Дессау что это мебель
Офисная мебель и всё вокруг неё
Баухауз: функциональность как искусство, часть 2
В прошлый раз я рассказывала вам о том, как велось преподавание в школе дизайна Баухауз и как получилось так, что школа превратилась в стиль. Сегодня в центре внимания – здания, пространства и предметы интерьера, спроектированные в русле Баухауза.
Интересно, что в Баухаузе довольно часто занимались проектированием и оформлением интерьеров жилых зданий. Хотя казалось бы, идея весьма продуктивна именно для типового офисного пространства. Смотрите сами, основные черты стиля «баухауз» – это удобство, простота, функциональность и доступность, а также легкость компоновки, взаимозаменяемость предметов интерьера. Ну чем не концепция эргономичного офиса?
Но, как показывает практика, эти принципы можно было отлично использовать при проектировании целых комплексов (а то и городов), включающих и жилые, и общественные здания. Яркий тому пример – Федеральная школа в Бернау, выстроенная в 1928 – 1930 годах.
Федеральная школа в Бернау
Те изделия, что создавались в Баухаузе, были настолько особенны, настолько отличались от всех предшествующих разработок в сфере предметного дизайна своей эстетической смелостью и одновременно практичностью, что сразу становились знаковыми и узнаваемыми. Их тиражировали, им подражали.
Возьмем, к примеру, такой привычный для офиса предмет как стул. Вы знаете, сколько стульев спроектировали в баухаузе? Огромное количество! Были среди них и созданный студентами разборной табурет, который отличался закругленным сидением и подпоркой для отдыха ног, и «кубически-парящий» стул из дерева и текстиля от мастера Марселя Брёйера, и им же придуманный экземпляр с опорой из металлических трубок, подлокотниками и сетчатым сидением. Просты и изящны стулья Людвига Миса ван дер Роэ. Не правда ли, все это весьма актуальные предметы офисного интерьера?
Стулья, разработанные в Баухаузе
Весьма выразительна и мягкая мебель в стиле «баухауз» – гнутые стальные трубки, строгие прямоугольные подушки, отсутствие подлокотников в креслах. Именно таково легендарное кресло «Барселона», спроектированное ван дер Роэ совместно с дизайнером Лили Райх, которое и по сей день выпускают многие фабрики.
Примечательно и кресло «Василий» все того же Марселя Брюёра. Точнее, сначала это кресло из металла и текстиля называлось куда более прозаично – Club Chair B3, но позже было переименовано – в честь художника Василия Кандинского, разумеется.
Кресло «Барселона» и кресло «Василий»
А столы Джозефа Альберса? Убирающиеся один в один, со столешницами из стекла, на деревянной основе. Или разноцветные столы Брёера на металлических ножках? Они стали подлинной классикой функциональности и породили множество подражаний!
Столы, разработанные Джозефом Альбресом и Марселем Брёйером
В Баухаузе не боялись сочетать в одном предмете разные фактуры: грубая кожа, дерево, металл, стекло. Натуральные материалы использовались наравне с искусственными. Все, казалось бы, так просто. Но что, как не изящная простота – залог легенды, которые живет вот уже почти столетие.
Всю мебель Баухауза, все предметы интерьера, как мы уже убедились, отличают четкие геометрические формы, энергичный ритм линий и цветов. То же и с рабочими пространствами. Кабинет директора в Дессау, спроектированный Гропиусом в 1924 году, и вовсе можно назвать гимном квадрату. Этот мини-офис, реконструированный в 1999 году, впечатляет строгостью решения. С помощью разделения и съемного потолка Гропиусу удалось превратить вытянутую комнату в куб со сторонами по пять метров. Создавая оригинальную лампу, освещающую интерьер, Гропиус ориентировался на произведения художника из группы «Де Стейл» Геррита Ритвельда. Дизайн ковра, мебели и других предметов интерьера включал в себя мотивы квадрата.
Кабинет Вальтера Гропиуса в Дессау
Справедливости ради стоит отметить, что подобное строгое композиционное решение, опирающееся на один объем, одну форму, не получило развития в школе – ему на смену пришли более «пластичные» интерьеры, например такие, как в домах мастеров Баухауза.
Дома мастеров Баухауза: вид снаружи и изнутри
Более пластичным выглядит и офис парижского представительства организации «Немецкий Веркбуунд», разработанный все тем же Гропиусом в 1930 году.
Парижское представительство «Немецкого Веркбунда»
Где сегодня живет баухауз? Конечно, в здании Баухаза в Дессау. Этот архитектурный и дизайнерский гимн школе, в котором были реализованы самые смелые идеи, в годы Второй мировой войны сильно пострадал. И лишь спустя 35 лет был восстановлен. Сейчас там располагается Фонд Баухауз-Дессау – центр исследований, обучения и экспериментального дизайна. Помимо постоянной экспозиции, каждый год Фонд Баухауз-Дессау организует Международную летнюю школу на новую тему.
Жив баухаз и в «белом городе» Тель-Авиве, где целые кварталы жилых, учебных, офисных зданий построили мастера и выпускники школы, бежавшие в Палестину в годы нацистского режима.
«Баухауз» в Тель-Авиве
Наконец, «баухауз» жив как бренд. То тут, то там, в новых мебельных коллекциях всплывают отголоски школы, а в обучении начинающих дизайнеров и архитекторов используются ныне ставшие вполне уже классическими приемы. И пусть зачастую понятие «работать в русле баухауза» подменяется более свободным «баухаузить» (то есть делать что-то в некой модернистской эстетике упрощенных форм), дело мастеров немецкой школы, безусловно, живо. И служит источником вдохновения для все новых и новых поколений.
Dessau Home
Dessau Home: домашние аксессуары класса люкс
Компания Dessau Home специализируется на создании изысканных аксессуаров для дома. Главная особенность коллекций — не просто дополнять интерьер деталями, а создавать сложные стилистические решения. Благодаря профессиональному подходу уже более 50 лет марка пользуется популярностью во всех странах мира.
Многогранные коллекции американского бренда
На официальном сайте Dessau Home и каталоге Mhid.ru представлены изысканные домашние аксессуары: статуэтки, кованые винотеки, вазы для фруктов и цветов, подставки для книг, журналов и зонтов, бра, торшеры, подносы и часы. Коллекции включают даже аксессуары для домашних питомцев и другие предметы интерьера, способные привнести в пространство настоящий уют.
В основе изделий Dessau Home лежат любовь к классике и винтаж — большинство моделей искусственно состарены, подчеркивая безупречный вкус владельца. Изысканные изделия американского бренда идеально дополнят интерьер гостиной, спальни или делового кабинета, ведь стиль может подчеркнуть даже подставка для зонта.
Забота о качестве изделий
Не смотря на любовь дизайнеров к классическому стилю, методы изготовления коллекций современные. Компания применяет новейшие технологии в производстве, соблюдая достойное класса люкс качество. Поэтому изделия Dessau Home не только уникальные, но и практичные. Они обладают неповторимым почерком и способны добавить изюминку даже в самый лаконичный интерьер.
Приобрести предметы интерьера Dessau Home можно у официального представителя в магазине M. House или через онлайн-магазин.
muranochka
КУДА ПРИВОДЯТ МЕЧТЫ.
«Размышления над формой и деталями –
составляющие одного и того же процесса.
Подробности интересуют меня не
меньше, чем вся конструкция в целом».
Марсель Брёйер
Я сейчас изучаю онлайн-курс по истории промышленного и графического дизайна, свободного времени-то полно образовалось. Курс интереснейший, охватывает и Европу, и Советский Союз. И вот захотелось поделиться с вами историей создания одного стула. Не могу сказать, что я поклонница такой мебели из гнутых трубок, меня больше впечатлила байка, откуда у стула такое имя – Василий.
Итак, о Василии…
В результате ряда экспериментов на свет появилась модель В3 – стул с блестящим металлическим каркасом и мягкими спинкой, сиденьем и подлокотниками.
Стул этот Брёйер спроектировал в 1925 году, но его серийный выпуск начался в 1926 году, в Дессау.
Лёгкий, удобный и недорогой, он одним из первых продемонстрировал потенциал стальных трубок и оказал огромное влияние на мебельный дизайн и на модернизм в целом (не путать со стилем модерн).
Стул В3 отличается простотой конструкции. Собранный из комплекта стальных трубок, между которыми натянута ткань или кожа, он напоминает гамак – у сидящего складывается впечатление, будто он висит в воздухе. Идея этого стула вдохновила многих дизайнеров, тем более что процесс бесшовного производства стальных трубок облегчил создание подобных изделий – прежде их спаивали, что приводило к повреждениям в месте шва.
Как все шедевры дизайна, это кресло помимо заводского индекса имеет имя – Василий.
И по поводу появления этого имени существует такая легенда.
Василий Кандинский тоже являлся преподавателем школы Баухауз. И как-то, проходя по её коридорам, заглянул в дверь мастерских металлообработки.
Видит, Марсель Брёйер собирает кресло. Кандинский говорит:«Какое красивое кресло! Сделай и мне такое же». А Брёйер ему:«Не вопрос! Сделаю, Василий».
Эту историю в 60-е годы узнал итальянский предприниматель, хозяин мебельной фирмы Gavina Дино Гавина. И он, получив от Брёйера лицензию, начал выпускать его кресла, назвав их именем Кандинского. То есть, это имя кресло носит лишь с 60-х годов.
К сожалению, красивая история не выдерживает проверки фактами. Сохранилось много фотографий, на которых видны интерьеры Баухауза в 20-е годы.
И по снимкам понятно, что кресла этой модели стояли повсюду, в том числе в домах многих преподавателей.
Но именно у Кандинского в доме стояли другие)))
C 1968 года и по сей день правами на производство Wassily Chair обладает американская компания Knoll: ее основатель Ганс Нолл был лично знаком с Брёйером и всегда симпатизировал идеям школы Баухауз.
Марсель Брёйер известен, конечно, не только как создатель стула Василий.
Марсель Брёйер умер 1 июля 1981 года.
Но выставки его дизайнерских работ проводятся до сих пор, а идеи «Баухауза» сохраняют влияние и в XXI веке.
Вот и всё, что я хотела рассказать вам о стуле с именем Василий.
И, хотя легенда, что он назван в честь Кандинского, кажется не совсем правдоподобной, мне она нравится))
Дессау что это мебель
Как школа дизайна Баухаус навсегда изменила бизнес (и интерьер вашей квартиры)
Автор: Анна Швыркова
В 1932 году немецкая газета Anhalter Tageszeitung призвала снести «азиатский стеклянный дворец Баухауса» — здание школы дизайна, которая работала в Германии с апреля 1919 года. К ней присоединилась Völkischer Beobachter, назвавшая его «храмом марксизма, смахивающим на синагогу». В следующем году, после того как к власти пришел Гитлер, школа Баухаус закрылась. Но ее история на этом не закончилась. Спустя 100 лет с момента ее основания степень влияния школы на архитектуру и дизайн можно оценить лишь приблизительно — мы каждый день видим и трогаем вещи, которые без Баухауса были бы совсем другими.
Содержание
Начало
В начале XX века в Мюнхене был основан Немецкий Веркбунд — предшественник Баухауса. Это был союз архитекторов, промышленников, художников и социологов, хотевших преодолеть разрыв между творчеством и промышленным производством. Они по-новому посмотрели на вещи, которые сходили с конвейеров на фабриках и рождались на заводах в пыли и шуме. Бурный рост промышленности в конце XIX века заставил задуматься о красоте и качестве массовой продукции — мебели, тканей, автомобилей, посуды. В итоге в Веркбунд вошли 12 немецких фирм, 12 художников и архитекторов.
Участники объединения были убеждены, что вещи должны быть качественными, а одним из главных своих принципов они провозгласили «глубокую интеллектуальную проработку производимого предмета».
Их целью было не только изменение промышленности, но и воспитание общества, постепенное приучение людей к тому, что вещи должны быть удобными, функциональными и лаконичными.
Принципиально разные взгляды, вкусы и навыки членов объединения не помешали Веркбунду очень быстро стать влиятельным. В 1908 году, спустя год после основания, он насчитывал 490 участников, в 1914 году — уже 1870. По всей Германии стали появляться результаты их труда: простая гончарная посуда, функциональная мебель для квартир и спальных вагонов, здания банков и отелей.
Веркбунд вовсю пропагандировал свои ценности, открывая курсы для предпринимателей, выпуская литературу и доклады. Объединение помогло быстрому массовому принятию уже свершившейся промышленной революции. Именно здесь художники и архитекторы смогли показать, что серийное производство и искусство не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Однако самой влиятельной школой дизайна XX века стал не Веркбунд.
Баухаус
В 1919 году Вальтер Гропиус, участник Веркбунда, основал Баухаус (bau в переводе с немецкого — «строить», а haus — «дом»), объединив Великогерцогскую высшую школу изящных искусств в Веймаре и Великогерцогскую школу художественных ремесел. Гропиус реорганизовал мастерские и написал манифест Баухаса. Он уже тогда был известнейшим архитектором, а Веркбунд сделал Германию местом притяжения для художников. Поэтому школа не нуждалась в рекламе — с первых дней работы Баухаус не испытывал недостатка в учениках, преподавателях и друзьях, среди которых были Альберт Эйнштейн и Марк Шагал.
Гропиус видел будущее как «здание, объединяющее все дисциплины и ремесла, которое поднимется до небес прямо из рук миллионов рабочих как кристальный символ новой веры».
Студенты Баухауса узнавали, что такое пропорции, масштаб, ритм, форма, цвет, свет и тень. На первых порах никто не требовал проектировать здания и создавать картины: ученик мог попробовать разные материалы и методы, чтобы познакомиться с ними. В мастерских можно было научиться обрабатывать металл, обжигать керамику и создавать текстиль, в залах — послушать лекции об искусстве. На завершающем и самом серьезном этапе обучения студенты получали возможность участвовать в проектировании и строительстве зданий — несмотря на разнонаправленность занятий, сердцем Баухауса оставалась архитектура.
Архитектура
В 1925 году Баухаусу пришлось найти новый дом и переехать из ставшего враждебным Веймара в Дессау, мэр которого согласился финансировать строительство штаб-квартиры. Главный учебный корпус спроектировал лично Гропиус вместе с Эрнстом Нейфертом и Карлом Фигером. Штаб-квартира Баухауса выделялась на фоне окрестной застройки обилием стекла, белоснежными стенами, плоской кровлей и отсутствием украшений — она стала воплощением принципов школы и положила начало индустриальному функционализму. Власти Дессау были лояльны к школе, однако все же попытались запретить ей писать свое название со строчной буквы — это показалось мэру слишком радикальным решением. Дессау был маленьким городом, и перспектива привлечь самое творческое сообщество современности оказалась соблазнительной. За годы работы школа Баухаус сильно изменила его облик — если бы не политический кризис и война, город мог бы стать одним из самых развитых в Германии.
Сейчас стиль Баухаус считается интернациональным — само понятие стало неоднозначным, а следы влияния этой школы можно увидеть в самых разных зданиях.
Появившееся благодаря Баухаусу направление функционализма — это чистые геометрические формы, использование стекла и крупных плоскостей из одного материала, отсутствие орнамента и нефункциональных деталей.
Французский архитектор и один из идеологов функционализма Ле Корбюзье называл дом «машиной для жилья», и такая философия популярна по сей день. Сегодня многие жилые дома, отели, офисные и государственные здания и даже станции метро выглядят именно так, как выглядят, благодаря Баухаусу. Из-за прихода нацистов к власти многие преподаватели и ученики школы уехали в США, Палестину, СССР, Италию, Швейцарию и другие страны — отчасти поэтому направление так широко распространилось и обрело особенные формы в разных странах.
Облик современных рабочих пространств — во многом заслуга Баухауса. В здании школы в Дессау назначение и функции каждой комнаты и каждого предмета мебели были продуманны. Помещения полностью отвечали потребностям людей, которые там находились, — этот принцип, важность которого сегодня кажется очевидным, тогда был новацией.
Баухаус повлиял на восприятие пространства и способы его организации — отчасти поэтому легендарные офисы Google и других корпораций выглядят именно так.
Сейчас на сайте любого онлайн-магазина офисной мебели можно увидеть лаконичные и простые стулья, столы, тумбочки и шкафы. Мастера Баухауса выбрали себе девиз «Для народа против роскоши» — они придумали качественную и недорогую мебель из доступных материалов, которую легко было вписать в пространство. В 1920-х годах Марсель Брейер, руководитель мебельной мастерской Баухауса, стал изготавливать мебель из гнутых трубок. Так появился консольный стул — стул без задних ножек. Очень быстро такие стулья стали делать и другие архитекторы, используя дерево, ткань и даже цельный кусок пластмассы.
В 1925 году Мейер создал знаменитое кресло «Василий» — согласно легенде, он сделал это специально для русского авангардиста Василия Кандинского, который тогда учился в Баухаусе. Сначала Мейер назвал кресло Model B3 Chair, а «Василием» его стали называть в 60-е годы. Кандинскому кресло действительно понравилось, и одно он получил в подарок. Правами на «Василия» с 1968 года и по сей день владеет американская компания Knoll, а купить его можно даже на Alibaba.com — там оно представлено в том числе в «животной» расцветке. Преемником Мейера и новым руководителем мебельной мастерской стал Йозеф Альберс. Будучи художником, Альберс считал цвет ключевым фактором дизайна, — об этом он писал в ставшем хрестоматийным «Взаимодействии цветов». Исследователи его творчества считают, что картины он писал в абстрактно-геометрическом стиле и это отразилось как на созданных им эскизах мебели, так и на работах учеников.
Интерьер
Самым коммерчески успешным продуктом школы Баухаус стали обои. Первую партию выпустили в 1929 году на фабрике Rasch — это были рулоны нейтральных цветов, которые мог наклеить даже тот, кто не имел опыта в ремонте. В начале XX века было принято украшать стены орнаментами, цветами и птицами, но в мастерской настенной живописи Баухауса ученики Мейера придумали обои под покраску. Они сделали бумагу фактурной, напоминающей ткань, — именно неровное покрытие позволяло быстро наклеить обои, скрывая переход от одного рулона к другому и мелкие шероховатости на стене. Сегодня обои Баухаус — единственный в мире оригинальный продукт школы, который производят до сих пор.
Еще одной иконой дизайна стала «лампа Баухауса» — настольный светильник из стекла и никелированного металла, созданный Вильгельмом Вагенфелдом в 1924 году. В первоначальном варианте у лампы была стеклянная ножка, позволяющая видеть провод. Лампа отражала твердую убежденность учеников школы в том, что освещение в доме должно быть продуманным, как и мебель или цвет стен. Но после бесед с промышленниками сам Вагенфелд признал, что его лампа, несмотря на лаконичный дизайн, слишком сложна в производстве — а значит, небогатые люди не смогут ее купить.
Современные настольные лампы больше всего похожи на светильники, созданные в 1928 году Марианной Брандт, одной из самых известных учениц Баухауса.
Это обычная — но для начала XX века революционная — одноцветная лампа на ножке с переключателем. Вскоре появились потолочные светильники, такие же лаконичные.
Преподаватели Баухауса создали множество элементов интерьера, которые уже тогда появились в квартирах обычных горожан, — например простую дверную ручку из никелированной латуни, линолеум нейтральных цветов.
Предметы
Самым убедительным доказательством влияния Баухауса остаются его отголоски в дизайне предметов, которые в начале XX века было сложно даже вообразить. В 1983 году Стив Джобс заявил, что компьютеры, которые ему доводилось видеть, выглядят как мусор. Основатель Apple хотел создать красивые, удобные устройства, которые будут востребованы в домах и офисах.
О влиянии стиля Баухаус на Джобса написаны десятки статей, но еще более очевидна связь между школой и творчеством дизайнера продуктов Apple Джона Айва.
Айв был поклонником легенды промышленного дизайна — Дитера Рамса, отвечавшего за внешний вид продуктов фирмы фирмы Braun с 1962 по 1995 годы. Рамс учился в Германии и стал видным представителем школы функционализма. Именно поэтому принято считать, что простые линии, приятные на ощупь материалы и интуитивно понятные интерфейсы iPhone и MacBook — отчасти заслуга Баухауса. А техника Apple, в свою очередь, изменила дизайн множества других гаджетов.
Одноцветная керамика и хромированная посуда, которые сегодня есть в каждом доме, своим появлением тоже обязаны Баухаусу. В 1924 году Марианна Брандт, единственная женщина в мастерской по металлу, создала набор посуды, куда вошел ее знаменитый чайник из латуни. Придуманную Брандт посуду запустили в массовое производство — она была не только красивой, но и качественной, недорогой и удобной. С тех пор многие промышленные дизайнеры и фабрики отказались от излишеств в производстве кружек, тарелок, кастрюль и прочей кухонной утвари, а покупатели привыкли выбирать простые и красивые вещи даже для кухни. Одновременно с чайным сервизом Брандт придумала пепельницу цилиндрической формы с «воронкой» внутри, которая не позволяла пеплу разлетаться. Сейчас похожие пепельницы можно увидеть не только в квартирах, но и в зонах для курения в аэропортах или в барах, где разрешено курить.
В 1930 году Брандт спроектировала настольные часы из стали — квадратные, монохромные, с лаконичными черточками на циферблате вместо цифр. Даже сейчас, когда необходимость покупать часы отпала из-за появления смартфонов и «умных» наручных часов, производители продолжают выпускать похожие модели в разных цветах из металла, пластика, дерева и других материалов.
Типографика
В 2018 году Adobe представила проект The Hidden Treasures Bauhaus Dessau. Компания доработала наброски шрифтов, которые создали в Баухаусе Альфред Арндт, Юстус Шмидт, Карл Маркс, Рейнхольд Россиг и Александр Шавинский.
В Adobe Баухаус назвали «колыбелью современного дизайна»: «Типографика Баухауса сегодня легко узнаваема: простые геометрические формы, шрифты без засечек, выразительные цвета. Макеты с ясным и легко читаемым посылом. Многие из самых знаменитых в мире рекламных и политических плакатов, логотипов и обложек обязаны своим существованием Баухаусу».
Надпись на штаб-квартире Баухауса в Дессау спроектировал Герберт Байер — студент, а затем преподаватель школы. В 1925 году он занялся разработкой Universalschrift — универсального шрифта без разделения букв на прописные и строчные. Байер несколько раз перерисовывал шрифт, а затем написал программную статью «В поисках нового шрифта», где показал итоговую версию. Гротескные шрифты были придуманы не в Баухаусе, но художники и типографы школы переосмыслили их и сделали по-настоящему популярными. Появились целые семейства шрифтов, которые сегодня можно встретить на уличных вывесках и указателях, в рекламе и журналах.
Помимо шрифтов ученики Баухауса создавали коллажи, рекламные плакаты и обложки. Следуя принципам школы, они отказывались от излишеств на этапе задумки, и сейчас такой подход используют дизайнеры по всему миру. В 2008 году Барак Обама, сенатор-демократ и будущий президент США, готовился выступить с речью в Берлине. Его команда создала постеры, как писала Huffington Post, чтобы «поговорить с немцами на языке дизайна, который знаком каждому из них». Связь с Баухаусом была настолько очевидна, что журналисты публиковали немецкие постеры 1920-х годов для сравнения.
Фото: Bauhaus Archiv, Daimler Art Collection, Flickr, Unsplash
В 2009 году в Берлине заработала видеоинсталляция «Бесконечный Баухаус». Чтобы подготовить ее, архитектор Андреас Руби поговорил с 11 нашими современниками — архитектором, предпринимателем, дизайнером автомобилей, искусствоведом и другими — о том, какое влияние на мировой дизайн оказал Баухаус. Руби смонтировал из этих разговоров мини-фильм, чтобы, как он сам заявлял, найти ответы на вопросы, которые ставит перед нами школа дизайна.
К столетию Баухаса берлинский арт-коллектив Savvy Contemporary представил автобус в форме штаб-квартиры Баухауса. Коллектив заявил, что автобус отправится в мировое турне с выставками и лекциями, чтобы распространять философию школы и рассказывать о ее влиянии. Авторы проекта хотят положить конец «евроцентричности» дизайна и рассказать, почему принципы Баухауса остаются актуальными и требуют объединения художников из самых разных стран.
Летом 2018 года школа предложила посетителям пожить в комнатах, где когда-то работали легенды Баухауса. Переночевать в легендарном здании в Дессау можно, заплатив от €35 до €60 за ночь. Всего доступны 28 номеров площадью примерно 20 кв. м., в том числе комнаты, в которых жили Джозеф Альберс, Герберт Байер, Марсель Брейер и другие.