Дети капитана гранта чему учит
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Верн Жюль “Дети капитана Гранта” Читательский дневник, краткое содержание
Верн Жюль “Дети капитана Гранта” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Верн Жюль.
Название: «Дети капитана Гранта».
Жанр: роман.
Тема произведения: дружба и приключения.
Число страниц: 364.
Главные герои и их характеристика
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
В море находят бутылку с обрывком записки, в котором сообщается о кораблекрушении. Лорд Гленарван отправляется на поиски капитана Гранта, для чего ему придётся совершить кругосветное плавание.
Сюжет – краткое содержание
Понравившийся эпизод
В этом романе много интересных и смешных эпизодов, которые связаны с рассеянным географом Паганелем. Мне понравилось, как маори в Новой Зеландии сделали ему татуировки, а Паганель очень стеснялся, не понимая своего счастья.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Кто ищет, тот всегда найдёт.
Чему учит эта книга
Роман учит пользе знаний, привлекает внимание к географии. Учит тому, что наша планета огромна и прекрасна и повсюду живут люди со своими традициями и обычаями. Учит твёрдости духа, смелости и отваге. Учит взаимовыручке и самоотверженности.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному
Мне очень понравился этот приключенческий роман. В нём много приключений, много описаний дальних стран и много смешных моментов. Мой любимый герой – рассеянный учёный Паганель, который всё знал о странах, куда заносило яхту «Дункан», но при этом раньше там не бывал. Он изучил их в своём кабинете.
Новые слова и выражения
Пэр – в Англии высший представитель знати.
Пиброксы – песни древних шотландцев.
Камбуз – кухня на корабле.
Патагония – южная оконечность Южной Америки.
Никталопия – неспособность видеть в темноте.
Пословицы к произведению
Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь.
На друга надейся и сам не забудь его выручить.
Всякая помощь хороша вовремя.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
На Бога надейся, а сам не плошай.
«Дети капитана Гранта» — читательский дневник по роману Ж. Верна
Приключенческий роман «Дети капитана Гранта» французского писателя Жюля Верна был написан и опубликован в 1868 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Жюль Габриель Верн
Название произведения: «Дети капитана Гранта»
Жанр: роман
Год написания: 1868
Издательство: АСТ
Год издания: 2015
Главные герои и их краткая характеристика
Время и место действия
Это был 1864 год. Действие происходит на судне «Дункан».
Краткое содержание и сюжет
Хозяин яхты Эдуард Гленарван, проводивший испытания судна в открытом океане, спешил обратно в Глазго. Команда выловила крупную рыбу и во время разделки нашла в ее животе бутылку с запиской. В ней сообщалось на трёх языках, что капитан Грант и часть его экипажа остались в живых после страшного кораблекрушения. Спасшиеся моряки сумели выбраться до клочка земли, но не смогли оттуда уплыть. Далее в записке нашлась координата (показатель широты) того места, где, вероятно, находился Грант. Значение долготы было размыто водой.
Искатели, предположив, что Грант с товарищами могли быть пленены индейцами, отправились к берегам Южной Америки, в далёкую Патагонию. Только отплыв от суши, команда внезапно нашла на корабле незнакомого мужчину. Им оказался Жак Паганель из французского географического общества, по ошибке принявший чужой корабль за тот, на котором должен был отплыть в Индию. Научный деятель из Парижа испугался морской болезни и решил провалиться в сон в одной из кают, где и был обнаружен. Поняв, что он уплыл в совершенно другом направлении, Жак предпринял несколько неудачных попыток сойти с судна. Однако, со временем узнав цель путешественников и проникнувшись их благородной целью, он понял, что должен присоединиться к их поисковой операции.
И вот корабль подплыл к берегам Южной Америки. Мужчины спустились на сушу, оставив женщин и капитана Джона для их сопровождения на корабле, справедливо заметив, что суша может быть полна опасностей. Мэри и Элен решили отплыть подальше к востоку и ждать мужчин у другого берега.
Опасения команды оправдались в полной мере, и путники столкнулись со множеством происшествий: сначала страшное землетрясение, затем пропажа маленького Роберта, которого чудом удалось вырвать из когтистых лап огромной птицы, ужасная жажда в южноамериканских степях, едва не погубившая их, нападение агрессивных волков и даже наводнение. Самое обидное, что измученные путешественники так и не нашли следов Гранта. Жак предположил, что, возможно, они находятся в Австралии, и команда отправилась на другой континент.
В Австралии они остановились у богатого ирландского фермера. Их беседу о капитане Гранте услышал слуга Том Айртон, признавшийся, что он был членом команды утонувшей «Британии». По его словам, весь экипаж утонул, а сам он чудом спасся. Том согласился отправиться вместе с остальными и привести всех к месту кораблекрушения.
Тем временем, судно Гленарвана получило несколько повреждений и нуждалось в ремонте. Поэтому все, кроме самого лорда, его супруги, детей Гранта, Жака и нескольких матросов, уплыли в Мельбурн. Оставшиеся же пошли по суше и стали свидетелями катастрофы на мосту: разбился поезд, многие пассажиры погибли. Пошли слухи, что катастрофу организовал беглый преступник Бен Джойс и его приспешники.
Отряд отправился дальше в дурном настроении – следовало найти безопасное место для ночлега. Ночью майор встретил тех самых каторжников, но сумел вовремя укрыться. Подслушав их разговор, майор с ужасом узнал, что Том Айртон и Бен Джойс – один и тот же человек. Негодяй изначально повёл команду по неверному пути, надеясь завладеть их судном, а его сообщники всё это время преследовали путешественников, готовые осуществить его коварный план. Рассказав все товарищам, майор вывел Тома на чистую воду и предателю пришлось бежать, но перед бегством он успел ранить Гренгуара. Было необходимо как можно скорее предупредить остальных членов команды о предательстве Тома. Путники написали письмо и отправили одного из матросов передать его, но Айртон сумел перехватить послание.
Казалось, миссия была провалена – экипаж почти потерял судно, так и не найдя ни единой зацепки о нахождении Гранта. Путники решили отправиться обратно в Европу через Новую Зеландию. Но и тут их ждали неприятности: они попали в плен к каннибалам. Чудом сбежав и почти потеряв надежду на спасение, они внезапно увидели «Дункан» у берегов.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Яхта «Дункан» отправляется на поиски капитана Гранта в Патагонию. Путешественники пешком пересекают Патагонию, но не находят капитана Гранта. Они высаживаются в Австралии, и бывший боцман «Британии» Айртон ведет их. Айртон оказывается каторжником, путешественники теряют «Дункан» и оказываются в Новой Зеландии. Они чудом спасаются от маори, и встречают «Дункан», который Паганель по ошибке отправил к Новой Зеландии. Путешественники находят Гранта на острове Табор, и оставляют там Айртона.
План пересказа
Основная мысль
В любой ситуации не нужно сдаваться, следует идти до конца. Если человек попал в беду, и речь идет о его жизни, нужно всем объединиться и помочь, а не действовать в одиночку. Пока люди едины и отзывчивы — они не победимы.
Чему учит
Роман учит ценить человеческую жизнь, всегда спешить на помощь, спасать товарищей. Учит мужеству, благородству, верности. Учит не отчаиваться и не отступать перед трудностями. Учит ценить знания и уметь применять их на практике. Учит справедливости.
Отзыв и что понравилось
Мне очень нравится этот роман, в котором много интересных научных фактов об истории и природе стран, в которых побывали лорд Гленарван с друзьями. Также в романе много захватывающих приключений, множество опасностей, которые пришлось преодолевать путешественникам. Но их вела благородная цель и они с честью выдержали все испытания. А потому роман заканчивается счастливо.
Вывод и мое мнение
Если речь идет о жизни человека, нужно отбросить нерешительность, страхи и малодушие, и спасать человека. Не можешь сам это сделать, сообщи другим. Нельзя быть равнодушным к чужой беде, а благородство и храбрость возвращаются к нам признанием и душевным ростом. Автор в полной мере показал, что самоотверженность и преданность своему делу всегда приводят к достижению задуманного.
Пословицы
Словарь новых и непонятных слов
Кондор — огромная хищная птица.
Пампасы — южноамериканская степь.
Штурвал — рулевое колесо корабля.
Каторжник — ссыльный преступник.
Понравившиеся цитаты из текста
«Когда сердце борется с рассудком, рассудок редко бывает победителем.»
«Каждый человек может ошибиться, но только безумец упорствует в своей ошибке.»
«Человек создан для жизни в обществе, а не в одиночку.»
Верн Жюль роман «Дети капитана Гранта»
Читательский дневник по роману «Дети капитана Гранта» Жюль Верна
Название: «Дети капитана Гранта»
Второстепенные герои: Айртон.
Характеристика главных героев:
Лорд Гленарван — Молодой лорд, смелый, добрый, богатый.
Очень хотел спасти пропавшего капитана.
Леди Элен — Жена лорда.
Юная и красивая, очень добрая и сострадательная.
Паганель — Рассеянный географ, по ошибке попавший в экспедицию.
Умный и начитанный.
Роберт Грант — Сын капитана.
Решительный, азартный, любознательный.
Мэри Грант — Дочь капитана. Красавица.
Характеристика второстепенных героев:
Айртон — Предатель и убийца, злодей и пират.
Краткое содержание романа «Дети капитана Гранта»
Найдя записку с просьбой о помощи, лорд Гленарван собирает спасательную экспедицию.
К ней присоединяются дети пропавшего капитана Роберт и Мэри, а также рассеянный географ Паганель.
Не зная точного места крушения, спасатели начинают обшаривать материки.
Они проходят через Южную Америку, но там Гранта не оказывается.
Тогда они отправляются в Австралию, где знакомятся с Айртоном, боцманом Гранта.
Но Айртон предаёт их, желая завладеть кораблём.
Думая, что яхта пропала, Гленарван отправляется в Новую Зеландию, и спасатели оказываются в плену маори.
Вырвавшись из плена, они находят «Дункан» и высаживают Айртона на необитаемом острове.
Там же они находят Гранта.
План произведения:
Основная мысль произведения «Дети капитана Гранта»
Главная мысль романа в том, что настойчивость — одна половина успеха, а верные друзья — вторая.
Основная идея романа в том, что человек должен знать как можно больше о мире, в котором живёт. И уметь применять свои знания.
Чему учит роман
Роман учит смелости, настойчивости, упорству.
Учит не отступать от поставленной цели.
Учит дружбе и взаимовыручке.
Учит не бросать в беде друзей.
Учит прощать и надеяться на прощение.
Учит никогда не терять надежды.
Краткий отзыв по произведению «Дети капитана Гранта» для читательского дневника
Прочитав этот роман, я была поражена настойчивостью лорда Гленарвана и его верных спутников.
Они не знали, где точно искать пропавшего Гранта, но не отчаивались.
И пересекли всю параллель, совершив кругосветное путешествие.
И они достигли своей цели — отыскали всё-таки родителей Роберта и Мэри.
Они нашлись на маленьком необитаемом острове, который лежал на той самой параллели.
Это очень увлекательный и интересный роман, полный самых разнообразных приключений.
Автору удалось написать не просто популярную книжку, а наполнить её многочисленными научными фактами.
Верн хотел, чтобы его читатели полюбили географию и путешествия так же, как он сам.
Он хотел заразить читателей интересом к науке.
Мне очень нравятся многие герои этого романа.
Но больше всего симпатий вызывает Паганель. Умный и рассеянный.
Он гениальный человек не от мира сего.
Живёт наукой и потому забывает об обычных вещах.
Я всем рекомендую прочитать этот роман, насладиться чудесным языком писателя и погрузиться в фантастический мир прошлого.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Раздался вопль ужаса — в когтях у кондора висело и качалось безжизненное тело. То было тело Роберта Гранта.
Хищник, вцепившись в одежду мальчика, парил в воздухе футах в ста пятидесяти над лагерем.
Он заметил путешественников и, стремясь со своей тяжёлой добычей поскорее скрыться, мощно рассекал крыльями воздух.
— А! — крикнул Гленарван. — Пусть лучше тело Роберта разобьётся оскалы, чем послужит…
Ещё читательские дневники по произведениям Жюль Верна:
«Вокруг света за 80 дней»
«Двадцать тысяч лье под водой»
Библиотека произведений автора пополняется.
Анализ романа Дети капитана Гранта Жюля Верна
Главная цель автора в написании произведения «Дети капитана Гранта» показать протест против колонизации людей, любовь детей к затерявшему отцу, которого до конца рассказа пытаются найти.
Рассказ повествует историю 19 века, когда Англия ведет колонизаторскую политику, ущемляя права индейцев и других племён, относясь к ним не снисходительно. Развитие цивилизации и господство англичан повлияло на отношение к этому народу, что привело к их угнетению. Причиной этому миллионами индейцев были истреблены, поредели и почти исчезли, так как права их постоянно были нарушены.
