Дети подземелья чем понравилось
Рецензии на книгу «Дети подземелья» Владимир Короленко
Когда я была совсем маленькой, наверное, в возрасте до лет пяти, моё чтение ограничивалось всякими славными детскими историями, в которых всё тепло, хорошо и уютно, а если зло и скалит зубы некоторое время, то в конце произведения обязательно убегает в кусты, поджав наказанный хвост. А где-то как раз в пять лет меня настигла эта повесть Короленко, которая не только обогатила мой словарный запас неожиданными диалектными словечками, но и спустила с литературных небес на землю, нещадно швырнув в суровый отечественный нуар, от которого потом по ночам мне снились картины, достойные Кафки. Конец небольшой повести вбил предпоследний гвоздь в крышку гроба моих детских мыслей о том, что литература — это солнышко, принцессы и вечно улыбающиеся задорные пупсы (последним гвоздем стало детское переложение «Гавроша» и «Козетты», которое навсегда заставило меня уважать вещи мрачные и реалистичные).
Наверное, эту повесть читал каждый, когда учился в школе (ну, или почти каждый, мне не довелось, потому что она попала под сокращение программы). Перечитав её сейчас, я была удивлена тем, насколько она «непроста» для детей и по подбору слов и по особенностям текста, хотя раньше это не замечалось совсем. Ещё больше меня запутала Википедия, которая утверждает, что повесть «Дети подземелья» — это адаптированный и сокращенный рассказ для взрослых «В дурном обществе». Как же надо сокращать рассказ, чтобы получилась повесть? Всё-таки, «В дурном обществе» — тоже повесть, пусть и небольшая. Я просмотрела её по диагонали для сравнения с «Детьми подземелья», в общем-то, сократили совсем немного, только некоторые описательные моменты и отвлечённые размышления автора, а ещё почему-то убрали все моменты упоминания евреев. И всё равно повесть получилась совсем недетская. Было очень интересно разглядеть удивительные моменты, которые в детстве в принципе неинтересны и не видны — это не вечный вопрос «где хорошо, а где плохо», не противостояние богатых и бедных, а рассказ об отце главного героя, которого Короленко описывает с такой болью, что совершенно ясно — это момент глубоко автобиографический. Ну а так. Очень полезная повесть для того, чтобы разбавить категоричное детское деление на чёрное и белое. Детей учат точно: «Говорить правду — хорошо», «Воровать — плохо». Но жизнь не терпит одного только и чёрного и белого, поэтому плодит многочисленные «если. » и «когда. » Есть моменты, когда эти, казалось бы, прозрачные категории хорошего и плохого приходится пересматривать.
И всё-таки, что-то готичное есть в этой повести. Кладбища, полуразрушенная крепость, церковь, серый камень, который пьёт жизнь из хрупкой девочки, а сама девочка похожа на неуклюжий и слабый цветок, выросший в неволе без солнца. Если ребёнку «Дети подземелья» понравятся, то, думаю, на его подростковый период стоит закупиться стиральным порошком для чёрной одежды и подходящими мрачноватыми авторами для домашней библиотеки.
Такая маленькая и такая детская повесть, а столько всего поместилось болезненного: сиротство, потеря любимого человека, сложная отцовская любовь, нищета, голод, относительность понятий «плохо» и «хорошо», дружба социально неравных людей.
Мне не очень понятно, зачем читать такую книгу взрослому – все-таки слишком все концентрированно для много читающего человека, слишком насыщенно, чтобы как следует прожить.
А вот детям – в самый раз, детям – отлично.
«Трижды три темы», 2 тур 2013, совет nassy на тему «Русский роман или повесть XIX –начала XX века»
Из обязательного набора книг про беспризорников
Это произведение входило в школьную программу когда я учился в школе и сегодня тоже входит. Я в школьные годы не читал школьную программу, а вот на племянниках отрываюсь) Вот насильственно прочитали с ними «Детей подземелья». Удивительно нетолерантные были в былые столетия классики) Вот и Короленко, вроде как являющийся украинским классиком, пишет черным по белому о каких-то «хохлах», которые вместе с прочими простыми людьми, составляют типичный набор люда на улице маленького городка Княжье-Вено, прообразом которого, полагают короленковеды, является украинский город Ровно, где провел свое детство Короленко. Описываются они мельком, однако, почему-то в самой что ни на есть Западной Украине дело происходит, и «хохлов» как таковых с гулькин нос, поэтому так это и бросилось мне в глаза. Написано пером, знаете ли, топором не вырубишь. Но это сегодня, в крайне политизированное время такое замечается. Кстати, ради справедливости, «хохлами» раньше называли исключительно за характерный причесон, как у казаков на известной картине Репина. Дети, хочется верить, совершенно деполитизированы.
Но мы с племянниками оказались едины во мнении, что современным детям, возможно, не стоит такое читать до поры. Повесть-то печальная. Это ни разу не приключения. И счастливым концом совсем не пахнет.
Персонаж Короленко, так же как и он сам, сын судьи, по наивности связался с детьми из «дурного общества». Он полагал что «дурное общество» это воры и убийцы, но оказалось, достаточно просто быть нищим чтобы считаться «дурным обществом». Да, им приходится красть еду, потому что купить ее нет возможности. Из города их гоняют, в том числе и привилегированные нищие, которые захватили власть в заброшенном замке, хоть он и ничей. Есть кров над головой, значит с тобой можно и поговорить, эти нищие, официально просящие милостыню, уже не «дурное общество». Эти вот, которых другие нищие изгнали из города, приютились в подземельях под кладбищем за городом.
Конечно, книга поучительная. Но больше для почти взрослых, юношей и девушек, так сказать. Но тут уже дают книги про любовь, войну и мир и т.д. Я бы не включал эту повесть в школьную программу. Сегодняшние реалии таковы, что дух народа надо поднимать, а не опускать подобными печальными произведениями. Возможно, я не прав.
Отмечу, что красивый русский язык, которым было написано это произведение, дает ему право почитаться как классика. Спокойно встанет оно в один ряд с произведениями Диккенса. Кстати, во времена моего детства многие девочки любили читать литературу про беспризорников. Сестра, вот, всю обязательную программу на эту тему прочла, включая и «Детей подземелья». Наверняка есть и сегодня поклонники (по большей части все равно поклонницы) такой литературы. И слава Богу. Возможно, для них это настоящая отдушина.
Мне не понравилась эта повесть, потому что она очень грустная. И мне жалко Валека и Марусю. Эта история основана на реальных событиях. Такое может случиться и в наше время. Что хотел сказать автор в этом произведении? Может, что нужно с пониманием относиться к нищим? Ведь им так тяжело: у них нет дома, нет денег, нет еды, и у них нет возможности все это приобрести, им приходится воровать, чтобы жить.
Взрослым полезно читать книги, предназначенные детям. Читать, вспоминать, переживать и переосмысливать.
Трогательно, душевно, честно, а потому бесценно!
Книга прочитана в рамках игры «Школьная вселенная».
Шестой учебный год. Предмет «Каникулы». Дополнительная книга.
Рецензии на книгу «Дети подземелья» Владимир Короленко
Когда я была совсем маленькой, наверное, в возрасте до лет пяти, моё чтение ограничивалось всякими славными детскими историями, в которых всё тепло, хорошо и уютно, а если зло и скалит зубы некоторое время, то в конце произведения обязательно убегает в кусты, поджав наказанный хвост. А где-то как раз в пять лет меня настигла эта повесть Короленко, которая не только обогатила мой словарный запас неожиданными диалектными словечками, но и спустила с литературных небес на землю, нещадно швырнув в суровый отечественный нуар, от которого потом по ночам мне снились картины, достойные Кафки. Конец небольшой повести вбил предпоследний гвоздь в крышку гроба моих детских мыслей о том, что литература — это солнышко, принцессы и вечно улыбающиеся задорные пупсы (последним гвоздем стало детское переложение «Гавроша» и «Козетты», которое навсегда заставило меня уважать вещи мрачные и реалистичные).
Наверное, эту повесть читал каждый, когда учился в школе (ну, или почти каждый, мне не довелось, потому что она попала под сокращение программы). Перечитав её сейчас, я была удивлена тем, насколько она «непроста» для детей и по подбору слов и по особенностям текста, хотя раньше это не замечалось совсем. Ещё больше меня запутала Википедия, которая утверждает, что повесть «Дети подземелья» — это адаптированный и сокращенный рассказ для взрослых «В дурном обществе». Как же надо сокращать рассказ, чтобы получилась повесть? Всё-таки, «В дурном обществе» — тоже повесть, пусть и небольшая. Я просмотрела её по диагонали для сравнения с «Детьми подземелья», в общем-то, сократили совсем немного, только некоторые описательные моменты и отвлечённые размышления автора, а ещё почему-то убрали все моменты упоминания евреев. И всё равно повесть получилась совсем недетская. Было очень интересно разглядеть удивительные моменты, которые в детстве в принципе неинтересны и не видны — это не вечный вопрос «где хорошо, а где плохо», не противостояние богатых и бедных, а рассказ об отце главного героя, которого Короленко описывает с такой болью, что совершенно ясно — это момент глубоко автобиографический. Ну а так. Очень полезная повесть для того, чтобы разбавить категоричное детское деление на чёрное и белое. Детей учат точно: «Говорить правду — хорошо», «Воровать — плохо». Но жизнь не терпит одного только и чёрного и белого, поэтому плодит многочисленные «если. » и «когда. » Есть моменты, когда эти, казалось бы, прозрачные категории хорошего и плохого приходится пересматривать.
И всё-таки, что-то готичное есть в этой повести. Кладбища, полуразрушенная крепость, церковь, серый камень, который пьёт жизнь из хрупкой девочки, а сама девочка похожа на неуклюжий и слабый цветок, выросший в неволе без солнца. Если ребёнку «Дети подземелья» понравятся, то, думаю, на его подростковый период стоит закупиться стиральным порошком для чёрной одежды и подходящими мрачноватыми авторами для домашней библиотеки.
Такая маленькая и такая детская повесть, а столько всего поместилось болезненного: сиротство, потеря любимого человека, сложная отцовская любовь, нищета, голод, относительность понятий «плохо» и «хорошо», дружба социально неравных людей.
Мне не очень понятно, зачем читать такую книгу взрослому – все-таки слишком все концентрированно для много читающего человека, слишком насыщенно, чтобы как следует прожить.
А вот детям – в самый раз, детям – отлично.
«Трижды три темы», 2 тур 2013, совет nassy на тему «Русский роман или повесть XIX –начала XX века»
Из обязательного набора книг про беспризорников
Это произведение входило в школьную программу когда я учился в школе и сегодня тоже входит. Я в школьные годы не читал школьную программу, а вот на племянниках отрываюсь) Вот насильственно прочитали с ними «Детей подземелья». Удивительно нетолерантные были в былые столетия классики) Вот и Короленко, вроде как являющийся украинским классиком, пишет черным по белому о каких-то «хохлах», которые вместе с прочими простыми людьми, составляют типичный набор люда на улице маленького городка Княжье-Вено, прообразом которого, полагают короленковеды, является украинский город Ровно, где провел свое детство Короленко. Описываются они мельком, однако, почему-то в самой что ни на есть Западной Украине дело происходит, и «хохлов» как таковых с гулькин нос, поэтому так это и бросилось мне в глаза. Написано пером, знаете ли, топором не вырубишь. Но это сегодня, в крайне политизированное время такое замечается. Кстати, ради справедливости, «хохлами» раньше называли исключительно за характерный причесон, как у казаков на известной картине Репина. Дети, хочется верить, совершенно деполитизированы.
Но мы с племянниками оказались едины во мнении, что современным детям, возможно, не стоит такое читать до поры. Повесть-то печальная. Это ни разу не приключения. И счастливым концом совсем не пахнет.
Персонаж Короленко, так же как и он сам, сын судьи, по наивности связался с детьми из «дурного общества». Он полагал что «дурное общество» это воры и убийцы, но оказалось, достаточно просто быть нищим чтобы считаться «дурным обществом». Да, им приходится красть еду, потому что купить ее нет возможности. Из города их гоняют, в том числе и привилегированные нищие, которые захватили власть в заброшенном замке, хоть он и ничей. Есть кров над головой, значит с тобой можно и поговорить, эти нищие, официально просящие милостыню, уже не «дурное общество». Эти вот, которых другие нищие изгнали из города, приютились в подземельях под кладбищем за городом.
Конечно, книга поучительная. Но больше для почти взрослых, юношей и девушек, так сказать. Но тут уже дают книги про любовь, войну и мир и т.д. Я бы не включал эту повесть в школьную программу. Сегодняшние реалии таковы, что дух народа надо поднимать, а не опускать подобными печальными произведениями. Возможно, я не прав.
Отмечу, что красивый русский язык, которым было написано это произведение, дает ему право почитаться как классика. Спокойно встанет оно в один ряд с произведениями Диккенса. Кстати, во времена моего детства многие девочки любили читать литературу про беспризорников. Сестра, вот, всю обязательную программу на эту тему прочла, включая и «Детей подземелья». Наверняка есть и сегодня поклонники (по большей части все равно поклонницы) такой литературы. И слава Богу. Возможно, для них это настоящая отдушина.
Мне не понравилась эта повесть, потому что она очень грустная. И мне жалко Валека и Марусю. Эта история основана на реальных событиях. Такое может случиться и в наше время. Что хотел сказать автор в этом произведении? Может, что нужно с пониманием относиться к нищим? Ведь им так тяжело: у них нет дома, нет денег, нет еды, и у них нет возможности все это приобрести, им приходится воровать, чтобы жить.
Взрослым полезно читать книги, предназначенные детям. Читать, вспоминать, переживать и переосмысливать.
Трогательно, душевно, честно, а потому бесценно!
Проблемы социального неравенства, отсутствия места жительства, бродяжничества, беспризорных детей, волновавшие автора повести в 1885 году, все так же актуальны и сегодня, в новом уже 2016.
Я всегда боялась бродяг, понимая, однако, что есть среди них милые, правильные люди, которым очень не повезло в жизни. Но дети… Эти маленькие оборвыши, вынужденные воровать и приученные уже к этому ремеслу. Дети без детства, без игрушек, без ощущения защищенности, которое дают родные стены. Невозможно простить тех, кто обрел их на скитания.
Такая маленькая, эта повесть учит быть человечным, сочувствовать, быть верным данному слову, дружить. Этому так важно научиться с малых лет. А между тем, книга давно уже изъята из школьной программы.
Книга прочитана в рамках игры «Игра в классики».
Не надеялся даже, в таком маленьком по объему произведении, как «Дети подземелья», найти столько полезного, правильного и что самое главное для книги – интересного. Брал книгу в руки только потому, что она была в этот момент рядом. И начал читать.
Автор у своего главного героя, мальчика Васи, смог выразить те черты характера, которые, по мнению писателю и, по-моему личному мнению, так нужны детям:
• Скромность
• Дружелюбие
• Сострадание
• Бескорыстие
• Искренность
Эти качества, Вася, «сын таких почтенных родителей», смог проявить именно перед теми беспристрастными судьями из «дурного общества», которыми эти доказательства совсем и не были нужны. Не испугался в трудные моменты и не оставил своих новых друзей.
А перед лицом наказания и полного разрыва отношений с отцом, сохранил верность Валеку, Марусе, Тыбурцию Драбу с «профессором» и многим другим, обездоленным.
Вот так, с наскока, я принял всей душой этот небольшой рассказ или повесть и добавил в «Любимые».
Спасибо Вам, «Дети подземелья», за такую небольшую и трогательную историю. И в первую очередь, конечно же, автору.
. мы оба, полные жизни и надежды, произносили над маленькою могилкой свои обеты
Никогда отец не любил и не полюбит меня так, как Тыбурций любит своих детей
Рассказ, который читается за один присест, но который полон жестокой правды во всей ее «красе». Он показывает нам отчаявшегося мальчишку Васю, уставшего от равнодушия и холодности своего отца судьи, который нашел приют среди нищих. Он показывает нам Валька, вообще очень солидного и взрослого не по годам. Он показывает нам Марусю, четырехлетнюю девочку, из которой высасывает жизнь серый камень, но она не отчаивается, и искренне радуется появлению Васи и их совместным играм вместе с Вальком. Он показывает нам судью, отца Васи, в начале произведения такого безэмоционального и справедливого судьи, у которого есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках. Он показывает нам Тыбурция — нищего и вора, который вынужден красть, чтобы прокормить свою семью и соратников.
Но разве мы испытываем к Тыбурцию и его компании презрение или отвращение? Вовсе нет, мы понимаем, что иначе не смогли бы жить его дети. Да, именно, ради них он и занимается воровством; такой урод способен к глубоким и любовным чувствам. Даже рассудительный судья это понял и не стал запирать его за решетку.
Читая эту «кроху» задумываешься о многом, но в первую очередь ставишь себя на месте всех героев и. чувствуешь неимоверную боль, что физическую, что душевную, и недоумеваешь (из-за своей неопытности), при этом спрашивая себя: а как люди так живут? Как они это терпят? Как они могут улыбаться и веселиться? Неужели возможно радоваться, когда у тебя такое несчастье?
В повести «Дети подземелья» Короленко затрагивает вопросы состраданья, сопереживания, благородства, раскрывает знаковые для русской литературы темы отцов и детей, дружбы, бедности, взросления и становления личности. И все это умещается в какие-то шестьдесят страниц.
Идеал детской литературы.
В детстве социальное неравенство воспринималось с ярым идеализмом и вызывало возмущенное негодование. И дело не в советской системе воспитания, ибо живописные картины провинциальной жизни рисовались Короленко с натуры и были приурочены середине девятнадцатого века. Сейчас я думаю, что именно потому, что события этого произведения предстают перед нами глазами Васи, сына городского судьи, который ничем в этой жизни не был обижен, кроме любви (у него умела мать, а отцу некогда было заниматься сыном), именно потому они и получились таким искренне-убедительными, категоричными и в чем-то наивными. Автор без каких-либо лишних вопросов, двусмысленностей и шероховатостей подводит нас к тому, что хотел сказать.
Предельная ясность и прозрачность произведения делает его наиболее притягательным абсолютно для всех возрастных групп. При этом «Дети подземелья» прекрасно светятся всей полнотой красок, образы переданы очень выразительно, а читается невероятно легко, несмотря на эмоционально нелегкое содержание. А эта маленькая, но такая большая фраза отца, «я был невнимателен к тебя, мальчик мой» или пана Тыбурция, » у вашего сына широкая душа». Ценность, отпечатавшаяся на всю жизнь.
Рецензии на книгу « Дети подземелья. Повести, рассказы и очерки » Владимир Короленко
Очень мне нравится, как пишет Короленко! Какие темы поднимает, какие прописанные характеры у героев. Повести и рассказы, вошедшие в сборник, подходят чуть более среднему школьному возрасту для ознакомления.
Сама книга чудесная! Твёрдая красивая обложка, внутри иллюстрации, которые полностью передают атмосферу всего того, что автор описывает в своих произведениях. Бумага отличная, шрифт и его размер тоже, придраться явно не к чему!
Книга потрясла до глубины души. Всем детям обязательно прочесть. Качество книги отменное, иллюстрации дополняют атмосферу произведений.
С детства любимые «Дети подземелья» и «Слепой музыкант». Сколько же раз Короленко заставлял меня плакать. Столько боли, любви, сострадания и глубины в этих произведениях, что хочется перечитывать снова и снова.
Несмотря на низкую цену, книга отличного качества. Белая бумага, хороший шрифт, красивые (пусть и чёрно-белые) иллюстрации. Твёрдая обложка, отлично оформленная.
Меня книга дети подземелья очень сильно потрясла в детстве и поэтому мне захотелось перечитать ее еще раз.Книга очень грустная,о жизни детей в нищете.
Долго выбирала издание,почитав рицензии остановилась на этом варианте так как кроме Дети подземелья(из повести «В дурном обществе») сюда вошли еще несколько рассказов.
В книге 336 страниц,листы белые,хотя просвечиваются.Имеются картинки хотя их не так уж много,больше всего их в повести дети подземелья.
На счет возрасной категории затрудняюсь ответить,желательно прочитать самому,а потом решить в каком возрасте она будет интересна вашему ребенку,но не раньше 10 лет.
Короленко оч. интересно, самобытно пишет. Всегда сопереживаешь героям его произведений. Подчас плачешь от жалости и сострадания к героям. Важно, чтобы детки читали рассказы Короленко, начиная с определенного возраста.
Возможно, будет полезно уже в 10-12 лет ознакомиться с данной книжкой, с 2-мя первыми произведениями.
Помимо двух больших произведений: Дети подземелья и Слепой музыкант, в книге несколько небольших рассказов.
Думаю, эти небольшие рассказы все-таки ориентированы на старший школьный возраст. Из-за тематики, которая в них затрагивается. Она совсем не детская. Описывается пьянство, ссыльные, частично крестьянский быт и пр.
Да и взрослым, думаю, будет интересно перечитать.
В книге есть ч/б иллюстрации. Художник оч. правильно, на мой взгляд, изобразил героев, описанных Владимиром Короленко в рассказах.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Короленко В. «Дети подземелья» Читательский дневник, краткое содержание
Короленко В. «Дети подземелья» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Владимир Галактионович Короленко
Название: «Дети подземелья» («В дурном обществе»)
Жанр: Повесть
Тема произведения: Бедность, дружба, любовь
Число страниц: 21
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Из-за непонимания отца мальчик ищет людей, которые его поддержат, на улице. Новыми друзьями Васи становятся нищие.
Сюжет — краткое содержание:
Васе было 6 лет, когда умерла мама. Его отец от горя совсем перестал заниматься детьми. Когда мальчик подрос, он нашёл себе бездомных друзей, Валька и Марусю. Вася начал приносить ребятам еду, замечать, что Маруся грустная, у неё совершенно нет сил. Девочка сильно болела. Чтобы развеселить подругу, Вася забрал у сестры куклу и отдал Марусе. За кражу отец запер мальчика дома и не разрешал ему выходить. Через время Тыбурций принёс игрушку Васе и рассказал, что Маруся умерла. Отец понял, что был не прав и попросил прощения у Василия. Бездомные резко переехали, а Вася и его сестра долго приходили на могилу к Марусе.
Понравившийся эпизод:
Я считаю, что Вася поступил правильно, когда отдал умирающей Марусе куклу. Хоть обман – это очень плохо, всё же мальчик поступил благородно, он стремился помочь больной девочке и её брату любыми способами.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Иногда мир бывает очень жесток. Чтобы в нём выжить, нужно быть добрым человеком, уметь дружить и любить.
Чему учит это произведение:
Настоящей дружбе, уметь жертвовать чем-то ради других
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Такое грустное произведение! Очень жалко Марусю, которая не смогла прожить в жестоком мире. Хорошо, что у Васи с отцом наладились отношения, теперь они стали настоящей семьёй!
Новые слова и выражения:
Нива – большое поле, возделанное и засеянное, целенаправленно обработанное человеком
Телеграф – средство передачи сигнала по проводам, радио или другим каналам электросвязи
Пословицы к произведению:
Счастье в руки не поймаешь.
Всякому свой крест.
Человек без друзей — что дерево без корней.
Рецензии на книгу «Дети Подземелья» Владимир Короленко
В старинном замке у заросшего пруда.
Эту книгу все мы знаем с детства, потому что она проходится в школьной программе, где-то в районе 5-6 классов в куцом укороченном варианте под названием «Дети подземелья». Известно, что сам Короленко относился в мини-варианту своей повести довольно отрицательно, вот что писал он Елпатьевскому в 1916 году:
Есть у меня некоторое предубеждение против специальных изданий для юношества: ведь это нужно заручаться специальными одобрениями «для школьных библиотек». «В дурном обществе», например, так и идет в десятках тысяч экземпляров дешевых изданий в сокращенном и обкромсанном виде. А я совершенно не понимаю, почему юношество должно сначала знакомиться с писателем в этом обкромсанном виде.
И все же издатели и методисты не услышали писателя и повесть до сих пор живет двойной жизнью: в полном варианте и в обкромсаном, как писал Короленко. А поскольку с книгой, как я уже сказал, мы знакомы с детства, то я не буду подробно разбирать главные темы, поднятые автором: социальное неравенство, принятие утраты, человеческое равнодушие и предрассудки, несчастное и обездоленное детство, дружба и сострадание. Всё это Короленко показывает очень ярко, а особого эффекта добивается тем, что видим это мы детскими глазами, пропускаем через детскую психику, и оттого описываемые «язвы общества» воспринимаются еще чувствительнее и острее. Да вы всё это знаете и без меня, поэтому я хотел бы поговорить о кое-чем ином.
Так, мне показалось, что в повести Короленко отчетливо чувствуется, попахивающее могильным смрадом и вековой пылью, дыхание готики, а где готика, там и хоррор. Страницы описания живописного западноукраинского города и старинного графского замка, возможно, самые лучшие в книге. И эти пруды со спокойной водой, которыми окружен город, и остров в одном из прудов, насыпанный еще пленными турками, и замок на этом острове, стоящий «на костях человеческих». Всё это необыкновенно вкусно и завораживающе, Короленко подготовил великолепную атмосферу для развития увлекательного приключения.
И пусть само приключение не состоялось и рассыпалось, превратившись больше в нравоучительную драму, и Вася предстал перед читателями не в образе победителя Дракулы, а, скорее, юной вариации войничского Овода, все же посеянный автором аромат так и не развеялся до самых последних страниц книги, ожидание чего-то необычного долго не хотело умирать, пережив несчастную Марусю.
К сожалению, до наших дней старинный замок, увековеченный в повести, не дожил, в начале прошлого века он был разрушен, и сегодня на его месте располагаются городские гидропарк и стадион. Жаль, конечно, а когда-то он выглядел вот так:
Когда я была совсем маленькой, наверное, в возрасте до лет пяти, моё чтение ограничивалось всякими славными детскими историями, в которых всё тепло, хорошо и уютно, а если зло и скалит зубы некоторое время, то в конце произведения обязательно убегает в кусты, поджав наказанный хвост. А где-то как раз в пять лет меня настигла эта повесть Короленко, которая не только обогатила мой словарный запас неожиданными диалектными словечками, но и спустила с литературных небес на землю, нещадно швырнув в суровый отечественный нуар, от которого потом по ночам мне снились картины, достойные Кафки. Конец небольшой повести вбил предпоследний гвоздь в крышку гроба моих детских мыслей о том, что литература — это солнышко, принцессы и вечно улыбающиеся задорные пупсы (последним гвоздем стало детское переложение «Гавроша» и «Козетты», которое навсегда заставило меня уважать вещи мрачные и реалистичные).
Наверное, эту повесть читал каждый, когда учился в школе (ну, или почти каждый, мне не довелось, потому что она попала под сокращение программы). Перечитав её сейчас, я была удивлена тем, насколько она «непроста» для детей и по подбору слов и по особенностям текста, хотя раньше это не замечалось совсем. Ещё больше меня запутала Википедия, которая утверждает, что повесть «Дети подземелья» — это адаптированный и сокращенный рассказ для взрослых «В дурном обществе». Как же надо сокращать рассказ, чтобы получилась повесть? Всё-таки, «В дурном обществе» — тоже повесть, пусть и небольшая. Я просмотрела её по диагонали для сравнения с «Детьми подземелья», в общем-то, сократили совсем немного, только некоторые описательные моменты и отвлечённые размышления автора, а ещё почему-то убрали все моменты упоминания евреев. И всё равно повесть получилась совсем недетская. Было очень интересно разглядеть удивительные моменты, которые в детстве в принципе неинтересны и не видны — это не вечный вопрос «где хорошо, а где плохо», не противостояние богатых и бедных, а рассказ об отце главного героя, которого Короленко описывает с такой болью, что совершенно ясно — это момент глубоко автобиографический. Ну а так. Очень полезная повесть для того, чтобы разбавить категоричное детское деление на чёрное и белое. Детей учат точно: «Говорить правду — хорошо», «Воровать — плохо». Но жизнь не терпит одного только и чёрного и белого, поэтому плодит многочисленные «если. » и «когда. » Есть моменты, когда эти, казалось бы, прозрачные категории хорошего и плохого приходится пересматривать.
И всё-таки, что-то готичное есть в этой повести. Кладбища, полуразрушенная крепость, церковь, серый камень, который пьёт жизнь из хрупкой девочки, а сама девочка похожа на неуклюжий и слабый цветок, выросший в неволе без солнца. Если ребёнку «Дети подземелья» понравятся, то, думаю, на его подростковый период стоит закупиться стиральным порошком для чёрной одежды и подходящими мрачноватыми авторами для домашней библиотеки.
Сначала долго подступалась к этой книге, чтобы ПЕРЕчитать ее. Теперь долго подступаюсь к тому, чтобы написать о ней.
Я не знаю, какие комментарии нужны при знакомстве с этой книгой: я с детства уверена, что прочитавший эту повесть, сам всё-всё поймет о мире человеческой души, о том, что такое сострадание и милосердие, о том, что именно доброта может спасти мир.
. Я боялась, что, прочитав эту повесть взрослой тетенькой, найду ее чрезмерно сентиментальной, чрезмерно надрывной, скептически пожму плечами.
Нет!
И завтра я пойду к пятиклассникам с искренним чувством восхищения талантливым автором и с моим искренним преклонением перед человечностью этой истории.
UPD: Мои любимые пятиклассники вроде прониклись. Даже очень. Ушли писать сочинение.