Детская филармония что это
Спецпроект «Кузница Шостаковичей»: как после 13 лет забвения возрождается детская филармония
Буквально через две недели челябинская Детская филармония вернется к работе после 13-летнего перерыва. Здание полностью реконструировали: нарастили второй этаж, обновили зрительный зал и открыли просторные классы для репетиций будущих артистов. Однако, по словам директора Татьяны Денисовой, пока не все понимают, чем же будет заниматься «Детская филармония» и как туда попасть. Об этом узнал корреспондент “Хороших новостей”.
Детская филармония открылась в 1984 году на тогдашней окраине Северо-Запада. В здании был зал на 180 мест и творческая площадка, на которой проводились городские концерты и праздники. Филармония чудом пережила перестройку, приватизацию, хаос и разруху и к началу нового тысячелетия там проводили сотни концертов в год. Однако в 2008-м учреждение внезапно закрыли: здание признали несоответствующим пожарным нормам и опасным для детских занятий. Местные жители ждали, что нарушения оперативно устранят, но ситуация не менялась годами, а здание постепенно превращалось в типичную городскую “заброшку”.
Так здание филармонии выглядело до реконструкции. Фото: Илья Бархатов, 74.ру
А так здание стало выглядеть в конце этой весны
По словам директора Детской филармонии Татьяны Денисовой, все процессы в учреждении начали затухать начиная с середины «нулевых», как только открылся концертный зал имени Прокофьева и большая часть концертов сменила площадку. У детской филармонии не было собственных коллективов — пространство арендовали разные педагоги и проводили свои занятия. Поэтому когда зашла речь о восстановлении учреждения, опереться на прошлый опыт было практически невозможно.
— Мы в какой-то степени уникальны. Детские филармонии в стране существуют: в частности, в Санкт-Петербурге, но у них нет детских коллективов — это концертная организация, чей профессиональный штат создает репертуар на детскую аудиторию. Свердловская детская филармония наоборот дает детям образование полного цикла — они набирают ребят и ведут коллективы. У них нет главной цели вырастить профессиональных музыкантов — об этом мы говорили с директором, Людмилой Скосырской. Она говорит: мы растим хороших людей, если они продолжат творческий путь — будет здорово, если нет — ничего страшного. Наша уникальность как раз в том, что мы создаем детские коллективы, которые дублируют профессиональные коллективы челябинской филармонии, и растим новое поколение музыкантов, смену. Мы решили стать тем мостиком между обучением и профессиональной сценой. Это очень важно для Челябинска, потому что еще недавно многие наши музыканты были заняты одновременно в нескольких оркестрах, — говорит Татьяна Денисова.
Проект ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ
Проект ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ недавно пришел в Самару. Занятия, на которых дети могут свободно подойти и потрогать все инструменты, присоединиться к музыкантам и в буквальном смысле стоять на головах, пользуются спросом. В детскую филармонию приходят и совсем малыши. Мы пообщались с руководителем проекта Ириной Столецкой и узнали, каким должно быть правильное музыкальное воспитание ребенка, чем проект ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ отличается от других и многое другое.
— В чем особенность проекта «Детская филармония»? Чем она отличается от филармонии в «классическом» понимании?
Ирина Столецкая: — Проект появился как ответная реакция на все непроходящую моду на раннее интеллектуальное развитие детей. При этом, про физическое и гармоничное эмоциональное развитие детей зачастую и не вспоминают, а это явное нарушение законов роста ребенка. А ведь связь интеллекта с подвижностью уже доказанная вещь.
— Особенностью этого проекта является как раз интерактивность концертов, когда малыш вместе с родителями заряжается позитивными эмоциями, при этом находясь в постоянном движении. Музыканты дарят детям свою музыку, а те, в свою очередь, дают им обратную связь, танцуя, подпевая, радуясь. Тем самым происходит эмоциональное развитие ребенка, его музыкальной отзывчивости. А если говорить о более «глобальных» целях, то формируем и его эстетический вкус. Многие родители после наших концертов отмечают особую чувствительность ребенка при прослушивании музыки, интерес к различным звукам и музыкальным инструментам. Проект еще и дает уникальную возможность приятно провести досуг мамы с совсем еще маленьким ребенком, не боясь за его «шаловливое» поведение, ведь на наших концертах поощряется двигательная активность, не запрещаются и вокальные проявления. Малышам можно «потрогать» музыкантов и их инструменты, тем самым мы даем импульс познавательному интересу.
— Педагогика Карла Орфа популярна за границей. У нас, в России, школы, предлагающие занятия с элементами орф-педагогики, можно пересчитать по пальцам. Как вы думаете, почему?
Ирина Столецкая: — Орф-педагогика предполагает креативный способ мышления, творческий подход в преподавании музыки и объединяет музыку, движение и речь, что трудно себе представить в традиционной музыкальной школе. Как говорит Вячеслав Жилин, президент педагогического общества Карла Орфа, слабая заинтересованность объясняется и государственной политикой во многих регионах, где «другую» педагогику считает нелегитимной и несерьезной. Однако, результаты многих преподавателей, использующие в своей работе идеи этой креативной педагогики, вдохновляют и других своих коллег, и родителей — всех, кто заинтересован оживить работу с детьми, воспитывать в них творческое мышление, что пригодится в будущем в любой сфере. На сегодняшний день, например, в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах, растет спрос на орф-педагогов.
— Сейчас очень популярны диски с классическими произведениями в обработке для малышей. Какова ценность таких произведений?
Ирина Столецкая: — В статье руководителя самарского орф-клуба и нашего наставника Ирины Корнеевой «Путь к неслышанию или как дилетанты развивают музыкальный слух» очень метко об этом написано. Музыкальная ценность таких произведений частенько вызывает сомнения. Аранжировки сделаны якобы для малышей, где считающие себя равными Моцарту неизвестные, чаще всего не указывающие свои фамилии, музыканты сделали аранжировку популярной классики на банальном синтезаторе с тембром колокольчиков. Оркестровка, которую написал Моцарт, не подлежит пересмотрению никем, кроме гения такого же масштаба. И воздействие музыки Моцарта можно оценивать только в исполнении близком к тому, как замыслил автор, и лучше бы в акустическом варианте. Аудиозапись уже остается жалким подобием, так как нет акустического воздействия оркестра на слушателя, а уж если мы делаем аранжировку на современных инструментах, то этот продукт нужно рассматривать как совершенно другой, и воздействие на малышей музыки такого качества необходимо предварительно исследовать.
— Какая музыка необходима современным детям? Если родители далеки от классики, а предпочитают рок или попсу, чем это «чревато» для ребенка в будущем?
Ирина Столецкая: — Любая музыка оказывает влияние на ребенка, как и окружающая его речь, обстановка. Уже при рождении на бессознательном уровне у ребенка есть идеальная потребность в гармонии и красоте. Среда, в которой растет ребенок, должна помочь вытянуть эту культурную составляющую. Поэтому нашей основной задачей, как родителей, является создание условий для этой красоты. Дать возможность слушать хорошую музыку не для того, чтобы вырастить из него гения, а развить в ребенке его потенциал, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире, больше красоты. Лишая ребенка этой возможности, мы переворачиваем в нем это представление о прекрасном, формируем соответствующий музыкальный вкус с образами и поведением, присущими такой музыке.
— Как следует правильно заниматься с детьми музыкой?
Ирина Столецкая: — Все в той же статье Ирины Корнеевой выделены основные тезисы, которые обязаны знать все, кто занимается музыкальным воспитанием малышей от 1 года и старше:
1. Основная задача музыкального развития малышей – развитие музыкального слуха. Для этого необходимо знать, что музыкальный слух из себя представляет и как именно он развивается.
2. Музыкальное развитие малышей неотрывно связано с физическим развитием, поэтому даже для занятий музыкой необходимо знать особенности психофизиологии дошкольников на всех возрастных этапах. Обратите внимание! Не только психологии! Без знания физиологии в дошкольном возрасте не обойтись!
3. Музыка и движение – обязательный элемент музыкального воспитания на всех возрастных этапах. Для того чтобы грамотно заниматься с малышами движением, нужно изучать законы построения движения.
4. Музыкальный материал для дошкольников должен отбираться очень тщательно специалистом в области именно дошкольного музыкального воспитания.
5. Нотная грамота – не для малышей. Это заключительный этап музыкального развития дошкольника.
6. С малышами обязательно освоение различных простых музыкальных инструментов. Этот вид музицирования является самым доступным для малыша и через него на самом деле развивается музыкальность ребенка.
7. Лучший способ развивать голос ребенка – петь вместе с ним с удовольствием несложные песенки. Слушание дисков с песнями этого не заменит.
— У вас в конце концертов дети берут в руки музыкальные инструменты и начинают музицировать. Что из этого получается?
Ирина Столецкая: — Несомненно, это вызывает восторг у детей. Получив инструмент, они начинают свободно импровизировать вместе с музыкантами. В процессе они меняются инструментами, у некоторых появляются «любимые», с которыми они играют в «оркестре» всю оставшуюся часть вечера. Это самый доступный и эффективный способ развить музыкальность и сенсорные способности у ребенка. У некоторых детей уже сейчас на концертах получается воспроизводить ритм окружающей его музыки — это замечают и сами музыканты. В процессе такого музицирования малыши экспериментируют со звуками, меняясь инструментами и сравнивания их звучание, тем самым развивают еще и тембровый слух.
«Детская филармония». Специализированная программа для детей старшего дошкольного возраста
Наталья Попова
«Детская филармония». Специализированная программа для детей старшего дошкольного возраста
Специализированная программа
для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Вокруг нас то и дело появляются новые идеи, термины, направления деятельности. Этот процесс активно происходит и в современной педагогике. Друг за другом то появляются, то пропадают новые названия – педагогика сотрудничества, эвристическое, проблемное обучение, деловые игры, рефлексия, структурный анализ, диалог культур, социо–игровая педагогика, методика погружения, школа радости и т. д. За каждым из них подразумевается новое, достаточно своеобразное педагогическое (или дидактическое) направление.
Но, во-первых, смысл каждого из направлений заключается в том, что можно выразить простой формулировкой – «хорошая педагогика» или «качественное обучение», и поэтому, в своем конечном идеале почти все направления сливаются. И, во-вторых, каждое из направлений, по сути дела, является открытием современного варианта ранее известного.
В связи со всем вышесказанным, необходимо особо подчеркнуть роль искусства в познании мира ребенком дошкольного возраста. Нам важно, чтобы ребенок вырос не только Homo Sapiens, но и духовным существом. И вот именно в этом призвано помочь искусство, и особенно музыка – как самый эмоциональный и доступный его вид. Именно музыка обладает способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, всю многообразную гамму чувств и настроений. Ведь по своему содержанию музыка – это модель человеческих взаимоотношений. Опыт, к сожалению, показывает, что музыка иногда занимает в жизни детского сада непозволительно малую нишу. Отзвучала в НОД, на празднике – и все. О. Шпенглер считал, что музыка – это «высшая форма человеческого познания», а Б. М. Теплов считал музыку – «эмоциональным познанием».
Памятуя о том, что в основе любой музыкальной деятельности лежит восприятие, мы пришли к мнению, что надо расширить и углубить этот процесс, сделав его более значимым, образным и увлекательным. Так появился Гудоша, мальчишка лет шести, и его наставник – Маэстро. Теперь надо было оформить их процесс общения, и было решено облечь его в форму музыкального лектория, по типу абонементских концертов, что и подсказало название этих встреч – «Детская филармония», специализированный факультативный курс музыкального развития детей старшего дошкольного возраста. Возникновение и расширение «зон вхождения в музыку», или соблюдение принципа ЭМОЦИОГЕННОСТИ, позволяет детям легче раскрыться, т. е. каждый сможет найти то, что созвучно его душе, его внутреннему миру.
Принимая во внимание некоторые оплошности прошлых лет, подбор музыкального репертуара осуществлялся по принципу её ИСТИННОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ, САМОЦЕННОСТИ и УМЕНИЯ ПОТРЯСТИ душу ребенка. Основным критерием подбора являлось то, относится ли это произведение к сокровищнице мирового музыкального искусства.
Формой работы в «Детской филармонии» были избраны встречи по типу абонементских концертов с частотой 2 раза в месяц, итого за учебный год – 18 встреч.
Цель программы: формирование у детей старшего возраста эстетического отношения к миру средствами музыки.
Условия осуществления цели программы: сама содержательная часть программы, игровые модели, эмоционально – проблемные ситуации, проектирование, рефлексивный анализ, игровые перевоплощения.
Задачи программы:
— воспитывать у детей основы музыкально – эмоциональной культуры,
— учить вживаться в образ, осмысливать его состояние,
— обогащать интонационно – речевой опыт, умение пользоваться
эмоционально – образным словарем,
— учить находить способы познания собственного эмоционального
Состояния, развивать эмпатические способности средствами музыки.
Программа строилась с учетом следующих принципов:
— принцип культуросообразности, выстраивающий содержание
программы как последовательное освоение общечеловеческих
— принцип эмоциогенности, предполагающий погружение ребенка в
такую атмосферу, где он бы понимал свое состояние и состояние своего
— принцип другодоминантности, когда состояние другого воспринимается
как свое (по А. А. Ухтомскому,
— принцип эстетизации, предполагающий наполнение жизни ребёнка
переживаниями от встреч с искусством.
Области развития при реализации программы:
Предполагаемые результаты:
Наличие устойчивого интереса к музыке, умение СЛУШАТЬ и ПОНИМАТЬ выразительные средства, давать развёрнутую характеристику музыкальным произведениям, соотносить свои переживания с переживаниями и чувствами героя.
Содержание программы «ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ»
Продолжать формировать устойчивый интерес к музыке, музыкальный вкус. Рассказать о том, где «живет» музыка, как она рождается, о музыкальных инструментах разных времен и народов.
Дать понятие о мелодии как основе смысловой нагрузки музыкального произведения, как основном выразительном средстве музыки. Научить различать выразительные и изобразительные средства, опираясь на выразительные интонации человеческой речи, уметь сравнивать их.
Различать музыку инструментальную и вокальную, уметь слушать оркестровую, узнавать в ней знакомые инструменты. Знать, кто такой дирижер, и какова его роль. Знать, понимать и уметь пользоваться специальной терминологией.
Закрепить знание о песне, как об одном из «китов» музыки (по Д. Б. Кабалевскому). Рассказать об истории появления, развития, видах песни.
Дать понятие о песне народной, авторской, романсе, серенаде, баркароле, гимне.
Голос – это природный музыкальный инструмент. Рассказать о том, как важно уметь им правильно пользоваться, познакомить с музыкальными произведениями только для голоса, дать понятие о пении без сопровождения – a capella. Рассказать о видах голосов.
Познакомить с оперой, её особенностями, познакомить с детской оперой.
Музыкально – ритмические движения:
Познакомить с другими «китами» музыки – маршем и танцем. Рассказать об истории возникновения и развития отдельных танцев: вальс, кадриль, мазурка, полонез, полька, менуэт. Научит понимать различия между танцем и пляской.
Чувствовать и понимать в движении не только ритм музыки, но и её интонации, характер, образное содержание.
Познакомить детей с музыкальной пантомимой, одним из раздело языка движений: жесты общения или музыкальная лексика – «Прошу!», «Не надо!», «Иди сюда», «Уходи!» и др. Уметь пользовать ими в соответствии с характером музыки.
Познакомить с балетом, как видом искусства, рассказать об истории появления, познакомить с балетной музыкой П. И. Чайковского.
Игра на детских музыкальных инструментах:
Закреплять умение пользоваться ручными знаками при определении звуковысотности и длительности звуков, уметь оформлять это графически, используя карточки и фланелеграф. Уметь выкладывать звуковысотный и римический рисунок знакомых песенок и попевок, исполнять его «с листа» и по памяти на металлофоне. Использовать для этого дидактические игры и пособия.
Учить оркестровке с целью дальнейшего углубления понимания характера музыки и выражения его при помощи сознательно выбранных инструментов.
Дать понятие об ансамбле, добиться понимания этого термина, играть в ансамбле и слышать собственное исполнение, и исполнение друзей.
Содержание встреч в «Детской филармонии»
1. Знакомство с Гудошей. Гудоша в гостях у Маэстро. Поход в
музыкальный зал. Прощание Музыки с Гудошей.
2. Гудоша узнает, что музыка умеет общаться и разговаривать.
3. Гудоша начинает изучать язык музыки.
5. Игра в игру. Знакомство Гудоши с ритмом, темпом и тембром.
6. Открытие Гудоши. Знакомство с историей рождения
7. Поиграем? Нет, потанцуем! А, может быть, споем?
8. Музыка и настроение.
9. «Когда хорошо – хочется петь!»
10. «И танцевать тоже!»
11. Гудоша встречается с китами.
12. «Кто вы, Маэстро или дирижер?»
13. Гудоша командует оркестром.
Гудоша отправляется в балет.
16. Неожиданный концерт.
17. Возвращение Музыки.
18. Праздник «Здравствуй, Музыка!»
Мониторинг для определения уровня развития детей в конце встреч в «Детской филармонии» состоит из ряда тестовых заданий:
— «Как звучит картина?»
Авторские дидактические игры:
«Кого встретил колобок»
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. О. П. Радынова «Слушаем музыку» М. «Просвещение», 1990г.
2. А. Кленов «Там, где музыка живет» М. «Просвещение» 1986 г.
3. Э. Финкельштейн «Музыка от А до Я» Л.»Сов. комп.» 1991г.
4. Ю. Алянский «Азбука театра» Л. «Детская лит-ра» 1990г.
5. А. Кленов «Секрет Страдивари» М. «Музыка» 1989г.
6. Д. Кабалевский «Про трех китов и про многое другое» М «Дет лит-ра» 1072г.
7. Г. Абрамян «Солнечный круг» М «Малыш» 1985г.
8. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах» М. «Сов. комп.» 1986г.
9. С. Газарян «Рассказы о гитаре» М. «Дет. лит-ра» 1987г.
10. «Музыка – кудесница» сб. М.
11. Л. Школяр «Ребенок в музыке и музыка в ребенке», ж. «Д. В.»,
12. Е. Юдина «Первые уроки музыки и творчества» М.
13. «Ребенок в мире культуры», п/ред. д. п. н.
проф. Р. М. Чумичевой, С «Старопольсервисшкола» 1998г
Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.
Методическая разработка проекта «Детская филармония»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств имени Иоганна Себастьяна Баха» города Балтийска
(МБУ ДО «ДШИ им. И.С. Баха» г. Балтийска)
проекта «Детская филармония»
преподаватель Федорова С.В.
Высоких нот приемлю торжество. Высоких чувств любви и вдохновенья, Святую веру безвременья
И светлого искусства мастерство.
Образование – это воспитание плюс обучение. Образование – просвещение разума и души. Воспитывать – значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам. Детские школы искусств и музыкальные школы за десятилетия своей работы сохранили приверженность этим высоким истинам.
Разнообразие содержательных тематических бесед и концертных программ, из которых ни одна не повторяется дважды, элементы театрализации, включение хореографических номеров, занимательных конкурсов, живое общение с аудиторией делают занятия и мероприятия интересными и познавательными. Цель педагогов и учащихся музыкальной школы не только овладеть музыкальным инструментом или кистью художника, не только рассказать о многообразии музыкальных инструментов, художественных жанров, продемонстрировать звучание инструментов. Вспомним знаменитое изречение Конфуция «В гармонии с музыкой». Имеется в виду, что музыка смягчает душу и улучшает характер, т.е. музыка способствует правильному формированию характера. Известно, что музыкальная гармония лучше всего усваивается в детстве. В стихотворении молодого поэта Сергея Маркова «Яблоки» представлены символические образы Учения, Любви и Смерти. Они переданы через три дерева, растущих в саду Жизни. Приходят в сад дети и «набирают чёрных яблок смерти, а красных и зелёных не берут». То есть, можно взять хорошее, а дети берут плохое. Сегодня нашим детям трудно взрослеть: ценности размыты, процветает бездуховность, множество соблазнов, с экранов телевизоров льется зачастую пошлость и непристойность. Умные родители спасают своих детей: с ранних лет учат их трудиться. Детские школы искусств и детские музыкальные школы призваны выполнять социальный запрос на высокодуховную, творческую, деятельную личность. Одной из форм воспитательной работы в детских школах искусств является создание и успешное функционирование детских филармоний, которые можно назвать «Золотой ключик», «Неиссякаемый источник», «Радость», «В кругу друзей» и.т.п.
Школьная филармония – средство духовного развития личности учащихся. С ранних лет ребенка окружает музыка. Она разная: высокохудожественная и низкопробная. Как разобраться в этом потоке? У взрослого человека уже сформирована система эстетических ценностей, и он способен противостоять проявлениям псевдокультуры. А ребенку нужны знания и опыт, чтобы отделить зерна от плевел. Таким образом, в современных условиях перед школой стоит задача – уберечь детей от негативных проявлений массовой культуры. Другой, еще более важной задачей школы является преодоление не всегда положительного влияния социума, в котором находится ребенок. Решением данных проблем является создание условий для максимальной реализации творческих потребностей и способностей детей через индивидуальную и коллективную деятельность, приобщение детей к подлинному искусству с целью становления художественной культуры, хорошего музыкального вкуса ребенка. Филармония (от греческого «люблю гармонию») – концертная организация. В задачу филармонии входит пропаганда образцов мировой культуры: высокохудожественных музыкальных произведений и исполнительского мастерства. В ее работе принимают участие дети – учащиеся музыкального и художественного отделений. Синтез искусств, как показывает практика, обладает огромным потенциалом.
Воспитательная работа руководствуется следующими основными принципами:
— принцип социальной направленности воспитания – воспитание духовной, здоровой нравственно и физически личности. Предполагает воспитание через труд. Музыкальные выступления, выставки требуют регулярных тренировок, которые воспитывают способность к мышлению, вырабатывают усидчивость, работоспособность, развивают память, умение анализировать и.т.д. Участвуя в концертных бригадах, ученики приобретают опыт правильного поведения, развиваются духовно и физически, совершенствуют моральные качества.
— принцип воспитания самосознания личности. За время существования детской филармонии было выявлено, что дети, активно участвующие в концертно-просветительской работе, не оставляют школу без уважительной причины. Они также хорошо успевают и в общеобразовательной школе, заметно отличаются от своих сверстников интеллектом, отношением к окружающим людям, социальной зрелостью. Успехи в одном деле дают уверенность в других делах.
— создание здоровой среды для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Предполагает создание благоприятных условий в работе детской филармонии как средства социальной адаптации педагогов и учащихся. Условием реализации этого принципа является соблюдение личностного подхода к обучающимся. Это учет возрастных особенностей воспитанников и осуществление воспитания на основе индивидуального подхода. Каковы ценности ребенка, его планы? Характер, свойства памяти, мышления – эти сведения помогут составить грамотный план развития ребенка. Функции воспитательной системы детской филармонии следующие:
— развивающая, т.е. направленная на изменение мотивации учебной и просветительской деятельности; развитие творческой личности, способной к самореализации.
— интегрирующая, т.е. обеспечивающая расширение внутришкольных и внешкольных связей.
— корректирующая, т.е. направленная на коррекцию поведения ребенка. Предполагает предупреждение негативного влияния окружающей среды.
— управленческая, т.е. ориентированная на совместное управление и самоуправление, взаимодействие всех участников воспитательного процесса, формирование самосовершенствования. В процессе совместной просветительской деятельности учащиеся овладевают культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями. Сотрудничество осуществляется на основе доброжелательности, доверия, готовности оказания помощи тем, кто в ней нуждается. Происходит формирование уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников. У учащихся будут заложены основы самостоятельности, инициативности, ответственности, а также умение принимать решения, оценивать свои поступки, преодолевать трудности, добиваться поставленной цели.
Задача преподавателей детских школ искусств – вовлечь учащихся в творческий водоворот, заразить их музыкой. Предстоящие мероприятия должны быть ожидаемыми, вызывать радость и активное желание участвовать в них и готовиться к ним. По наблюдениям, учащиеся любят участвовать в таких праздниках как «Свет Вифлеемской звезды», «Новый год стучится в двери», День пожилого человека, День матери, выпускной вечер, День открытых дверей. С удовольствием выступают ребята в детских садах, школах, библиотеках, воинских частях.
В последнее время традиционная система ценностей подверглась значительной эрозии. Культуру, духовность заменили рублем. Личность теряется в страстном желании лишь материальных благ. Душа пустеет, а пустая душа, как сказал писатель, легко заполняется адом.
Школа искусств – это островок тепла и духовности. Федор Иванович Шаляпин очень точно заметил: «В душе каждого настоящего художника должен звучать свой колокольчик». Хочется пожелать: пусть в душе каждого человека звучит колокольчик.
Хорошо продуманная, спланированная деятельность детской филармонии, в которой знание общих закономерностей и принципов сочетается с искусством педагогов, является необходимым звеном в системе воспитательной работы детской школы искусств.