Дети с онр что это

Уровни общего недоразвития речи у детей: ОНР 1, 2, 3, 4

Дети с онр что это. Смотреть фото Дети с онр что это. Смотреть картинку Дети с онр что это. Картинка про Дети с онр что это. Фото Дети с онр что этоСостояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.

Отличительные признаки ОНР:

Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.

Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

Общее недоразвитие речи 4 уровня

Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.

Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.

Дата публикации: 04.04.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Источник

Дети с онр что это

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Дети с онр что это. Смотреть фото Дети с онр что это. Смотреть картинку Дети с онр что это. Картинка про Дети с онр что это. Фото Дети с онр что это

Аннотация: Данное нарушение затрагивает все стороны речи ребенка, то есть ее звуковую, лексическую, грамматическую, семантическую составляющие.

Статья:

ОНР – это общее недоразвитие речи. Данное нарушение затрагивает все стороны речи ребенка, то есть ее звуковую, лексическую, грамматическую, семантическую составляющие. Проявления ОНР зависят от недостаточной сформированности различных компонентов речевого аппарата. Они могут варьироваться от полного отсутствия речи до речи, с элементами фонетического, лексико-грамматической недоразвитости. Выявляется это заболевание проведением специальной диагностикой логопедом. Программа коррекции, ее особенности, устанавливаются в индивидуальном порядке, лечащим врачом.

Среди всех детей с речевыми нарушениями, малыши с ОНР составляют около 40%. Сильные и глубокие ее проявления могут в будущем проявиться дисграфией, дислексией. Логопеды используют термин фонетико-фонематическое развитие или ФФН и ОНР используют чтобы обозначить несформированность речевой системы. ОНР у детей может наблюдаться при наличии дизартрии, алалии и других нарушениях.

Определение и диагноз по МКБ 10

По международной классификации болезней (МКБ), к речевым расстройствам относятся нарушения в экспрессивной и рецептивной речи. (F80.1 и 80.2). Проявляются они без предшествующего нормального ее развития. Спецификой речевого расстройства является нарушения в психоневрологическом развитии. Частота ее встречаемость среди дошкольников составляет примерно 5-10%.

Классификация

По клинической картине проявления ОНР разделяется на три группы:

ОНР также имеет свои степени тяжести. Всего их четыре:

В зависимости от степени сложности определяется длительность коррекционной работы ОНР логопедом.

Таблица видов ОНР

Ниже представлена подробная таблица с классификацией и подробным описанием видов общего нарушения речи.

Дети с онр что это. Смотреть фото Дети с онр что это. Смотреть картинку Дети с онр что это. Картинка про Дети с онр что это. Фото Дети с онр что это

Характеристика степеней

Каждая степень ОНР имеет определенное соотношение между первичными и вторичными речевыми дефектами, которые тормозят формирование ее компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется наличием новых речевых возможностей, изменениями ее активности. Самые стойкие проявления ОНР наблюдаются при моторной алалии, и реже – при заикании или ринолалии. Существует всего четыре степени ОНР.

ОНР первой степени

Такое нарушение характеризуется полным отсутствием речи, и такая степень обнаруживается сразу. Проявляется она в следующем:

ОНР второй степени

ОНР 2 типа отличается от первой степени наличием в речи ребенка малого количества общеупотребительных слов, произноситься они могут не вполне правильно. Также может быть заметно начало формирования связей между словами, но это еще имеет непостоянную основу. Для ОНР 2 степени характерны следующие симптомы:

Также, характерными признаками ОНР 2 типа является наличие зачатков грамматических изменений в зависимости от сложности самого слова. Чем больше в слове букв, тем больше ребенок допускает в нем ошибок и нарушений. Он активно использует в своей речи слова, но не согласует их друг с другом. Так появляются фразы «мама купа» — «мама купается. Таким образом предлоги просто пропускаются или используются не совсем правильно. Пациент может составить небольшой рассказ по показанной картинке и активной помощи родителя. Однако этот рассказ получается крайне скромным. Обычно используются двух-трехсложные предложения. Сами слова при ОНР 2 сильно коверкаются, нарушена произношение слов с многосложной структурой.

ОНР третьей степени

Эта степень характеризуется задержкой грамматической и фонетической речевой составляющей. Ребенок обладает активной экспрессивной речью и в состоянии строить отдельные фразы и имеет достаточно большой запас слов. Проблемными точками речи являются:

Грамматика также при ОНР 3 степени имеет нарушения, но малыш пытается выстраивать сложносочиненные предложения, но и с их произношением возникают сложности. Ребенок может не правильно оформлять предложения, но может создать небольшой рассказ. Еще одной отличительной чертой является непостоянные грамматические ошибки, то есть в одном предложении одинаковая ошибка допускается, а другой фразе уже нет. Малыш может отставать в своих фонетических способностях, проявляющиеся в так называемых трудных словах. Все эти факторы задерживают процесс подготовку ребенка к школе.

ОНР четвертой степени

Для этой степени характерно наличие лишь некоторых сложностей и ошибками в речи. Так создается общая картина, мешающая в полной степени овладеть речью, звукопониманием и произношением. Главное для родителей в этом случае, обратиться к специалистам логопедии, чтобы максимально быстро скорректировать все имеющиеся недостатки. Характерными признаками ОНР 4 типа являются:

Нарушения, характерные для 4 уровня ОНР встречаются не столь часто. Для речи характерно наличие критичности, а сам грамматический строй приближен к своей норме.

Причины ОНР

Причинами появления ОНР являются в основном проблемы во время беременности или родах, а также в первые годы жизни малыша. Самые основные причины ОНР:

Патогенез

ОНР должно рассматриваться как системное нарушение, которое влияет на языковые подсистемы, то есть:

ОНР 1 уровня у ребенка обуславливает его отставание от принятых возрастных норм. Это происходит по всему спектру показателей, как количественных, так и качественных. Такие дети имеют нарушения в общем ходе развития речи, сроках, а также порядке освоения им артикуляционными навыками. У специалистов есть сравнение общего речевого развития с языковой инфантильностью.

Сам механизм появления и развития общего нарушения речи имеет тесную связь с первичными речевыми дефектами и их прямыми причинами. При наличии нарушений, имеющие церебрально-органическое происхождение, такие как алалия или афазия, может иметь место грубое речевое расстройство, а также непонимание речи окружающих.

Диагностика

Диагноз онр может быть поставлен только проведением комплексного исследования. Диагностика проводится на первичной консультации с логопедом. Специалист устанавливает контакт с ребенком, родители должны иметь медицинские заключения невролога, педиатра, результаты проведенных исследований. Получив все имеющиеся сведения, специалист проводит изучение и определение речевого статуса своего пациента.

Логопедическое исследование проводится в два этапа – ориентировочный и языковое обследование. Ориентировочный проводится при помощи беседы с родителями. Так выясняются все особенности течения заболевания, какие причины этому сопутствовали, как развивался речевой аппарат. Также оценивается сам пациент – его способность идти на контакт, артикуляционная моторика.

При обследовании языка и его компонентов определяется сформированность речи, ее связанность, грамматика, запас слов. В случае наличия ОНР первой степени, имеется грубая недоразвитость всей компонентов языковой системы, что объясняется отсутствием у ребенка общеупотребительный речи. После этого специалист может составить свое заключение и установить клиническую форму патологии речевого аппарата.

Рекомендованное логопедическое обследование

Стоит подробно изучить словарный запас страдающего ОНР. Это позволит дать оценку умения соотносить слово с конкретно данным предметом. Проводится это в несколько шагов:

В ходе диагностики логопед должен дать свое заключение, в котором указан уровень развития речи, клиническую картину, степень ОНР, а также составить план коррекции выявленных нарушений.

Коррекция расстройства

Проводить коррекционную работу ОНР должен только квалифицированный специалист. Дети дошкольного возраста с первой степенью нарушения речи посещают специальные логопедические группы детского сада. Сюда они должны поступать в возрасте 3-4 лет, а сами занятия проводятся группами, подгруппами и в индивидуальном порядке. Цель коррекции – перевести ребенка на другую стадию речевого развития, компенсировать все имеющиеся отклонения.

Эта работа проводится одновременно по различным направлениям:

На последнем этапе, должно проведено постановка звукопроизношения с правильной грамматикой и оформлением речи. Лечение ОНР второй степени включает в себя развитие речевых навыков у ребенка, понимание им речи взрослых, тренировка лексико-грамматической составляющей. При третьей степени проводится формирование связной смысловой речи, улучшение лексики и грамматики, закрепление правильной артикуляции. Много времени должно быть уделено на усвоение необходимой грамоты.

