Дети разговаривают на уроке что делать
Что делать, если ученик постоянно разговаривает во время урока?
Правила поведения на уроках (слушать учителя, соблюдать тишину; чтобы сказать что-то или задать вопрос — поднимать руку) детям объясняют еще в первом классе. Однако полностью побороть тягу школьников к болтовне не по теме это не всегда помогает. Как поддержать дисциплину в классе и донести правила поведения до слишком разговорчивого ученика, рассказывают педагог-психолог Дарья Алпатова и школьный психолог Наталья Романова.
Вопрос. Ребёнок постоянно разговаривает на уроке. Причем может разговаривать с соседом, а может даже сам с собой, но осознанно, то есть рассуждает вслух, если диалог никто не поддерживает. Я пытаюсь ему объяснить, что это отвлекает других учеников, наказывать оценками я его не могу, а никакой другой мотивации нет. Скажите, как ему объяснить, что это ненормально?
Дарья Алпатова, педагог-психолог:
В этой ситуации я могу сказать одно: у ребенка проблемы с самоконтролем. Взрослым нужно либо продолжать объяснять, что разговаривать нельзя, либо, если это уже не работает, обратиться к психологу и записаться к нему на консультации. Тут есть один нюанс: посетить специалиста нужно будет несколько раз, чтобы выяснить причину, почему ребенок так поступает.
Вполне возможно, человек хочет внимания, которого ему не хватает в школе или дома. В этом случае педагогу либо классному руководителю нужно включиться в работу. Может быть, следует поговорить с самим преподавателем. Вероятно, ситуация выглядела таким образом: ребенок очень активный, а ему просто не уделялось достаточно внимания. Поэтому он разговаривает на уроке, пытаясь это внимание получить.
Еще стоит отметить вопрос правил: насколько дисциплина внедрена в принципе в жизнь ребенка? Как он себя ведет дома? То есть родителям нужно посмотреть, отвлекает ли он таким образом близких и родных дома, бубнит ли себе что-то под нос или, может быть, напевает.
Если ребенок бубнит или частенько что-то напевает себе под нос, то это может говорить о том, что он пытается расслабиться и как-то отключить себя от шума извне
Это сигнал, что человек находится в ситуации, когда ему нужна дополнительная релаксация. То есть налицо некий стресс-фактор.
В любом случае нельзя затягивать с этой проблемой, поскольку у ребенка могут начаться сложности коммуникативного характера. Например, если его будут постоянно дергать учителя за разговоры или пение, он будет чувствовать себя неловко. А может быть, это даже вызовет насмешки со стороны одноклассников. На самом же деле все может быть в порядке, просто важно выяснить причину такого поведения и устранить ее.
Несёт ли учитель юридическую ответственность за ученика во время онлайн-урока?
Наталья Романова, школьный психолог:
Нужно обратить внимание на успеваемость и активность ученика. Ребенок может разговаривать, потому что он легко справился с заданием и данная тема ему уже давно знакома. Если он знает весь материал и ему от этого скучно, следует дать индивидуальные задания и работу под его уровень знаний. Например, предложить самостоятельно изучить материал или решить задачи на новую тему. Родители или преподаватели могут понаблюдать, как ребенок с ними справляется, возникают ли у него сложности и как он себя ведет: увлеченно выполняет упражнения или по-прежнему отвлекается?
Ученик также может разговаривать на уроке из-за отсутствия мотивации в обучении. Такая ситуация возникает по разным причинам
Среди таких причин могут быть некорректный подход родителей и учителей, неумение заинтересовать детей, давление и отсутствие похвалы. Например, взрослые не замечают прогресс ребенка и постоянно делают акцент на его негативных сторонах: снова не справился с заданием, получил плохие оценки.
Чрезмерная нагрузка. Если ученик, помимо занятий, ходит еще на несколько кружков, а потом к репетитору по английскому языку, он физически устает, ему ничего не хочется.
«Моей сестре 12 лет, и я не знаю, как ей помочь»
Неуверенность. Ребенок переживает, что может не справиться с поставленной задачей, поэтому не старается улучшить свою успеваемость, вследствие чего теряет интерес.
Если у ребенка отсутствует мотивация к обучению, нужно обратиться к школьному психологу, провести диагностику, чтобы выявить проблему и начать работать над регулированием его эмоций и поведения.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!)
Иллюстрация: GoodStudio / Shutterstock
Ребенок разговаривает на уроках
Вопрос психологам
Спрашивает: Екатерина
Категория вопроса: Дети
Моему сыну 12 лет (учится в 5 классе). Уже с 1-го класса учитель заметила, что он «болтуша». Теперь и все остальные учителя-предметники жалуются, и дети, так как он способен болтать-бормотать не только с окружающими, но и сам с собой (и довольно громко). Есть один предмет, где он молчит (и даже засыпает), там он сидит на первой парте и без своих друзей (они в других подгруппах). Спрашивала, почему так. Отвечает, что не может не болтать. Не из каких-то хулиганских побуждений, а от скуки, наверно, я так думаю. Он успевает и учителя слушать и общаться. Только пишет при этом мало (ужасно не любит писать, говорить любит больше). Дома, когда делает уроки, постоянно «улетает», приходится подталкивать. Когда у него есть заинтересованность-все замечательно, может все быстро и четко сделать, аккуратно написать. Вот и приходится все время заинтересовывать. Но не всегда получается… Посоветуйте, пожалуйста, средства от болтовни на уроке и от мечтательности, когда она мешает.
Получено 4 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ребенок разговаривает на уроках
Психолог Сыктывкар Был на сайте: 11 дней назад
Ответов на сайте: 1550 Проводит тренингов: 7 Публикаций: 121
Екатерина, нужно стремиться не переделывать, а научить жить со своими особенностями, используя их на благо!
С уважением к Вам Першукова Юлия Ивановна, психолог г.Сыктывкар
Шендерова Елена Сергеевна, психолог Москва
Рекомендую вам задания на развитие процессов саморегуляции и самоконтроля. См. здесь:
Смирнова Александра Владимировна, психолог/гештальттерапевт в Москве
Психолог Геленджик Был на сайте: 4 августа
Ответов на сайте: 135 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 24
Топольскова Альбина Николаевна, психолог Геленджик
Постучать по столу и еще 5 способов избежать болтовни на уроках
Способы поддержания дисциплины в классе от английской учительницы
Нина Джексон педагог и международный консультант по образованию
Опытные учителя знают: каждый год с приближением весны болтовни на уроках становится больше и все труднее бывает держать дисциплину в классе. Какими мерами можно бороться с разговорами на уроках? Советы, которые дает коллегам «классный учитель» из Великобритании, довольно сильно отличаются от методов наведения порядка, принятых в отечественной школе. Или времена меняются, и в классах у наших детей тоже разрешают разговаривать «по делу»?
У меня в классе есть ученики, которые без конца болтают — все время разговаривают и ничему не учатся. К ним уже и остальные подключаются. Я беспокоюсь за качество своих уроков: они меня совершенно не слушают. Не посоветуете что-нибудь?
Спасибо, что задали такой честный и сложный вопрос, немногие учителя решились бы признаться в подобной проблеме. Для начала вернемся на шаг назад. Хочу спросить: в какие моменты они разговаривают? Когда вы объясняете — даете указания или задания? Или когда задание уже получено, и они приступают к самостоятельной работе? Между этими двумя ситуациями большая разница. Одно дело — пустая болтовня и совсем другое — творческие, созидательные разговоры во время выполнения задания — если это они.
Едва ли не худшая ошибка педагога — прервать учеников, когда они разговаривают на учебные темы: обсуждают, что нового узнали, какие им это навеяло мысли. Такие разговоры сильно отличаются от болтовни ни о чем.
Если ученики продолжают обсуждения по следам вашего задания или вопроса, и разговор получается плодотворный, дающий почву для размышлений, поступите как тренер — скажите: «Запомните, что вы хотели сказать, — я разрешу продолжить обсуждение после того, как мы узнаем, что думают ваши одноклассники».
Детские разговоры на учебные темы весьма полезны, по ним вы можете оценивать, как учащиеся усваивают материал. А вот от трепа толка нет, тут подойдет какое-нибудь предупреждающее словечко или выражение лица («особый взгляд» должен быть в арсенале каждого учителя!).
Некоторые учителя предпочитают, не глядя в сторону болтунов, выразительно постучать по столу — и провинившимся сразу все ясно. Такие неречевые сигналы подчас сильнее слов, они показывают, что вы держите ситуацию под контролем, при этом не приходится прерываться на середине слова и отвлекать весь класс от занятия.
Придумайте три неречевых сигнала, показывающих, что пора прекратить болтовню и нужно послушать вас или друг друга, и три речевых сигнала, показывающих, что настало время сосредоточиться на конкретном задании. Три — магическое число — почему-то мозг запоминает триады гораздо лучше, чем любые другие сочетания.
Не стоит забывать, что человек по определению существо общественное: как правило, мы лучше справляемся с работой, когда ее можно с кем-то обсудить. Поэтому, если вам достались болтливые детки, подберите методики преподавания и учебы, в которых много диалогов. И совсем другое дело, если они болтают, потому что их не заинтересовало задание или занятие, или не впечатлила тема урока.
В общем, будьте с собой честны. Достанет ли у вас уверенности и смелости спросить их, почему они так много разговаривают? Не факт, что вам понравится ответ, зато будет от чего отталкиваться при разработке новых увлекательных уроков. А ученикам придется по душе, что вас волнуют их мнения и пожелания, что тоже немало.
Вспомните, как вы учились в школе. Теперь подумайте: наверняка бывали случаи, когда вы предпочли бы посплетничать с подружкой или одноклассниками, а не слушать учителя. Спросите себя, почему так происходило, почему вы не хотели слушать или не слушали педагога. Это поможет вам более человечно подходить к планированию и проведению уроков.
Болтовня на уроках: 5 советов учителю
Чтобы уменьшить болтовню на уроках, попробуйте следующие приемы и придумайте свои.
Только не забывайте использовать одноименные речевые сигналы. Если будете постоянно повторять их на уроках, то вскоре достаточно будет сказать только «Я», «Вы» или «Мы». Я знаю очень многих педагогов, которые воспользовалось этой техникой, и знаю, сколько вопросов им удалось снять с ее помощью. Так что вперед!
Последнее предупреждение
И, наконец, не беспокойтесь, что вам достался болтливый класс. Мы все через это прошли. По мне, болтливый класс гораздо лучше молчаливого (вот это ужас-ужас!). Но если ученики болтают и нагло не обращают на вас внимания, стоит задуматься о дисциплинарных мерах.
Если их болтовня мешает одноклассникам и дурно сказывается на их же успеваемости, предупредите таких учащихся (сначала спокойно и наедине), что это неприемлемо и, если они продолжат мешать учебному процессу, вы будете вынуждены действовать согласно школьному дисциплинарному регламенту.
Как правило, спокойного, вежливого и внешне безобидного предупреждения хватает. А если нет, примите профессиональное решение, как поступить. Вы лучше знаете, какие в вашей школе дисциплинарные принципы, вот и воспользуйтесь ими разумно и последовательно. И вас за это будут уважать.
Сыну 7 лет пошел в 1-й класс. Проблема разговаривает на уроках,
Лучший ответ по мнению автора
Артур Каграманов
Вопрос воспитания… Почему люди не учатся основам гуманистической педагогики, и делают детей и потом не знают куда девать ребёнка? При этом не уч ась сами. заставляют учиться других?
Психология скрывания… Когда вора ловят и сажают, что он делает? Он совершенствуется и выходит из ситуации (тюрьмы) лучшим профессионалом, чем он когда либо было, более мастеровитее.
Так во всём. Вы наказываете ребёнка, создаёте препятствия, тем самым оттачиваете его мастерство. Он будет гнуть свою линию, и все Ваши запреты, будут делать его только сильнее. Более того Вы взращиваете в него ненависть злобу агрессию.
Очевидно что Ваш ребёнок очень умный, схватывает прежде чем учитель закрывает рот и заканчивает свой монолог. Ему скучно в своём классе! Ему не интересен материал!
Вы должны сделать так, что бы он учился не тому чему необходимо и нужно для взрослых, а тому чему он хочет сам! Тому к чему тянется его душа!
Правильный подход к детям, это забыть что они дети, и обращаться к ним и считаться с ними, как с личностями, индивидуальностями. И фундамент таких взаимоотношений, должно базироваться на — уважение.
С детьми, с малых лет, нужно выстраивать отношения на основе таких фундаментальных принципов как — доверие, принятие, уважение, понимание и сострадание (любовь). Только так можно выстроить гармоничные, здоровые, и полноценные отношения.
Эти слова польского педагога Януша Корчака, которые были адресованы родителям. Должны быть услышаны каждым из нас:
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым — не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Ученик разговаривает на уроке: что делать?
С правилами поведения на уроке дети знакомятся еще в первом классе: учитель объясняет, что нужно соблюдать тишину, а чтобы что-то спросить, надо поднять руку. Многим школьникам трудно 40 минут просидеть молча, и педагогам порой бывает нелегко справиться с болтунами. Как вести себя в такой ситуации?
Советы психолога
На уроке ребенок может разговаривать с соседом или даже сам с собой, при этом не замечая, что на его речь никто не реагирует. Учителю приходится отвлекаться на него, прерывая объяснение темы, что, соответственно, ухудшает качество образовательного процесса.
В этом случае необходимо понимать, что у такого разговорчивого ученика есть некоторые проблемы с самоконтролем. Учитель может продолжать вести с ним беседы и объяснять правила поведения. Иногда помогают встречи с психологом, который может точно установить причину недостаточности самоконтроля.
Не исключено, что ребенку просто не хватает внимания. Классному руководителю необходимо встретиться с родителями, чтобы понять, что происходит на самом деле. Разговорами на уроках ученик пытается обратить на себя внимание – возможно, таким образом он кричит о помощи. Также следует выяснить, насколько дисциплина вообще присутствует в жизни ребенка, и как он ведет себя дома. Родителям следует понаблюдать за ним: отвлекает ли ребенок своими постоянным разговорами членов семьи от каких-либо дел, а, может, он постоянно что-то бубнит себе под нос, разговаривая сам с собой, или напевает. Последнее нередко свидетельствует о том, что молодой человек пытается отстраниться от внешних шумов и раздражителей. Это своего рода сигнал, что он находится в напряженной обстановке, и ему срочно нужен отдых от стрессовых факторов. Затягивать с решением этой проблемы ни в коем случае нельзя, так как могут появиться проблемы в коммуникации и взаимодействии с окружающими людьми: учителя будут постоянно делать замечания за бубнеж, а одноклассники дразнить и насмехаться.
Есть и другая причина разговоров на уроке. Ребенок может делать это, если уже выполнил задание или тема ему не кажется интересной. Желание слушать повторно знакомый материал пропадает, и ученик начинает искать способы занять себя чем-то более увлекательным. В этой ситуации учитель может дать ему «задание со звездочкой», чтобы тот переключился на полезную работу и не мешал другим.
Другая сторона медали: ребенок разговаривает, потому что у него нет мотивации к учебе. Это может быть связано с неправильным подходом со стороны родителей, неумением учителя заинтересовать учеников, отсутствием похвалы за успехи, игнорированием прогресса и регулярным акцентом на неудачах.
Еще одна причина – чрезмерная нагрузка. Многие дети после школы ходят на разные кружки, в секции, к репетиторам. Они просто выматываются от заданий и упражнений и испытывают не только умственную усталость, но и физическую. Необходимо выработать такой режим дня, в котором обязательно будет время для полноценного отдыха.
В любом случае нужно вывить причину, почему ученик часто разговаривает на уроке и мешает одноклассникам и учителю. Выявив корень проблемы, можно решить ее с пользой для всех.