Дестинация в туризме что это
Три кита туристической дестинации
В последнее время много говорят о развитии внутреннего туризма. Есть для этого повод: осложнение международной обстановки, политика санкций в отношении нашей страны привели к снижению количества зарубежных поездок. Плюс резкое подорожание зарубежного отдыха, очередные экономические сложности, которые бьют по кошелькам среднего класса россиян, чья активность и покупательная способность напрямую связана с экономической стабильностью страны.
Кому-то стало дорого ездить в турпоездки за рубеж, кто-то не может это делать по другим причинам. Выходит, что теперь отечественные туроператоры наконец-то могут продвигать отечественный турпродукт, есть основания более серьёзно заняться развитием собственного туристического рынка. Основания – они конечно есть, и показатели прироста внутреннего туризма за последние годы – тоже есть. А вот поводов для безудержного оптимизма нет. Есть повод для глубокого анализа ситуации и ключевых моментов, которые определяют саму возможность развития отрасли.
Сейчас при обсуждении темы развития внутреннего туризма, используют термины: «площадка интенсивного туристско-рекреационного развития», «туристический кластер», «туристическая дестинация». Все это обсуждается на государственном, федеральном уровне, принимаются целевые программы, постановления. Если разложить по шкале времени рассматриваемый процесс, то первый шаг – это декларация намерения. Выбирают некоторую область, территорию и объявляют: «Здесь будем развивать туризм! Это теперь не просто N-ский район, а «Туристско – рекреационная зона».
Есть Эволюционный путь, когда существующая достопримечательность постепенно, в течение долгих лет обрастает сопутствующей туристической инфраструктурой, позволяющей людям приезжать и посещать эту достопримечательность. Старые европейские города-памятники, лечебные и горнолыжные курорты, выросшие из целебного источника или шале в горах – примеры таких дестинаций.
Сейчас нефть приносит всего 10% дохода, страна живет за счет туризма и торговли. Очень хорошо живет. Мировой опыт показывает, что при наличии ресурсов и идеи дестинацию можно сделать из чего угодно: для этого нужны только ресурсы в достаточном количестве и генеральная идея, которую последовательно воплощают в жизнь.
У нас, если смотреть на вещи трезво, получить результат можно, используя революционный путь развития. Эволюция отечественного внутреннего туризма больше напоминает деградацию. Чтобы вдохнуть новую жизнь в «старые» отечественные дестинации, нужно действительно совершать инфраструктурную революцию.
Вот классический пример «престарелой» дестинации. Все в нашей стране знают, что такое Кижи. Объект культурного наследия Юнеско, хрестоматийный образ Кижского погоста, с его знаменитым на весь мир двадцатидвухглавым Преображенским храмом. Дестинация в свое время была раскручена мощно и крепко: миллионные тиражи видовых открыток, мощная сеть профсоюзной туристической дистрибуции. Поездка в Кижи была в программе культурного образования каждого советского гражданина. К Кижам была приурочена и транспортная логистика: катера, туристические круизные теплоходы шли в Кижи один за другим. Более 50 лет Кижи эксплуатировались по одной заведенной схеме и практически одному маршруту: Причал, поход к Кижскому погосту и осмотр строений, небольшая прогулка… через 2 часа народ возвращается на причал и уезжает. Пятьдесят лет компактную территорию использовали как культурологический проходной двор, через который с интервалом в 20 минут прогоняли стада туристов.
А теперь пришло понимание: нужна диверсификация. Кижи вытоптаны и не могут держать современную рекреационную нагрузку, вокруг – запустение, нет нормальных дорог, нет кафе-ресторанов, нет гостиниц, вообще ничего из того, что называют объектами туристической инфраструктуры… Для Кижей и Заонежья создание полноценного туристического кластера единственно возможный и реальный выход из положения, в противном случае заповедник надо просто закрыть и поставить на режим ограниченного посещения … это еще большая деградация. Делать нужно все: дороги, мосты, причалы, инженерную инфраструктуру, туристические деревни, отели, визит-центры, аэродромы, медицинские пункты, заправочные станции …. И для этого нужны средства: 4 млрд руб. на объекты туристической инфраструктуры и 4.9 миллиарда на дороги и линии электропередач. Всего 8.9 миллиарда рублей. Для такой революции нужна целевая федеральная программа.
Каким бы путем ни возникала туристическая дестинация, и какого бы масштаба она не была, есть «Три Кита», которые определяют её благополучие, масштаб и жизнеспособность.
Это во- первых «Достопримечательности и Ценности». Ради чего и для чего люди поедут в это место, что они увидят? Какую достопримечательность вы предложите?
Во –вторых «Доступность». Как люди узнают о вашей дестинации, как люди доберутся до неё?
В третьих – «Инфраструктура, услуги». Это то конкретное место, куда мы приедем и та инфраструктура, которая примет клиента: Крыша над головой, сервис и удобства, комфортность пребывания, уровень обслуживания и атмосфера.
Чтобы дестинация успешно работала, нужно во-первых иметь, а во вторых хорошо «кормить» всех трех «китов». Если начались проблемы, и успешная ранее туристическая дестинация стала деградировать, найдите и начинайте кормить самого тощего и голодного «кита».
Когда стоит задача сделать первоначальный выбор в пользу развития туризма в том или ином регионе, а ресурсы для такого развития ограничены, предстоящий отбор – жестокий. В нем имеет преимущество не тот, кто больше всего нуждается, а тот, кто имеет хотя-бы одного полноценного «кита». Чаще всего это – Достопримечательность. Богата Россия на уникальные и интересные места, есть что посмотреть. Если району повезло, есть еще и дорожная инфраструктура, (второй «кит»), то это уже реальный шанс на развитие. Остается оценить, сколько средств необходимо вложить в развитие туристической инфраструктуры, чтобы сделать правильный выбор. Ситуации бывают разные: уникальная супер-достопримечательность в дикой глуши. Или никакой вовсе достопримечательности, но горячее желание её иметь и реальные усилия, чтобы она появилась.
В высокий сезон мест в гостиницах для самостоятельных туристов не хватало. Очередь к Деду Морозу превышала физические возможности главных клиентов (детей), качество самих услуг не росло, в отличие от цены на них. Чтобы преодолеть негативные тенденции нужно развивать туристическую инфраструктуру: строить новые отели, рестораны, увеличивать сектор сервиса и услуг. «Кормить» проголодавшегося «кита». А если не кормить, то именно он будет лимитирующим фактором развития дестинации. И тут можно сколько угодно средств вкладывать в рекламу и презентации, гостей не приедет больше, чем сможет принять созданная инфраструктура, а даже наоборот – начнется отток туристов, разочарованных негативным имиджем слабой инфраструктуры. Что собственно и произошло в сезоне 2016-2017: снижение на 30 % количества туристов, посетивших в зимние каникулы Родину Деда Мороза.
4.1. Туристская дестинация
Туристская дестинация решающий элемент туристской системы. Ее можно охарактеризовать как центр (территорию) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов. Другими словами, туристская дестинация включает в себя наиболее важные и решающие элементы туризма, необходимые для туристов. Регион туристской дестинации является одним из самых важных в туристской системе, так как сами туристские дестинации и их имидж привлекают туристов, мотивируют визит, таким образом активизируют всю туристскую систему. Само слово «дестинация» в переводе с английского означает «местонахождение; место назначения». Термин «туристская дестинация» был введен Лейпером в середине 1980-х гг. Сейчас дестинация это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов.
Для того чтобы территория была дестинацией, необходимо выполнение следующих условий:
, наличие на этой территории мест размещения, питания, развлечений (должен быть определенный уровень качества услуг) и высокоразвитой транспортной системы;
o наличие достопримечательностей, интересующих туристов (наличие фактора привлекательности является одним из главных факторов конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная изюминка для привлечения туриста на территорию дестинации);
o наличие информационных (например, глобальных информационных систем «Amadeus», «Galileo», «Worldspan», «Sabre») и коммуникационных систем, так как это необходимый инструмент информирования туристского рынка о дестинации.
Каждой дестинации свойственны свои собственные черты, но все же можно выделить и четыре общие.
1. Дестинация представляет собой совокупность следующих компонентов: достопримечательность (природные богатства или созданные человеком, т.е. то, что побуждает туриста совершать путешествие); удобства (размещение, питание, развлечения, а также розничная торговля и другие предприятия сферы услуг, такие как банки, обменные пункты, парикмахерские, медицинские предприятия, т.е. все то, что не только обеспечивает приют и пищу, но и создает общее ощущение радушного приема туристов данной дестинацией); доступность (удаленность дестинации от туристских рынков делает их уязвимыми к понижениям спроса, так как до подобной дестинации можно добраться только путем длительных поездок. Следовательно, развитие и поддержание эффективных транспортных связей с туристскими рынками необходимо для успеха дестинации. Но для туристов важна не только физическая доступность дестинации, т.е. внешние транспортные связи с ней, но и наличие развитых внутренних транспортных связей. Другими словами, для них важны такие услуги, как прокат автомобилей, предоставление местного транспорта для проведения обзорных экскурсий и трансферов до мест размещения в дестинации); вспомогательные службы, которые предоставляют такие услуги, как реклама дестинации, координация и управление ее развитием, предоставление населению и организациям необходимой информации и услуги по резервированию, обеспечению оборудованием (предприятия питания, спорта и т.д.), обеспечение дестинации руководящим персоналом.
2. Дестинация представляет собой культурную ценность: посетители должны считать дестинацию привлекательной и заслуживающей времени и денег, потраченных на путешествие. Таким образом, важно поддерживать отличие условий дестинации от обычных «домашних» условий с помощью хорошего дизайна и управления, чтобы избежать разработки «унифицированного туристского ландшафта».
3. Дестинация неразделима, т.е. туристский продукт потребляется там, где он непосредственно производится, и, чтобы его испытать, туристы должны физически присутствовать в дестинации. Следует отметить, что процессы производства и потребления туристского продукта совпадают не только в пространстве, но и во времени, т.е. дестинации не могут быть запасены впрок (номера в гостиницах, театральные билеты и т.д. не могут быть отложены в «межсезонье» для последующей их продажи во время, например, театрального сезона). Таким образом, сезонность дестинации является наиболее важной проблемой, так как снижает их доходность и делает неэффективными с точки зрения использования основных средств дестинации. Для сезонной дестинации пик сезона (3 4 месяца) должен принести основной вклад в покрытие постоянных издержек, которые подлежат оплате в течение года.
4. Услугами и удобствами дестинации пользуются не только туристы, но и другие люди: местные жители и работники данной дестинации. Таким образом, предприятия дестинации не могут быть ориентированы только на местных жителей или только на туристов, они должны ориентироваться на тех и других.
Отвечая на вопрос о дестинации как элементе туристской системы, нужно упомянуть о типологии дестинации. Выделяют три типа дестинации.
Первый тип это крупные столичные города или приравненные к ним (столицы или города типа Санкт-Петербурга), которые привлекают туристов своими достопримечательностями (познавательный туризм), хорошими возможностями для решения проблем бизнеса (конгрессы, бизнес-туризм, семинары, выставки). Существенную роль играет туризм с целью посещения знакомых и родственников, а также административных центров для решения задач управления. Поэтому в крупных городах существуют исторические, административные, торговые, бизнес-центры и рекреационные зоны.
Второй тип делится на две подгруппы:
o центры целенаправленного развития туризма деревни, города, в которых сохраняются обычаи, история, культура (например, музей деревянного зодчества в Суздале). Для привлечения туристов отели строят на небольшом расстоянии от этих городов и деревень;
o притягательные для туристов центры не столицы, но города, имеющие высокую степень привлекательности благодаря своей истории, культуре, науке (например, академгородок под Новосибирском).
Третий тип это центры, специально построенные для туристов («Disneyland» в Калифорнии и во Франции; «Naturebornholm» на о. Борнхольм, Дания).
Немаловажно различать понятия «туристская дестинации» и «курорт». Туристская дестинация это более широкое понятие, чем курорт; это регион, который нас больше всего привлекает (например, для японца Западная Европа это «туристская дестинация», а Лазурный берег курорт; если же мы хотим посетить Кота-дель-Соль, то это место является курортом, так как мы прежде всего едем в Испанию, которая является дестинацией).
Важным является понятие «жизненный цикл» развития дестинации, продолжающийся в среднем не менее 20 25 лет. Условно можно выделить восемь фаз развития туристской дестинации.
1. Дотуристская фаза на этой фазе привлекательность дестинации состоит в том, что она еще не подверглась изменениям под воздействием туризма.
2. Рост численности туристов в этот период реагирует сектор бизнеса, т. е. красота нетронутой природы и культура дестинации начинают привлекать туристов, в результате формируются основы туристской инфраструктуры.
3. Продвижение местные власти начинают предпринимать усилия по обеспечению отдыха туристов и рекламе дестина-ции, следствием чего является устойчивый рост туристских потоков. В результате формируется туристский рынок, таким образом, перед сектором бизнеса стоит задача по обеспечению инфраструктуры дестинации. Ведется политика активного продвижения де-стинации на рынке, в результате чего происходит дальнейшее увеличение потока туристов.
4. Инвестиции в туризм инфраструктура не справляется с объемом прибытий туристов: строятся магазины, пабы, бары, гостиницы, казино, т.е. все необходимые средства обслуживания, способные изменить облик дестинации.
5. Создание новых рабочих мест в дестинацию приезжают работать люди из-других регионов и даже стран, оседают там, продолжают прибывать туристы, внося свои обычаи, культуру. В результате начинаются конфликты между ними и местными жителями (возникают социальные, экологические, экономические проблемы). Эта дестинация уже более не является модной и становится, как и остальные, унифицированной.
6. Сокращение потоков туристов туристы хотят посещать интересные, необычные места, а не типичные дестинации.
7. Средства обслуживания практически не используются (например, пустуют гостиницы) и, как следствие, несут убытки.
8. Скидки, новая ценовая политика или новая идея развития дестинации поиск или создание нового фактора привлекательности
Пространственная организация туризма
3.3. Туристские центры и дестинации
[Арефьев В.Е. Введение в туризм. Барнаул: АлтГУ, 2002.]
В специальной литературе предлагается развернутая типология туристских центров в зависимости от того, какой цикл рекреационной деятельности может быть в них реализован: паломнический, культурно-исторический, курортный, приморский, альпийский, альпинистский, активно-оздоровительный, коммерческо-деловой, экологический, водный, фестивально-конгрессный, спортивный, охотничье-рыболовный, приключенческий, экзотический, этнографический, развлекательный. Исходя из этой типологии видно, что циклы рекреационной деятельности также могут быть комбинированными.
Типология туристских центров, с одной стороны, отражает большое разнообразие рекреационной деятельности туристов, за которой в свою очередь стоят различные потребности людей. С другой стороны, она связана с наличием культурного и природного наследия, рекреационных ресурсов в том или ином месте, без которых рекреационная деятельность не может быть реализована. Таким образом, и типология туристских центров соотносит объективную и субъективную стороны туризма, т. е. наличие рекреационных ресурсов и рекреационную мотивацию населения. Этот диалектический феномен позволил И.В. Зорину выделить три группы факторов формирования туристских центров: генерирующие (связанные с потребностью), реализующие (связанные с ресурсами) и локализующие (связанные с информированностью населения).
Как показывает практика, именно локализующие информационные факторы в последние десятилетия оказывают максимальное воздействие на формирование географии туристских центров. Иначе чем объяснить столь быструю динамику развития мирового туризма, возникновение новых мировых туристских центров на периферии туристского пространства (Юго-Восточная Азия, Мексика, Океания, Турция)? Поэтому информационно-локализующий аспект должен быть выбран как ведущий при характеристике и оценке туристских центров России.
А.И. Зорин, оценивая потенциал туристских центров России, предлагает следующую шкалу оценки рекреационного потенциала территории (табл. 3.1).
Классификация таксонов | |||
---|---|---|---|
рекреация | курорт | экскурсия | туризм |
Уникальный рекреационный центр | Уникальный курорт | Уникальный экскурсионный центр | Уникальный центр туризма |
Рекреационный район | Курортная агломерация | Экскурсионный район | Туристский район |
Центр рекреации | Курорт | Экскурсионный центр | Центр туризма |
Рекреационный узел | Курортный центр | Экскурсионный узел | Туристский центр |
Рекреационный объект | Курортная местность | Экскурсионный объект | Туристская местность |
Факторный анализ базы данных туристских центров Российской Федерации, в которой А.И. Зорин первоначально выделял 17 типов туристских центров, позволил выявить четыре генерализованных типа-фактора туристских центров.
Аксиологический тип-фактор объединяет большую группу туристских центров, посещение которых связанно с изучением культурного наследия и ценностей, религиозных святынь, этнографических промыслов, проведением фестивалей и конгрессов. По выявленному фактору предлагается называть интегрируемые им турцентры аксиологическими туристскими центрами.
Следующую группу туристских центров объединяют и формируют природные ценности, включающие наиболее привлекательные акватории, охотничье-рыболовные ресурсы, национальные парки и заповедные территории, естественные ландшафты, в которых проходят маршруты самодеятельного и экологического туризма. Сюда же включены уникальные экзотические территории. Этот тип-фактор формирует туристские центры экологического типа.
Проведенное А.И. Зориным статистическое исследование подтверждает гипотезу о том, что туристские потоки вызваны не самим наличием туристско-рекреационных ресурсов, а информированностью о них. Интерпретация факторного анализа позволяет предложить туроператорам необходимую и достаточно исчерпывающую информацию о типологии туристских центров как России, так и зарубежных стран, которая поможет эффективно решать задачи рекреационного проектирования туристских программ и маршрутов.
Дестинация имеет определенный цикл развития:
На рисунке 3.4 представлены основные стадии циклического развития туристской дестинации.
Выделяют несколько типов туристских дестинаций. К первому относятся города-столицы, которые чаще всего обладают значительным туристским потенциалом, т. е. располагают богатыми культурно-историческими ресурсами и развитой туристской инфраструктурой. Второй тип образуют два подтипа: центры целенаправленного развития местных обычаев и культуры и центры для организации туров, располагающие развитой сетью туристских предприятий и разнообразным историко-культурным потенциалом. Третий тип образуют специально построенные для целей туризма центры (тематические парки, туристские города, курорты и т. д.).
3.4. Туристские регионы и зоны
Первый этап. Существование неосвоенной, но стратегически важной территории с потенциальными туристско-рекреационными ресурсами.
Третий этап. Район достигает высокого уровня социокультурного освоения, наступает период снижения его туристской популярности. Идет перерастание узкоспециализированного туристско-рекреационного района в полифункциональный. Рекреация начинает губить в нем рекреацию. В регионе достаточно иных экономических функций, и даже исчезновение рекреации и туризма не уничтожит его экономику. Регион становится самодостаточным.
Четвертый этап. Стабилизация и переориентация туристского района. Туристские районы очень редко полностью теряют свои первоначальные функции, и развивающаяся полифункциональность никогда не вытесняет рекреацию и туризм. Количество туристов в районе сокращается, их потоки стабилизируются. Сохранившаяся туристская специализация достигает высокого уровня развития. Район становится устойчивым туристским центром.
Особенность туристско-рекреационного районообразования в том, что оно затрагивает и природные, и общественные явления и объекты. В целом, это интегральный процесс, протекающий на их стыке: определенные предпосылки в виде благоприятных природных условий накладываются на соответствующие социальные и экономические потребности освоения, что при некоторых условиях ведет к формированию туристско-рекреационного района.
Главный фактор этого процесса определяется потребностями освоения территории. На развитие туристско-рекреационных районов существенное влияние оказывают многие другие факторы, например, уровень экономического развития территории, транспортная доступность, достаточное количество трудовых ресурсов, существование системы расселения. Это реальные факторы конкретного процесса развития туристского района.
Вместе с тем для оценки состояния современного туризма и перспектив его развития требуется комплексный анализ рекреационного использования территории, что и составляет основу рекреационного районирования. При этом должны соблюдаться общегеографические принципы районирования: объективность, многоаспектность, иерархичность и конструктивность. Объективность означает, что районообразующие признаки должны отражать конкретные характеристики. Многоаспектность (комплексность оценки) обусловлена разнообразием видов туризма, входящих в туристскую отрасль. Иерархичность позволяет делить территорию на зоны, подзоны, районы и подрайоны, находящиеся в четкой взаимной связи и подчинении. Конструктивность определяется четкостью поставленных при районировании задач.
В отечественной практике рекреационного членения территории применяется пятиступенчатая система таксономических единиц рекреационного районирования: зона, область (край, республика, округ), район, местность, микрорайон. Рекреационные зоны выделяются в зависимости от плотности сосредоточения предприятий длительного отдыха и освоенных рекреационных ресурсов. На следующем этапе районирования внимание было обращено на преобладание или сочетание ведущих функций рекреационных предприятий: лечебной, оздоровительной, туристской, экскурсионной. Эти образования были названы районами. Под рекреационным районом понимается целостная территория, отличающаяся благоприятным для рекреации сочетанием природных условий, имеющая рекреационные объекты и специализацию.
В пределах районов выделяют рекреационные местности, характеризующиеся общими чертами географического положения, однородными природными ресурсами и более узкой возможностью для специализации рекреационных учреждений. Они могут служить необходимой базой, на основе которой сформируется курорт, зона отдыха и туризма. Под рекреационным микрорайоном понимается совокупность рекреационных учреждений и различных сопутствующих отраслей, расположенных на компактной территории и связанных между собой системой инженерного и бытового обеспечения с централизацией и кооперированием обслуживающих подразделений.
Ю.А. Худеньких выделяет семь основных принципов туристского районирования.[Биржаков М.Б. Введение в туризм. М.; СПб.: Невский фонд; Герда, 2007.]
Во-первых, туристский район должен быть целостным в административно-территориальном отношении. По возможности следует стремиться к совпадению административных границ с границами туристских районов. Это облегчает статистический учет и сопоставление районов между собой. Существование в рамках одного туристского района двух не связанных между собой территорий полностью исключается.
К числу районообразующих факторов в международном туризме относятся:
Довольно часто в развитых в туристском отношении и богатых туристскими ресурсами странах выделяют туристские зоны. Этот термин используется для тех районов, где хорошо развит туризм, т. е. большая часть территории интенсивно посещается туристами. Необходимо отметить, что, оказывая большое влияние на уровень и структуру хозяйства как отдельных территорий, так и целых стран, а также на их ландшафт, быт населения, потребление и охрану рекреационных ресурсов и т. д., туризм серьезно влияет на облик этих территорий, нередко меняет их специализацию, изменяет их экономические связи, а значит, выступает в качестве важного районообразующего фактора.
По мнению А.Ю. Александровой, наиболее унифицированные требования, предъявляемые к месту отдыха, а также влияющие непосредственно на развитие этой отрасли в любом районе международного туризма, следующие:
В настоящее время при туристском районировании и оценке степени освоенности туристских территорий целесообразно выделять три их типа[Гулиев Н.А., Кулагина Е.В. Введение в специальность: Туризм. Омск: ОГИС, 2002.]:
Итак, всякое туристское пространство образуют элементы трех основных типов:
Туристский регион: понятие, признаки и цикл развития. Территория, где предлагается комплекс услуг, не всегда имеет четко выраженные границы. Это может быть и часть региона, и туристский центр, где есть вся необходимая материальная база для организации отдыха и размещения туристов. Такая территория может охватывать какую-либо область, страну и даже группу стран, которые турист выбирает целью своего путешествия. Есть несколько подходов к определению туристского региона, связанных с ответом на следующие вопросы: как определить территорию, которую выбрал турист для путешествия, и какой размер территории воспринимается различными рыночными сегментами как цель путешествия?
Ю.Д. Дмитревский, увязывая распространенные трактовки туристской территории, предложил понятие «потенциально туристский район«, который, имея определенные ресурсы, становится действительно туристским районом только после создания необходимой инфраструктуры. Он определяет туристский район как территорию, обладающую определенными признаками аттрактивности и обеспеченную туристской инфраструктурой и системой организации туризма.
В ряде работ используется понятие «туристско-рекреационный район«, представляющий собой территорию, сформированную туристским и рекреационным спросом, обладающую туристско-рекреационными ресурсами, условиями, необходимой степенью развития туристской и рекреационной инфраструктуры и отличающуюся от других районов специализацией на определенных видах туризма и рекреации.
Под туристской зоной понимается:
Однако не любой регион способен стать туристским, а лишь тот, в котором имеются:
Любой туристский регион в процессе становления проходит определенный цикл развития ( рис. 3.5). Изначально основными мотивами приезда в регион людей служит посещение родственников и друзей, а также деловые поездки. Затем возникает интерес к природным и культурным достопримечательностям этого региона. Такие потребности легко удовлетворяются существующей сферой обслуживания, и посетители уезжают с хорошими впечатлениями.
На этой стадии развития туризма лишь небольшая часть имеющейся инфраструктуры зависит от количества прибывающих и сроков их нахождения. Но постепенно информация о качественном обслуживании и достопримечательностях распространяется, способствуя увеличению потока туристов. На это незамедлительно реагируют туристские предприятия, развивая специализированные сервисные услуги для приезжих.
Кроме того, в регион идет постоянный приток новой рабочей силы, в результате чего происходит постепенная ассимиляция местных жителей, что нередко приводит к утрате местной культуры и формированию новой, но уже не характерной для данного региона. Далее следуют необратимые экологические изменения, из-за чего регион теряет свою привлекательность, количество туристов снижается, пустуют средства размещения, прибыль сокращается. Важно незамедлительно отреагировать на эти изменения: усовершенствовать политику развития туризма, разрабатывая новую программу.
Широко известна также модель развития туристских территорий, разработанная Ю.А. Ведениным и дополненная Ю.А. Худеньких (табл. 3.2).
Этап | Критерии туристского развития | Процесс, происходящий на каждом этапе развития туристской территории |
---|---|---|
Формирование | ||
Возникновение | Возрастание объема информации | Рекреационное освоение территории. Появление отдельных групп туристов, черпающих информацию изустных сообщении или письменных отчетов первопроходцев, отличающихся невысокими требованиями к комфорту. Туристский поток невелик, трудно из мерим, его величина прямо пропорциональна объему информации о районе, который можно выразить в количестве и доступности, детальности описания. Дополнительным критерием могут служить затраты на преодоление расстояний |
Становление | Увеличение числа туристских предприятий | Оформление регулярных групп туристов, возрастание туристского потока, формирование общей и специальной инфраструктуры, появление предприятии, обслуживающих туристов и отдыхающих. Туристские предприятия не только формируют туристский продукт, но и берут на себя функцию распространения информации. В территориальной структуре происходят процессы концентрирования и диверсификации туристских функций, хотя отдельные территории остаются монофункциональными (курорты) |
Зрелость | ||
Расцвет | Возрастание туристского потока | Туристский поток растет высокими темпами, достигая максимума. Формируются взаимосвязанные сети туристских предприятий, которые могут вызывать появление туристских агломераций. Наличие системы регулирования туризма позволяет организовать статистический учет, то дает возможность оценивать процессы развития на основе объемов конкретных туристских потоков. В территориальной структуре достигается высокий уровень диверсификации туристских функций, начинается территориальная диверсификация, выстраивается иерархическая структура многофункционального туристского комплекса |
Стагнация | Стабилизация туристского потока | Активная туристская деятельность населения, но туристский поток характеризуется нулевыми или отрицательными темпами роста. Наличие разветвленного туристского комплекса, но замедление процессов развития сети туристских предприятий. Закрепляется территориальное дифференцирование туристских функций и проявляется процесс интегрирования туристских территорий |
Деградация | ||
Упадок | Сокращение туристского потока | Наблюдается резкое сокращение туристского потока, а также деформация сети туристских предприятий, исчезновение отдельных туристских функций территории |
Исчезновение | Сокращение числа туристских предприятий | Привлекательность территории снижается, так как туристская функция вытесняется другими отраслями хозяйства. Происходит резкое сокращение туристских предприятий |
Согласно этой модели, туристские территории в своем развитии проходят три взаимосвязанные стадии (формирование, зрелость и деградацию), каждая из которых включает два этапа. В частности, на стадии формирования туристские территории проходят этапы возникновения и становления; на стадии зрелости район переживает расцвет, а затем и стагнацию; и, наконец, стадия деградации включает этапы упадка и исчезновения туристской территории.
В заключение следует сказать, что освоение новых регионов как туристских должно происходить при соблюдении следующих принципов: рационального использования природных ценностей и ресурсов; обязательного учета мнений и традиций местных сообществ; научного подхода к освоению новых туристских территорий; предоставления гарантий безопасности туристам; оптимального сочетания цены и качества на туристские продукты и услуги; гибкой программы туристского освоения территорий, гарантирующей охрану туристских ресурсов; планомерного и сбалансированного развития туристских дестинаций.