Возможные осложнения

Для ОНР, как и для других речевых нарушений характерно наличие осложнений. В первую очередь это дисграфия, аграфия, алексия. По мере устранения ОНР (ее коррекции), необходимо проводить работу по устранению ее осложнений. Более большие риски есть у детей с первой и второй степенью ОНР, реже для 3 и 4 типа.

Прогноз и профилактика

Коррекция ОНР – длительный процесс, продолжительность которого зависит от тяжести заболевания, осложнений и других физиологических особенностях ребенка. Начинать эту работу необходимо как можно раньше, в этом случае возрастают шансы на полное избавление от нее либо минимальные проявления. В качестве профилактических требований является выполнение всех предписаний во время беременности.

Формирование грамматических категорий у детей с ОНР

Грамматические формы у детей с ОНР появляются в том же порядке, как и здорового ребенка, но с наличием некоторых особенностей. Они могут медленнее усваивать, может наблюдаться дисгармония между морфологией и синтаксисом речи. Нарушения в грамматическом строе объясняются недоразвитием именно этих речевых составляющих. Такие нарушения приводят к большому количеству грамматических ошибок, проявляющиеся в неправильном соотнесении морфем, суффиксов, окончаний, падежей.

Коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР

Фонетические нарушения приводят к непониманию ребенком звуков, близких по своему звучанию. Словарный запас ребенка испытывает трудности с увеличением, формируется неправильный грамматическая структура словообразования и общей речи. Также могут неправильно восприниматься падежи, рода, окончания.

Источник

Дети с онр что это

Общее недоразвитие речи – самый распространенный диагноз, который может поставить логопед детям с 3 лет, имеющим какие-либо речевые нарушения. Что значат эта загадочная аббревиатура ОНР, да еще и с циферками 2 или 3, родители часто не знают. Поясню: общее недоразвитие речи подразделяется на уровни. Есть ОНР I уровня, ОНР II уровня и ОНР III уровня. Сегодня я подробно расскажу об ОНР, его классификации, причинах и симптомах.

Общее недоразвитие речи – это сложное речевое нарушение у детей, при котором страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. При нормальном слухе и сохранном интеллекте речь бывает несвязной. Часто встречаются случаи, когда у ребенка в речи есть все звуки, но он не может связать двух слов, строит неправильные грамматические конструкции («два ручки», «красный яблоко»), затрудняется в подборе слов при пересказе. Все вышеперечисленные затруднения напрямую влияют на развитие письменной речи.

Первой причиной можно назвать неблагоприятные факторы окружающей среды, воздействующие на плод во время беременности.
Депривация – лишение или отрыв от матери, недостаточное внимание родных, отсутствие заботы.
Органические нарушения ЦНС.
Генетические предпосылки.
Сочетание нескольких вышеперечисленных факторов.
В последнее время появилась еще одна причина общего недоразвития речи – педагогическая запущенность.

Речь – это высшая психическая функция мозга, и она не может возникнуть спонтанно. Ее появлению предшествуют многие и многие стадии развития определенных отделов мозга. Если какой-то из участков мозга вовремя не созрел, у ребенка начнется отставание в речевом развитии. Не случайно еще наши бабушки и дедушки пели колыбельные песни своим детям, разучивали потешки, играли в ладушки, разрешали ползающему по полу малышу играть с кастрюлями, перебирать крупы, возиться в муке, лепить из теста или пластилина, рисовать красками (и не только на листе бумаги). Дети «пробовали» мир на зуб. И это правильно, потому что на первой стадии развития речи мы воздействуем на те участки головного мозга, которые отвечают за сенсорное восприятие. Развивая органы чувств (зрение, обоняние, осязание, слух и вкус), мы даем толчок к развитию следующей функции мозга, отвечающей за мышление и речь.

Часто современные родители не разрешают детям рисовать на полу и обоях, играть с водой, крупами, мукой и прочими предметами, которые создают беспорядок в доме. Им проще дать 1,5-2-летнему ребенку планшет или телефон, чтобы он все свое внимание направил в одну точку и воспринимал мир только зрительно и в одной плоскости.

Когда воспитанные на гаджетах дети приходят в школу, обнаруживается, что у большинства из них нет связной речи при сохранном интеллекте. Это говорит о том, что дети не умеет мыслить образами, не могут передать текст прочитанного произведения своими словами. Потом они не смогут излагать свои мысли на письме (писать сочинения), выстраивать устные ответы на предметах гуманитарного цикла. А значит, повысится неуспеваемость детей в школе. Именно по причине нежелания многих родителей воспитывать детей «по-старинке» у трети первоклассников сегодня обнаруживается общее недоразвитие речи (ОНР III). Даже врожденные патологии речевого развития можно устранить с помощью целенаправленных занятий и элементарных бытовых игр.

Недоразвитие речи может быть как первичным, так и вторичным у детей с ЗПР, умственной отсталостью, у глухих, слепых, у ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра. При том и другом варианте есть общие проявления ОНР.

При общем недоразвитии речи всегда встречается позднее начало самостоятельной речи. Первые слова у ребенка появляются к 3-4 годам, иногда позже. Страдает в первую очередь экспрессивная речь: ребенок все понимает, но не может сказать. У сенсорных алаликов и умственно отсталых страдает и импрессивная, и экспрессивная речь: дети не понимают обращенную к ним речь и не могут ничего сказать сами. Нарушения речи подразделяется на 3 уровня: ОНР I уровня, ОНР II уровня, ОНР III уровня. Недостатки звукопроизношения имеются при всех уровнях ОНР. Все дети данной категории характеризуются малоактивностью в речевом плане, и с возрастом эта активность снижается, если с ребенком не занимаются. Если ОНР первично, то дети более критично относятся к патологии, нежели в случае вторичного проявления.

У детей с общим недоразвитием речи чаще, чем у других страдают психические процессы. Наблюдается неустойчивое внимание, слабость его распределения, плохая вербальная память, низкая продуктивность запоминания. При этом смысловая или логическая память у детей неплохая. У части ребят наблюдается снижение познавательной активности, сильнее других психических процессов нарушается мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

В соматическом плане дети разные. Часть из них не отстает в развитии от сверстников, часть попадает в разряд часто болеющих. Так же и в двигательном плане: все дети с ОНР испытывают трудности при выполнении движений по словесной инструкции без наглядного показа. У многих детей наблюдается плохая координация движений, неловкость, снижение амплитуды движений при ускорении, отклонения в равновесии. Недостаточно развита мелкая моторика рук: снижена координация действий пальцев, кистей, есть несогласованность в действиях двух рук, при выполнении тонких манипуляций видна замедленность или застревание на одной позе. Сенсорное восприятие недоразвито: все дети испытывают трудности при освоении пространственных и временных представлений, не различают формы предметов, оттенки цветов.

Виды ОНР
Диагноз «общее недоразвитие речи» ставится ребенку только с 3 лет. До трехлетнего возраста диагностируется задержка речевого развития (ЗРР).

Слова отражают только увиденные некогда предметы и действия, дополненные жестами. Пассивный словарь немного шире активного, но и он резко ограничен. Грамматические конструкции полностью отсутствуют, существительные во всех склонениях используются в именительном падеже и единственном числе. Речь ребенка можно угадать только в конкретной ситуации.

При ОНР I встречаются множественные искажения и нарушения звуков. Часто дефектных звуков гораздо больше, чем правильно произносимых. Некоторых звуков, даже раннего происхождения, вообще нет в речи. При обследовании ребенка от него невозможно добиться вычленения звука на фоне слова. Дети воспроизводят по просьбе не отдельный звук, а искаженное слово и то, если понимают его значение. Также грубо нарушена слоговая структура слова. Дети не воспринимают не только звуковую, но и слоговую оболочку слова. Например, «зе-ня-ника» (земляника).

При данной патологии речевая активность выше, чем при ОНР I, словарный запас шире, хотя и он меньше нормы. Ребенок различает предметы, признаки, действия, использует в речи местоимения «я», «ты», «он», простые предлоги, некоторые союзы. Может показать и назвать на картинке знакомые предметы, ответить на вопросы «где», но затрудняется отвечать без наглядной опоры. Ребенок может говорить простыми предложениями, которые состоят из 1-4 слов, но словарный запас ограничен. Часто дети со 2-ым уровнем не знают названия частей тела, одежды, детенышей животных, транспорта, мебели. Они мало используют в речи глаголы и прилагательные, путают названия цветов, величин, форм, заменяют слова универсальными: о высоком и широком говорят «большой».

Дети с ОНР II уровня путают многие грамматические конструкции. Например, падежи, формы глаголов: «я ходить гулять с папкам и мамкам». Ребятишки неверно согласовывают прилагательные и числительные с существительным («один яблоко»), часто или упускают, или заменяют предлоги в речи («мяч в стуле»). Понимание речи выше, чем при I уровне: дети начинают различать женский и мужской род существительных, но путаются при определении числа и рода прилагательных («красивый голова»), не понимают значение предлогов перед, за, под и др.

При ОНР II нарушено звукопроизношение всех групп звуков, есть трудности в усвоении звуко-слоговой структуры слова. Даже слова с простыми слогами дети воспроизводят неправильно: переставляют или заменяют слоги, добавляют лишние гласные: «певрая», «тигар». Также нарушен фонематический слух и восприятие звукового состава слова. Дети не могут назвать первый звук в слове даже на основе схемы. Речь их невнятна, малопонятна, хотя наполнена простыми предложениями и первыми попытками выстроить грамматическую конструкцию.

Это самый распространенный логопедический диагноз у старших дошкольников и первоклассников. Самым ярким признаком ОНР III является нарушение как диалогической, так и монологической речи. Ребенок затрудняется запомнить и пересказать текст, самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок. Рассказ обычно короткий и представляет лишь перечисление фактов, предметов, движений. В серии сюжетных картинок дети не могут разложить картинки в верной последовательности. Особое затруднение вызывает у них составление описательного рассказа по картинке, так как недостаточно сформирована лексика. Дети не могут подобрать нужные слова и выстроить верную грамматическую конструкцию сложного предложения. Фраза у них неразвернутая. Дети часто ошибаются в согласовании числительных и существительных.

В активном словаре ребят с ОНР III преобладают существительные и глаголы. Школьники и дошкольники затрудняются подобрать слова-признаки, чтобы охарактеризовать предметы и явления, не могут образовывать новые слова от исходных существительных, не умеют использовать суффиксы, изменять формы существительных единственного числа на множественное («стул – стулы», из вишни – «вишевой»). Также затруднения вызывают правильное использование приставочных глаголов, подбор родственных слов.

Лексика ограничивается бытовым окружением. Логопаты часто заменяют название части предмета названием целого предмета (пальцы – рука). Не могут подобрать слова-антонимы, синонимы, омонимы. В повседневной речи детей с ОНР III уровня чаще встречаются простые предложения, а сложные они почти не используют. Ребятишки неправильно употребляют предлоги, союзы, падежи. Встречаются нарушения и в понимании речи. Дети с ОНР III уровня часто не понимают значения слов, отраженного в приставках или суффиксах.

Звукопроизношение у детей может быть как чистым, так и с нарушениями. Страдает в основном произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков. Слоговая структура слова обычно не нарушена, перестановки слогов встречаются лишь при повторении предложения. Отдельные слова дети произносят правильно. От других уровней речевого недоразвития ОНР III отличается прежде всего несформированностью связной речи.
В последнее время ученые выделили еще один вид общего недоразвития речи – ОНР IV уровня – встречающийся в основном у школьников. О нем и о способах коррекции общего недоразвития речи у детей поговорим в следующем материале.

Источник

Дети с онр что это

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Дети с онр что это. Смотреть фото Дети с онр что это. Смотреть картинку Дети с онр что это. Картинка про Дети с онр что это. Фото Дети с онр что это

Аннотация: Речь — не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе.

Статья:

Речь — не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе. Недаром «маугли», чаще всего так и не могут овладеть полноценной речью.

Таким образом, развитие речи, ранняя диагностика ее нарушений — задача и родителей, и воспитателей, и логопедов. Важно точно знать степень развития ребенка, а также причины недоразвития его речи. Причинами могут оказаться не только тяжелые расстройства, но недостаток в общении, недоразвитие мелкой моторики и т.д

«Общее недоразвитие речи»

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это тяжелые нарушения речи, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам, при сохранном слухе и интеллекте.

По степени тяжести проявления дефекта в современной логопедии условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи.

