Деструктивный диалог что это значит
ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНИ +
Деструктивные внутренние диалоги: как изменить свои ментальные привычки
Если вы не верите себе, то не верите и другим. Если вы не верите себе, это неверие отражается и на окружающих. Иными словами, вы притягиваете людей и ситуации, не заслуживающие доверия. А если вы верите в себя и свои действия, то и другие принимают это ваше отношение.
Если вы переживаете опыт, который вам не нравится, значит, вы заблокированы изнутри. Стоит устранить этот блок, и в тот же миг все становится на свои места.
Базовые противонамерения:
—Я недостаточно хорош. Меня никто не любит. Поскольку вы считаете, что не заслуживаете дружбы или любви, то и не пытаетесь сблизиться с людьми, а поэтому и не находите себе ни друзей, ни любимых.
—Это невозможно. Даже осознавая, что цели, которые вы хотели бы перед собой поставить, не раз были достигнуты многими другими людьми, вы можете считать их недостижимыми для себя просто потому, что думаете, будто вам недостает каких-то необходимых качеств, знаний, инструментов или ресурсов. Это происходит на подсознательном уровне автоматически, и в результате вы часто отвергаете какую-нибудь идею, даже не рассмотрев ее как следует.
—Туннельное видение. Люди с таким противонамерением считают, что существует только одно решение той или иной проблемы и лишь один способ выполнить ту или иную задачу. Если ваш ответ начинается со слов «Да, но…», — значит, это противонамерение вам свойственно, и вы полагаете, что успеха можно добиться только каким-то одним способом. Тем самым вы блокируете все остальные пути к достижению целей.
—Все равно из этого ничего не выйдет. Человек часто терпит неудачу не потому, что это неизбежно, но потому что верит в свое поражение.
Во мне нет ничего особенного. Человек всегда сам ответственен за свои успехи и неудачи, но с этим противонамерением гораздо легче обвинить в своем незавидном положении кого-то другого, вместо того, чтобы делать правильные выборы, которые могут привести вас к успеху.
Образ себя — это то, как вы воспринимаете себя по отношению к другим людям. Это история, которую вы рассказываете себе о том, кто вы есть и на что способны. Образ себя очень важен, поскольку напрямую влияет на вашу самооценку и веру в себя. Образ себя включает:
-то, что вы думаете о своей внешности;
-то, как вас воспринимают окружающие;
-что вы думаете о себе как о личности;
-то, как с вашей точки зрения, думают о вас другие люди;
-насколько вы нравитесь себе и насколько, на ваш взгляд, вы нравитесь другим людям.
Чтобы выработать позитивную самооценку, необходимо развивать положительное отношение к себе и к окружающему миру, высоко ценить себя и ответственно относиться к другим людям. Самооценка — это не самовлюбленность, но уважение к себе.
Довольно! Ты должен взять на себя ответственность за все, что происходит в твоей жизни! За любые события в своей жизни ответственен ты сам. Перестань ощущать себя жертвой. Перестань винить окружающим мир. Вокруг полно прекрасных возможностей, но по какой-то скрытой причине ты их не реализуешь.
Вы всегда привлекаете к себе именно такую энергию, с которой вы гармонизированы, и если эта энергия негативная, то именно негатив вы и получите.
Один из способов изменить негативные верования в отношении себя — это изменить свои ментальные привычки. Ментальные привычки — это внутренние диалоги, которые вы ведете снова и снова.
Примеры негативных ментальных привычек: «Я не руководитель по натуре, поэтому не смогу создать собственный бизнес», «У меня широкая кость, поэтому я не стану изящной», «Мои родители тоже всегда жили от зарплаты до зарплаты, так чего же я могу ожидать от себя?».
А бывают и позитивные ментальные привычки: «Я люблю себя такой, какая я есть», «Я каждый день жду чудес, а поэтому со мной постоянно случается что-то хорошее», «Вселенная любит меня!».
Большинство людей создали свои представления о том, что они могут, а чего не могут, на основании довольно незначительных событий.
То, какими мы становимся, определяется не тем, что дано нам от рождения. По этой же причине нельзя возлагать ответственность за наши успехи и неудачи на других людей, ибо это прямая дорога к безответственности и беспомощности. Лучше изменить себя и свое отношение к другим людям. Это и есть путь к счастью и успеху.
Первый шаг к избавлению от установки на беспомощность состоит в том, чтобы очистить ум от негативного диалога, порождаемого внутренним программированием. Всякий раз, когда у вас возникает негативная мысль, остановите свой ум и удалите из него эту мысль. Теперь вы имеете полную возможность заместить эту негативную мысль позитивной. Нагромождаясь одна на другую, негативные мысли со временем могут сломить ваш дух. Поэтому, если вы освобождаетесь только от некоторых из них, а на другие не обращаете внимания, это может привести к депрессии и жалости к себе.
Так почему же вам до сих пор живется нелегко? Почему вы испытываете всё новые методы достижения своих целей, но снова и снова терпите неудачу? Одна из причин — идея контроля. Всем нам нравится думать, что мы контролируем свой небольшой уголок мира. Ради обретения контроля мы обустраиваем зоны комфорта, устанавливаем порядки и проводим границы — порой даже не осознавая всего этого. Вполне возможно, что вы построили вокруг себя защитные стены, которые на самом деле ограничивают ваши свершения и препятствуют любым попыткам выйти за их пределы.
Деструктивные внутренние диалоги длятся на три основные категории: сожаление, нерешительность и страх.
«Ах я бедняжка»
Если каждую трудность вы встречаете словами: «Ах я бедняжка», то в результате такой и будет ваша жизнь — сплошное несчастье. Если вы склонны видеть себя жертвой событий, а не их участником, это ослабляет вашу способность решать проблемы, и в конце концов вы можете провести всю свою жизнь в роли жертвы.
Часто человек, попавший в замкнутый круг мышления «Ах я бедняжка», говорит приблизительно такие вещи:
— Мой начальник всегда меня недооценивает;
— Я постоянно вынужден вертеться как белка в колесе — даже передохнуть некогда;
— Почему-то каждый мужчина, с которым я встречаюсь, всегда оказывается полным ничтожеством;
— Кажется, моя жена думает, что я рисую деньги;
— Сейчас нелегко найти работу, поэтому я держусь за то, что у меня есть. И т.д. в этом духе.
В следующий раз, когда поймаете себя на жалобах «Ах я бедняжка», попытайтесь взять на себя хоть часть ответственности за происходящее, начав каждое предложение с местоимения «Я»:
— Я сделал выбор в пользу того, чтобы оставаться на этой работе, хотя крайне недоволен ею.
— Я позволяю членам семьи ставить меня в сложное финансовое положение, потому что боюсь отказывать.
— Я делаю выбор в пользу того, чтобы встречаться с заведомо не подходящими мне мужчинами, потому что боюсь серьезных отношений.
— Я люблю, когда люди сочувствуют моим тяготам.
Мастер оправданий
Примите ответственность на себя и прекратите оправдываться!
Мы все живем в определенных зонах комфорта, и если какой-то индивидуум в пределах одной зоны комфорта выходит на новый уровень, другие неизбежно пытаются затащить его обратно.
Сожаление
Сожаления время от времени преследуют всех. Возможно, вы сожалеете о незаконченном деле, о распавшихся взаимоотношениях или о нереализованных планах. Сожаления наводняют мысли человека, заставляя его колебаться или проявлять излишнюю осторожность. Особенно вредны эти мысли тем, кто на их основе вы формируете свою личную историю, когда начинают раздумывать обо всех этих «что, если … ». Например,
Что, если:
-я согласился бы на эту работу?
-я принял бы это деловое предложение?
-я был бы бережливее в молодости?
-я не поддался бы на провокацию и не совершил эту дурацкую ошибку?
-я держал бы свои мысли при себе?
-я не сказал (сделал) бы этого?
-я закончил бы университет?
Такого рода деструктивные диалоги со временем только усугубляются. Если вы не научитесь освобождаться от них и отпускать свое прошлое, этот диалог будет все нарастать, лишая вас настоящего и разрушая будущее.
Нерешительность
Нерешительность свойственна многим людям. Хотя в нашей жизни полно событий, которые можно расценивать как позитивные, многие люди воспринимают свою жизнь с негативных позиций. Например, при возникновении семейных неурядиц или финансовых затруднений они впадают в паралитическое оцепенение. Боясь принять неверное решение, они вообще не принимают никаких решений и наблюдают, как их жизнь выходит из-под контроля. При этом их негативный диалог выглядит следующим образом:
-Начальник завалил меня заданиями. Как мне все это разгрести?
-Я увяз в долгах и не могу платить по счетам. Что делать?
-Я потерял работу. Что сказать жене?
-Я только что закончил учебу. У меня полно долгов и никакой работы. Ну и что дальше?
Ключ к решению повседневных жизненных проблем состоит в том, чтобы заставить себя идти вперед — даже если вас одолевает нерешительность.
Техника освобождения «Хо`опонопоно».
В основе этой техники (изложена в книге по ссылке ниже) лежат представления о том, что мы сами ответственны за все, что есть в нашей жизни — пусть даже нам кажется, будто источник происходящего находится где-то вне нас. И лишь полюбив себя, мы можем признать эту ответственность и изменить собственную жизнь через очищение и исцеление своего высшего «Я». Осуществить это можно, просто повторяя слова:
-Я тебя люблю.
-Мне очень жаль.
-Прости меня, пожалуйста.
-Спасибо.
Основная идея — принятие всего, что приходит в вашу жизнь. Вместо того, чтобы винить за какие-то события других людей или обстоятельства, вы принимаете на себя полную ответственность. Вначале вы напоминаете себе, что достойны любви, и любовь помогает вам попросить у себя прощения за события своей жизни и отпустить эти события. Лишь приняв полную ответственность, вы можете привлечь в свою жизнь истинные чудеса.
Чтобы постичь истинную силу этого древнего знания, нужно всего лишь отказаться от негативных реакций, принять на себя ответственность за все происходящее и осознать, что вы можете влиять на свое и чужое мировосприятие.
По книге Джо Витале — «Ждите чудес! Недостающий секрет истинного успеха.»
Суть деструктивного общения
Деструктивное общение предусматривает особенности и формы межличностных контактов, отрицательно влияющих на собеседника, а также осложняющих процесс
взаимопонимания. Специалисты выделяют несколько форм взаимодействия при таком общении:
Наибольший вред общению приносит проявление таких черт характера, как хитрость, злорадство, лицемерие, цинизм, ханжество, язвительность, мстительность, критика другого, соперничество, вплоть до криминального поведения.
Такие формы деструктивного общения затрагивают обе стороны, зачастую
вовлекая многих людей в конфликт, наполняя их негативными эмоциями. Это
выбивает из привычного образа жизнедеятельности.
Формы деструктивного поведения
К формам деструктивного поведения специалисты относят ложь и обман, а также неблагодарность человека, которому неоднократно помогают. Например, когда А.В. Суворову рассказали про неблагодарность известного человека, которому он во многом посодействовал, полководец засмеялся и ответил: «Я замечал, что люди рано или поздно становятся неблагодарными врагами тому, на кого не могут равняться и уж тем более превзойти. Чем же одаривает земля небо за живительные капли дождя и благотворные лучи солнца? – Своей пылью!».
Конечно же, неблагодарное поведение обидно, а ложь и обман искажают
истинные дела. Они способствуют развитию манипулирования, разрушая общение. Ложь и обман – сугубо корыстные формы общения.
Вранье же представляет собой особый коммуникативный феномен, который используется для установления доверительных отношений с партнером. Хоть в нем нет желания обманывать слушателя или получать выгоду. Неправда приносит удовольствие, а также наслаждение от самого процесса передачи небылиц. Как правило, это характерно заядлым рыболовам и охотникам. Помимо того, исследователи доказали, что основной функцией вранья является защита внутреннего мира от всех любопытных людей.
Но вот ложь – это уже умышленное введение человека в заблуждение, целенаправленное искажение истины. Обман предусматривает сознательное стремление создать ложное представление об обсуждаемом предмете. Но искажения основных истин при этом не происходит. Сообщаемая полуправда ведет к тому, что обманутый становится поневоле соучастником обмана. Поэтому обман всегда предполагает взаимодействие, основной которого является стремление корыстно утаить правду.
К числу корыстных устремлений относят эгоистическую направленность личности. Эгоизм порой выражается в стремлении достичь не столько материальных целей, сколько получить психологическую выгоду, унижая партнера, чтобы на его фоне выглядеть эффектно. Эгоизм агрессивен и наступателен, в мести – изобретателен.
Агрессивно-конфликтное взаимодействие
Агрессивное поведение тоже относят к деструктивным видам общения. Как черта личности, агрессивность может проявляться различными действиями, начиная мстительностью и враждебностью, высказыванием обид и упреков, криком и публичными ссорами, и заканчивая неотступной критикой и ворчанием. Основной целью такого поведения является ухудшение жизни другого человека. Агрессия держит человека в напряжении, причиняет ущерб и боль.
Другой формой агрессивно-конфликтного поведения считается обида. Она предусматривает подчеркнутую жалость к самому себе, не всегда осознаваемые мстительные побуждения к другим. Обида может сопровождаться садомазохизмом. Это развивает ее до невероятных размеров. Такой способ реагирования на мнимое ущемление интересов возникает вследствие эгоцентризма и инфантильности соответствующего «страдальца».
Обычно преувеличение страдания наряду с агрессивностью сопровождается сильнейшими эмоциональными переживаниями. Они проявляются злорадством и досадой, гневом, яростью, медленным кипением. Кроме того, может наблюдаться невербальная отрицательная экспрессия. Речь идет про сверкание глазами, размахивание кулаками, скрипение зубами, хлопанье по столу ладонью, топанье ногами и повышение голоса.
В большинстве случаев агрессивное поведение с психологической точки зрения – признак комплекса неполноценности. Человек становится зажатым, либо наоборот агрессивно, открыто реагирует на других. Это негативно сказывается на разговоре.
В качестве наиболее разрушительной агрессии выделяют такой тип, как преднамеренный или интенциональный. Это понятие происходит от латинского intentio, что означает стремление и внимание. Цель такого вида негативной коммуникации – умышленно осложнять общение, наносит собеседнику вред, осознавая отрицательные последствия, но испытывая при этом особое удовольствие.
Императивное общение
К деструктивным видам общения специалисты относят императивное общение. Либо подавление. С латыни imperativus значит повелительный, межличностный аспект, которые не допускает выбора. По сути, это директивное, авторитарное взаимодействие. Цель общения – подчинение партнера, контроль его мыслей и поведения, принуждение к действию в направлении, которое выгодно исключительно принуждающему.
Особенностью такого взаимодействия, как гласит психология, является то, что индивидуальные качества, а также цели собеседника не рассматриваются. Причина тому – эгоизм. Для достижения целей используется механизм управления, принцип которого – приказы, шантаж, угрозы. Результат взаимодействия – стресс, сопротивление, негативные реакции, разрушение межличностных отношений.
Агрессивное поведение привносит отрицательные черты деструктивности. Оно разрушает, способствует разобщению людей, напряженности между ними, порождая дискомфорт и неудовлетворенность.
Приемы конструктивного и деструктивного взаимодействия в конфликте
В цели и стиле ведения беседы заключается отличие конструктивного диалога от обычного. Обычная беседа направлена на обмен информацией и эмоций. Конструктивный диалог направлен на упорядочение мысли и формирование мировоззрения. Главная цель — достижение понимания собеседников. Итогом такого диалога является формирование чувства конструктивного осознания и единой точки зрения между участниками разговора.
Слышать
Умение слышать, а не просто слушать, является главным правилом ведения конструктивного диалога. Даже если вы считаете, что досконально знаете этот вопрос. Потому что идея и суть мысли могут значительно отличаться от вашего видения проблемы. А перебивание собеседника из-за желания дать быстрый ответ приводит к тому, что человек замыкается в себе и уже не хочет продолжать диалог.
Даже после того, как убедились, что мысли собеседника вам знакомы, необходимо ознакомиться с видением его картины происходящего. Узнать все нюансы и прийти к единому мнению. И только после этого можно давать готовые ответы.
Умение слышать собеседника – это первый шаг на пути к взаимопониманию.
Умение слышать собеседника
Первейший из навыков конструктивного общения — это умение не просто слушать, но и слышать собеседника. Благодаря этому возможно нахождение истины и приход к общему знаменателю в процессе взаимодействия этого типа.
Довольно часто люди, зная, что такое конструктивное общение, нарушают его правила. Обсуждая знакомые темы, вещи, о которых имеют более или менее устойчивое представление, они не удосуживаются внимательно слушать собеседника: «Зачем время терять?».
Едва один закончит фразу, другой уже отвечает, не уловив сути высказывания
. Это означает, что он свято уверен, что не может услышать ничего нового.
Может быть, человек в прошлом уже вел беседы на эту же тему с другими людьми. Пусть даже с множеством людей. Дает ли это ему право на абсолютную истину? Нет, потому что взгляды его теперешнего собеседника могут разительно отличаться от точек зрения участников прошлых бесед, поэтому так важно внимательно слушать и стараться понимать друг друга, улавливать суть вещей. Читать между строк.
Беседа, нарушающая это правило, получается односторонней. Первый участник вынужден «уйти в глухую оборону», потому что его постоянно перебивают, не дают высказаться; второй искренне полагает, что уже ответил на все заданные и незаданные вопросы и поэтому очень доволен собой.
А как быть, если внимательно выслушав собеседника, увидев его картину мира, его мысли и идеи, человек не почерпнул для себя абсолютно ничего нового? Уместны ли в этом случае готовые ответы, или стоит «копнуть поглубже»?
Верным ответом будет являться второй вариант, потому что основная цель конструктивного общения — исправление или дополнение картины мира собеседников, т. к. она может быть неполной или замусоренной ложными фактами и домыслами.
Собеседник, картина мира которого чиста и полна, должен сначала изучить видение другого участника беседы, опровергнуть все ее несуразности, дополнить неточности, а уже потом выдавать «на-гора» готовые ответы, сколь бы они ни были мудры и правдивы. В противном случае истина будет воспринята как нечто чужеродное, мудреное, сложное для понимания.
Говорить
«Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар и кофе. И я готов за это умение платить больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире» — так говорил Джон Рокфеллер.
Правильное общение — это умение говорить нужные слова в нужное время.
И чем выше занимаемая должность человека в бизнесе, тем дороже его время, потраченное на каждое конкретное слово.
Для достижения своих целей необходимо выражать мысли конструктивно. Они должны вызывать необходимые вам эмоции и убеждения. Человек, занимающий руководящую должность, должен уметь воздействовать словами на подчиненных. Это необходимо для успешного бизнеса.
Убеждать
Конструктивное общение помогает развитию осознанного понимания необходимости действий для достижения результата. Для этого нужно сформировать у него ваше видение ситуации. Человек должен прийти к выводу, что сделать нужно так, как вы от него хотите. Первый этап убеждения – вытеснение. Оно заключается в опровержении аргументов вашего оппонента, доказательстве несостоятельности его убеждений. После опровержения необходимо внести в его сознание свои аргументы. Это называется замещение.
В противном случае собеседник может согласиться с вашими аргументами, но поступить согласно своему видению.
Моделируйте дискуссию
Предложите ученикам стать друг против друга. Объявите им тему дискуссии. Когда один ученик начинает обсуждение, другой, в случае непонимания или несогласия должен задать вопрос: «Что ты имеешь в виду?» или «А ты можешь привести пример?»
Предложите ученикам самим придумать корректные возражения.
Аквариум
После того, как ученики ознакомились с ключевыми фразами, предложите группе из четырёх учеников тему для дискуссии. Остальная часть класса наблюдает, а затем комментирует, выделяет ключевые фразы, которые были использованы их товарищами.
Доска объявлений
Многим ученикам сложно устно выразить мысли. Организуйте длительное обсуждение важных тем, растянув дискуссию во времени. Ученики могут написать свои аргументы или прикрепить заполненный стикер на Доске объявлений, используя начало предложения
“Я не согласен с доводами _____, потому что ____».
Организация такой процедуры, возможно, отвлекает вас от других дел, но в долгосрочной перспективе это экономит время, привлекая учеников к обсуждению и содействуя более продуктивной дискуссии.
По мере того, как организовывались новые баталии, ученики не только при очной встрече доказывают другу другу правоту своего мнения, но и используют комментарии с Доски объявлений.
Принципы речевого общения
Для того чтобы общение не было бессмысленным и пустым, необходимо знать правила и принципы общения. К ним относятся: количество, качество, отношение и способ.
К правилам речевого оборота можно отнести также принцип коммуникации. К этому принципу относятся: такт, великодушие, одобрение, скромность, согласие и симпатия.
Такт относится к границам личных сфер. Необходимо соблюдать дистанцию между собеседниками. Не стоит говорить о цели разговора, если оппонент ее не озвучил, а также избегайте тем о личной жизни и вкусах.
Великодушие
Старайтесь формулировать свои предложения, избегая вынужденного принуждения. Оппонент должен иметь возможность отказаться от него.
Одобрение
Взгляды людей, ведущих диалог, должны совпадать, быть позитивными в отношении. Различное видение значительно затрудняет достижение собственных целей.
Скромность
Необходимо пресекать излишнюю похвалу в свой адрес и обладать реалистичной, объективной самооценкой. Завышенная самооценка может негативно повлиять на достижение результата.
Согласие
Собеседники должны отказаться от конфликта для решения поставленной цели.
Симпатия
Обращение к оппоненту должно быть благожелательным. Отсутствие благожелательности делает конструктивный диалог невозможным.
Соблюдение правил и принципов не является абсолютным. Но они позволяют достичь позитивного коммуникативного климата, потому что эффективность передачи информации увеличивается в атмосфере доверия и благожелательности.
Уважение к собеседнику
Часто по самым разным причинам оживленная беседа прерывается, повисает долгая неловкая пауза. В такой ситуации бывало абсолютное большинство. Люди, интересующиеся вопросами общения, отмечают, что многие в таком случае начинают почти рефлекторно «нести околесицу» для того, чтобы заполнить коммуникативную пустоту. Это большая ошибка.
Зачем тратить время — и свое, и оппонента — на пустые, лишенные смысла речи, которые не могут приблизить к познанию истины? Выход из данной ситуации гораздо проще. Если обе стороны согласны с тем, что полемика окончена, и им обоим больше нечего сказать, то лучше попрощаться и разойтись, ибо цель достигнута. Беседа закончена.
В коротких паузах нет ничего плохого. Они помогают оппонентам «разложить по полочкам» усвоенную информацию, чужое мнение и его доказательства, а также подготовить свои контраргументы. Паузы позволяют собраться с мыслями. Вот почему от маленьких передышек обоим собеседникам бывает только польза.
Перечисленные выше правила — далеко не полный перечень законов, по которым мастера эристики ведут спор. Это искусство позволяет изучившему огромный свод его правил, законов и древнегреческих «лайфхаков» практически со стопроцентной вероятностью убеждать собеседника в чем угодно, подталкивать людей к каким угодно выводам и действиям.
Психологические нормы общения
Психологические нормы общения включают следующие принципы:
Принцип равной безопасности заключается во взаимном уважительном отношении собеседников друг к другу. Запрещается использовать оскорбления, ярлыки, грубые выражения, обидные слова, презрение и насмешки.
Принцип нецентрической направленности означает направление всех сил участников на решение проблем. Вместо защиты амбиций и эгоистических интересов.
Принцип адекватности основывается на правильном восприятии того, что сказано, а также на правильном озвучивании мысли.
При ведении конструктивного диалога главное, чтобы партнер по диалогу понимал то, что вы говорите. Потому что за понимание смысла ответственен отправитель сообщения.
Как сделать деловые отношения конструктивными
Применяя определенные правила и методы делового общения, члены коллектива будут взаимодействовать как единый организм. В прошлое уйдет столкновение мнений и такой конфликт, как деструктивный — это метод «танка», метод войны, приносящий разруху в умы, семьи и бизнес. Чтобы мирным путем найти продуктивное решение, обе стороны должны действовать следующим образом:
Строго соблюдая эти правила и придерживаясь рамок делового общения, всегда можно найти способ для выхода из ситуации. Если один из участников противостояния допустит грубое нарушение, весь процесс может выйти из-под контроля и превратиться в деструктивный. Это не принесет пользы ни одной из сторон, а противоречия могут только усилиться.
Конструктивный диалог в паре
– это залог долгих и крепких отношений в семье. Ее мир и согласие. Умеем ли мы выстраивать общение так, чтобы слышать друг друга? От чего зависит “слышимость” в паре? Неужели только от слуховых анализаторов?
– это всегда приглашение к размышлению. Это миролюбивая беседа двух участников легкого и ненавязчивого обмена мыслями. Это поиск точек соприкосновения и единения. Не доказывание собственного взгляда, а нахождение тех точек, которые объединят этот взгляд и позволят создать общий образ видения данной проблемы.
Первое и главное для конструктивной коммуникации, это понимание, для чего ведется беседа, с какой целью. Если целью является – найти общее в высказываемых мыслях, то диалог будет позитивным и конструктивным. А если важно отстоять свою точку зрения, то разговор превратится в спор.
Подумайте и ответьте себе на вопрос: Вам важны эти отношения или правота своего взгляда? От этого будет зависеть, сохраните ли Вы позитивный конструктивный стиль общения или перманентно будете находиться в конфликтно-доказывающей позиции.
Здесь на помощь приходит транзактный анализ, где нам предлагается посмотреть, с каких позиций ведется диалог. Для этого используются роли: Взрослый, Родитель, Ребенок. И коммуникации (транзакции) между этими ролями.
Позиция Взрослого означает ответственность и реалистичный взгляд на содержание данного общения. Взрослый придерживается ассертивного (уверенного) поведения, где он берет ответственность за свои слова и поступки, а также поддерживает оппонента, помогает ему справиться с данной проблемой и со своей ролью в коммуникативном процессе. Эта позиция самая бесконфликтная.
Роль Родителя обусловлена поучительными манерами в процессе коммуникации, желанием быть выше и ощущением, что этот человек лучше знает, как правильно для другого. Родитель не учитывает эмоциональное состояние собеседника, его потребности и желания. С точки зрения транзактного анализа эта позиция всегда порождает конфликт.
Положение Ребенка как роли в коммуникации означает проявление интенции “Я хочу”. Ребенок как роль в коммуникативном процессе однозначно конфликтной не является. Например, женщина в роли Ребенка может уладить ссору. Мужчина же в такой роли примет безответственное положение, что обязательно спровоцирует нагнетание нежелательного напряжения, так как гендерная роль Мужчины предполагает взятие ответственности на себя, а это роль Взрослого. Значит, мужчина, находясь в позиции Ребенка, слагает с себя полномочия ответственности в диалоге.
Возможные препятствия
Что еще может препятствовать конструктивному диалогу:
Как научиться вести конструктивный диалог?
С чего начать? Первое и главное: определить тему диалога и придерживаться ее на протяжении всего (!) разговора
. Чего греха таить, многие, начав с обсуждения фильма, переходят к упрекам в некультурности и вспоминают всех родственников, которые на свадьбе залили соусом скатерть. Забудьте об ассоциациях, они не имеют ничего общего с главной темой. Когда посреди спора о том, куда поехать летом, вы захотите сказать «А ты, как в прошлую среду, будешь просто валяться с банкой пива!», значит, у вас кончились аргументы и вы проиграли. Извинитесь и перенесите разговор на другое время.
Второе: научитесь грамотно формулировать свои мысли
. Сравните два высказывания: «Ты опять раскидал носки!» и «Носки не на месте лежат». В первом случае это обвинение, а во втором — констатация факта. Вот именно на факты и опирается конструктивный диалог. Эмоции минимизированы.
Третье правило такое же, как для научных дискуссий. Для подтверждения своей точки зрения используйте объективные аргументы
. В ходе разговора опирайтесь только на формальную логику. Как бы ни были вы уверены в своей правоте, допускайте, что ваш оппонент прав, оценивайте его точку зрения с позиции логики.
Эмоциональное напряжение при общении
Вести конструктивный диалог необходимо с холодным разумом, без чрезмерных эмоций и чувств. Излишние эмоции могут привести к потере контроля над ситуацией.
Для снятия эмоционального напряжения существуют следующие приемы:
Техника общения
Чтобы быть правильно понятым и полезным для собеседника, пользуйтесь правилами конструктивного общения:
Как выглядит конструктивное мышление?
Сама эта способность дана нам от природы. Но, как и все человеческие способности, она требует научения и развития. А мы ведь помним, что учиться никогда не поздно? Ведь конструктивное мышление — не более чем навык. И как любой навык, оно вырабатывается и входит в привычку.
Здесь же кроется и сложность. Если мы не мыслим конструктивно — значит, мыслим неконструктивно, так? И это неконструктивное, подверженное эмоциям и готовое по любому поводу отклониться в сторону мышление привычно настолько, что кажется естественным.
Давайте определимся с практическим «приложением» конструктивного мышления. То есть попробуем понять, зачем и когда оно применимо.
Как ни странно, конструктивное мышление не всегда и не везде уместно. Основанное на логике, оно эффективно при принятии решений в ситуациях, поддающихся логическому же анализу. Возможны ли исключения? Конечно! Например, когда решение должно диктоваться прежде всего сердцем, чувствами. Или интуицией. Главное и самое трудное здесь — ясно понимать, когда «отдаться чувствам», а когда «включить голову».
Конструктивному мышлению свойственны:
Не бывает ничего «в общем», «как всегда», «обычно» и пр. Мы всегда формулируем конкретную задачу. И чем конкретней, четче, определенней, тем лучше.
Определившись с темой, задачей, целью, не растекаемся мыслью по древу… то есть не уходим от темы. Как бы ни хотелось отклониться от основной задачи. Это касается и этапа формулировки задачи, и этапа ее решения. Поймали себя на том, что отвлеклись — немедленно вернитесь к основной задаче. Это сложно, но со временем превращается в устойчивый навык. Всегда помните: вы решаете конкретную и совершенно определенную задачу!
А когда она решена — можно вспомнить, что же еще интересного пришло нам на ум в процессе размышления над основной задачей. И может быть, сфокусироваться на новой достойной цели…
3. Отстраненность от эмоций.
Избавиться от эмоций невозможно. И не нужно — на то мы живые люди, чтобы чувствовать и переживать. Но временно абстрагироваться от эмоций, как бы отставить их в сторону, придется. Повторю: не избавляться, а отстраниться. Неплохо бы заодно проанализировать сами чувства/эмоции/переживания. Разумеется не все, а имеющие непосредственное отношение к данной конкретной задаче.
Увы, чувства слишком часто вмешиваются там, где стоило бы подумать. И мы принимаем не лучшие решения. Ведь чувства не всегда позитивны, как, например, симпатия, радость, удовольствие. Не реже (а может, чаще) наш выбор диктуется страхом, злостью, гневом. Никто не объявляет эти (да и любые другие) чувства лишними, но все хорошо к месту и вовремя!
Возьмем страх. Нет ничего глупее, чем пытаться от него избавиться. Ни в коем случае! Это наш охранитель… Вот только слишком часто он сигнализирует об опасности преждевременно и не к месту. Как любые другие эмоции. Так что выбор невелик: либо лелеять свои эмоции, либо целенаправленно мыслить.
Раз уж поставили задачу — не ищите причин ее не решать. Иначе зачем вообще было все это затевать? Чтобы не решить? Сосредоточьтесь не на препятствиях и трудностях, а на путях выхода из ситуации. В общем, думайте не о проблеме, а о решении!
Всегда помним о конечной цели. Это наш ориентир, на который нацелен весь процесс размышления. Тем не менее сразу рваться к реализации конечной цели не всегда стоит. Многие задачи куда лучше решаются поэтапно, а некоторые только так и решаются. «Путь» к цели разбивается на небольшие этапы. И постепенно, ступенька за ступенькой…
Главное здесь — не увлечься, не уйти в сторону. А для этого всегда помним о конечной цели, о том, для чего все это затеяли. И не увлекайтесь процессом, важен результат и только результат.
Наверное, есть еще немало черт, отличающих рациональное мышление. Но давайте попытаемся освоить хотя бы перечисленные пять. Это не так мало и потребует на первых порах серьезных усилий. Зато и результаты не замедлят сказаться! Пробуйте — и сами не заметите, как рациональное мышление станет для вас нормальным методом решения жизненных задач.
Теги: самовоспитание, мышление, целеустремленность, работа над собой, самоорганизация, рациональное мышление
Техника слушания
Для ведения диалога необходимо освоить техники слушания собеседника. К ним относятся: активная (рефлексивная), пассивная (нерефлексивная) и эмпатическая.
Активная
Активная техника заключается в отражении полученной информации. Это показывает собеседнику ваше внимание, заинтересованность и уважение, а также удерживает внимание, без потери нити разговора.
Пассивная
Пассивная техника отражает полную сосредоточенность внимания на полученной информации и поведении партнера. Для демонстрации того, что вам интересна тема, иногда делайте кивок головой, тем самым подтверждая, — вы внемлите собеседнику.
Эмпатическая
Эмпатическая техника основывается на сопереживании оппоненту. Необходимо не только понимать, но и разделять эмоции собеседника. Для ведения положительного конструктивного диалога советуют овладеть этой техникой. Необходимо настроиться на слушание оппонента, абстрагироваться от своих проблем, окружающих событий. Старайтесь уловить чувства партнера и передать их словами. Выдерживайте паузу после своих слов для обдумывания их собеседником. Не нужно объяснять причину этих переживаний.
Этапы переживания травматической ситуации
1.Фаза «отрицания и шока».
Этот этап начинается с момента возникновения стрессовой ситуации. Это самое первое столкновение человека с тем ужасом, который ему предстоит пережить. Человек отказывается воспринимать случившееся, пытаясь тем самым убежать от реальности и от болезненных для него переживаний. Может продолжаться до трех дней.
2.Фаза «агрессии и вины».
Этот этап длится от 9 до 40 дней. Эта фаза характеризуется тем, что пострадавший либо винит себя в случившемся (фаза вины) или в том, что произошло, винит других: власть, местную администрацию и пр. (фаза агрессии). Начиная постепенно переживать о случившемся, человек может обвинять в происшедшем либо тех, кто прямо или косвенно связан или имел отношение к травматическому событию (фаза агрессии), либо себя (фаза вины): «если бы я поступил иначе, этого бы не произошло». Человек, тем самым, пытается найти справедливость в «несправедливом» мире. Именно на этой фазе человек начинает выходить из первой фазы, фазы отрицания и шока.
3.Фаза «депрессии».
Может длиться до 1 года. Наступает после осознания человеком, что обстоятельства сильнее его. Человек проживает все важные события, которые происходили в его жизни, когда травматического события еще не произошло. Для данной фазы характерно чувство беспомощности, брошенности, одиночества, собственной бесполезности. Нет выхода из создавшегося положения, человеку кажется, что боль будет усиливаться день ото дня. В этот период нет ощущения цели, и жизнь становится бессмысленной. «Что бы я ни делал, ничего уже не изменишь». Часто бывает, что в попытках приобрести смысл, человек начинает заниматься благотворительностью («моя жизнь кончилась, буду жить для других»). Может «с головой» уйти в религию. Не редко в секты. Подобные решения действительно смягчают боль, но не избавляют от депрессии. В течение данной фазы человек, переживающий травматическую ситуацию, как никогда нуждается в поддержке близких. Однако достаточно часто межличностные отношения бывают осложнены, так как человек ощущает непонимание себя другими, теми, кто не столкнулся с данной ситуацией напрямую. Результатом подобного рода переживаний может стать потеря интереса к общению, а так же полностью его прекращение. Что касается близкого окружения человека, находящего в таком состоянии, то люди, часто не зная как себя вести, начинают сами избегать общения, что усиливает чувство одиночества пострадавшего.
4.Фаза «исцеления».
Начинается после первого года. Человек учится жить без потери.
Фаза характеризуется полным принятием (сознательным и эмоциональным) своего прошлого и приобретением нового смысла жизни. «Я могу жить, не смотря на травму, которая была в моей жизни». Человек учится извлекать из своего прошлого жизненный опыт.
Общение. Конструктивное и неконструктивное общение.
Бесконфликтное общение
В течение нашей жизни мы постоянно взаимодействуем друг с другом. Взаимодействуем не только с помощью речи, но и с помощью прикосновений, мимики, жестов и т.п. Такое взаимодействие мы называем общением. Так что же включает в себя процесс общения?
Общение– это процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, необходимой для совместной деятельности и сотрудничества. Говорить об общении как о процессе конструктивного взаимодействия можно в том случае, когда оно включает в себя следующие этапы:
1. Знакомство (при первой встрече) и установление контакта.
2. Ориентировку в ситуации общения, осмысление происходящего.
3. Обсуждение интересующей проблемы.
4. Решение проблемы.
5. Завершение контакта (выход из него).
Виды общения.
Приличном общении происходит неофициальный обмен информацией. К примеру, это может происходить при встрече друзей и т.п.
Деловое общение происходит тогда, когда люди включены в одну и ту же деятельность и их связывают совместные обязанности.
Компоненты общения.
Выделяют несколько компонентов общения: вербальное, невербальное и паравербальное.
Вербальным общением называют передачу информации с помощью произносимых нами слов. Другими словами — это словесное общение.
Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, контакт глазами, прикосновения.
Паравербальное общение заключается в передаче информации через тон голоса, тембр, высоту, скорость, интонацию произносимых слов.
Вспомните фразу: «Я рад тебя видеть». Произнесённая с определённой интонацией и мимикой, в одном случае, она будет говорить нам, что человек действительно рад встрече. Но та же фраза, произнесённая по-другому (с другой интонацией, мимикой, тембром голоса, сопровождаемая другими жестами), для нас выразит совсем иной смысл сказанного.
Вербальное общение необходимо для передачи содержания информации. Невербальное общение помогает нам передать образное и эмоциональное содержание информации.
Чаще всего, в повседневной жизни мы встречаемся со всеми компонентами общения, что позволяет нам наиболее ярко и красочно передавать ту или иную информацию. Отмечено, что наибольшую часть информации человек воспринимает благодаря невербальному общению, а наименьшую – с помощью произносимой речи.
Восприятие информации
3/6 информации | человек получает благодаря невербальным проявлениям |
2/6 информации | человек получает благодаря паравербальным проявлениям |
1/6 информации | человек получает благодаря вербальным проявлениям |
Различные элементы невербального и паравербального общения: тон голоса, его тембр, высота и интонация, глубина и скорость дыхания, а также выражение лица, взгляд, поза, жесты во время беседы, положение рук и ног – несут в себе огромный объем информации, вне зависимости от произносимых слов. Поэтому важно во время беседы (особенно при ведении переговоров), с одной стороны, уметь считывать информацию невербальных средств общения вашего собеседника, а с другой – уметь контролировать собственные движения, поведение и мимику.
Эти навыки будут полезны и в самые первые секунды знакомства, когда еще не было произнесено ни единого слова, а первое впечатление о собеседнике уже складывается – при помощи «считывания» информации по его невербальным проявлениям. Впоследствии, эту оценку общения изменить будет весьма проблематично.
В процессе беседы необходимо учитывать общий настрой, содержание и атмосферу общения в целом. Однако «считывание» информации по жестам, позам и другим средствам невербального общения не всегда бывает однозначным (в некоторых ситуациях тот или иной жест может возникнуть в результате неблагоприятных условий: от холода оппонент складывает на груди руки, функционального состояния – держится за голову из-за головной боли и т.п.).
Таким образом, взаимодействуя друг с другом, мы не только слышим то, что человек нам говорит, но и видим то, как он это говорит. Отсюда следует, что для конструктивного взаимодействия необходимо не только обращать внимание на все компоненты общения собеседника, но и отслеживать свои, чтобы собеседник не мог усомниться в достоверности вашей информации.
Существуют разные виды общения, но относительно его продуктивности обычно выделяют конструктивное и неконструктивное.
Конструктивное общение — это общение, при котором партнеры чувствуют себя комфортно, используя этически обоснованные формы общения (вежливый, приветливый тон, взгляд), могут договориться между собой и прийти к результату, который устраивает обе договаривающиеся стороны.
Виды конструктивного общения:
ü Рефлексивное (активное) слушание (см. приемы активного слушания)
Неконструктивное общение —это общение, в котором используется негативная лексика, авторитарный тон, задевается чувство достоинства партнеров, указываются какие-то личностные качества, результат общения не устраивает обе стороны, партнеры чувствуют себя неудовлетворенными процессом общения.
Виды неконструктивного общения:
«Ты такая же, как твоя подруга. Делаешь те же самые ошибки». Результат: у человека возникает обида и снижается чувство собственной значимости.
. «Мне бы твои проблемы…». Результат: снижение значимости проблемы и связанных с ней переживаний.
«Немедленно успокойся». Запрет на переживания.
ü Невключённое слушание
. Слушающий задаёт какие-либо формальные вопросы, не затрагивающие сущности проблемы. Результат: человек чувствует, что его не слушают и он не интересен.
. «Короче говоря…», «Да понял я всё уже…»
ü Собственная интерпретация.
«На самом деле ты говоришь об …». Слушающий придаёт ситуации другой смысл и интерпретирует её по-своему. Результат: в связи с непониманием либо гнев, либо человек замкнётся.
«Ты не прав, как всегда…», «Ну ты как обычно…».
«Я же тебе говорила…», «Я тебя предупреждала…».
Бесконфликтное общение
Интенсивная работа в ЧС или ожидание выезда во время дежурства могут вызвать дезадаптивное состояние специалистов, которое отражается, прежде всего, на качестве выполнения профессиональных задач. Такое состояние может усугублять межличностные конфликты, как внутри подразделения, так и между подразделениями. В результате такого взаимодействия может снизиться качество выполняемой работы.
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, приводящих к борьбе.
Конфликтное взаимодействие может возникнуть:
– при навешивании ярлыков
. Когда мы или нам приписывают жёстко заданную определённую роль;
– когда оппоненты концентрируются не на самом результате, а на отношениях друг с другом.
Например, в ЧС, когда проведение аварийно — спасательных работ должно быть максимально эффективным и быстрым, конфликт между специалистами может резко снизить эффективность этой работы в связи с тем, что они концентрируют свое внимание не на проведении аварийно – спасательных работ, а на возникшем конфликте;
– в ситуации соперничества за обладание ограниченным ресурсом
Таким образом, можно отметить, что навешивание «ярлыков», концентрация оппонентов не на самом результате, а на отношениях друг с другом, соперничество за обладание ограниченным ресурсом приводят к неконструктивному взаимодействию, а иногда и к конфликту.
Для того чтобы избежать негативных последствий неконструктивного взаимодействия, необходимо эффективно использовать приёмы бесконфликтного общения.
Основные принципы бесконфликтного общения:
1. Не навешивать «ярлыки» на других.
2. Не позволять навешивать ярлыки на себя.
3. Ориентироваться на результат, а не на отношения.
Навешивание «ярлыков»
Сам по себе «ярлык», или стереотипное восприятие человека, – это не всегда плохо. Например, в условиях дефицита времени, скорее всего, мы обратимся за помощью к человеку, который зарекомендовал себя как хороший исполнитель и ответственное лицо. В данном случае такой выбор будет существенно экономить нашу энергию и время при осуществлении поставленной задачи. Но, с другой стороны, такой выбор помощника значительно сужает для нас возможности взаимодействия с другими, ещё пока не «зарекомендовавшими» себя людьми, хотя, возможно, что с данным заданием они справились бы гораздо быстрее и качественнее.
Общаться без «ярлыков» с людьми становится значительно интереснее и продуктивнее, ведь не бывает абсолютно одинаковых людей, а поэтому и не бывает абсолютно одинаковых ролей.
Обучение детей
Воспитывая ребенка, не забудьте научить его правильному умению слушать и уважать собеседника. Это обучение заключается в контроле за собственной речью. Дети все повторяют за окружающими их людьми. Старайтесь, чтобы ваше общение с ребенком было таким же, как и со взрослым человеком. Общаясь с родителями, дети должны научиться жить, умея аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Позволяйте им проявлять инициативу. Не перебивайте, несмотря на абсурдность высказывания. Выслушайте его до конца, аккуратно и обстоятельно объясните неправоту ребенку. Учите его отстаивать свою точку зрения.
Конструктивное общение с детьми
Для того чтобы найти общий язык с подрастающим поколением, используйте следующие правила: