Десятинная церковь в честь чего построена
ЕГЭ. Культура. Архитектура. Десятинная церковь. 10 вопросов – 10 ответов
ЕГЭ. Культура. Архитектура.
Десятинная церковь. 10 вопросов – 10 ответов
Вопросы
Ответы
Строители неизвестны, но по особенностям сооружения учёные предполагают, что это были мастера из Константинополя. Однако и славянские мастера тоже участвовали (кириллические граффити на стенах, особенности кладки полов свидетельствуют об этом)
3.Век и дата постройки?
4.При каком правителе?
Построена при Владимире Святом
5.В честь (или память) о каком событии?
Церковь была первым культовым зданием, построенным Владимиром после принятия христианства в 988 г. Такое название получила потому, что князь 10-ую часть доходов (десятину) выделил на её строительство, был установлен специальный налог.
6.Особенности сооружения?
Первая каменная церковь Древнерусского государства. Построена на месте гибели первомучеников Фёдора и его сына Иоанна.
Это была крестово-купольная церковь на четырёх опорах – в византийском стиле.
7.Внутреннее оформление?
Разрушена ханом Батыем в 1240 г.
Церковь не восстанавливали, а дважды пытались построить на её месте другую. Второй храм просуществовал в 1630—по 1828 г., третий на этом же месте – в 1842-1928. Архитектор Василий Стасов. В советское время церковь снесли.
9.Проводится ли сегодня богослужения?
10.Совремнное состояние?
Церковь не существует, её не восстанавливали.
С 2011 г. сохранившийся фундамент Десятинной церкви открыт для просмотра желающих.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Врисованные очертания фундамента Десятинной церкви.
Руины Десятинной церкви. Картина 1826 г. Автор точно не установлен.
Десятинная церковь в 19 веке.
Серебряная монета, выпущенная в 1996 г., в честь 1000-летия возведения Детиннойцеркви.
Десятинная церковь
Первый собор христианской Руси
То же самое относится и к главному собору Киевской Руси – Десятинной церкви. С момента гибели этого памятника прошло уже почти восемь веков, но и по сей день о нем идут споры.
Впрочем, справедливости ради следует отметить: Десятинная церковь не была ни первым храмом Киева, ни первым собором Киева, ни первой каменной церковью Киева, ни даже первой постройкой Владимира после крещения. Источники прямо называют церковь Илии на Подоле еще до Крещения Руси, и говорят, что храм тот был соборным, – а значит, были и другие. Михаил Каргер упоминал, что он нашел остатки этого храма при раскопках киевского Подола, и говорит, что он был каменным.
Во всех древних источниках написано, что храм получил посвящение Богородице, но не говорится – какое. Успения? Рождества? Положения Риз?
Этого мы не знаем. Более того, нам точно неизвестен даже год закладки храма. Разные летописи называют 989, 990 и 991 годы. Так что же нам известно достоверно?
Храм был освящен в 996 году – на этой дате сходятся все источники. Точно знаем, что сразу же он получил название Десятинной церкви – на содержание ее Владимир выделил одну десятую от доходов княжеской казны.
Потом в храме были похоронены кости братьев Владимира – Ярополка и Олега, павших в борьбе за княжеский престол (и, надо сказать, не без участия будущего крестителя Руси). При этом с костями была проделана уникальная процедура: они были крещены.
Захоронили в Десятинной церкви и первого христианского правителя Руси – Ольгу. При раскопках был найден мраморный саркофаг – считается, что именно в нем упокоилась святая равноапостольная княгиня.
В 1039 году Десятинную церковь освятили заново. Почему? Неизвестно. Может, ее достраивали, может, случился пожар. В любом случае, дальше о ней сведений очень мало: около 1037 года в Киеве воздвигли новый «главный собор» – сохранившуюся до сих пор Софию Киевскую, и центр духовной жизни Руси при сыне Владимира Ярославе Мудром переместился сюда.
Десятинная церковь простояла до 1240 года, когда была разрушена при взятии Киева войсками Батыя: рухнула – то ли нападающие постарались, то ли спасающегося народу набилось столько, что его тяжести храм не выдержал.
В 1630−1640-х годах митрополит Петр Могила устроил в юго-западном углу руин древнего храма маленькую церковь. Храм простоял до 1828 года, когда вместо него на большей территории древней церкви построили новую, по проекту архитектора В.П. Стасова, предварительно проведя раскопки. В 1824 году их вел археолог К.Н. Лохвицкий, но качество его работы признали ужасным даже в то время, поэтому в 1826 году Лохвицкого сменил архитектор Н.Е. Ефимов. В 1908–1911 годах те части Десятинной церкви, что не попали под застройку, раскопал Д. Милеев, его работу в 1912–1914 годах продолжил его ученик П. Вельмин. В 1938–1939 годах, после сноса церкви Стасова, нераскопанное Милеевым и Вельминым изучил М.К. Каргер, сводный план раскопок которого стал хрестоматийным.
Но даже эти раскопки оказались неполными, фиксация их результатов была не очень удовлетворительной, сами же они практически уничтожили значительную часть сохранившихся руин памятника. Поэтому большая часть того, что мы знаем о храме, относится к числу дискуссионной информации. Простой показатель: даже если говорить о плане церкви, в научный оборот введено более десятка ее реконструкций – а сколько было попыток реконструировать внешний облик Богородицы Десятинной!
Храм был довольно большим: 35 х 37 м (по фундаментам, без апсид). Он был выстроен из плинфы (древнего тонкого кирпича) – плиток размерами 31 х 31 х 2,5 см. Вот такой вот образец древнерусского зодчества.
Немного о самом слове «зодчество». В Древней Руси этим словом называли только каменное строительство. «Здати» – строить, создавать; «здо» – глина, из которой изготовляли плинфу. Кстати, таким образом, слово «Создатель» буквально означает «вылепивший из глины» – вспомним, как (согласно Ветхому Завету) творили человека. Да и летописи разделяли каменное и деревянное строительство: когда употреблялся термин «създа», то совершенно определенно имелась в виду каменная постройка, когда «постави» – деревянная. Так что с точки зрения древнерусского человека, «деревянное зодчество», музеи которого сейчас существуют и в России, и на Украине, – оксюморон.
Казалось бы, после раскопок Каргера и музеефикации «плана» церкви можно ставить точку – очень много неясного, но откуда взять новые данные?
Тем не менее, оказалось, что есть откуда.
С 2005 года фундаменты храма снова полностью раскопали российские и украинские археологи (руководили раскопками выдающиеся археологи Глеб Ивакин (Киев) и Олег Иоаннисян (Санкт-Петербург). На этот раз раскопки провели максимально тщательно, не торопясь, фиксируя каждый камень.
Ученые пришли к выводу, что храм на самом деле был совсем не таким, каким его считали историки архитектуры. И все существующие реконструкции содержат как минимум одну очень серьезную ошибку.
Во-первых, можно считать доказанным, что храм этот построили сразу. До сих пор считалось, что ядро памятника построено в 989–996 годах, а в XI веке его дополнительно обстроили галереями (по крайней мере, частично). Оказалось, что все элементы плана храма, от закладки до освящения, сложились в один период, но в процессе строительства замысел и тип постройки изменились.
Сначала, как и считалось до сих пор, храм строили как крестово-купольный. Так возведены почти все древнерусские храмы до монгольского нашествия, за исключением нескольких построек-ротонд.
Но Десятинная церковь – главный храм нового христианского государства. Он должен был быть большим. Своих мастеров-архитекторов, разумеется, на Руси не было, а в Византии того времени просто не строили таких больших крестово-купольных зданий.
Уже начав строительство, зодчие поняли, что такого размера крестово-купольные своды им не дадутся, и выстроили более простую в работе и привычную им базилику. Археологи установили очень интересный факт: строителям даже пришлось разобрать часть уже построенного здания – в засыпанном в процессе строительства Десятинной церкви древнем рву обнаружены фрагменты кладки.
21 сентября 2012 г.
Православная Жизнь
Раскопки руин церкви начались в 30-х гг. XVII в. по инициативе митрополита Петра Могилы. Тогда святителем Петром Могилой в руинах были найдены саркофаг князя Владимира и его жены Анны. Череп князя положили в церкви Преображения Господня (Спаса-на-Берестове), затем его перенесли в Успенской церкви Киево-Печерской лавры. Кость и челюсть передали Софийскому собору. Оставшуюся часть останков опять похоронили.
2 августа 1828 освятили начало строительства новой церкви. По конкурсу строительство новой церкви поручили петербургском архитектору В. П. Стасову. Строительство нового храма в имперском, византийско-московском стиле, который не имел ничего общего с первоначальной строением, стоило более 100 тыс. рублей золотом. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 года новую Десятинную церковь освятили митрополит киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф. Несколько кирпичей Десятинной церкви были заложены 31 июля 1837 в фундамент Красного корпуса Киевского университета, должно было символизировать связь Киевского университета Св. Владимира с просветительским наследием равноапостольного князя, как Крестителя Руси.
В 1928 Десятинную церковь, как и многие другие памятники культуры и искусства досоветского периода, было уничтожено советской властью. В 1938-1939 гг. Экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. К. Каргера провела фундаментальное изучение остатков всех частей Десятинной церкви. Во время раскопок нашли фрагменты мозаиковои пола, фресковой и мозаичного украшения храма, каменные гробницы, остатки фундаментов и под. Рядом с Десятинной церковью были найдены руины княжеских дворцов и жилищ бояр, а также ремесленные мастерские и многочисленные захоронения IX-X вв. Археологические находки хранятся в заповеднике Софийский музей, в Национальном музее истории Украины. План и спасенные детали свидетельствуют о том. что церковь была построена и украшена в стиле Херсонеса и ранней эпохи византийского стиля.
Сайт Киевской Митрополии УПЦ
Десятинная церковь. Уроки истории
Десятинная церковь построена в 989 – 996 гг. князем Владимиром. После крещения Руси он поставил в Киеве эту церковь, на содержание которой отдавал десятую часть своих доходов. Под угрозой проклятия он обязал своих преемников соблюдать это обязательство. В 1017 Десятинная церковь сгорела и отстроена заново. Древние источники называют Десятинную церковь церковью Пресвятой Богородицы.
Десятинная церковь представляла собой крестого-купольный шестистолбный храм. В начале ХI века её окружили с трех сторон галереями. Десятинная церковь была украшена мозаиками, фресками, резными, мраморными и шиферными украшениями. Иконы, кресты и церковную утварь привезли из Корсуня (Херсонеса Таврического). В Десятинной церкви были похоронены Владимир Святославович и его жена – византийская царевна Анна. Из Вышгорода в Десятинную церковь перенесли прах княгини Ольги.
Нападающие ринулись на решающий штурм 5 декабря 1240 года. Кияне вышли на защиту города. Один из них, по профессии художник, уходя из своего дома, закрыл в нём кота до своего возвращения. Увы, он не вернулся, а его дом вместе с котом сгорел. Город защитить от монголо-татар кияне не смогли. Тем более что оборонительные сооружения ещё не были восстановлены после их разрушения владимирским князем Андреем Боголюбским в 1169 году и смоленским князем Рюриком Ростиславичем в 1203 году. Монголо-татары пробили стены города сразу в нескольких местах и ворвались в город 6 декабря 1240 года. Киев запылал. В доме возле нынешней Мало-Подвальной улицы родители спрятали от монголо-татар двух своих малолетних дочек в русской печи. Судьбы этих родителей не знаю, но девочки сгорели вместе с домом.
Кияне продолжали сопротивление. Шли уличные бои. Защитники Киева отошли в центральную часть города. Последним оплотом русичей была Десятинная церковь. На следующий день воины Батыя приступили к её штурму. Когда захватчики смогли разрушить ограду церкви, то во дворе церкви путь им преградила только что сооружённая баррикада. Но и после того, как была разрушена эта последняя баррикада, враги не смогли ворваться в церковь. Кияне, нашедшие в церкви последнее убежище, отбивались, швыряя во врагов всё, что попадалось под руки, в том числе и церковную утварь. В конце концов, церковь рухнула. В летописях записано, что Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от врагов. Зная прочность стен и сводов Десятинной церкви, я убеждён, что она не могла разрушиться даже от такой нагрузки. Ученые высказывали обоснованное предположение, что здание рухнуло только после применения татарами стенобитных орудий.
В истории сохранилось и имя боярина Димитрия, который руководил обороной Киева. Великий князь Киевский и Всея Руси Михаил Всеволодович, предвидя нападение моголо-татар, бежал в Венгрию. Князь Даниил Галицкий, въехавший в Киев в этом же 1240 году, тоже не остался в Киеве, но главным в столице оставил боярина Димитрия. Этот боярин не знал страха, хладнокровно распоряжался обороной города и сам сражался в последнем бою у Десятинной церкви. Он не мыслил о переговорах и не собирался просить лютого Батыя о пощаде. Димитрий, исходя кровью от раны, держал свое копье все еще твердой рукой и старался затруднить врагам победу. Варвары достигли храма только устелив путь к Десятинной церкви своими трупами. Они схватили мужественного Димитрия и привели его к Батыю. Этот грозный завоеватель не знал, что такое человеколюбие. Но и он оценил необыкновенную храбрость. С видом гордого удовольствия хан сказал Димитрию: «Я дарую тебе жизнь!» (1)
В том, что я написал, нет ни слова фантазии. Это всё действительно происходило и было обнаружено археологами, с которыми я разговаривал и научные работы которых читал. Жили в Киеве и погибли в 1240 году и литейщик Максим с его литейными формами, и художник, и кот художника, и две девочки, спрятанные или спрятавшиеся от монголо-татар. Все они погибли, их дома сгорели. Археологи нашли следы пожарищ этих трёх домов, литейные формы Максима под Десятинной церковью и в пожарище дома литейщика, остатки замкА, которым художник закрыл двери своего дома, уходя защищать Киев, косточки его кота в пожарище дома художника да косточки двух девочек в развалинах печки в районе Мало-Подвальной.
Это те жертвы, о которых что-то стало известно. А сколько ещё киян и защитников Киева было убито и угнано в рабство!
Развалины церкви стояли под открытым небом. Десятинная церковь была первый раз восстановлена в XVII веке во времена митрополита Петра Могилы. Новый храм был устроен в юго-западном углу первоначального, с частичным использованием остатков древних стен. В 1654 году новую Десятинную церковь освятили в честь Рождества Богородицы. В августе 1828 года ее разобрали в связи с началом строительства новой Десятинной церкви.
Литература
1. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IV, изд. «Наука», М., 1992, стр. 11
2. Каргер М.К. Древний Киев. По следам древних культур.— Государственное издательство культурно-просветительской литературы, 1953.
День в истории. 12 мая: освящена первая на Руси каменная христианская церковь
Десятинная церковь была далеко не первой — в Киеве до неё существовала деревянная церковь, в которой духовно окормлялись христиане из числа жителей и гостей стольного града. Она, судя по всему, была разрушена во время гонений на христиан, устроенных князем Владимиром Святославовичем. Зато она была первой каменной и официальной — установленной непосредственно около дворца того же князя Владимира, уже принявшего христианство.
Древнерусский период
Закладка церкви состоялась по инициативе Св. Владимира Крестителя, ориентировочно между 989 и 991 годами. Ее строили русские и византийские строители на протяжении 6 лет неподалеку от княжеского дворца. Предполагается, что установлена она была на месте гибели варяга Феодора и его сына Иоанна, убитых язычниками примерно в 983 году.
Князь Владимир Святославович выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов, откуда и пошло ее название.
О внешнем виде церкви неизвестно практически ничего, но принято считать, что она напоминала уменьшенный вариант Св. Софии. В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня (Херсонеса). В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным». Перед западным входом были обнаружены остатки двух пилонов, предположительно служивших постаментами для бронзовых фигур коней, привезенных из Херсонеса. День в истории. 23 апреля: князь Игорь выступил в свой самый знаменитый поход
Также в церкви хранились мощи cвященномученика Климента, папы Римского, который благодаря князю Владимиру стал первым на Руси святым. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где похоронили христианскую супругу Владимира — византийскую царевну Анну, умершую в 1011 году, а затем и самого Владимира, умершего в 1015 году. Также сюда перенесли из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви «крещённых посмертно» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского.
Первым настоятелем церкви был один из «корсунских попов» — Анастас Корсунянин. Человек это был, судя по всему, лишен моральных принципов — он помог Владимиру успешно завершить осаду Херсонеса, а в 1018 году, во время взятия Киева польским королём Болеславом Храбрым, выдал ему церковную казну и сам отбыл с интервентами в Польшу.
По непонятным причинам церковь освящалась дважды — после постройки и в 1039 году. Предполагается, что второе освящение понадобилось в связи с празднованием ежегодного обновления храма, характерного для византийской традиции или же из-за несоблюдения каких-то деталей процедуры при первом освящении.
В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти меры, вероятнее всего, представляли собой восстановление храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.
В 1240 году церковь была разрушена ханом Батыем. В ней засели остатки гарнизона, и она была обстреляна «пороками» (стенобитными орудиями, вероятно — вроде фрондибол). По другой версии, стены обрушились из-за непомерного числа людей, которые взобрались на хоры, спасаясь от татар.
Раннее Новое время
Вторая жизнь Десятинной церкви началась благодаря деятельности митрополита Петра Могилы (Могилэ).
Митрополит убедил короля Владислава IV признать существование в Киеве православных епархий и митрополии, а также занялся восстановлением деятельности православных святынь.
В 1635 году он провел раскопки фундамента Десятинной церкви. Целью было доказать, что церковь изначально была православной, а не католической.
В чем смысл этой дискуссии в отношении храма, основанного до раскола 1054 года, сказать трудно. Тем не менее, святитель Пётр доказал свою правоту — церковь была признана именно православной. День в истории. 6 мая: убит исторический прототип Тараса Бульбы
Во время раскопок были найдены саркофаги Св. Владимира и других, однако мощи затерялись после смерти Петра Могилы.
Над юго-западным углом древнего храма была построена небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память об утраченной святыне, в которой была выставлена одна из древнейших икон с образом Св. Николая, по преданию, привезённая Владимиром из Корсуня. Ее руины сохранились еще в XIX веке.
В 1758 церковь была отремонтирована под надзором монахини Флоровского монастыря Нектарии (Долгорукой). Был найден и перезахоронен саркофаг святителя Петра.
С деятельностью Петра Могилы связывают и посаженную около фундамента церкви липу. Посадили ее, ориентировочно, в 1635 году, но она жива до сих пор. Существуют версии, что дереву около 1000 лет (притом что максимальный возраст лип — около 150 лет).
XIX—XX века
В 1824 году митрополит Евгений (Болховитинов) поручил расчистить фундамент Десятинной церкви.
Киевский археолог-любитель Кондрат Лохвицкий, а затем петербургский архитектор Николай Ефимов открыли план фундаментов, нашли остатки мраморов, мозаик, фресок.
В 1828 году освятили начало строительства новой церкви, которое доверили петербургскому архитектору Василию Стасову. Храм был построен в русско-византийском стиле, но не повторял первоначальной архитектуры (по объективной причине отсутствия представления о том, какой она была).
В ходе строительства была полностью разобрана церковь митрополита Петра Могилы XVII в., а также около половины сохранившихся к тому моменту фундаментов храма X века. В 1837 году несколько кирпичей из этих фундаментов были заложены в основу Красного корпуса Киевского университета Св. Владимира.
Строительство храма обошлось в 100 тысяч золотых рублей. Значительная часть средств была внесена императорской семьей.
Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. День в истории. 18 апреля: Украина впервые упоминается в исторических источниках
В 1842 году новую Десятинную церковь Успения Богородицы освятили митрополит Киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф.
В 1908-1911 годах фундаменты оригинальной Десятинной церкви (там, где они не были повреждены стасовским зданием), были раскопаны и исследованы.
При советской власти, в 1928 году, вторая Десятинная церковь была снесена, а в 1936 году её остатки окончательно разобрали на кирпичи.
В 1938-1939 годах экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством Михаила Каргера провела фундаментальное изучение остатков всех частей Десятинной церкви. Во время раскопок нашли фрагменты мозаичного пола, настенных фресок и мозаик, каменные гробницы, остатки фундаментов. Рядом с Десятинной церковью были найдены руины княжеских дворцов и жилищ бояр, а также ремесленные мастерские и многочисленные захоронения IX-X веков.
XXI век
Сейчас около фундамента исторической церкви функционирует целый Десятинный монастырь.
В 2006 году была проведено пасхальное богослужение около фундамента, для чего был установлен храм-палатка. Аппетит приходит во время еды — и службу растянули на всю неделю.
К концу процесса в храме-палатке была явлена чудотворная икона, и было решено её тут на месте и оставить, для чего была возведена небольшая деревянная церковь.
В 2007 году блаженнейший митрополит Владимир освятил храм в честь равноапостольных великих князя Владимира и княгини Ольги.
Постепенно временная конструкция была обложена кирпичом, украшена и превратилась в полноценный храм.
В 2009 году Священный синод УПЦ открыл Рождества Пресвятой Богородицы Десятинный мужской монастырь. Наместником монастыря был утвержден архимандрит Гедеон (Харон). Епископ Гедеон: Политики не должны вмешиваться в дела церкви
С 2010 года в монастыре проводится постриг, а в 2015 году состоялась канонизация Блаженного Христа ради юродивого Иоанна Босого.
Разумеется, нахождение постройки на территории историко-архитектурного заповедника «Древний Киев» незаконно. Но у монастыря были и есть высокие покровители (например, депутат Юрий Мирошниченко). Все власти Киева старались в конфликт с УПЦ по этому поводу не вступать.
В 2017 году на монастырь попытались напасть националисты. Разумеется, их беспокоил не захват земли и самовольная стройка, а то, что это церковь «московских попов».
Для начала двое отморозков попытались сжечь церквушку при помощи «коктейля Молотова». Она, к счастью, не загорелась. Отморозков, оказавшихся студентами-архитекторами, задержали. Тут же началась истерика «патриотической общественности» под лозунгом «онижеархитекторы» — ребята просто пытались улучшить вид города, спалив МАФ с охраняющим его монахом… Была организована акция протеста нескольких десятков националистов (надо понимать — поголовно язычников). Но на защиту храма вышло несколько сотен верующих.
Главным, однако, оказалось то, что архимандрит Гедеон — гражданин США и среди братии есть несколько американцев (говорят — бывших военных). Он позвонил на улицу Сикорского и посол Йованович, по слухам, провела разъяснительную работу с министром Аваковым.
Однако со временем позиция США по этому вопросу изменилась. Был взят курс на создание ПЦУ, и монастырь УПЦ во главе с американцем оказался невыгоден. В феврале 2019 года Гедеона не пустили на Украину после поездки в США.
Впрочем, монастырь всё равно продолжает функционировать.
Раскопки
В 2005 году начались новые раскопки фундаментов под руководством Глеба Ивакина, и площадка, на которой находилась церковь, была на долгие годы огорожена. По-моему, забор убрали только в 2012 году, когда был создан музей Десятинной церкви.
Сначала шли раскопки, потом долго судили-рядили, что делать дальше. Церковь настаивала на строительстве нового здания. Археологи — на музеефикации. Объявили конкурс, причем были очень удачные проекты (особенно интересным был вариант, предложенный выдающимся украинским архитектором Ларисой Скорик). В конечном итоге претензии церкви были отброшены, но музеефикация проведена в самом минималистическом варианте.
Впрочем, это дело прошлое, а вот в ходе раскопок удалось найти массу ценного археологического материала.
— Было установлено, что помимо византийских мастеров, в работе над церковью принимали южные славяне (болгары, например). Они оставили кириллические граффити на некоторых кирпичах и предложили использовать для пола поливную плитку.
— Был обнаружен довольно крупный фрагмент фрески — более 2,5 кв. метров. Это самая древняя фреска в Восточной Европе. Считается, что этот фрагмент вместе с колонной упал во время землетрясения.
— На большой глубине (а траншеи достигали глубиной 7 метров), было обнаружено языческое кладбище, на месте которого, собственно, и была поставлена церковь. Обнаружено было порядка сотни могил. Тогдашних жителей Киева хоронили под земляными курганами от 1,5 до 3-4 метров в высоту, накрывая могилы досками или в колоде. Откуда есть пошли бебики и вятровичи на земле украинской
— В 2008 году была найдена плинфа (тонкий плоский кирпич), на которой были выцарапанные ножом буквы, из которых составляется слог «ЩИ». Ученые считают, что надпись могла означать первый слог слова «считай» или цифру 708. Это древнейшая сохранившаяся надпись на Руси.
— В 2009 году под фундаментом церкви (но выше захоронений) был обнаружен дом, построенный в VIII веке. От него осталась глиняная печь размером метр на метр, которая находилась у двери дома, чтобы дым быстрее выветривался из помещения. Печь изначально была гораздо меньше, но, видимо, когда семья стала больше, ее расширили, а стенки укрепили осколками старой посуды. Сам дом был размером 3 на 4 метра и углублялся в грунт на 1,2-1,3 метра.
— Был найден кочедык — костяной рог для развязывания узлов и плетения лаптей. Он имеет скандинавское происхождение и украшен животным и растительным орнаментом. Сделан примерно в Х веке. Нашли его в одном из языческих захоронений. Кочедык немного обгорел: археологи считают, что он стал участником языческого обряда и даже побывал в погребальном костре.