Первые три описаны Р.Е. Левиной:

Первый уровень речевого развития

В младшем возрасте – полное или почти полное отсутствие словесных средств общения. Активный словарь в зачаточном состоянии. Речь детей состоит из звукоподражаний, звуков, звуковых комплексов (лепетных слов).

В старшем возрасте дети в пассивном и активном словаре имеют небольшое количество общеупотребительных слов. Однако эти слова ещё недостаточно сформированы по слоговой структуре и звуковому составу, а также употребляются в неточных значениях, т. е. имеет место многоцелевое использование звукоподражаний, лепетных слов.

Вместо названий действий дети употребляют названия предметов. У детей имеют место грубые нарушения понимания грамматических изменений слов. Бедность словарного запаса вынуждает ребенка прибегать к активному использованию парадигматических средств: жестов, мимики, интонации.

Развитие фонематических процессов находится в зачаточном состоянии. Звукопроизношение характеризуется смазанностью, нечеткостью артикуляции, невозможностью произношения многих звуков. У детей наблюдается ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры. Звуковой анализ слова представляет для детей невыполнимую задачу. Дети не способны овладеть навыками чтения и письма.

У детей с первым уровнем речевого развития отсутствует фразовая и связная речь. Они используют однословные слова – предложения.

Второй уровень речевого развития

Понимание речи на этом уровне речевого развития улучшается, появляется различение грамматических форм, но и эти различения ещё неустойчивы.

В речи детей появляются слова, обозначающие предметы, действия, а нередко и качества. Иногда они пользуются личными местоимениями, изредка предлогами и союзами, качественными прилагательными, наречиями. Однако объем словарного запаса резко отстает от возрастной нормы.

Фонематическое недоразвитие проявляется в замене и смешении звуков, в неумении выполнять простые формы звукового анализа слогов и слов. Усвоение чтения и письма без специального обучения практически невозможно.

В речи детей многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искаженно. Количество нарушенных звуков достигает 16-20.

Для детей этого уровня развития речи характерны замены твердых согласных мягкими согласными или, наоборот. Воспроизведение слоговой структуры слова оказывается более доступным. Дети могут правильно воспроизводить контур слов простой слоговой структуры.

В процессе общения дети используют фразовую речь, которая состоит из нераспространенных и малораспространенных предложений. Однако связи между словами в предложении оформлены грамматически неправильно. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью логопеда могут рассказывать о себе, семье, событиях окружающей жизни (2-3 предложения).

Третий уровень речевого развития

На этом уровне разговорная речь детей становится развернутой, без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений.

Понимание обращенной речи приближается к низкой возрастной норме. Однако дети не понимают некоторые категории рода, числа, падежа существительных, прилагательных, глаголов. Активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальным речевым развитием. Более устойчивым становится употребление детьми простых грамматических конструкций.

Фонематическое недоразвитие проявляется в неправильном звукопроизношении, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, а также в неумении выполнять несложные действия звукового анализа.

Фонетическая сторона речи на данном уровне речевого развития более сформирована. Но имеют место нарушения (искажения, пропуски) произношения свистящих, шипящих, аффрикат и соноров. В большинстве случаев слоговая структура 2-3-4-х сложных слов воспроизводится правильно. Грубое нарушение слоговой структуры слова проявляется при воспроизведении слов со стечением согласных, а также малознакомых и незнакомых слов.

Данный уровень предполагает наличие развернутой фразы, однако связная речь сформирована недостаточно.

Четвертый уровень речевого развития (по Т.Б. Филичевой)

Проведенное Т.Б. Филичевой многолетнее изучение речи старших дошкольников позволило установить, что выделяется еще одна категория детей, которая оказывается за пределами выше описанных уровней развития речи, и может быть определена как четвертый уровень речевого развития.

У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Чаще они проявляются в процессе детального обследования, при выполнении специально подобранных заданий.

Основные направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи

I уровень речевого развития

Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления).

Развитие понимания речи: слов, словосочетаний, коротких фраз из 2-4 слов.

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков.

Развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности.

Формирование двусоставного простого предложения.

Создание развивающей среды для стимулирования речевой деятельности.

II уровень речевого развития

Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления).

Развитие понимания речи, т.е. понимания изменения форм слова и их связей в предложении.

Расширение и обогащение словарного запаса; уточнение значения глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных по тематическим циклам; формирование обобщений и отвлеченных понятий, накопление синонимов, антонимов.

Нормализация состояния моторных функций.

Развитие фонематического слуха, совершенствование звукопроизношения.

Формирование слоговой структуры слова.

Практическое усвоение простых грамматических категорий: упражнения на словоизменение, употребление предлогов и т.д.

Употребление в речи распространенных предложений; понимание значения каждого члена предложения (предмет, признак предмета, действие).

Формирование фразовой речи (умение отвечать на вопросы, заучивание стихов, пересказ маленьких текстов, объединение предложений в маленькие тексты).

Формирование готовности к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

III уровень речевого развития

1. Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления).

2.Расширение словарного запаса за счет накопления новых слов различных частей речи и умения активно пользоваться разнообразными способами словообразования.

3. Развитие и совершенствование грамматических средств языка: умение строить словосочетания, предложения по законам грамматики, умение пользоваться моделями различных синтаксических конструкций.

4. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе сформированных навыков анализа и синтеза

5. Формирование правильного звукопроизношения: развитие артикуляционного аппарата, постановка отсутствующих звуков и автоматизация их в речи.

6. Усвоение слов различной слоговой структуры.

7. Обучение элементам грамоты.

8. Формирование связной речи: учить планировать собственное высказывание, самостоятельно определять содержание своего высказывания, связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.

9. Нормализация состояния моторных функций.

В настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы фонетика, лексика, грамматика, связная речь, называется общим недоразвитием речи (ОНР).

У детей с ОНР отмечаются неустойчивость внимания, снижение продуктивности запоминания, нарушения в двигательной сфере, недоразвитие мелкой моторики, имеются особенности в речевом дыхании

Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка

1. Развивайте мелкую моторику рук.
2. Выполняйте артикуляционную гимнастику
3. Развивайте речевое дыхание
4. Выполняйте рекомендации логопеда

1.Развитие мелкой моторики рук:

«Истоки способности и дарования детей – на кончиках пальцев.»
(И.А. Сухомлинский)

Учеными доказано, что тренировка движений пальцев рук является важным фактором развития речи ребенка и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Речевое развитие детей рекомендуется стимулировать путем тренировки движений пальцев рук:

Выполняйте с детьми различные графические упражнения:

— «обведи узор»
— «продолжи узор»
— «дорисуй…»

Выполняйте с детьми следующие упражнения:

Перебираем крупы для развития мелкой моторики.

Нужно несколько глубоких посудин и насыпать в них разных круп: «пшено, рис и овёс». Ребенок, опуская по очереди в каждую посудину руку, перебирает, перемешивает, пересыпает и т.д.

Можно дать дошкольнику разные ёмкости «стаканчики, ведёрки или формочки для песка» и дать ему пересыпать с одной ёмкости в другую. Также можно давать переливать воду во время купания в ванной.

Шнуровки развивают внимание, глазомер, а также укрепляют пальцы всей длины рук. Это занятие имеет большое значение при подготовке к письму. Особенно такая тренировка полезна дошкольникам.

Хорошо иметь специальный «тренажёр». Для этого нужно к куску плотной ткани пришить всевозможные застёжки: бантики, шнурки, пуговицы, липучки, пряжки, крючки, молнии и т.д. А потом показать малышу, как ими пользоваться.

Детям 4-5 лет можно дать очень интересное занятие: нанизывание бусинок, пуговичек и т.д. Дайте возможность ребенку сделать самые красивые бусы для мамы, браслет для бабушки. Такие занятия помогут развить глазомер и усидчивость, а также мелкую моторику.

Такие способы развития мелкой моторики рук помогут и в обучении дошкольников и в общем развитии ребенка.

2.Выполняйте артикуляционную гимнастику:

Упражнения для губ.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок.

Чередование положений губ.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ.

1. « Покусывание» и «почесывание» сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка — Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

8. Недовольная лошадка.

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:

— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
— удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек.

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Статические упражнения для языка.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку).

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

1. Трусливый птенчик.

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-»птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

6. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

8. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

3.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

2. ветряная мельница.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Техника выполнения упражнений:

• воздух набирать через нос.

• плечи не поднимать.

• выдох должен быть длительным и плавным.

• необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

• нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *