Детонация магнитофона что такое
Ох уж эти кассетные деки (Часть 1)
Пока был в отпуске накропал вот тут немножко.
Посвящается всем моим очным и заочным друзьям по форуму, настоящим и будущим.
Как оценить и выбрать кассетную деку?
Итак, как же все-таки получить представление о реальном качестве кассетной деки? По каким критериям ее оценивать?
Ниже Вы прочтете об этом 28(!) топиков. В конце каждого топика приводится «оценочная» табличка, составленная по следующему принципу: за «нулевую» отметку принимаются такие свойства или характеристики, которых просто более или менее ДОСТАТОЧНО для получения нормальных результатов от деки; отметки выше нуля характеризуют, понятно, уровень «выше среднего», а отметки ниже нуля, соответственно, «ниже среднего». Чтобы обеспечить определенное «равенство» в оценках дек, не затмеваемое какими-то экстраординарными функциями или особенностями (вроде автоподстройки азимута) последние вынесены в отдельное обсуждение, к которому имеет смысл обращаться лишь ПОСЛЕ общей оценки.
МЕХАНИКА И ЭЛЕКТРИКА
К-т детонации (пиковое значение)
2. Постоянство азимута
Вторым главнейшим показателем является сохранность (постоянство) раз установленного азимута ГВ, практически всегда «завязанная» на «грубость» (резкость) ввода головок в кассету. Никаким общепринятым коэффициентом, который можно просто взять и измерить, этот показатель, к сожалению, не выражается. Чтобы понять, насколько хорошо в данной деке сохраняется правильно выставленный азимут, после выставления такового необходима серия повторных (около 10 раз вполне достаточно) «воспроизведений через останов» одного из следующих сигналов
— той же самой эталонной азимутальной кассеты, по которой этот азимут выставлялся,
— эталонной кассеты для проверки АЧХ УВ (точнее ее ВЧ-части)
— эталонной записи розового шума.
Проблема сохранения азимута
3. Тип привода, ведущие валы
Прямой привод всегда (особенно в перспективе) точнее и стабильнее любого пассикового. Особенно, если имеется кварцевая стабилизация. Этим все сказано. Превосходство же закрытого тракта перед открытым совсем не так очевидно, как кажется. В конце концов, все определяется детонацией и ее спектром. Закрытый тракт, конечно, изолирует ленту от внешних воздействий, но сам он при этом намного более чувствителен даже к незначительным огрехам в своем исполнении, чем обычный открытый. Ослабление подтормаживания пленки в открытом тракте совсем не так драматично, как уменьшение натяжения пленки между двумя ведущими валами! Последнее приводит к совершенно аберрационному поведению ленты, которое часто воспринимается, как «плавание» азимута. Одним словом, без надлежащего регулярного (хотя бы раз в год) наблюдения двухтонвальный ЛПМ может принести больше головной боли, чем радости. Однако при определенном внимании к такого рода механизмам проблем можно легко избежать. Кроме того, ведущие валы в грамотном закрытом тракте должны быть разного диаметра во избежание возникновения биений с одной и той же частотой, что при их наложении может привести к резонансным явлениям в детонационной картине.
закрытый, двойной прямой 5
закрытый, прямой, с рассеянным резонансом 4
закрытый, с рассеянным резонансом 3
закрытый, без РР 2
открытый, прямой 1
открытый 0
4. Количество моторов
свой мотор на каждый тонвал, свой мотор на каждую втулку 4
свой мотор на каждый тонвал, один мотор на обе втулки 3
один мотор на тонвалы, свой мотор на каждую втулку 2
один мотор на тонвалы, один мотор на обе втулки 1
один мотор на всё 0
5. Пассики и фрикционы
Количество пассиков и фрикционов
6. Скорость перемотки
Время перемотки одной стороны C-60
7. Подтягивание пленки при закладке кассеты
Подтягивание пленки может осуществляться как подающей, так и принимающей втулками.
Зачем в кассетной деке нужны тормоза и что это вообще такое? Вопрос может показаться слишком простым, но, как показывает практика, ответов именно на простые вопросы люди часто не знают. Квантовую механику знают, а алгебру нет. Тормоза в деке бывают двух видов:
— для оказания сопротивления движению ленты и создания, таким образом, натяжения пленки в открытых трактах и
— для борьбы с инерцией втулок при перемотке.
Подмотка нужна, очевидно, для того, чтобы выбирать, выражаясь морской терминологией, вытягиваемую тонвалом с прижимным роликом с подающего барабана кассеты ленту и укладывать ее на принимающий. Характеризуется подмотка вращающим моментом принимающего узла. Этот момент выбирается не произвольно, а рассчитывается, исходя из особенностей конструкции ЛПМ. Если момент слишком маленький, укладка пленки будет происходить неравномерно и неплотно, что чревато боком. Если слишком большой, пленка будет подвергаться воздействию избыточного напряжения растяжения, что чревато другим боком. Момент подмотки можно измерить и проверить, но, увы, опять же для простого пользователя эта задача невыполнима. Поэтому для того, чтобы оценить, все ли у Вас в порядке с подмоткой, сделайте следующее: активируйте режим «холостого» воспроизведения без кассеты и попробуйте задержать вращение принимающей втулки пальцами. Если Вам это не удается и втулка «рвет когтями», вероятно, момент подмотки несколько завышен (во многих деках есть средства его регулировки, во многих нет). Однако это, по крайней мере, говорит о том, что с «резиной» у Вас все в порядке. Или там шестеренка стоит. Если же втулка останавливается легко и без усилия, вероятны два варианта (в порядке убывания вероятности): изношена «резина» или выставлен недостаточный момент.
фронтальная 1
в «карман» 0
Казалось бы, что может быть проще, приятнее и нужнее элементарной подсветки кассеты сзади?! О чем тут вообще говорить?! Однако по какой-то необъяснимой причине многие деки лишены таковой. В частности и многие деки Накамичи. Не то чтобы разглядеть совсем ничего невозможно, но каждый раз подносить морду лица к «карману» и напрягать зрение с целью понять, успею я допить кофе, прежде чем запись оборвется или нет, напрягает и раздражает.
Детонация магнитофона что такое
Детона́ция (нормальная) — сверхзвуковой стационарный комплекс, состоящий из ударной волны и экзотермической химической реакции за ней.
Механизм превращения энергии на фронте детонационной волны существенно отличается от механизма дефлаграции — волны медленного горения, сопровождающейся дозвуковыми течениями.
Принципиальная возможность явления детонации следует из того, что при прохождении через фронт всякой ударной волны вещество нагревается. Если ударная волна достаточно сильна, то это нагревание может поджечь горючую смесь, что и приводит к детонации. Возникающая при этом поверхность нормального разрыва называется детонационной волной. Изменение термодинамических параметров среды при прохождении через фронт детонационной волны описывается детонационной адиабатой.
Явление детонации лежит в основе действия бризантных взрывчатых веществ, широко применяемых как в военном деле, так и в гражданской хозяйственной деятельности при производстве взрывных работ.
Ряд важных результатов в теории детонации принадлежит советскому физику-теоретику Якову Борисовичу Зельдовичу.
Детонация в акустике — искажения звука в результате частотной модуляции посторонним сигналом с частотой 0,2 — 200 Гц, например, порождаемым колебаниями скорости протяжки магнитной ленты.
Восприятие человеком
Движение аналогового носителя звукового сигнала (магнитной ленты, звуковой дорожки грампластинки) не является идеально линейным; механические несовершенства привода порождают гармонические и апериодические колебания скорости, которые и модулируют полезный сигнал. Восприятие такой модуляции человеком зависит от модулирующей частоты:
до 4 Гц — «плавание» звука
5-15 Гц — «дробление»
15-25 Гц — «дрожание»
25-100 Гц — «хриплость», «грязь» на средних частотах
свыше 100 Гц — дополнительные тоны (явно слышимые призвуки)
Уровень детонации, однозначно воспринимаемой человеком как дефект звука, зависит от содержания звукового материала. Слух человека усредняет ощущение детонации за время порядка 0,1 с, поэтому кратковременные, разовые скачки скорости проходят незамеченными. Распознавание детонации с частотами в диапазоне 15-100 Гц относительно сложно, так как нетренированный слушатель не в состоянии отличить «грязь» детонации от аналогичных искажений иной природы
Природа искажений
Основные источники детонации — неоднородность скорости вращения электродвигателей; неоднородный износ деталей механизма; вибрации, порождённые трением деталей механизма и самой ленты. Детонация в диапазоне 15-100 Гц — одна из причин того, что в механизмах магнитофонов и проигрывателей грампластинок доминирует ременной привод: резиновые пассики эффективно сглаживают неоднородности скорости вращения электродвигателя. При прямом приводе ведущего вала все эти неоднородности передаются непосредственно носителю звука (ленте, пластинке).
Измерения
Детонация численно оценивается коэффициентом детонации — «коэффициентом паразитной частотной модуляции, измеренной при условиях оценки, соответствующей среднему субъективному восприятию этой модуляции» (ГОСТ 11948-78). «Условия оценки» предполагают, что различным частотным составляющим детонации присваиваются различные веса, соответствующие, с точки зрения разработчика стандарта, значимости этих частот для усреднённого слушателя.
Для измерения детонации используются образцовые ленты (пластинки) с записью чистого гармонического тона 3,15 кГц (именно к этой частотной области наиболее чувствителен слух человека). Воспроизведённый сигнал анализируется аналоговым или цифровым детонометром. Выделенный модулирующий сигнал пропускается через взвешивающий фильтр, настроенный в соответствии с выбранным стандартом. Фильтры, как правило, оптимизированы под область 1-10 Гц и «заваливают» частоты выше 10 Гц, поэтому низкий измеренный показатель не гарантирует действительно качественных параметров лентопротяжного механизма.
В англоязычной литературе детонации эквивалентен составной термин wow and flutter, где wow — «медленная» детонация («плавание» звука), flutter — «быстрая».
Коэффициент детонации
Детонация в акустике — искажения звука в результате частотной модуляции посторонним сигналом с частотой 0,2 — 200 Гц, например, порождаемым колебаниями скорости протяжки магнитной ленты.
Содержание
Восприятие человеком
Движение аналогового носителя звукового сигнала (магнитной ленты, звуковой дорожки грампластинки) не является идеально линейным; механические несовершенства привода порождают гармонические и апериодические колебания скорости, которые и модулируют полезный сигнал. Восприятие такой модуляции человеком зависит от модулирующей частоты:
Уровень детонации, однозначно воспринимаемой человеком как дефект звука, зависит от содержания звукового материала. Слух человека усредняет ощущение детонации за время порядка 0,1 с, поэтому кратковременные, разовые скачки скорости проходят незамеченными. Распознавание детонации с частотами в диапазоне 15-100 Гц относительно сложно, так как нетренированный слушатель не в состоянии отличить «грязь» детонации от аналогичных искажений иной природы.
Природа искажений
Основные источники детонации — неоднородность скорости вращения электродвигателей; неоднородный износ деталей механизма; вибрации, порождённые трением деталей механизма и самой ленты. Детонация в диапазоне 15-100 Гц — одна из причин того, что в механизмах магнитофонов и проигрывателей грампластинок доминирует ременной привод: резиновые пассики эффективно сглаживают неоднородности скорости вращения электродвигателя. При прямом приводе ведущего вала все эти неоднородности передаются непосредственно носителю звука (ленте, пластинке).
Измерения
Детонация численно оценивается коэффициентом детонации — «коэффициентом паразитной частотной модуляции, измеренной при условиях оценки, соответствующей среднему субъективному восприятию этой модуляции» (ГОСТ 11948-78). «Условия оценки» предполагают, что различным частотным составляющим детонации присваиваются различные веса, соответствующие, с точки зрения разработчика стандарта, значимости этих частот для усреднённого слушателя.
Для измерения детонации используются образцовые ленты (пластинки) с записью чистого гармонического тона 3,15 кГц (именно к этой частотной области наиболее чувствителен слух человека). Воспроизведённый сигнал анализируется аналоговым или цифровым детонометром. Выделенный модулирующий сигнал пропускается через взвешивающий фильтр, настроенный в соответствии с выбранным стандартом. Фильтры, как правило, оптимизированы под область 1-10 Гц и «заваливают» частоты выше 10 Гц, поэтому низкий измеренный показатель не гарантирует действительно качественных параметров лентопротяжного механизма.
В англоязычной литературе детонации эквивалентен составной термин wow and flutter, где wow — «медленная» детонация («плавание» звука), flutter — «быстрая».
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Коэффициент детонации» в других словарях:
коэффициент детонации (воспроизводимого сигнала) — Взвешенное значение коэффициента колебаний скорости записи, воспроизведения носителя записи или сигналограммы, измеренное при условиях оценки, соответствующих среднему субъективному восприятию детонации воспроизводимого звука, вызванного данными… … Справочник технического переводчика
коэффициент детонации (воспроизводимого сигнала) — 345 коэффициент детонации (воспроизводимого сигнала): Взвешенное значение коэффициента колебаний скорости записи, воспроизведения носителя записи или сигналограммы, измеренное при условиях оценки, соответствующих среднему субъективному восприятию … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 13699-91: Запись и воспроизведение информации. Термины и определения — Терминология ГОСТ 13699 91: Запись и воспроизведение информации. Термины и определения оригинал документа: 241 (воспроизводящая) игла: Игла, следующая по канавке записи механической сигналограммы с целью воспроизведения информации Определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Компакт-кассета — Тип носителя Магнитная лента Ёмкость … Википедия
Магнитофон — (от магнит и др. греч. φωνή звук) электромеханическое устройство, предназначенное как для записи (преобразования акустических колебаний в электромагнитные и фиксации их на носитель), так и для воспроизведения ранее записанных на… … Википедия
Кассета магнитофонная — Компакт кассета Компакт кассета (аудиокассета или просто кассета) носитель информации на магнитной ленте, во второй половине XX века распространённый медианоситель для звукозаписи. Применялся для записи цифровой и аудиоинформации. Впервые компакт … Википедия
Компакт кассета — (аудиокассета или просто кассета) носитель информации на магнитной ленте, во второй половине XX века распространённый медианоситель для звукозаписи. Применялся для записи цифровой и аудиоинформации. Впервые компакт кассета была представлена в… … Википедия
Магнитофонная кассета — Компакт кассета Компакт кассета (аудиокассета или просто кассета) носитель информации на магнитной ленте, во второй половине XX века распространённый медианоситель для звукозаписи. Применялся для записи цифровой и аудиоинформации. Впервые компакт … Википедия
23КПК — Кинопроектор 23КПК 2 в музее 23КПК семейство советских кинопроекторов, предназначенных для показа … Википедия
Десна (магнитофон) — У этого термина существуют и другие значения, см. Десна. «Десна» с микрофоном и внешним блоком питания «Десна» первый в СССР … Википедия
коэффициент детонации вертушки, плавающий звук
Источник детонации. Может быть вал-ось диска, привод (ролик/пассик/ДД-двигатель и вообще любой двигатель), стол, резонансы тонарма и т.д. Также детонацию может давать эксцентриситет пласта или его коробление. Т.е по спектру определяется, что детонирует в проигрывателе.
Аналогичным образом определяется источник денонации ЛПМов магнитофонов.
избавился от это фуфла и прикупил себе Пионер ( модель не помню, но не самый крутой ) с диском порядка 3 кг. вот уже пять лет кайфует и никаких промблем не знает.
Цитата |
---|
zolono пишет: что-то мне подсказывает не у меня же одного такая проблема, а она у винтажа вполне думаю обыденная, просто не все замечают. грубо говоря, после определенного периода эксплуатации попросту плывут параметры. так-то на вид, крутится диск себе и крутится, все ок типа. |
vs music, это то да. Но детонация и то, что называют «плавающим звуком» проявляют себя по-разному. В отличии от детонации «плавающий звук» сильнее и продолжительнее меняется по амплитуде.
В топике речь вроде идёт о плавающем звуке, а не детонации, не так разве (я не слушал файл), а такого рода нестабильность вращения стробоскоп бы уж точно показал.
Кстати, для справки, если кому интересно!
Все вертушки для Luxman того периода (70-80гг.) проектировали и изготавливали Micro Seiki.
Так что нареканий на них не много, и сравнивать их с Technics не корректно.
Золоно! А как тебе принимается чужой,с трудом наработанный опыт в вопросах детонации?
Своим ты ведь не сильно готов делится?
Тема: Измерение детонации в деках
Опции темы
А тестовые записи с собственной детонацией ниже 0.01 имеются в наличии?
Вот данные по измерительным лентам. Там же и некоторые рекомендации по измерению детонации:
Алексей, спасибо за ссылку. Как в документе по ссылке так и в других источниках рекомендуется метод:
—
Необходимо сделать три серии по пять измерений: в начале, середине и конце катушки (кассеты). За результат измерении каждой серии принимают среднее арифметическое, выведенное из показания детонометра в этой серии, а за коэффициент детонации испытываемого магнитофона — наибольший из усредненных результатов измерений трех серий.
—
как сгенерить вавку с детонацией 0.1%?
1.народ вот измеряя с тестовой ленты
получаем 0.1% а по идее по методу запись воспроизведение должно получится 0.2% и что в паспортах пишут?
3.IEC это пиковое значение отклонения NAB это среднеквадрат. RMS
а DIN это как?
Цель расчетов не числа, а понимание. (с) Р.В.Хемминг.
Все зависит от цели, может и не покатить.
4046 это такой классический камень из КМОП серии 4000.
Делает ФАПЧ. Дальше в гугль «pll 4046»
Добавлено через 8 минут
Есть такая штука, частотная модуляция называется.
Добавлено через 1 минуту
на мои вопросы так никто и не ответил
Добавлено через 1 минуту
2sia_2 какой агрегат такой крутой 0.013%?
Для разовой/эпизодической/познавательной проверки можно и собрать. Схему слева собирал когда-то. Даже что-то показывало. Плюс-минус валенок.
Для частых/важных проверок лучше иметь готовый проф.инструмент. Упомянутый LFM-39 например, очень удобен в работе.
Но ведь магнитофоны практисски ушли. Тратиться на прибор как-то оно странно сегодня. Ладно я псих.
На трехголовой деке тест-кассета не нужна, с генератора детонометра пишется сигнал и тут же меряется. Важно чтобы сама кассета путевая была, но это легко выбрать.
Так это в любом случае будет. По сути переход от тишины к сигналу это бесконечная детонация.
Говорилось о точности.
Надо учесть что в самом начале/конце ленты часто есть периодические «волны» образующиеся от крепления на бобышку. Т.е. несколько витков пропускать. Или минуту например.
На спокойной фортепианной музыке детонация хорошо ловится. «Лунная соната» например. Но слишком малая детонация мне например не слышна, я не музыкант.
Даже подозрительно, что за аппарат? Серийный?
Добавлено через 4 минуты
(Оффтоп) Интересно, а кто-нибудь слушал, как ведет себя в таких условиях HI-FI VHS видеомагнитофон?
Добавлено через 4 минуты
Добавлено через 9 минут
3.что за агрегаты не нашел?кассетный ИМХО должен быть 4мотора бесконтактные, прямой привод ессно.Р.S кассетник крут при скорости в 8(. )раз меньше колебания в два раза меньше.правда и трения меньше.
Не хочеться открывать новую ветку, т.к по теме есть ряд вопросов:
1. Если не устраивает уровень детонации, то понятно нужно ловить узел согласно методике описанной в «Радио», 1982, № 5, с. 34—38 (тут надо сказать, что пример в статье выглядит замечательно, у кого-нибудь было что-то похожее?). Но вопрос в том кто и как ловит этих «блох», по-старинке? Т.е. фото с экрана осциллографа, далее вручную на бумаге. Или всё же можно каким-либо чудом захватить на ПК сигнал с выхода детонометра (единицы герц) или сам ЧМ-сигнал с линейного выхода деки, а после какой-либо программой разложить по частотам с уровнями?
3. Может проще кому-нибудь, кто разбирается и имеет нужный софт, сгенерить несколько тестовых вавок и поделиться, благо теперь возможности появились?
4. Интересно всё же на каких кассетах удавалось получить лучшие результаты?
Детонацию возможно измерять анализатором спектра (в т ч и программным) при записи и последующем (!) воспроизведении любой частоты Именно последующем, т.к. сквозное дает немного меньшую величину. Рекомендуемая частота 3150Гц (вблизи наивысшей чувствительности слуха). Полосу обзора на анализаторе желательно установить как можно меньшую (большее число знаков после запятой будет ), скоростные параметры развертки (свиптайм) желательно установить близким к стрелочному прибору. По отклонению частоты записываемого сигнала от частоты программного генератора (за некоторое время, например, за 1мин.) можно на бумажке определить значение детонации. Десятые доли Гц вполне хорошо видны. Ещё лучше, если программа имеет плагин с частотным детектором, для определения девиации. Тогда цифирка сразу будет в %. Единственно, что Диновского взвешивания тут не будет, и значение получится немного больше, чем на самом деле. Но это лучше, чем если было бы наоборот
Для измерения в 0.1% нужно поймать отклонение в 1 Гц.
БПФ при этом потребует длинны окна в одну секунду.
Для желаемых 0.01% окно уже в 10 сек. Ну какая это детонация. Надо бы раз в 500 быстрей.