Детский коучинг что это
Коучинг для детей – счастливое детство и успешное будущее
Каждый родитель должен не только понять, но принять довольно простую вещь: он является главным примером для своих детей. Сегодняшнее ваше поведение – будущая жизнь малыша. Дети – это ваше отражение в зеркале. Чтобы ваше чадо было счастливым и выросло успешным человеком, в первую очередь начните работу над собой.
Как вырастить гения
Коучинг очень популярен в современном мире. Он не ставит диагнозы и даже более – категорически отказывается назначать способы лечения – во всех смыслах этого значения! Коучинг воспринимает своего клиента таким как он есть, со всеми его страхами, предубеждениями, придуманным миром и другое. Только поняв человека полностью, открывая его внутренний мир, можно действительно помочь ему (не действуя по общепринятой, далеко не всегда работающей системе).
Коучинг для детей включает в себя разные направления. Это может быть развитие ребенка или профориентация подростка. Конечно же, включает в себя налаживания полного взаимопонимания между детьми и родителями.
Родители, которые вместе со своими детьми прошли необходимый курс коуч-сессий, больше не будут давать советов или навязывать свое мнение (которые маленькое «счастье» (в среднем до десяти лет), путем безвыходности еще воспримет, но подросток категорически откажется действовать по правилам взрослых).
Они вместо того, чтобы читать нотации, будут вместе со своим чадом в дружеской и открытой обстановке искать ответы на те или иные вопросы. Арсенал коуча довольно богат, он включает в себя разнообразные методы, которые оказывают помощь детям в выборе собственного пути.
Сессии включают в себя:
Это позволяет детям (подросткам), увидеть новые перспективы в жизни, найти цели и способы их достижения.
Важно! Коучинг запрещает критиковать подростка в период уверенности в себе и своих желаниях, но при этом незнаниях этого мира. Нельзя устранять инициативу кровинки выполнить задуманное (купить телефон и продать его с наценкой, уехать за границу на отдых, помочь друзьям в сложной ситуации), исходя из своих личных переживаний и неуверенности. Нельзя убивать в ребенке его инициативу. Но и решать все жизненные проблемы за него также запрещено!
Коучинг для детей
Коуч, работающий с детьми и подростками в первую очередь учитывает мыслительные механизмы своих маленьких «пациентов». И только после этого, вырабатывает специальные – индивидуальные методики работы.
Чем отличается взрослый коучинг от детского? Взрослый человек приходит к специалисту с осознанием того, чего хочет и чего ему не достает – со своей проблемой. Маленький клиент, в большинстве случаев, совсем не понимает зачем его привели, и более того – он понятия не имеет, чего хочет от этой жизни.
Важно! Детский или подростковый коучинг заключается во взаимодействии целой семьи!
Кроме того, что коуч помогает детям, он налаживает хорошие взаимоотношения в семье. То есть, все члены семьи, становятся более счастливыми, а их жизнь – более полноценной, осознанной и наполненной смыслом.
Советы родителям
Как уже упоминалось выше, чтобы вырастить успешного ребенка: любящего, понимающего, уверенного в себе и так далее, в первую очередь родители должны работать над этим (поскольку ежедневно являются примером).
Уважение
Научитесь уважать пожелания своего ребенка (запомните, он выполняет вашу волю из-за своего бессилия перед вами). Если эти желания не всегда правильные, научитесь мягко, спокойно и нежно указывать об этом ему.
Ребенок научится уважать вас, после того, как вы станете его другом, а не начальником. Принимайте своих детей со всеми их ошибками и неправильными поступками. И прежде, чем приступать к критике, разберитесь во всех причинах подобного поведения. Не забывайте, что каждый из нас имеет право на ошибку, в том числе еще не созревший, маленький человек.
Выбор
Право выбора у детей должно быть всегда, начиная с ранних лет. Дайте им право выбирать одежду, в которой они пойдут в садик или школу, меню на завтрак или игру. Отметим, что подобное, не всегда удобно для родителей, поскольку включает лишние хлопоты. НО! При этом, не стоит забывать, что даже ваша трех или пяти летняя кровинка – это уже личность, живой человек, имеющий свои пожелания и требования.
Если желания ваших детей не всегда правильные не стоит их критиковать. Постарайтесь аккуратно приводить свое чадо к правильному решению и при этом дать ему понять, что его выбор важен для вас.
Поддержка
Это больше касается подростков. Поддержка – это сила, которая вдохновляет на движение вперед, если кажется, что сил совсем нет. Она позволяет довести начатое до конца, а также преодолевать все преграды на пути к цели. Родитель, который поддерживает своих детей – это не тот, который решает за них все вопросы, а тот, который совместно ищет правильные пути решения той или иной задачи.
Доверие
Нельзя делать какие-либо запреты своим детям. Не забывайте поговорку «запретный плод сладок». И это, к сожалению, правда! Чем больше вы доверяете своим детям и даете им свободы, тем ответственнее они становятся!
Еще раз отметим, что именно родители – это главный пример для ребенка. Если вы лично не соответствуете тем требованиям, которые адресуете в сторону своих детей, ожидать на правильный результат не стоит.
Например: кушать жирную пищу, но требовать от дитя питаться правильно. Да никогда он этого не сделает (по крайней мере до 22 лет, когда станет взрослым человеком и будет иметь свое личное, ни от кого не зависящее представление о мире).
Поощрение
Ответственность, как и семечка из семян, растет с помощью поддержки. Родители, которые не слишком внедряются в жизнь своего чада, но при этом уместно принимающие участие в его жизни – являются лучшим примером ответственности.
«Меня поддерживают, я уверен в себе, у меня достаточно сил, чтобы выполнить необходимую мне задачу», — так подсознательно мыслит ребенок, имея со стороны своих родителей поддержку и поощрение во всех начинаниях.
Независимость
Взрослая, сильная и способная нести ответственность за свои «свершении» личность может быть независимой. Как правило, такими мы чувствуем себя в своих 18 лет, когда все кажется простым и легким, а возникающие на пути вопросы – быстро решаемыми. Исходя из этого, так важно не гасить в своем ребенке этот потенциал, а наоборот подталкивать его к действиям. Позвольте своим детям быть самостоятельными.
Важно! Запомните, чрезмерная забота убивает в вашем чаде желание достигать чего-либо самостоятельно. А зачем? Ведь все за него сделают родители…T
Вывод: ребенок – это личность, которая выбирает свой путь, исходя из собственных пожеланий (хотя при этом на подсознательном уровне продолжает жить как его родители (если все устраивает) или наоборот (кардинально меняет себя, если предыдущая жизнь далека к идеалу).
Касательно подростков, столь сложных и непонятных – важно давать им как можно больше свободы! Запомните, на планете нет ни одного человека, который желал бы стать злодеем или сломать свою собственную жизнь. Также и подростки, которые не всегда поступают правильно (с вашей точки зрения), хотят быть любимыми, любящими, нужными, важными и реализовавшими себя!
Цель коучинга и родителей – дать возможность детям понять, что же нужно им и стремиться к этому!
Особенности детского коучинга
Детский коучинг – относительно новое для России понятие. Если с классическим коучингом все более-менее понятно, то детский до сих пор вызывает очень много вопросов. Если коучинг – это методика, позволяющая раскрыть потенциал человека при помощи коуча, очевидно, что детский коучинг — это то же самое, только с детьми. А так ли это на самом деле?
Детский коучинг, прежде всего, основан на раскрытия потенциала ребенка и его внутреннем развитии. В Интернете часто можно встретить мнение о том, что все коучинговые сессии рассчитаны на людей, которым больше 18 лет, но это не так. Да, несомненно, для детей сессии «взрослого» коучинга совершенно не подходят. В детском коучинге очень важно учитывать все особенности мыслительных ребенка согласно возрасту, чтобы получить максимально эффективный результат.
Что мы знаем о детском коучинге?
Инструменты, использующиеся в детском коучинге, созданы с учетом этапов развития ребенка. Все используемые инструменты можно условно разделить на 5 больших групп: мышление, цели и мотивация, эмоциональное развитие, ценности, самопознание и самоощущение. В зависимости от ожидаемого конечного результата коуч выбирает одну или несколько групп этих инструментов.
Детский коучинг – это не только про детей, но и про их родителей. Для того, чтобы достигнуть нужного эффекта в результате сессий, необходимо учитывать комплексно всю жизнь маленького клиента, а значит, коучу необходимо обладать компетенциями общения и с родителями (поэтому такой вид коучинга часто называют детско-родительским). Обычно именно родители транслируют коучу свои цели и видение результата, особенно если ребенок еще маленький, и поэтому необходимо рассматривать семью как систему, в целом.
Родители – это еще не вся составляющая родственников ребенка. Детский коуч должен уметь найти подход к любому члену семьи. Это связано с тем, что для достижения результата необходимо включать в работу всех значимых людей для ребенка. Ведь зачастую бабушка или братья с сестрами могут влиять на воспитание ребенка больше, чем даже сами родители.
Детский коучинг делится на две группы: коучинг с детьми до шести лет и коучинг с дошкольниками/ младшими школьниками. Эти два вида имеют разные подходы к работе, что позволяет более точно проработать сферы жизни разновозрастных детей.
Коучинг с детьми старше 6 лет уже более похож на взрослые сессии, поскольку к этому возрасту у ребенка складывается мнение об окружающем мире и активно развивается самопознание. Для детей младше этого возраста используется больше игровых методик, позволяющих провести продуктивную работу. Такие сессии проходят с активных включением родителей. Главные принципы, которых придерживается детский коуч, это уважение личности ребенка и его поддержка.
Безусловно, детский коучинг не так распространен, как классический, но в крупных городах всегда найдется специалист такого рода. Помимо этого, вы сами можете стать коучем для своего ребенка, используя те же методики. Это не только способствует развитию ребенка, но и укрепит вашу связь и выстроит здоровую коммуникацию.
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Что такое детско-родительский коучинг?
Происхождение слова «коучинг».
Прежде чем говорить про детско-родительский коучинг, важно понять, что означает слово «коучинг».
В наше информационное время все больше появляется слов, которые не требуют перевода, звучат примерно одинаково на всех языках и понятны всем. Например, это такие слова, как интернет, сайт, менеджер.
Слово «коучинг» так же сравнительно недавно вошло в общеупотребимую лексику. Однако, используя это слово, разные люди вкладывают в него свое понимание и смысл. Для того чтобы понять какой смысл в детско-родительском коучинге мы вкладываем в это слово, необходимо разобраться в происхождении слова «коучинг», познакомиться с историей возникновения данного понятия.
История коучинга
Термин коуч (coach) пришел из английского языка. Первоначально это слово означало повозку, которая использовалась для перевоза груза из одного места в другое. В 1961 году слово «коучинг» стали применять в области спорта, и оно приобрело значение «переносить людей с их места туда, где они хотят быть». Конечно, это имело образное значение для спорта и достижения в нем желаемых результатов.
В дальнейшем коучинг стал развиваться благодаря накопившимся к тому времени исследованиям в области спортивной психологии. Стало понятно, что в ходе подготовки спортсменов к соревнованиям важна не только физическая, но и их психологическая готовность. Так появилась спортивная психология, которую стали называть коучингом, с помощью которой спортсмен обучался достигать желаемой цели в соревнованиях.
У. Тимоти Голви, тренер по теннису, исследовав методику коучинга в своей спортивной практике, стал применять его в повседневной жизни. В его книге «Теннис. Психология успешной игры», ставшей бестселлером, раскрывается то, как технологии коучинга помогают раскрыть потенциал не только теннисиста, но и каждого человека.
Применение слова «коуч» в русском языке
В русском языке, к сожалению, слову «коучинг» не всегда придают правильный смысл. Часто люди используют слово «коуч», переводя с английского языка, как синоним слов «тренер», «наставник». Многие даже не хотят его использовать, говоря, что это иностранное слово и его необходимо заменить русским. Сами русскоязычные коучи, понимая это, тоже продолжают размышлять над русским аналогом слова, однако на данный момент пока не подобрали в русском языке аналога, столь лаконично передающего суть метода.
Однако между этими тремя словами есть очень большие смысловые различия.
Наставник – человек, который обладает знаниями и умениями, которыми обучает своего ученика. Он сам прошел путь от ученика к наставнику и знает методы и способы, с помощью которых обучает других. Наставник обладает высокими компетенциями в той сфере деятельности, в которой обучает. В отличие от наставника, коуч может абсолютно не знать то, о чем говорит ему клиент. Коуч при помощи вопросов и других коучинговых технологий раскрывает потенциал клиента, благодаря чему клиент с легкостью справляется со своей задачей.
Сферы применения коучинга и детско-родительского коучинга
Понятие «коучинг» как метод раскрытия потенциала человека, организации, коллектива прочно вошло в разные сферы жизни человека: в бизнес, личную жизнь, в спорт, семью и даже в искусство.
Наибольшее применение на данный момент коучинг нашел в бизнесе. Этот метод стал одним из самых эффективных способов решения задач, и с успехом применяется во многих преуспевающих компаниях и корпорациях.
Что касается детско-родительского коучинга, то он тоже имеет свою специфику и широкое применение. Детско-родительские коучи используют этот метод в частной практике с родителем и ребенком, в дошкольных и общеобразовательных организациях, в организациях по дополнительному образованию, для тренировки спортсменов детского и подросткового возраста, этот метод также с успехом практикуют репетиторы, няни и гувернеры.
Отличие коучинга от психологического консультирования
Несмотря на то, что есть общее между коучингом и психологическим консультированием, коучинг – это принципиально новый подход. Коучинг имеет свои методы работы, свои технологии, которые отличаются от методов психологического консультирования и эффективны для решения огромного количества задач.
В коучинге, в отличие от психологического консультирования, не диагностируются психологические проблемы клиента. Коуч исходит из того, что с клиентом всегда все в порядке (естественно, коуч работает только с психически здоровыми людьми).
Коучинг отличается от классического консультирования еще и тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а решает ситуацию совместно с клиентом.
Психологическое консультирование в большинстве случаев психолог проводит у себя в кабинете. Для коучинга очень важна атмосфера и не всегда кабинетная обстановка способствует благоприятному и доверительному общению с ребенком. Бывает так, что коуч встречается с ребенком на игровой площадке, на прогулке или в кафе.
В коучинге огромную роль играет личность коуча. Это означает, что все методы, которые коучи использует в своей работе, они в первую очередь применяют к себе.
От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.
Отличия детско-родительского коучинга от взрослого коучинга
Второе отличие: коуч в индивидуальном коучинге всегда работает с запросом клиента. В школах коучинга обучают, что коуч не работает с запросом третьих лиц. В детском коучинге, как правило, к коучу приходит родитель с запросом в отношении своего ребенка или подростка. В то же время, как правило, запроса у ребенка нет совсем или он совсем не такой, с каким пришел к коучу взрослый.
Третье отличие в том, что помимо традиционных коучинговых инструментов в детско-подростковом коучинге используются игровые техники для работы с детьми, а так же даются инструменты для работы с родителями для понимания ими процессов, которые происходят в головном мозге ребенка и подростка в определенном возрасте.
Дело в том, что большинство техник «взрослого» коучинга были смоделированы для взрослых людей, у которых уже сформировалось сознание.
Детский и подростковый мозг находится в развитии, он еще полностью не сформировался.
Когда применяют «взрослые» коучинговые техники к детям, не всегда учитывают, в какой стадии развития находится детский и подростковый мозг, и нет осознания того, что нужно сделать, чтобы получить результаты.
Для профессионального коучинга детей и подростков необходимо, в первую очередь, понять мыслительные процессы и механизмы, которые происходят в головном мозге ребенка, подростка, а уже потом применять коучинговые техники.
На просторах Интернета много противоречивой информации относительно детского коучинга.
Одни статьи дают советы о том, как родителям проводить коучинг со своими детьми и называют это «детским коучингом», другие – красочно в своих заголовках заявляют «Осторожно, детский коучинг!» и остерегают от применения коучинговых технологий с детьми.
Наша команда из Международного института коучинга для родителей, детей и подростков, имея большой опыт коучинговой работы с детьми разных возрастов и их родителями, представляет свой взгляд на детский коучинг.
Давайте для начала разберемся с терминологией.
Очевидно, что детский коучинг – это коучинг с детьми.
Вопрос: с детьми какого возраста? Начиная с младенцев, заканчивая совершеннолетними?
И еще важный вопрос: что мы подразумеваем под коучингом вообще?
Часто коучингом называют консалтинг, тренерство или наставничество.
Поэтому мы сразу уточним, что в нашем понимании коучинг – это метод позитивной психологии, в процессе которого коуч способствует раскрытию потенциала человека, помогает ему достичь некой жизненной или профессиональной цели.
При этом коуч:
1. не дает советов;
2. не предлагает готовых решений;
3. заинтересован в раскрытии внутренних ресурсов человека;
4. сопровождает человека, стимулируя преодолевать возникающие препятствия и внутренние барьеры.
Возвращаясь к вопросу о детском коучинге, уточним, что основной целью детского коучинга является раскрытие потенциала ребенка.
Итак, с какого возраста
можно проводить коучинг?
Коучинговые техники ориентированы только на людей старше 18 лет?
В одной из статей про детский коучинг из Интернета мы встретили такую цитату: «Прежде всего, надо понимать, что коучинговые техники ориентированы только на людей старше 18 лет. Мозг ребенка полностью не сформирован, поэтому при работе с детьми обязательно учитываются особенности их мыслительных процессов».
Это утверждение полностью справедливо, с той оговоркой, что коучинговые технологии, созданные для взрослых, то есть взрослый коучинг можно применять только с людьми старше 18 лет. Именно из-за того, что коучинговые технологии изначально были созданы для взрослых, мозг которых уже полностью сформирован, они НЕ ПОДХОДЯТ для детей и подростков.
Это подтверждает и опыт профессиональных коучей, которые пытались применить взрослые коуч-технологии на детях. Вот выдержка из одной такой истории:
«Были сессии с подростками. Одна из них — с 12-летним мальчиком, которого направила ко мне мама, обеспокоенная его отчужденностью со сверстниками и некой пассивностью в жизни. Сессия прошла по всем канонам — с форматом конечного результата, со шкалой и будущим состоянием, инсайтом и благодарностью. А под конец мальчик выдал, что все было очень интересно, только он ничего не понял – для него это было как анкетирование, опросник».
И все же детский коучинг есть!
Давайте рассмотрим особенности детского коучинга, которые существенно отличают его от взрослого.
1. Детский коучинг основан на нейробиологии
Поэтому все инструменты детского коучинга созданы с учетом развития головного мозга ребенка и подходят для детей.
Весь инструментарий по работе с детьми условно делится на пять главных направлений: ценности, самоощущение, эмоциональная компетентность, мышление, мотивация и цели. И в зависимости от запроса коуч выбирает подходящие инструменты.
2. Детский коуч тесно взаимодействует с родителями
Как правило, именно родители приходят с запросом (то есть у ребенка запроса может и не быть), и коучинговая работа проводится параллельно с родителем и ребенком.
При этом коуч использует совершенно разные подходы: методики коучингового взаимодействия с детьми отличаются игровой составляющей, легкостью в применении и требуют от коуча навыка креативности и спонтанности, умения найти подход к любому ребенку.
Что касается коучинга с родителями, здесь используются специальные инструменты именно для родителей. Хотя многие коучи «детские» методики эффективно применяют и с родителями.
3. Включение в коуч-сессии с родителями элемента наставничества
Еще одна особенность детского коучинга в том, что помимо непосредственно коучинга, коуч может включать в сессии с родителями повышение осознанности (не более 5 минут от длительности всей сессии).
Повышение осознанности – важный инструмент детского коуча, так как позволяет донести информацию до родителя об особенностях развития головного мозга ребенка, вопросах эмоциональной компетентности, передать инструменты детского коуча, чтобы родитель мог самостоятельно взаимодействовать со своим ребенком в коучинговом формате.
4. Детский коуч умеет работать со всеми членами семьи
Детский коучинг может состоять из работы не только с ребенком и родителем, но и с окружением ребенка – например, со вторым родителем, с бабушкой, с тренером или с няней. Это связано с тем, что для эффективного достижения поставленных целей важно включить значимых людей из окружения ребенка, которые сильно влияют на его воспитание.
Теперь давайте разберемся, с какого возраста можно проводить детский коучинг?
Коучинг с детьми старше 6 лет
Если мы говорим о полноценном коучинге, то коучинг применим с детьми старше 6 лет. Это связано с особенностями развития головного мозга ребенка – как правило, к 6-7 годам ребенок уже готов к самостоятельным выводам, размышлениям и осознает себя как личность.
Конечно, сам способ взаимодействия коуча с ребенком будет отличаться в зависимости от возраста ребенка: чем младше ребенок, тем больше игровых методик будет использовать коуч.
Коучинг с дошкольниками
Как правило, если родитель приходит с запросом в отношении ребенка младше 6 лет, то коуч будет проводить сессии только с родителем (без ребенка), и через изменения самого родителя способствовать изменению поведения ребенка.
Если мы говорим о применении коучинга со стороны родителей, педагогов или гувернеров, то с дошкольниками эффективно применять коучинговый подход, который включает следующее:
1. безграничная вера в ребенка, его способности и потенциал
2. умение увидеть мир глазами ребенка, понять его чувства и эмоции
3. умение найти подход к любому ребенку
4. удержание инициативы на стороне ребенка
5. отсутствие советов ребенку
6. уважение личности ребенка, безоценочное отношение к нему
Как обучиться на детского коуча?
Схема процесса детско-родительского коучинга (Система ШАГ)
Международный институт коучинга для родителей, детей и подростков проводит Сертификационную программу «Детский и подростковый коучинг», в результате которой участники получают навык проведения коучинга в системе родитель-ребенок.
О Программе
«Детский и подростковый коучинг»
Международный институт коучинга для родителей, детей и подростков имеет лицензию РФ на образовательную деятельность и проводит обучение по Программе «Детский и подростковый коучинг».
Чтобы лучше познакомиться с Программой, мы приглашаем всех желающих пройти бесплатные Подготовительные курсы.
По окончании подготовительных курсов Вы будете понимать всю структуру Программы «Детский и подростковый коучинг», найдете ответы на вопросы по обучению, познакомитесь с практикующими коучами и тренерами.
Подготовительные курсы открыты для всех желающих. Мы не берем плату за обучение на курсах, НО необходимо Ваше активное участие!
Все студенты подготовительных курсов будут знакомиться с присылаемым материалом, участвовать в обсуждениях, задавать вопросы, комментировать темы и высказывать свое мнение по разным вопросам и даже… выполнять домашние задания.
По завершении подготовительных курсов
Вас ждет подарок!
Если у Вас есть желание:
1. на себе «примерить» шапку детско-подросткового коуча
2. познакомиться поближе с программой и тренерами
3. получить ответы на свои вопросы по сертификационной программе
4. подготовиться к поступлению на сертификационную программу