Детский негативизм 3 года что делать
Детский негативизм 3 года что делать
Первые три года ребенок физически и психически зависим от матери, он не отпускает ее ни на шаг, тяжело переживает разлуку. В этот период малыш впитывает в себя, как губка, огромное количество информации, которая непрерывно накапливается.
Проходит время, малыш крепнет физически (уже ловко и уверенно управляет своим телом) и психически (его мозг достигает определенной стадии развития). Исследуя пространство, ребёнок видит результаты своей деятельности, приходит в восторг от осознания того, что может влиять на окружающий мир. Он подражает взрослым, использует их лексику, «примеряет» на себя разные роли, начинает играть в ролевые игры. Проявляет интерес к сверстникам и начинает взаимодействовать с детьми, играет в совместные игры с ними.
Его уверенность в себе достигает вселенского масштаба: «Ура! Я САМ это умею! Я САМ это могу! Я БОЛЬШОЙ, как мама и папа!».
Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.
Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!». Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил!
Попробуйте вместо утвердительной формы «Идем гулять!» просто спросить малыша о его желании: «Сашенька, мы гулять пойдем?».
Часто спасает фраза «Давай вместе!». Например, ребёнок говорит: «Не буду умываться!» заменяем фразой «Давай вместе будем умываться!», а дальше задача сделать так, чтобы ему было интересно умываться. Например, читаем стишок «Водичка, водичка, умой мое личико. » или умываем мишку.
В некоторых ситуациях можно применить маленькую военную хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?».
Ну, и совсем в крайних случаях, можно предложить ребенку сделать противоположное, с расчетом на то, что малыш из чувства негативизма сделает то, что надо. Например, скажите: «Гулять сегодня не пойдем!», тогда малыш будет настаивать на прогулке. Но часто прибегать к этому способу не стоит, так как это обман.
Неуправляемый ребенок: как преодолеть протест?
Содержание статьи:
Как часто родителям приходится слышать от своих детей обидные фразы, терпеть истерики и протесты. Сложно было представить, что малыш спустя пару-тройку лет будет пытаться привлечь к себе внимание самыми изощренными способами. Задача родителя в период формирования личности — познакомить нового человека с миром, в который он попал, с самим собой и с окружающими.
Причины протеста у детей. («Не хочу», «Не буду», «Нет, и все»)
По мере взросления у ребенка формируются страхи и тревожность. Каким бы ни было поведение ребенка (замкнутость или гиперактивность) — это способ привлечь внимание к неудовлетворенным потребностям. Он еще не знает, как по-другому сказать родителям, что с ним происходит и чего хочет. Ребенку страшно говорить о своих переживаниях, он боится насмешек и непонимания. И вместо того, чтобы попросить о помощи, дети начинают «кричать» своим поведением.
Симптомы тревожности
Если присутствуют хотя бы 2-3 критерия, это показатель высокой тревожности ребенка. За диагностикой и коррекцией стоит обратиться к психотерапевту, так как страх способен оказать патогенное влияние на развитие личности.
Иногда протест связан с внешними обстоятельствами:
Различия протестов у детей
Взросление – растянутый во времени процесс, в котором есть кризисные этапы становления личности. В зависимости от возраста поведение ребенка будет различаться, и это абсолютно нормально. Реагируя на события своей жизни истериками и капризами в младшем возрасте, а в старшем возрасте упрямством и ленью, ребенок познает мир. Он ищет себя в нем. В такие периоды родителям нужно особенно проявлять заботу и внимание к детям.
По мере взросления потребности ребенка возрастают, если в первый год жизни первостепенными являются быть сытым, в тепле и выспавшимся, то в последующем этот список расширяется.
Кризис младенчества. 1-3 года
«Не хочу»
Маленький исследователь к первому году жизни начинает осваивать новые навыки, хождение и речь, изучает окружающий мир. В этом возрасте появляются первые признаки негативизма, который становится ответом на различные ограничения со стороны взрослых. Малыш сталкивается с тем, что «хочу» и «надо» не совпадают, что вызывает его недовольство. В данный период возникают аффективные вспышки и агрессия: ребенок плачет и падает на пол, упрямится, обижается, кидает во взрослого игрушками и т.д. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.
Что делать родителям?
Кризис 3-х лет
«Я сам», «Я хочу по-другому»
Ребенок постепенно перерастает возраст 2х-лет и из милого малыша превращается в маленькую личность, которая хочет взять все в свои руки.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители:
Что делать родителям?
Речевой негативизм у малыша. Что делать родителям?
В последнее время количество неговорящих детей 2–3-летнего возраста заметно увеличилось. На детской площадке все реже и реже встречаются малыши, которые владеют речью в соответствии с возрастной нормой. Но все чаще встречаются дети-молчуны, которые предпочитают общаться знаками либо вообще игнорируют сверстников и взрослых. И когда у родителей закрадываются сомнения по поводу отсутствия речи у ребенка, всегда находятся доброжелатели, которые успокоят и посоветуют не паниковать, а подождать когда «всё само наладится».
Но чаще всего родители советов не слушают, а с самыми лучшими намерениями начинают настойчиво и постоянно просить неговорящего ребенка повторять за ними слова: «Скажи. », «Повтори. ». Хуже всего, что этим они только усугубят ситуацию — ребенок вообще может отказаться говорить. Навязчивая настойчивость взрослых может вызвать у ребенка речевой негативизм.
В чем проявляется речевой негативизм?
Ребенок отказывается от общения, становится замкнутым, в его поведении наблюдается агрессивность. Дети избегают общения со взрослым и сверстниками, а на задаваемые вопросы демонстративно отворачиваются и молчат, иногда мычат и показывают пальцем.
Часто малыш с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои потребности самостоятельно, не обращаясь ко взрослым или ровесникам. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер. Такая «самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за таким «самостоятельным» поведением скрывается несформированность навыков речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм.
Как вызвать у ребенка желание говорить?
Для начала необходимо вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации. Как это сделать? Начинать необходимо с простейших игр.
А что делать, если ребенок делает вид, что ему такие игры не интересны? Присмотритесь к малышу. Если он не следит за действиями, но внимательно слушает и у него, как говорится, «ушки на макушке», то нервничать по этому поводу не стоит. Вы на правильном пути. Такой вид игры для ребенка новый, и он с опаской и настороженностью к нему относится. В подобном случае необходимо продолжать манипуляции с игрушками. И очень скоро малыш к вам присоединится. Ведь от него сейчас ничего не требуют, а следить за всем новым так интересно.
Также следует помнить, что ребенок еще не в состоянии длительно концентрировать внимание на каком-либо занятии или предмете долго. Поэтому продолжительность такой игры невелика, не более 3–5 минут. Очень важно также постоянно менять предмет игры. Сейчас это корова, после дневного сна — машина, вечером — кукла и т. д.
Когда ребенок будет произносить отдельные слова уже более уверенно, следует переходить к следующему этапу — стимулировать имитацию речи взрослого. Что для этого необходимо? Отбираем простые по слоговому составу слова (на начальном этапе достаточно 5–10 слов). Например: кубик, мяч, дом. Продолжаем все так же играть с предметами и говорим: «Это ку-бик (мяч). Что мы взяли?». И делаем паузу. Если малыш не ответил, то повторяем вместо него: «Ку-бик».«Поставим его на другой кубик. Получился дом. Что мы построили?» «Дом» и т. д. Постепенно паузы после вопросов увеличиваются — так мы поощряем ребенка вступить в диалог.
Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией. Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его. Продолжайте с энтузиазмом «оречевлять» любые свои и ребенка действия. Таким же способом разговариваем с малышом во время режимных моментов. «Мы идем гулять, спать, пить, есть. » Главное, чтобы ребенок не догадывался, что вы с ним специально занимаетесь развитием речи — общение должно происходить непринужденно, естественно, комфортно для малыша.
Не забывайте о похвале
Ребенку очень важно слышать похвальные слова от родителей: «Молодец!», «Как здорово!», «Дай пять». Хвалим ребенка не только словами, но и объятиями, можно еще и поцелуями. Чем больше ребенок слышит похвалы, чем теснее у него контакт с вами, тем больше он раскрывается и старается.
Следующий этап в развитии речи ребенка — стимуляция потребности в общении. Для этого необходимо задавать малышу вопросы: «Что ты принес?», «Это мне?», «Что у тебя в руках?». Затем ставьте малыша перед выбором: «Что тебе подать: мяч или кубик?», «Что ты хочешь: пить или есть?».
Вопросы подобного типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации.
Внимание! В игре «Вопрос-ответ» необходимо использовать только те слова, которые ребенок уже знает и неоднократно повторял.
Подкрепляйте любую речевую активность ребенка, не скупитесь на похвалу и добрые слова. Категорически избегайте оценок и любых требований.
Запомните слова-табу: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так. », «Следи за собой!». Их не должно быть в вашей речи.
И всегда помните о цели — избавить ребенка от речевого негативизма, а впоследствии — добиться того, чтобы малыш сам начал проявлять речевую активность и делал это с удовольствием.
Терпения вам, любящие и заботливые родители!
Кризис трёх лет у ребенка
Содержание:
Вот и закончились ночные колики и укачивания на ручках, ребенок научился самостоятельно ходить и ловко попадать ложкой в рот, с ним уже можно поговорить на разные темы и более или менее спокойно посидеть в кафе или проехаться на автобусе. Вчерашний малыш вырос, и, казалось бы, родителям можно перевести дух. Но тут приходит он — кризис 3 лет.
Еще вчера добрый и покладистый ребенок вдруг превращается в вечно ноющее или вопящее чудовище, у которого на все один ответ — нет! Постоянные истерики, катания по полу, отказ выполнять простейшие требования, попытки все делать самостоятельно, и тут же снова крик — не получается! Такое поведение сводит родителей с ума и вызывает только один вопрос: что делать? Кризис 3 лет — явление временное и проходящее. Разобравшись, как проявляется кризис 3 лет и какие причины его вызывают, родители смогут пережить этот период с наименьшими потерями для своей психики, а заодно и помочь ребенку преодолеть кризис 3 лет. Негативизм и упрямство со стороны ребенка — это не желание позлить родителей, а непонимание, что происходит и как себя вести на новом жизненном этапе.
Кризис 3 лет: симптомы
В поведении детей дошкольного возраста часто можно увидеть признаки кризиса 3 лет. Если ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в его третий день рождения. Период отрицания и упрямства может начаться за полгода до трехлетия или на полгода позже.
Вы столкнулись с кризисом 3 лет, если ребенок:
постоянно проверяет границы дозволенного;
устраивает истерики по любому поводу и без;
требует купить нужную ему игрушку, рыдая и катаясь по полу в магазине;
на прогулке убегает в противоположную от вас сторону;
не реагирует на просьбы и слово «нельзя»;
негативно воспринимает любые ваши предложения;
на все отвечает «нет», «не хочу», «не буду»;
пытается все делать самостоятельно и по-своему: сам натягивает куртку, сам садится есть, если что-то не получается — закатывает истерику;
не поддается переубеждению.
Причины кризиса 3 лет
В возрасте трех лет ребенок пытается отделять свое «я» от родительского. Он начинает осознавать себя отдельной самостоятельной личностью со своими желаниями, которые нужно отстаивать. Детский кризис 3 лет часто проявляется в демонстративном и даже тираническом поведении ребенка: он устраивает истерики на пустом месте и не соглашается буквально ни с чем. Ребенок как будто специально хочет сделать назло, наоборот, вопреки желаниям родителей. Конечно, такое поведение вызывает у родителей недоумение и раздражение, но следует помнить, что ребенок упрямится и говорит «нет» не для того, чтобы вам досадить. Он просто не знает других способов утвердиться как личность. Как пережить кризис 3 лет, ребенку должны показать родители.
Кризис 3 лет: рекомендации родителям
Не пытайтесь переделывать ребенка, воспитывать его и ломать» под себя
Если у ребенка кризис 3 лет, советы родителям сводятся, по большому счету, к рекомендации соблюдать баланс. Не стоит как наказывать ребенка, так и поощрять его поведение. Во время истерики попытайтесь переключить внимание упрямца на что-то другое, а если не получается — просто переждите. Но когда ребенок успокоится, обязательно проговорите с ним случившееся, объясните, что любите его по-прежнему, но такое поведение вас очень расстроило и в обществе оно недопустимо.
Предоставьте ребенку возможность выбора
Ребенок хочет быть самостоятельным? Разрешите ему самому принимать решения. Не принуждайте съесть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?»
Иногда можно сыграть и на противоречии: если вам срочно нужно собрать ребенка в детский сад, а он отказывается одеваться, скажите, что в сад вы сегодня не пойдете. Ребенок из упрямства начнет кричать: «Нет, пойдем!» Воспользуйтесь этим, но подчеркните, что сегодня вы выполняете его просьбу, а завтра он будет выполнять вашу.
Помогите ребенку принять себя
Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.
Обратитесь к специалистам
Если вы не справляетесь с ситуацией, становитесь раздражительным, агрессивным или, наоборот, у вас опускаются руки, вам поможет наука психология. Кризис 3 лет — тема, на которой специализируются многие детские психологи, которые подскажут, как правильно себя вести, откуда черпать спокойствие и силы, а также поработают с самим ребенком.
Кризис 3 лет: когда заканчивается?
Как долго ваш ребенок будет упрямцем — месяц или год — предсказать невозможно. Одни дети «проскакивают» кризисный возраст, даже не заметив, другие задерживаются в нем надолго. Сколько длится кризис 3 лет, будет зависеть и от отношения родителей к происходящему.
На протяжении жизни взрослеющий ребенок еще не раз столкнется с кризисами определенного возраста, ведь кризис 3 лет возрастная психология считает начальной точкой на пути становления личности.
Кризис 3 лет у ребенка надо просто переждать и пережить, как пережидают грозу или ураган. Используя нашу памятку по кризису 3 лет, вы поможете ребенку быстрее преодолеть этот сложный для него и окружающих период.
Детский негативизм. Советы родителям
Многим родителям знакома такая картина: ребенок буквально все говорит и делает наоборот. Причем создается впечатление, что он специально поступает назло. С этим можно столкнуться и в поведении дошкольника и уж тем более подростка.
Малышу предлагают гулять, а он плачет, кричит, что хочет играть дома. Может в момент раздражения бросать игрушки, предметы в человека, куда попало. Может капризничать, грубить, что-то разрушать, а может замкнуться в себе. Причем часто причины этого сопротивления непонятны окружающим. Такое поведение принято называть негативизмом.
Почему ребенок протестует?
Так ребенок протестует против обстоятельств жизни, против отношения к нему разных людей: близких, сверстников, других взрослых. Объективно эти обстоятельства или отношения могут и не быть неблагоприятными. Главное, какими их воспринимает ребенок или подросток.
Нередко причины такого поведения неявны для окружающих, потому что сам ребенок их тщательно маскирует. Например, тревога и страх: «Не справлюсь, лучше вообще отказаться» или «Буду выглядеть смешно». Иногда дети протестуют против каких-то жизненных обстоятельств. Это может быть рождение младшего брата или сестры, развод родителей, вынужденный переезд, смена школы и т.д.
О пассивном негативизме говорят, когда ребенок просто пропускает мимо ушей наши просьбы и требования. Активный негативист старается сделать что-нибудь противоположное тому, что от него просят.
Ребенок может проявлять негативизм в отношениях с кем-то одним из близких или со всей семьей, только в семье или практически везде, где появляется.
Можно ли что-то с этим поделать?
Не выдавать свои желания за желания ребенка или подростка. Стараться понимать его состояние, настроение.
Как помочь негативисту?
Здесь важно понимать: ребенок отказывается выполнить просьбу не потому, что ему этого не хочется. Гораздо важнее для него проявить самостоятельность, не подчиниться воле взрослого. Если вы будете придерживаться гибкой тактики, то поможете ребенку не только избежать ненужных конфликтов сегодня, но и стать более самостоятельным и независимым в его будущей взрослой жизни.
При воспитании негативиста старайтесь учитывать следующие моменты
Запаситесь терпением и не ждите немедленных результатов. Помните только, что это очень важный период в жизни ребенка.