Дети дразнят вожатого что делать
Когда ребенка дразнят
Что нужно принять во внимание
Как нужно говорить
— Если ребенок оскорблен попыткой его поддразнить, то вашей первой реакцией должно быть СОПЕРЕЖИВАНИЕ. «Когда твой друг говорит тебе это, то кажется, будто он смеется над тобой и хочет тебя обидеть».
— «Неприятно, когда кто-то тебя дразнит».
— «Тебе было грустно, когда дети в отряде смеялись над твоим платьем. Так поступать, как поступают они, нехорошо». (Зачастую высказанное сопереживание помогает ребенку почувствовать, что его понимают, и вновь убедиться, что его любят и заботятся о нем. Возможно, это все, что требуется, чтобы помочь ребенку преодолеть свою боль.)
— Если вы убеждены, что ребенок заходит слишком далеко или неправильно истолковывает высказанное в его адрес, то УЧИТЕ его альтернативным способам понимания: «Помнишь, как мы вожатые тоже дразнили друг друга? Мы не хотели друг друга обидеть. Так мы выражали то, что любим друг друга. Я знаю, что это звучит странно, но тем не менее это правда. Не исключено, что мальчик, который тебя дразнит, на самом деле восхищается тобой. Такое возможно?»
— «Некоторые дети смеются над другими детьми, потому что завидуют им. Иногда у них что-то не ладится в жизни, и они такими оскорблениями отыгрываются на других. Может быть, у него какие-то неприятности?»
— Пусть ребенок представит себе, как другим детям удается выносить поддразнивания. «Ты когда-нибудь видел ребенка, которого дразнят, а он из-за этого не переживает? Как ты думаешь, почему ему это удается?»
— «Есть волшебная формула, помогающая выносить насмешки. Если ты улыбнешься и ничего не ответишь, то обидчик, возможно, перестанет тебя дразнить. Если он дразнил тебя, потому что ты ему нравишься, то ему также понравится, что ты улыбаешься. Если он дразнит тебя, потому что хотел обидеть, то ему не понравится, что ты улыбаешься, и он, возможно, также перестанет тебя дразнить».
— УЧИТЕ отличать добрые шутки от насмешек: «Дети, которые хотят досадить тебе, обычно строят злобные гримасы, когда тебя дразнят. Но тот, кому ты нравишься, обычно так не делает».
— «Тот, кто хочет досадить тебе, может смеяться над тобой в присутствии других, пытаясь заставить других также смеяться над тобой. Но тот, кто просто хочет немного подшутить над, тобой, говорит это только тебе и не пытается заставить других смеяться над тобой».
— «Если твоя хорошая подруга дразнит тебя, то, возможно, она это делает не ради того, чтобы тебя обидеть. Но если это раздражает тебя, то поговори об этом с ней позднее. Если она на самом деле твоя подруга, то она перестанет это делать».
— Ребенка, который остро реагирует на поддразнивание, могут также огорчать другие вещи. Он может чувствовать себя неполноценным, несчастным или испуганным. Исследуйте эти возможности: «Как насчет того, чтобы нам с тобой погулять по лагерю. Я хочу поговорить с тобой. Я думаю, что тебя что-то огорчает, и надеюсь, что ты мне об этом расскажешь».
— «Может быть, это тебе не особенно поможет, но я хочу, чтобы ты знал, что ты замечательный».
Основное правило: Если отрядная жизнь протекает счастливо, то ребенок, скорее всего, научится спокойно относиться к поддразниваниям.
Как не нужно говорить
— «Да брось ты! Всех дразнят. Ты это преодолеешь». Нет необходимости в подходе типа «не беспокойся, будь счастлив». Да, возможно, ваш ребенок это преодолеет (если это не безжалостные издевательства), но вы можете помочь ему, выразив, в первую очередь, СОПЕРЕЖИВАНИЕ: «Кажется, поездка на экскурсию в автобусе была для тебя неприятной?»
— «Прекрати ныть!» Вы сами становитесь опасно близки к этим поддразниваниям. Ребенок и так огорчен тем, что его дразнят, а вы еще и подкрепляете его убеждение, что он в чем-то ущербен или неполноценен.
