

«Это совершенная погибель», — вслед за последними двумя отцами постановляет их блестящий и бессмертный ученик и послушник — авва Дорофей.

Поэтому — «Уклоняйся от вольности в речах, как от смерти», — заключает духоносный Исаак Сирин.

Какие же бывают виды дерзости?
«Дерзость бывает многообразна: можно быть дерзким и словом, и осязанием, и взором. От дерзости иной впадает в празднословие, говорит мирское, делает смешное и побуждает других к непристойному смеху. Дерзость и то, когда кто прикоснется другого без нужды. Когда поднимет руку на кого-либо смеющегося, толкает кого-нибудь, вырвет у него что-нибудь из рук, бесстыдно смотрит на кого-нибудь, — все это делает дерзость, все это происходит от того, что в душе нет страха Божия, и от сего человек мало-помалу приходит и в совершенное нерадение. Поэтому-то, когда Бог давал заповеди закона, Он сказал: благоговейны сотворите сыны израилевы (Лев. 15, 31), ибо без благоговения и стыда человек не чтит и Самого Бога и не хранит ни одной заповеди. Поэтому хорошо нам иметь благоговение, бояться вредить себе и другим, почитать друг друга и остерегаться даже смотреть друг другу в лицо, ибо и это, как сказал некто из старцев, есть вид дерзости».

Источник

Новое в блогах

О дерзости

Для тех, кто поленился прочесть всё поучение аввы Дорофея о Страхе Божием по ссылке, которая была приведена (см.: http://maxpark.com/community/43/content/6824163 ), приведу несколько очень важных абзацев. О дерзновении…

Итак, авва Дорофей. Из поучения четвёртого: «О страхе Божием»

Теперь мы желаем узнать и то, как вселяется в нас страх Божий, и хотим сказать, что нас отлучает от страха Божия.

Отцы сказали, что человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений; если каждый вечер испытывает себя, как он провёл день, и каждое утро, – как прошла ночь; если не будет дерзновенен в обращении и, наконец, если будет находиться в близком общении с человеком, боящимся Бога. Ибо говорят, что один брат спросил некоторого старца: «Что мне делать, отче, для того, чтобы бояться Бога?» Старец отвечал ему: «Иди, живи с человеком, боящимся Бога, и тем самым, что он боится Бога, научит он и тебя бояться Бога». Отгоняем же страх Божий от себя тем, что делаем противное сему: не имеем ни памяти смертной, ни памяти мучений; тем, что не внимаем самим себе и не испытываем себя, как проводим время, но живём нерадиво и обращаемся с людьми, не имеющими страха Божия, и тем, что не охраняемся от дерзновения. Сие последнее хуже всего: это совершенная погибель. Ибо ничто так не отгоняет от души страх Божий, как дерзость. Посему, когда спросили авву Агафона о дерзости, он сказал: «Она подобна сильному жгучему ветру, от которого, когда он подует, все бегут, и который портит всякий плод на деревьях». Видишь ли, брат, силу сей страсти? Видишь ли лютость её? И когда его опять спросили, ужели так вредна дерзость? – он отвечал: «Нет страсти вреднее дерзости, ибо она есть мать всех страстей». Весьма хорошо и разумно сказал он, что она есть мать всех страстей, потому что она отгоняет страх Божий от души. Ибо если «страхом же Господним уклоняется всяк от зла» (Притч.15:27), то, конечно, где нет страха Божия, там всякая страсть. Бог да избавит души наши от всегубительной страсти – дерзости.

Дерзость бывает многообразна: можно быть дерзким и словом, и осязанием, и взором. От дерзости иной впадает в празднословие, говорит мирское, делает смешное и побуждает других к непристойному смеху. Дерзость и то, когда кто прикоснется другого без нужды, когда поднимет руку на кого-либо смеющегося, толкает кого-нибудь, вырвет у него что-нибудь из рук, бесстыдно смотрит на кого-нибудь: всё это делает дерзость, всё это происходит от того, что в душе нет страха Божия, и от сего человек мало-помалу приходит и в совершенное нерадение.

Посему-то, когда Бог давал заповеди закона, Он сказал: «благоговейны сотворите сыны Израилевы» (Лев.15:31), ибо без благоговения и стыда человек не чтит и Самого Бога и не хранит ни одной заповеди. Посему-то нет ничего вреднее дерзости; посему-то она и есть мать всех страстей, что она изгоняет благоговение, отгоняет страх Божий и рождает пренебрежение; а от того, что мы дерзки друг с другом и не стыдимся один другого, случается, что мы и злословим, и оскорбляем друг друга. Бывает, что кто-нибудь из нас увидит что неполезное, он отходит и осуждает это, и влагает то в сердце другому брату своему и не только сам повреждается, но вредит и брату своему, вливая в сердце его злой яд; и часто случается, что ум того брата был занят молитвою или иным добрым делом, а этот приходит и увлекает его в пустословие, и не только лишает его пользы, но и вводит в искушение: а нет ничего тяжелее, ничего пагубнее, как вредить не только себе, но и ближнему.

Потому хорошо нам, братия, иметь благоговение, бояться вредить себе и другим, почитать друг друга и остерегаться даже смотреть друг другу в лицо, ибо и это, как сказал некто из старцев, есть вид дерзости. И если случится кому видеть, что брат его согрешает, не должно презреть его и умолчать о сём, попуская ему погибнуть, не должно также ни укорять, ни злословить его, но с чувством сострадания и страхом Божиим должно сказать тому, кто может исправить его, или сам видевший пусть скажет ему с любовию и смирением, говоря так: «Прости, брат мой, если не ошибаюсь, мы не хорошо это делаем». И если он не послушает, скажи другому, о котором знаешь, что он имеет к нему доверие, или скажи старцу его, или авве, смотря по важности согрешения, чтобы они его исправили, и потом будь спокоен. Но говори, как мы сказали, с целию исправить брата своего, а не ради празднословия или злословия, и не для укорения его, не из желания обличить его, не для осуждения, и не притворяясь, что исправляешь его, а внутри имея что-либо из упомянутого. Ибо, поистине, если кто скажет и самому авве его, но говорит не для исправления ближнего или не для избежания собственного вреда, то это грех, ибо это злословие; но пусть он испытает сердце своё, не имеет ли оно какого-либо пристрастного движения, и если так, то пусть не говорит.

Если же он, рассмотрев себя внимательно, увидит, что хочет сказать из сострадания и для пользы, а внутренно смущается некоторым страстным помыслом, то пусть он скажет авве со смирением и о себе, и о ближнем, говоря так: совесть моя свидетельствует мне, что я хочу сказать для исправления брата, но чувствую, что имею внутри какой-то смешанный помысл, не знаю, оттого ли, что имел некогда неприятность с этим братом, или это искушение, препятствующее мне сказать о брате для того, чтобы не последовало его исправления – и тогда авва скажет ему, должен ли он сказать или нет. Бывает же, что иной говорит не для пользы брата своего, но по опасению собственного вреда, и не потому, что помнит какое-либо зло, но рассказывая просто так, из празднословия. Но к чему такое злословие? Часто и брат узнаёт, что о нём говорили, смущается, от чего приходит скорбь и ещё больший вред. А когда кто говорит, как мы сказали, единственно ради пользы брата, то Бог не попустит, чтобы произошло смущение, чтобы последовала скорбь или вред.

Итак, постарайтесь, как мы сказали, удерживать язык свой, чтобы не сказать чего-либо худого ближнему и никого не соблазнять ни словом, ни делом, ни взглядом, ни другим каким-либо образом, и не будьте удобораздражительны, чтобы, когда кто-нибудь из вас услышит от брата своего неприятное слово, не возмущаться тотчас гневом, не отвечать ему дерзко и не оставаться в оскорблении на него: это неприлично хотящим спастись, неприлично подвизающимся. Приобретите страх Божий и с благоговением встречайте друг друга, каждый преклоняя главу свою пред братом своим, как мы сказали. Каждый смиряйся перед Богом и перед братом своим и отсекай свою волю. Поистине хорошо, если кто, делая какое-либо и доброе дело, предпочтёт в нём брата своего и уступит ему: таковой получит большую пользу перед тем, кому он уступит. Не знаю, сделал ли я когда что-либо доброе, но если Бог покрыл меня, то знаю, что покрывал потому, что я никогда не считал себя лучшим брата своего, но всегда ставил брата своего выше себя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *