Дети 5 6 лет исследуют отвечая на вопрос кто что
Тест на общее развитие ребенка 5 лет
ирина тетерина
Тест на общее развитие ребенка 5 лет
Тест на общее развитие ребенка 5 лет
Разработала воспитатель : Тетерина И. Г.
1. Как тебя зовут? Твоя фамилия?
2. Сколько тебе лет, сколько тебе будет через год?
3. Ты мальчик или девочка? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
4. Как зовут твою маму (папу? (можно с отчеством)
5. Кем работают твои родители?
6. В какой стране мы живем?
7. Как называется город, в котором ты проживаешь?
8. Что делать, если вдруг ты потерялся?
9. Что делать, если ты обидел друга?
10. Чем ты занимался вчера?
11. Что ты кушал на завтрак сегодня? Как ты думаешь, твой завтрак был полезным?
12. Что бывает круглым? Будет кубик катиться? Почему?
13. Назови времена года.
14. Что такое листопад? Капель? Снегопад? Проталина?
15. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
16. Летом можно кататься на санках (лыжах? Почему? Когда можно купаться и загорать?
17. Что мы делаем ночью? Когда ты обедаешь?
18. Как назвать одним словом: груша, яблоко, апельсин, киви (кресло, шкаф, стол, стул?
19. Зачем перед едой надо мыть руки?
20. Для чего нам нужны глаза (уши, рот? Покажи левое ухо, правый глаз.
21. Что находится слева (справа, сзади, впереди, вверху, внизу) от тебя?
24. Что ты любишь рисовать? Какой твой любимый цвет?
25. Как называется твоя любимая сказка? Какие еще сказки ты знаешь?
26. Как называется детеныш коровы, овцы, лошади?
27. Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер (сильный дождь!». Как она догадалась?
28. Зачем автомобилю тормоза?
29. Если бы ты был всемогущим волшебником, что бы ты пожелал?
30. Назови 5 домашних и 5 диких животных. Какой питомец есть у тебя дома? Опиши его (кто-как зовут-внешний вид-характер, поведение).
31. Какие ты знаешь виды транспорта?
32. Чем отличается старый человек от молодого?
Если ребенок не может ответить на большинство из этих вопросов, вам стоит еще с ним позаниматься, а может, он не понимает, что его спрашивают или, возможно, он просто не хочет отвечать. Если же без правильного ответа осталось только несколько вопросов, значит ваш ребенок имеет широкий кругозор и имеет достаточно высокую эрудицию.
Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.
Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.
Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка» «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В жизни ребенка игра занимает большое место. Она развивает его личность,.
Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.
Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.
Родительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.
Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.
Влияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.
Как научить ребенка в 5–6 лет рассуждать и развернуто отвечать на вопросы?
Татьяна Головко
Как научить ребенка в 5–6 лет рассуждать и развернуто отвечать на вопросы?
Родители не понимают, что с ребенком надо разговаривать, рассуждать, развивать речь. Одним из способов развить красноречие это чтение. Приучать ребенка читать книги, беседовать с ним, просто ежедневно, чтобы он рассказывал об увиденном, о прочитанном, о том, что он слышал, делиться впечатлениями, обучая ребенка выражать словом свои чувства и эмоции- не так уж и много усилий надо прилаживать к этому! Но это поможет ребенку справляться с разными сложностями в жизни, во взаимоотношениях с людьми. Не секрет что многие проблемы в межличностных отношениях возникают ввиду скудности речи. Эта проблема становится явной со старшей группы дошкольного образования. Перед воспитателями стоит вопрос о необходимости научить ребенка рассуждать и развернуто отвечать на вопросы! Одевая ребенка рассказывать, на прогулке рассуждать, играя объяснять и т. д. Читать ребенку вслух почему-то считается уместным только до того возраста, когда ребенок не научился читать сам. А зря. Читать вслух ребенку можно в любом возрасте, ведь цель чтения вслух это приобщение к красоте языка, к его многогранности, что позволяет ребенку развивать собственную речь.
Дети в старшей группе должны самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, описывать картины, составлять сюжетные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины. А вот в подготовительной группе дети должны рассказывать по сериям сюжетных картин, но не более трех. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет.
Я хочу заострить внимание и еще раз подчеркнуть необходимые приемы обучения детей:
— совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например, жила, была девочка. Однажды она. А навстречу ей.);
— образец рассказа (он должен быть грамотно выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию);
— рассказывание по схемам (старшая подготовительная группа). Они представлены в его книге «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов«;
Необходимо ребенка научить внимательно рассматривать картины, устанавливать взаимосвязь между персонажами, узнавать отдельные предметы (люди, животные, выделять детали (выражение лиц людей).
В процессе рассматривания используется также такой прием, как беседа по содержанию картины. В беседе активизируем и уточняем словарь, учим отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.
В обучении рассказывания особое место имеет мотивация речевой деятельности.
В результате обучения рассказыванию по картине, ребенок должен уметь составлять два различных рассказа: повествовательный и описательный.
Как научить ребенка расслабляться? КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССЛАБЛЯТЬСЯ? Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживает происходящее с.
Консультация «Детские вопросы: как правильно на них отвечать?» Детские вопросы: как правильно на них отвечать? Уважаемые родители! Вам всем хорошо известно, как дети любят задавать вопросы. “Почему,.
Как научить ребенка правильно одеваться 1. Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, заворачиваться, прятаться в куче вещей.
Консультация «Как научить ребенка здороваться» Нередко родители сталкиваются с нежеланием их ребенка здороваться и прощаться. Смущение,неловкость,стыд,вина, которые испытывают родители.
Как научить считать ребенка до 20 и десятками Основной прием счета в пределах 20. Прежде, чем приступить к объяснению алгоритма, необходимо подготовить почву – заострить внимание ребенка.
Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать» Консультация для родителей Детские вопросы и как на них отвечать Паршина И. Е., воспитатель МБДОУ детского сада №62 «Золотой улей» О.
Консультация для родителей «Не оставляйте вопросы ребенка без ответа» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ТЕМА:»НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ВОПРОСЫ РЕБЕНКА БЕЗ ОТВЕТА»В старшем дошкольном возрасте дети наиболее активно интересуются.
Родительское собрание «Брейн — Ринг» на тему: «Как отвечать на детские вопросы» Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о том, как отвечать на детские вопросы, также проверим насколько.
Родительское собрание в форме игры КВН «Как отвечать на детские вопросы» Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о том, как отвечать на детские вопросы, также проверим.
Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.
Жанна Осипова
Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.
Дети дошкольного возраста – большие любители исследовать что-то новенькое, неизвестное. Им очень нравится экспериментировать и проводить опыты с различными предметами и веществами. Познание детьми окружающего мира является неотъемлемой частью их жизни, одной из самых интересных, увлекательных и творческих видов деятельности. При проведении совместных экспериментов я даю детям возможность самим открыть что-то новое. Преодолевая трудности в ходе экспериментов, ребёнок развивает свою волю, любознательность, терпение, учится отстаивать собственное мнение. Мероприятия по исследованию окружающего мира провожу на прогулках, в ходе экскурсий, экологических тропинок. В мини-лаборатории группы дети проводят опыты с песком, водой, землёй, камнями, бумагой, воздухом, семенами и т. д.
Работая в разновозрастной группе с детками от 4 до 7 лет, удобно организовывать исследования по подгруппам из 3-5 человек. Для проведения исследований на улице подбираю упрощенные варианты опытов. Сегодня предлагаю Вашему вниманию некоторые исследования, которые провожу в специальном помещении группы.
Исследования.
1. «Картофельный сок».
Цель: дать представление о картофельном соке и способе его приготовления.
Внимание: использование ножа детьми запрещено, процесс натирания клубня могут осуществлять дети 6-7 лет (по усмотрению воспитателя).
Ход исследования.
А придёт на стол она –
Скажут весело ребята:
— Ну, рассыпчата, вкусна!
Что копали из земли, жарили, варили,
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель)
В группу заходит повар и просит детей помочь ему в приготовлении сока из картофеля. Как вы думаете, бывает картофельный сок? Предложить рассмотреть клубни овоща и подумать, как из него можно получить сок. Когда дети выскажут мысль о том, что нужно клубень разрезать, воспитатель самостоятельно проделывает данную процедуру.
Дети натирают кусочки клубня на тёрке.
Полученную картофельную массу выкладывают на марлю. Концы марли соединяют, а образовавшийся мешочек с картофелем закручивают в одном направлении.
Объяснить детям, что во время скручивания мешочка происходит давление на картофельную массу. Если в массе есть жидкость – сок, то она выльется. Какой сок у нас получился? Какого цвета? Имеет ли картофельный сок запах? Для чего повару необходим картофельный сок?
Дидактическая игра «Виды соков» (воспитатель показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а ребёнок называет вид сока из него).
Вывод: при измельчении клубней картофеля можно получить картофельный сок; картофельный сок коричневатого цвета, имеет не очень приятный запах.
2. «Как найти крахмал»
Цель: познакомить с крахмалом, со способом его определения в продуктах.
Внимание: следить за тем, чтобы дети не пробовали воду после разведения в ней йода.
Ход исследования. Загадать загадку.
Сварить кисель без порошка,
Секрета в этом нет. (Крахмал)
Предложить детям найти крахмал среди веществ: сахара, соли, муки. Пусть дети потрогают их руками и расскажут о своих ощущениях. Далее разводим небольшое количество крахмала в стакане воды. Что мы видим? Крахмал в воде не растворяется.
Воспитатель осторожно добавляет в стакан капельку йода. Жидкость станет медленно менять цвет на тёмно-синий. Объясните, что это реакция на наличие крахмала. По данному признаку будем определять наличие крахмала в продуктах.
В стакан с чистой водой воспитатель добавляет йод. Дети по очереди опускают в него кусочки продуктов. Заранее приготовьте кусочки овощей, фруктов, хлеба, немного крупы, макаронные изделия и другие продукты.
Вывод: крахмал меняет свой цвет при добавлении в него йода; крахмал содержится в макаронных изделиях, хлебе, рисе, картофеле, т. к. при соприкосновении с йодовым раствором продукты поменяли свой цвет на синий.
3. «Где прячется воздух?»
Цель: формировать представления о воздухе.
Ход исследования. Раздать детям пустые пластиковые бутылочки. Пусть они немного поиграют с ними. Спросить, что находится внутри бутылочек.
Предложить опустить бутылочки в таз с водой и нажать на них. Почему появились пузыри? Объяснить детям, что вода, попадая в бутылочки, вытесняет воздух из неё.
Предложить детям поролоновые губки, резиновые игрушки для самостоятельного исследования.
Вывод: воздух находится везде, даже в пустых предметах; его можно определить в воде по пузырькам.
4. «Воздух – невидимка»
Цель: уточнять представления о свойствах воздуха.
Ход исследования. Показать детям надутый воздушный шарик, не завязанный на нитку. Спросить, что находится у него внутри.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух)
Далее воспитатель осторожно выпускает воздух из шарика, направляя струю на руки детей. Что вы почувствовали? Вдохните глубоко и выдохните на свои пальчики. Что вы снова почувствовали? Вы увидели, что коснулось ваших рук и пальцев? Предложить детям с помощью соломинок обнаружить воздух.
Раздать воздушные шарики детям и предложить их надуть. Объяснить, что когда мы надуваем шарик, то набираем воздух сначала в себя, а потом выдыхаем его в шарик.
Игра «Полёт шариков на дальность».
Вывод: воздух нельзя увидеть; мы дышим воздухом, он как будто прячется в нас; можем надуть воздухом шарик, поэтому его называют воздушным.
5. «Что растворяется в воде?»
Цель: закрепить представления о свойствах воды, учить делать умозаключения, опираясь на практический опыт.
Внимание: следить за тем, чтобы дети не пробовали воду после разведения в ней веществ.
Ход исследования. Предложить детям набор стаканчиков с водой для рассматривания и определения знакомых свойств воды. Определите, какая вода? (Прозрачная, жидкая, без запаха, без вкуса, тёплая.)
В гости заходит Хрюша. Он хочет узнать, что кладут взрослые в чай для его аромата и вкуса. Предлагаю организовать чаепитие. Во время приготовления дети рассказывают как с помощью воды, заварки и сахара приготовить чай.
Вывод: вода может растворить сахар, соль, соду, мёд без остатка; не все вещества растворяются в воде.
6. «Пенопласт – что это?»
Цель: формировать представления о пенопласте и его свойствах.
Ход исследования. Предложить детям рассмотреть изделия из пенопласта
(упаковки для продуктов, потолочные плитки, уплотнители из коробок). Некоторое время дети тактильно исследуют предметы. Выясняем их назначение и где применяют. Показать иллюстрации пенопласта, его использования в быту.
Объяснить, что пенопласт – это искусственный материал, который придумали люди. В процессе исследованиядети выясняют свойства пенопласта: лёгкий, не тонет, воду не впитывает, легко ломается, крошится на гранулы, не имеет запаха, тёплый на ощупь.
Вывод: пенопласт – это искусственный материал, который придумал человек для улучшения условий быта. Перечисление свойств пенопласта.
7. «Куда исчезает талая вода?»
Цель: побудить детей построить простую модель «весеннего таяния снега в природе», провести наблюдение за процессом таяния, подвести детей к осмыслению того, что талая вода просачивается в почву.
Ход исследования. Появляется Степашка и загадывает детям загадку.
Тает снежок, ожил лужок,
Снег убывает. Когда это бывает? (Весной)
Почему снег убывает? Как называется вода, получившаяся от растаявшего снега? Куда же исчезает талая вода? (Ответы детей) Степашка сомневается и хочет посмотреть, как происходит процесс таяния и впитывания воды в землю. Дети предлагают сделать модель «весеннего таяния» в банке.
1-й этап. Насыпаем слой сухой земли в банку.
2-й этап. Во время прогулки набираем в банку слой снега.
3-й этап. После прогулки оставляем банку с содержимым на 40-50 минут. Затем смотрим, что произошло.
Вывод: под воздействием тепла и солнца снег тает, просачивается в землю по пустотам.
Уважаемые коллеги, экспериментируйте с детьми чаще. Этот вид детской деятельности – залог полноценно развитой, творческой,любознательной и отзывчивой личности ребёнка.
Презентация «Мой первый словарик. Синонимы» Презентация «Мой первый словарик. Синонимы» является частью набора мультимедиа презентаций «Мой первый словарик». Содержание презентации.
Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями «Познание». «Здоровье», «Физическая.
35 вопросов, на которые должен отвечать ребенок в 6 лет
Ребенок уже через пару месяцев отправляется в первый класс? Он уже такой взрослый, самостоятельный. Скоро начнет грызть науку и поглощать знания… Многие мамы очень волнуются, готов ли малыш к обучению в школе, не будет ли ему тяжело там. Вопрос готовности ребенка к школе очень важен, поскольку именно от готовности зависит и первое впечатление от школы, и последующее желание или нежелание ее посещать, а также успешность. Насколько ваш ребенок готов к школе помогут узнать специалисты (педагоги и психологи). При этом психологическая готовность к школе является очень важным аспектом, поэтому не стоит ею пренебрегать.
Сегодня мы предлагаем вам проверить общую эрудицию своего “без пяти минут” школьника, его общий уровень мышления, кругозор. Для этого предлагаем список из 35 вопросов, на которые должен отвечать ребенок 6-ти лет:
Стоит обратить внимание, если ребенок не может ответить на большинство из этих вопросов. Возможно, ему стоит еще позаниматься, а может, он не понимает, что его спрашивают или, возможно, он просто не хочет отвечать… Если же без правильного ответа осталось только несколько вопросов, значит ваш 6-летка имеет широкий кругозор и имеет достаточно высокую эрудицию.
Вопросы ребенка как основная форма проявления любознательности и познавательных интересов
Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Гилевой Ириной Викторовной, воспитателем МБ ДОУ «Детский сад № 125» г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Ирина Викторовна предлагает вашему вниманию статью «Вопросы ребенка как основная форма проявления любознательности и познавательных интересов ». Данный материал будет интересен педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ирины Викторовны:
«Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности познавательных интересов. Именно познавательный мотив лежит в основе многих детских вопросов. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые».
Познавательного чтения…
Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности познавательных интересов. Именно познавательный мотив лежит в основе многих детских вопросов. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.
Характерными чертами умственного развития ребенка дошкольного возраста являются: любознательность, пытливость, стремление доискаться причины наблюдаемого явления, найти ответ на возникающие у него вопросы. Одним из ценных свойств развивающегося и познающего мир человека является стремление к узнаванию нового. Ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. Это так называемый познавательный интерес, который имеет огромное значение в умственном развитии ребенка: являясь побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков. Он содействует накоплению представлений, жизненного опыта, обогащению интеллекта.
При помощи вопросов ребенок исследует мир взрослых, постигает названия вещей, их признаков и действий. Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях. Они выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями.
Вопросы ребенка – это показатель развития его мышления. У дошкольников появляется желание выяснить, понять непонятное. Эту потребность они выражают в форме вопросов.
Вопросы – это лакмусовая бумажка детской любознательности. Они выражают активное познавательное отношение к окружающему. Умение задать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими. По вопросам можно судить и об интересах ребенка, и об его развитии, и о тяге к знаниям. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка – вниманием, волей, памятью, эмоциями и прочими, что увлекает, заставляет размышлять, сосредоточиться, легче запоминается, вызывает чувства. У ребенка интерес играет большую роль в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, поведения, стремления к добыванию знаний. Пытливость заставляет ребенка тянуться к книгам, побуждает к исследованиям, путешествиям. Та же самая пытливость воспитывает людей, помогает им на всю жизнь сохранить удивление, неуемное желание к познаванию мира, к новым открытиям, достижения, к новым «зачем?», «почему?», «как?», «а что дальше?».
Вначале вопросы ребенка носят почти исключительно осведомительный характер. Вопрос возникает тогда, когда происходит столкновение знакомого и незнакомого. Первые вопросы не носят ясно выраженной познавательной направленности. Ребенка интересуют названия и назначения предметов: «Что это? Кто это? Зачем?». Познавательные вопросы возникают на основе накопленных знаний. Когда запас представлений становится значительным, ребенок задает вопросы, не связанные с тем, что он непосредственно воспринимает. У детей появляется интерес к причинно-следственным связям между явлениями. Они часто задают вопрос «почему?».
Таким образом, условно детские вопросы можно разделить на три основные категории
В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто много запомнил, но не понял. В результате у него снижаются острота и новизна восприятия знаний в последующие годы. Как же отвечать на вопросы ребенка?
Любознательный и активный ребенок, который развивается нормально, должен задавать вопросы взрослому. И что немаловажно, он должен получать на них рассудительные ответы. Тем самым взрослый сможет показать малышу, что его любят, слушают и считают его вопросы важными.
Характер вопросов меняется с возрастом ребенка. Если сравнить вопросы, которые возникают у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, то можно заметить, что по мере развития вопросы становятся более сложными и носят отвлеченный характер. Так, в возрасте 2-3 лет ребенок путем вопросов хочет получить от взрослых информацию, связанную с предметами, с непосредственным его окружением. В этом возрасте малыш задает взрослому массу вопросов: «Где мама?», «Что это?», «Зачем спать?», «Почему остановился трамвай?», «Почему не работает компьютер?», «А зачем солнце?». Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности.
Детей привлекает скорее игра в вопросы и ответы, чем действительный интерес к ответу взрослого. Они часто задают вопросы и о том, что им известно, но в чем хотят утвердиться.
В возрасте пяти лет детей не случайно называют «почемучками», на взрослых обрушивается лавина вопросов: любознательные «почемучки» то и дело изумляются, вслушиваются, всматриваются, исследуют.
— Почему собака ходит по воде босиком даже в холодную погоду и не болеет, а если я промочу ноги, то у меня насморк?
-Почему я заболел, ведь микробов я не видел?
— Луна – это тоже солнце, только ночное?
— Почему трамвай бегает туда и сюда?
В этот момент очень важно поддержать ребенка в его «исследованиях», дать возможность пробовать, экспериментировать, практикой достигать истины.
«Почемучки» – это хорошо или плохо? Многие родители иногда сердятся, что дети задают так много вопросов, но ведь надо радоваться. Потому что это говорит о том, что ребенок развивается нормально. Если же такой этап, начиная с трех до пяти лет, малыш пропускает, то стоит задуматься над причиной.
Специалисты-психологи считают, что причин как минимум три:
Возраст «почемучек» – важный этап в развитии ребенка. И какое этот этап окажет влияние на малыша, зависит от родителейи педагогов. Немаловажное значение имеет умение взрослых понять настроение ребенка, его состояние в тот момент, когда он задает вопрос, ту обстановку, которая подействовала на малыша и вызвала его очередное «почему?».
Умение взрослых чувствовать в вопросе ребенка его направленность, то есть тот акцент, на который падает детское «почему?» имеет большое значение для правильного ответа на него. Хорошо, если «почему?» остается на всю жизнь, ибо это и есть постоянное стремление к узнаванию нового. Жизнь с неиссякаемым множеством впечатлений выдвигает перед осваивающим мир человеком массу удивительных загадок. Ребенок получает большой поток информации из самой жизни, через телевидение, интернет, книги, ставшие связующим звеном между детством и жизнью взрослых; он накапливает много сведений, и одновременно, у него возникает много затруднений в стремлении усвоить эти сведения. И от тог, как взрослые относятся к проявлению детской любознательности, во многом зависит дальнейшее развитие детских интересов.
В вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого-источник удовлетворения и развития этого интереса. Своими ответами взрослый вносит систему в познание мира ребенком, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему. Как отвечать на детские вопросы, чтобы интерес не угасал, а развивался?
Не всегда наилучшим будет прямой ответ. Следует помочь ребенку самому сделать вывод, натолкнуть его на наблюдение, размышление. И каждый раз надо вразумительно отвечать ребенку, заботиться о том, чтобы его интерес к новому, привлекшему внимание, не угас, чтобы он все глубже познавал окружающий мир. Причем ответ должен помочь ребенку разобраться, заставлять самого подумать, что-то решить, понаблюдать, исследовать. Необходимо, прежде всего, помнить о том, что на любой вопрос должен быть дан правильный, грамотный ответ, выраженный в словах, понятных и доступных ребенку.
При ответе старшему дошкольнику можно привлекать книги, справочники. Умелое использование их будет побуждать ребенка к самостоятельному поиску, проложит дорожку в будущее, когда, уже, будучи школьником, он сможет сам пользоваться этим богатством человеческого разума. В некоторых случаях к ответу на вопрос можно привлекать других детей. Когда воспитатель видит, что они не находят ответа или этот ответ неправилен, он помогает детям, дает правильное объяснение.
Ответы должны быть достоверными, определенными, немногословными, но исчерпывающими, объясняющими. Краткий ответ («да», «нет») не способствует развитию любознательности: взрослые должны помочь ребенку глубже увидеть явление, показать связи и зависимости между явлениями. Лучше, если ответ подтверждается примерами или наблюдениями, тогда он более понятен ребенку и потому, более убедителен.
В связи с тем, что дети задают немало вопросов, связанных с неизвестными им словами, смысл которых для них не может быть доступен, не следует искать упрощенного объяснения сложных терминов и явлений. Конечно, не все детские «трудные» вопросы требуют обоснования и подлежат толкованию. В отдельных случаях можно сказать: «Этого ты пока не сумеешь понять. Когда будешь учиться в школе, там тебе расскажут об этом на уроке».
Детские вопросы нельзя равнодушно обходить, так же как смеяться над ними. Они важны для развития детей в любом возрасте.
Литература