Деспелоте в сальсе что такое
Despelote
Кто про что, а мы опять о сальса-непонятностях.
Дословно despelote переводится как «шум», «хаос», специально наводить такое в танцах как-то не хочется.
Про «деспелоте»как элементе танца во всех словарях написано нечто туманное. Например, так: «сольные куски в сальсе, «наиболее жаркие»».
Мы не будем стоять с градусником и замерять, что там более жаркое, а что – менее, Ну, разве что, музыка в некоторые моменты становится настолько интенсивной и «качовой», что по-прежнему вязать узлы в паре невозможно никак.
Главное слово тут — «сольные». То есть, когда: «Ой, мама, партнёр меня в соляк отпустил, что делать. » — это и есть деспелоте. Начинаем выкручиваться.
Совет первый. Слушайте музыку. Слышите в музыкальном ряду кусок румбы, реггетона или афро? Применяйте. Вот для чего их в школе учили. Вот такая связка из реггетона не случайно на занятии шла именно как деспелоте.
Второе. Руки расцеплены, корпус партнёра и партнёрши находятся на большем расстоянии, чем обычно. Но всё-таки постарайтесь взаимодействовать друг с другом.
Третье. В погоне за красотой не убейте друг друга и окружающих. Всё-таки люди вокруг, и тут Вы с афро.
Четвёртое. А партнёру что делать? Ну, например, вот это:
Деспелоте в сальсе что такое
Я не случайно именно так назвал эту свою статью, после прочтения интервью Сергеея Газаряна, у меня возникло желание прояснить и проверить определенные утверждениями, которые я там встретил.
Значение слова Тимба
Итак, давайте вспомним какие значения имеет слово «Тимба» на Кубе:
Тимба это огромный живот. Timba con Pan хлеб с чем-то сладким (гуаяба). Так же это что-то, что вызывает сомнения.
Тимба это одна из самых сложных видов попсовой музыки в которой смешались разные музыкальные направления, но по своей форме это СОН. Тимба в нашем значении это музыкальный жанр Son Moderno
В интервью уважаемого мною Сергея Газаряна, есть очень хорошие и правильные вещи. То, что сразу вызывает согласие это призыв погружаться не только в сам танец на уровне физических движений, но чтоб хорошо научиться танцевать надо погрузиться так же в культурный пласт – по моему мнению это очень верно! Но в его статье есть некоторые моменты с которым можно поспорить.
Как правильно употреблять слово Сальса
Стало привычным говорить «танцор Сальсы» или «танцуя Сальсу». Но это не верное употребления термина! Когда мы говорим Сальса, так же как и в случае с Тимбой, мы имеем ввиду музыку. Об этом очень четко говорят мировые авторитеты в области латиноамериканской музыки: Тито Пуэнте и Селия Круз http://www.youtube.com/watch?v=WXPKMZEDp_k С ним согласны и подтверждают их слова Рубен Бладес http://www.youtube.com/watch?v=VCWBN55DLpk и Джонни Пачеко http://www.youtube.com/watch?v=NE9VQXgMebo В общем это известный в мире латиноамериканской культуры факт. Сальса – это музыка! (которая по своей природе и структуре и есть кубинский Сон) а не танец! В интервью Сергея мы находим, например, «Нужно помимо сальсы изучать другие стили танцев, развивать афро-кубинскую пластику, тренировать слух» http://salsa-tagano.ru/interview_wit. asino_to_timba Тут вполне очевидно, сальса используется в значении танец, которое, похоже, просто сделано механически, так как Сергей безусловно знает эти различия. Итак, первый момент: танца «Сальса» не существует!! Подобную же неточность допускают достаточно серьезные исследователи, как Виктор Радзюн, который написал интересное и объемное исследование посвященное истории Сальсы. Цитата: «Люди учились сальсе не в танцевальных школах, а естественным образом — отплясывая на праздниках у друзей и знакомых» http://www.mambotribe.org/forum/blog.php?b=734
Я привожу одну схему о том, можно ли употреблять слово Сальса и в каких значениях. Кто любит подробности, я думаю ознакомиться с удовольствием. http://4.bp.blogspot.com/-Rijae3pD7Y. 33363471_o.jpg
Сальсa это только коммерческое имя
В этой связи важно уточнить, что если Сальса это музыка, то танец это Касино. Вернее стиль танца – Касино. Так же как есть стиль Ла и стиль НЙ. Но тот, кто танцует эти стили не может называться сальсеро. Ну только разве в случае если он музыкант! Не существует танца Сальса Ла или Сальса НЙ, как и нет танца Сальса Касино. Когда я говорю, что Касино это стиль танца, подразумеваю, что Касино это стиль Сона, как и все вышеназванные стили… А танцующий Сон называется сонеро, танцующий касино это касинеро.
Давайте несколько углубимся в историю Касино.
Итак, мы несколько углубились в историю танца и теперь можем легко ответить на такие простые вопросы. Корректно ли вставлять ритуальные танцы негров в касино, если его придумали белые люди? Каждый, у кого есть логика может ответить сам.
А как же Сальса? Спросите вы. А вот как раз Сальсы на Кубе в общем то и нет. Сальса это североамериканская музыка, распространенная и возникшая в США, но которая по своим музыкальны характеристикам является кубинским Соном. Подавляющее большинство музыкальных групп на Кубе играют Тимбу. И если, вы на Кубе попросите сыграть Сальсу, то скорее всего вам исполнят Сон.
Корректно ли вставлять Афро в Касино?
Различие между ритуальними и фольклорными(народными) танцами
Не все этнические танцы являются народными, например, ритуальные танцы или танцы ритуального происхождения, не считаются народными танцами. Ритуальные танцы, как правило, называются «религиозные танцы» из-за их назначения. К ритуальным танцам Кубы относят танцы Оришас, Пало, Абакуа. http://ru.wikipedia.org/wiki/Народный_танец https://www.youtube.com/watch?v=Kkot9cmhpkQ
Ритуальные танцы Абакуа или Оришей – это в первую очередь религиозные танцы. На религиозном служении Бембе черные рабы из кабильдос доводили себя до религиозного экстаза и во время танца в них должен был вселиться дух и танцевать в человеке.. что это за духи – нам верующим людям не стоит объяснять… Касино это социальный танец – который гораздо легче смешать с народными кубинскими танцами чем с ритуальными! На фестивале в Тунисе, который только прошел в начале Июня 2014, известный румберо Гектор Овиедо сказал: «В Румбе Колумбии нет ничего религиозного. Если вы вставляете туда танцы Ориш – это значит у вас нет ресурсов (как у танцора), это значит у вас закончились движения и вы вынуждены, по своей бедности, заимствовать их из других танцев» Тоже самое справедливо и в отношении Касино. В КАСИНО НЕТ НИЧЕГО РЕЛИГИОЗНОГО!!
Деспелоте в сальсе что такое
Среди латиноамериканских танцев это самый популярный. Его танцуют во всей Америке, от мала до велика. Сальса подкупает своей простотой и сумасшедшей энергетикой.
Сальса – это больше, чем танец, это особый стиль жизни, чувство праздника, драйва и позитива, которых порой так не хватает в этом стремительном мире.
Происхождение сальсы
Родиной сальсы считается Куба. Хотя на самом деле сальса музыка вместе с названием «сальса» появилась в 60-ых годах прошлого столетия в США.
В конце 60-х — начале 70-х в Нью-Йорке разгорелся самый настоящий сальса-бум: музыку сальса и мамбо играли повсюду. В эти времена каждый знал, что сальса — это не только соус, но ещё и танец. Сальсу транслировали несколько десятков специализированных радиостанций, а концерты «Fania All-Stars» собирали многотысячные толпы на стадионах. С тех пор «сальсой» иногда называют любую латиноамериканскую музыку.
Пик популярности сальсы на Кубе приходится на конец 90-х, начало 2000-х. Вернее, в это время уже популярна не сальса, а «timba» – стиль сальсы, отличающийся более резкими, агрессивными ритмамами, насыщенный сложными перкуссионными партиями.
Сальса сегодня
Деспелоте в сальсе что такое
На первом занятии по сальсе многие чувствуют себя растерянно. Команды преподавателя сравни секретному языку, понятному только посвященным: «Начинаем с гуапеа, потом делаем басилалу, переходим в дилекено и заканчиваем даме». Что такое «басилала»? «Телекино»? В смысле «кино»? А дама здесь причем? Разобраться в непривычных для русского слуха словах нам помогла Ирина Харсеева, лингвист и сооснователь Центра испанского языка и культуры ESP Club Moscú.
Чтобы танцевать этот стиль, знать испанский необязательно, а вот понимать смысл выполняемых движений крайне рекомендуется. Ирина Харсеева перевела названия 10 фигур, которые осваивают на занятиях в первые месяцы обучения, а продемонстрировали их преподаватели по сальсе и бачате в школе танцев Bailando (танцевальный проект ESP Club Moscú) Йопи Кинтеро и Кристина Больбат.
#1 Guapea
Полное название — Guapería, но в танце используется сокращенная форма — guapea. Слово происходит от прилагательного guapo(a) — красивый(ая), а испанский суффикс «-ería» указывает на действие, которое характерно для данного человека. То есть guapería — это поступок красивого человека. На Кубе у этого слова есть и дополнительное значение — «бахвальство, хвастовство». Само движение представляет собой основной шаг в открытой позиции. Мысленно представьте, что между партнером и партнершей стоит зеркало, и каждый смотрит на свое отражение. При этом партнерши выполняют базовый шаг, а партнеры — зеркально: на счет 1 — левая нога назад, на 5 — правая нога — вперед. Данная позиция — отличная возможность для партнеров продемонстрировать свои лучшие качества, похвастаться своим умением танцевать.
#2 Exhibela
Exhibir в переводе с испанского означает «показывать, выставлять напоказ». Выполняя данную фигуру, партнеры демонстрируют своих партнерш в наилучшем свете, давая понять другим танцорам, чего лишились они. Фигура выполняется из закрытой позиции. На 1,2,3 делаются базовые шаги. На 5,6,7 партнеры продолжают делать базовый шаг, а партнерши идут вперед с разворотом по часовой стрелке.
#3 Dile que no / Dile que si
Dile que no с испанского переводится как «скажи ему/ей нет» (повелительная форма от глагола decir — говорить), в свою очередь, Dile que sí — «скажи ему/ей да». В первом случае партнеры из закрытой (близкой) позиции переходят в открытую и становятся друг к другу на расстоянии вытянутой руки — нынешней партнерше говорим «нет» и ждем команду, чтобы перейти к следующей. На счет раз партнеры делают шаг в сторону центра руэды, а на 3 становятся лицом к центру руэды. Партнерши на 1,2,3 делают обычный основной шаг и не разворачиваются. На 5 партнер идет назад, освобождая партнерше проход. На 6,7 партнер провожает партнершу мимо себя справа налево. После выполнения фигуры все танцоры стоят лицом в центр руэды.
Во втором случае все наоборот. Находясь порознь, танцоры сближаются и встают в закрытую позицию — именно эту партнершу выбирает партнер и говорит ей «да». На 1,2,3 партнеры и партнерши подходят друг к другу, и партнер правой рукой обхватывает партнершу. На 5,6,7 пара делает пол-оборота и становится в исходную позицию.
#4 Enchufla
Глагол Enchufar связан с электричеством — «зажечь, вставить» (вилку в гнездо или розетку). Но есть также и второе значение — «соединять, пристроить» и даже «пристроить кого-либо по блату». Партнер, переходя к новой партнерше не бросает ее, как в случае с Dile que no, а провожает и как бы «пристраивает» девушку к другому партнеру. Мужчина сначала отводит левой рукой правую руку партнерши, как бы делая маленький замах, и затем переносит эту руку над ее головой (как в обычных поворотах сальсы) и становится за ее спиной. На 5,6,7 партнер встает перед партнершей (со стороны центра круга), вытягивает правую руку наверх, как бы готовясь уже взять за руку следующую партнершу, в то же время провожая нынешнюю. На счет раз партнер переходит к следующей партнерше.
#5 Dame (una), Dame dos, Dame tres
Dame (una), Dame dos, Dame tres — «дай мне одну», «дай мне две», «дай мне три» (повелительная форма от глагола dar — «давать»). Движение подразумевает смену партнерши. Dame una — партнер разворачивается к следующей партнерше и поворачивает ее в исходную позицию (внутри круга). Dame dos — партнер идет к следующей партнерше через одну, Dame tres — через две.
#6 Vacilala
На Кубе это слово означает «кайфовать, наслаждаться». Выполняя данную фигуру, партнер (на счет 1,2,3) раскручивает девушку левой рукой от себя так, что она делает полный оборот через свое правое плечо. У мужчины в этот момент есть прекрасная возможность посмотреть на девушку и насладиться ее прелестями.
#7 Sacala
Sacala в переводе с испанского означает «выводить, выпячивать», что и соответствует сути самого движения. Из закрытой позиции партнеры начинают «водить» партнерш внутрь круга и обратно, разворачивая их (на 5,6,7 на правый поворот).
#8 Setenta
При выборе названия для этого элемента в первую очередь опирались на визуальное сходство. В переводе с испанского setenta — «семьдесят». При выполнении этой фигуры партнер левой рукой, держа правую руку партнерши, делает замах вправо и поворачивает партнершу по часовой стрелке. В результате левая рука партнера (у партнерши правая) — вверху, а правая рука партнера (левая у партнерши) — внизу, за спиной у девушки. Эта позиция напоминает цифру 7. На 5,6,7 пара крутится вокруг оси между партнерами, по часовой стрелке. На 1,2,3 партнер поднимает левую руку вверх и тем самым образуется нолик между партнерами. Вот вам и 70.
#9 Sombrero
Сомбреро — знаменитая широкополая шляпа. В этом элементе руки партнеров скрещиваются: правая рука партнера держит правую руку партнерши, и, соответственно, левая — левую. Партнер, держа правую руку партнерши, делает замах вправо. Затем заводит правую руку за голову партнерши, а левую за свою голову, как бы надевая шляпы себе и девушке.
#10 Mariposa
Mariposa в переводе с испанского — «бабочка». Фигура начинается с Setenta, а потом партнер заводит партнершу за спину. На 1,2,3 партнерша выглядывает из-под правой руки партнера, потом — из-под левой. Чем вам не бабочка?
Танцевать — всегда удовольствие, а когда понимаешь смысл песни и названия элементов процесс обучения становится намного интереснее. Если вы уже влюблены в сальсу — начните учить испанский. А студентам-лингвистам мы советуем уделить время танцам: так вы не только отдохнете от монотонных переводов текстов, но и обеспечите себе очень приятную языковую практику.
Сальса. Как не стать «глухим» танцором
Оригинал статьи опубликован на портале Могилёва masheka.by 19 февраля 2019 г.
Я довольно много и часто копаюсь в музыке на занятиях. Что порой вызывает негодование среди населения. И я людей прекрасно понимаю. Как тут останешься спокойным? Вроде, на танцы собирались, а тут какие-то клаве с кун-кунами, конги с бонгами ещё и хлопать заставляют. Все ладоши уже поотбивали!
ЗАЧЕМ НАМ ВСЁ ЭТО НУЖНО?
Давайте по порядку.
Как не прискорбно признавать, но «глухой» танцпол это бич социальных танцев. Степень глухоты разная, но большинство народу танцует «мимо кассы». Нет, я не беру сейчас уровень Йоаниса Тамайо, когда танцор собственным телом транслирует музыку. Можно мелодии угадывать только по его движениям. Я говорю о простых вещах — попадать в ритм и передавать характер музыки в своём танце. Да, характер ваших телодвижений должен соответствовать настроению музыки и её ритму. Иначе это уже не танец, а перемещение туловища в пространстве.
И, вроде, все кивают головой и соглашаются с этим, но результат, который мы видим на танцполах, очень удручает. Поэтому я постараюсь в крайне примитивной форме объяснить как не стать «глухим» танцором.
Представим, что вы уже освоили некую базу и можете всем этим богатством спокойно попадать в ритм. Если не можете, то сделайте так, чтобы могли, иначе всё остальное будет иметь очень мало смысла.
Итак, на что ориентироваться, когда вы слышите музыку?
ПЕРВОЕ — ТЕМП
Это понятно. Быстрый, медленный, очень быстрый, очень медленный. Хочешь не хочешь, а его нужно соблюдать. Это к вопросу «попадать в ритм» и «координировать своё туловище». Тут, конечно, нужно осознавать, что на начальном этапе вы не сможете танцевать под быстрые треки. И это нормально. Тренируйте слух, тренируйте координацию и со временем скорость будет нарастать.
ВТОРОЕ — ХАРАКТЕР
Характер музыки можно передать огромным количеством музыкальных терминов. Но мы в эти дебри не полезем, а будем ориентироваться на свои собственные ощущения. Что делать? Просто ловите настроение музыки, которую вы слышите. Слышите лирическую мелодию — двигайтесь спокойно, по принципу «медляк на дискотеке». Слышите «мясо» из целого замеса инструментов, когда вам ничего не остаётся, кроме как порвать на себе рубашку от накала страстей — месите деспелоте. В ход идут ваши попы, плечи, руки или что там еще может шевелиться. Вот чего не нужно делать, так это фигачить узлы в лирическом вступлении. Это вообще за гранью понимания.
Основная рекомендация — включайте свои ощущения. Каждое движение вы должны сопоставлять с музыкой. Понятное дело, что поначалу будет не просто т. к. все мы очень сильно концентрируемся на собственном теле. Но как только хореография будет усвоена, нужно искать куда её можно гармонично вставить, а не пытаться запихать везде, где она вспомнится. Крайняя степень глухоты — танцевать только заученными схемами, никак не сопоставляя движения с музыкой.
ТРЕТЬЕ — ЖАНР
Да, друзья мои, если вы пошли на сальсу, то вы попали! Тут «соус» ещё тот. Подписывались на сальсу, а получили какую-то тимбу, а в ней сон, румбу и ещё бог знает что. И самое страшное, что всё это нужно уметь распознавать в музыкальных треках. Вас, конечно, никто не побьёт, если вы проигнорируете вставку румбы, но, вообще, не плохо было бы её там станцевать.
К сожалению, волшебной таблетки, усиливающей способность распознавать музыкальный жанр, нет, поэтому остановлюсь на основных рекомендациях:
1. Слушайте больше музыки.
Казалось бы очевидная вещь, но многие ей пренебрегают. Ребята, если вам категорически не нравятся все эти сальсы с румбами и слушать их нет никакого желания, то стоит задуматься, а не пойти ли в другие танцы, потому как в сальсе музыкальная составляющая принципиально важна. И если у вас нет любви к этой музыке, то учиться под неё танцевать — очень плохая идея.
А если для вас танец это чисто двигательная активность, то выбирайте зумбу и не прогадаете. Музыка простая, весело и попа всегда накачена. Я сейчас без сарказма. Физуха тоже дело хорошее.
2. Изучайте сон и румбу.
Казалось бы, а при чём тут, вообще, румба с соном? А при том, что это основа кубинской сальсы. И с точки зрения хореографии и с точки зрения музыки. Убери румбу с соном — и от современных треков останется не много. Так что, если вы хотите понимать что вы слышите и как в это танцевать, придётся окунуться немного глубже базовых шагов и 1,2,3–5,6,7.
ЧЕТВЁРТОЕ — МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ «НАЧИНКА»
Кстати говоря. Если мы вернёмся к истории, то в самом начале была музыка. Со всеми своими «пум — пум — бац». И только потом появился танец, который создавали отталкиваясь от звукового ряда. Получается, что музыкальность лежит у самых истоков зарождения танца. Это потом его отрезали от музыки, разложили на схемы, пустили в массы, и теперь массы пытаются всё это дело запихать в любую форму, не понимая, куда оно лезет, а куда нет.
На этом пока всё. Хотя, в целом, это всего лишь верхушка айсберга и в музыке можно копаться бесконечно. Тут каждый сам для себя решит насколько сильно хочет углубляться. Но какими бы ни были ваши цели в танцах, вы должны понимать, что двигаться в музыку — это важно! Почему? Словами объяснить сложно. Чтобы понять, просто, возьмите видео танца, который нравится вам до мурашек, отключите звук и поставьте любой другой трек. Ну как, уже не так пробирает? Вообще, выглядит довольно странно. И это не смотря на то, что ритм может совпадать и уровень танцоров зашкаливает.
Конечно, музыкальность это еще не всё. В изучении сальсы есть очень много пластов. И все они по-своему важны. Нам нужно над телом работать, хореографию разучивать, ведение-ведомость совершенствовать и еще много-много всего полезного делать. Но, по опыту скажу, что людей, танцующих в музыку, очень мало, вот поэтому и хочется уделять этому вопросу так много внимания. Чтобы не наплодить «глухих» танцоров.
Автор снимков: Роман Курашевич