Детство в архангельске чему учит
Борис Шергин — Детство в Архангельске:
Краткое содержание
Мать рассказчика Анна Ивановна – из Соломбалы (Архангельска), отец – штурман из Мурманска. Первое время она с мужем в море ходила, потом сына с дочкой растила. В семье все любили море. Отец про него рассказывал, песни пел. Пела и мать. Осенью, «в дни гнева и мрака» на море все жены и матери моряков в тревоге.
Рассказчик вспоминает, чем жили дети до шести лет в то время. Ходили по ягоды, нянчили друг друга, выдумывали присказки про птиц, солнце, ветер, подражая взрослым, «играли» свадьбы. Потом отец нарисовал детям азбуку с картинками, а буквам учила мать. «Выучишься – ума прибудет! Жизнь лучше будет». Еще один завет отца: «Живи с людьми дружно». Школу мальчик не любил. Математика плохо давалась, а главное, в школе о море, родном Севере ничего не рассказывали. Наука на уроках была «казенная», а море – всегда интересным, живым.
Читательский дневник по рассказу «Детство в Архангельске» Шергина
Сюжет
Мать рассказчика, Анна Ивановна, вышла за штурмана из Мурманска. Вначале вместе ходили в море, потом Анна занялась воспитанием сына и дочки. Все любили море, пели песни о нем, переживали за отца в непогоду. Брат с сестрой ходили по ягоды, понарошку «играли» с друзьями в свадьбы. Отец сделал для них азбуку, убеждал, что у умных – жизнь лучше. Школу мальчик не любил: в ней не говорили о море, родном крае.
Отзыв
Рассказ о мальчике, любившем море. Простая и трудная жизнь на Севере воспитала в нем характер, смекалку, тягу к творчеству. Рассказ учит любить родной край, природу, народ, семью, быть любознательным, дружелюбным, послушным, смелым. Учит мечтать, искать свое призвание в жизни, с благодарностью вспоминать детство.
Детство в Архангельске
Микропересказ : Скромная девушка вышла замуж за бравого моряка и родила сына. Мальчик вырос в Архангельске у моря, озорничал, играл с друзьями, верил в местные поверья. Школу он не любил: там не рассказывали о море.
Мать рассказчика родилась в Со́ломбале (историческом районе Архангельска).
👦🏻 Рассказчик — мальчик из Архангельска, любит море; в персонаже угадывается сам Шергин.
У деда рассказчика была мастерская по пошиву парусов, в которую часто захаживали моряки. Мать рассказчика если не работала, то сидела в мастерской с книгой у окна. Все уважали её и звали по имени и отчеству — Анной Ивановной.
👩🏻 Анна Ивановна — мать рассказчика, скромная, строгая, работящая.
Однажды в мастерскую зашёл «бравый мурманский штурман», увидел Анну Ивановну, но знакомиться с девушкой при отце не посмел.
👨🏻 Штурман — отец рассказчика, бравый моряк, красавец, его имя в рассказе не упоминается.
На следующий день сестра девушки, «модница и любительница ходить по гостям», рассказала, что танцевала со штурманом, который говорил только об Анне Ивановне. Девушка, однако, и слышать о штурмане не хотела.
Вскоре деда рассказчика навестил знакомый капитан. Он передал Анне Ивановне конверт с фотографией мурманского штурмана. Сначала девушка рассердилась, но потом смилостивилась и всё лето смотрела на эту фотографию. Осенью, когда кончилась навигация, штурман вернулся из плаванья и вскоре женился на Анне Ивановне.
Жил штурман в Архангельске, в маленьком домишке с низенькими, словно каюты, комнатками. По стенам на полочках стояли модели кораблей, а с потолков свисали резные деревянные птички.
В первые после замужества годы Анна Ивановна ходила в плаванье вместе с мужем. Потом у неё родились двое детей — рассказчик и его сестра, и женщина стала ждать мужа дома.
Из-за местных суеверий детей до года в Архангельске не фотографировали, не рисовали и даже зеркало им не показывали, поэтому рассказчик не знает, как он выглядел в раннем детстве. Сфотографировали его после года жизни.
Такое чудышко толстоголовое в альбоме сидит, вроде гири на прилавке.
Рассказчик любил засыпать у матери на коленях и слушать протяжные поморские песни. На людях Анна Ивановна не пела, только когда одна оставалась или на лодке в море выходила.
Штурман проводил в плаваньях всю навигацию, поэтому дети радовались, когда он был дома: отец рассказывал и пел им про море, водил смотреть пароходы. Мальчику нравилось бывать в машинном отделении, а вот «громоносного» пароходного гудка он боялся и начинал реветь.
Осенью, когда начинались шторма, Анна Ивановна не знала покоя: тревожилась о муже. В такой же тревоге жили и остальные жёны моряков. Соберутся именины или свадьбу праздновать, увидят, как рамы подрагивают от сильного ветра, и сразу веселье от них уходит.
Осенью в Архангельск приходили кемские поморы, и в дом рассказчика являлись гости. В тех местах людям часто за глаза давали прозвища. Однажды в гости пришёл «почтенный капитан» по прозвищу Мошкарь, а рассказчик так и назвал его по прозвищу.
В детстве рассказчик часто попадал впросак. Лет в пять побывал он на свадьбе, и так ему понравилось, что он окликнул жившего на их улице богача и заявил, что женится на его полуторагодовалой дочке.
Несколько лет рассказчик прожил в деревне Уиме, где вместе с сестрой нянчил соседскую шестимесячную девочку: качал её в подвешенной на пружине колыбели так, что девочка переворачивалась вверх тормашками.
Весной взрослых часто не было дома. Дети боялись проходящих через деревню странников и запирались в одной избе, а чуть что — прятались по углам. Боялись и «орды», живущей в лесу. Пойдут за морошкой, увидят чёрный пень и пугаются. А орда на самом деле маленькая, пёстрая и людям не показывается.
В конце зимы, когда все жители деревни отправлялись корабли ремонтировать, дети собирались в избе и играли в свадьбу: песни пели, угощали друг друга. Старики за это ругались: шёл Великий пост.
О своём раннем детстве рассказчик слышал от мамы и тётки, остальное помнит сам.
Ко всему, что глаз видит и ухо слышит, были у нас, у ребят, присказки да припевки. И к дождю, и к солнцу, и к ветру, и к снегу, и к зиме, и ко всякой ползучей букашке, и летучей птице.
Увидев стаю ворон, ребята кричали: «У задней вороны пуля горит!». Они были уверены, что суматоха в вороньей стае начиналась именно из-за этих слов — ни одна ворона не хотела лететь позади стаи.
Отец рассказчика хорошо рисовал. Он нарисовал и подарил сыну на Новый год азбуку, по которой тот и выучил все буквы. Весной выученное за зиму писали на гладком береговом песке.
Затем рассказчик пошёл в школу. Учиться он не любил, потому что в школе не рассказывали ни о море, ни о родном крае. Насколько «казённая наука» не давалась рассказчику, настолько интересно ему было всё, что он видел в море и слышал о нём.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание рассказа «Детство в Архангельске» Бориса Шергина
Мать рассказчика Анна Ивановна – из Соломбалы (Архангельска), отец – штурман из Мурманска. Первое время она с мужем в море ходила, потом сына с дочкой растила. В семье все любили море. Отец про него рассказывал, песни пел. Пела и мать. Осенью, «в дни гнева и мрака» на море все жены и матери моряков в тревоге.
Рассказчик вспоминает, чем жили дети до шести лет в то время. Ходили по ягоды, нянчили друг друга, выдумывали присказки про птиц, солнце, ветер, подражая взрослым, «играли» свадьбы. Потом отец нарисовал детям азбуку с картинками, а буквам учила мать. «Выучишься – ума прибудет! Жизнь лучше будет». Еще один завет отца: «Живи с людьми дружно». Школу мальчик не любил. Математика плохо давалась, а главное, в школе о море, родном Севере ничего не рассказывали. Наука на уроках была «казенная», а море – всегда интересным, живым.
Читательский дневник по рассказу «Детство в Архангельске» Шергина
Сюжет
Мать рассказчика, Анна Ивановна, вышла за штурмана из Мурманска. Вначале вместе ходили в море, потом Анна занялась воспитанием сына и дочки. Все любили море, пели песни о нем, переживали за отца в непогоду. Брат с сестрой ходили по ягоды, понарошку «играли» с друзьями в свадьбы. Отец сделал для них азбуку, убеждал, что у умных – жизнь лучше. Школу мальчик не любил: в ней не говорили о море, родном крае.
Отзыв
Рассказ о мальчике, любившем море. Простая и трудная жизнь на Севере воспитала в нем характер, смекалку, тягу к творчеству. Рассказ учит любить родной край, природу, народ, семью, быть любознательным, дружелюбным, послушным, смелым. Учит мечтать, искать свое призвание в жизни, с благодарностью вспоминать детство.
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Борис Шергин «Детство в Архангельске» (по теме «Наставление к добру»)
Разделы: Литература
Цели урока: знакомство с творчеством северного писателя Б.Шергина; развитие навыков вдумчивого чтения и анализа текста; изображение мира детства.
1. Знакомо ли вам имя писателя?
Талантливый художник, рассказчик, он не только освоил богатства народной культуры русского Севера, но сумел выразить себя как писатель, следуя фольклорным традициям.
— Что привлекает вас, читателей, в названии «Детство в Архангельске»?
— Слово «детство». Думаю, что рассказ о ребятах, может быть, о ровесниках.
— Писатель, наверное, думал о своей семье, о родителях.
— Архангельск называют столицей северного края. Это наша малая родина.
— О чем повествует автор в рассказе «Детство в Архангельске»?
— Об отношении в семье к детям.
— Об уважении к отцу.
— О воспитании в семье.
— Найдите в тексте описание дома, интерьера. Какие особенности можно отметить? Работа с текстом.
«В Архангельском городе было у отца домишко подле Немецкой слободы, близко реки.
— Писатель использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Он говорит о родном доме с любовью, нежностью.
— Модели кораблей показывают, что здесь живет моряк или корабельный мастер. Норвежскую посуду, наверно, привез отец из плаванья.
— В чем особенность языка рассказ?
Шергин был хорошо известен как любитель «живой старины», исследователь местных говоров, знаток северного фольклора. Разговорная речь помогает представить героев-северян, их быт и нравы.
— Учащиеся приводят примеры. («Заплачет в трубе норд-вест», «сразу гостьи поблекнут, перестанут ложечки побрякивать, стынут чашки», «ляпнусь в песок», «в море сторопится» и др.)
— Какой мы видим мать героя рассказа?
— В первые годы замужества мама с отцом в море ходила. Она женщина смелая, сильная, терпеливая. Не каждый человек сможет в море ходить, ведь и штормы бывают, и опасность подстерегает.
— Мама пела колыбельные песни, в них надежда, что сын вырастет сильный, смелый, настоящий помор.
— Герой называет ее ласково «мама», «мамушка».
— Что особенно тронуло вас на страницах рассказа?
— Раньше детей, пока годик не исполнится, не фотографировали и в зеркало не давали смотреться. Обычай такой был.
— Когда падал мальчик, то плакал, если кто-то его видит. Это чтобы пожалели. А если зрителей нет, то и плакать не хочется.
— Сын с детства интересовался, как устроен корабль.
— Были смешные случаи в детстве. Герой не понимал, что по прозвищам, которые давали людям, обращаться невежливо. Однажды в дом пришел уважаемый гость, капитан по прозвищу Мошкарь. Герой так его и назвал: «Мошкарь, Мошкарик». Капитан не обиделся, хотя так обращаться к взрослым нельзя.
В другой раз мальчик попал впросак, когда просил богача Варгасова: «Варгас, вы никому не отдавайте замуж вашу Алену Варгасовну, я у мамы спрошусь и сам свататься приду». Девочке было годика полтора. Смешно!
— В деревне, где зимовали мурманские пароходы, пришлось нянчиться с шестимесячной соседской девочкой. Ульянка в зыбке (люльке, т.е. колыбельке) лежала, а герой с сестрой раскачивали ее. Ребенок так и подпрыгивал. Ничего плохого не хотели ребята, просто сами были еще маленькие.
— В лес ребята ходили за морошкой. Это наша ягода, северная. Вкусная! Золотая!
— Отрывок из стихотворения Ольги Фокиной читает ученица.
— Дети сами придумывали игры, забавы. (Пересказ учащимися).
— Ребята знали присказки и припевки к дождю, солнцу, ветру, снегу, зиме.
(Учащиеся рассказывают присказки, заклички)
— Что за человек был отец?
— Отец сам нарисовал азбуку с кораблями, пароходами, рыбами, птицами. Он, наверное, хотел, чтобы детям интересно было учиться читать, чтобы они узнавали новое. Такой подарок к Новому году, со стихами, пожеланиями очень дорог детям. Много лет прошло, а сын помнит рисунки, стихи. Весной ребята учились писать и читать на прибрежном песке. Так в старину было.
— Как складываются отношения в семье?
В семье дети с уважением относились к отцу и матери, родители заботились о детях, воспитывали в них трудолюбие, любовь к родной земле, к северу.
5. Похож ли герой чем-нибудь на вас?
— В школе учение давалось нелегко. Да и о севере, поморах не рассказывали, а герой хотел знать о них больше. «Насколько казенная наука от меня отпрядывала, настолько в море все, что я видел и слышал, льнуло ко мне, как смола к доске».
В русском языке есть хорошее и нужное слово»нравоучение», истинный смысл которого не каждый понимает. В.И.Даль так его толкует: «Всякое честное поучение, наставление к добру».
В рассказе нет строго прописанных правил жизни, но читатели могут сами догадаться, чему учили детей в поморской семье. Вот стихи отца:
Мы познакомились с нравами Двинской земли. Поморы жили в труде, в согласии. Герои Шергина равняются на кодекс чести «северного русского народа» (как именовал архангелогородцев Михаил Пришвин). Рассказывая о своем детстве, о семье потомственного морехода, писатель передает читатель искреннюю любовь к Беломорью.
9. Домашнее задание: письменная работа «Размышления после чтения».
Детство в Архангельске — краткое содержание рассказа Шергина (сюжет произведения)
Борис Шергин в этом произведении прославляет всю малую родину – это город Архангельск. Автор патриотично и с теплотой относится к своему городу детства. В этом рассказе писатель вспоминает свою семью, освещает достаточно актуальные темы во все времена.
Эта история о крепкой семье. Отец уходил часто в рейсы, поэтому большую часть детства его не было в семье. История начинается со знакомства Анны (мамы мальчика) с его отцом моряком в историческом городе Соломбале. Отец Анны Иван Михайлович владел мастерской по изготовлению на заказ парусов, там родители и познакомились, тогда отец был обыкновенным штурманом. Они виделись всего несколько раз, но перед отплытием через капитана будущий отец главного героя передал письмо, но Анна не стала его даже читать.
Под конец лета штурман вернулся из не столь долгого плаванья. Он решил не медлить и направился к дому Анны, застав её с отцом в беседке читающих книги. Так, как Анна не любила гулянья штурман, достаточно часто заходил в гости. И через время они сыграли свадьбу. Молодожёны переехали в дом, что находится не далеко от Немецкой слободы. И в первые два года Анна вместе с законным мужем уходила в плаванье, но потом родился сыночек, а через время ещё и дочка, хозяйство стало намного больше. Теперь она оказалась привязанной к дому и утонула в домашних хлопотах.
Анна сильно переживала за мужа, ведь в море столько опасностей: цунами, пираты и т.п. Когда он возвращался домой дети радовались, как могли и с удовольствием слушали истории отца о морских приключения, слушали песни. Мальчик хочет быть похожим на отца и так же стать моряком, а вот девочка любила заниматься шитьём, вышиванием. Она постоянно, что-то мастерила.
Семья вновь вернулась в Соломбал. По осени к ним в гости приходили капитаны, которые причаливали к берегу. И вот среди гостей был капитан по прозвищу Мошкарь. Он подарил детям игрушки из дальних стран. Дети были в неописуемом восторге. Он так же рассказывал истории о неведомых странах. Так хотелось потом в них побывать. А в конце зимы, начало лета корабли причаливали для ремонта. Тогда Анна с детьми ходила по гостям. Это было замечательное время, которое напоминало Анне её родное детство, тем более, что они находились на родине.
Данное произведение учит уважению к родителям, о настоящей заботе и счастью. Учит патриотизму, любви, трудолюбию. Важно быть хорошим человеком. Важно думать о других, а не только печься о своей шкуре.