Детерминизм простыми словами такое что такое
ДЕТЕРМИНИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «ДЕТЕРМИНИЗМ» в других словарях:
детерминизм — (в психологии) (от лат. determinare определять) закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Д. включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его,… … Большая психологическая энциклопедия
ДЕТЕРМИНИЗМ — (этим. см. предыд. сл.). 1) направление, отрицающее свободу воли, которая определяется внутренними и внешними причинами. 2) вообще учение о том, что каждое явление внешнего и внутреннего мира определяется предшествующими и само определяет… … Словарь иностранных слов русского языка
Детерминизм — Детерминизм ♦ Déterminisme Учение, согласно которому все на свете определено, т. е. подчинено необходимым и достаточным условиям, которые в свою очередь являются строго определенными. В этом смысле детерминизм представляется всего лишь… … Философский словарь Спонвиля
детерминизм — а, м. déterminisme m. <лат. determinare определять. Философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности явлений материального и духовного мира. БАС 2. Судьба или детерминизм, как любит выражаться Николай.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ДЕТЕРМИНИЗМ — [дэтэ], детерминизма, мн. нет, муж. (от лат. determino определяю) (филос.). Учение, по которому все явления обусловлены необходимой причинной связью. Детерминизм один из принципов диалектического материализма. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
Детерминизм — (лат. определять) философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества. Культурный детерминизм предполагает следующие аспекты: 1) явления духовной культуры играют определяющую… … Энциклопедия культурологии
ДЕТЕРМИНИЗМ — (от лат. determine определяю), философская доктрина, считающая, что все происходящее является результатом строгой и необходимой цепи причинных связей, лежащих, как правило, вне организмов, явлений. Идеалистич. Детерминизм выводит причинность не… … Экологический словарь
Детерминизм — принцип формулирования и решения экономических задач, когда условия задачи не учитывают случайные факторы. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ДЕТЕРМИНИЗМ — (от латинского determino определяю), философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений … Современная энциклопедия
ДЕТЕРМИНИЗМ — (от лат. determino определяю) философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности … Большой Энциклопедический словарь
ДЕТЕРМИНИЗМ
ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino – определяю) – общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Представления о детерминизме входят в структуру научного метода – они нацеливают исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей, любых изменений в природе, обществе и мышлении. Основу детерминизма составляют концепции причинности [ПРИЧИННОСТЬ] и закономерностей [ЗАКОНОМЕРНОСТИ].
С развитием познания представления о детерминизме развивались и обогащались. Они прямо связаны с разработкой базовых моделей устройства мира и его эволюции, которые лежат в основе анализа и решения обширного класса исследовательских задач. Учение о детерминизме фактически выражает структуру этих моделей. Базовые модели мироздания, разрабатываемые в рамках научного подхода, опираются на первоначальные представления человека о строении мира. Первые суждения об устройстве мира строились на основе весьма скудных знаний человека и выражались преимущественно в форме мифов. Они были нацелены на глобальное описание всей природы и протекающих в ней процессов. Для мыслителей античности были характерны представления о первоначалах и стихиях, которые обусловливали собою и объясняли разнообразные природные явления. На разработку базовых моделей в структуре научных исследований решающее влияние оказывают фундаментальные науки и прежде всего физико-математическое естествознание, изучающее наиболее глубинные уровни строения материи. В период становления и развития опытной науки в качестве базовых выступали модели, олицетворением которых явилась классическая механика. Основной особенностью этих моделей является строго однозначный характер всех связей и зависимостей, характеризующих исследуемые явления, системы и процессы. Эти модели получили название моделей жесткой детерминации. В этой связи нередко говорят о лапласовском (см. Лаплас [ЛАПЛАС]) детерминизме. Жесткость связей имеет своей обратной стороной их качественную (концептуальную) равноценность. Любая выявляемая связь – независимо от природы соответствующих свойств или параметров – в равной мере необходима.
Важнейшей особенностью моделей жесткой детерминации является также то, что любые изменения в поведении объектов и систем целиком и полностью определяются внешними воздействиями, внешними причинами и условиями. Тела не имеют активного начала в самих себе, они лишь воспринимают внешние воздействия. Такой общий подход к пониманию детерминизма широко представлен в истории науки и философии. Так, хорошо известно перипатетическое изречение: «Все, что движется, движется чем-то другим». Картина мира, разработанная на базе классической механики, практически наследует такой взгляд на причины изменений в мироздании. Вместе с тем следует отметить, что в истории науки и философии не менее широко выдвигались иные идеи, признающие внутреннюю активность и самодвижение материи. Такие взгляды обнаруживаются уже в античном атомизме, в частности, в представлениях о спонтанных отклонениях атомов в своем движении, а также в трудах Дж.Бруно и Б.Спинозы. Последний ввел действующую внутреннюю причинность, что получило развитие в представлениях Лейбница о монадах. Дальнейшую разработку эти идеи получили в философии Гегеля и Маркса.
Концепция жесткой детерминации выявила свою ограниченность в связи с появлением теоретико-вероятностных методов исследования, которые «породили» статистические закономерности. В науке был разработан новый класс базисных моделей бытия и познания, которые можно назвать моделями вероятностного мира. В основе этих моделей лежат представления о статистических системах. В общем случае статистическими системами являются системы, образованные из независимых сущностей. Независимость здесь означает, что между элементами систем нет постоянно действующих, устойчивых взаимосвязей. Эту особенность внутренней структуры статистических систем обобщенно характеризуют через категорию случайности. Независимость в статистических системах весьма своеобразна – она соотносится с наличием целостных характеристик этих систем, с их определенной внутренней устойчивостью. Эта устойчивость выражается через понятия вероятности и вероятностного распределения. Устойчивость системам из независимых сущностей придают внешние условия, но в отличие от концепции жесткой детерминации здесь внешние воздействия допускают наличие разнообразия в поведении отдельных элементов систем. Наличие внешних условий есть необходимое, но недостаточное условие для образования статистических систем. Для этих систем характерно также наличие неустойчивостей в состояниях элементов и определенного типа взаимодействий (в частности, нелинейных) между ними.
Становление вероятностных методов подрывает один из важнейших постулатов моделей жесткой детерминации – представление о всевластии внешних причин. Независимость в поведении объектов и систем и есть независимость от внешнего по отношению к ним окружения. В результате поведение соответствующих объектов и систем приобретает внутренние степени свободы.
Во 2-й пол. 20 в. в базовых моделях мироздания происходят дальнейшие преобразования. Эти изменения олицетворяет разработка физико-математических основ явлений самоорганизации и становление синергетики. Основу новых подходов составляет идея нелинейности. Нелинейными являются системы, свойства которых зависят от их состояния. Соответственно в анализе систем резко возросли роль и значение внутренних факторов, внутренней активности систем. На первый план вышла проблема самодетерминации, характеризующая функционирование и поведение сложных систем. При этом модели жесткой детерминации и вероятностные модели фактически рассматриваются как два предельных вида базовых моделей. Первые делают упор на анализ внешних детерминантов, вторые уделяют особое внимание внутренним детерминантам. Абсолютизация первых ведет к утверждениям, что в эволюционных процессах все предопределено и ничего принципиально нового возникнуть не может. Абсолютизация вторых приводит к представлениям о хаотическом, акаузальном мире, где нет места предсказаниям. Модели самоорганизации выступают как своеобразный синтез первых двух классов базовых моделей. Новые базовые модели учитывают действие и внешних, и внутренних детерминантов (факторов), сочетают в анализе эволюционных процессов как действие необходимости, так и открытость будущего. Как отметил М.Бунге, современная наука «осуществляет давно искомый синтез внешних и внутренних детерминантов, тем самым сохраняя и ограничивая соперничающие доктрины всемогущества внешних факторов и достаточности самодетерминированности» (Бунге М. Причинность. М., 1962, с. 201).
Значение слова «детерминизм»
[От лат. determinare — определять]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм).
На этой основе определяется понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места.
В таком виде детерминизм может быть определён как утверждение, согласно которому имеется только одно, точно заданное возможное будущее.
Детерминизм может пониматься и как фатализм.
Противоположностью детерминизма является индетерминизм.
Приверженцем абсолютного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. Он постулировал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положение и скорость всех частиц в мире, оно могло бы совершенно точно предсказать все события Вселенной. Впоследствии такое гипотетическое существо было названо демоном Лапласа.
ДЕТЕРМИНИ’ЗМ [дэтэ], а, мн. нет, м. [от латин. determino — определяю] (филос.). Учение, по к-рому все явления обусловлены необходимой причинной связью. Д. — один из принципов диалектического материализма.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
детермини́зм
1. филос. учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений ◆ Методологический маятник качнулся от господства теории социального детерминизма к имманентному отрицанию диалектического материализма. Калужский М. Л., «Социальный детерминизм и социальное управление», 2016 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова дуэлист (существительное):
Детерминизм
Детермини́зм (от лат. determinare — определять, ограничивать) — 1) философское учение, фундированное идеей о всеобщей определенности, обусловленности, взаимной связанности всех явлений и процессов в мире; 2) направление антропология минимизирующее или даже отрицающее свободу человеческого произволения, свободу нравственного выбора человека, рассматривающее этот выбор как “решение”, жестко обусловленное теми или иными мотивами.
В чём состоит несостоятельность детерминизма?
Детерминизм отрицает возможность человека к свободному самоопределению, отвергает учение о наличии в нём свободы выбора. Учение о свободе человека определяться в выборе собственных действий детерминисты связывают с самообманом той части людей, которые отрицают детерминизм.
Человеком управляют мотивы, учат детерминисты. Они бывают обусловлены или его внутренними влечениями, или же внешними обстоятельствами. Поступок человека зависит не от его добровольного выбора, а от того, какой именно мотив преобладает над прочими в каждый конкретный момент.
Что можно на это сказать? В принятии человеком решений мотивы и действительно играют важную роль. Однако, вопреки мнению детерминистов, не сами мотивы, но именно человек, руководствуясь собственным разумом, пользуясь дарованной ему Богом свободой произволения, определяет, какие мотивы являются для него приоритетными и какими мотивами следует обусловливать свою деятельность.
Как правило, детерминист в практической жизни не руководствуется своей теорией, в противном случае он должен быть апатичен и любое событие воспринимать как должное: зло это или добро, приносит ли оно ему беду или радость.
Подтверждением ложности детерминизма могут служить угрызения совести и неразрывно связанные с этими угрызениями переживания, проявляющиеся в осознании человеком того, что в той-то и той-то ситуации он мог поступить по-другому, однако не поступил. С подобными угрызениями связано и знакомое каждому чувство раскаяния, чувство вины.
Детерминизм служит удобной основой для самооправдания: Я не виноват; а виноваты обстоятельства; виновато мое естество; виноваты гены; виноват весь мир — кто угодно, но только не Я.
С точки зрения науки, в отличие от классической механики, современная квантовая механика отрицает детерминизм. (Подробнее см. “Панентеистическая метафизика и квантовая парадигма”, Н.А. Соловьёв, С.В. Посадский).
Детерминизм и индетерменизм в православном вероучении
Догматическое учение Православной Церкви включает в себя представление о Промысле Божием, который и определяет абсолютный детерминизм всего сущего. Абсолютность этого Божественного детерминизма парадоксальным образом включает в себя относительный индетерминизм. По мнению Церкви, индетерминизм существует не «параллельно» детерминизму, а «внутри» абсолютного детерминизма, то есть ему имманентен.
Индетерминизм проявляется на уровне законов природы, например, в хаотическом движении молекул идеального газа (или квазихаотическом – реального), в квантовых явлениях физики элементарных частиц. Математическим образом такого имманентного индетерминизма является статистический характер некоторых физических законов, а так же принцип неопределенности в квантовой механике.
Разумеется, в таком аспекте проблема детерминизма и индетерминизма является достоянием естествознания, но не православного богословия. Однако и православное богословие может многое сказать о соотношении индетерминизма свободной человеческой воли и детерминизма Промысла Божия. Священное Писание утверждает, что человек создается Богом по Его образу. Святые отцы (например, Макарий Египетский и Григорий Нисский) находили образ Божий в человеке, прежде всего в свободе человеческой личности. Быть созданным по образу Божию значит быть существом личным, то есть свободным и ответственным. Обладание личностью и духовной свободой не случайно, но является результатом действия Промысла.
Православный взгляд на свободу человека может быть выражен словами французского философа Ж.П. Сартра: «Человек не может быть то рабом, то свободным; он всегда и везде свободен, либо же его нет вообще». Бог бесконечно уважает личную свободу человека. Вся драма человеческой истории определяется этим уважением: древо познания добра и зла, змий в Эдеме, само существование сатаны — все это средства реализации личной свободы человека. Лучше всего об этом пишет выдающийся православный богослов XX столетия В.Н. Лосский: «Бог создает человека свободным, чтобы призвать его к соединению с Собой. Бог призывает человека к обожению, и этот зов требует свободного ответа. Бог хочет, чтобы порыв этот был порывом любви. Соединение без любви было бы механическим, а любовь предполагает свободу, возможность выбора и отказа… Чтобы быть тем, чем должен быть любящий Бога, нужно допустить возможность обратного: надо допустить возможность бунта… Эта свобода от Бога: свобода есть печать нашей причастности Божеству, совершеннейшее создание Бога, шедевр Творца.» (В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М. 1991, стр. 242)
Личная свобода человека, со всеми ее фантастическими уклонениями, тем не менее, всегда находится в русле Божественного Промысла. Это означает, что бесконечность Промысла Божия имеет большую мощность, нежели бесконечность человеческой свободы. Математическим образом такого соотношения двух бесконечностей является теория трансфинитных чисел Г. Кантора. На языке богословия об этом также говорит В.Н. Лосский: «Промысл есть определение Божественной воли в соответствии с человеческой свободой, в предвидении свободных действий твари. Эта воля — воля всегда спасительная, которая может создавать полезное людям во всех превратностях их блужданий, если только человек умеет ее познавать. Можно сказать с некоторой извинительной неточностью, что Бог нисходит в Своей промыслительной деятельности к свободе людей, действует в соответствии с этой свободой, согласует Свои действия с действием существ тварных, чтобы, выполняя Свою волю, управлять падшим миром, не нарушая их тварной свободы.» (Лосский В.Н. Указ. соч., стр.105).
Нравственный аспект антиномии детерминизма Промысла Божия и индетерминизма личной свободы человека раскрывается в понятии Божественного попущения. Святые отцы (например, Немезий Емесский) считают, что Промысл Божий действует как благоизволение и как попущение Божие. По благоизволению происходит то, что является безусловным благом. По попущению – то, что может оказаться несчастьем и злом, но при должном к нему отношении способно привести ко благу. Так болезни, нищета, любое страдание, которое по попущению Божиему коснется человека, может помочь ему изжить гордыню, научиться состраданию, увидеть и полюбить истинные ценности. Физическая слепота, постигшая апостола Павла на пути в Дамаск, привела его к духовному прозрению, а некое жало в плоть и ангел сатаны, на которого он горько жаловался коринфянам во Втором послании к ним, помогало апостолу языков побеждать в себе присущую любому человеку гордость.
«Иногда Бог попускает человеку совершить постыдное деяние для исправления другой еще худшей страсти. Так, допустим, что кто-либо превозносится своими добродетелями и праведностью; Бог попускает такому человеку впасть в блуд, дабы он через это пришел к сознанию своей слабости, смирился и, пришед, исповедовался Господу» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное исповедание православной веры. 2,29.)
Иногда страдания невиновного человека могут послужить для блага другого. Евангельский слепорожденный, в несчастии которого не были виноваты даже его родители, послужил к прославлению Самого Спасителя и к укреплению веры в тех, кто оказался свидетелями чудесного исцеления.
Промысл Божий может осуществляться через спасительное и вразумляющее попущение. Но не каждое попущение Божие является выражением Его Промысла.
Такое не спасительное попущение является совершенным отвержением того человека, который, несмотря на все сделанное для его спасения Богом, остается бесчувственным и не исцеленным. Впрочем, и для такого окаменевшего сердцем грешника, пока он жив, остается возможность спасительного покаяния.
Священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска.
Детерминизм – что это такое, в чем суть принципа детерминизма, категории и виды детерминизма. Что такое индетерминизм?
Детерминизм как еще одно из учений, касающихся теории закономерности, причинно-следственных связей и их взаимодействия, как и всего, что происходит в окружающем нас мире. Это краткая трактовка, подробнее узнайте из статьи.
Само слово «термин» предполагает определение чего-либо. Отсюда и понятие «детерминизм», которое активно употребляется сегодня в самых разных отраслях, от философской до технической. Особенно популярен детерминизм в психологии, поскольку является способом лучшего понимания особенностей мышления. Латинское происхождение слова трактует его как «определять», и именно ним воспользовался основоположник учения греческий ученый и философ Демокрит, для которого всегда важным было определение причин всего, что происходит.
Как эволюционировала концепция детерминизма?
Принципы
Формы и представители детерминизма — лапласовский детерминизм
Представитель
Определение понятия и содержание теории
Детерминизм в психологии – это зависимость явлений психических процессов от определенных факторов, которые их формируют. Понятие «детерминизм» произошло от латинского determinare — «ограничивать, очерчивать, определять», что говорит об основной идее данного учения – взаимосвязь и взаимоопределенность процессов и явлений.
Теория детерминизма произошла из философского учения, которое признает закономерность взаимосвязи явлений объективного мира.
Данный подход к научному познанию в результате эволюции стал важнейшей составной частью научной методологии, которая формировала целью исследований выявление закономерностей и причин протекающих процессов. Детерминизм используется как для изучения природы, так и общества и человеческой психики.
В чем суть принципа детерминизма?
Описание
Эволюция принципа
Применительно к психологии в развитии детерминизма, выделяются несколько эпох. Первым периодом возникновения детерминизма стал предмеханический этап. Первоначально детерминизм проявлялся как признание природных и космических законов как основообразующими, подчиняющими себе как природные стихийные явления, так и жизнь человека.
Представителем данного этапа стал греческий философ Демокрит, который считал, что человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов. С точки зрения Демокрита, душа становится источником энергии тела. Древнегреческий философ был представителем всеобщего детерминизма.
Он считал, что моральные принципы человека не могут быть унаследованы или даны природой; они являются порождением общественных воздействий. Аристотель иначе трактовал причину существования и деятельности человека и природы. Он пришел к неотделимости души от живого тела как системы, имеющей целостную организацию и целесообразности человеческой души.
С крахом античности возникли религиозные мировоззрения. Представителем спонтанности души и заложенным в нее скрытыми способностями к движению и активности стал Августин, основавший теологическую психологию.
Она основана на противоположном детерминизму индетерминизм, который признает критерием достоверности исключительно личный опыт. Подобные идеалистические представления до сих пор противопоставляются материалистическому взгляду на происходящее в мире и психике человека.
Механистически детерминизм возник с активным развитием науки в 17 веке. Философ-рационалист Спиноза отрицал дуалистическое понимание человека, которое разделяло его на духовную и телесную составляющие. Спиноза описывал сущность психологии человека с помощью созданного учения об аффектах.
Спиноза выделяет 3 основных аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Также представителями направления были английские и французские материалисты, некоторые из которых считали человека «машиной органического тела» или просто организованной системой. Слабость данного направления создавала предпосылки к обращению к биологии за объяснением определенности человеческой психики.
Ч. Дарвин и К. Бернар значительно повлияли на биологический детерминизм. Они говорили о целесообразности жизни в результате стремления к выживанию, сохранению форм, позволяющих противодействовать влиянию окружающей среды.
Это помогло перейти к вероятностной детерминации, представителем которой стал психолог Фрэнсис Гальтон, считавший, что поведение человека может проявляться в связи с закономерностями. Исследователь также опирался на общебиологический подход, который гласил, что приспособление вида может быть достигнуто за счет индивидуальных проявлений, которые детерминированы генетикой.
На основании этого Гальтон сделал вывод, что психические различия каждого человека также обусловлены генетическими особенностями.
На следующем этапе развития детерминизма в психологии в 20 веке были выявлены психические детерминанты, которые регулируют отношения между природным и социальным; при этом психика стала считаться самостоятельным явлением, которое, хотя и зависит от внешней среды, но значительно влияет на жизнедеятельность человека и его социальную жизнь.
Категориями психики выступили образ, действие и мотив, которые рассматривали Гельмгольц, Дарвин и Сеченов.
В дальнейшем стал развиваться микросоциальный детерминизм, который видел детерминацию психики человека в межличностных отношениях. Например, Фрейд обратил внимание на отклонения в психике ввиду травматичных отношений с матерью.
Новыми определителями детерминации стали групповое действие и сотрудничество; индивидуальность сознания формируется переносом в свой внутренний мир внешних воздействий из микросоциальных отношений.
Ярким представителем данного направления был Выготский, который выделил знаки, как психологические орудия, которые зарождаются во взаимодействии с другими людьми, а позже переносятся в сознание человека.
Также он включил сознание в мир культуры, придавая ей значение в становлении человеческой личности. При этом Выготский говорил о неразделимости индивидуальности и социальной среды, которая преломляется перед особенностями личностями и сама по себе носит характер столкновения и конфликта характеров.
Марксистская философия внесла вклад в новую форму детерминизма, которая определяла сознательность человека зависящей от объективных условий, культурных и экономических факторов. Это также внесло значительный вклад в развитие детерминизма относительно психосоциальной деятельности человека.
Марксистский принцип диалектического материализма использовался в дальнейшем многими психологами, в том числе, Л.С. Выготским, советским психологом, который соглашался с тем, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам.
Детерминизм эволюционировал от идеалистических представлений до биологических, которые отрицали неосознаваемые внутренние силы и мотивы, особый тип организации психической деятельности человека, а также материалистических.
Признание существования сознания и выделение психологии в отдельную науку позволило открыть бессознательные стороны человеческой психики, а также важную роль микросоциальной сферы в изменении человека.
Категории детерминизма
Впервые классифицировать принцип детерминизма стали только в прошлом веке, и одну из систем классификаций предложил аргентинский философ и физик Марио Бунге.
Он выделил следующие категории детерминизма:
И еще одну категорию отметил этот ученый – речь идет о детерминированности при контакте нескольких человек. Если рассмотреть еще подробнее каждую из вышеперечисленных категорий, можно выделить также такие понятия, как связь, причина и следствие, взаимодействие и вероятность, связь состояний и корреляция, условия и необходимость, предвидение и еще множество составляющих.
Причина следствие
Какие существуют виды детерминизма?
Если существует классификация в отношении категорий, то, безусловно, задачей ученых стало разбить детерминизм по видам.
В результате на сегодня выделяют:
Далее подробно рассмотрим указанные и другие виды детерминизма:
Множественный детерминизм
Культурный детерминизм
Взаимный детерминизм
Характеристика
Технологический детерминизм
О технологическом
Биологический детерминизм
Об организмах
Исторический детерминизм
Механический детерминизм
Географический детерминизм
Географический
Социальный детерминизм
[править] Немного истории
[править] Фатализм
« | Властитель неба, мой отец, веди меня Куда захочешь! Следую не мешкая, На всё готовый. А не захочу — тогда Со стонами идти придётся грешному, Терпя всё то, что претерпел бы праведным. Покорных рок ведёт, влечёт строптивого |
« | Что вершит судьбу человека в этом мире? Некое незримое существо или закон? Подобно длани господней парящей над миром. По крайней мере, истина — то, что человек не властен даже над своей волей. | » |
— Berserk |
Долгое время идея божества полностью удовлетворяла человечество. Как образовался мир? Его сотворил Аллах. Почему Солнце встаёт на востоке и садится на западе? Это боженька каждый день едет на своей огненной колеснице. Почему гром гремит и молнии сверкают? Это Зевс бомбит. Etc.
Так появился фатализм.
[править] От фатализма к детерминизму
Часовая Вселенная
Со временем ушлые людишки заметили, что предопределено всё не просто так, но в силу какой-то причины
. Уже атомист Демокрит говорил, что «предпочёл бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол». Он выступал против случайности и видел фатализм в понимании действия законов природы. Аристотель пошёл ещё дальше и выдал на-гора учение о четырёх видах причин: формальных, материальных, движущих и целевых.
Постепенно люди накапливали всё больше знаний, додумались изобрести научный метод и ВНЕЗАПНО поняли: мир предсказуем! То есть, для данного набора обстоятельств есть лишь один возможный (и предсказуемый) исход. Это и есть детерминизм. От фатализма он отличается следующим: фаталист верит в предопределение
и объясняет предначертание указанием из ZOG «свыше». Детерминист же
верит, что можно узнать конкретную причину
, по которой всё произойдёт именно так, а не иначе.
В качестве примера детерминированной системы можно привести сочетание законов механики Ньютона и его же закона всемирного тяготения. Допустим, мы применим эти законы к единственной планете, вращающейся вокруг звезды, и запустим планету с заданного места с заданной скоростью. Тогда мы сможем предсказать, где она будет в любой момент времени в будущем. Введём в систему ещё пару-тройку планет, кучку астероидов и мешок спутников планет. Задача сильно усложняется, ведь каждое тело действует на все остальные. Но система остаётся детерминированной — она всё так же описывается теми же уравнениями движения, просто их становится больше. Такая модель напоминает работу часового механизма.
[править] Жёсткий детерминизм, или демон Лапласа
Лаплас предпочитал только хардкор, только жёсткий детерминизм
« | Мы можем рассматривать настоящее состояние Вселенной как следствие его прошлого и причину его будущего. Разум, которому в каждый определённый момент времени были бы известны все силы, приводящие природу в движение, и положение всех тел, из которых она состоит, будь он также достаточно обширен, чтобы подвергнуть эти данные анализу, смог бы объять единым законом движение величайших тел Вселенной и мельчайшего атома; для такого разума ничего не было бы неясного и будущее существовало бы в его глазах точно так же, как прошлое. | » |
— Пьер-Симон Лаплас |
Идея «часового механизма Вселенной» весьма доставляла учёным мужам. Одним из них был французский математик Лаплас, абсолютно невменяемый детерминист, предложивший мысленный эксперимент: если бы гипотетическое разумное существо могло узнать положение и скорость каждой частицы во Вселенной в некий момент времени, то оно смогло бы совершенно точно узнать эволюцию Вселенной как в прошлом, так и в будущем. Это существо впоследствии назвали демоном Лапласа. Сам Лаплас считал, что внешние причины и факторы, действующие на материальную систему и её начальное состояние, жёстко
и однозначно определяют её развитие, историю всех дальнейших событий и состояний.
Формы детерминистского подхода
Детерминизм основывается на том, что все события так или иначе взаимосвязаны. Но тем не менее, он допускает, что причинность не всегда лежит в основе действий человека.
Существует еще несколько форм детерминистского подхода к объяснению действий:
[править] Критика
[править] Восточная философия
явлений, но следует закону кармы, наиболее удивительны, наиболее восхитительны!
Нагарджуна усиленно постигает относительность причинно-следственных связей
Вопрос о причинности — первый
в истории индийской философии. Так называемые ортодоксальные (брахманические) и неортодоксальные (джайны, буддисты) школы разделяются именно вопросом: существует ли причина в следствии или следствие само по себе? Судя по сутрам, детерминистов троллил и Будда, и Махавира, и кто-то до них, чьи имена история не сохранила за ненужностью. Окончательно же допилил аргументы критиков буддист Нагарджуна в III веке нашей эры.
Во-первых, мы не можем сказать, что следствие отлично от причины. Потому что в таком случае невозможно доказать, что данное следствие является следствием именно этой, а не какой-либо другой причины. Событие-следствие и событие-причина должны буквально прорастать друг в друга.
Во-вторых, следствие не тождественно причине, потому что тогда их вообще бессмысленно различать. Раз они так тесно связаны, то их намного проще считать одним событием.
В-третьих, причина и следствие не могут быть и тождественны, и различны, потому что это будет противоречить первым двум утверждениям.
В-четвёртых, причина не производит следствие. Потому что тогда придётся придумывать, как она это делает:
Таким образом, причина не порождает следствие, ничто вообще не может быть произведено.
А как же тогда механические часы работают? Очевидно же, потому что они не цепочка причин и следствий, а единый винрарный механизм
. Одно колесо крутит другое, другое — третье, а результат потому и предсказуем, что все колёса связаны в единое целое.
Одним словом, с точки зрения канонiчнейшей буддистской логики причинность пуста
. Не в том смысле, что её нету, а в том, что она не существует сама по себе и зависит от модели, которую мы выбрали. Например, цепь событий можно нарезать на отдельные события хоть крупными кусками, хоть мелкими, по-разному группировать составные части и явления, прятать куски в чёрные ящики и т. п.
Так, например, если бы карма определяла 100% всего, что происходит в этом мире, то у человека не было бы ни одного шанса её исправить. Ведь чтобы исправить карму, надо сделать что-то хорошее, а как ты это сделаешь, если твоё поведение тоже детерминировано? С другой стороны, проблемы человека нередко вызваны его собственными косяками, так что какая-то карма в жизни всё же присутствует. Как же решить этот парадокс? А очень просто: карма есть, но она неустойчива (или, как иногда переводят, пуста). То есть даже порядочно наломавший дров человек может раскаяться и прокачаться до полного просветления. Вот такой дзен.
Или пример попроще: те же самые часы. Например, если бы причиной работы часов были колёсики и заводной механизм, то по-разному сделанные часы показывали бы разное время. Но время-то они показывают одинаковое! А значит, колёсики — это ещё не всё. Нужна чёткая идея часов, с циферблатом и стрелками. И даже этого недостаточно — нужно, чтобы человек умел определять по часам время. А ещё чтобы механизм работал, заводили регулярно, не роняли и не теряли. Если ты найдёшь чужие часы, то нет никакой гарантии, что они работают правильно, показывают правильное время и выставлены именно для того часового пояса, в которым ты находишься. Так что для работы часов одних часов маловато, нужно сознание-наблюдатель, которое следит за временем.
Мусульманские богословы считают детерминизм хуитой, на которую правоверному мусульманину и внимания обращать не стоит. Ведь Аллах неизмеримо велик и мудр и для него не проблема сотворить любое чудо, причём так, что никто ничего и не заметит.
[править] Западная философия
Английский философ Дэвид Юм разнёс классический детерминизм в пух и прах, заявив, что необходимость причинности — это вымысел нашего ума. Ибо реально мы не наблюдаем универсальной причинной необходимости, но можем наблюдать только неоднократное соединение одних событий с другими, смежность этих событий в пространстве, а также предшествие одних событий другим по времени. Всё остальное мы не наблюдаем, а фактически домысливаем к эмпирически фиксируемым событиям. Если забить болт на эту метафизику, то получается, что идея причинной необходимости заключается всего лишь в ожидании того, что за сходными причинами будут следовать сходные действия. То есть, соединение событий может наблюдаться, а необходимость — нет.
Поппер зашёл с другой стороны и предложил сравнить два объекта: облака и часы. Часы символизируют физические системы, поведение которых регулярно и точно предсказуемо. Но разве возможно столь же точно предсказать появление и исчезновение облаков, ураганы или извержения вулканов? Хотя эти явления также подчиняются физическим законам, они мало напоминают работу механизмов. А теперь представим, что все остальные вещи, явления и процессы располагается между этими крайними полюсами — облаками и часами. К примеру, логично будет поместить животных ближе к облакам, а растения — поближе к часам. Лапласовский детерминизм утверждает, что все «облака» на самом деле есть «часы». Но по сути мир является взаимосвязанной совокупностью из облаков и часов, где даже самые лучшие часы имеют нечто «облакоподобное».
Что такое детерминация поведения и психологический детерминизм?
О влиянии на человека
Детерминант — что это такое в языкознании и математике
Понятие «детерминант» (от лат. determinare – ограничивать, определять) используется в русском языке и математике.
В языкознании детерминанты – это члены предложения, которые служат для распространения и не связаны с другими его членами.
Они часто находятся в начале предложения и выражаются разными способами:
Определения в роли детерминанта не используются. Существительные и местоимения часто употребляются с предлогами.
Детерминанты свободно присоединяются к разным предложениям и формируют его смысловую структуру, нередко являясь её обязательным компонентом. В одном предложении — особенно в разговорной речи — может встречаться несколько подобных словоформ («Для тебя у людей одни только отговорки»).
Детерминант был впервые открыт лингвистом Н.Ю. Шведовой – соавтором известного русского толкового словаря. Она выделила главный отличительный признак – отсутствие грамматической связи между детерминантом и глаголом («В город ожидается приезд высокопоставленного чиновника»).
В толковом словаре иностранных слов имеется ещё одно значение слова (употребляется только в мужском роде).
В высшей математике детерминант – это определитель – выражение, составленное из элементов квадратной матрицы, для решения линейных систем уравнений. Найти детерминант можно с помощью определённого алгоритма.
Используется в задачах из разделов математического анализа и аналитической геометрии. В теории вероятности определитель матрицы называют дисперсией многомерного случайного признака.
Какими детерминантами определяется психологическое развитие?
Таких детерминантов несколько, и все они представляют собой факторы, которые оказывают влияние на то, как развивается личность, какие манеры она приобретает.
Выделяют следующие детерминанты:
Кого называют детерминистами?
Учение
Что такое индетерминизм?
Разница
Термин индетерминизм появился как научное течение вместе с развитием статистической отрасли и считается противоположностью детерминизму.