Дети понимают замысел игры и игровые действия с помощью чего
Развитие игрового замысла
Целенаправленность действий в игре развивается постепенно. Первые замыслы могут возникать уже в два-три года. Сначала ребенок играет не задумываясь с той игрушкой, которая ему понравилась или попалась на глаза. Но затем, постепенно, в игре начинает появляться цель. Например, приготовить кукле обед или доехать куда-либо на машине. Появление цели в игре с игрушкой и определяет наличие игрового замысла. Развитие замысла связано с общим умственным развитием ребенка и формированием его интересов. Примерно к четырем годам дети уже способны изображать в играх сказки не только показанные, но и рассказанные.
У детей 5-7 лет возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых. Замыслы игр становятся более стойкими, иногда игра проходит длительное время. Игры часто повторяются изо дня в день и благодаря этому мышление и воображение детей становятся все более целенаправленными, а игровой замысел все глубже и шире по количеству действий, учитываемых в игре деталей, распределение ролей.
Особый характер имеет замысел в играх-драматизациях, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из книги. Игры-драматизации труднее для детей, но при этом такие игры помогают глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений.
Картотека игр на развитие мышления с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» Методическая разработка. «Картотека игр на развитие мышления с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» Основной формой для формирования.
Формирование замысла на занятиях по аппликации в средней группе Аппликация – один из наиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности. Все в ней привлекает ребят: и радующий глаз и четкая простота.
Фотоотчёт игрового тренинга с родителями. В конце марта в нашем детском саду прошло окружное методическое объединение. В нашей группе совместно с детьми и родителями прошёл игровой.
Маркеры игрового пространства Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда, Ульяновской области» Киселева Татьяна Федоровна Маркеры.
Планирование игрового массажа в старшей группе Планирование игрового массажа в старшей группеСентябрь: «Разотру ладошки сильно» Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь.
Развитие фонематического слуха с использованием игрового материала В дошкольном возрасте важны развитие и коррекция фонематического слуха (различение звуков в слове, определение их количества и последовательности).
Развитие игрового опыта детей Исходя из психологических особенностей общения детей дошкольного возраста со сверстниками, можно заметить, что только к 4- м годам зарождается.
Сценарий музыкально-игрового занятия Тема: «Прилет птиц» Цель: развитие у детей песенного, речевого творчества. Задачи: развивать у детей музыкальное восприятие и эмоциональную.
Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста
Наталья Маркова
Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста
Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете,
Она всегда – ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.
-ИГРА даёт взрослому возможность узнать и понять внутренний мир ребёнка.
-ИГРА может опосредовать диалог с ребёнком.
-ИГРА помогает сделать образовательный процесс более увлекательным и мотивированным.
-Через ИГРУ взрослый может помочь ребёнку пережить и осмыслить различные ситуации его жизни и найти новые способы поведения в них
-ИГРА золотой ключик к ларцу дошкольного детства.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИГРЫ
Проблема игры, как деятельности имеющей особое значение в жизни ребёнка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития.
В отечественной психологии сюжетная игра понимается,
СТРУКТУРА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Следует различать сюжет и содержание игры.
СЮЖЕТ-это сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре.
Сюжеты детских игр
Игры с бытовым сюжетом (семья, детский сад, прогулка, День рождения, приготовление обеда).
Игры с производственным сюжетом (стройка, больница, магазин, школа, поезд).
Игры с общественно-политическим сюжетом (война, индейцы, партизаны, митинг).
Пример игра «Дочки-матери»
1) Выполнение отдельных действий (приготовить обед, разлить чай в чашки).
2) Целостное ролевое поведение (обращение к партнёру).
3) Воспроизведение межличностных и социальных отношений (мать любит ребёнка, заботится о нём).
МОТИВ ДЕТСКОЙ ИГРЫ
Игровые мотивы реализуют потребность ребёнка жить совместной с взрослыми жизнью, участвовать в социальной деятельности, занимать определённое место в обществе.
Структурные компоненты игры:
• Игровое действие.
• Игровое употребление предметов (замещение).
• Реальные (партнёрские) отношения между играющими детьми.
Центральным и определяющим компонентом является – роль.
Роль реализуется в игровых действиях.
Основу игры, по словам Л. С. Выгодского составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций и смыслового поля.
Функции реальных отношений включают
1. Планирование сюжета игры.
2. Распределение ролей, игровых предметов.
3. Контроль, над развитием сюжета и выполнением ролей, сверстниками партнёрами.
В качестве приёмов организации игровых отношений выступают
Смена ролевых позиций ребёнка в игре.
Создание игрового сотрудничества (переход то игры «рядом», к игре «вместе»).
Ориентация детей на чувства и переживания за игровых персонажей
Создание средствами игры повышенной напряжённости (в сюжет вносится драматизм, требующий оказания помощи персонажам).
Для организации партнёрских отношений используются следующие приёмы
Совместное обсуждение сюжета игры (планирование).
Обсуждение начального замысла игры (каждый из детей, может побывать, как на основных, так и на второстепенных ролях).
Знакомство с игровым материалом (оформление игрового пространства).
Дефицит групповой совместной игровой деятельности является фактором риска развития личности ребёнка.
Уровень развития детской игры
2- предметные действия в цепочке
3-выполнение ребёнком роли и связанных с нею действий
4-выполнение действий отражающих социальные и межличностные отношения.
На протяжении дошкольного детства можно наблюдать динамику развития игры от первого уровня (в младшем дошкольном возрасте) к четвёртому (в старшем дошкольном возрасте).
Значение сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, является ведущим типом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход на новую возрастную стадию развития
-развитие мотивационно-потребностной сферы (формирование у ребёнка стремления к социально-значимой деятельности и мотива занять новую социальную позицию)
-преодоление познавательного «эгоцентризма» (в игре учитывать позиции друг друга)
-формирование идеального плана сознания (действия в уме)
-развитие произвольности действий (принятие роли и контроль со стороны участников игры)
Принципы отбора игровых методов обучения
Одна из задач, стоящих перед педагогами, которые работают по программе «Радуга»— предоставить детям возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Взаимоотношение воспитателя с детьми должно исключить принуждение.
Способы построения сюжетно-ролевых игр
предметно-действенный способ, на этапе раннего и младшего дошкольного возраста (покатать машинку, загрузить её, покормить куклу).
ролевой способ, в среднем дошкольном возрасте (принятие роли и ролевое поведение, в роли зайчика ребёнок «строит» для себя дом, готовит обед).
сюжетосложение, в старшем дошкольном возрасте (придумать, комбинировать сюжет на основе опыта).
Игровая мотивация
Детям 3-4 лет необходимо:
-одушевлять игровые персонажи.
-использовать различные сюжеты
-осуществлять превращения одних предметов в другие.
Детям 4-5 лет необходимо:
-принимать нужную роль и действовать в этой роли.
-заинтересовывать детей ролями.
Детям 5-6 лет необходимо:
-отбирать яркие и выразительные образы.
-представлять сюжет, используя ролевое поведение.
Динамика использования игровых приёмов.
Возрастная группа
Ведущий тип Игровые приёмы
Первая младшая Предметно-манипулятивная Внесение дидактических игрушек
Вторая младшая Сюжетно-ролевая на стадии игрового действия Использование дидактических игрушек. Игровая мотивация при закреплении навыка
Средняя Сюжетно-ролевая на стадии игровой ситуации и роли Одушевление чисел и превращение их в персонажи сюжетной истории
Старшая Сюжетно-ролевая на стадии сюжетосложения Составление и решение задач
Подготовительная Игра с правилами Использование дидактических игр с правилами: настольных, подвижных
Педагогические принципы организации сюжетной игры
-В игре дети должны отражать знания и представления, полученные ими при ознакомлении с окружающим.
-Свои функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребёнка она всё более усложняется.
— первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.
-второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу открылся и усвоился новый, более сложный способ её построения.
-третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо формирование игровых умений. Ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.
В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации;
1) формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнёром;
2) формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в арсенале игровых умений.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.
Игры для детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерной типологии 1. Преобладающий гендерный тип: андрогинный (мальчики) 2. Способность, на которую направлена игра: способствовать развитию активности. 3.
Зеркало — лягушка Вот так мы в нашем детском саду «Радуга» оформили зеркало в раздевалке. Просто и красиво. Невольно посмотревшись в него нам так и хочется.
Характеристика игровой деятельности
Анна Мочалова
Характеристика игровой деятельности
Выполнила воспитатель МБДОУ «Детский сад №21».
Социальный характер содержания детских игр заключается в том, что в игре, подражая действиям взрослых, ребенок переживает доступные ему их радости и огорчения, «примеряет» на себя различные профессии, овладевает опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивает моральные нормы, способы практической и умственной деятельности.
Характеристика игровой деятельности.
Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни – трудовых действий людей, их взаимоотношений в обстановке, созданной детским воображением.
Игра носит самодеятельный характер (особенно сюжетно-ролевая). Дети являются творцами игры, ее создателями и отражают в игре свои знания об известных им жизненных событиях, выражают свое отношение к ним.
В игре тесно сочетаются игровой образ, игровые действия и речь.
Основными компонентами игры являются:
— игровой замысел,
— сюжет (или содержание,
— игровые действия,
— роль (главный компонент,
— правила, которые диктуются самой игрой или создаются детьми, а также могут быть предложены взрослыми.
Правила определяют и регулируют поведение и взаимоотношения с
играющими, придают играм организованность, устойчивость, помогают робким детям быть активными участниками игры. Правила способствуют формированию произвольности поведения (т. е. умению ребенка самому управлять своим поведением).
Игра является основным видом детской деятельностив дошкольном возрасте:
В игре находят выражение основные потребности ребенка:
— потребность в самостоятельности,
— в активном участии в жизни взрослых, которая в реальной жизни детям не доступна,
— в познании окружающего мира т. к. посредством многообразных игр ребенок познает новое в окружающей действительности (Крупская Н. К. назвала игру серьезной формой учения);
В играх зарождаются и выделяются (дифференцируются) такие виды деятельности, как труд и учение.
По мере развития игры ребенок в интересной для него форме овладевает компонентами присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата.
Затем он переносит эти умения на другие вилы деятельности, прежде всего в трудовую (А. С. Макаренко говорил, что игра похожа на хорошую работу, их роднит ответственность за достижение цели, радость творчества).
Игра готовит детей к нервно-психическим затратам, которые потребует труд, т. к. в игре вырабатывается произвольность поведения.
Игра в наибольшей степени способствует формированию психических процессов: внимания, памяти, речи и особенно воображению.
Основным признаком игры (Выготский Л. С.) является наличие мнимой, воображаемой ситуации, ребенок искренне верит в нее, поэтому испытывает сильные чувства.
Широкое использование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами, что требуется в учении.
Игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, т. к. у него развивается потребность в преобразовании действительности. Взяв на себя роль врача, космонавта и пр., ребенок не просто примеряет на себя профессию, он вживается в нее, проникает в ее чувства и настроения, углубляя и обогащая этим собственную личность. Вот поэтому так важно педагогу обращать внимание, во что и как играют дети.
Велико значение игры в усвоении норм поведения и правил взаимоотношений.Дети овладевают навыками общественного поведения: учатся устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре (пр. жертвовать своими интересами ради общения с партнером). В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, выходит из нее до завершения, ссорится с партнерами). Таким образом, в игре у детей формируются качества «общественности»: способность входить в группу играющих детей, действовать в ней в соответствии с правилами, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению.
Классификация детских игр: 2 группы
2 группа –игры с правилами: дидактические игры и подвижные игры.
Классификация условна, т. к. в творческих играх тоже присутствуют правила, которые носят скрытый характер, но все же регулируют отношения между игроками.
Творческие игры имеют самостоятельный (творческий) характер. В них особенно развивается воображение детей.
Виды игр. Методика руководства.
Творческие игры: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
Затем, по мере взросления и с помощью взрослых, игра ребенка обогащается игровыми сюжетами, и создаются предпосылки к переходу к сюжетно-ролевой игре со сверстниками.
Особенность режиссерской игры в том, что партнерами являются неодушевленные предметы, у которых нет претензий, желаний и общение легче, чем со сверстниками, где приходится учитывать позицию партнера.
Но ребенок в режиссерской игре овладевает умением видеть картину всей игры, планировать ее и посмотреть на ситуацию с разных позиций, т. е. «глазами разных персонажей», т. к. исполняет несколько ролей. Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность ребенка и остаются такими в раннем и младшем возрасте, а в старшем возрасте они присущи необщительным детям.
Но важным условием их развития является создание индивидуального пространства детям, где они бы смогли уединиться, а также выделить время для игр. Для этого единое групповое пространство «разбивают» на зоны специальной расстановкой мебели, вносят легкие ширмы, которые дети могут сами расставить.Педагог прибегает к опосредованному руководству: подбирает материал и вносит новые игрушки, рассматривает с детьми иллюстрации, стимулирующие их к созданию игрового замысла, предлагает сочинить вместе с ребенком сказку и т. п.
Сюжеты игр: бытовые (семья, детский сад и пр.); производственные (в больницу, в школу и пр.); общественные «День города», парад и пр.
Обязательно все действия сопровождать речью («каша вкусная, зайка любит морковку» и пр.).
Показы-инсценировки с использованием настольного и кукольного театров.
В среднем и старшем дошкольном возрасте педагог влияет на расширение тематики игр, способствует овладению детьми ролевым поведением. С этой целью нужно создавать у детей интерес к новым сюжетам, на основе ярких впечатлений о каких либо событиях, которые вызвали яркий эмоциональный отклик (пр. поездка в театр, экскурсия в школу, библиотеку, на стройку и пр.).
Педагог прибегает к различным приемам, стимулирующим продолжение игры, которая затихает или становится однообразной (пр. все время про одни и те же события). По мере взросления детей, роста их активности следует использовать преимущественно косвенные приемы руководства (напоминание о том, что видели; наводящие вопросы, изменение игровой среды, использование продуктов других видов деятельности, которые могли бы подтолкнуть детей к игре и пр.).
Чем младше ребенок,тем больше педагог уделяет внимание организации игры: помогает детям сговориться на игру, предлагает придумать сюжет, распределить роли, подобрать нужные атрибуты, включиться самому в игру на второстепенную роль.
Герои литературных произведений становятся героями игры, а их приключения сюжетом игры.
Виды театрализованных игр:
1. Спектакль, в котором дети являются артистами и исполняют сами все роли.
2. Кукольные спектакли, в которых герои изображаются с помощью кукол, а дети озвучивают их.
Включают: театр бибабо, марионеток, настольный театр с объемными или плоскостными фигурками, стендовые театрализованные игры (на фланелеграфе, теневой театр.
Руководство: игры требуют специальной подготовительной работы педагога,а именно:
1) детей учат внимательно слушать произведение, улавливать особенности речевых оборотов героев, анализировать их поступки, черты характера;
2) с целью воспитания интереса следует создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;
4) уделять внимание подбору литературных произведений для постановок, которые должны быть с понятным для детей содержанием, динамичным сюжетом, с яркими характерными образами. Главный акцент в педагогическом руководстве не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе. В основу положена работа над текстом произведения. В старшем возрасте проводится специальная беседа над текстом произведения.
Содержанием является воспроизведение окружающей действительности с помощью разнообразных материалов.
l. Специально созданный (напольный, настольный, конструкторы);
2. Природный (песок, снег, глина, камни);
3. Подсобный (доски, ящики, коробки).
Творческий характер: в играх имеется наличие игрового замысла, вариативность решения задачи, развивается воображение.
Особенность: наличие конструктивных умений, для чего необходимо специальное обучение (Лиштван З; Давидчук А; Парамонова Л).
Основные умения дети приобретают на занятиях и совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные игры со строительным материалом.
Для развития интереса к играм педагог использует приемы:
1) строит сам в присутствии детей младшего возраста и вовлекает их в обыгрывание постройки;
2)прием сотворчества: предлагает детям достроить, перестроить, преобразовать постройку (пр. пристроить к дому крыльцо, балкон и пр.);
3) ознакомление со строительством в окружающей жизни (т. е. на прогулках, экскурсиях следует обращать внимание на особенности разных сооружений, знакомить со строительной техникой и пр.).
В процессе обучения конструктивным умениям используются приемы:
1) демонстрация образца (полный показ, частичный, 2-3-х на выбор,
2) показ способов постройки с объяснением приемов конструирования,
3) постановка проблемной задачи (пр. как построить гараж, чтобы в нем уместилось больше машин);
4) сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать (пр. построить комнату для семьи с определенным числом человек).
У каждого вида конструирования свои достоинства, поэтому необходимо сочетать их в образовательной работе с детьми.
Игры с природным материалом
— рано входят в жизнь ребенка и создают условия для сенсорного развития, мышления и т. п. Необходимо специальное обучение, иначе действия ребенка будут однообразными.
— формовки (формочки должны помещаться на руке ребенка);
— способом выкапывания (колодец, река, туннель и пр.);
— при строительстве педагог учит использовать подсобный материал (камни, дощечки, сухие веточки и т. п.).
1) обеспечить время и место для игр, т. к. они требуют сосредоточения и внимания;
2) бережное отношение к детским постройкам;
3) создавать условия для обыгрывания построек (подбирать мелкие игрушки: люди, машины, детская мебель и пр., объединять детей для совместных построек.
Игры с правилами: дидактические игры и подвижные игры.
Особенностью игр является наличие дидактической (т. е. обучающей) задачи, которую облекают в занимательную форму (научить детей различать и называть цвета или геометрические фигуры (игры «Ледоход», «Салют»); уточнить представления о столовой посуде (игра «Кукла Катя обедает») и т. п.
Ребенка привлекают игровые действия, с помощью которых он может добиться результата в игре и одновременно уточнить или закрепить знания. Активное участие ребенка в игре зависит от того, насколько ребенок владеет знаниями и умениями, полученными на занятиях. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать сравнивать и т. д.
Виды дидактических игр:
1) игры с предметами;
1)Создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал, дидактические игрушки, игры и размещать их таким образом, чтобы дети могли ими свободно пользоваться; обеспечить место для игр.
2) Обогащать все время игровой опыт детей, для чего следует проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками. Выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей (просить одного ребенка научить другого; чаще включать дидактические игры в самостоятельную деятельность детей).
3) Следует избегать прямого обучения (пр. на протяжении игры избегать прямых указаний, замечаний, оценивающих реплик, поддерживать игровой настрой, по окончании игры необходимо отметить тех, кто добился выигрыша.
Дидактические игры используются на занятиях (могут быть составной частью занятия и основной формой организации учебного процесса в группах раннего возраста) и в самостоятельной деятельности детей.
Консультация «Развитие игровой деятельности» Развитие игровой деятельности. Горбунова Валентина Михайловна Воспитатель МБДОУ “Детский сад №28 “Золотой петушок” Тамбовская область, г.
Развитие игровой деятельности посредством макетирования Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного.
Характеристика дидактических игр, как вида игровой деятельности В современной психологии и педагогике игра рассматривается, как ведущая деятельность детей на протяжении всего дошкольного детства, оказывающая.
Использование игровой деятельности в адаптационный период Организация игровой деятельности в адаптационный период Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра.
Организация игровой деятельности в ДОУ Игра и её роль в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Игра занимает ведущее место в системе.
Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Игра является важнейшей частью в жизни ребенка. На игру нельзя смотреть.
Развитие игровой деятельности в свете ФГОС Развитие игровой деятельности в свете ФГОС. Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса.
Роль родителей в игровой деятельности Игра является своеобразной формой размышлений ребёнка о мире. По содержанию игры можно судить о разносторонности и глубине этих размышлений.
Презентация «Характеристика деятельности детей в период подготовки к обучению в школе» Слайд 1. Приветствие Слайд 2. Дошкольный возраст — один из самых значимых периодов жизни, когда от пассивного, созерцательного взаимодействия.
Сущностная характеристика театрализованной деятельности старших дошкольников Сущностная характеристика театрализованной деятельности старших дошкольников В педагогической и психологической литературе встречаются разные.