Одних из тем затронутых в этом произведении это темы дружелюбия, единства и борьбы, совокупность которых помогает героям преодолеть препятствия в поисках капитана Гранта.
В рассказе широко используются наука растениеводства, обработка техники и другие сфер развития, где употребляется увлечение читателя, с живыми темами избегая скучных фраз повествования.
В романе описывается любовь сына и дочери к отцу, когда дети не боятся сложностей, голода и трудностей в пути воссоединения с одного из родителей. Они переживают приключения, которые всклочили их еще тесней, а встреча с отцом была еще слаще, потому что пережитые чувства удвоились после достижения цели.
Что не скажешь, про нынешнюю молодежь, любящую все готовое, предсказуемое и доступное, лишь бы, не попотеть даром, что делает их ленивее и бездарными. Только трудолюбие и терпение приводит к самым неожиданным итогам, главное быть всегда в движении и добиваться намеченных целей. Так и поступили Роберт и Мэри, спасая отца вопреки трудностям, переживаниям и мучениям, которые ещё ближе сблизили родственные связи между родными людьми.
Однако главная цель автора сопутствовала весь рассказ и всегда играла важную роль в истории этого произведения, сопоставляя положительных и отрицательных героев. Перед читателем раскрывается вся правда о несправедливостях социального и национального различия и порабощения народов на фоне фантастических приключений, придающие вуаль над истинным горем человечества, где происходит борьба на выживание.
Их поддерживают и положительные персонажи рассказа, связанные с наукой, прогрессом и исследований, где помогают слабым людям по жизненному рангу и этническому расположению в этом мире. В мире, где все люди равны во всех смыслах этого слова, но те, кто этого не понял, Жуль Верн, создал данный шедевр произведения, который навеки искоренит из душ грешных подобные моральные качества и низости духа. Так как колонизация привела к гибели многих людей, которые тоже были в праве на счастливую жизнь без угнетений, на такие же условия жизни в нашем цивилизованном мире, где не человеческим и не гуманным образом поступают лишь животные.
Проектная работа «Я вам советую прочитать: «Дети капитана Гранта» (7 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 36
Тема: Я Вам советую прочитать: по следам капитана Гранта
Наставник проекта: Соснина И.М.,
учитель русского языка и литературы
1. Аннотация наставника
3. Теоретическая часть
3.1. Слово о Жюль Верне
3.2. Мое любимое произведение и его экранизация
4. Практическая часть
4.2. Результаты анкетирования
4.3. Книга «Дети капитана Гранта»
4.3.1. Герои (персонажи)
5. По следам капитана Гранта
5.1. Маршрут «Дункана»
5.2. Заглянем в гости
7. Список литературы
Проект « Я вам советую прочитать: по следам капитана Гранта» знакомит учащихся с творчеством французского писателя Ж. Верном, его произведениями. Автор работы обращается к своему любимому произведению- «Дети капитана Гранта», раскрывает сюжет, образы героев. Также в работе подробно описан маршрут путешествия героев произведения и некоторые географические объекты, которые являются одними из ключевых и значимых остановок в романе.
Автор проекта обращается к данной теме с целью привлечь внимание сверстников к чтению художественной литературы, вызвать интерес к творчеству Ж. Верна, показать, что художественное произведение может быть многогранно: помимо захватывающего сюжета, неординарных личностей героев и их судеб, в книге раскрываются научные и географические данные. Таким образом роман- это не только выдуманная история, но и источник знаний из различных научных областей, что способствует расширению кругозора читателя.
Учащийся провел исследование, результаты которого оказались не утешительны, анкетирование показало, что большинство сверстников не знакомы с творчеством Ж. Верна, не стремятся к прочтению дополнительной художественной литературы. Данный факт подтверждает актуальность работы.
Проект можно считать межпредметным, т.к. в ходе работы автор применял знания по таким учебным дисциплинам, как история, география, информатика, литература.
Тип проекта: творческий.
Продукт проекта: «Книжный тайник» (обзор на книгу (пост в социальной сети), запись аудиокниги (отрывок из произведения), создание буктрейлера).
Работа над проектом учит искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ, конкретизировать и анализировать изученный материал и полученные в ходе работы данные. Выполнение проекта способствует развитию познавательных и регулятивных универсальных действий, развивает творческие и коммуникативные способности детей.
«Так уж создан человек: в нем всегда живет потребность создать что-нибудь прочное и долговечное, которое бы его пережило, и в этом до известной степени заключается господство человека над всем остальным».
Жюль Верн «Таинственный остров»
Одним из таких долговечных явлений в мире человека является книга. Книга играет важную роль в развитии человека, помогает расширить кругозор, развивает память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Она учит человека думать и принимать решения, способствует формированию собственного взгляда на мир. Часто хорошая книга позволяет объяснить те вещи, которые трудно точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры позволяют усвоить правила поведения, понять отношения между людьми, научиться законам жизни в обществе.
К сожалению, современное поколение читает очень мало, поэтому привлечение школьников к чтению литературы, причем классической хорошей, качественной литературы является актуальной задачей.
Тема данного проекта «Я вам советую прочитать». Я хочу рассказать о романе «Дети капитана Гранта» Ж. Верна. Его произведения часто достаточно сложны для восприятия, такие книги нужно не только начинать читать, но читать углубленно. Поэтому тема моей работы звучит так: «Я вам советую прочитать: по следам капитана Гранта».
Я выбрал эту тему потому что, на мой взгляд, Жюль Верна сильно недооценивают, а ведь он вкладывает в характер своих героев самые правильные моральные ценности.
В своё повествование часто вставляет настоящие научные факты, тем самым позволяя читателю одновременно с познаванием сюжета истории познавать и научную информацию. Вместе с героями читатель путешествует по необыкновенным местам всего земного шара.
А также, поскольку Жюль Верн писал истории, в которых постоянно встречались учёные разных сфер деятельности среди главных героев, то из этого следует, что творчество Жюля Верна может понравиться любому. Просто не все смогли пробиться через некоторое занудство автора. Именно это я и хочу помочь преодолеть начинающим читателям.
Цель проекта: п ривлечь внимание сверстников к книгам, к чтению, д оказать, что книга в век компьютеризации и цифровых технологий является одним из основных источников развития человека как личности;
1. Собрать информацию о французском писателе- Жюль Верне.
2. Познакомить с творчеством Жюля Верна.
3. Подготовить обзорную информацию о книгах Жюля Верна и экранизациях на его произведения.
4. Рассказать о романе «Дети капитана Гранта» (герои, краткий сюжет).
5. Составить маршрут путешествия «По следам капитана Гранта».
6. Краткий обзор некоторых географических объектов.
7. Изучить литературу и интернет-источники по данной теме.
8. Провести анкетирование среди учащихся, чтобы определить степень осведомленности учеников о произведениях автора.
9. Подготовить продукт проекта- «Книжный тайник» (входит: обзор на книгу (пост в социальной сети), запись аудиокниги (отрывок из произведения), создание буктрейлера).
3. Теоретическая часть
3.1. Слово о Жюль Верне
Жюль Верн — французский географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики. Член Французского Географического общества. (Приложение 1). Он родился 8 февраля 1828 года в старинном французском городе Нанте. Это один из крупнейших портов Франции, откуда океанские парусники совершали рейсы к далеким берегам самых разных стран, отсюда и прослеживается романтическое настроение приключений в творчестве Ж. Верна.
Отец его был юристом, а мать, наполовину шотландка, получила прекрасное образование и занималась домом. Жюль был первым ребенком, после него в семье родился еще один мальчик и три девочки.
Жюль Верн учился в Париже на юриста, но в то же время активно занимался сочинительством. Он писал рассказы и либретто для парижских театров. Некоторые из них были поставлены и даже имели успех, но настоящим его литературным дебютом стал роман «Пять недель на воздушном шаре», который был написан в 1864 году и явился первым из цикла произведений.
Интересно, что с 1865 года рабочим кабинетом писателя становится каюта яхты «Сень-Мишель». Этот небольшой корабль был куплен Ж. Верном в период работы над романом «Дети капитана Гранта». Позднее были приобретены яхты «Сан-Мишель II» и «Сан-Мишель III», на которых писатель ходил по Средиземному и Балтийскому морю. Он побывал на юге и севере Европы (в Испании, Португалии, Дании, Норвегии), на севере африканского материка (например, в Алжире). Мечтал доплыть и до Санкт-Петербурга. Но этому помешал сильный шторм, разразившийся на Балтике. От всех путешествий пришлось отказаться в 1886 году, после ранения в ногу.
Жюль Верн не был «кабинетным» писателем, он много путешествовал по миру, в том числе и на своих яхтах. В 1892 году писатель стал кавалером ордена Почётного легиона.
Последние романы писателя отличаются от первых. В них чувствуется страх. Писатель отрекся от идеи всемогущества прогресса. Он начал понимать то, что многие достижения науки и техники будут использоваться в преступных целях. Надо отметить, что последние романы писателя не пользовались популярностью. Писатель умер в 1905 году от сахарного диабета. Незадолго до смерти Верн ослеп, но все так же продолжал надиктовывать книги. Многие его романы, не изданные и не законченные при жизни, издаются сегодня.
В основном творчество Жюля Верна проникнуто романтикой науки, верой во благо прогресса, преклонением перед силой мысли. В романах Жюля Верна читатели находили не только восторженное описание техники, путешествий, но и яркие и живые образы благородных героев (капитан Гаттерас, капитан Грант, капитан Немо), симпатичных чудаковатых учёных (профессор Лиденброк, доктор Клоубонни, кузен Бенедикт, географ Жак Паганель).
Правнук писателя, Жан Верн, известный оперный тенор, сумел отыскать роман «Париж XX века» (роман был написан в 1863 году, а опубликован в 1994), который считался семейной легендой, и в существование которого никто не верил. Именно в этом романе были описаны автомобили, электрический стул, факс.
Таким образом, за 78 лет жизни Ж. Верном было написано около 150 произведений, в том числе документальных и научных работ (только романов 66, из которых некоторые неоконченные).
3.2. Моё любимое произведение и его экранизация
В романе «Дети капитана Гранта», по моему мнению, самое динамическое повествование из всех книг Жюль Верна. К слову, вот их рейтинг среди читателей:
«Дети капитана Гранта»
«20000 лье под водой»
«Вокруг света за 80 дней»
Эта статистика показывает, что многие читатели разделяют моё мнение.
В этой книге самый, по моему мнению, хороший и грамотный юмор, да и вообще он здесь есть, поскольку в других произведениях Жюля Верна его либо вовсе нет, либо есть, но очень дозированно.
Что значит «хороший юмор»? Это действительно смешные диалоги, монологи, вставленные в нужный момент сюжета (к месту). Хороший юмор, по моему мнению, должен быть понятен каждому.
В книге «Дети капитана Гранта» наиболее большой и, на мой взгляд, наиболее хороший подбор персонажей, в этой истории участвуют как ребёнок 12 лет, так и взрослые люди около 40 лет. Именно из-за такого разброса в возрастах персонажей каждый может найти себе пример для подражания и проследить достаточно интересную линию общения и взаимосвязей между старшим и младшим поколением. Именно поэтому я считаю роман «Дети капитана Гранта» лучшей книгой Жюля Верна.
В 1986 году на Одесской киностудии (СССР) и студии «Бояна» (Болгария) был снят многосерийный телевизионный приключенческий фильм Станислава Говорухина по мотивам романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта», этот фильм впервые был показан по Первой программе Центрального телевидения Гостелерадио СССР.
Кстати, это вторая попытка экранизировать роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Первая, одноимённая, была снята в далёком 1936 году режиссёром Владимиром Вайнштоком. Говорухин же решил немного изменить название, дабы избежать путаницы.
Фильм состоит из двух сюжетных линий. Первая рассказывает о жизни писателя Жюля Верна и истории создания и публикации романа «Дети капитана Гранта». Вторая собственно повествует сюжет романа так, как он постепенно рождался в воображении писателя.
Лорд Гленарван и его жена Элен совершают свадебное путешествие в шотландских водах на яхте «Дункан». Экипаж корабля вылавливает акулу, во внутренностях которой находят бутылку из-под шампанского. Внутри неё лежат разъеденные водой бумаги на трёх языках с просьбой о помощи: английское судно потерпело крушение, спастись удалось двум матросам и капитану Гранту. Прослышав о находке, к лорду приезжают дети капитана.
После отказа английского правительства вести поиски лорд Гленарван сам решает отправиться на помощь герою Шотландии. Им точно известно, что крушение произошло на 37-й параллели, но долгота неизвестна. В поисках капитана отважные шотландцы совершают по 37-й параллели кругосветное путешествие.
В финале фильма обе сюжетные линии сливаются, корабль Жюля Верна и «Дункан» встречаются в море.
Всего экранировать книгу «Дети капитана Гранта» пытались три раза.
1936 год — «Дети капитана Гранта», реж. Владимир Вайншток, СССР.
1962 год — «В поисках потерпевших кораблекрушение» (англ.), реж. Роберт Стивенсон, США.
1986 год — «В поисках капитана Гранта», реж. Станислав Говорухин, советско-болгарский 7-серийный телефильм. (Приложение 4).
4. Практическая часть
Для того, чтобы определить, на сколько подростки, учащиеся моей школы знакомы с
творчеством Ж. Верна, определить актуальность моей работы, я провел опрос среди учеников 7 и 8 классов. В анкетировании участвовало около 100 человек.
Для учащихся были представлены следующие вопросы:
1.Знаете ли вы, кто такой Жюль Верн: __да __нет
2. Знакомы ли с творчеством Жюль Верна: __да __нет
3. Если да, то насколько:
__Приблизительно (что-то слышали, урывками смотрели фильмы по книгам).
__Углублённо (читали книгу (книги), смотрели фильм (фильмы)). Какие?
4.2. Результаты анкетирования
По результатам анкетирования, можно сделать вывод, что большая часть респондентов не знакомы с творчеством Ж. Верна, что, на мой взгляд, является большим упущением, т.к. его произведения не только интересны и увлекательны, но и расширяют кругозор человека, знакомя его с географическими, историческими данными. Поэтому главная задача моей работы – привлечь внимание сверстников к творчеству Ж. Верна, является актуальной.
4.3. «Дети капитана Гранта»
4.3.1. Герои (персонажи)
Эдуард Гленарван – шотландский лорд, владелец шхуны «Дункан».
Элен Гленарван – супруга лорда, отважная, добрая женщина.
Гарри Грант – капитан судна «Британия», поисками которого занят главные герои.
Роберт и Мери Грант – дети капитана Гранта.
Жак Паганель – французский ученый, географ, чрезвычайно эрудированный и рассеянный человек.
Джон Манглс – капитан шхуны «Дункан».
Айртон – боцман с «Британии», мятежник, глава разбойников.
Том Остин – помощник капитана Джона Манглса.
Талькав – индеец, ставший другом для всех членов экспедиции.
Один корабль терпит крушение. Выясняется, что все погибли, кроме трех человек: капитана Гранта и еще двух членов команды. Местонахождение их почти неизвестно. В распоряжении лорда Гленарвана лишь расплывчатые сведения о координатах той местности. Он решает отправиться на поиски пропавших людей даже несмотря на то, что адмиралтейство отказалось спонсировать экспедицию.
На следующий день после того как корабль отчалил в море, среди членов команды оказывается еще один человек, совершенно случайно по собственной рассеянности оказавшийся на борту. Выясняется, что зовут его Жак Паганель, а попал он на борт, перепутав корабли. Узнав о цели предприятия, он решает остаться с командой и плыть вместе с ней в Южную Америку.
Согласно полученным сведениям, капитан Грант должен находиться в плену у индейцев. Поэтому команда решается остановиться у берегов Патагонии. Часть команды отправляется к ее западному побережью, остальные, в том числе и дети капитана, должны оставаться на корабле и плыть к восточной части Патагонии.
Пережив множество опасных приключений, путешественники начинают понимать, что не совсем верно истолковали информацию о местонахождении капитана Гранта. Как оказалось, целью экспедиции должна быть Австралия, а не Южная Америка. Прибыв в Австралию, они встречают одного ирландца. Тот приглашает их на свою ферму и любезно отвечает на все их расспросы. Однако рассказать что-либо о капитане Гранте и затонувшем корабле он не может, так как ничего об этом не слышал.
Вскоре выясняется, что один из работников ирландца является матрос разбившегося корабля, а капитан Грант, по его словам, находится в плену у туземцев на восточном побережье Австралии. Преодолев огромный путь и множество препятствий, команда снова оказывается не у дел. Все вместе они принимают решение вернуться в Европу, но корабля больше нет, а регулярные рейсы ходят только из Новой Зеландии.
Оказавшись на месте, команда попадает в плен к местным дикарям, которые к тому же еще и оказываются людоедами. Чудом спасшись от, казалось бы, неминуемой гибели, друзья достигают восточного побережья Зеландии. Вскоре выясняется, что боцман Айртон был высажен с корабля по решению Гранта за попытку поднятия мятежа. Айртон просит высадить его на острове Табор, что и делает Гленарван. Но вдруг оказывается, что именно здесь нашли пристанище те самые трое пропавших моряков: капитан Грант и двое матросов. Теперь команда в обновленном составе готова вернуться обратно в Европу.
5. По следам капитана Гранта
Помимо захватывающих приключений, ярких образов героев в романе интересен и сам маршрут путешествия, который по ходу чтения романа я попытался воспроизвести.
Лорд Гленарван решает пересечь Австралию в поисках капитана Гранта вдоль 37 параллели. Сама яхта под командой помощника капитана Тома Остина направляется на ремонт в Мельбурн и должна ждать там дальнейших инструкций Гленарвана.
У её западных берегов судно терпит крушение, но Гленарвану со спутниками удаётся собрать из его обломков самодельный плот и достичь на нём берега.
«Дункан» берёт курс на остров Табор — единственную не посещённую землю на 37° южной широты, где путешественники и находят капитана Гранта. Капитан Грант спасён, и путешественники возвращаются в Англию.
5.1. Маршрут «Дункана»
Следуя тексту, был составлен следующий маршрут:
из Глазго через Атлантический океан к берегам Южной Америки
о-ва Зеленого Мыса (Кабо-Верде), пересекает экватор
Патагония, (в месте её пересечения с 37 параллелью).
«Дункан» высаживает путешественников на западном берегу Южной Америки, с тем, чтобы обойдя
мыс Горн принять их на восточном
(Путешественники пересекает Патагонию)
переход через Анды (Кордильеры) в Чили.
пампасы (южноамериканская степь),
аргентинские равнины (Лаплатская низменность).
Путешественники плывут на восток по 37 параллели, пересекают Индийский океан.
высаживаются в юго-восточной Австралии.
(Путешественники пересекает Австралию)
(Путешественники пересекают Новую Зеландию)
западные берега Новой Зеландии
восточные берега Новой Зеландии
остров Табор (Риф Мария-Тереза)
Мне удалось составить карту маршрута: общая карта маршрута (приложение 6); карта маршрута по Южной Америке (приложение 7); карта маршрута по Австралии и Новой Зеландии (приложение 8).
5.2. Заглянем в гости
В своей работе я решил немного рассказать о некоторых географических объектах, в которых побывали путешественники.
Название «Глазго» происходит от кельтского выражения, означающего «зеленую долину » или «дорогое зеленое место».
В былые времена, Глазго процветало от судостроения и машиностроения. Сейчас город Глазго центр шотландского кино, театра, литературы, музыки и дизайна, захватил внимание всего мира. Город имеет более чем 20 музеев и галерей. (Приложение 9)
Название Патагония означает «Земля людей с большими ногами». (Приложение 11)
Один остров лежит несколько особняком к югу. Южная его оконечность — сплошь одни скалы, увенчанные 560-тиметровым двуглавым утесом. Сам остров называется Горном. А его крайний южный предел и есть, собственно, мыс Горн, который также называют «кладбищем кораблей». (Приложение 12)
Тристан-да-Кунья – остров вулканического происхождения. Только малая часть острова доступна для жизни. В настоящее время на Тристане-да-Кунья проживает 261 человек, которые с гордостью считают его своим домом.
Основным источником дохода для жителей служит фабрика по лову и переработке лобстеров и омаров. (Приложение 13)
И что же тут необычного? Мало ли других островов, гор, рек или пустынь, где разворачивались действия других известных романов?
«Дети капитана Гранта»- один из лучших романов выдающегося французского писателя, замечательный, выдающийся образец классического произведения юношеской литературы. Это произведения каждый прочтет с интересом. Здесь вы увидите героев и злодеев, верность и предательство, захватывающие приключения, опасности, сможете побывать в необыкновенных уголках мира, благодаря великому географу Паганелю, который раскрывает удивительные географические подробности. Автор необыкновенным образом включает в повествование и научные термины, понятия, но вам не будет скучно узнать о них. Это не просто книга, это кладезь открытий для любого читателя, пища для ума и кругозора.
«Все хорошие книги сходны в одном, — когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно всегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода»- сказал Эрнест Хемингуэй. По моему мнению, «Дети капитана Гранта»- «хорошая книга». Читайте, развивайтесь, путешествуйте!