Дети малоежки что делать
Избирательный аппетит бывает даже у младенцев! Педиатр о том, что делать родителям малоежек
В каких случаях есть мало для ребенка — норма, а в каких нет, и что делать родителям, чтобы накормить малоежку? На эти и другие вопросы отвечает врач-педиатр Елена Бельская.
Когда переживать стоит, а когда — нет
— Детки-«малоежки» дошкольного возраста нередко приходят на прием. Чаще ситуацией обеспокоены не столько матери, сколько бабушки. Они убеждены, что ребенок ест мало. Одно дело, когда это действительно так, другое — когда ребенку хорошо, но, по субъективным взглядам родных, он якобы недоедает.
Волноваться не стоит, если рост и вес малыша соответствуют его возрасту. Эту информацию родители обычно получают от педиатров на приеме. У врачей есть специальные таблицы. Не стоит переживать, если малыш изначально ел и продолжает есть немного, но делает это регулярно. При этом он активный и позитивный. Ведь у каждого из нас свои конституциональные и физиологические особенности, имеются они и у детей.
Причины отказа от еды или потребление ее в малом количестве могут быть и другими. Например, малыш заболел и аппетит естественным образом снизился. Или ребенок пошел в детский сад и, будучи эмоциональным, мало ест из-за переживаний. В таком случае тоже не стоит паниковать и сразу бежать к врачу.
— Если аппетит пропал внезапно, ребенок полностью отказывается от еды и речь не идет об избирательном желании поесть то или другое, стоит бить тревогу. Особенно, если родители не могут понять причину подобной ситуации. В таком случае желательно обратиться к педиатру. Доктор в случае необходимости направит к более узким специалистам.
Об обследованиях
— Дети не умеют симулировать. Ребенок может несколько преувеличить «картинку» или приукрасить, но жаловаться просто так малыш не будет. Иногда детям сложно локализовать боль, но это тоже не беда, поможет врач.
Как правило, для обследования и более ясного понимания ситуации детям назначаются анализ крови и кала. Врачи исключают наличие в организме малыша гельминтов, изучают особенности переваривания, проверяют на дисбактериоз. В некоторых случаях рекомендуется УЗИ органов брюшной полости и даже осмотр оториноларинголога.
Избирательный аппетит может встречаться даже у младенцев
Сегодня «малоежками» также иногда называют малышей с избирательным аппетитом. Их встречается много. Они, как правило, предпочитают однообразную пищу. При этом негативно реагируют на новые продукты питания или знакомые старые.
— Избирательный аппетит в более старшем возрасте имеет несколько причин. Те же эмоциональные состояния ребенка, проблемы роста (временные), нарушения работы желудочно-кишечного тракта, связанные с ферментопатией. Если у родителей есть сомнения, лучше показать ребенка доктору.
Как накормить «малоежку»
От поведения мам и пап также зависит культура питания малыша. В последнее время современные матери практикуют такую вещь, как еда с ребенком из одной тарелки.
— Это значит, что если мама ест тушеные овощи, то и малыш ест их вместе с ней, причем с удовольствием. Если мама любит побаловать себя фастфудом, то и ребенок не откажется от такой еды.
Дети, как губки, впитывают все, что показывают на своем примере родители. Вот почему так важно прививать культуру еды с детства.
Взрослым следует понимать, что они сами не всегда потребляют пищу с одинаковым аппетитом. Не каждый раз нравится есть на завтрак кашу. Не нужно требовать этого и от детей. Время от времени желательно разрешать себе и ребенку действовать не по привычному сценарию.
— Ребенок — личность! Излишнее давление на малыша может вызвать обратную реакцию, и он вообще откажется от еды. Поэтому лучше научиться договариваться с сыном или дочерью. Мол, давай ты сейчас съешь 10 ложек супа, а потом мы пойдем с тобой играть.
Врач говорит, что есть одно правило, которое работает безотказно почти всегда, — кормить сразу несколько детей, а не одного ребенка.
У малышей работает инстинкт: «Все едят, и я поем!». Поэтому родителям одного «малоежки» иногда стоит приглашать в гости или самим ходить в гости в семьи, где есть дети. Несколько ребят за столом — и все съедается быстро и с хорошим аппетитом!
Что делать с малоежкой?
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Самое жуткое воспоминание детства: я сижу перед тарелкой с пельменями. Есть не хочу совершенно. Но родители втюхивают мне эти пельмени как нечто настолько сверхценное, что, откажись я от них окончательно, тут же с ними (и со мной) произойдет нечто совершенно жуткое.
Пельмени наверняка были чрезвычайно вкусными, так как делала их моя бабушка по старинному рецепту, передающемуся у нас в семье много поколений. Все, кто их когда-то пробовал, говорят, что было это нечто незабываемое. Но мне-то от этого было не легче: те пельмени до сих пор, хотя прошло уже много лет, стоят у меня колом в горле. Я их больше не ем. Совсем. Ни бабушкиных, ни магазинных. Никаких вообще. И хотя тогда я была совсем маленькой, по-моему, еще даже в первый класс не пошла, этот день я запомнила на всю жизнь. И поклялась себе, что никогда не буду заставлять своих детей, когда и если они у меня родятся, ничего есть насильно.
Фантазии у меня были ого-го какие: я планировала обязательно большую семью и большой дом с большим количеством детей, кошек и собак – возможно, потому, что животных в моей семье не было и большим количеством братьев-сестер я была, увы, обделена.
Мечты, даже детские, имеют свойство исполняться не совсем так, как планировалось. И хотя позже я осознала, что мои родители, заставляя меня есть насильно, таким образом проявляли обо мне заботу, моих детских обид это не убавило. Свое детское обещание самой себе я выполнила: ни одного ребенка, своего или чужого, с которым мне приходилось иметь дело, я никогда не пичкала едой. Хотя были среди них и настоящие малоежки. Вот только у меня они быстро становились быстро- и многоежками, потому что, прослышав о моих успехах в деле кормления разновозрастных детей, мне на летнее перевоспитание подкидывали малышей все родственники и некоторые знакомые.
Дрессируем аппетит
В первый раз я осознала, что малоежки могут стать проблемой, на примере моего племянника – тогда-то и вспомнились мне в очередной раз и даже простились мои «детские» пельмени. Полуторагодовалый малыш при виде ложки начинал орать, плеваться и, в конце концов, крепко-крепко зажимал рот, чтобы туда ни в коем случае не попала какая-нибудь еда. И чем больше он сопротивлялся, тем больше родители пытались его напичкать всевозможными вкусностями.
Ничего не помогало: будь то суп, пирожные или бутерброд с какой-нибудь вкуснятиной – накормить ребенка досыта не получалось. Неудивительно, что рос он хилым и болезненным. Лишь с большим трудом удалось добиться, чтобы ребенок ел хотя бы треть от требуемой нормы. Так он до сих пор и живет – полуголодный и с отвращением к еде.
Своих детей я твердо решила воспитывать иначе. Во-первых, кормила грудью минимум до года. Прикорм начала постепенно и давала только тогда, когда ребенок явно был голоден. Если малыш проявлял хоть какое-то недовольство или капризничал во время еды, все съедобное немедленно отставлялось в сторону, даже если предполагалось, что ребенок может быть еще голоден.
Принцип был прост: не хочешь – не надо. Но следующую еду получишь тогда же, когда и все другие. Принцип срабатывал прекрасно. Разумеется, во время болезней бывали какие-то послабления, но в целом проблем не возникало. Хотя и свекровь, и моя мама первоначально ужасались: ну как же это можно – выпустить ребенка из-за стола голодным. Нередко даже пытались подсунуть «голодающему» кусочек чего-нибудь вкусненького, но я, каюсь, их гоняла, невзирая на возраст и семейный статус. Грозила вообще внуков не приводить, если еще хоть раз увижу подобное.
Первый бой – он главный самый
Результат настолько впечатлил некоторых моих подруг, что они начали подсовывать мне своих малоежек на «передержку». Я не отказывалась: самой было интересно, получится ли с чужими то же, что и с моими. И оказалось, что система срабатывает достаточно эффективно.
Бывали, правда, некоторые эксцессы. Аппетит у одного из доверенных мне трехлетних малышей пришлось «дрессировать» чуть дольше, чем обычно. Будучи у нас в гостях, он категорически отказывался есть вместе со всеми, зато потом начинал канючить «Дай хлебушка. Дай конфетку. Дай мороженое…» и так далее.
Я упорно не давала, мальчишка упорно сопротивлялся. Через сутки такого упрямого голодания я позвонила его маме, объяснила ситуацию и предложила: или забирай и мучайся дальше, или давай мне карт-бланш.
Подруга явно колебалась, хотела даже немедленно приехать, но потом, видимо, вспомнила свои многолетние уже мучения и рискнула продолжить эксперимент.
Малыш держался почти трое суток. Есть мы сажали его вместе со своими детьми. Но любые предложенные блюда он по-прежнему отвергал. Наши быстренько все подметали и уходили играть. Гостю я давала еще минут пять-десять посидеть над полной тарелкой, после чего отправляла к остальным. Между общими приемами пищи по-прежнему ничего не давала, кроме воды и фруктов, которыми угощала и своих детей тоже.
К вечеру третьего дня ребенок наконец-то соизволил начать есть вкуснющее пюре и даже слопал котлетку, причем порцию я ему положила примерно вдвое меньше, чем своим детям. С ужином гость справился раньше хозяев и попросил еще. Я положила ложку пюре и еще полкотлеты, которые были проглочены моментально, но больше ничего не дала. Предупредила только, что утром будет кукурузная каша с сыром, а на обед борщ или окрошка (мы с вечера обсуждаем меню на следующий день и вносим коррективы по желанию трудящихся). Возражений не последовало.
Хотя все вышеперечисленное наш гость не любил, кочевряжиться он перестал. Пробовал даже нелюбимые или совсем незнакомые блюда. Что-то отвергал, что-то ел с аппетитом, что-то пробовал понемножку и отставлял тарелку. Взамен ничего никогда не получал, но и еду просить в перерывах между завтраками-обедами-ужинами перестал.
Мальчик прожил у нас две недели и все это время был как шелковый. А потом приехали его мама и папа. И вся история его капризов чуть не повторилась вновь. Потому что счастье встречи мама с сыном попробовали отметить нарушением обеденной дисциплины. Они оба не любили борщ, но как раз он и был у нас на обед. И пока папа наяривал над тарелкой с ложкой в руке, мама с сыном воротили нос. При этом мальчишка поглядывал на меня с этакой торжествующей усмешкой. Мол, мама-защитница приехала, теперь-то она тебе покажет.
Что ж, пришлось нарушить законы гостеприимства. Раз не съели первого, второе не получили. Оба. И… были выставлены из-за стола полуголодными (легкий салатик не в счет).
Видели бы вы, какое крушение стереотипов происходило на наших глазах с этим ребенком! Постепенно до него доходило: ни мама-папа-бабушки-дедушки, ни кто-либо еще не спасет его от нового порядка обращения с едой. Повторять же опыт голодания в присутствии родителей ему явно не хотелось. Ведь разговор по телефону с мамой, которая дала добро на продолжение «дрессировки», происходил в его присутствии. Вот малыш и решил, что мама опять примет такое же решение (хотя на самом деле далеко не факт, что при очном присутствии родителей они согласились бы допустить, чтобы малыш три дня ничего не ел. Но ведь он-то этого не знал. ).
Наши гости прожили у нас еще неделю, и со стороны их сына больше не было ни одного каприза по поводу еды. А мама с папой усвоили урок, который им пришлось подтверждать потом ежедневно у себя дома: ребенок должен есть столько, сколько хочет, то, что ему предложат, и в то время, какое выделено для этого взрослыми.
Возможно, кому-то это покажется жестким подходом. Но, на мой взгляд, любой иной превратит жизнь с детьми в ад, а из ребенка вырастет настоящий тиран.
В нашей семье такой принцип позволил отвести еде то самое место, которого она заслуживает: исключительно вспомогательное. Кстати, это очень помогло моим детям в садике и позже в школе.
Мир с проблемами
После того опыта я на всякий случай решила найти более подробную информацию про детский аппетит. И оказалось, что моя подруга была отнюдь не одинока в попытке напичкать ребенка хоть чем-нибудь вопреки его воле и желанию. Выяснилось, что так называемый «избирательный» аппетит и отказ от приема пищи с недавних пор стали характерной чертой поведения для малышей во всем мире.
Так, проблемы с питанием имеют до 60% детей дошкольного и младшего школьного возраста! Среди четырех-пятилеток таких не менее 50%! И ничего, живут, хотя и доставляют «своим» взрослым массу волнений и тревог.
Вывод: малоежка – это вполне нормально. Если он здоров. А если нет?
Срочно к врачу!
Специалисты выделяют несколько признаков, которые должны подсказать родителям, что пора срочно обращаться за помощью к врачу:
Отсутствует прибавка в весе, соответствующая возрасту ребенка.
Ребенок не хочет есть пищу определенной текстуры или консистенции: например, твердую пищу растительного происхождения.
Ребенок отказывается есть все продукты определенной группы: например, совершенно не ест фрукты.
Ребенок явно мучается при приеме пищи, видно, что это не каприз. Он хочет есть, но, похоже, не может.
Ребенок ест с аппетитом, но насыщается очень быстро, не съедая при этом большей части положенной по возрасту нормы.
Дети боятся есть после какой-нибудь неприятности во время еды (например, они подавились).
Все это вполне может быть следствием капризов, поддержанных в свое время родителями и потому укрепившихся в поведении ребенка. Но может быть и признаком серьезного заболевания. Чтобы исключить эту возможность, и нужен хороший детский врач и определенные обследования.
Если врач не видит оснований для тревоги, не стоит беспокоиться и мамам с папами. Надо просто иметь в виду, что «избирательный» аппетит зачастую устойчив и характерен для детей в возрасте от 1 года до… 10 лет.
Последствия
Если ребенок болен – его надо лечить. Если капризен – надо воспитывать. Совсем не обращать внимания на плохой аппетит и недостаточное питание все же не следует. Дело в том, что это может иметь весьма нехорошие последствия. Недоедание в раннем возрасте может привести к серьезным физическим нарушениям. Так, вполне реальны:
усиленная вероятность возникновения хронических заболеваний;
повышение риска развития пищевых расстройств во взрослой жизни;
снижение качества познавательной активности.
Последнее связано с возможным у малоежек хроническим белковым дефицитом. Как следствие – сложности с заданиями, требующими внимания, памяти, визуального восприятия, вербального распознавания.
Это поможет
Мамам и папам стоит самим усвоить правила поведения за столом и уже потом учить им своих детей. А именно:
Не развлекать ребенка во время приема пищи.
Не заставлять есть через силу. Пусть лучше недоест, чем переест. В следующий прием пищи наверняка восполнит недостающее.
Ограничивать перекусы и правильно выбирать размер порции.
Ограничивать время приема пищи: не более 20 минут.
Предлагать продукты, соответствующие возрасту.
Вводить новые блюда постепенно, но регулярно.
Не кормить с ложки, если малыш может есть сам.
Не ругать, если ребенок испачкался во время еды.
Согласиться с некоторыми индивидуальными вкусами малыша, не подавая виду, что идете у него на поводу.
Удачи вам и терпения. Уверяю, оно вам понадобится больше всего остального.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации
Консультация для педагогов и родителей «Дети-малоежки»
Светлана Новолодская
Консультация для педагогов и родителей «Дети-малоежки»
1. Причины плохого аппетита
2. Питье во время еды
3. Кормление насильно
4. Тревога родителей
7. Питание детей в ДОУ
8. Памятка «Рекомендации для педагогов и родителей детей с плохим аппетитом»
Возможные причины плохого аппетита
Аппетит ребенка моет снизиться в связи с заболеванием. В этом случае не следует настаивать на обязательном приеме пищи. Во время болезни вырабатывается меньше пищеварительных соков, и пища хуже усваивается. Важно обеспечить питьевой режим. Это могут быть не очень сладкие и кислые соки, отвар шиповника, слабый чай, питьевая вода. По мере выздоровления аппетит постепенно восстановиться.
Иногда кажется, что ребенок стал плохо есть без видимой причины. Следует проанализировать, не связано ли это с изменением обстановки, окружающей среды ребенка, с ведением нового блюда и др. Надо терпеливо во всем разобраться, чтобы устранить причину плохого аппетита.
Причиной отказа еды моет стать однообразное приготовление блюд. В таком случае необходимо проявить изобретательность. Для малышей большое значение имеет оформление блюда. Они охотно съедят овощи и фрукты, которые красиво нарезаны и аккуратно разложены на тарелке.
В детском возрасте бывают периоды. Когда здоровые дети начинают плохо есть. Возможно, это связано с уменьшением выделения пищеварительных соков, т. к. процесс их выработки еще несовершенны.В этом случае могут помочь общеукрепляющие средства: достаточное пребывание на свежем воздухе, активные движения и т. д. Очень полезно организовать прогулку ребенка перед обедом.
Есть дети – малоежки, которые всегда съедают меньше положенной нормы. Некоторые родители увеличивают калорийность их питания за счет большей порции масла и сахара. Этого делать не следует потому, что большое количество жира и сахара тормозит желудочную секрецию и еще активнее снижает аппетит. Лучше всего кормить такого ребенка понемногу, при этом важно, чтобы он получал с пищей все необходимые пищевые вещества, особенно белок, необходимый для роста и развития. Так, например. В рационе можно увеличить количество творога, мяча, рыбы за счет уменьшения потребления хлеба, каш и макаронных изделий.
Самое питательное блюдо надо давать ребенку с плохим аппетитом в первую очередь, когда он еще голоден и, значит, есть надежда, что малыш полностью его съест. Иногда малоежкам сначала предлагают второе блюдо. А потом суп, если малыш не съест первое полностью, не беда, зато мясо, рыбу или творог получит в нужном объеме.
Питье во время еды
Некоторые дети во время еды пьют много воды. Это нежелательно, т. к. вода разбавляет желудочный сок, снижает его активность, а это ухудшает переваривание и усвоение пищи. Однако при плохом аппетите можно разрешить ребенку запивать небольшими глоточками густую или твердую пищу. Лучше использовать для этого овощной или фруктовый отвар, нейтральный сок, питьевую воду. Перед едой ребенку также можно дать немного прохладной воды или кислого сока.
Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка есть. Это усугубит положение, вызовет отвращение к пище. Не следует также кормить его с уговорами, развлечениями, во время игры. Все это тормозить процесс пищеварения. Даже если ребенок съест некоторое количество пищи, переваривание ее будет нарушено.
Тревога родителей
Нельзя выражать перед ребенком тревогу по поводу его плохого аппетита, говорить о его отрицательном отношении к пище, капризах, отказах от еды. Он может привыкнуть к таким разговорам и постоянно будет капризничать и отказываться от пищи. В то же время, если малыш справился со всей предложенной порцией, его надо похвалить. Рассказать другим детям какой он молодец.
Подходить к составлению суточного рациона надо творчески. Если на обед овощной суп, то на гарнир можно выбрать крупу или макаронные изделия. Если суп из крупы, то на гарнир следует предложить овощи. Готовить блюда необходимо из свежих продуктов на один день, не оставляя на завтра. Не следует давать дошкольникам слишком горячую или чересчур холодную пищу. Не следует настаивать, чтобы ребенок съел все блюдо, поскольку физиологические потребности детей крайне индивидуальны.
Полезные привычки и стереотипы наиболее прочно закрепляются у детей именно в дошкольном возрасте. Поэтому важно прививать ребенку гигиенические и эстетические навыки питания, начиная с самого раннего детства, и постараться избежать закрепления отрицательных привычек. Малыш должен привыкнуть к спокойному поведению во время еды, аккуратному приему пищи, чистоте за столом. У него должно войти в привычку мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, вытирать рот салфеткой. К трем годам малыш должен научиться правильно держать ложку, а не зажимать ее в кулаке. Во время еды не разрешайте ребенку вставать из-за стола, разговаривать, заниматься игрушками, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, уносить часть еды в свою комнату и т. д. После еды малыш долен поблагодарить за вкусную пищу.
По данным исследований, от 20% до 60% детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют проблемы с питанием.
Дети –малоежки подразделяются на три типа:
1) Дети с плохим аппетитом: такие дети не интересуются едой или быстро насыщаются;
2) Дети,избирательные в еде: такие дети ограничивают свой рацион несколькими видами пищи, их часто называют «капризными» или «привередливыми» в еде, они отказываются пробовать новые блюда;
3) Дети,испытывающие страх при приеме пищи: дети боятся есть после того, как с ними случилась какая-нибудь неприятность вовремя еды или у них возникли болезненные ощущения.
Избирательный аппетит может носить устойчивый у детей в возрасте от 1 до 10 лет. Более половины 4-5 летних детей считаются малоежками.
1) Не развлекать ребенка во время пищи;
2) Вести себя ровно и нейтрально – не заставлять ребенка есть через силу;
3) Провоцировать аппетит, ограничивая перекусы и правильно выбирая размер порции;
4) Ограничивать время приема пищи 20-30 мин. ;
5) Предлагать продукты, соответствующие возрасту;
6) Вводить новые блюда постепенно и регулярно;
7) Поощрять в ребенке самостоятельность – не кормить с ложки того, кто уже сам может пользоваться столовыми приборами;
8) Не обращать внимания на то, что ребенок испачкался во время еды.
Питание детей в детских ДУ
При правильной организации питания детей большое значение имеет вся обстановка в группе. Дети должны обеспечены соответствующей посудой, удобно сидеть за столом. Блюда следует подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не холодными. Воспитатели должны быть спокойными, не торопить детей. При кормлении детей следует соблюдать последовательность процессов, не заставлять детей долго сидеть за столами в ожидании очередных блюд. Дети, закончившие еду, могут выйти из-за стола и заняться спокойными играми. Детей с плохим аппетитом нельзя кормить насильно. Им можно предложить во время еды небольшое количество воды. В некоторых случаях таким детям можно дать сначала второе блюдо, чтобы они в первую очередь съели более питательную, богатую белком пищу, а потом дать немного супа. Ни в коем случае нельзя отвлекать детей во время еды.
2. Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ № 7.-2013.
Памятка «Рекомендации родителям ребенка с плохим аппетитом»
1. Создайте спокойную и комфортную обстановку во время еды. Используйте красивую, удобную и безопасную посуду.
2. Не заставляйте ребенка есть насильно, пусть сам решит, будет ли он есть, и если да –то сколько.
3. Не торопите ребенка во время еды. Важно, чтобы он хорошо пережевывал пищу. Это способствует выработке пищеварительных соков и, соответственно повышению аппетита.
4. Не раздражайтесь, сохраняйте спокойствие и терпение – по мнению ряда педиатров, привередливое отношение к еде часто является нормальным этапом развития.
5.Новую пищу предлагайте многократно: если ребенок отказался от нового продукта, уберите его, но через несколько дней предложите снова. Если малыш не привык к мясу, а рыбу ему вообще не давали, если он не любит овощные блюда – то ему сложно привыкнуть к питанию в детском саду.
6. Предлагайте разнообразные полезные продукты, в т. ч. те, которые ребенок любит.
7. Не приучайте и не кормите ребенка чипсами, сухариками и газированными сладкими напитками.
8. Ежедневно включайте в рацион свежие фрукты и овощи. Не следует отдавать предпочтение какому-то одному продукту – яблокам или бананам.
9. Ознакомьтесь с меню детского сада и вечером постарайтесь дать ребенку те продукты и блюда, которые он не получал днем. Вечером малышу можно предложить творог, омлет, йогурт, мясное или рыбное блюдо (если этих продуктов не было в меню) с овощным гарниром, фрукты.
10. Сосиски, вареную колбасу, ветчину, пельмени можно давать не чаще одного-двух раз в неделю, с учетом потребления этих продуктов в детском саду. Лучше использовать специализированные детские сосиски, колбасу, пельмени.
11. В выходные придерживайтесь режима питания, принятого в детском саду, предлагайте продукты и блюда, которые соответствуют возрасту ребенка.
Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку» Начать публикацию мне хочется со слов песни Георгия Струве на слова И. Исаковой «Я хочу увидеть музыку» Я хочу увидеть музыку, Я хочу.
Консультация для родителей «Дети и интернет» 20 ноября 2015 года. Появление Интернета заставило многих из нас изменить свою жизнь. Сколько взрослых днями ночами просиживают у экранов.
«Дети и компьютер». Консультация для родителей В наше время компьютер играет огромною роль,мы не обходимся без его помощи в работе,узнаем новости, общаемся друг с другом. Наши дети тоже.
Консультация для родителей «Дети и наш пример» Чем меньше дети, чем большее значение имеет для них пример взрослого. Сила примера в его наглядности и конкретности, что отвечает таким.
Консультация для родителей «Солнечные дети, кто они?» Цель: познакомить родителей, педагогов с особенностями детей с синдромом Дауна. Ваш ребенок родился не таким, как вы ожидали, и как обычные.
Консультация для родителей «Интернет и дети» Интернет-это пространство,в котором растет и развивается нынешнее поколение детей. Количество времени,которое проводит ваш ребенок в Интернете.
Консультация для родителей «Мы и наши дети» Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно относиться к ней, понимать её ценность, может полноценно осуществляться.
Консультация для родителей «Взрослеющие дети» Родители с появлением ребёнка задумываются кем он будет когда вырастит. И по истечением какого-то срока отдают его на различные секции..
Шахматы и дети. Консультация для родителей Суть шахматной игры — математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везению, поэтому ребёнок учится делать.