— «Перестань дразнить его. Ты поступаешь подло». Возможно, вы правы, а возможно, нет. Помните, что проблема больше не в словах, а в ситуации. Если дети все равно играют вместе и радуются компании друг друга, то их поддразнивания могут носить дружеский характер.
— «Ну, брось ты. Я ведь только пытался тебя поддразнить. Перестань плакать. Неужели ты не понимаешь шуток?» Иногда вожатые пытаются раздразнить ребенка в надежде рассмешить его, но это может привести к обратной вспышке. Когда такое происходит, старайтесь ни в коем случае не обидеть ребенка еще больше («Неужели ты не понимаешь шуток?»). Наоборот, извинитесь и успокойте ребенка. Когда ребенок немного придет в себя, можно попробовать объяснить ему свои намерения.
— «Тебе понравилось бы, если бы кто-то тебя дразнил?!» Эта попытка внушить сопереживание может не сработать, если ребенок старше одиннадцати лет. Скорее всего, он уже начал учиться тому, как реагировать на поддразнивания. Если бы он честно ответил на ваш вопрос, то его ответ, вероятно, прозвучал бы так: «Какая разница, понравилось бы мне это или нет!»
Дети дразнят вожатого что делать
Кто стирает детские вещи, если к ребенку 6-8 лет не приезжают родители?
— Если нет возможности сделать это в прачечной, нужно стирать вместе с ребенком.
Кто должен сообщить приехавшим родителям о том, что ребенок находится в изоляторе?
— Воспитатель (вожатый).
Кто распределяет задания отряда при проведении общелагерных мероприятий, игр?
— Задания отрядам распределяет организатор игры, он может также создать условия для реализации детских идей.
Можно ли хоть однажды разрешить не спать в тихий час?
— Нет, так как это становится нормой.
Кто должен регламентировать пребывание детей на воздухе в жаркую погоду?
— Врач.
Когда воспитатели (вожатые) получают оплату за свою работу?
— По окончании работы, согласно трудовому кодексу.
Можно ли проводить утреннюю зарядку воспитателю (вожатому) самостоятельно?
— Да, согласовав это решение с директором детского лагеря.
Какой подход выбрать в работе с трудными подростками?
— Нужно стремиться к пониманию.
Что делать, если вожатый заболел в течение смены?
— Лечиться.
Что делать, если воспитатель (вожатый) не понравился начальству?
— Работать.
Что делать, если воспитателя (вожатого) будут дразнить?
— Отнестись к этому с юмором.
Если ребенок поранился или ударился, обязательно ли его вести в медпункт?
— Да, его надо отвести в медпункт.
Что делать, если в отряде нет воспитателей (вожатых) мужского пола, а в мужской душевой дети старшего возраста, и там происходит инцидент?
— Забыть про пол и действовать в интересах детей, подростков.
Если в отряде есть ребенок, который не слушается воспитателя (вожатого), можно ли от него отказаться?
— Отказаться от него слишком легко, нужно стремиться завоевать его доверие.
Как помочь понять своему напарнику, что работа есть работа, а личные потребности и интересы должны быть на втором плане?
— Совместно планировать деятельность, учиться разделять ответственность.
Можно ли детям в лагере слушать плеер, собственный магнитофон?
— Можно, если это не вредит здоровью и внутреннему распорядку.
Может ли поссориться воспитатель (вожатый) с ребенком? И как лучше помириться?
— Воспитатель (вожатый) должен стремиться не допускать конфликтов ни с коллегами, ни тем более с детьми.
— Но если это случилось, необходимо разобраться в ситуации и помириться.
— Взрослый должен быть мудрее.
Если меня направляют в один отряд с девушкой (парнем), с которой (которым) я не могу найти общий язык, можно ли поменять себе напарника?
— Да, но желательно это сделать до начала смены.
Что делать в родительский день?
— Родительским днем в лагере называют день, когда к детям приезжают родители. Обычно это происходит в субботу и воскресенье. Традиционно родителей интересует: хорошо ли кормят, не обижают ли моего ребенка, здоров ли он, не скучно ли ему, если у моего ребенка чистый носовой платок и масса других подобных вопросов.
— Переберите с детьми их вещи. Грязные либо отложите в отдельный пакет, либо проведите с детьми большую стирку в специально предназначенном для этого месте. Проконтролируйте, чтобы выстиранные вещи дети хорошо выполоскали, а затем развесили для сушки.
— Перед родительским днем наведите порядок в тумбочках, шкафах, тумбочках и чемоданах.
— Помните, что первую информацию о состоянии дел в лагере родители получают от созерцания внешнего вида ребенка. Другим источником информации для родителей будет внешний вид и внутреннее убранство комнат и прилегающей территории.
Традиционно в эти дни в лагере проводятся концерты, ярмарки и так далее. Но самое главное – вам нужно подготовиться к личному контакту с родителями. А для этого договоритесь с детьми, как только они сами поздороваются с родственниками, сразу подведут их к вам и представят.
Если к ребенку приехал родственник, обязательно нужно написать заявление о том, что ребенок находится с такого-то времени с родственником, который обязуется в такое-то время вернуть его в отряд и завизировать заявление подписью начальника лагеря или старшего вожатого. Поскольку у родителей вряд ли найдется бумага и пишущие принадлежности, либо заготовьте заранее бланки такой расписки, либо запаситесь ручками и чистыми листочками.
Только по совершении этой процедуры вы можете отпустить ребенка с близким родственником. У вас должна быть железная уверенность, что дети находятся под опекой родителей, а не гуляют сами по себе. Если ребенка не возвращают в указанный срок в отряд, вы должны посмотреть, нет ли его поблизости, а потом поставить об инциденте в известность начальника лагеря либо старшего вожатого.
Вечером, после того как родители покинут территорию лагеря, а вы соберете детей и расспросите их о впечатлениях, вам надо тактично решить еще одну проблему – поговорить с ребятами о привезенных съестных запасах и сроках их реализации.
О чём не следует говорить с родителями?
— Планируя свой разговор с родителями ребёнка, желательно предварительно побеседовать с ним на предмет будущего разговора.
— Нельзя исключать возможность общения ребёнка с родителями на «трудные» темы, о которых хотел бы предупредить воспитатель.
— Ни в коем случае нельзя жаловаться родителям на ребенка, так как для любого родителя его ребенок – самый лучший, и он не воспримет критику из уст чужого для него человека.
Разрешаются ли в оздоровительном лагере прогулки детей у водоемов без сопровождения взрослых?
Пребывание детей у реки, водоема, а также прогулки детей без сопровождения взрослых сотрудников лагеря категорически запрещаются.
Чье присутствие необходимо при правильной организации купания детей?
— Купание детей в реке проводится в присутствии директора лагеря, старшего воспитателя или старшего вожатого, воспитателей и вожатых отряда, медицинского работника, инструкторов по физкультуре и плаванию.
Есть ли определенное рабочее место у каждого сотрудника во время купания детей и подростков?
— Один из педагогов находится в водоеме у знаков ограждения, другой наблюдает с берега за купающимися детьми.
Когда лучше провести учет детей и подростков при купании?
— Перед входом в воду, в воде и при выходе из воды педагог проверяет наличие детей.
Можно ли разрешать переезды детей из комнаты в комнату во время смены?
— Нет, нельзя, в противном случае вся смена будет состоять из одних переездов.
Как относиться к идеям и поступкам ребёнка, которые выглядят необычными и не отвечают принятым стандартам?
— Внимательнее разобраться в его способностях и возможностях, в его внутреннем мире.
Как снять стрессовое состояние?
— Можно предпринять дальнюю прогулку или пробежаться, потанцевать, позаниматься спортом, поднять что-нибудь тяжёлоё, спеть или сыграть на музыкальном инструменте, записать, что чувствуешь в данный момент, поговорить с другом …
Ознакомление подростков с правами ребёнка не приведёт ли к тенденции «качать свои права», забывая о своих обязанностях?
— Такое опасение имеет место.
— Деятельность педагогических коллективов снимает такую опасность, если детей и подростков учат пониманию взаимосвязи прав и обязанностей. Но больше всего способствует усвоению детьми идеи единства прав и обязанностей сама атмосфера жизни в детском лагере, нравственно-правовой уклад её, разумные требования, защищённость в отношениях «воспитатель-ребёнок».
Как разрешить конфликтную ситуацию?
Лучше всего не доводить дело до конфликта.
Устранить назревающий конфликт можно:
— методом сглаживания разногласий, т. е. убеждением другого, что всё не так уж страшно, особых причин для конфликта нет и т. д.
— методом совместного обсуждения разногласий.
Какова техника безопасности при конфликте?
— Остановитесь в своём гневе.
— Ограничивайте территорию конфликта.
— Не обнажайте конфликт перед посторонними людьми.
— Не ищите в конфликте виновных, а ищите выход.
— Говорите неприятные вещи приятными словами.
— Не унижайте личность другого человека.
— Не затягивайте конфликт, учитесь быстро забывать о нём.
Как относиться к недостаткам другого человека?
— Терпимо.
Когда и кому следует писать объяснительную записку?
— Объяснительная записка адресуется директору оздоровительного лагеря, пишется по его требованию.
Какие дни лучше не планировать для выходных дней?
— Первые и последние дни смены, а также родительские дни.
К кому обратиться в оздоровительном лагере в случае возникновения проблем с детьми?
— К старшему воспитателю, далее к директору оздоровительного лагеря.
Правильно ли будет говорить с родителями в присутствии ребёнка?
— Чтобы избежать неверного толкования того, что сказал воспитатель (вожатый) родителям о ребёнке, необходимо вести разговор в присутствии ребёнка. И только в отдельных случаях (например, проблемы энуреза) нужно беседовать отдельно.
— Что следует обсуждать с директором оздоровительного лагеря?
Обсуждать можно все вопросы, связанные с вашей работой в оздоровительном лагере, с условиями жизни, касающиеся как вас лично, так и вверенных вам детей и подростков.
Следует ли обращаться к врачу, если вопрос или проблема возникли ночью?
— Да, время суток для обращения к врачу не имеет значения.
Что делать, если ночью в палате у девочек (мальчиков) находятся мальчики (девочки)?
— Развести всех по своим местам.
Сколько раз необходимо повторять одно и то же детям?
— Пока они этого не поймут.
Следует ли на отрядные дела приглашать старшего воспитателя или директора оздоровительного лагеря?
— Да.
Как правильно строить свои взаимоотношения с руководством оздоровительного лагеря?
— На основе взаимного уважения, с учётом опыта, взаимной ответственности, заинтересованности.
Можно ли говорить о делах плохо, выражать вслух свою нелюбовь к этим делам?
— Если воспитатель (вожатый) задаёт такой вопрос, ему нужно задуматься, не следует ли поменять профессию.
Можно ли на нецензурные выражения детей отвечать так же, считая, что «иначе они не понимают»?
— Нет.
Как быть, если подростки любые взгляды, подмигивания, мимолётные ухаживания другого пола принимают за любовь?
— Разъяснить в индивидуальных беседах, что же такое любовь.
Как следует поступать, если дети ничего не хотят делать?
— Вовлекать детей в разрешение ближайших, сиюминутных проблем.
Подросток плачет. Воспитатель (вожатый) пытается успокоить его и выяснить причину слёз. Ответа нет. Как поступить?
— Стоит на некоторое время оставить подростка одного, не приступать к нему с расспросами, дать ему возможность успокоиться, занять интересным делом. Подросток сам расскажет о причинах слёз, если сочтёт нужным.
Подросток предлагает девушке вступить с ним в интимные отношения. Девушка советуется об этом с воспитателем (вожатым). Как поступить?
— Опытные воспитатели советуют девушке не оглядываться на своих подруг, не стараться походить на них, а думать о своих чувствах. Поставить в известность вожатого отряда, где есть такой подросток, и о данной проблеме старшего воспитателя.
Как поступить, если к одному из детей не приехали родители в родительский день?
— «Заменить» родителей: уделить ему больше внимания, отвлечь от грустных дум, предположить, что родители заняты на работе очень важными делами, поделиться гостинцами, пригласить к этому ребёнку ребят из отряда. Сделать так, чтобы он не чувствовал себя одиноким, заброшенным.
Можно ли поручать укладывать детей другим воспитателям (вожатым), инструкторам?
— Нужно стремиться выполнять свои обязанности самостоятельно.
Когда можно общаться с воспитателями (вожатыми) из других отрядов?
— Если нет особых причин, связанных с работой, то лучше в то время, когда дети спят.
Как отвечать на вопросы руководства оздоровительного лагеря, заданные с глазу на глаз, относительно работы других членов коллектива?
— Корректно переадресовать директора оздоровительного лагеря к тому, о ком задан вопрос.
Как поступить, если руководство оздоровительного лагеря высказывает в адрес воспитателя (вожатого) несправедливое замечание?
— Выслушать и принять к сведению.
Как не потерять своего напарника?
— Стремиться разделять с ним ответственность за работу.
Как поступить, если несправедливое замечание руководства высказано в адрес коллеги?
— Вежливо переадресовать директора лагеря.
Есть ли необходимость в обучении детей, независимо от возраста, правильному поведению в местах общего пользования?
— Да, необходимо проводить профилактические беседы регулярно.
Возможен ли приезд в оздоровительный лагерь мужа (жены), друга (подруги)?
— Все встречи желательно планировать в свои выходные дни, приезд близких людей отвлекает от основной работы.
К кому следует обратиться студенту-практиканту в случае, если он считает, что руководство оздоровительного лагеря его не понимает?
— К руководителю педагогической практикой.
Могут ли дети сотрудников пользоваться какими-либо привилегиями?
— Все дети в оздоровительном лагере отдыхают на равных условиях.
Можно ли отпускать ребёнка с родителями под честное слово, если родители являются сотрудниками данного оздоровительного лагеря?
— Нет, для всех родителей существуют одинаковые правила.
Как помочь ребёнку, переживающему горе?
— Дать ребёнку возможность выговориться, излить своё горе; если он замкнулся, вызвать его на разговор.
— Выслушать ребёнка.
— Рассказать о своём пережитом горе.
— Эмоционально откликнуться на его чувства.
— Не оставлять его одного.
Как помочь ребёнку из проблемной семьи?
— Относитесь к нему справедливо.
— Попытайтесь увидеть и понять те его переживания, которые скрываются за фасадом вызывающего поведения.
— Если вы на него сердиты, скажите, что это ваша реакция на вполне определённые его действия, а не на него самого.
— Хвалите его за любой положительный поступок, каким бы незначительным он ни был.
— Помогите другим детям лучше понимать его чувства.
Если студенту-практиканту не нравится оздоровительный лагерь, может ли он самовольно поменять его?
— Нет.
Если студента-практиканта уволили с работы в оздоровительном лагере до окончания срока практики, к кому он должен обратиться?
— К руководителю педагогической практикой и незамедлительно.
Что делать, если воспитателю (вожатому) кажется, что подросток употребил спиртное или нюхал неизвестные вещества?
— Срочно обратиться к врачу.
Что делать, если директор оздоровительного лагеря не реагирует на обращения студента-практиканта?
— Если необходима помощь, то нужно обратиться к руководителю педагогической практикой.
Следует ли привлекать к отстаиванию прав и интересов студентов-практикантов их родителей или законных представителей?
— Нужно учиться отстаивать свои интересы самостоятельно.
Как объединить интересы детей в разновозрастном отряде?
— Старших детей привлечь к работе с младшими.
Можно ли курить в присутствии детей?
— Нет.
Может ли оценка за педагогическую практику, выставленная директором оздоровительного лагеря, не совпадать с итоговой оценкой, выставленной руководителем практики?
— Да, может.
Что служит критерием для выставления итоговой оценки по летней педагогической практике?
— Отношение студента-практиканта к выполнению своих обязанностей, качество его работы.
Как быть, если ребёнок убежал?
— Не паникуя, собрать детей и немедленно сообщить об этом директору оздоровительного лагеря.
Нужно ли воспитателю (вожатому) в оздоровительном лагере подчиняться сложившимся традициям?
— Если они способствуют хорошему отдыху детей, то да.
Как быть, если у директора оздоровительного лагеря и воспитателя (вожатого) разные взгляды на воспитание?
— Стремиться к взаимопониманию.
Может ли директор в оздоровительном лагере перекладывать свои обязанности на воспитателей (вожатых)?
— Может, в экстремальных ситуациях.
Как поступить, если воспитатель (вожатый) не понимает требований директора оздоровительного лагеря?
— Если непонимание связано с нарушением трудового кодекса, основ техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей, освободить воспитателя (вожатого) от занимаемой должности
Какие вопросы желательно выяснить воспитателю (вожатому) у директора оздоровительного лагеря при первой встрече?
— Время оплаты труда: даты, условия вычетов.
— Способы расторжения контракта: по сроку, в результате нарушений, по иным причинам.
— Время отдыха: ожидаемое количество дней, планирование отдыха, временная нетрудоспособность.
— Курение.
— Пользование собственным автомобилем.
— Правила поведения в оздоровительном лагере для воспитателей (вожатых): посещение родственниками, выход за территорию и т. д.
— Действия администрации, которые могут быть предприняты в случае плохого отношения к кому-либо из детей или сексуальным домогательствам по отношению к ним.
Какие данные могут служить исходными при планировании работы воспитателя (вожатого)?
— План-сетка лагеря.
Что может повлиять на настроение ребёнка?
— Абсолютно все. Вспомните себя ребенком.
Начиная с какого возраста можно работать воспитателем (вожатым) в оздоровительном лагере?
— На штатные должности в лагерь принимаются лица, достигшие 18 лет.
Какой вид трудового договора (контракта) заключается на период работы в оздоровительном лагере?
— Срочный.
Что делать, если ребенок страдает лунатизмом?
— Воспитатель (вожатый) должен особенно внимательно следить за такими детьми.
— Действия педагога могут быть следующими:
— не будить ребенка во время его ночных прогулок и не давать никаких приказаний;
— уменьшать освещенность детской постели ночью, помещая постель такого ребенка дальше от окна;
— подложить под ноги ребенка во время его ночной прогулки мокрую холодную тряпку, это способствует самостоятельному медленному пробуждению ребенка и избавляет его от испуга.
Следует ли иметь план работы отряда на смену (на день), если этого не требует руководство?
— Да, обязательно.
Как бороться с травлей в детском коллективе
Детки в клетке или травля в младших и средних отрядах…
Есть такое мнение, что это те, кого травят, должны измениться. Или научиться не раздражать. Слиться с пейзажем. А они не сливаются, при всем желании. Да это и не помогло бы, см. «Гадкий утенок» Бардина. Там все подробненько показано про то, какие стратегии НЕ работают в ситуации травли. Слиться, измениться, понравиться, подражать, веселить, помогать. Против группы, сплоченной негативом, это не фурычит. А то, что фурычит, должны делать взрослые, по крайней мере в младших отрядах. Сами дети смогут не раньше 12-13.
Конечно, до ярости можно довести любого. И у нее внутри это есть, мы-то знаем. Но не в восемь же лет Евпатия Коловрата изображать. Да и страшно это, ярость. Как-то философски: «Я в нашем отряде аутсайдер, но это только в отряде. В других местах все хорошо.» Направить усилия на обеспечение «других мест», достаточно качественных? Ребенок там счастлив.
Почему это возникает? Потому что такова потребность возраста. Детям надо быть в стае, надо осознавать себя через противопоставление другим, надо полностью ощущать принадлежность. Это как раз возраст предподростковый, в 8-9 лет. Им жизненно нужно чувство групповой сплоченности. Всем, кроме особо ярких индивидуалистов. Если есть какие-то позитивные основания, чтобы эту сплоченность чувствовать, все хорошо, травля не нужна. Если дети чем-то заняты, общая цель у них, общие интересы.
Часто объясняют травлю с позиций этологии, мол, есть альфа-особи, есть омега-особи, и т. д. Все это, конечно, есть. Но люди все же посложней обезьян будут, и к этому все не сводится. Как минимум, эта теория не объясняет, почему есть группы без травли. Да, со своими звездами, середнячками и «особыми», но при этом без насилия. Поэтому этот подход часто не устраивает. Можно объявить, что это, мол, у них такое распределение, и просто он омега, и все. Всем расслабиться.
Между тем вопрос именно в этом. Почему некоторые детские коллективы оказываются беззащитны перед групповой иерархией, вшитой от природы, а другие-то нет. Живут по-человечески. До подросткового возраста это полностью зависит от взрослых. Если есть авторитетный взрослый, который насилия не приемлет, его не будет.
Есть и такие вожатые, что сами провоцируют, им это кажется очень классным способом управлять детским коллективом. Иногда невольно провоцируют. Например, как это может быть на эстафете. Всем весело, вожатому легко. Плохо неспортивным детям, которым достается за то, что «подвели команду». Если вожатый никак это не отслеживает и не работает с этим, а наоборот, подогревает азарт, травля неизбежна.
1. Ждать, что само пройдет
2. Оправдывать, объясняя
Если в голове взрослого такого твердого убеждения нет, и он в упоении от собственной проницательности «анализирует причины», вместо того, чтобы дать определенную оценку и выдвинуть требования, остановить травлю он не сможет. Кроме того, причины часто столь глобальные, что устранить их невозможно, Скажем, агрессию в обществе или насильственность и закрытость ненкой детской системы. Или вот дети, обделенные любовью родителей и потому самоутверждающиеся за счет других, всегда были, есть и будут. Это не значит, что надо терпеть травлю. Надо ставить цели скромнее: нет задачи изменить причины, есть задача изменить ПОВЕДЕНИЕ конкретной группы детей.
3. Путать травлю и непопулярность
4. Считать травлю проблемой жертвы
Конечно, явственно страдает именно жертва. Те, кто травит, прямо сейчас могут выглядеть очень довольными собой. Однако важно понимать, что страдают в результате все.
Страдает жертва, получившая опыт унижения, отвержения и незащищенности, травму самооценки, а то и нарушения эмоционально развитии из-за долгого и сильного стресса.
Страдают свидетели, те, кто стоял в стороне и делал вид, что ничего особенного не происходит, и в это самое время получал опыт бессилия перед властью толпы и стыда за свое слабодушие, поскольку не решился вступиться и поддерживал травлю из страха самому оказаться жертвой. Этот опыт иногда может быть полезен для подростка, у которого уже есть достаточно сил для морального выбора. Например, как испытанный острый стыд заставляет что-то делать. Но для ребенка младшего возраста такой опыт всегда травматичен и разрушителен, стыд загоняет его в угол, и все. Это все равно как насильно ставить ребенка на ноги до того, как они достаточно окрепли. Будет искривление костей.
5. Считать травлю проблемой личностей, а не группы
Это подход типа «все дело в том, что они такие».
Так же не имеет смысла сводить причину травли к качествам тех, кто травит: они «звери, гаденыши, быдло, наглые отпрыски нуворишей» и т. п. Опять-таки, конечно, роль инициаторов травли часто берут на себя дети не самые благополучные внутренне. Но одних только их качеств недостаточно. Я много раз наблюдала, как самые отъявленные травители, случайно оказавшись с жертвой вдвоем, мирно с ней играют. И опять-таки, при смене взрослого лидера или позиции этого лидера по отношению к происходящему нередко «эти сволочи» поразительно быстро меняют свое поведение, хотя, конечно, не могут так стремительно решить свои внутренние проблемы или повысить свой культурный уровень.
6. Давить на жалость
Пытаться объяснить агрессорам, как жертве плохо и призывать посочувствовать. Не поможет чаще всего. Только укрепит их в позиции сильного, который хочет казнит, хочет милует. А жертву обидит, унизит или подкрепит ее беспомощность. Особенно если это мальчик. Очень частая ошибка.
7. Принимать правил игры
Собственно, оно, может, и ничего, если, опять же, мы имеем дело с подростком, которому уже пора обретать самостоятельность и рассчитывать на себя. Если до этого у него было достаточно поддержки и если даже сейчас он все же застрахован от совсем крайних проявлений насилия, он может справиться. Тогда, как справедливо кто-то отметил, это будет инициация, опыт болезненный, но ведущий к развитию. Заодно подросток сможет принять собственное решение о том, так или не так устроен мир и готов ли он с этим мироустройством согласиться. Это тоже зависит от того, была ли ему прежде взрослыми предъявлена иная система ценностей и есть ли у него тыл в семье.
Если же ребенок младше, такое поведение взрослых лишает его защищенности и обрекает на преждевременную инициацию. Которую да, сильный ребенок может пройти, но всегда дорого за это платит. А слабый так и вообще ломается. И начинает верить, что «мир устроен так»…
Этот тот самый главный вывод, о котором уже написано ранее. Без конфронтации здесь невозможно, уговоры не помогут, «командообразование» тоже. Идти на конфронтацию неохота, неловко, нет опыта, потому что сами мы почти все имеем опыт жертвы и/или опыт травящего, и сами мечемся между виктимностью и агрессивностью.
Ну, и осталось про то, что собственно можно сделать. Так вот, про что можно сделать. Конечно, ситуации очень разнообразны, это общие принципы и шаги.
Дальше тот взрослый, кто взял на себя общественность, для простоты будем называть его вожатым в лагере, хотя это может быть школьный психолог, тренер и т. д. должен поговорить с группой, в которой происходит травля и НАЗВАТЬ явление группе.
Важно: не давить на жалость. Ни в коем случае не «представляете, как ему плохо, как он несчастен?». Только : как было бы ВАМ в такой ситуации? Что чувствовали бы ВЫ? И если в ответ идут живые чувства, не злорадствовать и не нападать. Только сочувствие: да, это всякому тяжело. Мы люди и нам важно быть вместе. Иногда первого пункта и хватает, если только-только началось.
2. Дать однозначную оценку
Конечно, все это получится, только если сам взрослый так искренне считает. Это должна быть проповедь, а не нотация.
3. Обозначить травлю как проблему группы
4. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор
Если группа очень погрязла в удовольствии от насилия, конфронтация может быть более жесткой. Я описывала прием с «Гадким утенком» в книжке, перескажу здесь коротко. Напомнив детям тот отрывок, в котором описана травля, можно сказать примерно следующее: «Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он-то в этой истории. Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?».
Этот же прием может помочь родителям осознать, что если травят не их ребенка, а наоборот, это тоже очень серьезно. Их дети находятся в роли тупых и злобных кур, а такие роли присыхают так крепко, что начинают менять личность. Они этого хотят для своих детей?
Для индивидуального разговора с ребенком, не понимающим, что плохого в травле, это тоже подходит.
5. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт
До сих пор речь шла о том, как не надо. Ошибкой было бы остановиться на этом, потому что, запретив детям прежние способы реагировать и вести себя и не дав других, мы провоцируем стресс, растерянность и возвращение к старому.
Момент, когда прежняя, «плохая» групповая динамика прервана, раскрутка ее губительной спирали прекращена, самый подходящий, чтобы запустить динамику новую. И это важно делать вместе.
6. Мониторинг и поддержка позитивных изменений
7. Гармонизировать иерархию
Вот теперь пора думать про популярность. Про то, чтобы каждый имел признание в чем-то своем, мог предъявить себя группе, быть полезным и ценным в ней.
Ну, это уже из серии «совсем хорошо». Даже если так прям не получается, достаточно мирного, спокойного сосуществования, а реализовываться дети могут в других местах.
Как-то так. И никакой тут неразрешимой проблемы естественно нет. Конечно, есть множество осложненных ситуаций, например, агрессивное поведение жертвы, или устойчивая виктимность, или поддержка травли родителями (по телефону). Но это уже надо вникать и думать, как быть в данном случае. А общая стратегия примерно описана выше.