Дети не хотят убираться что делать
Ребенок не убирает в своей комнате — что делать?
© Коллаж Кристины Савельевой
Отвечают педагог, педиатр и другие специалисты
Уборка в комнате — это тема, конфликтов на которую, кажется, невозможно избежать. Даже родители с бесконечным дзеном иногда, наступив на очередную детальку Lego или вляпавшись в пластилин, воздевают руки к небу и яростно восклицают: «Ну когда ты уже уберешь в комнате?!».
Конечно, нам всем хотелось бы, чтобы детская комната постоянно выглядела как страничка из каталога Икеи, но в реальности ожидать от ребенка идеальной чистоты и порядка каждый день странновато.
Эшли Джонс из издания Romper знакома с этими родительскими мучениями не понаслышке — с одной стороны, требовать от ребенка профессионального клининга не хочется, а с другой — ну сколько же можно терпеть? Эшли решила разобраться в том, какие требования к уборке комнаты можно предъявлять, и от чего они зависят. Вот, смотрите, что получилось.
В каком возрасте ребенок реально может убраться в комнате?
Экспертка в области родительства Морин Хили говорит, что дети обычно подходят к этому этапу развития в возрасте около четырех лет.
«Все дети разные, и это важно принимать во внимание, но я бы сказала, что дети дошкольного возраста уже могут застилать постель, поднимать раскиданные вещи и убирать в своих комнатах, — объясняет она. — Возможно, сперва им понадобится помощь, но в целом они уже могут с этим справиться».
Специалисты сходятся на том, что возраст ребенка должен стать ключевым принципом при формировании ваших требований к нему. «Возраст ребенка влияет на его способность поддерживать чистоту и порядок в комнате, — говорит нейропсихолог Санам Хафиз. — Например, нельзя ждать от годовалого ребенка, что он будет пылесосить в своей комнате и мыть в ней полы. Но вы можете поручать маленьким детям задания, с которыми они могут справиться — например, убирать игрушки с пола или застилать кровать».
Как уборка связана с характером ребенка?
Педиатр Скотт Кругман отмечает, что в этом вопросе важно принимать во внимание характер и темперамент ребенка, а также его неврологические особенности — например, наличие РАС или СДВГ.
«Детям, которые испытывают сложности с концентрацией внимания, может быть сложно справиться со сложным заданием — например, убрать в очень грязной комнате, — рассказывает он. — Им нужны подробные инструкции, которые помогают разбить одно задание на много мелких задач. Например, родители могут сказать: „Давай начнем с того, что уберем одежду“».
Педагог и экспертка в области родительства Лора Линн Найт говорит, что даже на примере собственных детей она видит, что к каждому из них требуется индивидуальный подход: один ребенок обычно быстро отвлекается, но не требует усиленного контроля, а другой может быстро потерять запал и чаще нуждается в помощи.
«Вы как родитель отлично знаете своего ребенка, и вы уже понимаете, сколько поддержки и внимания вашему ребенку требуется в процессе уборки, — объясняет Найт. — А еще вы можете позволить ребенку проявить себя при помощи украшений или организации хранения вещей в его комнате. Ваш ребенок может одновременно и следовать вашим договоренностям, и при этом иметь право выбора».
Зачем вообще нужно убирать?
Также Найт рассказала о том, что в ее семье у детей есть фиксированное время на уборку, которое встроено в распорядок дня. «У нас есть договоренность, что к моменту, когда мы будем читать книги перед сном, все вещи должны быть убраны с пола, а перед пятничным киновечером мы убираем все еще тщательнее, — говорит она. — Мы не привязываем карманные деньги, награды или наказания к уборке, но вместо этого мои дети знают, что у них будет меньше времени на чтение и фильмы, если они будут убирать слишком долго — это естественное последствие».
Если вы хотите, чтобы уборка стала личной ответственностью вашего ребенка, важно уделить внимание мотивации и поддержке. Неважно, сделаете ли вы табличку с наклейками или будете придерживаться метода естественных последствий, как Найт, рано или поздно ваш ребенок непременно включится в игру.
«Объясните свои ценности и ожидания — это особенно важно для подростков. Они хотят знать, почему вы требуете от них чистоты в комнате, и ответ „потому что я так сказала“ обычно звучит неубедительно», — говорит Кругман.
Он предлагает говорить с подростками о том, как структура, рутина и самоорганизация помогут им преуспеть в учебе и дальнейшей жизни, и какую роль в этом играет уборка комнаты. При этом важно демонстрировать детям пример своим собственным поведением.
«Конечно, некоторые дети от природы более организованные, чем другие, — рассказывает Хили. — Здесь важно выбирать то, что для вас важно, особенно в период между средней и старшей школой. Часто быть хорошим человеком оказывается намного важнее, чем убирать в комнате».
Как помочь ребенку?
Эксперты согласны, что предсказуемая рутина и один конкретный метод организации уборки комнаты поможет детям своевременно поддерживать порядок в комнате и не сильно из-за этого переживать. Вы можете ставить таймер, чтобы убирать понемногу каждый день, а можете устраивать большую уборку каждую субботу. Главное — будьте последовательны.
Хафиз отмечает, что ребенку важно знать, как тщательно он должен убирать свою комнату, и чего вы от него ждете. «Обойдите детскую вместе с ребенком и покажите ему, что делает комнату чистой, а еще расскажите ему, что вы считаете приемлемым, а что — нет, — предлагает она. — Спокойные, доброжелательные объяснения — это залог успеха. А еще если вы будете хвалить ребенка за то, что после уборки его комната стала чище и опрятнее, чем была до этого, он с большей вероятностью захочет повторить свои действия и снова убраться».
Вы можете позволить своим детям оставлять где-то беспорядок — но главное определите эти границы и введите правила уборки, которых будут придерживаться все члены семьи. Так вы сможете совместно работать над чистотой и порядком, и при этом вам не придется слишком часто напоминать всем о том, что они должны сделать.
«Соберите семейный совет и придумайте правила, которых должны придерживаться и мама с папой тоже. Например, никаких носков на полу. Или ежедневно застеленные кровати. И так далее, — говорит Хили. — Чем больше родители будут сотрудничать с детьми в этом вопросе, тем лучше. Это не всегда просто, но это очень полезно как в моменте, так и в долгосрочной перспективе».
Дочка (11 лет) вредничает, дерзит, не хочет убираться в своей комнате. Стоит ли её наказывать?
Галина, здравствуйте. Чувствуется Ваше недовольство всей этой ситуацией, непонимание поведения дочки, желание изменить ситуацию. Дело в том, что Ваша дочка сейчас проходит этап сепарации от родителей, взросления. Это часто сопряжено с конфликтами с родителями. Давайте попробуем разобраться, из-за чего именно она конфликтует. Расскажите, пожалуйста, поподробнее, из-за чего обычно случаются конфликты?
Добрый вечер. Ну в основном конечно из из-за порядка. На полках бардак, вещи могут валяться, если покушает, то сразу посуду не идет мыть. Весь день может быть расправлена кровать, захламлен стол и для нее в порядке вещей. Также стала кушать плохо. Не могу заставить покушать мясо, курицу, а для нее нужен белок в организме. Уроки иногда нормально делает, а иногда вообще как попало, особенно русский. По дому ничего не хочет делать. Пыталась разговаривать, объяснять, но бесполезно. Так же может ходить с хвостиком, но везде петухи. Говорю давай переделаем, в ответ мне и так норм.
Вопрос, как Вам в этом выживать. Скажите, пожалуйста, есть ли у вас с дочкой какая-то зона согласия? Предметы, занятия, где Вы с ней заодно? Где вы не ссоритесь?
Мы ходим плавать в бассейн, иногда на йогу, разукрашиваем картины по номерам. А как тогда быть? Как найти общий язык? Махнуть рукой на хаос, учебу, хамство пропускать мимо ушей? Сейчас говорю ложись спать, у нас уже половина 12 ночи, слышу одну и ту же фразе сейчас сейчас. А утром встать не может и ничего не успевает, т.е. постель заправить, прибрать комнату. Или мне самой убирать это? Боюсь что приучу ее к такому отношению и бардаку, и во взрослой жизни ей будет очень тяжело
Предполагаю, что такой подход будет для Вас очень необычным и непривычным. Пробовать так или нет, решать Вам. Но практика показывает, что в этом случае подростки действительно очень быстро берут ответственность, в том числе и за учебу, у них выправляются результаты, формируется самостоятельность. Порекомендую Вам книгу Юлии Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так? » Там как раз подробно рассказано про этот феномен.
В обществе у нас бытует мнение, что, чтобы ребенок вырос правильным и самостоятельным, его нужно направлять и тянуть в нужную сторону, пока он сам не поймет, что так правильно. Но на самом деле это дает только обратные результаты. Дети таким образом не проходят через собственное осмысление, все время озираются на родителей, не могут без них ступить шага, ждут, что родители будут их направлять и вытягивать. Если же хочется вырастить самостоятельного человека, надо дать ему возможность пройти это испытание свободой.
Первомай в квартире. Как приучить школьников помогать по дому?
Увы, многие педагоги сетуют: мотивировать современное поколение хоть сколько-нибудь принять участие в субботниках или банальной уборке школы и ее территорий — почти невозможно. Родители присоединяются к диалогу, но уже со своей стороны: дети не хотят помогать по дому и даже не убираются в собственной комнате. К счастью, эту культуру можно и нужно воспитывать!
Как научить детей содержать свою комнату в чистоте? Советы для родителей дошколят и младших школьников
Совет 1. Все на своем месте
Крайне важно донести до ребят идею, что все в комнате имеет свое место. Вы можете использовать рисунки для шкафчиков или специальные цвета, означающие, например, места для кубиков, пазлов, мягких игрушек и одежды.
Половина битвы за чистоту будет выиграна, если ребёнок поймет, по каким принципам организовано пространство. Не пытайтесь только «показать», лучше в игровой форме предложите ребенку самостоятельно все расставить.
Совет 2. Закончил? Верни на место
Практика «закончил собирать Lego — верни коробку на место, а кубики — в пакет» — это не чудо, а просто дело привычки.
Не разрешайте детям переходить к следующему этапу чего бы то ни было (игры или распорядка дня), пока они не закончат первый этап и не уберут все на свои места.
Дайте детям около 30 минут, чтобы они начали прибирать комнату, а затем попросите помочь накрыть стол к ужину.
Совет 5. Убираться вместе раз в неделю
Раз в неделю устраивайте общую уборку в детской. «Всего раз в неделю?» Да. И постарайтесь перестать делать все за детей.
Доверьте ребенку вытереть пыль и пропылесосить, пока вы изучаете окрестность на предмет «лишних вещей».
Всегда аккуратно указывайте ребенку, если нашли вещь на месте, где ее быть не должно. Обращайте внимание на то, что у каждого предмета есть свое законное место, а потом просите ребенка убрать его в нужный шкаф/на полку. Только так вы сможете приучить детей к ответственному отношению.
Как заставить подростка убираться в своей комнате? Без боя
Оговорюсь сразу, слово «заставить» здесь не совсем уместно. Если вы начали воспитывать уважение к труду и чистоте с раннего возраста, «принуждать» к этому процессу не придется. Хотя отметим, что подростки — это почти люди параллельной вселенной, и их поведение может нас удивлять. Иногда, увы, неприятно.
Совет 1. Начало работы: четкие инструкции
Принесите и поставьте большой контейнер на середину комнаты — это для всего лишнего. Вытащите мусор и одинокие носки из-под кровати, лучше шваброй. Принесите пылесос и чистящие средства в комнату и передайте, как трофей, подростку.
Сразу дайте понять, что чистота в комнате — не ваша блажь, а действительно необходимость. Прибегайте к аргументам выше.
Не убирайтесь в комнате самостоятельно, если не хотите стать врагом, который «копается в личных вещах» и «лезет в чужую жизнь!». Подростки действительно имеют право и на секреты, и на личное пространство (как и все мы).
Совет 2. Установите день и время
Сказать ребенку, что ему нужно убрать комнату за 5 минут до того, как он собрался смотреть стрим любимого блогера или собирается в гости к друзьям — это верный путь к конфликту. Вам важно быть не правым, а услышанным, не победить в войне, а не доводить до нее.
Договоритесь вместе о назначенном дне и времени «глобальной очистки». Например, пылесос — по вторникам и пятницам. Большая стирка — по субботам. И к 20:00 каждого дня никаких бумажек и носков на полу.
Совет 3. Уборка — часть активности
Пока вытирается пыль, можно болтать по телефону, равно как и в процессе сортировки одежды и ее помещения в шкаф.
Разрешите подросткам слушать свою музыку, пока они убираются. Можно даже попробовать танцевать.
Уборка не должна выглядеть как наказание, скорее, как одно из домашних дел, которое. вполне может нравиться!
Совет 4. Отдайте часть контроля
Комната подростка — его пространство. Но это ваш дом. Пусть тинейджер знает, чего именно вы ожидаете от уборки комнаты — т.е. «определите стандарт», но позвольте контролировать остальные аспекты.
Разрешите выбирать: декор, книги, плакаты, постельное белье. Почему нет? И дайте возможность переставлять мебель (главное, не в 2 часа ночи).
Право на контроль даст вашему ребенку чувство ответственности за пространство, и мотивирует прикладывать больше усилий к поддержанию его чистоты.
Совет 5. Подавайте пример
Нельзя ожидать, что дети будут серьезно относиться к уборке своей территории, если в остальной квартире беспорядок. Дети повторяют не то, что мы говорим, а то, что мы делаем.
Домашние хлопоты: как привлечь детей к работе по дому?
Часть 1. Что мешает детям помогать?
Да-да, начать стоит не с отсутствия желания и вечной лени, а с отсутствия понимания и иных препятствий, которые для детей могут стать решающими.
Причина 1. Неясные ожидания
Дети должны понимать, что такое рутинная работа и домашние дела, и чего мы от них ждем. Установите четкие критерии для «хорошей помощи», иначе мытые тарелки скорее будут похожи на. чуть смоченные водой тарелки или на качественно облизанные собакой тарелки.
Причина 2. Несогласованность
Дважды подумайте, прежде чем сказать: «Ладно, сегодня можешь не кормить собаку и рыбок, я сама». Установив правила игры, следуйте им. Не все дети в равной степени понимают, что «исключение» — это не правило.
Причина 3. Время
Требуется время, чтобы научить детей помогать. И требуется время, чтобы дети научились. Занятые родители (и дети) могут легко использовать нехватку времени как оправдание.
Майские праздники и самоизоляция — лучшее время, чтобы начать!
Причина 4. Соперничество и несправедливость
«Это несправедливо!» — фирменная фраза старших братьев и сестер, когда ожидания родителей возрастают с ростом компетентности (и просто ростом) детей. Постарайтесь установить четкие ожидания для каждого возраста.
Кстати: обсуждение плана работы по дому в семье может предоставить детям возможность выразить свои опасения, связанные с распределением труда.
Часть 2. Как помочь детям начать помогать вам?
Совет 1. Давайте маленьким детям простые задачи
Не обязательно ждать, пока ребенок пойдет в школу. Малышам от двух дет уже можно помогать маме и папе: выбрасывать бумажные салфетки со стола, снимать и класть на полку одежду, брать рюкзачок на прогулку. Естественно, сохраняйте реалистичные ожидания: пока дети маленькие, все домашние дела для них в новинку. Цель игры в том, чтобы включиться в рутину и научить детей выполнять их обязанности. Реальная чистота стола и аккуратные стопки одежды подождут.
Совет 2. От каждого по возрасту, каждому по обязанностям
От детей старшего возраста действительно следует ожидать большего. Но вам необходимо аргументировать свою позицию.
— Мам, почему я должен мыть пол, а Саша просто веником машет?!
— Леша, ты уже взрослый.
— Ну и что, что я взрослый, не хочу!
— Мам, ну почему я должен мыть полы, а Саша просто веником машет?
— Лешенька, ты взрослый, и поэтому твоя задача более ответственная. Уверена, у тебя это получится намного лучше, потому что ты аккуратный и осторожный. Мы же не хотим, чтобы здесь был потоп? Ты мне очень поможешь.
Совет 3. Графики и поощрения
Используйте планировщики и систему вознаграждений. Календари и графики работы — не только хорошая привычка для организации любой деятельности, но еще и способ «прокачать» гибкие навыки и математическое мышление. Предложите детям зачеркивать каждую выполненную задачу, а по итогам «квеста» на выполнение опасных заданий по уборке в Пещере троллей и Дворца эльфов выдавайте призы.
Некоторые зарубежные авторы признают, что денежное поощрение за усилия может стать отличным дополнением, а также стартом для обучения финансовой грамотности.
Совет 4. Верно выбирайте время
Об этом уже писали выше, но стоит повториться. Назначайте уместное время для работы по дому, которое подходит не только вам, но и вашему ребенку. Сразу после школы или перед сном, когда детям нужен перерыв, лучше не приступать к уборке.
Совет 5. Подключайте всех членов семьи
Уменьшить сопротивление отдельных элементов можно, дав понять всей семье, что требуется участие каждого. Кстати, вполне разумно будет утверждать, что вы усердно работаете ВНЕ дома, исполняя там свою часть обязанностей. Объясните это детям, когда просите помощи.
Совет 6. Признавайте успехи
Найдите баланс между похвалой и признанием усилий детей по выполнению домашних обязанностей. Все-таки работа по дому — это часть жизни, и ее следует рассматривать как часть «семейного вклада», а не как задачу, требующую высокой оценки.
7. Вовлекайте детей в процесс принятия решений
Спросите детей, какими делами они интересуются. Что бы они предпочли: убрать со стола или загрузить посуду в посудомоечную машину? Такое доверие будет им приятно и станет дополнительной мотивацией.
Но помните: вы тут главный, и у вас есть право назначать домашние дела, если ребенок не высказывает конкретных желаний в отношении формы помощи.
8. Веселитесь
Домашние дела могут превращаться в игру и время для тесного общения не только в сериалах. Стирка — это сортировка и забрасывание носков в корзину. Мытье пола — это целый концерт со шваброй в руках.
9. Образ труда
Большая проблема молодого поколения в том, что оно считает физический труд чем-то постыдным и «низким» по сравнению с трудом интеллектуальным.
Подобные стереотипы рождаются из мимолетных фраз: «Будешь плохо учиться — будешь руками работать». Не удивляйтесь, что после этого сын-отличник отказывается помогать по дому и брать в руки «неприятную, мокрую тряпку! я тебе что, техничка?».
Покажите и расскажите детям, что труд — это уважаемый процесс, а их помощь вам по дому действительно необходима, ценна и важна.
Как приучить ребенка к порядку?
Советы для родителей как справиться с ребенком
Как-то раз я заглянула в комнату сына моей приятельницы и ужаснулась. Грязная одежда была разбросана по полу, несвежие носки были распиханы повсюду: под кроватью, за компьютером, на книжных полках. На столе — пустая банка из-под варенья и несметное количество пакетиков от конфет, чипсов и попкорна. Под кроватью валялись использованные полотенца, стены украшали ободранные выцветшие постеры.
Очень часто беспорядок в доме приводит к серьезным семейным разногласиям. В ходе одного неофициального исследования выяснилось, что большинство ссор между родителями и детьми происходит вовсе не из-за плохого поведения или прогулов в школе. Главной причиной являются беспорядок в комнате ребенка и его нежелание там убирать.
Родители реагируют на такое поведение ребенка слишком агрессивно: запугивают, стыдят своих детей, не понимая, что подросток просто не замечает беспорядка. Он не нуждается в чистоте.
Не так давно учены доказали, что причина такого отношения к своему жилищу имеет биологические корни. Изучения с помощью томографии в Институте психических заболеваний показали, что у подростка лобовая часть, отвечающая за распределение последовательности действий, внимание, организованность, находится в развитии почти до 18-19 лет. Так что, проблема заключается не в том, что дети не хотят наводить порядок, а в том, что не знают, как это сделать.
Ну или хотя бы им нужна чья-то помощь. Мы поговорили с тремя женщинами, которые нашли свой собственный подход к данной проблеме. Они смогли приучить своих детей к порядку. Затем мы поинтересовались у профессиональных психологов об эффективности предложенных методов. Вот что мы выяснили.
Соедините уборку и чтение книг
Евгения, мама 10-летнего мальчика, читает сыну книгу, в то время как они убираются в комнате. «Так мы прочитали всего «Гарри Поттера» и «Властелина Колец», — говорит Евгения. — Я сделала это открытие, еще когда сын ходил в садик. Теперь он любит не только чистоту, но и чтение книг, что очень важно». Если ребенок прекращал уборку и просто слушал, Евгения тоже останавливалась и не продолжала историю до тех пор, пока сын снова не брался за дело. Теперь, когда ее мальчик занят помимо уроков еще кучей дел (футбол, баскетбол и рисование), они наводят порядок в комнате только по выходным.
Почему это работает
Евгения не только создала благоприятную обстановку для уборки комнаты, она еще и участвовала в самом процессе. Для детей присутствие родителей в любой ситуации очень важно. Им нужны помощь, поддержка взрослого. Используя такой метод, вы сотрудничаете со своим ребенком. Евгения не навязывала сыну уборку, она не хотела превратить это в наказание. Наоборот, у него появился стимул к наведению порядка в своей комнате. Если ваш ребенок уже вырос из того возраста, когда ему можно читать, попробуйте ставить его любимых исполнителей, пока сын (дочь) убирается в комнате, советует наш психолог.
Все должно лежать на своих местах
Александра решила вместе со своими дочерями (5 и 11 лет) найти для каждого предмета в их комнате свое определенное место. На это ее вдохновила книга «Организация вашего пространства».
«Мы собрали в детской все вещи (игрушки, тетрадки, книжки, одежду, статуэтки и т. д.), сложили их в коробки, поставили на середину комнаты и по очереди нашли определенное место для каждого предмета, предварительно рассортировав их по категориям, — рассказывает Александра. — Перед этим я купила много ящиков, каждый мы вместе с дочерями подписали (например, «Мягкие игрушки» или «Конструкторы») и сложили туда соответствующие вещи.
Нам не только удалось разобраться в детской, но я еще узнала кучу интересных вещей про своих девочек. Например, моя старшая дочь обожает красивые кошелечки (были 4-5 маленьких сумочек, с которыми она никак не могла расстаться). Таким образом, появилась коробка с надписью: «Сумочки и кошельки».
Позже дочки пристрастились к тому, чтобы подписывать каждую вещь, особенно им нравилось писать разноцветными маркерами. «Возможно, такой способ помогает детям раскрыть свои желания и пристрастия», — предположила Александра.
Конечно, в комнате девочек не всегда идеальный порядок. Но теперь уборка дается гораздо легче, потому что они знают быстрый и проверенный способ.
Почему это работает
Если вы определите для каждой вещи свое место, то это гарантирует то, что хотя бы половина вещей будет убрана. Иногда ребенку просто некуда складывать вещи, поэтому они валяются на полу и под кроватью. Ребенок обязательно должен знать, куда ему класть грязное белье, ему также необходимы ящики для игрушек и полки для книг.
Планируя детскую, вы должны учесть все вышеперечисленное. Но не забудьте, что малыш нуждается в пространстве — не стоит загромождать его мебелью. Вместо того чтобы ругать и заставлять детей убираться в своей комнате, предложите им вместе разобраться и выбросить старое, чтобы потом заново создать интерьер. Если ребенок согласен, обратите внимание на то, что он больше любит: раскладывать вещи по коробкам, подписывать ящики или он быстро устает от уборки.
Некоторые дети долго не могут привыкнуть к новым обязанностям. Не стоит давить на детей и заставлять убираться — это только ухудшит обстановку. «Я была удивлена, когда узнала, что многие подростки, особенно мальчики, хранят старые мягкие игрушки и машинки под подушками и в других потаенных местах своих комнат», — говорит детский психолог Марина Оськина. Подростковый период — очень сложный для любого ребенка, порой ему просто необходимы родительская поддержка и понимание.
Помогите ребенку приспособиться к рутинной жизни
Анна разработала целую систему, по которой дети могли бы выполнять свои домашние обязанности. У Анны два сына (13 и 15 лет). «Всякий ребенок и взрослый могут осваивать один и тот же материал абсолютно разными способами, — рассказывает Анна. — Однажды я, наконец, осознала, что каждый из моих сыновей нуждается в индивидуальных инструкциях по выполнению одного и того же задания, будь то уборка комнаты или домашняя работа».
Эта мысль пришла ей, когда одному из мальчиков было 10 лет, а второму 12. «Моему младшему сыну стоило только сказать: «Уберись в комнате», — и он тут же это делал, его просто нужно было направить. На старшего же не действовало ничего: ни крики, ни уговоры. Тогда я поняла: для выполнения задания ему надо установить последовательность действий. Когда я разделяла работу по пунктам, он легко справлялся с задачей». Анна начала с того, что попросила его отобрать те журналы, которые можно выкинуть, и те, которые он бы хотел оставить. После этого предложила ему каждый день делать что-нибудь по дому: в понедельник собрать в комнате грязное белье, во вторник сложить ненужные вещи в коробку и т. д.
«Мой старший сын хочет стать бизнесменом, так что мы пошли в магазин — посмотреть, как обустроен офисный кабинет, какие аксессуары можно было бы приобрести». А младший сын Анны присмотрел себе множество разноцветных ящиков и коробок, в которые он будет складывать свои игрушки и конструкторы «Лего».
«К концу недели в детской все равно царит беспорядок, — говорит Анна, — но я больше не переживаю по этому поводу, потому что уверена — теперь мои мальчики знают, как действовать».
Почему это работает
Каждый родитель должен понимать потребности своего ребенка. «Раньше я тоже постоянно ругала своего ребенка за беспорядок в комнате, — рассказывает психолог Марина Оськина. — Но однажды я увидела, как он читает книжки на полу книжного магазина. Он брал книгу, прочитывал одну главу, затем брал другую, прочитывал главу из нее от начала до конца и ставил на место. После этого случая я поняла, что для меня беспорядок значит вовсе не то же самое, что для моего сына — просто его мир состоит из других, отличных от моего, вещей. Мы договорились с ним, что единственное правило, которое нужно выполнять — не хранить испортившуюся еду в комнате, остальное — на его усмотрение».
Терпение и понимание могут принести достойные результаты. Только на своем личном опыте ребенок может понять, насколько важно организовывать свое время и пространство.
И, наконец, поймите, что никто не идеален! Заметьте: двое из родителей, которые рассказали нам свои истории, признают, что комнаты их детей и по сей день частенько находятся в полном беспорядке. Фраза, которую должен усвоить каждый родитель: «Твоя комната сводит меня с ума, но я все равно тебя люблю». Помните, что ребенку нужна ваша помощь, он не может приучиться убирать свою комнату, если вы ему не подадите пример. А самое главное, не забывайте, беспорядок — это не причина для ссоры. Любите и берегите друг друга.