Детям какого темперамента труднее чем другим выработать у себя быстроту действий

Диагностика темперамента у детей младшего школьного возраста и учет его в учебно-воспитательной работе

Среди различных направлений и форм перестройки народного образования едва ли не главное, узловое значение приобрела индивидуализация учебно – воспитательного процесса. Сейчас стали по – настоящему осознавать всю глубину отчуждённости, которую многие дети испытывают по отношению к школе. Более того, становится очевидным, что эта отчуждённость – закономерное следствие того, что сама школа во многом отчуждена от ученика. И проявляется это прежде всего в игнорировании индивидуальности школьника.

Почему детям трудно учиться? Как помочь преодолеть им школьные трудности, начиная с первого класса? Эти вопросы стоят передо мной все 18 лет педагогической практики. В связи с этим меня заинтересовала проблема изучения и диагностики темперамента, учёт его в учебно-воспитательной работе.

Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Зная темпераменты учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого школьника, чтобы постепенно менее резко проявлялись свойства темперамента, которые мешают ребёнку в его учебной работе и поведении, и закреплялись положительные свойства его темперамента. В результате будут воспитываться (приобретаться) нужные качества обеспечивающие гармоническое развитие каждого учащегося.

Задача данной работы – определение личностных (темпераментных) особенностей учащихся с целью помощи педагогу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании; разработка индивидуальных рекомендаций для учителя.

Для определения типа темперамента лучше всего использовать 2 метода: наблюдение и Личностный опросник Айзенка.

Наблюдение – метод, наиболее подходящий в педагогической работе, особенно метод направленного наблюдения по определённой схеме или программе наблюдения. Эта схема указывает, на какие явления, а также на какие формы поведения и в каких ситуациях следует обратить особое внимание.

Средством диагностики, позволяющим дать наиболее быстрый результат, является опросник, как один из методов многомерного шкалирования. Следует, однако, отметить, что опросники, в принципе не применимы к исследованию дошкольников и учеников 1–2-х классов. Дело в том, что многие содержащиеся в них вопросы просто непонятны детям и, кроме того, им труднее, чем взрослым, оценивать своё поведение.

Диагностическое обследование индивидуальных особенностей темперамента учащихся проводится фронтально. Методическое обеспечение – “Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности”.

В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кэттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).

Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (детский вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с детьми каждого типа.

Обработку тестирования следует начинать с определения достоверности ответов испытуемых. Если ответы совпадают с указанными в ключе, то каждому из них приписывается 1 балл. Если сумма баллов по показателю искренности ответов составляет 5 или 6, то полученные результаты подвергаются сомнению (возможно, испытуемый был при ответах ориентирован лишь на социальное одобрение). Если сумма баллов более 7, то данные тестирования считаются недостоверными и дальнейшая обработка результатов не проводится. При сумме баллов 0 – 4 ответы достоверны.

На чистом листе бумаги вычерчиваются две взаимно перпендикулярные оси экстравертированности и нейротизма, как это обозначено на рис. 1, со значениями шкал 0 – 24. Точка пересечения осей соответствует значению 12.

Подсчитывается сумма баллов по показателю экстраверсии – интроверсии. Баллы за ответы по данному показателю начисляются также, как и по показателю “искренности ответов” (за каждый ответ, совпадающий с показателем экстраверсии в ключе опросника, присваивается 1 балл).

Детям какого темперамента труднее чем другим выработать у себя быстроту действий. Смотреть фото Детям какого темперамента труднее чем другим выработать у себя быстроту действий. Смотреть картинку Детям какого темперамента труднее чем другим выработать у себя быстроту действий. Картинка про Детям какого темперамента труднее чем другим выработать у себя быстроту действий. Фото Детям какого темперамента труднее чем другим выработать у себя быстроту действий

Рис. 1. Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка.

На основе данных тестирования экспериментатор пишет заключение, в котором отмечает уровневые характеристики показателей по каждому испытуемому и тип темперамента.

При групповой форме обследования берутся отдельные, выборочные компоненты индивидуально – психологических качеств личности. Для группового обследования подбираются методы, удовлетворяющие следующим условиям: непродолжительность проведения, возможность быстрого и правильного понимания инструкции и интерпретации показателей учащихся, лёгкость обработки результатов. Перед работой рекомендуется беседа с детьми, во время которой даётся минимум психологической информации о рассматриваемом вопросе, пробуждается интерес к предстоящей работе. Если задачей является обсуждение личностных качеств, например, темпераментных, нежелательно рассказывать о них перед тестированием, чтобы исключить возможность осознанного или неосознанного искажения результатов. Предварительная характеристика предстоящего теста даётся в общих выражениях: “Сейчас мы будем изучать некоторые особенности, о которых подробнее расскажу после окончания работы…”.

Детям какого темперамента труднее чем другим выработать у себя быстроту действий. Смотреть фото Детям какого темперамента труднее чем другим выработать у себя быстроту действий. Смотреть картинку Детям какого темперамента труднее чем другим выработать у себя быстроту действий. Картинка про Детям какого темперамента труднее чем другим выработать у себя быстроту действий. Фото Детям какого темперамента труднее чем другим выработать у себя быстроту действий

Рис. 2. Взаимосвязь двух основных измерений личности по Г. Айзенку (“Круг Айзенка”).

Значительно сэкономить время и снизить вероятность ошибок при тестировании и обработке материала помогает изложение условий выполнения и обработки теста на доске или отдельных листах, которые выдаются каждому учащемуся. Перед началом работы необходимо добиться полного понимания инструкции каждым учащимся. После начала работы все ответы на вопросы и пояснения непонятного делаются индивидуально. При выполнении тестов желателен постоянный контроль, чтобы исключить “заимствование” результатов соседями по столу, обсуждения и взаимных подсказок.

Следует помнить, что диагностика не является самоцелью – она должна быть либо информационной, либо познавательной, либо служить средством для более адекватной и целенаправленной обработки рекомендаций по развитию, совершенствованию и коррекции.

Ход диагностической работы.

Проведение теста Айзенка. (Описание методики дано в приложении).

Градация результатов и нахождение “соответствующих точек” на шкале интро-экстраверсия, эмоциональная стабильность; определение типа темперамента.

Отбор данных, где балл по шкале “ложь” больше 3.

На основе данных, полученных в ходе тестирования даются рекомендации о путях самокоррекции свойств личности, показании которых оказались чрезмерно высокими либо слишком низкими. (см. приложение).

Индивидуальный подход и тип темперамента.

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Специально изучалось, как по – разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки бывали заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.

Учителя знают, что изменения школьного расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие медленно. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету. В тоже время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.

Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети – холерики и дети с меланхолическим темпераментом. В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся – холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение.

На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищённым в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

Внимание учителя должны привлекать учащиеся – флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания – они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.

У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.

В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях “тепличного” воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определённую саморегуляцию, самовоспитание.

Растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно регулировать своё поведение и деятельность. У представителей разного типа темперамента это происходит по – разному. Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать усидчивость, выдержку и хладнокровие. Темперамент сказывается в том, что для одного ученика нужны одни приёмы выработки тех или иных психических качеств, а для другого – другие.

Показательно, что черты темперамента могут проявляться в разных сферах жизни (например, в условиях школы и дома) в разной степени; определённые проявления темперамента могут ограничиваться в то или другое русло под воздействием вырабатываемых установок и привычек. Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предопределяет их; первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.

Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путём систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и корректировать отрицательные черты, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей в классе мы можем создавать детям наиболее благоприятные условия обучения, устранять причины возможной дезадаптации, а следовательно, помогать ребёнку справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь.

Источник

Формирование каких видов внимания должно быть главной заботой учителя в работе с детьми младшего школьного возраста и почему?

Вопросы

1. Дать понятие темперамента. Описать его физиологические основы. Обосновать наследственность темперамента.

2. Определить сущность темперамента. Перечислить и раскрыть свойства темперамента.

3. Назвать типы темперамента. Дать психологическую характеристику типов темперамента.

4. Перечислить типы темперамента. Раскрыть особенности проявления типов темперамента у младших школьников. Обосновать их учет педагогом.

5. Дать понятие характера. Раскрыть взаимосвязь типичного и индивидуального в характере.

6. Определить понятие «черты характера». Перечислить классификации черт характера. Раскрыть содержание черт характера.

7. Охарактеризовать формирование характера у младших школьников.

8. Определить понятие «способности». Показать взаимосвязь способностей и задатков. Обосновать природу способностей.

9. Назвать и охарактеризовать виды способностей.

10. Перечислить творческие способности. Охарактеризовать одаренность, талант и гениальность. Аргументировать единичность появления гениев.

11. Охарактеризовать условия развития способностей у младших школьников.

12. Дать понятие возрастной психологии. Перечислить ее основные понятия. Раскрыть содержание предмета возрастной психологии.

13. Определить понятие психического развития. Описать взгляды на факторы психического развития в детстве.

14. Определить понятие деятельности. Обосновать влияние деятельности на психическое развитие.

15. Дать понятие возраста и возрастного развития. Обосновать связь ведущей деятельности с понятием периодизации психического развития.

16. Дать определение понятию «возрастное развитие». Охарактеризовать подходы к периодизации психического развития в зарубежной психологии.

17. Раскрыть особенности периода новорожденности. Охарактеризовать развитие ребенка в первом и втором полугодии жизни.

18. Охарактеризовать формирование психики ребенка в раннем детстве.

19. Охарактеризовать психическое развитие детей дошкольного возраста. Обосновать выделение кризиса семи лет.

20. Определить понятие готовности к школе. Описать психологическую готовность к школе: понятие, компоненты, критерии.

21. Охарактеризовать физическое и психофизиологическое развитие младшего школьника.

22. Определить понятие ведущего вида деятельности, новообразований. Обосновать влияние ведущего вида деятельности на становление новообразований.

23. Дать понятие учебной деятельности. Перечислить факторы успешной адаптации. Охарактеризовать процесс адаптации к школе.

24. Назвать структурные компоненты учебной деятельности. Охарактеризовать учебную задачу, учебные действия, действия контроля.

25. Раскрыть теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Обосновать ее соответствие структуре учебной деятельности.

26. Определить понятие неуспеваемости. Назвать причины неуспеваемости школьников. Раскрыть пути ее преодоление в младшем школьном возрасте.

27. Определить понятия ощущения и восприятия. Охарактеризовать особенности ощущения и восприятия младших школьников. Обосновать условия развития перцептивных процессов.

28. Определить понятия внимания и памяти. Дать характеристику внимания и памяти младшего школьника.

29. Определить понятия мышления, речи, воображения. Раскрыть особенности мышления, речи и воображения младшего школьника.

30. Назвать условия овладения основными мыслительными действиями в младшем школьном возрасте. Раскрыть особенности усвоения понятий.

31. Перечислить и охарактеризовать особенности развития эмоциональной сферы младших школьников.

32. Назвать и охарактеризовать условия, способствующие формированию произвольного поведения младшего школьника.

33. Определить понятия межличностного взаимодействия, общения. Охарактеризовать становление отношений со сверстниками, изменение критериев межличностных отношений в период адаптации младшего школьника.

34. Назвать основные анатомо-физиологические особенности развития и новообразования подросткового возраста. Охарактеризовать особенности познавательной и эмоционально-волевой сфер подростка. Перечислить виды девиантного поведение подростка.

35. Охарактеризовать возраст ранней юности. Обосновать появление кризиса юности.

36. Дать понятие педагогической деятельности. Назвать функции педагогической деятельности. Охарактеризовать ее структуру.

37. Дать понятие педагогических способностей. Перечислить виды педагогических способностей. Раскрыть содержание педагогических способностей.

38. Определить понятие профессионализма педагога. Раскрыть психологические основы профессионализма педагога.

39. Определить понятие профессиограммы. Охарактеризовать профессионально значимые черты педагога начальной школы.

40. Дать понятие стиля педагогической деятельности. Назвать и охарактеризовать стили педагогической деятельности. Обосновать зависимость стиля педагогической деятельности от стиля общения педагога.

41. Определить понятие индивидуального стиля деятельности педагога. Перечислить факторы, влияющие на формирование индивидуального стиля деятельности. Охарактеризовать возможные стили индивидуальной деятельности педагога.

42. Определить понятие педагогического взаимодействия. Назвать структурные компоненты педагогического взаимодействия. Охарактеризовать типы педагогического взаимодействия.

43. Определить сущность педагогического общения. Перечислить функции педагогического общения. Охарактеризовать типы педагогического общения.

44. Определить понятие барьера общения. Назвать возможные причины их возникновения. Обосновать пути преодоления барьеров в педагогическом общении.

45. Определить понятие конфликта. Перечислить причины их возникновения. Раскрыть структуру и стадии педагогического конфликта.

46. Охарактеризовать особенности педагогических конфликтов с младшими школьниками. Обосновать приемы их разрешения.

47. Определите понятие межличностного взаимодействия. Перечислите функции общения. Опишите виды общения.

48. Дайте определение понятию «общение». Охарактеризуйте стороны общения. Продемонстрируйте особенности реализации каждой стороны в жизни и деятельности человека.

Практические задания

1. Различия между детьми по темпераменту требуют и различной педагогической тактики:

а) Детей с ________________ темпераментом приходится удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию.

б) У детей с ________________ темпераментом приходится поддерживать веру в свои силы, поощрять их активность.

в) Ученику с _______________ темпераментом труднее, чем другим, выработать у себя быстроту и энергичность действий.

г) Ученика с _____________ темпераментом приходится чаще, чем других, приучать быть более сосредоточенным, не разбрасывать вещи, бороться с неустойчивостью своих влечений.

С учётом различий вставьте в пропусках название темперамента.

2. Таня (6 лет 4мес.) учится в первом классе. Ей трудно даётся учение, особенно чтение. Дома мама усаживает её за стол и начинает спрашивать: «Как называется эта буква?», «Что здесь написано?» Девочка молчит.

Дайте психологическое обоснование характеру общения мамы с дочкой. Как построить общение родителей с детьми, начавшими обучение в школе и столкнувшимися с первыми трудностями в учении?

Формирование каких видов внимания должно быть главной заботой учителя в работе с детьми младшего школьного возраста и почему?

4. Разговор двух мам. Одна из них с тревогой говорит: » Я слышала. Что к 6 годам у ребёнка пробуждается интерес к учению. Некоторые дети уже в 5 лет читают. Я всё же жду, жду, а у моего Васи ни интереса, ни желания учиться не появилось, хотя ему скоро идти в школу».

Какой фактор, влияющий на психическое развитие ребёнка, не был использован мамой?

5. Исследование показало, что большая часть детей в 6 лет идет в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Дети живо воспринимают слово учителя и активно выполняют его требования в дальнейшем. Некоторые из них сталкиваются со сложностями. Необходимостью уметь сделать выбор между «надо» и «хочу», «интересно» и «неинтересно», «умею», «не хочу»

Назовите причины данного явления? Как приучить детей к учению?

6. Сережа (6 лет 5 мес.) учится в первом классе. Он сообщает маме:

— Саша теперь у нас не главный.

— А когда он был главным? – удивилась мама.

— В детском саду. Он умел хорошо бегать, прыгать и падать, когда мы играли.

— А теперь он не умеет этого делать?

— Мама, как ты не понимаешь? Умеет, конечно, но теперь это не главное!

— А что же теперь главное?

— Теперь главное: как ты учишься.

Как изменилось содержание отношений детей между собой в школе по сравнению с детским садом? Дайте психологическое обоснование. Раскройте особенности общения детей друг с другом в школе.

7. Приведены примеры способностей, навыков и знаний человека:

а) длина рук боксера;

б) стремление быть чем-то постоянно занятым, склонность к труду;

в) широкая осведомленность в какой-либо области;

г) наблюдательность, проявляющаяся в том, что человек систематически замечает в предметах, явлениях, поведении или облике людей много важного для работы с ними;

е) хорошая декламация стихотворения, отрепетированного с учителем;

ж) быстрое запоминание формы, цвета, величины предметов;

з) быстрое усваивание новых движений, поз, двигательных действий;

и) хорошее различение запахов и точное их запоминание.

Учитывая характерные для способностей признаки, определите, в каких случаях речь идет о способностях. Укажите, для каких профессий они особенно важны.

Назовите причины такого поведения, ребенка. С какими трудностями ребенок встретится в школе?

9.Восьмиклассница Нина пишет: «Я подружилась с одним мальчиком из соседней школы. Мы вместе готовили уроки, ходили на каток, в кино. Взрослые увидели в нашей дружбе угрозу учебе и опасность, которая будто бы угрожает мне. Они подсмеивались над нами, называли нас «жених и невеста». И распалась наша дружба».

Охарактеризуйте развитие дружбы между мальчиками и девочками на различных возрастных этапах. Как необходимо относиться к дружбе мальчика и девочки в данном возрасте? Мотивируйте свои суждения.

10. «Как определить, готов ли ребенок к школе? Тем более сейчас, когда можно отдавать его в школу в 6 или в 7 лет. Я хотела бы отдать своего шестилетнего сына в школу, но мне не советуют воспитатели. Да и сын не изъявляет большого желания учиться», — огорчается мама будущего школьника. Такие вопросы задают многие родители.

Как определить психологическую готовность детей к обучению в школе? Можно ли предвидеть, как ребенок будет учиться?

11. Света (6 лет 2 мес.) посещает первый класс. Она читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится ею, а Света — сама собой. Как-то идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше».

Назовите возможные причины, повлиявшиена отношения, Светы, с учительницей. Что не учел педагог в работе со Светой? В чем различие взаимоотношений в системе «ребенок — педагог» в детском саду и школе?

12. Дайте психологическое объяснение фактам:

D. Почему на уроках в начальной школе следует использовать динамическую наглядность?

E. Почему в 1-2 классах на уроках чтения первоначальное прочтение текста рекомендуется делать учителю или хорошо читающему ученику?

F. Почему в 1-2 классах не рекомендуется во время урока входить в класс и делать объявления?

13. В психологии принято считать, что из задатков хорошего слуха в процессе развития личности могут сформироваться и музыкальные способности, и способности радиоакустика. Задатки хорошего зрения могут превратиться в художественные способности часовщика или прибориста.

Какой отсюда можно сделать вывод о соотношении задатков и способностей? От чего зависит, какие именно способности разовьются на основе тех или иных задатков?

14. Приведены примеры утверждений, в которых содержится незаконченная или ограниченная мысль:

а) В каждый данный момент поведение человека обуславливается той ситуацией, в которой он находится.

б) Характер человека определяется тем, как он выполняет возложенную на него роль.

в) Поведение человека в каждый данный момент есть результат влияния среды и, прежде всего, его воспитанности.

г) О характере человека следует судить по его речи, внешнему облику, привычным действиям и движениям.

д) О дисциплинированности учащегося можно судить по тому, как он себя ведет на уроке.

С учетом происхождения характера и его структуры определите, в чем состоит ограниченность каждого из утверждений.

15. По предлагаемой характеристике определите, какой тип темперамента у мальчика с отсутствием дисциплинированности.

Саша выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями и вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку не подумав, и потому часто отвечает невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя, вступает в драку. Бывали случаи, когда он устраивал драку на уроке. На переменах он никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Требования дежурного и учителя игнорирует.

16. В исследованиях выяснено, что в группе статус детей разный: всегда выделяются «звезды», «популярные» и «непопулярные» дети.

Зависит ли притязание ребенка от его статуса в группе, от его реальных возможностей руководить? Дайте психологическое обоснование своим выводам.

17. Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.

Пока домашние задания представляли для него какой-то интерес и новизну, он хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял их. Но как только Сережа стал обнаруживать трудности в обучении, преодоление которых требовало систематических занятий, волевых усилий, мальчик стал получать плохие отметки.

Что послужило причиной неуспехов Сережи в школе? Как помочь мальчику хорошо учиться?

18. Папа принес Диме (сыну 2 года 3 мес.) цветные карандаши. Дима стал рисовать, но у него ничего не получалось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, и на рисунке никак не появлялась елка, которую мальчик решил нарисовать.

Мальчик полюбил рисовать и с нетерпением ждал папу с работу, чтобы вместе с ним заняться любимым делом.

Проанализируйте поведение родителей и укажите, кто из них прав и почему.

19. Особенности темперамента определяются в основном свойствами высшей нервной деятельности человека, такими как сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Сочетание этих свойств соответствует определенному типу темперамента:

а) Сильный возбудительный процесс, но торможение по силе отстает от него.

б) Возбудительный и тормозной процессы одинаково сильные, но смена нервных процессов происходит медленно.

в) Возбудительный и тормозной процессы одинаково сильные, смена нервных процессов происходит быстро.

г) Возбудительный и тормозной процессы слабые.

Определите, о каком типе высшей нервной деятельности идет речь в каждом случае. Какому виду темперамента соответствует каждый из описанных здесь типов?

20. Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушки и т.д.

Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает их и снова бросает на пол.

Как должна вести себя мама в данной ситуации? Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?

21. В любом виде труда требуется не одна, а комплекс способностей. Отдельные из них необходимы во многих профессиях и видах деятельности (общие), другие – только для некоторых видов деятельности (специальные). Приведен перечень способностей, важных для профессии педагога:

а) творческое отношение к делу;

б) высокий умственный уровень;

в) способность понимать внутреннее состояние другого человека;

г) организаторские способности;

д) способность хорошо владеть собой, управлять своими чувствами;

е) способность предвидеть изменения в поведении и развитии личности ученика;

ж) способность заражать других своим отношением к делу.

Определите, какие из способностей являются относительно общими, а какие – относительно специальными.

22. По предлагаемой характеристике определите, какой тип темперамента у мальчика с отсутствием дисциплинированности.

Дима — болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Когда его пересадили на другое место, Дима обиделся и долго размышлял, почему так сделали, и на всех уроках сидел расстроенный и подавленный. На уроках часто занимается посторонними делами. Мешает товарищу, способен на каверзный поступок: может ущипнуть соседа, когда тот отвечает с места. Если учителя делают ему замечания, то он краснеет и долго оправдывается. На перемене примыкает к драчунам, хотя сам в драке участия не принимает. При появлении дежурного сразу же убегает.

23. Учительница первого класса, работая с шестилетними детьми, старалась активизировать учебную деятельность учащихся на уроке. Она стремилась, чтобы ее уроки проходили живо, эмоционально. Когда кто-то из учащихся тянул время с ответом, она нетерпеливо прерывала его и спрашивала других. Постепенно класс разделился на очень активных, быстрых учеников и пассивных, медлительных. Среди пассивных оказался шестилетний Петя, который нервно заикался во время ответа. Учительница мгновенно сделала выводы «Садись не выучил!»

Раньше Петя посещал логопедическую группу детского сада. В школе заикание у Пети усилилось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *