Деус экс махина что означает

Deus ex machina

Смотреть что такое «Deus ex machina» в других словарях:

Deus ex machina — Saltar a navegación, búsqueda Deus ex machina (lat. AFI: [ˈdeːus eks ˈmaːkʰina]) es una expresión latina que significa «dios surgido de la máquina», traducción de la expresión griega «απò μηχανῆς θεóς» (apò mēchanḗs theós). Se origina en el… … Wikipedia Español

Deus ex machina — «Deus ex machina» (лат. «Бог из машины», [ de.ʊs eks maːkʰi.naː]) выражение, означающее неожиданную, нарочитую развязку той или иной ситуации, с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней фактора. Является калькой с греч. ἀπὸ … Википедия

deus ex machina — ● deus ex machina nom masculin invariable (mots latins signifiant un dieu descendu au moyen d une machine) Dans une pièce de théâtre, intervention d un dieu, d un être surnaturel descendu sur la scène au moyen d une machine. Personnage ou… … Encyclopédie Universelle

Deus Ex Machina — Pour les articles homonymes, voir Deus ex machina (homonymie). Théâtre Par catégories … Wikipédia en Français

deus ex máchina — Loc. lat. (pron. [déus eks mákina]) que significa literalmente ‘dios [bajado al escenario] por medio de una máquina’. Hace referencia a un artificio del teatro griego que consistía en hacer descender sobre la escena, por medio de una tramoya, a… … Diccionario panhispánico de dudas

Deus ex machina — (собственно «бог из машины») в своей основе латинское название драматургического приема древнегреческих трагиков. В тех случаях, когда трагическое действие слишком запутывалось, греческие трагики прибегали к искусственной его развязке. К концу… … Литературная энциклопедия

DEUS EX MACHINA — (лат.) бог из машины. Неожиданная развязка. В греч. трагедиях конфликт часто разрешался появлением бога при помощи театрального механич. приспособления. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф … Философская энциклопедия

deus ex machina — 1690s, from Mod.L. translation of Gk. theos ek mekhanes, lit. the god from the machina, the device by which gods were suspended over the stage in Gk. theater (see MACHINE (Cf. machine)). The fem. is dea ex machina … Etymology dictionary

deus\ ex\ machina — [ deusɛksmakina; deys ] n. m. inv. • 1845; mots lat. « un dieu (descendu) au moyen d une machine », au théâtre ♦ Au théâtre (et fig. dans la vie courante), Personnage, événement dont l intervention peu vraisemblable apporte un dénouement inespéré … Encyclopédie Universelle

deus ex machina — (izg. dȅus ȅks mȃhina) DEFINICIJA 1. pov. kazal. »bog iz stroja«, postupak u antičkoj drami: nerazrješiv sukob razrješava se presudom nekog boga koji se na posebnom stroju spuštao iznad glumaca 2. pren. naglo razrješenje problema, presijecanje… … Hrvatski jezični portal

deus ex machina — лат. (дэус экс махина) букв. «бог из машины»; развязка вследствие вмешательства непредвиденного обстоятельства (в античной трагедии развязка наступала иногда благодаря вмешательству какого либо бога, появлявшегося на сцене при помощи… … Словарь иностранных слов русского языка

Источник

Деус экс махина

Смотреть что такое «Деус экс махина» в других словарях:

ДЕУС ЭКС МАХИНА — (лат. deus ex machina букв. бог из машины), драматургический и постановочный прием в древнегреческом театре: внезапное появление (при помощи подъемной машины эоремы) на сцене божества, приводящее действие к развязке. В переносном смысле… … Большой Энциклопедический словарь

деус экс махина — (лат. deus ex machina, буквально бог из машины), драматургический и постановочный приём в древнегреческом театре: внезапное появление (при помощи подъёмной машины эоремы) на сцене божества, приводящее действие к развязке. В переносном смысле … … Энциклопедический словарь

Деус экс махина — (лат. бог из машины) в др. гр. трагедии драмат. прием, состоящий, в появлении в конце пьесы к. н. бога, к рый своим присутствием развязывает неразрешимое противоречие. В.Я. (Античная культура: литература, театр, искусство, философия,… … Античный мир. Словарь-справочник.

Еврипид — Эврипид (Euripídes) (около 480 до н. э., Афины, 406 до н. э., Македония), древнегреческий драматург. Из его произведений до нас дошло 17 трагедий (из 92) и одна драма сатиров («Киклоп»). Деятельность Е. протекала в годы кризиса афинского… … Большая советская энциклопедия

Еврипид (Эврипид) — (греч. Euripides) (ок. 485 406 до н.э.) один из наиболее известных афинских драматургов. Число написанных им трагедий превышало 90. Сохранилось 18 произведений Е.: «Алкестида», «Медея», «Гераклиды», «Ипполит», «Андромаха», «Гекуба», «Геракл»,… … Античный мир. Словарь-справочник.

Софокл — (греч. Sophokles) (ок. 496 406 до н.э.) греческий поэт, драматург и общественный деятель; жил и творил в Афинах, дружил с Периклом и Фидием. В 443 г. С. был казначеем Афинского морского союза, в 441 440 гг. стратегом. Годы зрелости С.… … Античный мир. Словарь-справочник.

Источник

Бог из машины

В античном театре обозначало бога, появляющегося в развязке спектакля при помощи специальных механизмов (например, «спускающегося с небес») и решающего проблемы героев. Из античных трагиков приём особенно любил Еврипид, в Новое время он встречается, например, у Мольера («Амфитрион»). В современной литературе выражение употребляется для указания на неожиданное разрешение трудной ситуации, которое не вытекает из естественного хода событий, а является чем-то искусственным, вызванным вмешательством извне. [1]

Интересные факты

Существует несколько компьютерных игр, названия которых являются отсылками к этому выражению.

Клише использовано как название 19 серии первого сезона популярного шоу Остаться в живых, также известного как LOST (в переводе на русский язык серия получила название «Что таят джунгли»).

Также существует итальянская прогрессив-рок-группа Deus Ex Machina.

Фраза использована в названиях первых сольных альбомов норвежской исполнительницы Лив Кристин (1997) и группы Art by Machinery (1995).

Рояль в кустах

Существует также русское выражение «рояль в кустах», имеющее близкое значение: искусственный поворот сюжета, неуклюжая, явно заранее подготовленная «случайность», выдаваемая за экспромт (здесь есть тонкое смысловое отличие от «бога из машины» — «рояль в кустах» не просто вводит новый фактор в действие, а пытается выдать его явно спланированное появление за случайность, что для «бога из машины» необязательно).

Фраза происходит из юмористической сцены «Совершенно случайно» Арканова и Горина, [2] [3] где пародировались типичные для советского телевидения якобы документальные передачи. В пародии ведущий встречает на бульваре пенсионера, ранее — передовика производства, беседует с ним. По ходу беседы постоянно подворачиваются подходящие персонажи и предметы. Когда, наконец, выясняется, что герой умеет музицировать, оказывается, что он захватил с собой скрипку, а после этого — что на бульваре в кустах случайно стоит рояль, на котором герой может сыграть телезрителям!

Комизм ситуации подчёркивался словосочетанием «совершенно случайно», которое ведущий употреблял постоянно. После выхода рассказа фраза «рояль в кустах» была подхвачена тележурналистами и через какое-то время стала общеизвестным крылатым выражением.

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Бог из машины» в других словарях:

Бог из машины — Перевод с латинского: Deus ex machina (дэус экс махина). Обычный прием в античной драматургии. Если автор пьесы затруднялся в поиске развязки своей пьесы, то в финале пьесы он выводил на сцену одного из богов Олимпа при помощи механических… … Словарь крылатых слов и выражений

Бог из машины — (лат. «Deus ex machina»). B ряде античных драм конфликты разрешались не на основе развития самого сюжета, как, например, у Софокла в «Царе Эдипе», а с участием и включением в действие драмы богов (например, у Еврипида в «Ифигении в… … Словарь античности

Бог из машины («Остаться в живых») — Серия Lost Название на русском = Бог из машины Название на языке оригинала = Deus Ex Machina Фотография: Номер серии = 1 сезон, 19 серия Воспоминания героя = Джон Локк День на острове = 39 − 41 Автор сценария = Карлтон Кьюс Деймон Линдлоф… … Википедия

Бог из машины («Остаться в живых») — Что таят джунгли англ. Deus Ex Machina Серия телесериала «Остаться в живых» Номер серии Сезон 1 Эпизод 19 Режиссёр Роберт Мандель Автор сценария Карлтон Кьюз Дэймон Линделоф Воспоминания героя Локк День на острове 39 − 41 … Википедия

Бог — У этого термина существуют и другие значения, см. Бог (значения). Бог монотеистических культур основные понятия … Википедия

Бог — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? Бога, кому? Богу, (вижу) кого? Бога, кем? Богом, о ком? о Боге; мн. кто? боги, (нет) кого? богов, кому? богам, (вижу) кого? богов, кем? богами, о ком? о богах 1. Богом называют Создателя,… … Толковый словарь Дмитриева

Бог-Император Дюны — God Emperor of Dune Автор: Фрэнк Герберт Жанр: Фантастика Язык оригинала: Английский Оригинал издан: 28 мая 1981 Серия … Википедия

Бог-Император Дюны (роман) — Бог Император Дюны God Emperor of Dune лицевая часть обложки книги Автор: Фрэнк Герберт Жанр: Фантастика Язык оригинала: Английский Оригинал издан: 28 мая 1981 … Википедия

Бог-машина — Проект Эта статья по вымышленной вселенной Warhammer 40 000 Портал Адептус Механикус Форма правления Теократия Официальный язык Лингва технис, высш … Википедия

Бог-император Дюны — У этого термина существуют и другие значения, см. Бог Император. Бог император Дюны God Emperor of Dune Жанр: фантастика Автор: Фрэнк Герберт Язык оригинала … Википедия

Источник

Что означает выражение «deus ex machina»?

Деус экс махина что означает. Смотреть фото Деус экс махина что означает. Смотреть картинку Деус экс махина что означает. Картинка про Деус экс махина что означает. Фото Деус экс махина что означает

Современный deus ex machina

«Мы со своей стороны должны были бы следовать примеру авторов трагедий, которые прибегают к помощи машины, когда не знают, что делать, и заставляют вмешиваться богов» (Платон, диалог «Кратил»)

Иллюстрацию относительно современного употребления приема «deus ex machina» представляет собой якобы детективный и якобы социальный роман Эмиля Габорио «Рабы Парижа», который автор населил столькими действующими лицами и так лихо закрутил интригу, что не знал как выпутаться и потому в конце вместо «бога из машины» «прислал» невесть откуда взявшегося (в протяжении всей книги о нем не было ни слуху ни духу) сыщика Лекока, наказавшего всех злодеев

Применение выражение «deus ex machina»

«…господин Прудон поступает лучше: он заставляет вмешаться в дело собственника, появляющегося как deus ex machina» (Карл Маркс «Нищета философии»)
«… Много неестественного; часто события разрешаются посредством deus ex machina» (Белинский о романе Кукольника)
«Когда у автора нет средства естественно развязать узел завязки или завязать новый, у него сейчас является deus ex machina» (Белинский «Взгляд на русскую литературу 1846 года»)
«… развязка так же совершенно случайна и произвольна: эта гроз, испугавшая Катерину… есть не что иное, как deus ex machina» (Добролюбов «Луч света в темном царстве»)
«…Когда прибыло новое правительство, как deus ex machina, в ратушу, он громко протестовал против его избрания» (Герцен «Былое и думы»)
«… Пользуясь крайним расстройством дел своего племянника, этот благодетельный deus ex machina выкупает у него Машу» (И. Тургенев «Племянница»)
«Я не гостить приехал. Я, батя, к тебе случайно на манер deus ex machina…» (Чехов «Святая простота»)

Источник

Рубрика История понятия

СТАТЬЯ Deus ex Machina

Что такое deus ex machina?

«Богом из машины» является немотивированная развязка действия, в ходе которой появляется некий персонаж (в древнегреческом и римском театре это был языческий бог) и ставит всё на свои места. Изначально «бог из машины» далеко не всегда приводил к счастливому финалу – как мы увидим, его активно использовали как в комедиях, так и в трагедиях.

Название приём получил, как ни странно, от предмета театрального реквизита. В изначальном, греческом наименовании «бога из машины», ἀπὸ μηχανῆς θεός (apò mēkhanês theós), мы видим слово механэ, которым, по версии исследователей, и называли особое приспособление, используемое в древнегреческом театре.

И путешествовали внеземные сущности не только по одиночке – например, в «Прометее прикованном» Эсхила хор Океанид появляется на летающей колеснице в полном составе из 15 человек.

Деус экс махина что означает. Смотреть фото Деус экс махина что означает. Смотреть картинку Деус экс махина что означает. Картинка про Деус экс махина что означает. Фото Деус экс махина что означает

Возможное устройство механэ

При этом зрители не должны были отвлекаться от действия, а значит, механизм должен был быть максимально незаметным. Современные исследователи полагают, что использовался большой рычаг, к одному из концов которого подвешивалась площадка или удерживающая актёра система верёвок. И управлял механэ, если верить Аристофану, инженер, конструктор механизма – это значит, что для этого были необходимы особые знания и умения.

Зачем было изобретать столь сложное устройство для театрального приёма, который упрощает задачу драматурга и сводит на нет созданный им конфликт? Греки вряд ли стали бы трудиться только ради «спецэффектов»: один отказ от изображения убийств на сцене уже показывает их негативное отношение к театральным эффектам.

Как использовали этот приём античные авторы?

Время появления механэ всё ещё остаётся дискуссионным вопросом. Часть исследователей считает, что при Эсхиле его ещё не изобрели.

Деус экс махина что означает. Смотреть фото Деус экс махина что означает. Смотреть картинку Деус экс махина что означает. Картинка про Деус экс махина что означает. Фото Деус экс махина что означает

Другая часть утверждает, что в «Прометее прикованном» есть указания на использование подобной техники, когда к Прометею «прилетает» хор Океанид. Так или иначе, литературный приём «бога из машины» Эсхил не использует.

Божественное разрешение конфликта появляется в «Филоктете» Софокла. В ней Неоптолем стоит перед выбором: оставить озлобленного и больного Филоктета в покое или последовать долгу и обманом заставить того принять участие в Троянской войне. Согласно предсказанию, победить троянцев можно только при помощи волшебного лука Филоктета – этим оправдывается стремление Одиссея любыми способами заманить юношу на корабль.

Можно сказать, что deus ex machina долго не уходил со сцены и полюбился публике больше, чем того желали теоретики.

Но Неоптолем не хочет запятнать себя ложью. Конфликт разрешается только тогда, когда неожиданно появляется обожествлённый Геракл (к этому времени он уже умер и стал богом) и уговаривает Филоктета поехать на войну. «Искусственность» развязки смягчается, по мнению исследователей, тем, что Геракл при жизни общался с Филоктетом и сам подарил ему лук. Его слова звучат не как предписание сверхъестественного существа, а как дружеский совет.

Позднее, тот же приём заимствуют римские драматурги, которые лингвистически превращают механэ в знакомую нам «машину». Однако за пределами театрального искусства понятие deus ex machina не используется вплоть до Нового времени, когда его значение значительно расширяется.

За что критиковали deus ex machina?

При всём рвении, с которым греки создавали механэ и серьёзности отношения к появлению богов, критика deus ex machina сопровождала приём практически с момента появления.

Аристотель в знаменитой «Поэтике» (IV век до н. э.) пишет, что «развязки фабул должны вытекать из самих фабул, а не разрешаться машиной». Правда, там же он приводит в пример «Медею» Еврипида, где заглавная героиня после убийства детей и встречи с Ясоном улетает со сцены на колеснице Гелиоса. Развязка в этой трагедии происходит вне зависимости от использования механэ, это показывает последний диалог Медеи и Ясона.

Идею Аристотеля продолжает Гораций в своём трактате «О поэтическом искусстве», написанном 400 лет спустя, уже в римскую эпоху: «Пусть не является бог, коль к тому не приводит развязка»*. Можно сказать, что deus ex machina долго не уходил со сцены и полюбился публике больше, чем того желали теоретики.

Однако «бог из машины» подвергался критике не только в «серьёзной» форме. Современник и коллега Еврипида, Аристофан, пародировал использование механэ в своих комедиях. «Мир», к примеру, начинается с того, что Тригей летит на Олимп на навозном жуке и одновременно кричит «машинному мастеру», чтобы тот поднимал его осторожнее. В «Облаках» Сократ спускается в корзине с небес, где он размышлял «в пространствах». Связь техники и литературного приёма в тот момент была настолько сильна, что сам Аристотель писал не о «боге», а о «машине». Поэтому мы можем сказать, что Аристофан обнажает приём буквально: он подчёркивает механистичность и неестественность пьес, где действие развивается за счёт механэ.

За две с половиной тысячи лет техническая сторона приёма утратилась, а значение искусственной, надуманной развязки у выражения «бог из машины» осталось. Чаще всего, увидев в конце произведения разрешение конфликта «извне», персонажами или природным явлением, которое берётся из ниоткуда, мы думаем о слабости писателя и неумении достойно завершить придуманную историю. Гораздо интереснее наблюдать за тем, как персонажи сами находят решение проблемы или «прозревают» после шокирующего или масштабного события.

Деус экс махина что означает. Смотреть фото Деус экс махина что означает. Смотреть картинку Деус экс махина что означает. Картинка про Деус экс махина что означает. Фото Деус экс махина что означает

Некоторые писатели, даже когда могут предоставить логичное завершение, оставляют финал открытым – они поддразнивают читателя и заставляют читателя вспомнить, что не все истории можно закончить.

Можно ли оправдать «бога из машины»?

Когда речь заходит о литературе, любое правило или установление однажды будет нарушено. И нарушено так явственно, что читатель не сможет пройти мимо. Deus ex machina – не исключение. М. А. Булгаков в своей повести «Роковые яйца» (1924) последнюю, двенадцатую, главу называет «Морозный бог на машине». В ней описывается, как огромных рептилий, по ошибке выведенных в совхозах вместо кур, смог остановить только неожиданный августовский мороз 1928 года. Змеи и крокодилы уже наступали на Москву, подобно вражеской армии, а люди были абсолютно бессильны – и единственным спасением было похолодание, которого теплолюбивые существа не пережили. Писатель не просто так выбирает время действия: в Москве мороз может быть в июне или в октябре, но никак не в августе. За счёт этого развязка становится максимально неправдоподобной, а событие повести напоминают наваждение. Можно предположить, что Булгаков пытается показать читателю, что в реальности исход был бы намного плачевнее, заставляет задуматься о последствиях необдуманного использования научных открытий. Или же показывает свой удивительный оптимизм – как и в другой научно-фантастической повести, «Собачьем сердце» (1925), ошибки, допущенные человеком, исправляются, и история возвращается в своё русло.

В отличие от Булгакова, его современник Дж. Р. Р. Толкин, не только использовал литературные приёмы, но и обосновывал их теоретически. Одним из них стала эукатастрофа (eucatastrophe). Термин придумал сам Толкин для обозначения неожиданного счастливого «поворота», который вселяет особую радость в сердца читателей. Писатель считал этот приём одним из главных показателей настоящей Сказки.

В эссе «О волшебных сказках» (1947), где вводится термин, ничего не сказано о «боге из машины», однако можно легко увидеть сходство греческого приёма с эукатастрофой: в обоих случаях персонажи находятся в безвыходной ситуации, разрешение которой является для читателя сюрпризом. Поэтому в описаниях deus ex machina можно часто встретить слова о том, что Толкин этот приём оправдывал. Однако это не совсем так. Отличие эукатастрофы в том, что она не обязана противоречить логике повествования – Толкин подчёркивает, что эффект подобного «поворота» зависит от самого повествования и его организации. В качестве примера можно привести эпизод из «Властелина колец» (1955), где Арагорн прибывает с войском призраков именно в тот момент, когда армия Гондора практически пала под натиском армии Мордора. К тому моменту читатель уже знает о планах Арагорна, хотя и удивляется, увидев его на пиратском корабле. Именно поэтому читатель не испытывает недоумения, а в дальнейшем читает предысторию этого эффектного появления. В случае с deus ex machina никакого объяснения появления «бога» не предполагается.

Deus ex machina как литературный или кинематографический приём очень сложно органично вписать в произведение – чаще всего он прикрывает неспособность автора органично закончить произведение. Но трагедии Еврипида до сих пор появляются в театральной афише, интерес к классическим драмам с «богом из машины» не угасает. Возможно, мы все верим в то, что в конце обязательно кто-то придёт и расставит всё на свои места. Или хотя бы расскажет сказку, где даже из самой безнадёжной ситуации есть выход. ■

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *