Детство отрочество юность толстой о чем

Автобиографическая трилогия Льва Николаевича Толстого

Детство

«Детство» — это не только первая часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность», но и первое серьезное произведение Льва Николаевича. Центральным персонажем повести является Николенька Иртеньев – прототип автора.

Произведение является психологическим, так как на протяжении всего рассказа Толстой следит и старается передать читателю все проявления детской, невинной, доброй души во взрослом мире. Нельзя ошибиться, назвав произведение «моральным», так как с помощью психологического анализа Толстой определяет сторону морали формирующейся личности и ее натуры. Судит своего героя автор по этическим нормам.

В «детствах» других авторов, например, Тургенева, Горького, Пушкина, не было сделано таких тонких наблюдений за подрастающей душой человека. Толстой проводит своего Николеньку до самого университета.

Время развития событий в повести – период 1830-ых и 1840-ых годов. Николенька Иртеньев находится в обществе дворянства. Его родители – помещики. Время, когда зерна духовности погасли не только в посредственностях, но и в самых лучших умах. Никакого нравственного развития, стремления к лучшему, познанию и просвещению. Людям высшего сословия было неинтересно. Существование строгого распорядка дня, заставляло семью Иртеньевых восхищаться обыкновенным действием семейной трапезы.

Родители акцентировали внимание детей на изучении правил этикета, привлекательной внешности. Не имело значения совершенствование нравственных качеств и ума. Книги читать было «не в моде» и в дворянских домах о них вовсе не говорили. Напрашивается параллель с ситуацией в «Недоросли» Фонвизина. Но Николенька Терентьев, благодаря своему доброму и сильному сердцу, не испортился под влиянием окружающих.

Автобиографическая трилогия Толстого

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 14Следующая ⇒

Появление в 1852 г. на страницах журнала «Современник» повестей Л. Толстого «Детство», а затем «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857) стало знаменательным событием в русской литературной жизни. Повести эти получили название автобиографической трилогии. Следует помнить, однако, что Толстой писал не автобиографию в прямом смысле слова, не личные воспоминания.

Когда Некрасов в «Современнике» напечатал первую повесть Толстого под измененным названием «История моего детства», писатель резко возражал. Для него важно было подчеркнуть всеобщность, а не единичность изображения. Жизненные обстоятельства автора и героя произведения — Николеньки Иртеньева, от имени которого ведется повествование, не совпадают. Внутренний же мир Николеньки, действительно, очень близок Толстому. Автобиографизм, следовательно, заключается не в совпадении деталей, а в сходстве духовного пути автора и его героя — очень впечатлительного мальчика, склонного к рефлексии и самоанализу и вместе с тем умеющему наблюдать окружающую жизнь и людей.

Справедливо было замечено, что автобиографическая трилогия Толстого не была предназначена для детского чтения. Скорее, это книга о ребенке для взрослых. По Толстому, детство есть норма и образец для человечества, потому что ребенок еще непосредственен, он не разумом, а безошибочным чувством усваивает простые истины, он в состоянии устанавливать естественные отношения между людьми, так как не связан еще с внешними обстоятельствами знатности, богатства и т. д. Для Толстого важен угол зрения: повествование от имени мальчика, потом юноши Николеньки Иртеньева дает ему возможность посмотреть на мир, оценить его, разобраться в нем с позиций «естественного» детского сознания, не испорченного предрассудками среды.

Трудность жизненного пути героя трилогии как раз и заключается в том, что постепенно его свежее, еще непосредственное мировосприятие искажается, как только он начинает принимать правила и моральные законы своего общества (отсюда сложность его взаимоотношений, понимание и непонимание судеб Натальи Савишны, Карла Ивановича, Иленьки Грапа). Если в «Детстве» нарушение гармонии внутреннего состояния еще кажется Николеньке простым недоразумением, которое легко можно устранить, то в «Отрочестве» он уже вступает в трудный период духовного разлада со сложным и непонятным миром, где существуют богатые и бедные, где люди вынуждены подчиняться могущественным силам, делающим их чужими друг другу. Цель Толстого — показать становление человеческой личности в непосредственных связях с жизнью, раскрыть внутренний мир человека в его противоречивом стремлении, с одной стороны — утвердиться в обществе, а с другой — противостоять ему, отстоять свою независимость.

Душевное одиночество и мучительная «неприкаянность» Николеньки еще более возрастают в «Юности», когда он сталкивается с совершенно новыми для него жизненными обстоятельствами, и частности с жизнью демократического студенчества. В первых частях трилогии позиции автора и героя были близки: и «Юности» заметно расходятся. Николенька и его мировосприятие становятся объектом суровой критики. Герой проходит через различные жизненные испытания — и суету светского тщеславия, и предрассудки аристократического представления о «порядочности», прежде чем он начинает сомневаться в справедливости привычных взглядов и ощутит необходимость и возможность выхода из кризиса на новый уровень миропонимания.

Так, уже в самом начале творческого пути Толстого проявляется важнейшая сторона его таланта: стремление осмыслить поведение человека в свете определенных моральных норм, а также беспощадная правдивость, заставляющая писателя показывать, как в самых близких к нему в духовном отношении героях сочетаются высокие моральные идеалы и мелкие, смешные, а порою и постыдные недостатки, которые сами герои сознают и с которыми пытаются бороться, устанавливая для себя четкие нравственные «кодексы», правила поведения. Идея нравственного совершенствования становится одной из наиболее существенных черт философской мысли, эстетики и художественного творчества Толстого.

Пристальное и напряженное внимание писателя к психическим переживаниям, «внутренней механике души» отвечало насущным требованиям русской литературы середины XIX в. В 1853 г. писатель записал в своем дневнике:

«Теперь… интерес подробностей заменяет интерес самих событий».

Толстой осознает и формулирует одно из направлений в литературном процессе, связанном с усилением психологизма в литературе. Уже в автобиографической трилогии отчетливо виден напряженный интерес Толстого не к внешним событиям, а к подробностям внутреннего мира, внутреннего развития героя, его «диалектики души», как писал Чернышевский в рецензии на ранние произведения Толстого. Читатель приучался следить за движением и сменой чувств героев, за той нравственной борьбой, которая в них происходит, за ростом сопротивления всему дурному и в окружающем мире, и в их душах. «Диалектика души» во многом определила художественную систему первых произведений Толстого и почти сразу была воспринята современниками как одна из важнейших особенностей его таланта.

Отрочество

«Отрочество» — это вторая повесть из трилогии «Детство» Льва Николаевича Толстого. Если в первой части рассказывалось о Николеньке как о ребенке, то в этой части мы узнаем его как подростка.

После смерти мамы четырнадцатилетний Николай переезжает с семьей жить к бабушке по материнской линии. Ему не повезло, так как ей было неинтересно заниматься с внуками, и они страдали от недостатка внимания. Отец вел себя безответственно, любил поиграть в азартные игры, поэтому тоже никакого отношения к детям не имел. Заботы Николай, будучи отроком, не получал со стороны родных людей. В конечном итоге воспитание детей поручают гувернеру Карл-Ивановичу, которого вскоре уволили по указанию бабушки. Место Карл-Ивановича занял пафосный французский камердинер, отношения с которым у главного героя не сложились.

Николай все время ощущал острые чувства одиночества и ненужности. Это поспособствовало развитию многих комплексов. Главный герой не нравится себе ни внешне, ни внутренне. Он застенчивый, стеснительный и неуверенный в себе человек. Коле кажется, что его совершенно никто не любит и никогда не полюбит. Герой часто размышляет о современном обществе, окружающих его людях, детях, родителях, себе. Несмотря на свою замкнутость, мальчик очень глубокий и ранимый.

У Николая добрая душа. Он помог воплотить свадьбу горничной и домашнего слуги в жизнь, при этом он сам любил горничную Машу. Просто он боялся признаться в своих чувствах.

Большое влияние на Николая оказала дружба с Нехлюдовым, другом брата.

Скоро бабушка умирает и ее имущество переходит во владение сестры. Николенька готовится к институту.

В «Отрочестве» автор стремится ярче показать читателю внутренние, нежели внешние изменения главного героя. Николай становится более ответственным и осознанным, перестает быть ребенком.

Также Толстому удалось блестяще показать отношения подростка со взрослыми.

Основные герои трилогии

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Юность

«Юность» — это третья и финальная повесть знаменитой автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого.

В этой части происходит конечное определение и расставление приоритетов в жизни Николая. Все то, что простым, почти, незримым карандашом зарисовывалось в детстве, крепчало в отрочестве, укоренилось в юности, вероятно, на всю оставшуюся жизнь. Речь идет о стремлении к саморазвитию и совершенствованию разума, развитию духовных качеств. Общество не сломало этот стержень в маленьком Николеньке.

Будучи сознательным юношей, главный герой развивается, анализирует свои поступки, бескорыстно помогает другим. Он становится уверенным в себе человеком, у которого есть самоуважение, не задирающее других.

У Николая есть совесть. Это доказывают его действия и поведение. Не признавшись о своем грехе священнику в первый раз, он возвращается к нему во второй и исправляет ошибку. Он доволен собой и хочет, чтобы другие думали о нем также хорошо.

Бег за хорошим мнением чужих о себе доказывает, что главный герой на верном пути, пути самосовершенствования, но стоит он на нем еще неуверенно. В некоторой степени, часть Николеньки принадлежит тому аристократическому обществу самовлюбленных дворян, среди которых он вырос. Провал на экзамене, ссора с друзьями со студенческих кружков вернули Николая на землю и очистили нравственно. Это помогло ему уверенней идти по выбранному пути.

Безусловно, трилогия автобиографическая, а, значит, можно сравнивать главного героя со Львом Николаевичем Толстым, который прошел много испытаний, чтобы стать таким, каким он есть.

Источник

Толстой Л. Н. «Детство. Отрочество. Юность», краткий анализ

Вы будете перенаправлены на Автор24

История создания трилогии

«Девство. Отрочество. Юность» представляет собой трилогию Льва Николаевича Толстого в основу которой легли события из жизни писателя. Эта трилогия является одним из самых известных произведений Л.Н. Толстого. Над ним писатель начал работу в 1851 году на Кавказе. Он планировал, что цикл будет состоять из четырех частей: детство, отрочество, юность и молодость. Рабочее название было «Четыре эпохи развития», однако автор написал лишь три, в последствии этот цикл стал называться трилогией. Книга представляет собой автобиографическую повесть, написанную в направлении реализма.

Основные герои трилогии

Готовые работы на аналогичную тему

Сюжет трилогии

«Детство»

Главный герой первой книги – маленький мальчик по имени Коленька Иртеньев. Он скромный ребенок, на его долю выпадают как радостные события, так и печальные. Жизнь маленького мальчика автор описывает с долей умиления. В этом произведении много веры, надежды и светлых чувств.

Повествование ведется от лица Николеньки. В этой части автор описывает быта дворянской семьи, первую любовь и первые трудности Николеньки.

У мальчика умирает мама, поэтому ему приходится ухать в другой город для того, чтобы продолжить свое обучение. В этом новом городе начинается и новая жизнь главного героя.

«Отрочество»

Вторая часть трилогии повесть «Отрочество» начинается с мыслей, которые посещают Николеньку после смерти мамы. Главного героя начинают волновать философские вопросы: богатство и бедность, близость и потеря, любовь и ненависть. Семья переезжает в Москву. Коленька продолжает общение с Карлом Ивановичем. У главного героя развиваются отношения с Катей, Любой и другом Дмитрием. В этой части у него начинает меняться система ценностей. В первый раз в своей жизни Николенька сталкивается с предательством.

В последней части трилогии главному герою уже 16 лет. Николенька живет в Москве с отцом, братом и сестрой. Он поступил в университет. Многое происходит с ним впервые: посещение ресторана, взрослого бала, студенческие сборища.

Николенька хочет казаться взрослым и всем нравиться, быть самим собой он не может, иногда он надевают некую маску и ведет себя неестественно. Главный герой сдружился с Дмитриев Нехлюдовым.

Внутри себя Николенька часто рассуждает о жизни. В юности главный герой достаточно влюбив, он испытывал чувства к Вареньке (сестре Нехлюдова), Сонечке Вахлаковой (детская любовь Николеньки) и к другим барышням.

Отец Николеньки женится во второй раз. Николенька не любит и не уважает мачеху.

Главный герой беспечно относился к занятиям в университете, поэтому он проваливает итоговые экзамены и не поступает на следующий курс. Для Николеньки это был настоящий позор, и он решает стать более серьезным и не тратить времени зря.

Основная тема и идея произведения

Основанная тема трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» это становление характера человека в определенные периоды жизни. Тема становления характера личности раскрывается в том, что все поступки человека могут быть объяснены моментами из детства, отрочества или юности. Коленька растет в доброй и заботливой семье. Он видит, как ведут себя взрослые окружающие его люди, это не даёт ему поступать плохо. Попав в университет, он старается понравятся всем остальным, часто ведет себя не естественно, противореча своей настоящей природе. Все это происходит под влиянием социума.

В книге Толстой демонстрирует нам как меняются у человека ценности в разные периоды жизни.

Взрослея, главный герой продолжает рассуждать над смыслом жизни, задается вопросами цели человеческого существования. Николенька старается понять самого себя, со всеми своими положительными и отрицательными чертами.

В трилогии в разных частях на передний план выходят разные важные составляющие человеческой жизни: семья, дружба, любовь.

Духовный рост личности совершается сложным противоречивым путём, в результате порой драматической борьбы нравственного сознания с дурными страстями, возникающие под влиянием окружающей среды.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 04 09 2021

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *