Детский хор с чего начать

Советы музыкальным руководителям и начинающим хормейстерам, для того чтоб хоровое произведение зазвучало

Детский хор с чего начать. Смотреть фото Детский хор с чего начать. Смотреть картинку Детский хор с чего начать. Картинка про Детский хор с чего начать. Фото Детский хор с чего начать Елена Некрасова
Советы музыкальным руководителям и начинающим хормейстерам, для того чтоб хоровое произведение зазвучало

Ученик- это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит (Плутарх)

«И тот то с песней шагает, тот никогда и нигде не пропадет»

Многие хормейстеры, убеждены, что научить петь можно каждого, было бы желание.

Может быть это и правильно, но тогда Развить это желание, должен преподаватель, владеющий необходимой подготовкой, знаниями и методами.

Обычно приобретение детьми вокально-хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений.

Хоровая звучность-результат сложного взаимодействия всех элементов,из которых она слагается: хоровой строй, хоровой ансамбль, динамика, ритм, темп, дикция, дыхание, артикуляция, звуковедение, звукообразование, выразительность итд. Работа над качеством звука имеет решающее значение для строя и ансамбля.

Можно выделить следующие проблемы, наиболее часто встречающиеся в детском хоровом исполнительстве:

1)Вокально неподготовленные дети при пении неровно дышат, они захлебываются, приподнимая плечи.

2) Форсированное, напряженное звучание. Дети поют громко, резко, грубо

3) Плоский, мягкий «белый звук»

4) Неумение формировать звук, плохая дикция, отсутствие звуковедния, нет развития, динамики

5) При «пестром» звучании отсутствует единая манера пения формирования гласных, т. е «открытые» гласные звуки звучат светло и открыто, а «приоткрытые» более собранно.

6) Не соблюдение Темпоритма, поют невпопад

Все перечисленные недостатки можно устранить при помощи вокально- хоровых упражнений. Нужно доходчиво обьяснять цель и механизм исполнения, четко знать и ставить конкретную задачу в каждом упражнении.

Что нужно, чтобы произведение зазвучало. Советы:

1) Нужно правильно выбрать произведение (по силам детей). Нужно учитывать возраст детей. Рассказать о произведении, которое собираетесь с ними выучить. (Чтобы дети поняли о чем поют).

2) Важна певческая установка (положение, которое должен принять вокалист перед началом пения. Чтобы голос зазвучал)

3) Распевание перед пением. Это тоже важно разогрев мышц перед вокальной работой. Разогретые голосовые связки гораздо лучше управляются.

4) Развивать вокально-хоровые навыки, чтобы достичь качественного и красивого звучания. Обязательно показывать детям,как правильно петь.

5) Использовать различные упражнения, для качественного звучания, на звуковедение, на дикцию, на дыхание итд Именно при помощи подобных упражнений достигается единая манера в пении.

6) На выступлении Обязательно дирижер должен стоять перед детьми, дети должны понимать жест хормейстера.

7) Разучивать произведение по фразам, где каждая фраза, предложение обдумано, осмысленно спето, где мы услышим и динамику и штрихи и фразировку, кульминацию всего произведения итд. Только тогда оно качественно прозвучит.

Анализ работы педагога-наставника с начинающим специалистом за 2017–2018 учебный год ПРОДОЛЖАЮ СЕРИЮ ПУБЛИКАЦИЙ ПО НАСТАВНИЧЕСТВУ И ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ОТЧЁТ О ПРОВЕДЁННОЙ РАБОТЕ, КОТОРЫЙ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ НА ИТОГОВОМ.

Анализ работы педагога-наставника с начинающим специалистом за 2018–2019 учебный год (отчёт второй) Данной публикацией я завершаю цикл статей по наставничеству. Надеюсь, что опыт работы будет полезен.

Детский хор с чего начать. Смотреть фото Детский хор с чего начать. Смотреть картинку Детский хор с чего начать. Картинка про Детский хор с чего начать. Фото Детский хор с чего начатьФотоотчет о прогулке. «Мы с ребятами слепили из того, что было!» Свежий воздух малышам Нужен и полезен! Очень весело гулять нам! И никаких болезней. Постройки из снега и льда – давняя и традиционная.

Источник

Методическая разработка «Первые шаги обучения пению в хоре»

2. Методы хоровой работы

Обучение пению начинаю всегда с небольших попевок – интонаций, состоящих из двух – трех разновысоких звуков. Попевки основаны на нисходящем движении, это позволяет, во – первых, сохранить головное резонирование, во – вторых, высокий звук лучше отражается в сознании, следовательно, чище интонируется. Стремиться к тому, чтобы звук при пении был мягкий, негромкий, динамика меццо – форте; призывать ребят все время внимательно себя слушать.

Подводя некоторые итоги сказанному, хочется подчеркнуть, что на первом этапе обучения пению перед учителем и детьми стоят три главные задачи:

1) освоение певческой установки;
2) освоение навыка одновременного начала пения (сюда входит и момент организации единовременного вдоха, и момент начала фонации) и одновременного окончания пения;
3) освоение навыка кантиленного пения, так как именно наличие кантилены в первую очередь свидетельствует о степени овладения певческим процессом.

3. Вокальные принципы работы с детьми

В вокальной работе с детьми я придерживаюсь следующих принципов :

1. Развивать голос из примерных тонов, постепенно, не спеша, расширяя диапазон. Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает напряжения.

2. Главным методом вокальной работы является устное объяснение и пение учителя и лучших учеников. Их пение часто является наиболее эффективным показом правильного звучания. Важно никогда не передразнивать детей, всегда демонстрировать им правильное пение. Всю работу вести в спокойной и доброжелательной обстановке. Не повторять плохо прозвучавшую фразу до того, как будет точно сформулирована задача.

3. Главным критерием в занятиях является качество звука и свобода при пении.

4. Вся певческая работа должна быть тесно связана с развитием музыкального слуха и музыкальным развитием личности ребенка.

5. На первоначальном этапе обучения роль вокальных упражнений выполняют русские народные попевки и песенки.

4. Работа над песней

У кого в по – ря – дке
Кни – жки и те – тра – дки.

Главным при разучивании любого произведения является, конечно его содержание, характер, эмоциональный строй. Дети преодолевают любые сложности только в том случае, если они глубоко проникли в художественный образ произведения. Никогда не надо жалеть времени на объяснение содержания, еще и еще раз читать текст, вдумываться в него. Иногда надо и стихи прочесть и сказку рассказать, показать репродукции картин, слайды и подробно рассказать об эпохе создания произведения, об авторе. Сколько времени мы уделяем на хоровых занятиях разговорам об искусстве, о человеческих судьбах и характерах, о нравственных проблемах, стоящих перед человечеством!

5. Подбор репертуара

Источник

Опыт организации детского хора при храме

Детский хор с чего начать. Смотреть фото Детский хор с чего начать. Смотреть картинку Детский хор с чего начать. Картинка про Детский хор с чего начать. Фото Детский хор с чего начать

Опыт организации детского хора при храме ⇐ Клирос

Детский хор с чего начать. Смотреть фото Детский хор с чего начать. Смотреть картинку Детский хор с чего начать. Картинка про Детский хор с чего начать. Фото Детский хор с чего начать

Сообщение Алиля » 22 дек 2011, 18:02

Детский хор с чего начать. Смотреть фото Детский хор с чего начать. Смотреть картинку Детский хор с чего начать. Картинка про Детский хор с чего начать. Фото Детский хор с чего начать

Сообщение Герда » 22 дек 2011, 18:21

Детский хор с чего начать. Смотреть фото Детский хор с чего начать. Смотреть картинку Детский хор с чего начать. Картинка про Детский хор с чего начать. Фото Детский хор с чего начать

Сообщение Алиля » 22 дек 2011, 18:59

Сообщение Ленушка » 23 дек 2011, 00:43

Детский хор с чего начать. Смотреть фото Детский хор с чего начать. Смотреть картинку Детский хор с чего начать. Картинка про Детский хор с чего начать. Фото Детский хор с чего начать

Сообщение Алиля » 23 дек 2011, 11:18

Детский хор с чего начать. Смотреть фото Детский хор с чего начать. Смотреть картинку Детский хор с чего начать. Картинка про Детский хор с чего начать. Фото Детский хор с чего начать

Сообщение Джамиля » 24 дек 2011, 13:33

Детский хор с чего начать. Смотреть фото Детский хор с чего начать. Смотреть картинку Детский хор с чего начать. Картинка про Детский хор с чего начать. Фото Детский хор с чего начать

Сообщение Алиля » 24 дек 2011, 21:07

От всего сердца благодарю! А сколько лет дети обучаются в вашей школе? И как вы поете на богослужении? На два хора или дети поют отдельные песнопения?

Добавлено спустя 55 секунд:

Детский хор с чего начать. Смотреть фото Детский хор с чего начать. Смотреть картинку Детский хор с чего начать. Картинка про Детский хор с чего начать. Фото Детский хор с чего начать

Сообщение Jane » 24 дек 2011, 21:45

Источник

Памятка для начинающих руководителей детских хоров

Уважаемый Начинающий Руководитель Хора, перед вами простирается дорога в загадочную и интереснейшую страну под названием “Работа, которую вы выбрали”. Эта дорога похожа на лабиринт, где некоторые пути заходят в тупик, встречаются крутые подъемы и отвесные обрывы. Бывает, она проходит через пустыни и пустоши, а бывает, ее окружают плодородные поля, полноводные реки, которые только и ждут ваших действий. Кажется, вот-вот дорога приведет к райским кущам, где все само начнет получаться… Дорогой мой, райские кущи на то они и райские, чтобы быть в раю, а рай, вы сами уже догадываетесь, где, поэтому, может быть, эти страницы пригодятся вам.

Ваша работа начинается задолго до того, как вы встанете перед хором и зададите ему тон, чтобы улететь на крыльях песни. Ребята, которых вы видите впервые, видят вас тоже впервые. И это еще не ваш хор. Ваша задача – совершить чудо. Во-первых, все они очень разные, а выбирать особенно не приходится, берем учиться всех. Как соединить неслухов, плакс, старателей и “тяжелую артиллерию” в один коллектив? (Вспомните четыре основных типа нервной деятельности – холерики, меланхолики, сангвиники, флегматики; а если не вспомнили, читайте лекции по психологии.)

При первой встрече отметьте своим вниманием более яркие в этом отношении фигуры, и постарайтесь их запомнить. На следующих занятиях они могут измениться с точностью до наоборот, поэтому расстановка хора – вещь важная и нужная. Она – плод долгих мучений, терзаний, когда все, что вы построили с таким трудом, вдруг летит в тартарары и приходится начинать сначала. Здесь нужно суметь соединить голоса и темпераменты: Неслухов-холериков расставьте подальше друг от друга, окружая их “тяжелой артиллерией”-флегматиками, подкрепив тех с флангов старателями-сангвиниками. Ни в коем случае не соединяйте холериков с плаксами-меланхоликами; замучают и их и вас. Меланхоликов лучше ставить с флегматиками, те чаще всего по своей природе добры и не суетливы, неплохо и с сангвиниками, но тут могут быть очаги напряжения.

Вывод: Учите психологию!

По своему жизненному опыту вы знаете, что есть такое время, когда состояние вашей души и тела вступают в противоречие по любому поводу. Это время контрастов: Любить – Ненавидеть, Хочу – Не хочу, Лед и Пламень, Смех и Слезы… Вы все это хорошо помните, ведь еще совсем недавно сами находились в самом центре переходного возраста. Это-то вы помните, а вот капризов более раннего детства – нет. Ну, плакали, ну, падали на пол, требуя свою долю, ну ругали вас взрослые за непоседливость и невнимательность. Господа хорошие, так ведь это как раз еще переходные периоды. Они не так ярко выражены, но от этого не легче тем детям, кто их испытывает в себе. Ваша задача, не ругать их, а помочь им перенести эти капризы достойно, можно сказать, с радостью. Как? Одному ребенку достаточно взгляда, другому – слова, третьему – паузы… А всем – переключения внимания настолько часто, насколько выдерживает нервная система ученика, даже если, ну позарез нужно выучить этот куплет или сложное место. Иначе у детей начинается стресс и пропадает интерессссс……….

Вывод: Изучайте возрастную психологию, а в частности – детскую, со всеми ее “горами и пропастями”.

Вы для каждого ребенка становитесь не просто преподавателем, руководителем хора. Ребенок должен вас принять в свою душу, в свою жизнь. Вы должны быть своим “в доску”. Но не за счет панибратства! Вы должны быть непререкаемым авторитетом, но и в тоже время – мамкой, нянькой… (Все должны, должны…) Не поленитесь придти, когда надо и домой, и в школу, на урок по сольфеджио, специальности… Проявите интерес. Пусть почувствуют, что нужны, не как масса, количеством, а как личность, каждый. Можно и нужно установить правила в хоре, которые помогут ученикам и вам с ними.

Вы не просто имеете дело с растущей, развивающейся личностью ребенка. Вы участвуете в ее создании, ведь это и есть главное в нашей работе.

Вывод: Изучайте педагогику и классиков педагогики!

Итак, вы приходите к хору. Вы располагаете ограниченным периодом времени, который называется урок. Возникают задачи, которые нужно решить за этот период времени. Есть задачи кратковременные, рассчитанные на исполнение одного произведения, но из них составляется решение задач долговременных – воспитание хоровой культуры, развитие творческой личности в целом.

1. Организационный момент:

Перед приходом на занятие побоксировать воздух, присесть пару раз, представить себя великим и могущественным, и шагнуть навстречу ребятам. Собрать все их умы в пучок, все глаза на себя. Сразу окунуться в работу. Перекличку по журналу не проводить. Окинь взглядом, кого нет, потом разберешься. Т.е. начало занятия должно представлять некий ритуал, священнодействие. Время занятия – святое. Это должны уяснить все, даже те преподаватели, которые лелеют мысль отпросить своего ученика с хора для подготовки к конкурсу, олимпиаде и т.д.

Здесь решаются задачи настройки вокального аппарата, развития музыкального слуха, дикции, привитие дыхательных навыков, горизонталь и вертикаль звучания хора. Можно построить почти всю распевку на одном – двух аккордах или интервалах, нужных в данный период. Можно “поохать” и “повздыхать” на верном выдохе, “поворчать” и “поплеваться” скороговорками. В распевке реализовывай малыми порциями задачи нудные и противные, как лекарство, которое нужно для выздоровления, читайте – успешного исполнения.

Вывод: Главное – нужно ставить конкретную цель, пусть маааааааленькую, но такую, которую можно выполнить на данном занятии, хотя бы частично.

3. Работа над произведением:

Подойдите к зеркалу и всмотритесь в себя. Может вы найдете черты Суворова? Кутузова? Наполеона? Вам это здорово пригодится, ведь, при разучивании произведения, нужно быть стратегом и тактиком. Здесь пригодятся знания, приобретенные на занятиях ОВС (Основы военной службы). По крайней мере, нужно знать, что такое стратегия и тактика.

Стратегия – наука о ведении войны. Осуществление общих планов.

Тактика – искусство ведения боя. Совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.

Все занятия хора объединяет стратегия, но каждое занятие будет отличаться своей тактикой.

Вывод: Внимательно изучайте военное дело и хороведение.

Отбирайте такие произведения, которые ваш коллектив сможет переварить, осознать и полюбить. Учитывайте возможности коллектива – количество исполнителей, качество и уровень подготовленности. Странно и смешно слушать в исполнении детского хора произведения, предназначенные для взрослого коллектива. При подборе репертуара вы можете остановить свой выбор на несложных на первый взгляд, произведениях, часто композиторов-классиков. Но рассмотрите его с точки зрения психологии, чувственности, философии. Особенно это касается музыки духовного содержания. Объем произведения тоже может играть отрицательную роль. Есть замечательные песенки по мелодичности и гармонии, но они длинны и многословны. Вначале дети с удовольствием начинают их разучивать, а затем симпатичная мелодия становится навязчивой, надоедливой и приходит госпожа Скука в обнимку с Тоской. Много меду не поешь. Лучше выбирать небольшие произведения, но с “перчинкой”. Некоторые произведения очень помпезны. Представьте, как это будет звучать в исполнении вашего хора. Не будет ли это крикливо и надуто, особенно это касается исполнения небольшого по численности коллектива.

Вывод: Учитесь готовить и отбирать свежие продукты не только в кулинарии.

Вывод: Занимайтесь йогой.

Когда вы учились, почва творчества была богатой. Концерты, фестивали, экзамены, лекции. Казалось, этому не будет конца вечно. И вот вы вышли в свободное плавание. Да еще не остались в “столице”, а как чеховский герой, решили посвятить себя земству, ну…, или обстоятельства так сложились. И сразу, или не сразу, но почувствовали, что плодородие начало иссякать. Лодка творческих мечтаний разбилась о быт (почти Маяковский). Что делать? Бежать в “столицы”? Милостивый государь, скажите мне, там от вас зависела творческая жизнь? Концерты? … По большому счету НЕТ. Так не знак ли это свыше, который дает вам возможность воплотить ваши мечты в жизнь? Поэтому успокойтесь, сдайте билеты в кассу. У вас уже есть хор. Ученики, с которыми вы пережили не один концерт, а может быть и конкурс. И вами уже, я уверена, приходила мысль о том, что ваши дети – это ангелы. Самые, самые из детей! А затем возникает такая простая мысль: “Хочу им дать…”. Вы на верном пути! Да, да – теперь от вас зависит плодородие творчества в отдельно взятой школе или районе.

Вывод: Представьте себя Вавиловым.

7. О ваших возможностях:

В этой главе вам нужно освоить профессию каменщика. Только каждый ваш кирпич – это выполненное дело, а раствор, которым вы будете скреплять их – это музыка, искусство. В итоге получится здание (домик, хибара, дворец) культуры, в котором будут жить сердца и души ваших учеников, жителей вашего поселка (города, района). О ваших возможностях не знаете даже вы. Чтобы они раскрылись в полной мере, я хочу посоветовать – не устанавливайте границы вашим мечтам, поделитесь с другими радостью сотворчества. Если в ваших силах дать направление в жизни ученика – сделайте это. На личном опыте убеждаюсь в том, что если целью вашей работы является другой человек (его успех, или успех коллектива), работа горит в руках, откуда-то берутся силы, фантазия, смелость.

Вывод: Будь им! Каменщиком!

Я, как бывалый путешественник и житель страны “Работа, которую я выбрала”, хочу представить свои “кирпичики”, которые станут подсказкой, а может быть натолкнут на совершенно новую дорогу-мысль. Здесь ничего новомодного нет, здесь все испробовано на себе и своем хоре.

1. Организация детских хоровых фестивалей на базе вашей школы и вашими силами. Страшно? Страшно, но не смертельно. Проводим, знаем! Например, Межрайонный фестиваль детских хоровых коллективов “Улица Мира”.

2. Концерты, проводимые совместно с коллективами различных организаций, объединенные единой темой. Например, концерт “Рождественская звезда”. Участники – хоры, солисты, ансамбли нескольких музыкальных школ, воскресной школы, хор монастыря и т.д.

3. Творческие встречи с другими хоровыми коллективами.

4. “Вокальный бал” – концерт-фестиваль вокалистов и вокальных ансамблей своей школы и приглашенных из других школ, колледжей, любительских организаций. Здесь возможно проведение Мастер-классов мастеров-вокалистов.

5. Творческие концерты с участием детей и их преподавателей.

6. Из хора можно выделить хоровой ансамбль. Это могут быть перспективные певцы, и тогда вы с ними преследуете более завидные цели, чем в общем хоре; Это могут быть более неопытные певцы, и тогда вы с ними мучаетесь еще и отдельно, но добиваетесь цели. Карфаген должен быть взят!

7. Конечно же не нужно бояться рисковать! Рискуйте и вас заметят и отметят. Конкурсы всех уровней, фестивали… Только есть одна вещь, которую не нужно бояться, но глаз с нее спускать нельзя. Это – Кажущаяся неудача на конкурсе. “Мы строили, строили и наконец построили…”

И вдруг – ничего. Ничего? Ничего. Ах ОНИ! Да Я! И чего ОНИ понимают! Никогда, никогда больше сюда не привезу СВОИХ! А что я скажу в школе? Начальству? … Что скажут мне. Спокойствие. Это все будет, и не раз. Твоя работа не зачеркнута. Она корректируется. Голова – хорошо, две – лучше, а много – тоже неплохо. Главное, чтобы БЕЗГОЛОВЬЯ не было, и амбиции прогоните. Конкурсы – итоги работы, промежуточные или конечные. Только, чтобы не было от лукавого. Чтобы не было конкурса ради конкурса. Сейчас этого хватает. Остановитесь, подумайте – ради чего? Престиж? Возвышение? Спуститесь на землю, засучите рукава, и с миром, в путь. Вы хуже не стали, ваши ученики тоже.

Вывод: Сегодня ты, а завтра – я, но истина где-то рядом.

Эти “кирпичики” появились не сразу. Они мне очень дороги, потому что это труд не меня одной. Мы вместе делаем это дело: мои друзья, коллеги нашей школы, других школ. Всеми дорожу, надеюсь на будущее сотрудничество! Заразное это дело, господа!

“Не замыкайся в скорлупе, как червячок в орехе, Пусть будут на твоей тропе и беды, и огрехи… Все, что имеешь – раздавай, а не храни подспудно!”

Уважаемый Начинающий руководитель хора. Приветствую вас в стране “Работа, которую вы выбрали”. Скорее, это “Работа, которая выбрала вас”. Все в ваших руках. Вечный вопрос “Быть или не быть”. Конечно – быть! Быть хору, быть музыке. Быть вашей работе вкупе с работой ваших коллег, которые так же не спят ночами, несутся по этой дороге, попадая в тупики, задыхаясь от жажды, они, не успокаиваясь, строят наш мир музыки, прокладывают новые пути…

Источник

Создание младшего хора и начальная работа с ним (из опыта работы)

Автор: Гладких Валентина Михайловна

Очень часто в общеобразовательной школе в отделении дополнительного образования (музыкальная направленность) возникает вопрос как организовать детский хор. Проблема, действительно, важная, потому что от продуманности и серьезности постановки организационной работы зависят и результаты музыкально-эстетического воспитания и уровень творческого роста детского хора.

Приступая к организации хора, руководитель должен прежде всего подобрать сотрудников, которые помогли бы осуществлению поставленных им задач. Практика показывает, что помимо руководителя коллектива желательно иметь концертмейстера и педагога-организатора. Концертмейстер, знакомый с навыками вокально-хоровой работы, может заниматься с учащимися индивидуально, с отдельной партией хора, с солистами. А педагог–организатор поможет в организационных вопросах, в сопровождении хора на выступления.

Организационная работа начинается с приема в хор.

Если раньше основным условием приема в хор являлось наличие музыкального слуха и хорошего голоса, то в настоящее время это обычно опускается, так как сами дети и их родители не всегда правильно могут оценить музыкальные данные. К тому же следует исходить из давно известного положения, что все способности развиваются. Особенно это относится к поступающим в младший хор.

При поступлении дети младшего возраста (7—10 лет) могут спеть небольшую песню от разных звуков с сопровождением инструмента, а также повторить отдельные звуки в зоне примерного звучания, отстучать несложный ритмический рисунок. Часто из-за стеснительности ребенок вообще ничего не может спеть или поет («гудит») на одной ноте. Таких детей следует зачислить в хор условно с тем, чтобы, установив за ними особое наблюдение (чаще спрашивать, исправлять на ходу интонацию), впоследствии выяснить причину скованности. Исследования показали, что иногда фальшивое пение или «гудение» — результат отсутствия интереса к музыке в семье, заболевания голосового аппарата — фоностении, излечение от которой восстанавливает нарушенную координацию между слухом и голосом и помогает правильному повторению ребенком услышанного звука.

В младшем хоре рекомендуется распределить учащихся на первые и вторые голоса. В партии первых голосов поют дети с легкими, звонкими голосами, а также плохо интонирующие, с диапазоном ре1—ми2; в партии вторых голосов — дети с крепкими, звонкими голосами, с диапазоном в пределах первой октавы.

Помимо хорового коллектива следует организовать группу сольного пения, где будет проводиться работа с детьми, обладающими ярко выраженными вокальными данными (разучивание сольных партий, запевов в репертуарных произведениях).

В первые же дни организации хорового коллектива проводится родительское собрание, на котором педагог знакомит родителей с учебно-педагогическими и художественно-исполнительскими задачами хора, с условиями и распорядком занятий, перспективным планом концертной деятельности и культурно-образовательных мероприятий. Планируя работу коллектива в целом, следует учитывать школьную нагрузку учащихся и соответственно с этим строить удобное для всех расписание.

Руководитель хора должен поддерживать тесную связь с родителями хористов, привлекать их к посильной помощи (сопровождать хор на концерты, помогать в организации вечеров, в проведении отчетных концертов и т. д.).

Так же педагог поддерживает самые тесные связи с классными руководителями классов, в которых учатся его подопечные.

Каждый преподаватель к началу учебного года составляет свой план работы. В планах работы коллектива указывается заранее подобранный репертуар, предполагаемое количество концертных выступлений, поездки, вечера. Не следует увлекаться большим количеством концертов младшего хора, поскольку его развитие и опыт приобретения умений и навыков еще не достаточны. В год следует проводить не более 5—6 выступлений. Каждый концерт должен стать праздником для исполнителей, и к такому празднику нужно много готовиться.

Хор следует расположить полукругом по росту в два-три ряда. Наиболее распространенная схема расстановки хора: в центре рас-полагаются ведущие голоса — первые сопрано и первые альты, по краям слева — вторые сопрано, справа — вторые альты. Могут быть и другие схемы: голоса постепенно повышаются справа налево; распределяются квартетами (по одному из каждой партии). Опытных участников хора следует расставлять по краям партий, а неуверенно поющих — в середине. Распевания, а иногда и репетиции готовых произведений рекомендуется проводить стоя. Пение стоя приближает ребят к ощущению исполнения на эстраде. Дирижер должен находиться в центре перед хором, чтобы его видели все поющие. Рояль устанавливается с правой или с левой стороны перед хором.

Прежде чем начинать вокально-хоровую работу, следует научить детей правильно держаться при пении, то есть принимать нужную певческую установку.

Руководителю надо следить за певческой установкой хористов на каждом занятии, так как от нее зависит правильность работы дыхательного и звукообразующего аппарата. Певческая установка должна быть свободная: корпус и шея выпрямлены, ноги всей ступней стоят на полу, ни в коем случае не должен быть высоко поднят подбородок — это ведет к неправильной манере пения (у малышей такое явление можно наблюдать довольно часто).

На первых же репетициях нужно познакомить детей с видами дирижерских жестов — внимание, дыхание, вступление, снятие (позже, когда дети овладеют этими навыками, дать понятие о forte, piano, ritenuto, accelerando). Педагог сам должен несколько раз показать, как надо вступать, дышать, снимать звук по руке.

Вместе с рассказом об этих жестах и их показом следует добиваться в пении выполнения того, что показывает жест дирижера. Первые опыты юных певцов обычно не очень удачны, но постепенность целенаправленной хоровой работы приносит желаемые результаты: эти навыки оттачиваются.

Затем надо в доступной и понятной форме рассказать детям о голосовом аппарате, технике дыхания.

Возможности певческих голосов младшего школьного возраста ограничены. Педагог должен знать, что красота и прелесть детского звучания не в силе голоса, а в звонкости, полетности, эмоциональности. Не следует увлекаться нюансом forte. Слишком громкое пение ведет к форсированному звучанию, что приносит вред голосу. Это объясняется природой детского голосового аппарата: в возрасте 7—10 лет при пении происходит неполное замыкание голосовой щели, вибрируют лишь края голосовых связок. Поэтому для младшего хора характерно фальцетное звучание. Наиболее ярко голоса малышей звучат в нюансе mf, умеренном forte. Нюанс р — очень полезен в упражнениях, распеваниях. Он позволяет вырабатывать в хоре единую манеру пения.

Работа над звуком является одной из самых важных и трудных.

С первых шагов обучения необходимо обращать внимание детей на качество звука, учить их различать красивое пение, ценить его, сознательно стремиться к правильному исполнению, анализировать и оценивать певческие достоинства и недостатки у себя и у других. Эта способность связана с развитием вокального слуха. Он и становится контролером правильного певческого исполнения во всех его проявлениях.
Чрезвычайно серьезная проблема — выразительность исполнения. Поскольку выразительное пение в первую очередь связано со словом, внимание к нему играет в обучении важную роль, тем более, что правильно пропетое слово положительно влияет на звукообразование. Данную мысль блистательно доказали на практике Н. Гродзенская, В. Соколов, В. Попов, Б. Бочев. Выразительность исполнения зависит также от умелого сочетания эмоциональности и сознательности в обучении, расширения эмоциональной сферы, развития интеллектуальных свойств.

Огромное значение в пении имеют гласные, так как все вокальные качества голоса вырабатываются только на гласных. У участников младшего хора на первых порах часто встречается такая ошибка: у них как бы возникает желание быстрее спеть следующий слог, отсюда теряется протяжность, напевность мелодии. Педагог должен объяснить и на примере своего пения показать, что поются только гласные звуки, а не согласные. Объяснить это детям можно так: «Чтобы пение было красивым, нужно тянуть звуки, как бы выдувая их из дудочки», «надо спеть так, как спела бы скрипка» (при этом рукой можно изобразить плавное движение смычка воображаемой скрипки). Пение гласных должно происходить в единой манере звучания. Обязательным условием для этого является сохранение устойчивого положения гортани при пении различных гласных.

В качестве упражнений можно петь на одном звуке (на одном дыхании) цепочку из слогов с разными гласными: ма, мэ, ми, мо, му; ля, ле, ли, лё, лю и т. д.). Петь на слоги полезно и отдельные фразы песен, а также песни целиком.

Внимания педагога требует формирование и естественное произношение согласных в пении. Согласные должны произноситься предельно кратко, однако при краткости необходимо четкое, даже утрированное их произношение.

Педагог должен уделять много внимания воспитанию у юных хористов чувства ритма.

В работе над ритмическим рисунком, представляющим трудность для детей, следует использовать приемы: прохлопывание ритма отдельными детьми, а также всем хором, различные движения под музыку.

Формирование певческой деятельности у младших школьников зависит не только от их индивидуальных способностей и коллективного хорового опыта, но также и от тех условий, в которых протекает деятельность. К числу таких условий относится вопрос дисциплины в хоре.

Хорошее поведение детей на занятиях — залог будущего успеха. Этот вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Дисциплина — это атмосфера, в которой дети творят, трудятся, учатся новому. Дисциплина на хоровом занятии — это не только внешнее спокойствие учащихся (нет шума, разговоров и т. д.), но и внутреннее состояние хористов — активное, увлеченное, сосредоточенное, что является главным в рабочей атмосфере.

Налаживание дисциплины в хоре — первостепенная задача хормейстера. В начале занятий дети не знают, как себя вести: одни испуганы, встревожены, другие слишком веселы, смешливы, повышенно эмоциональны.

В вопросе дисциплины не последнюю роль играет тон учителя. Ни в коем случае нельзя кричать на детей, стучать по инструменту, столу и т. д. Этот «метод», к сожалению, еще нередко встречается в общеобразовательной школе. Кстати сказать, «метод крика» действует на детей лишь короткое время, потом они привыкают к нему и уже не реагируют должным образом. Педагогу нужно найти верный тон, в котором чувствовалась бы воля руководителя и, в то же время, доброжелательность и любовь к детям. Очень хорошо сказал об этом известный мастер хорового дела Болгарии Бончо Бочев: «Без ласки нет песни».

При планировании учебно-воспитательной работы руководителю хора необходимо обратить особое внимание на подбор репертуара. Правильно и умело подобранный репертуар не только даст возможность повысить музыкальную и певческую культуру коллектива, но и в значительной мере будет способствовать общему развитию учащихся, формированию их нравственных взглядов, художественного вкуса. Руководитель и концертмейстер должны обязательно знакомиться с новинками хоровой и методической литературы.

Для повышения художественно-технического уровня коллектива необходима индивидуальная работа с каждым из его участников. Само по себе индивидуальное общение с учеником позволяет педагогу более детально знакомиться с его музыкальными данными, характером и психо-физическими особенностями, а также помогает налаживанию дружбы и взаимного доверия, снимает мешающие работе скованность и стеснительность. Индивидуальные занятия могут проводиться во время работы над произведением с одной из хоровых партий, а также при проверке усвоения пройденного материала (сдача партий). На индивидуальных занятиях проверяется правильность и точность интонирования, звукообразования, произношения слов, а также уровень певческих навыков и умений.

Каждое занятие хора начинается с распевки, со специальных упражнений. Упражнения должны быть простыми по мелодическому и ритмическому рисунку, легко запоминаться.

Пение не может совсем не выражать никаких эмоций, поэтому даже при пении упражнений необходимо стремиться к определенной эмоциональной окраске голоса.

Пение лучше ассоциировать с радостным настроением, поэтому упражнения чаще даются в мажоре. В начале обучения упражнения исполняются в спокойном, медленном темпе, в дальнейшем темп может меняться в зависимости от методических целей. При развитии подвижности голоса, по мере освоения навыков темп упражнения убыстряется.

Упражнения обычно располагаются в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх и вниз. В начале обучения при введении нового упражнения его мелодию можно поддерживать аккомпанементом. Как только интонация у учеников станет устойчивой, необходимо оставлять одну гармоническую поддержку. Далее очень полезно для выработки четкой координации между слухом и голосом, для закрепления и совершенствования вокальных навыков петь упражнения без сопровождения инструмента с предварительной ладовой настройкой.

Пение упражнений следует начинать с наиболее естественно, красиво и без напряжения звучащих нот в диапазоне певца, так называемых примарных звуков.

Обычно это ноты — в среднем отделе диапазона детских голосов (фа1—ля1).

Выразительность исполнения песни в большей мере зависит от правильного владения дыханием, от его плавного, равномерного распределения на фразы, динамического усиления или спада. Поэтому все моменты смены дыхания должны быть ясны учащимся: они диктуются развитием музыкального образа.

Как показали исследования, в частности Т. Овчинниковой, развитие певческого дыхания зависит от репертуара, вокальных упражнений, организации и дозировки певческого тренажа. Специальные требования по развитию певческого дыхания на основании данных физиологии сводятся к спокойному оптимальному вдоху, спокойному экономному выдоху с сохранением вдыхательной установки, высокому резонированию. Формирование певческого дыхания — сложный и длительный процесс, поэтому основная задача на самом начальном этапе певческого обучения сводится к овладению плавным и равномерным выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. По-этому в начале обучения большое внимание уделяется вдоху. Он должен быть спокойным, не перегруженным воздухом, без участия плеч. На первом году занятий музыкальный материал (короткие музыкальные фразы, умеренные темпы) не мешает воспитанию непродолжительного и неглубокого дыхания у маленьких детей. В дальнейшем постепенно продолжительность фраз увеличивается, увеличивается и продолжительность дыхания.

Педагогу обязательно нужно учитывать психологические и физиологические особенности младшего школьного возраста. Например, такой прием, как подражание, необходим на первом этапе работы. Показ педагога — вообще очень эффективный метод работы, а на начальном этапе, когда дети очень склонны к подражанию, этот метод просто незаменим. Педагогу следует использовать не только метод подражания — «сделай, как я», но также спрашивать наиболее активных, способных детей — тех, кто может служить примером для подражания. Детей, у которых еще не налажена координация между слухом и голосом, которые отстают от остальных ребят по какой-либо другой причине, следует спрашивать лишь для того, чтобы поддержать, похвалить за то, что у них получается, с чем они справляются. Как объект подражания такие ученики не годятся, потому что неправильные интонации, неверное произнесение текста очень легко схватываются остальными учащимися и потом детей очень трудно переучивать.

В работе с младшими школьниками обязательно надо учитывать то обстоятельство, что им трудно долгое время усидеть на месте; они быстро устают и отключаются от учебного процесса. Поэтому необходима частая смена заданий, песен, упражнений. Я в своей практической работе использую метод «быстрого ведения урока» — один из методов дидактической системы советского психолога Л. В. Занкова. Например, на начальном этапе обучения даже самая простая песня не будет спета идеально. И все же не следует очень долго задерживаться на ее разучивании, полезно взять другую и на новом песенном материале вырабатывать и совершенствовать те навыки, с которыми познакомились дети на примере разучивания предыдущей песни. Впоследствии можно вернуться к первой песне и уже на более высоком музыкальном уровне доучить ее.

Подобный метод является действенным средством формирования готовности к певческой деятельности, так как активизирует учебный процесс, что в свою очередь способствует интенсивному развитию музыкальных способностей, формированию опыта.

В хоровой работе с младшей группой надо шире использовать привычные для детей формы деятельности, в первую очередь элементы игры, чтобы на их базе постепенно приучить начинающих певцов к новым формам деятельности. На первом этапе именно игру и следует использовать как метод в преодолении трудностей. Например: педагог играет на рояле один звук в нюансе р и говорит: «Послушайте, ребята, как звучит эта нота». (В классе должна быть полная тишина.)

И дальше: «Теперь прислушайтесь, как мой голос точно повторяет этот звук, полностью сливается с ним, получается единое целое в звучании. Кто сможет сделать так же?». Педагог просит спеть сначала одного ученика, потом сразу двух, трех, десять человек и т. д. И вот уже хор звучит совсем по-другому.

Игровые приемы очень облегчают хоровую деятельность младших школьников. Чем многообразнее будет проводиться такая работа, тем лучшие результаты она даст. Вместе с тем, хормейстеру, особенно начинающему, надо знать, что игровые моменты должны быть лишь отдельными приемами, не подменяющими суть хоровой деятельности, требующей умения преодолевать встречающиеся трудности.

Хоровое пение имеет две стороны: во-первых, это серьезное занятие, где учащиеся получают новые умения и навыки; во-вторых, это творческий процесс, в котором должны присутствовать шутка, игровые моменты (маршировка, хлопки в ладоши), игра на различных детских музыкальных инструментах, использование исполнительских красок (пение запева одной группой хора, припева — другой, чередование пения солиста и хора и т. п.), двигательная активность малышей. Дети приходят в хор и учиться хоровому пению и получать эстетическое наслаждение от всего творческого процесса: от знакомства с новыми произведениями, исполнения их, общения с руководителем хора, со своими сверстниками.

В процессе музыкального воспитания большое значение имеет исполнительская деятельность. Каждое выступление, каждый концерт есть своеобразный итог, веха на пути развития коллектива. Часто на концерте, когда предельно собрано ребячье внимание и юные певцы стремятся петь как можно лучше, происходят известные сдвиги в развитии коллектива. В моей практике почти не было случая, чтобы дети (если только они не переутомлены и достаточно подготовлены) не пели на концерте значительно лучше, чем на репетиции.

Немаловажное воспитательное значение имеют поездки хора с целью концертных выступлений, обмена опытом с детскими хоровыми коллективами других городов, ознакомления с культурно-историческими ценностями. Поездки подтягивают коллектив творчески. Они заставляют его участников критически переосмыслить свою художественную деятельность, ответственно подойти к дисциплине. Готовясь к поездке, руководитель хора совместно с педагогом-организатором неоднократно беседует с учащимися о нормах поведения, чести коллектива.

Большую роль в развитии вкуса хористов играет коллективное посещение концертов хоровой музыки, оперных спектаклей и других общественно-культурных мероприятий с последующим их обсуждением. Поначалу очень слабые и неумелые, эти обсуждения постепенно приучают ребят к более осмысленному обобщению своих впечатлений, воспитывают умение высказывать собственные суждения, основанные на личном впечатлении.

Огромное значение в работе хорового коллектива играет музыкальный материал, на котором хор учится и творит. Репертуар — одно из основных условий формирования певческой деятельности младших школьников в хоре, так как правильно подобранные произведения способствуют проявлению склонностей к хоровой деятельности, развивают и стимулируют способности к хоровому пению и являются критерием творческого роста коллектива на основе практической подготовленности, то есть опыта.

Одно из требований, которое предъявляется к певческому репертуару — его доступность. Необходимо ясно представлять себе, что подразумевается под понятием доступность в применении к пению школьников. В первую очередь следует рассматривать особенности песни с точки зрения технических возможностей для определенного возраста: диапазона, динамики, характера звуковедения, дыхания, дикции, ансамбля, строя, темпа и т. д. Дидактический принцип от легкого к трудному также в программах должен учитываться. В певческой работе используется и такой прием, когда в репертуар хорового коллектива включаются одно-два заведомо сложных по техническим задачам сочинения. Цель данного приема не столько в том, чтобы выучить и исполнить сложное сочинение, сколько в процессе работы над ним дать толчок для развития музыкальных возможностей коллектива. Практика подтверждает целесообразность такого пути.

Стремление некоторых руководителей детских хоров исполнять преимущественно сложную музыку, обусловленное в определенной степени возросшими требованиями к репертуару и качеству исполнения, имеет и свою отрицательную сторону. В таких коллективах не всегда принимаются во внимание физические возможности голосов детей, их общемузыкальная и вокально-хоровая подготовка.

Все явственнее намечается тенденция активно включать в программы народные песни — специальные детские и посильные для исполнения детьми «взрослые». Необходимо подчеркнуть значение русского вокально-хорового фольклора как в идейно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся, так и в формировании певческой культуры. «Народная песня многообразно отражает жизнь человека, раскрывая его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния, — пишет В. Попов. — Именно в песенном творчестве отразились со всей полнотой извечные стремления народа к добру и правде, к счастью и справедливости.

Благодаря исключительной задушевности, искренности песня глубоко эмоционально воздействует на всех, кто с ней соприкасается. Она учит с достоинством, но без ложной патетики любить свою Родину, народ, природу, воспитывает чувство коллективизма и товарищества, развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности».

Народная песня (русская и других национальностей) также является тем прекрасным образцом, который несет черты современности музыкального языка и помогает подвести учащихся к пониманию композиторских сочинений, написанных в новейших традициях.

Классическая и народная музыка должна составлять большую часть репертуара, а из современной — хоровая (т.е. написанная специально для хора, а не для массового пения). Нужно включать в репертуар больше тихих протяжных хоров с поэтическим содержанием.

Произведения классиков лучше исполнять на языке оригинала или в поэтическом переводе. В первом случае нужно обязательно дать детям подстрочный точный перевод, и только в связи с ним строить план раскрытия образа. Можно делать переложения для своего хора в доступной ему степени сложности любимую вами музыку, лучше классику.

Педагог должен обладать большим терпением и тактом в кропотливой хоровой работе, уметь находить верные слова, рождающие ассоциации с близкими и понятными ребенку явлениями, поддерживать и ободрять своих певцов, чтобы они чувствовали свою победу над трудностями. И тогда дети с радостью и большим желанием перейдут в среднюю группу хора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *